<< Пред. стр. 125 (из 913) След. >>
образы свободолюбивых людей, показана изменническая политика сельскихбогачей (чорбаджи), сочувственно обрисована жизнь болг. эмигрантов,
участвовавших в борьбе с поработителями. Ко второй группе относятся
сатирич. комедии "Кандидаты славы" (1900), "Искатели тёплых местечек"
(1903) и др., в к-рых В. обличал карьеризм, жажду наживы, эгоистич.
интересы бурж., чиновничьих и писательских кругов. Этими пьесами В.
утвердил в болг. драматургии жанр реалистич. общественно-сатирич.
комедии. В третью группу входят историч. драмы "Над пропастью" (1908),
"Борислав" (1909), "Ивайло" (1911), "Престрл" (1921). Эти произв., осн.
тема к-рых - идея гос. независимости Болгарии, развивали традиции
историко-патриотич. драматургии Д. Войникова и В. Друмева. Однако в них
сказалась идейная противоречивость творчества В., влияние консервативных
буржуазно-националистич. концепций. Среди пьес В.-"Михалаки чорбаджи"
(1878), "Казаларская царица" (1911).
Комедии и драмы В. были пост. впервые "Руме-лийской театральной
труппой" (Пловдив), т-ром "Слеза и смех", реорганизованным в 1904 в Нар.
т-р (София). В программу торжественного открытия Нар. т-ра входил
написанный В. пролог-феерия "Слава искусства", проникнутый поэзией болг.
нар. легенд и сказок. В пьесах В. выступали крупнейшие актёры Болгарии -
Г. Киров, А. Кирчев, X. Ганчев, А. Будевская, К. Сарафов, Г. Донев и др.
Многие пьесы В. сохраняются в репертуаре болг. т-ров.
Соч.: Изгнанники, в кн.: В аз о в И., Соч., т. 6, пер. с болг., М.,
1957.
Лит.: Державин Н. С., Иван Вазов, М.-Л., 1848. Аг. М.
"ВАЙ" - амплуа в китайском театре. Обычно "В."- второстепенные роли
мужчин. В Сунской и Юаньской южной драме к "В." относили только роли
старых и молодых (позднее только старых) людей. В Кунь-шаньском т-ре
роли этого амплуа назывались "лао-вай", в Пекинской опере - "лицзы
лаошэн" (Го Цзы-и в пьесе "Наказание принцессы Цзинь Чжи", Дун Гао-гун -
"Застава Вэньчжаогуань"). В совр. кит. т-ре в амплуа "В." входят
основные роли в Куныпаньском, Хубэйском и Хунаньскомт-рах. В Ху-бэйском
т-ре к этому амплуа относятся все роли без пения (Сяо Энь в пьесе "Рыбак
убивает семью помещика", Сун Цзян - "Убийство Янь По-си").
ВАЙНО, Арнольд Хансович [13(26).VII.1900- 15.III.19601 - эстонский
актер. В 1917-19 выступал в хоре. В 1919-32 был актёром и режиссёром
т-ра "Ванемуйне" (Тарту), в 1932-41 -т-ра "Эстония" (Таллин). Крупный
комедийный актёр, В. с успехом выступал в эст. бытовых пьесах, в драмах
и опереттах. Сочные народные образы, созданные В., были отмечены мягким
юмором, жизненной правдивостью. Роли: жрец Арон, Яак Йорам, Кустас ("На
вехах Синая", 1928, "Микумярди", 1936, "Лежебока", 1937, Рауд-сеппа),
Земляника ("Ревизор", 1936), Основа ("Сон в летнюю ночь", 1937). Пост.
спектакли: "Цыганский барон" Штрауса (1930), "Прекрасная Елена"
Оффен-баха (1932) и др. В 1941 оставил сцену. Л. Кр.
ВАЙНОНЕН, Василий Иванович [р. 8(20).II. 1898] - русский советский
балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1939).В 1919 окончил Петрогр.
хореографич. уч-ще (класс В. И. Пономарёва). В 1919-38 работал в
Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова. С 1939 ставил спектакли в т-рах
Москвы, Минска, Новосибирска и др. городов. В первые годы творч.
деятельности исполнял небольшие характерные партии. В 20-е гг. начал
работать как балетмейстер (пост. ряд концертных номеров). В 1930
осуществил постановку балета "Золотой век" Шостаковича в
Ленингр. т-ре оперы и балета (ныне им. Кирова). Пост. спектакли:
"Пламя Парижа" Асафьева (1932, Ленингр. т-р оперы и балета; новая
сценич. редакция - 1933, Большой т-р, Ст. пр. 1947), воссоздающий образ
народа как героя спектакля; "Щелкунчик" (1934, Т-р им. Киро-ва;1938,
Большой т-р), в к-ром В. нашёл сценич. решение, более близкое к муз.
Чайковского, "Партизанские дни" Асафьева (1937, Т-р им. Кирова);
"Арлекинада" Дриго (1946, Белорус. т-р оперы и балета, Минск); танцы в
опере "Проданная невеста" Сметаны (1949, Большой т-р, Ст. пр.); "Берег
счастья" Спадавеккиа (1952, Новосибирский т-р оперы и балета).
Лит.: СлонимскийЮ., Вайнонен, Захаров, Лавровский, "Рабочий и театр",
1936, ј 21; Государственный ордена Ленина академический Большой театр
Союза ССР, М.. 1947. с. 278.
ВАЙНЮНАИТЕ, Антанина Юозасовна [р.2(14).!. 1896] - литовская
советская актриса. Нар. арт. Лит. ССР (1956). В 1915-18 занималась в
театр. школе им. Мочалова в Одессе. С 1918 работала в т-ре Ю. Вайч-куса
в Вильнюсе, в 1919 - в Каунасе, с 1920 - в Драм. т-ре об-ва "Творцов
искусства" (в 1922 преобразован в Гос. т-р). Образы, созданные В.,
отличаются тщат. отделкой деталей, задушевностью, искренностью"
теплотой, жизненной достоверностью. Роли: Мар-целе ("Голодные люди"
Ясюкайтиса, 1919), Раудона' ускене ("Денежки" Чюрлионене, 1921), Луиза,
леди Мильфорд ("Коварство и любовь"), Дездемона (1924);
Графиня, Марцелина (1924, 1952, "Свадьба Фигаро"), Найнене ("Поют
петухи" Балтушиса, 1948), Климан' скене ("Горячее лето" Грицюса, 1955),
Горностаева ("Любовь Яровая", 1956), мисс Европа ("Генеральная
репетиция" Бинкиса, 1959) и др. В. М.
ВАЙЧКУС, Юозас Ионасович (16.IV. 1885-7.IV. 1935) - литовский
театральный деятель. В 1905 создал передвижную любительскую театр.
труппу, с которой гастролировал в Литве до 1914. В 1916 окончил юридич.
ф-т Петерб. ун-та и студию Александрийского т-ра. В том же году создал
литов. драм. студию, к-рая давала в 1917-18 спектакли в Петрограде. Эта
студия стала первым лит. проф. т-ром. С 1918 т-р работал в Вильнюсе, с
1919 - в Каунасе. В 1920 на основе этого коллектива был создан Драм. т-р
об-ва "Творцов искусства" (в 1922 преобразован в Гос. т-р), в к-ром В.
работал режиссёром. В 1923-32 В. жил в США. В 1932 вернулся на родину.
Работал в кино. Творчество В. отмечено реалистич. тенденциями. Среди его
пост.: "Люди" Варгшаса (1918), "Голодные люди" Ясюкайтиса (1919), "Две
дороги" Хейермансч
(1919), "Строитель Сольнес" (1919) и "Привидения"/
(1920) Ибсена, "Блинда" Жямкальниса (1920), "Огни Ивановой ночи"
Зудермана (1920) и др. В. вёл педаго-гич. работу; среди его учеников -
П.Кубертавичюс, И. Станулис, О. Курмите, А. Вайнюнайте, В. Ди' нейка и
др. В. М.
ВАЙЧЮНАС, Пятрас Винцович (29.VI.1890 - 7. VI. 1959) - литовский
советский драматург и поэт. Засл. деят. иск-в Лит. ССР (1954). В своих
пьесах В. показал трагич. судьбу хуДож-ника, бесправное положение
женщины в бурж. обществе. В. написал 21 пьесу, вт. ч.: "Патриоты"
(1926), "Грешный ангел" (1927), "Идолы и люди" (1928), "Воскресенье"
(1936, Каунасский т-р), "Их превосходительство" (1954, Вильнюсский т-р).
Пьесы В. были пост. т-рами Каунаса, Шяуляя, Клайпеды, Паневежи-са.
Перевёл на лит. язык пьесы Шиллера, Словацкого, Ибсена, Арбузова. А.
Руз.
BAKA (Vaca),Хусепа [1589-1653(?))- испанская актриса. Прославилась
как исполнительница центральных женских ролей в комедиях Лопе де Вега и
в ауто. Уже в 1607 В. пользовалась в Мадриде известностью, ей посвящали
свои пьесы драматурги Лопе де Вега, Велес де Гевара.
Лит.: Diaz de Escovar у Larso el e la Vega, Historia del teatro
espanol, Barcelona, 1924. Я. Т
BAKAPECA (Vacarezza), Альберто (р. 1896) - аргентинский драматург.
Один из наиболее популярных авторов жанра своеобразных муз. комедий
сайнете. Произведения В. (на исп. яз.) имели большой успех и часто
ставились в т-рах Аргентины. Первая его пьеса "Экскурсанты" отражала
жизнь простого народа (1911, пр. на "Конкурсе Аргентинского т-ра",
музыка композитора Э. Чели). В. принадлежат "сайнете": "Ефрейтор Риверо"
(1928-29, труппа Муиньо - Алипии, т-ры "Аполо" и "Насьональ",
Буэнос-Айрес), "Ты родился в ночлежке" (1920, труппа
Арата-Ситари-Франко, т-р "Насьональ", Буэнос-Айрес), "Ночлежка",
"Голубка" (1929, т-р "Насьональ", труппа Арата-Ситари-Франко), "Когда
развлекается беднота" (1929, там же). В. развивал в "сайнете" традиции
Немесио Трехо и Пачено, придал этому жанру особую нац. окраску,
освободив его от исп. влияний. Писал и в др. жанрах - драма "Семья
Батальян" и др. Пьесы В. рассказывают о жизни простого народа, об
эмигрантах, приезжающих в Буэнос-Айрес в надежде найти работу, и т. д.
Лит.: Siete sainetes portenos. Ed. Losange, В. Aires, 1958. Ал. Р.
ВАКАСЮГАТА - актёрское амплуа в японском традиционном театре Кабуки;
актёр, играющий молодых мужчин. Появилось в нач. 17 в. В театре
ва-касю-кабуки В. занимал наряду с вакасюоннагата центральное положение
в труппе. Л. Гр.
ВАКАСЮ-КАБУКИ - вид японского традиционного театра Кабуки. Ведущими
актёрами В.-к. были обычно красивые юноши. В.-к. получили широкое
распространение после 1629, когда были запрещены выступления трупп
онна-кабуки, состоявших из женщин. Представления В.-к. носили
преимущественно танцевально-песенный характер. В 1652 спектакли В.-к.
были также запрещены. Л. Г р.
ВАКАСЮОННАГАТА - актёрское амплуа в японском традиционном театре
Кабуки; роли молодых девушек. Появилось в нач. 17 в. В т-ре
вакасю-кабуки партнёром В. был вакасюгата. Актёр, исполнявший роли В.,
занимал одно из центральных положений в труппе.Амплуа В. сохранилось и в
совр. т-ре. Л. Гр.
ВАКЕЛИ (наст. фам.- Мегрелидзе), Иона Лукич (р. 28.XI.1900)
-грузинский советский поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1920.
Первая пьеса "Насакирали" (1925) посв. событиям революции 1905. В
комедии "Апракуне Чимчимели" (1934), пьесах "Зависть" (1937) и "Сталь"
(1951) В. разоблачает пережитки старого, рисует образы волевых,
целеустремлённых сов. людей, их борьбу за построение новой жизни. Автор
историч. пьес "Шамиль" (1935), "Георгий Саакадзе" (1939) и "Царица
Тамара" (1948). Пьесы В. ставились в т-рах им. Марджанишвили, им.
Руставели, им. Грибоедова (Тбилиси).
Соч.: з u J 0 С -' "o000 buuJudo" (1939); "отиЭи Эозо" (1948).
Лит.: Барамидзе А., Р а д и а н и Ш., Ж г e н т и Б. История
грузинской литературы. Тб., 1958.
2uu8odo u., ( о со о u E) o '3., л с п б (*) о ijucn'cwo сопиДпоЬ
obcoou. Д. Д.
БАКИ - второй актёр в классическом японском театре масок Но. Первый
актёр (сигэ) и сопровождающие его актёры выступают обычно в масках. В. и
сопровождающие его актёры - без масок. Л. Гр.
ВАКХАНАЛИЯ (франц. bacchanale, от лат. Baccha-nalia - празднества в
честь Вакха, бога вина и веселья)- в опере, балете вводная хореографич.
сцена, эпизод или танец, обычно изображающий опьянение, шумное веселье,
античную вакхич. сцену. Исполняется темпераментно, в живом, быстром
темпе. Возникновение В. как музыкально-хореографич. жанра относится к
концу 18 в., когда пианист и композитор Д. Штей-бельт издал свои "12
вакханалий" для фп. с аккомпанементом тамбурина, ставшие популярными в
качестве муз. основы танц. импровизаций в парижских салонах эпохи
Директории. Любительское исполнение В. затем перешло на профессиональную
сцену. Композитор Керубини первым ввёл В. в балет ("Ахилл на Скиросе",
1804). Яркие образцы В.-в операх "Тан-гейзер" (сцена "Грот Венеры"),
"Фауст" ("Вальпургиева ночь"), "Самсон и Да-лила" Сен-Санса, в балете
"Раймонда" и др.
ВАЛАМАТ-ЗАДЕ, Гафар (р. 1916) - таджикский советский балетмейстер.
Нар. арт. Тадж. ССР (1945). Деп. Верх. Совета Тадж. ССР 2-4-го созывов.
Член КПСС с 1942. Был исполнителем народных танцев. В 1930-32 учился в
муз.-театр. техникуме в Ленинабаде. В 1932 вступил в труппу У зб. муз.
т-ра в Ташкенте. С 1934-артист балета и балетмейстер тадж. муз. т-ра в
Сталинабаде. Творчество В.-З. характеризуется большим темпераментом,
технич. мастерством, способностью выразительно передавать содержание
танца. В пост. им танцах В.-З. опирался на опыт мастеров нар.
творчества. В 1944-46 учился в Москве в хореографическом училище при
Большом театре, в 1947 - 51 - на балетмейстерском отделении ГИТИСа. С
1951-гл. балетмейстер Театра оперы и балета- имени Айни (Сталинабад).
Пост. спектакли: "Лейли и Меджнун" Баласаня-на (1947), "Эсмераль-да"
Пуни (1953), "Бахчисарайский фонтан" (1954),"Дильбар" Ленского (1954) и
др. В постановках В.-З. органически сочетаются элементы классического и
народного таджикского танца. Н. Н.
ВАЛЕЕВ, Масалим Мушарапович [26.III (7.IV). 1888 - 2.1.1956] -
башкирский советский композитор, скрипач и дирижёр. Засл. деят. иск-в
Башк. АССР (1940). В 1914-17 учился в Муз. школе в Оренбурге. С 1910
работал как скрипач в различных симф. и оперных оркестрах и одновременно
занимался композиторской деятельностью. С 1932 был дирижёром и зав. муз.
частью Башк. т-ра драмы (Уфа). Автор первой нац. башк. оперы "Хакмар" о
борьбе за колхозный строй и новый быт в башк. деревне (1940, Башк. т-р
оперы и балета, Уфа; новая ред. под назв. "Айхылу" совм. с Н, И. Пейко,
пост. там же, 1943), музыки к спектаклям "Кара юзляр" ("Черноликие")
Гафури, "Тальян-гармонь" Ахметшина, "Тансулпан" Даяна (пост. в Башк.
т-ре драмы), симф., хоровых и др. соч. Д. Б.
ВАЛЕЕВА, Бану Нургалеевна [р. 14(27). XII. 1914]-башкирская советская
артистка оперы (колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1955). Член КПСС
с 1953. Деп. Верх. Совета Башк. АССР 2-5-го созывов. Творческую
деятельность начала в самодеятельности. В 1938 окончила Башк. студию при
Моск. консерватории; в этом же году начала работать в Башк. т-ре оперы и
балета в Уфе. Партии: Танхылу
("Акбузат" Заимова и Спадавеккиа), Алтынчеч (о. п. Жиганова), Аминат,
Наза ("Салават Юлаев", "Кода-са" Исмагилова), Антонида ("Иван Сусанин"),
Марфа ("Царская невеста"), Виолетта, Джилъда ("Травиата", "Риголетто"),
Лакме (о. п. Делиба) и др. В. является также выдающейся исполнительницей
башк. нар. песен. В иск-ве В. претворяются характерные черты нар.
орнаментированного мелодич. стиля. Д. В.
ВАЛЕЕВ-СУЛЬВА, Су-лейман Яруллович [9(21). I. 1899-23. IV.
1956]-татарский советский актёр и режиссёр. Член КПСС с 1920. В 1919 -
актёр театр. фронтовых бригад. В 1920-23- режиссёр тат.
рабоче-крестьянского т-ра в Оренбурге, в 1925-26 - тат. Крымского т-ра.
В. содействовал утверждению советского репертуара на нац. сцене. Пост.
первые тат. пьесы о Красной Армии: "Шлем" Минского, "Борьба за Казань"
Алымова (1928). В 1931-32 учился в ГИТИСе на режиссёрском ф-те. В
1928-45 работал как режиссёр в Т-ре им. Камала (Казань). Пост.:
"Банкрот" Г. Камала (1933), "В вороньем гнезде" Ш. Камала (1929),
"Отелло" (1936). В 1949-56 возглавлял Тат. республиканский передвижной
т-р. Пост. "Увядшие цветы" Джабарлы (1953), "Седая девушка" Хэ Дзинь-Чжи
и Дин Ни (1955). X, К.
"ВАЛЕНСИАНСКАЯ ВДОВА" ("La viuda valen-ciana") - комедия в 3 д. Лопе
де Вега (Вега Яарпьо) (сюжет заимствован из итал. новелл Маттео
Банделло). Соч. 1604, окончательный вариант - 1619. В рус. пер. (М. Л.
Лозинского) пост. впервые 26 марта 1940 Ленингр. т-ром Комедии (реж. и
худ. Акимов, комп. Животов; Леонарда - Юнгер, Камило - Савостьянов,
Лусенсьо - Бонди, Отон - Ханзель, Валерьо - Вениаминов, Лисандро -
Лец-кий, Урбан - Суханов и Сухаревская, Марта - Скопина, Флоро -
Филиппов, Селия - Барабанова, Росано - Волков). С этим спектаклем т-р
выступал в Москве в дни показа иск-ва Ленинграда (1940). 15 ноября того
же года премьера "В. в." состоялась в Моск. т-ре им. Ленинского
комсомола (реж. Берсенев и Гиацинтова, она же - исполнительница роли
Леонарды, худ. Козлинский, комп. Хачатурян, танцы - Бур-мейстер; Камило
- Фрелих и Палин, Лусенсьо - Марута, Отон - Плятт, Валерьо - Вовси,
Лисандро - Плотников, Урбан - Соколова, Марта - Паркалаб и Сергеева,
Селия - Кошкина). "В. в." поставили: Художественный т-р Латвийской ССР
(1952), Костромской т-р (1945), Сталинградский т-р (1940), Куйбышевский
т-р (1941), Ивановский т-р (1948), Липецкий т-р (1953), Омский т-р
(1955), Тюменский т-р (1959) и др.
И з д а н и я.- Первое изд. "В. в."-1620; Соч. Лопе д e Вега, т. XIV,
рус. пер. М. Л. Лозинского, М., 1939.
Лит.: Ленинградский театр комедии. "В аленсианская вдова". Комедия в
3 д. (к пост.), Л., 1939; "Искусство и жизнь", Л., 1939, .ј 4; "Театр",
М., 1941, .ј 4, с. 58-67. А. Шн.
ВАЛЕНТИНОВ, Валентин Петрович (1871-1929)- русский либреттист,
композитор, режиссёр, антрепренёр. Начал выступать на эстраде, затем
работал в оперетте как артист (на разных амплуа) и режиссёр. В. - автор
т. н. "опереточных мозаик" (оперетт, построенных на музыке из различных
совр. опер, оперетт, песен) и др. Популярностью пользовались оперетты
В.: "Ночь любви", "Тайны гарема", "Жрицы огня", "Монна Ванна" и др. О.
В.
ВАЛЕРИАНИ (Valeriani), Джузеппе (1708-17.IV. 1762) - итальянский
театральный художник и архитектор. Род. в Риме. Учился в Венеции, где
начал театр. деятельность. С 1742 работал в России. Совм. со своим
помощником А. Перезинотти В. писал декорации для спектаклей петерб.
Оперного дома и моек. Оперного т-ра (ок. Головинского дворца): "Селевк"
(1744) и "Александр в Индии" (1756) Арайи, "Мило. сердие Тита" Хассе
(1746) и мн. др. (см. рис. на стр. 807). Указом от 1747 В. был назначен
придворным театр художником. С 1748 до конца 50-х гг. 18 в. преподавал в
рисовальных классах Академии наук. Работал также как дворцовый
декоратор.
Лит.: Коноплева М., Театральный живописец Джу" зеппе Валериани.
Материалы к биографии и истории творчества, Л., 1948. р. X.
ВАЛЙТОВА, Набиля Гательхамитовна (р. 24. XII. 1928) - башкирская
советская балерина. Засл. арт. РСФСР (1955). Окончила Ленингр. хореограф
ич. уч-ще в 1949. С этого же года -солистка Башк. т-ра оперы и балета
(Уфа). Партии: Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Лиза ("Тщетная
предосторожность" Гертеля), Лауренсия и Паскуала ("Лауренсия" Крейна),
Одетта-Одиллия, Раймонда. Д. Б.
"БАЛЛЕ" (Valle) - итальянский театр. Основан в Риме в 1726 К. ди
Джулиано Капраника и в том же году сдан им в аренду Д. Валле.
Первоначально "В." был гл. обр. драм. т-ром; в нём ставились комедии
дель арте, с 1755 также пьесы К. Гольдони и П. Кьяри. С 1765 здесь шли
преим. оперы Н. Пиччини, Дж. Паизиелло, Д. Чимарозы и др. В 1789 т-р был
закрыт и открылся вновь в 1796. В нач. 19 в. на сцене "В." впервые
ставятся оперы Дж. Россини и Г. Доницетти. Во 2-й пол. 19 в. в т-ре "В."
наряду с операми ставились также драм. спектакли, в к-рых принимали
участие артисты Ч. Росси, Э. Дузе, Ф. Андо, Э. Новелл и. В 20 в. "В."
становится второстепенным т-ром. В наст. время в нём выступают различные
драм. труппы. В 1959 на сцене "В." пост. пьеса Л. Скварцины "Девушка из
Романьи". Здание т-ра перестраивалось в 1765, 1823 и 1898. Р. X.
ВАЛЛЕНТИН (Vallentin), Рихард (3.11.1874- 14.1.1908) - немецкий
режиссёр. В 1894 сценич. деятельность начал как актёр в берлинском
"Остенде-театре". В 1896 вступил в труппу Немецкого т-ра. Принимал
участие (вместе с М.Рейнхардтом) в постановках лит.-театр. кабаре "Шалль
унд раух" (1901), затем был режиссёром берлинского Малого т-ра, где
пост. спектакль "Ночлежка" ("На дне" Горького, 1903), в трактовке к-рого
проявились натуралистич. тен- денции. В этом же т-ре пост. "Виндзорских
проказниц" (1904). Для режиссёрского иск-ва В. характерно сочетание
натурализма с яркой театральностью. Сложные взаимоотношения с
Рейнхардтом заставили В. перейти в венский Городской т-р. Позднее В.
участвовал в создании "Хеббель-театра" в Берлине, открытого в 1908,
вскоре после смерти В..
Максим (р. 9. X.I 904) - немецкий режиссёр, театральный деятель. Сын
Рихарда В. По окончании школы актёрского иск-ва при Гос. т-ре в Берлине
(ученик Л. Йеснера) дебютировал на сцене "Шлос-парктеатра", затем играл
в различных театрах Берлина и Цюриха. В 1925 был организатором и
режиссёром рабочего самодеятельного агитпропколлектива "Красный рупор".
В 1933 эмигрировал в СССР; изучал систему Станиславского, работал
режиссёром на радио. По возвращении в Германию в 1945 создал (совм. с О.
Гайяром) первый в Германии театр. ин-т в Веймаре, в к-ром занятия велись
по системе Станиславского. Из первого выпуска этого ин-та в 1950 В.