<< Пред. стр. 130 (из 913) След. >>
гастролёры.Первое театр. помещение в В. было оборудовано в 1637 (приВладиславе IV) в королевском замке. В 1725 открыт "Опернхауз". В этот
придворный оперно-балетный т-р впервые стали допускать и население
столицы. При короле Станиславе Августе Понятовском (2-я пол. 18 в.) в
королевской резиденции в Лазенках были выстроены выдающиеся памятники
архитектуры - т-р "В пома-ранчарне" ("В апельсинной оранжерее") и
открытый т-р "На выспе" ("На острове") (обе постройки сохранились до
наст. времени). Наряду с придворным театром в 17-18 вв. в В.
существовали т-ры "школьные", принадлежавшие монашеским орденам
иезуитов, пиаристов, театинцев. В 1765 в В. был открыт первый публичный
проф. польский т-р (с 1807 за этим т-ром закрепилось название "Т-р
Народовы", см. Польский "Театр Народовы"), в конце 18 - нач. 19 вв.
занявший ведущее положение среди т-ров страны. Во главе его в течение
многих лет (1783-84, 1790-94, 1799-1814) стоял В. Богуславский. "Т-р
Народовы" перешёл в новое здание (арх. А. Корацци)" именовавшееся "Театр
Вельки" ("Большой т-р"). В большом зале этого т-ра ставились оперы, в
малом - драмы. В 1836 драм. труппа "Т-ра Народовы" влилась в т-р
"Роемаитости" ("Разнообразия"), открытый в В. в 1829. На сцене т-ра
"Роз-маитости" выступали крупнейшие польские актёры: Б. Кудлич Я.
Круликовский, А.Жулкоеский, Е. Моджеевская, Л. Гальперт Ю. Рыхтер, Б.
Лещинский, М. Френкель, К. Намипький. В 1924 т-р "Розмаитости" перешёл в
здание "Т-ра Вельки"-(восстановленное после пожара 1919) и вновь получил
имя "Т-ра Народовы". Деятельность "Т-ра Народовы" была прервана 2-й
мировой войной и возобновилась только в 1949.
В 60-х гг. 19 в. возникают летние т-ры в садах В. - т. н. "т-ры
огрудкове" ("Альгамбра", "Тиволи", "Водевиль", т-р в Саксонском саду и
др.). На сценах этих т-ров, носивших чисто коммерческий характер, иногда
выступали крупные польские актёры (Л. Сольский и др.),ставились впервые
нек-рые значительные пьесы (Г. Запольской и др.). В 1913 в новом
специально выстроенном здании открылся "Театр Польски" (рук. А. Шифман,
реж. Л. Шиллер, реж. и актёры А. Зельверович, А. Венгерко, актёры М.
Пшибылко-Потоцкая. С. Высоцкая, Ю. Венгжин, М. Цвиклиньская и др.). "Т-р
Польски" противопоставил театр. рутине передовой классич. и совр.
репертуар. В 1907-39 в здании филармонии существовал т-р "Малы" (с 1918
он был второй сценой "Т-ра Польски").
В условиях бурж.-реакционного режима передовые театр. деятели В.
предпринимали попытки противостоять реакционным тенденциям,
насаждавшимся властями. В В. протекала деятельность основанного Ю.
Остэрвой т-ра "Р-едута" (1919- 1925 и 1929-30), в творч. программе
к-рого использовались нек-рые принципы МХТ.
В 1924-26 в В. работал ориентировавшийся на массового зрителя т-р им.
Богуславского ( рук. - Л. Шиллер, В. Хожи-ца и А. Зельверович). Этот
прогрессивный т-р был закрыт городскими властями. Передовым т-ром стал
т-р "Атенеум"" руководимый с 1930 С. Ярачем.
Во время гитлеровской оккупации т-ры В. прекратили свою деятельность
(отд. спектакли с участием крупнейших польских артистов ставились
конспиративно). В 1946 "Т-р Польски" возобновил свою деятельность в
восстановленном здании.
К 1960 в В. насчитывалось свыше 20 т-ров. Ведущим т-ром В. является
"Т-р Польски" (директор С. В. Балицкий, почётный директор А. Шифман,
режиссёры: М. Верчинская, Р. Завистовский). "Т-р Польски" ставит высокую
романтич. драму как польскую, так и иностранную (в репертуаре - пьесы А.
Мицкевича, Ю. Словацкого, С. Выспянского, Ф. Шиллера, М. Ю. Лермонтова и
др.), современную драматургию. Филиал "Т-ра Польски", т. н.
"Камеральны", ставит гл. обр. совр. польские и иностр. пьесы. "Т-р
Народовы", располагающий значительными артистич. силами, также уделяет
большое внимание пост. польской классики (В. Богуславский, А. Фредро, Ю.
Словацкий, Ю. Коженёвский, С. Выспянский). Реж. т-ра - Ю. Вышомирский,
В. Красно вецкий, Я. Страхоцкий. Т-р "Вспулчесны" ("Современный") ставит
гл. обр. современные пьесы (Л.Круч-ковского, Б. Брехта, Дж. Осборна).
Руководитель т-ра - реж. Э. Аксер. В высотном здании Дворца науки и
культуры работают т-ры:
"Драматычны", "Клясычны" и кукольный "Лялька" ("Кукла").
"Драматычны т-р" вырос из т-ра Дома Войска Польского (худ. рук. М.
Меллер, Я. Ко-синьский, Л. Рене и Я. Свидерский). Один из передовых,
ищущих коллективов, т-р уделяет основное внимание совр. драматургии, в
том числе советской ("Оптимистическая трагедия"). Спектакли театра
отмечены высокой культурой декорационного оформления (художник Я.
Косиньский, А. Садовский). Т-р "Клясычны" (руководитель - один из
старейших реж. Польши Э. Хаберский ставит по преимуществу классические
произведения. Этот т-р ведёт большую работу по созданию спектаклей,
предназнач. для детской аудитории, систематически сотрудничает с
писателями, создающими пьесы для юного зрителя.Кроме у казанных т-ров, в
В. действуют: т-р "Атенеум" им. С. Ярача, "Комедия" (ставит гл. обр.
лёгкие комедии и фарсы), "Сирена" (в репертуаре - эстрадные программы,
сатирич. комедии, а также муз. комедии, приближающиеся к обозрению), т-р
"Розмаитостй" (не имеющий прямой связи со старым т-ром того же назв., но
также отличающийся разнообразием репертуара), "Еврейский" (рук. И.
Каминьская, дочь известной артистки Э. Р. Каминьской). В рабочих районах
В. находятся т-ры "Повшехны" ("Общедоступный", реж. И. Бабель) и
"Людовы" ("Народный"). В их репертуаре - классич. произв. (инсц. "Войны
и мира" Л. Н. Толстого в т-ре "Повшехны"), а также произв. совр.
польских, советских и др. драматургов. В В. работают также кукольные
т-ры "Гуливер", "Бай" и два студенческих сатирич. т-ра.
В В. имеются музыкальные т-ры. Мировой известностью пользуется
Государственный оперный театр. ведущий своё начало от оперной труппы
т-ра "Народовы". С 1833 оперные и балетные ансамбли выступали в здании
"Т-ра Вельки". В наст. время это здание восстанавливается и
перестраивается после пожара 1939, Работает в В. также Т-р оперетты.
Лит.: Ростоцкий Б., Размышляя о польских спектаклях, "Театр", 1959,
;ј 2; А р о н о в А., На польских спектаклях. Заметки режиссера,
"Театр", 1957, ј 2; С z e m-p i n s k i J., Teatry polskie w Warszawie,
Warsz , 1929;
Mrozinska S., Teatr wsrod ruin Warszawy, Warsz., 1958; Teatr
Dramatyczny m. st. Warszawy, dawniej Teatr Domu Wojska Polskiego.
1955-1958, Warsz., 1959. В. РОС.
ВАРШАНЬИ (Varsanyi), Ирен (16. VIII. 1878, Дьёр,- 17.X.1932,
Будапешт) - венгерская актриса. В 1894- 1896 училась в Академии театр.
иск-ва (Будапешт). В 1893-1930 работала в т-ре "Вигсинхаз" (Будапешт).
Вначале играла роли инженю и травести в комедиях, водевилях и драмах
франц., нем., венг. авторов. Подлинным событием в истории венг. т-ра
было исполнение В. ролей в пьесах Ш. Броди (Эржебет - "Кормилица", 1902,
Флора- "Учительница", 1908), в которых она раскрыла трагедию венг.
женщины-труженицы. В. была выдающейся венг. актрисой реалистич.
направления. Её искусство характеризовалось глубиной психологич. и
социальных характеристик, мастерством перевоплощения. В. были присущи
скупость выразительных средств, чёткость внешнего рисунка, тщательная
разработка жеста, интонаций, внимание к сценич. детали. Впервые
исполнила гл. роли в пьесах совр. ей венг. авторов, способствуя
утверждению этих пьес в репертуаре т-ров:
Юлика и Йолан ("Лилиом", "Чорт"Мольнара), Сесиль ("Голубой песец"
Херцега), Жужа Редей ("Господский пир" Морица), Илона Кернер ("Тайфун"
Лендьеля). Среди др. ролей: Анна ("Ткачи" Гауптмана), Элиза, Кандида и
леди Сесили ("Пигмалион", "Кандида" и
"Обращение капитана Брассбаунда" Шоу), миссис Джонс ("Серебряная
коробка" Голсуорси), Ирена, Элла ("Когда мы, мёртвые, пробуждаемся",
"Джон Габриель Боркман" Ибсена). В.-первая исполнительница на венг.
сцене ролей в пьесах А. П. Чехова - Соня ("Дядя Ваня", 1920), Ольга
("Три сестры", 1922), Анна Петровна ("Иванов", 1923), Раневская
("Вишнёвый сад", 1924).
Лит.: Bardi Odo n, A regi vigszinbaz. Bp., 1957;
M a t г a i-B e t e g h B., Varsanyi Iren, в сб.: Nagy magyar
szi-neszek. Bp., 1957; Job D , Harom nover elsomagyarnyetvu eloadasa,
"Szinhaz es Filmmuveszet", Bp.. 1954, ј 6. A. H.
ВАРЬЕТЕ (франд. variete, от лат. varietas - разнообразие, смесь) -
вид театров, в представлениях к-рых сочетаются различные жанры
театрального, музыкального, эстрадного и циркового искусства. Название
произошло от т-ра "Варьете", основанного в Париже в 1720. Термин "В."
употребляется на Западе и в более широком смысле, соответствующем
понятию "эстрада", и охватывает представления кабаре и т-ров бурлеск.
Спектакли т-ров В. носят преим. лёгкий, развлекательный характер. Они
рассчитаны на бурж. обывательского зрителя. Для них характерны
комедийные элементы, ирония, пародия, эротика. В программы В. входят
одноактные пьесы, отдельные сценки, выступления певцов, чтецов,
танцоров, музыкантов, акробатов, жонглёров, фокусников. На сценах В.
возник и утвердился жанр обозрений (ревю), в к-рых отдельные номера
объединены условным сюжетом. Как тип зрелищного предприятия В. получило
распространение в крупнейших (в основном столичных) городах
капиталистич. стран в конце 19 - нач. 20 вв. Во Франции
предшественниками В. были парижские кафешантаны'и кабаре, где артистич.
богема устраивала импровизированные дивертисменты, камерные, интимные
представления, включающие песенки-шансонетки и выступления артистов
цирка. С 80-х гг. появляются кабаре-В. ("Ша нуар", "Фоли бержер"),
представления которых отличались пышностью постановки, слащавой
сентиментальностью, фривольными, непристойными шутками. Этот же характер
носили представления нью-йоркских театров бурлеск, ставивших обозрения и
эксцентрические водевили. Расцвет театров В. относится к 20-30-м гг. В
парижских В. ("Мулен руж", "Аполло") выступали одарённые артисты М.
Шевалье, Ж. Беккер, развивавшие эстрадную манеру непринуждённого,
выразительного пения, построенного на речитативе и мелодекламации,
сочетавшие вокальное исполнение с актёрской игрой.
В России дивертисментные программы, состоящие из куплетов, каскадных
танцев и эротич. песенок, демонстрировались с середины 19 в. в
ресторанах и кафе. Характер В. носил петерб. "Театр-буфф". В ресторанах
"Салон-варьете", "Омон", "Вилла-Родэ", "Аквариум", "Эрмитаж" и др.
давались эстрадные представления, рассчитанные, как и в других странах,
на богатую, праздную публику. К театрам В. примыкали близкие им по
программам театры миниатюр ("Кривое зеркало", "Летучая мышь"), ставившие
пародийные, эстетские спектакли.
В нач. 20-х гг. грань между В. и кабаре стирается. Исчезает основной
признак В. - столики перед сценой, сближающий В. с рестораном. Наиболее
крупными совр. театрами В. на Западе являются "Фоли бержер" и "Лид о" в
Париже, "Палладиум" в Лондоне. До 2-й мировой войны в Берлине -
"Винтер-гартен" и "Скала".
'Театры В., связанные с укладом крупных капи-талистич. городов Зап.
Европы, не получили распространения в СССР.
Лит.: Moeller van den Bruck A., Das Variete, В., 1902; С о 1 m a n F.
A., Trier W.,Artisten, Dresd.-B., [1928]; S ob e 1 В., A pictorial
history of burlesque, N. Y.,1956;
Jaque s-C h a r 1 e s, Cent ans de music-hall, Gen.- P.,[1956];
С h a d о u r n e A., Les cafes-concerts, P., 1889; W i s-s a n t G.
de, Le Paris d'aufrefois. Cafes et cabarets, P., [1928j;
W a r n о d A., Bals, cafes et cabarets. P., [1913]; Кузнецов E., Из
прошлого русской эстрады, М., 1958. М.З.
"ВАРЬЕТЕ" (Theatre des varietes) - французский театр. Один из
старейших т-ров Парижа. Основан в 1720 в здании т-ра "Пале-Рояль"
актрисой и антрепренёром Монтансье. В эпоху Империи труппа т-ра была
выселена (по ходатайству т-ра "Комеди Франсез") из своего помещения. В
1807 возобновила работу в новом здании (архитектор Се-лерье) на бульваре
Монмартр. С т-ром "В." связан расцвет франц. водевиля. В 1-й пол. 19 в.
"В." был одним из самых популярных т-ров Парижа. Здесь играли В. Дежазе,
Э. Арналь, М. Буффе, Ш. Потье, Ш. Берне, Ж. Ш. Одри, Фредерик-Леметр и
др. В 60-е гг. 19 в. в "В." ставились оперетты Ж. Оффен-баха. В наст.
время в помещении т-ра "В." играют различные драм. труппы.
Лит.: А 1 b e r t M., Les theatres des Boulevards, P., 1902;
Cain G., Anciens theatres de Paris, P., 1906. fJ J\
"ВАРЬЕТЕ И ЦИРК" - русский иллюстрированный журнал. Издавался в
Москве в 1912-17. Ежегодно выходило 7-12 номеров. Редактор-издатель - Я.
Бадиков. В журнале печатались хроника театра, варьете, цирка, кино, а
также судебная хроника, спортивные обозрения, фельетоны, шаржи и др.
Большое место занимали объявления и театр. реклама.
ВАСАДЗЕ, Акакий Алексеевич [р. 25.VII(6.VIII). 1899 - грузинский
советский актёр и режиссёр. Член КПСС с 1939. Депутат Верховного Совета
Груз. ССР 1- 4-го созывов. Нар. арт. СССР (1936). Род. в Кутаиси. В 1917
работал в Кутаисском т-ре художником-декоратором и там же впервые
выступил на сцене. Учился в Тбилисской драм. студии А. Джа-бадари
(1918-20). В 1920 вступил в труппу Т-ра им. Руставели (Тбилиси). В
19351955 - худ. рук. т-ра. С 1958 В. является также худ. рук.
Кутаисского т-ра им. Л. Мес-хишвили. Актёр широкого творческого
диапазона, В. создаёт как трагедийные, так и комедийные образы. Иск-во
В. характеризуется мастерством социальной типизации, чёткостью,
отточенностью выразительных средств, разнообразием и богатством сценич.
красок. Он находит яркую, острую характерность, обогащая созданные им
образы в процессе исполнения новыми деталями. Роли:
Менго ("Овечий источник" Лоне де В era, 1922), Клавдий ("Гамлет",
1925), Ахма ("Анзор" Шаншиашвили, 1928), Швач ("Разлом", 1928), Франц
Моор (1933), Берест ("Платон Кречет", 1935), Дариспан ("Осенние дворяне"
Клдиашвили, 1936), Яго (1937); Киквидзе ("Комбриг Киквидзе" Дарасели,
Ст. пр. 1942), Шмага, Крутицкий ("Без вины виноватые", 1938, "На всякого
мудреца довольно простоты", 1944), Шуйский ("Великий государь"
Соловьева, Ст. пр. 1946), Анания ("Измена" Сумбатова, 1940), Чадунели
("Начальник станции" Мосашвили, 1947), Абдул-Садык ("Потопленные камни"
Мосашвили, Ст. пр. 1951), Пепия ("Рассказ нищего" по Чавчавадзе, 1955).
С 1926 - режиссёр-постановщик. Пост. в Т-ре им. Руставели спектакли:
"Арсен" Шаншиашвили, "Из искры" Дадиани (1937), "Комбриг Киквидзе"
Дарасели, "Потопленные камни" Мосашвили, "Без вины виноватые","Человек с
ружьём" (1939); "Богдан Хмельницкий" Корнейчука (1940), "Великий
государь", "Враги" (1951). В Т-ре им. Месхишвили пост. спектакли:
"Изгнанник""Важа Пшавела, "Измена" Сумбатова (1958), "Заря Колхиды"
Лордкипанидзе (1959). С 1923 снимался в кино ("Георгий Саакадзе",
"Лурджа Магданы" и др.). С 1924 ведёт педагогич. работу. С 1949 -
профессор Тбилисского театр. ин-та им. Руставели.
"Л и т.: ?осг0 с0-1 00 е0000 Ь-о, o'b. "соUOU'O0 С?0 ЬсзО" ј 1947;
JoooodQ J., Ьо(пог"о спдоСоЬ оЭсобоо пЬоо, о'Ь. яодой Сро ЬпзО" ј "
1951. Г. Б.
ВАС‚НИН (наст. фам.- Васильев), Александр Викторович (1874-16.1.1944)
- русский советский актёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1937). В 1898
окончил драм. курсы б. Моск. театр. уч-ща (класс А. П. Ленского). В том
же году был принят в труппу Малого т-ра, на сцене к-рого играл до конца
жизни. Яркий комедийный актёр, В. исполнял роли Загорец-кого ("Горе от
ума"), Добчинского ("Ревизор"), Еле-си ("Не было ни гроша, да вдруг
алтын" Островского), Счастливцева ("Лес"), Кучумова ("Бешеные деньги").
С большим мастерством играл также драматические роли: Учитель
("Растеряева улица" по Успенскому), доктор Ямпольский ("Огненный мост"
Ромашова) и др. В. Мае.
ВАСИЛАКЕ (Vasilache)- главный комический герой румынских народных
кукольных представлений. А.Ф.
ВАСИЛЕВ, Добрин (14. IV. 1893-12. II. 1957)- болгарский театральный
деятель. Изучал историю иск-ва в Лейпциге и Мюнхене. Был заведующим лит.
частью в провинциальных театрах. Переводил пьесы, писал статьи по
вопросам театра. В 1942 была издана книга В. "История болгарского
театра...", охватывающая материал от истоков болг. театра до 40-х гг. 20
века.
Сеч.: История на българския театър от древностьта ло напих дни,
Варна, 1942. Аг. М.
ВАСИЛЕВ, Орлин (р.4.XII. 1904)-болгарский писатель и драматург. Член
Болгарской компартии. Активный участник революционного движения в
Болгарии. Был учителем. В сезон 1940-41 поставлены первые драмы
В.-"Остров прокажённых" (г. Руса) и "Хайдуц-кая любовь" (г. Варна). В
40-50-е гг. В. создал пьесы на совр. тематику. Пьеса "Тревога" ("Земной
рай", 1948, софийский Народный т-р) рисует распад бурж. семьи,
нац.-освободит, борьбу болг. народа в 1942-44. Проблемы морали,
отношения иск-ва к действительности, преодоления мелкобурж. пережитков в
сознании людей отражены в драме "Любовь" (1952, Народный т-р). В пьесе
"Счастье" ("Искатели счастья", 1954, софийский Народный т-р молодёжи)
автор, раскрывая судьбы своих героев, показывает, что истинное
назначение человека - борьба за счастье народа. Для драм В. характерны
напряжённое развитие действия, острые конфликты. В.- автор мн.
киносценариев. Аг. М.
ВАСИЛЕВА, Мара (р. 21.II.1896) - болгарская артистка оперы
(лирико-колоратурное сопрано). Одна из основоположников болг. нац.
вокальной школы. Музыке обучалась в Муз. уч-ще в Софии (по классам пения
и виолончели), затем - в Миланской консерватории. Принимала участие в
организации в Софии товарищества "Оперна дружба". В 1912- 1928 В.- одна
из ведущих солисток Софийской народной оперы. Партии: Гергана (о. п.
Атанасова), Пена ("Камен и Пена" Иванова и Кауцкого), Виолетта, Микаэла;
Филина ("Миньон" Тома), Маргарита ("Фауст"), Розина ("Севильский
цирюльник"), Джильда, Чио-Чио-сан и др. Для творчества В. характерно
следование традициям итал. оперной школы, реалистич. трактовка образов,
высокая вок. культура. Аг. М
ВАСИЛЕВСКИЙ, Ромуальд Викторович (1853- 1919) - русский артист оперы
(бас) и режиссёр. Муз. образование получил в Варшавском муз. ин-те.
Пению обучался у проф. Чаффей. В 1873-80 пел в Варшавском оперном
театре; в 1880-82 - в Киевском оперном т-ре. В Большом т-ре работал
певцом (1882-92), помощником режиссёра (1892-98) и вторым режиссёром
(1898-1906). Одновременно занимался с певцами Большого т-ра (1898-1902).
Пар-тин: Мефистофель ("Фауст"), Бертрам, Марсель
("Роберт-дьявол", "Гугеноты" Мейербера),донАльфон-со ("Лукреция
Борджиа" Доницетти) и др. Как режиссёр В. уделял большое внимание работе
с хором, добиваясь его живого участия в действии. Выл режиссёром
возобновлённого для Ф. И. Шаляпина спектакля "Русалка" (1900). Поставил
оперы: "Дубровский" Направника (1896), "Псковитянка" Римекого-Корсакова
(1901), "Ледяной дом" Корещенко (1900) и др. , О. Я.
ВАСИЛЕНКО, Сергей Никифорович [18(30). III. 1872, Москва, -
11.III.1956, там же] - русский советский композитор, дирижёр и педагог.
Нар. арт. РСФСР (1940) и Узб. ССР (1939). Доктор искусствоведения
(1943). Окончил юри-днч. факультет Моск. ун-та (1895) и Моск.
консерваторию (1901), где учился у С. И. Танеева, В. И. Сафонова, М. М.
Ипполитова-Иванова. Автор опер "Сын солнца" (1929, филиал Большого т-ра,
Москва), "Христофор Колумб" (соч., 1933), балетов: "В солнечных лучах"
(1926, Одесский оперный т-р), "Лола" (Т-р им. Станиславского и
Немировича-Данченко, Москва, 1925, 2-я ред.- там же, 1943), "Треуголка"
на основе музыки
М. де Фальи, И. Альбениса и исп. нар. песен (1935, Ленинград),
"Мирандолина" по комедии "Хозяйка гостиницы" Гольдони (1949, Большой
т-р, Москва). В. принадлежит также музыкальная комедия "Поп и поручик"
(соч. 1933), оперетта "Девушка из кофейни" (1938, Свердловский т-р
музкомедии), музыка к спектаклям, фильмам, симф., камерно-инструмент. и
др. соч. Начало творчества В. отмечено увлечением
легендарно-архаическими сюжетами: дипломная работа В. - опера-кантата