<< Пред.           стр. 142 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Вебер, X. Альсен, А. Поель и др. Гл. дирижёр В. г. о. (1959) - Г.
 Карали, ведущий реж.-Г. Реннерт. Здесь часто выступают дирижёры Г. Селл,
 И. Кейльберт, Д. Митропулос и др.
  Лит.: W a 11 a s с h e k R., Geschichte der Wiener Hofoper, W.,
 1907-1909; Specht R., Das Wiener Operntheater von Dingelstedt bis Schalk
 und Strauss, W., 1919. Л. М.
  ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в музыке, сложившееся в Вене
 во 2-й пол. 18 в. Основоположники его - И. Гайдн и В. Моцарт. К В. к. ш.
 примыкает X. Глюк. Последний и высший этап В. к. ш. - творчество Л.
 Бетховена (конец 18 в.- 1-я четверть 19 в.). Оптимистич. утверждение
 жизни, правдивое отражение действительности, гуманизм и народность -
 общие черты творчества венских классиков при всех различиях между ними.
 В. к. ш. связана с реформой муз.-сценических жанров: бытовая комич. и
 сентиментальная оперы превращаются в творчестве композиторов В. к. ш. в
 высокую реалистич. комедию ("Свадьба Фигаро" Моцарта) и психологич.
 комедию-драму ("Дон Жуан" Моцарта), а сказочная феерия - в нар.
 муз.сценич. сказку ("Волшебная флейта" Моцарта). Творчеству Моцарта
 предшествовало коренное преобразование Глюком мифологич. оперы,
 превращение её в правдивую, драматически цельную муз. трагедию. Бетховен
 внёс в оперное творчество революционно-героич. идеи ("Фиделио"),
 радикально изменив стиль немецко-австрийского зингшпиля в духе
 характерного для эпохи франц. революции жанра т. н. "оперы спасения".
 Творчество венских классиков - одна из вершин в развитии мирового муз.
 иск-ва.
  ВЕНСКАЯ ОПЕРЕТТА. Прообразом В. о. явился зингшпиль, утверждавшийся в
 сер. 18 в. на венской сцене композиторами И. Гиллером и К.
 Диттерс-дорфом. В развитии этого жанра в 19 в. сыграли большую роль
 актёры и драматурги Ф. Раймунд и И. Н. Нестрой. В последней четверти 19
 в. В. о. достигла высокого развития.
  В творчестве основоположника В. о. Ф. Зуппе влияние Оффенбаха -
 одного из создателей оперетты как самостоятельного жанра, сочетается с
 нац. традициями венской бытовой музыки, драматургич. принципами австр. и
 нем. зингшпиля и итал. оперы. Видным представителем В. о. был также К.
 Миллё-кер; среди либреттистов - Ф. Целль и Р. Жене. Классич. стиль
 венской "танцевальной" оперетты наиболее полно определился в творчестве
 И. Штрауса-сына. Среди композиторов, завершающих классич. тип В. о.,
 выделяется К. Целлер.
  Новый тип В. о., сочетающий сентиментальную драму и чувственную
 лирику с приёмами каскадного исполнения, создал Ф. Легар. На сценах Вены
 утверждается салонная или бытовая музыкальная комедия, перемежающаяся
 буффонными сценами. Лирич. и муз. номера развиваются почти до оперных
 форм, широко применяются лейтмотивы, инструментовка становится всё более
 насыщенной. Крупнейшими представителями В. о. в 20 в. были О. Штраус и
 И. Кальман музыка к-рого отличалась яркостью и эффектностью; лучшие её
 стороны связаны с нац. венг. песенно-танцевальной мелодикой. В сюжетах
 своих произв. Кальман следовал образцам венского опереточного стиля. В
 конце 20-х гг. 20 в. тематика либретто В. о. отходит от
 социально-сатирич. тенденций; живые характеры сменяются условными
 масками-амплуа. Упадок жанра В. о. обозначился в опереттах
 последователей Легара (в т. ч. Л. Фалля). См. также Оперетта.
  Лит.: ЯнковскийМ." Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе
 и в СССР, Л.-М., 1937; RiegerE., Offenbach und seine Wiener Schule, W.,
 1923; Keller 0., Die Operette in ihrer geschichtlichen Entwicklung
 (Musik, Libretto, Darstellung), Lpz., 1926.
  ВЕНУОЛИС (наст. фам.- Жукаускас), Ан-танас Юлианович [26.Ill (7.IV).
 1882-17.VIII. 1957]- литовский советский писатель-драматург. Народный
 писатель Лит. ССР (1957). Деп. Верх. Совета Лит. ССР 2-4-го созывов.
 Крупнейший представитель реалистич. направления в нац. лит-ре. Лит.
 деятельность начал в 1905. В историч. драме "1831 год" (1931, пост.
 1938, Каунасский т-р) В. показал протест литов. народа против царизма и
 крепостничества. Пьеса "Крепость" (1936) посв. борьбе литовцев против
 тевтонов в 13 в. В бытовой социальной драме "В сумерках" (1-й вариант
 1940, Каунасский т-р, новая ред. 1945, Паневежисский т-р) В. раскрыл
 антигуманность бурж. морали. В т-рах Литвы идут инсценировки повести В.
 "Утопленница" К. Кимантайте и А. Лиобите (1956, Вильнюсский т-р) и
 романа "Усадьба Пуоджю-насов" Р. Микалаускайте и Ю. Шейнас (1958,
 Шяуляйский т-р). А. Руз.
  ВЕНЯВСКИЙ (Wieniawski), Адам Тадеуш (27.11. 1879 - 27.IV. 1950) -
 польский композитор, музыкальный критик и музыкально-общественный
 деятель. Племянник скрипача и композитора Г. Венявского.
  Музыке обучался в Варшаве у Носковского, в Берлине у Баргиля и в
 Париже у д'Энди и Форе. Автор опер "Медея" (1912), "Освобождённый"
 (1928), балетов "Актея", "Лалита", оперетты "Софка" (не пост.) и др.
 произв. И. Гр.
  ВЕПРЙЦКАЯ, Людмила Васильевна (р. 12.IX. 1902) - русская советская
 писательница и драматург. Лит. деятельность начала в 1928. В.- автор
 одного из первых драм. произведений для детей на совр. тему - "Лягавый"
 (1929, Моск. т-р для детей), а также пьес "Весёлый портняжка" (по сказке
 бр. Гримм "Храбрый портняжка", 1936, МТЮЗ), "Сокровище Вали-дуба" (1952,
 Моск. драм. т-р), "Сливовые косточки" (1953, Ленингр. ТЮЗ), "Наш отец
 женится" (1956, Кировоградский т-р). В. пишет также пьесы для театров
 кукол ("Иржик-молодец", "Палочка-выручалочка" и др,.).
  ВЕРА (Vera), Мария (наст. имя и фам.- Франциска Э п п и х) (22.XI.
 1881 - 12.1. 1954) - словенская актриса. Обучалась актёрскому иск-ву в
 Вене. В 1908- 1919 играла в т-рах Цюриха, Мангейма, Берлина, Данцига,
 Базеля. В 1919-23 работала в сербских т-рах в Белграде, Сараево. В
 1923-54 - актриса Словенской драмы в Любляне. Иск-во В. было отмечено
 поэтичностью, глубиной психологич. характеристик. В. выступала гл. обр.
 в классич. пьесах (Софокл, Ев-рипид, Шиллер, Гёте). Однако свои лучшие
 роли создала в драмах Хеббеля (Мариамна - "Ирод и Мариамна", Брунгильда
 - "Нибелунги", Юдифь - "Юдифь", Родопа - "Гигес и его кольцо", Клара -
 "Мария Магдалина") и Ибсена (Гедда Габлер-о. п., Элида - "Женщина с
 моря", Ребекка - "Росмерс-хольм", Хедвига - "Дикая утка", фру Альвинг -
 "Привидения", Хьордис-"Воители в Хельгеланде"),
  Лит.: Фран Коблар, Вера Мария - артистка, Словенец, 1934; Филип Клан,
 Европеизация словенской театральной культуры, [s. l.], 1957. (7, И.
  "ВЕРА ШЕЛОГА"- см. "Боярыня Вера Шелога".
  ВЕРБИЦКИЙ, Всеволод Алексеевич (29.11. 1896 - 11. VIII. 1951) -
 русский советский актёр. Нар. арт. РСФСР (1948). С 1916 -в труппе МХАТа.
 Играл роли: Тальберг и Шервинский ("Дни Турбиных" Булгакова), Бенкендорф
 ("Последние дни" Булгакова), князь Дулебов ("Таланты и поклонники"
 Островского), Бирон ("Елизавета Петровна" Смолина), Курчаев ("На всякого
 мудреца довольно простоты"), Барон ("На дне"), Николай Скроботов
 ("Враги") и др. Тонким юмором, иронией было проникнуто исполнение В.
 ролей лорда Ковэршема ("Идеальный муж" Уальда) и сэра Оливера Сэрфэса
 ("Школа злословия" Шеридана). Сценич. образы В. отличались точностью и в
 то же время мягкостью сценич. рисунка. В. был одним из организаторов и
 руководителей 2-й студии МХТ. П. М.
  ВЕРБИЦКИЙ, Михаил [1815- 25.ХЦ7.ХП). 1870] - украинский композитор.
 Один из первых проф. композиторов Галиции. Муз. образование получил у
 чеш. музыкантов А. Нанке и Ф. Лоренца. Написал музыку ко мн. драмам,
 комедиям, водевилям, к-рые шли на сценах зап.-укр. любительского (40-е
 гг. 19 в.) и проф. (60-е гг.) т-ров. Среди них: "Верховинцы" (1849), "Не
 до любви" (1860), "Сельские уполномоченные" (1866), "Настасья" (1867) и
 др. В своих муз.-сценич. произв. В. использовал напевы нар. песен и
 типичные интонации зап.-укр. муз. фольклора. В. принадлежит муз. драма
 "Подгоряне" (либретто И. Гушалевича, пост. 1865) и ряд др. соч.
  Лит.: Людкевич Ст., Михайло Вербицький, "Життя и мистецтво", Льв1в,
 1920, ј 4-5. M. Заг.
  BEPrA(Verga), Джованни (31.VIII.1840, Катания,- 27.1. 1922, там же) -
 итальянский писатель и драматург. Основоположник направления веризма.
 Литературную деятельность начал в 60-е гг. 19 в. Начиная с рассказа
 "Недда" (1874), центральной темой творчества В. становится изображение
 жизни сицилийских крестьян. В сборник "Жизнь полей" (1880) входит
 рассказ "Сельская честь", впоследствии переделанный В. в одноим.
 одноактную драму (впервые пост. в 1884 в Турине; Туридду - Ч. Росси,
 Сантуцца - Э. Дузе). В этой пьесе правдиво показаны нравы отсталой
 сицилийской деревни, где убийство из ревности - бытовое явление,
 освящённое вековыми традициями. Все персонажи "Сельской чести"
 обрисованы чётко, ясно, монолитно, наделены мощной энергией. В 1890 на
 сюжет драмы В. композитор П. Масканьи написал одноимённую оперу,
 положившую начало жанру верист-ской оперы. "Сельская честь" принесла В.
 славу талантливого драматурга и побудила его переработать в драм.
 произв. рассказы "В швейцарской" (1885), "Волчица" (1891), "Охота за
 волками" и "Охота за лисицами" (1902), "От моего до твоего" (1903). В
 одноактной драме "В швейцарской" В. показывал жизнь простых людей,
 живущих в швейцарской большого дома. По своему характеру эта пьеса
 соответствует веристскому требованию точного, беспристрастного
 изображения повседневной жизни. В драмах В. имеются значительные
 элементы физиологизма. Конфликты развёртываются не на социальной, а на
 личной, семейной почве. В. уделяет большое внимание сексуальным мотивам,
 особенно в "Волчице", одной из его самых сильных пьес, к-рая написана
 колоритным народным языком. Страсти персонажей этой драмы доведены до
 предельного напряжения и носят патологический характер. Пьесы В.
 пользовались большим успехом.
  Соч.: Drammi intimi. Roma, 1884; Драмы, пер. с итал. А. В. Ясной,
 М.-Л., 1941.
  Лит.: Teatro di Giovanni Verga, MiL, 1912;RubertiGr., Storia del
 teatro contemporaneo, Bologna, 1931; Russo L., Giovanni Verga, 4 ed.,
 Bari, 1947. С. Мок.
  ВЕРДИ (Verdi), Джузеппе [10.X.1813, Ронколе, близ Буссето
 (Парма),27.1.1901, Милан] - итал. композитор. В детстве брал уроки
 музыки у местного органиста Баистрокки, позже-у органиста Провези.
 Попытка В. поступить в Миланскую консерваторию (1832) оказалась
 неудачной, и он в 1832-33 брал частные уроки музыки у профессора
 консерватории В. Лавинья. В 1833 В. работал дирижёром городского
 духового оркестра в Буссето. В 1839 переехал в Милан, где были
 поставлены его первые оперы "Оберто" (1839) и "Король на час" (1840).
 После провала последней оперы композитор добивается успеха своей оперой
 "Набук-ко" ("Навуходоносор", 1842, т-р "Ла Скала", Милан). С не меньшим
 успехом была пост. и опера "Ломбардцы" (1843). Эти оперы, несмотря на
 известный схематизм либретто и плакатность муз.-выразит, средств,
 выдвинули В. в ряды крупнейших итал. композиторов. В период борьбы
 итальянцев за освобождение от австрийского ига оперы В. воспринимались
 как призыв к героич. действиям. Они были связаны с современностью более
 непосредственно, чем оперы прославленных итал. композиторов того времени
 - Беллини и Доницетти. В сюжетах и сценич. ситуациях опер В. слушатели
 видели намёки на совр.политич. положение (пророчество о падении
 Вавилонского царства в опере "Набукко" связывали с грядущим
 освобождением Италии, героич. хор крестоносцев в опере "Ломбардцы"
 воспринимался как революц. гимн). Энтузиазм патриотически настроенных
 итальянцев вызывали и последующие оперы В. : "Эрна-ни" на сюжет драмы
 Гюго (1844, т-р "Фениче", Венеция), "Аттила" (1846, там же), "Макбет" по
 Шекспиру (1847, т-р "Делла Перго' ла", Флоренция, 2-я ред.- 1865). С
 1844 В. обращается преим. к сюжетам мировой классич. лит-ры, он создаёт
 оперы: "вое Фоскари" по Байрону (1844), "Джованна д'Арко" Iio драме
 "Орлеанская дева" Шиллера (1845), "Альзира" по трагедии Вольтера (1845),
 "Разбойники" по Шиллеру (1847 ),"Кор-сар" по Байрону (1848). Оперы В.
 начинают ставиться за границей: "Ломбардцы" с новым названием
 "Иерусалим"-в Париже (1847);
  "Разбойники", "Корсар" - в Лондоне (1847, 1848). Во время революции
 1848 В. создаёт революц. гимн на текст Дж.Мадзини ("Труба звучит") и
 героич.оперу "Битва при Леньяно" (пост. 1849, т-р "Арджентина", Рим, при
 возобновлении получила назв. "Осада Гарле-ма"). Революционно-патрио-тич.
 творчество В. находит высокую оценку со стороны революц. вождей-Мадзини
 и Гарибальди. Следующими операми В. были: "Луиза Миллер" на либр. С.
 Кам-марано- по драме Шиллера "Коварство и любовь" (1849, т-р "Сан
 Карло", Неаполь) и "Стиффелио" (1850, Триест, нов. ред.- под назв.
 "Гарольд", 1857, Римиии).В "Луизе Миллер" обозначались новые черты
 творчества композитора: отход от героич. тематики, углублённая передача
 лирич. переживаний простых людей. В нач. 50-х гг. создаются оперы,
 показавшие полную творч. зрелость композитора и принёсшие ему мировую
 славу: "Риголетто" на либр. Ф. Пьяве по драме Гюго "Король забавляется"
 (1851, т-р "Фениче", Венеция), "Трубадур" на либр. С. Каммарано по драме
 Г. Гутьерреса (1853, т-р "Аполло", Рим), "Травиата" на либр. Ф. Пьяве по
 драме А. Дюма-сына "Дама с камелиями" (1853, т-р "Фениче", Венеция). В
 этих операх нашла отражение тема социального неравенства, характеры
 отмечены глубоким реализмом, индивидуальным своеобразием. В операх
 50-60-х гг. в связи с ростом итал. нац.-освободит, движения В. вновь
 обращается к историко-героич. сюжетам, раскрывая драму отдельных героев
 во взаимодействии с общественно-пол итич. событиями. Таковы оперы:
 "Сицилийская вечерня" на либр. Э. Скриба и III. Дюверье (1855, т-р
 "Гранд-Опера", Париж), "Симон Бокканегра" налибр. Ф. Пьяве по драме Г,
 Гутьерреса (1857, т-р "Фениче", Венеция, 2-я ред.- 1881), "Бал-маскарад"
 на либр. А. Соммы по пьесе Скриба (1859, т-р "Аполло", Рим), "Сила
 судьбы" по драме А. Сааведры (1862, Мари-инский т-р, Петербург, 2-я
 ред.- 1869), "Дон Карлос" на либр. Ж. Мери и К. дю Локля по Шиллеру
 (1867, т-р "Гранд-Опера", Париж). В ряде произв. В. творчески осваивает
 особенности жанра французской "большой оперы": добивается
 монументальности, вводя широко развитые ансамблевые сцены с хором,
 использует балет. В связи с пост. оперы "Сила судьбы" В. дважды посетил
 Россию (1862). В нач. 70-х гг. по заказу египетского правительства В.
 написал оперу "Аида" (пост. в Каире в 1871), либр. А. Гисланцони по
 сценарию франц. египтолога О. Мариета. Оперное творчество В. завершается
 произв. на шекспировские сюжеты: "Отелло" - по одноимённой трагедии на
 либр. А. Бойто (1887, т-р "Ла Скала", Милан), и "Фальстаф" - по комедии
 "Виндзорские проказницы" на либр. того же автора (1893, там же). В них
 особенно ярко сказались реформаторские черты иск-ва В. Помимо 26 опер
 (нек-рые имеют по 2 редакции), В. написал также "Реквием" (1874),
 вокальные, камерно-инструментальные и др. соч.
  В историю музыки В. вошёл как один из крупнейших
 музыкантов-реалистов. Лучшие его оперы отличаются идейной насыщенностью,
 жизненной правдивостью, глубиной психологич. раскрытия характеров, силой
 выражения человеческих страстей. В. принимал деятельное участие в
 создании либретто своих опер и заботился об их правдивом сценич.
 воплощении. В. почти всегда выбирал сюжеты, насыщенные драматизмом,
 острыми жизненными конфликтами, выражая в операх сильные страсти и
 создавая рельефно очерченные характеры. В. работал с либреттистами Т.
 Солера, С. Каммарано, А. Гисланцони и особенно с Ф. Пьяве (написал
 либретто к 11 операм В.); в последние годы жизни сотрудничал с итал.
 композитором А. Бойто. В. принимал активное участие в пост. своих опер,
 подбирал исполнителей, бывал на репетициях, добиваясь выразительности
 актёрского исполнения, вокального мастерства, занимался вопросами
 оформления спектакля. В. был крупным оперным реформатором. Создавая муз.
 драмы, он вносил значит, изменения в характер и структуру тра-диц. итал.
 оперы. В его операх постепенно стираются грани между ариозностью и
 речитативом, к-рый насыщается напевностью и приобретает декламационную
 выразительность. В. создал смешанный вокальный стиль с гибкими
 переходами от ариозо к речитативу, арии и дуэты разрастаются до масштаба
 крупных вокальных сцен; они становятся важнейшим звеном драматургич.
 развития. В. повысил выразит, роль оркестра, к-рый в его операх глубоко
 раскрывает драма-тич. ситуации и психологич. состояние героев. В поздних
 операх В. усилилось драматургич. значение лейтмотивов, но композитор
 использует их экономно, избегая чрезмерной сложности вагнеровской
 лейтмотивной системы. Наиболее близка к муз. драме опера "Отелло". Здесь
 преодолевается членение на традиц. оперные "номера", господствует
 сквозное муз.-драматургич. развитие, арии и дуэты заменяются свободно
 построенными монологами и диалогич. сценами, оркестр достигает большой
 психологич. выразительности. При этом В. сохраняет связь с нац. итал.
 оперными традициями; гл. выразит, средством его опер остаётся пение, что
 принципиально отличает оперы В. от вагнеровских муз. драм. Характерная
 черта оперного творчества В.- демократизм. Отражая интересы и чаяния
 широких масс, В. постоянно опирался на нар. бытовые жанры, его мелодич.
 язык отличается эмоциональной непосредственностью, национальной
 характерностью, простотой и доходчивостью.
  Реформа итал. оперы, осуществлённая В., оказала большое влияние на
 оперное исполнительство. В. требовал от певцов глубоко осмысленного
 пения и жизненно правдивого актёрского исполнения. Именно эти качества
 он ценил в таких певцах своего времени, как М. Пикколомини (лучшая
 Виолетта в "Травиате"), Ф. Варези (исполнитель ряда баритоновых партий
 опер В.Требования В. нередко резко расходились с общепринятыми взглядами
 на оперное исполнительское иск-во. Так, при постановке "Макбета" В.
 отказался от превосходной певицы Э. Тадолини и предпочёл М.
 Барбьери-Нини, к-рая по своим внешним и вокальным данным более
 соответствовала мрачному облику леди Макбет. В работе певцов над
 наиболее ответственными партиями опер композитор сам принимал
 непосредственное участие. Под его руководством работал над образом
 Отелло лучший исполнитель этой роли Ф. Таманьо.
  Из оперных произв. В. не все сохранились в репертуаре т-ров, но
 "Риголетто", "Травиата", "Трубадур", "Аида", "Отелло" принадлежат к
 числу самых популярных опер в мире. Нек-рые произв., созданные
 композитором в 50-60-х гг., также ставятся во мн. оперных т-рах, тогда
 как из опер 40-х гг. сохранили значение немногие ("Эрнани", "Макбет",
 "Луиза Миллер"). В России оперы В. начали исполняться итал. труппами с
 сер. 40-х гг. Огромный успех выпал на долю "Риголетто" в Петербурге в
 сезоне 1852-53. С 1859 начинаются постановки опер В. на сценах мн. др.
 рус. городов. С возникновением частных антреприз оперы В.
 распространяются по всей России. Среди дореволюц. исполнителей особенно
 выделяются А. В. Нежданова и Л. В. Собинов (в "Травиате", а также в
 "Риголетто") и Н. Н. Фигнер, прославившийся в роли Отелло. Одна из
 лучших ролей Ф. И. Шаляпина - роль короля Филиппа в "Дон Карлосе". Оперы
 В. постоянно ставятся в т-рах Советского Союза и пользуются неизменным
 успехом у певцов и публики. Реалистич. принципам советского т-ра близки
 прогрессивные устремления В. С ними нередко связывалась борьба против
 оперных штампов, что нашло, в частности, отражение в постановке К. С.
 Станиславским оперы "Риголетто" (Т-р им. Станиславского, 1939;
 постановка была завершена после смерти Станиславского).
  Соч.: Письма В.- I copia lettere di Gr. Verdi, MiL, 1913-Briefe,
 hrsg. von F. Werfel, W., 1926; Werfel Р., Verdi' The man in his letters,
 N. Y., 1942; в рус. пер.- Верди Д., Избранные письма, М., 1959.
  Лит.: Корганов В., Верди. Биографии, очерк, М., 1897; С ер ов А.,
 Верди и его новая опера ("Сила судьбы"), в его кн.: Избранные статьи, т.
 2, М., 1957; Станиславский К., Из режиссёрского плана оп. "Риголетто"
 Верди, "Театр", 1941, JVs 4; Друскин М., Оперные идеалы Верди,
 "Советская музыка", 1954, ј9;АсафьевБ." Верди. Эскиз монографии, в его
 кн.: Избранные труды, т. 4, М., 1955; Р у-м я н ц e в П., Работа
 Станиславского над оперой "Риголетто", М., 1955; Соловцова Л., Джузеппе
 Верди, М., 1957;
  Л e в и к Б., Музыкальная литература зарубежных стран, вып. 4, М.,
 1958; Д р у с к и нМ., История зарубежной музыки, вып. 2, М., 1958; R o

<< Пред.           стр. 142 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу