<< Пред.           стр. 149 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 баритональные партии (граф Луна - "Трубадур" Верди, и др.). С 1944
 выступает как тенор. Пел в т-рах Нью-Йорка ("Метрополитен-опера",
 "Нью-Йорк сити опера"). Гастролировал в Бай-рёйте, Зальцбурге, Лондоне,
 Милане и др. городах. Партии: Тангейзер, Тристан, Парсифаль
 ("Тангейзер", "Тристан и Изольда","Парсифаль" Вагнера), Хозе и др.
 Особенно удаются В. лирико-трагедийные партии. В.- один из лучших
 исполнителей партии Отелло в одноим. опере Верди. Вс. Т.
  ВЙНГЕ (Winge), Пер Карл (1858-1935) - норвежский композитор и
 дирижёр. Музыке обучался у О. Винтер-Ельма, Ю. Свенсена в Осло иуЭ.
 Нёй-перта в Копенгагене; совершенствовался в Берлине и Лейпциге. Творч.
 деятельность начал в 1899. Автор оперетты "ЗЗЗ" (1899), музыки к
 спектаклям "1001 ночь" Драхмана, "Сердце короля" Ринга, "Жизнь - игра"
 Крага, хоров, песен и др. соч. В 1886-88 работал дирижёром в Бергене, в
 1894-99-капельмейстером в т-ре "Христиания", в 1899-1902 - в Центральном
 норвежском т-ре. В. Ц.
  "ВИНДЗОРСКИЕ ПРОКАЗНИЦЫ" ("The merry wives of Windsor") - 1) Комедия
 в о д. В. Шекспира. Соч. 1597(?). Пост. 27 апр. 1597 на празднестве в
 Гринвиче (восточная часть Лондона). Во 2-й пол. 18 в. ив 19 в. ставилась
 во многих странах. Среди зарубежных пост. 20 в.: т-р "Одеон", Париж
 (1922), "Немецкий т-р", Берлин (1929), т-р "Стрэнд", Лондон (1941).
 Шекспировский фестиваль в Бохуме (1937). Т-р на Виноградах, Прага
 (1950); Мемориальный т-р, Стратфорд-он-utiBOH (1956), т-р "Олд Вик",
 Лондон (1959); Новый т-р, Милан (труппа Дж. Черви) (1958) и др.
  Виндзорские проказницы"-одно из наиболее распространённых в рус.
 переводе названий пьесы Шекспира; др. названия: "Виндзорские кумушки", "Весёлые виндзорские барыньки",
 "Весёлые виндзорские кумушки", "Виндзорские насмешницы". В России "В.
 п." впервые пост. в конце 30-х гг. 19 в. в Москве (Фальстаф - Щепкин). В
 1866 "В. п." пост. Малый т-р (в бенефис суфлёров Ермолова и Витнебена,
 перев. Кетчера; Фальстаф- Самарин, мистер Форд - Шумский, мистер Пейдж -
 П. Садовский, миссис Форд - Колосова, миссис Пейдж - Васильева, Купили -
 Шуберт, Каюс - Петров и Федоров, Эванс - Дмитревский, хозяин гостиницы
 "Подвязка" - Никифоров, Шел-лоу - Степанов, Слендер - Рябов).
 Возобновлена там же в 1890 (в бенефис Н. Музиля, перев. Соколовского;
 Фальстаф - А. Ленский, мистер Форд - Музиль, мистер Пейдж - К. Рыбаков,
 миссис Форд - Ермолова, миссис Пейдж - Федотова, Куикли - Никулина,
 Фэнтон - Южин, хозяин гостиницы - Правдин, Эванс - Максимов). В 1887 "В.
 п." пост. в Александринском т-ре (Фальстаф - Варламов). Там же. в 1904
 (Фальстаф - Давыдов). В 1902 "В. п." пост. Новый т-р (Москва) в 1916,
 Моск. Камерный т-р (режиссёр Зонов, худ. Лентулов).
  На советской сцене "В. п." ставили т-р Народной комедии, Петроград
 (1920, реж. Радлов), Т-р им. Сундукяна, Ереван (1939, перев. Ахумяна,
 реж. Габриэлян, худ. С. Арутчян;
  Фальстаф- Г. Нерсесян и Хачанян, миссис Форд - Воска-нян, миссис
 Пейдж - Вартанян); Т-р драмы Латв. ССР, Рига (1947, реж. Фельдман, худ.
 Грасман, Фальстаф - Осис, Эванс - Бар, Слендер - Себрис, миссис Форд -
 Леяскалн, миссис Пейдж - Клинт, Куикли - Шмитхен); Горьковский т-р
 (1948, реж. Марголин, худ. Герасименко, муз. Раух-вергера; Фальстаф -
 Буйный, мистер Форд - Левкоев, Каюс - Соколовский, миссис Форд -
 Горянская, миссис Пейдж - Самарина, Куикли - Рождественская); Т-р им.
 Руставели, Тбилиси (1924, перев. Орбелиани, режиссёры Марджанишвили и
 Ахметели, худ. Домрачев); Сибирский гос. т-р, Новосибирск (1932, под
 назв. "Виндзорские граждане", реж. В. Фёдоров); Харьковский т-р
 Революции (1933, реж. Грипич, худ. Меллер); Польский т-р, Киев (1935,
 реж. В. Васильев, худ. Звоницкий); Сталинградский т-р (1939, реж. Фатин,
 худ. Новиков); Одесский т-р Революции (1941, реж. Василько, худ.
 Эрдман); Марийский драм. т-р, Йошкар-Ола (1941); Сталинабадский рус. т-р
 (1941); Костромской т-р им. Островского (1946). Под назв. "Проказы
 Виндзора" пост. в Ленинград, т-ре кукол под рук. Деммени (1947); Т-р
 Ванемуй-на, Тарту (1948); Краснодарский колхозно-совхозный т-р (1939);
 Владивостокский т-р (1940); Кемеровский т-р (1946) и др. В 1957 "В. п."
 пост. т-р им. Моссовета (под названием "Весёлые насмешницы", перевод
 Маршака и Морозова, реж.-постановщик Завадский, реж. Зубов, худ. Шифрин,
 эскизы костюмов-Закаржевская, муз. К. Хачатуряна; миссис Пейдж- Ткачева,
 Фальстаф - Алексеев и Слабиняк, миссис Форд - Холина, Робин - Чернова,
 миссис Куикли - Оганезова, СУДЬЯ Шеллоу - Калинцев, Слендер - Адоскин,
 пастор Эванс- Бродский, мистер Пейдж - Щелоков, доктор Каюс - Цейц, Анна
 Пейдж - Соколова, Пистоль - Сидорчук, от театра - Консовский).
  И з д а н и я.- Первое изд. "В. п." (с искажённым текстом)-1602 под
 заголовком: "Чрезвычайно занятная и весьма остроумная комедия о сэре
 Джоне Фальстафе и виндзорских насмешницах. Содержащая разные забавные
 выходки уэльского рыцаря сэра Хью, судьи Шеллоу и его премудрого
 племянника мистера Слендера. С пустым хвастовством прапорщика Пистоля и
 капрала Нима. Сочинение Уильяма Шекспира. Как она не раз исполнялась
 слугами достопочтенного лорда-камергера и в присутствии её величества, и
 в других местах" (по послесловию А. Смирнова к комедии Шекспира, в кн.:
 Уильям Шекспир, Полное собр. соч. в 8 тт., т. 4, M., 1959). Первое изд.
 с точным текстом - 1623. В России 1-е изд.- переложение "В. п." на
 русские нравы - Екатерины II (1786) под названием "Вот каково иметь
 корзину и белье". Первый рус. пер. [с нем.], 1838. Из позднейших
 дорсвэлюц. переводов: Н. X. Кетчера- 1866, П. И. Вейнберга - 1880, А. Л.
 Соколовского -1897. Из советских переводов: Т. Л. Щеп-киной-Куперник, М.
 А. Кузмина, С. Я. Маршака и М. М. Морозова.
  Лит.: Баженов А. Н., Сочинения и переводы, т. 1, М-, 1869, с.
 607-617; Моск. драм. театр им. Моссовета. Вильям Шекспир. Виндзорские
 насмешницы, М., 1957; В творческом соревновании. Театральный фестиваль к
 40-летию Октября, М., 1958; Beechner Hogan Ch., Shakespeare in the
 theatre, L.. 1952, с. 309-319; S t r o e d e 1 W., Shakespeare auf der
 deutschen Buhne, Weimar, 1938. А. Шн.
  2) ("Die lustigen Weiber von Windsor"), комическая опера О.
 Николаи.либ). С. Мозенталя по комедии В. Шекспира. Пост. 9 марта 1849,
 Берлин. В России впервые пост. 22 сент. 1859 на сцене Александрийского
 т-ра (Фальстаф - Петров, Форд - Артемовский, г-жа Форд - Латышева, Педж
 - Васильев 1-й, г-жа Педж - Леонова, Анна - Булахова, Фентон - Сетов,
 Слендер - Булахов, Каюс - Гумбин). В последующих пост. (1875, 1877,
 1885, 1890. 1897) партии исполняли: Пале-чек, Стравинский (Фальстаф),
 Мельников, Яковлев (Форд), Рааб, Павловская, Мравина (г-жа Форд),
 Абаринова, Би-чурина, Фриде (г-жа Педж), Барцал, Фигнер, Чупрынников
 (Фентон).
  На сов. сцене пост. в 1941 Оперной студией им. Станиславского, Москва
 (Фальстаф - Андриевский, Форд - Новичков, Фентон - Сабадашев, Каюс -
 Жернов, г-жа Форд - Яцына, г-жа Педж - Касюлайтис, Анна - Коляденко;
 дирижёр Ковалёв); в др. городах СССР: Харьковский т-р оперы и балета
 (1956), Фальстаф - Червонюк, Форд - Козинец, г-жа Форд - Мостовая, г-жа
 Педж - Суховольская, Слендер - Хворост, Каюс - Белобров, Анна - Скляр,
 Фентон - Боровой; дирижёр Штейман, реж. Ю. Иванов, худ. Овчаренко,
 хормейстеры Коноплёва, Жарикова); Т-р оперы и балета им. Абая (1956,
 Алма-Ата).
  И з д а н и я.-Партитура, Lpz., С. F. Peters, [s. d.]; клавир, рус.
 пер. П. Кирса, М., П. Юргенсон, [1892]. Н. Г р.
  ВИНЕР, Александр Борисович (р. 1896) - советский режиссёр. Нар. арт.
 Эст. ССР (1957). Окончил театр. уч-ще в Одессе (1913); занимался на
 Высших 1 режиссёрских курсах в Москве (1922-24). Творч. деятельность
 начал в 1913. Работал режиссёром-постановщиком в оперных т-рах Москвы,
 Ленинграда, Алма-Аты, Свердловска и др. городов. В 1949-58 В.- гл.
 режиссёр т-ра "Эстония". Пост. спектакли: "Певец свободы" Э. Каппа
 (1950, Ст. пр. 1952), "Евгений Онегин" (1949, Ст. пр. 1950), "Князь
 Игорь" (1951), "Борис Годунов" (1952) и др. X. Кыр.
  ВЙНКЕЛЬМАН (Winkelmann), Герман (8. III. 1849-18.1.1912) - немецкий
 артист оперы (тенор). Пению обучался в Ганновере. Дебютировал на сцене в
 Зондерсхаузене в 1875; выступал в провинц. городах Германии. Широкую
 известность принесло В. исполнение партии Парсифаля на премьере одноим.
 оперы Вагнера в Байрёйте (1882). С 1883 В.- солист Венской оперы, где
 выступал на протяжении почти четверти века. Одновременно гастролировал
 во мн. европ. странах и США. Особенно успешно исполнял вагнеровский
 репертуар: Лоэнгрин; Тристан ("Тристан и Изольда"), Вальтер
 ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Тангейзер. Среди партий В.: Манрико
 ("Трубадур"), Далибор (о п. Сметаны) и др. В 1906 В. оставил сцену. Вс.
 Т.
  ВЙНКИНЫ (наст. фам.- Половинкины), братья Александр, Николай и Пётр -
 русские цирковые артисты; акробаты с подкидной доской. Выступали в
 русских цирках в нач. 20 в. Впервые исполнили сальто с подкидной доски
 на колонну из трёх человек, с колонны на колонну и двойное сальто с
 колонны из трёх человек на колонну из двух человек. Быстрый темп
 исполнения и смена трюков придавали номеру В. характер удалой народной
 игры, демонстрирующей особую сноровку и смелость. Лит.: Дмитриев Ю.,
 Русский цирк. М-, 1953. M. 3,
  ВЙННИКОВ, Виктор Владимирович (р. 10. VIII. 1903)-русский советский
 поэт, переводчик, драматург. Засл. деят. иск-в Кирг.ССР (1943). Лит.
 деятельность начал в 1921. Автор драмы в стихах "Я стреляю последним"
 (1942, Фрунзенский рус. т-р), либретто опер "Сын народа" ("Полководец
 Фрунзе", муз. Власова и Фере, 1947, Кирг. т-р оперы и балета), "На
 берегах Иссык-Куля" (по роману К. Баялинова, муз. Власова, Малдыбаева и
 Фере, 1951, Кирг. т-р оперы и балета). В. написал совм. с В. Крахтом
 комедию-водевиль в стихах "Морской узел" (муз. Жарковского, 1945, Моск.
 т-р оперетты), либретто оперетт "Воздушный замок" (1948, Моск. т-р
 оперетты) и "Шумит Средиземное море" (1951, Муз. т-р им. Станиславского
 и Не-мировича-Данченко), муз. Фельцмана, драму "Второй дом от угла"
 (1959, Моск. т-р драмы и комедии); совм. с В. Крахтом и В. Типотом -
 либретто оперетты "Вольный ветер" (муз. Дунаевского, 1947, Моск. т-р
 оперетты); совм. с Ю. Осносом (по мотивам др.-индийского драм. эпоса) -
 драму "Белый лотос" (1956, Моск. драм. т-р им. Пушкина).
  ВЙННИКОВ, Николай Георгиевич [р. 30.XI (13. XII). 1909] - русский
 советский писатель и драматург. Работал смазчиком и кочегаром, был
 селькором. В 1929 начал работать в газете. В 1938 вышел его первый
 сборник рассказов. В.- автор пьес "Степь широкая" (1949, Центральный т-р
 Сов. Армии), "Чаша радости" (1950, Т-р им. Моссовета), "В девятом "А"" и
 "Саду цвесть" (1953, 1954, Ленингр. ТЮЗ), "Когда цветёт акация..."
 (1956, Ленингр. Большой драм. т-р).
  Соч.: Пьесы, М., 1959.
  ВИННИЦКИЙ ТЕАТР (Украинский областной музыкально-драматический театр
 имени Н. Садовского). Создан в 1944. В состав коллектива вошли актёры
 Могилёвского и Измаильского т-ров. В 1957 т-ру присвоено имя Н.
 Садовского. Среди лучших спектаклей т-ра: "Разлом" (1951);
  "На берегу Невы" Тренёва (1955), "В степях Украины" (1949), "Крылья"
 (1955) Корнейчука, "Ревизор" (1952);
  "Савва Чалый" Карпенко-Карого (1950), "Эмилия
  Галотти" Лессинга (1955), "Сон князя Святослава" Франко (1957). Т-р
 осуществил первые пост. пьес драматурга Н. Зарудного "Ночь и пламя"
 (1957), "Весёлка" (1958) и др. Значительное место в репертуаре занимают
 муз.-драм. спектакли "Катерина" Аркаса по Шевченко (1956), "Ночь под
 Ивана Купала" по Гоголю (1957) и др. В труппе т-ра (I960): Ф. Г. Трегуб,
 И. М. Сикало, Я. И. Глыб, Н. Е. Подошенко, А. Е. Молдован, Н. К.
 Шановская, С. И. Онип-ко. Главный режиссер театра - нар. арт. УССР Ф. Г.
 Верещагин. Я. Д.
  ВИНОГРАДОВ, Василий Иванович (1874-1948)- русский советский
 композитор и скрипач. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1944). Игре на
 скрипке обучался у проф. И. Гржимали; одновременно учился на юри-дич.
 ф-те Моск. ун-та (окончил в 1897). С 1921 В. работал в Казани. Автор
 (совм. с С. Габашии Г. Альмуха-метовым) первой нац. тат. оперы "Сания"
 (1925, Казань), оперы "Рабочий" (1930, Казань), симф.,
 камерно-инструмент. соч., обработок нар. песен и др.
  ВИНОГРАДОВ, Милий Александрович [р. 14(27). IV. 1910] - русский
 советский театральный художник. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1943) и
 засл. деят. иск-в РСФСР (1949). Окончил в 1930 художеств. техникум им.
 1905 года. Работу в т-ре начал в 1932. Оформлял спектакли в различных
 т-рах Москвы. В 1940-54 был гл. художником Т-ра им. Моссовета; создал
 декорации к спектаклям: "Трактирщица" (1940) и "Забавный случай" (1944)
 Гольдони, "Отелло" (1944), "Чайка" (1945), "Русский вопрос" (1947);
 "Шторм" Билль-Бе-лоцерковского (1951), "Рассвет над Москвой" Сурова
 (1950, Ст. пр. 1951), "Сомов и другие" Горького (1954). В. принадлежит
 также оформление спектаклей "Хлеб и розы" Салынского (1957, Т-р им.
 Ленинского комсомола), "Стряпуха" Софронова (1959, Т-р им. Вахтангова) и
 др. Оформление В. отличается изобретательностью, использованием всех
 возможностей сценич. площадки и др. Стремясь к приподнятости,
 праздничности спектакля, В. широко применяет живописные или скульптурные
 портальные обрамления, разнообразные драпировки, матерчатые падуги,
 тюли, специальные занавесы, кинопроекции и т. д. М. П.
  ВИНОГРАДОВА (наст. фам.- Колесников а), Васса Кирилловна (р. 12.VIII.
 1909) - удмуртская советская актриса. Нар. арт. У дм. АССР (1958).
 Училась на театр. курсах в Ижевске. Сценич. деятельность начала в 1932 в
 Удмуртском муз.-драм. т-ре. Одна из первых удмуртских проф. актрис.
 Играет роли героинь и характерные: Чабья ("Камит Усманов" Гаврил ова),
 Анисья ("Чукдор" Широбокова), Васса ("Васса Железнова"), Анна Андреевна,
 Агафья Тихоновна ("Ревизор", "Женитьба"), Вике ("Честь семьи" Мухтарова)
 и др. Образы, созданные В., отличаются яркой бытовой характерностью. Её
 героини - обычно властные, энергичные женщины. Игра В. отмечена внутр.
 сосредоточенностью, сочностью, нац. своеобразием.
  ВЙНТЕРШТЕЙН (Winterstein) [наст. фам.- В а н г е н х е и м
 (Wangenheim)], Эдуард фон (р. 1.VIII. 1871) - немецкий актёр. В 1889
 начал сценич. деятельность. До 1895 играл в различных ировин-циальных
 т-рах, затем был приглашён в "Шиллер-театр" в Берлине. В 1898-1901
 работал под руководством О. Брама в Немецком, а затем (до 1904) в
 "Лес-синг-театре" (Берлин). Одновременно с 1903 выступал в т-рах,
 руководимых М. Рейнхардтом: сначала в Малом и Новом, затем в Немецком
 т-ре, в к-ром работал до 1938. В 1938-44-снова в "Шиллер-театре". С
 1945-в Немецком т-ре (Берлин). Лучшие роли:
  Тельгейм и Натан ("Минна фон Барнхельм" и "Натан Мудрый" Лессинга),
 Андреа Дориа ("Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера), Горацио, Кент и Яго
 ("Гамлет", "Король Лир" и "Отелло"), Геншель ("Возчик Геншель"
  Гауптмана), Каренин ("Живой труп). Был первым исполнителем роли Пера
 Гюнта (о. п. Ибсена) на нем. сцене (1904). В.-типичный представитель
 актёрской школы, созданной М. Рейнхардтом. Творчеству его присуща
 гуманистич. направленность. Реалистич. манера игры В. основана на лучших
 традициях нем. театра. Лауреат Нац. премии (1950 и 1952) и премии Готе
 (1955). Член Германской академии искусств. Автор мемуаров "Моя жизнь и
 моё время" ("Mein Leben und meine Zeit", В., 1947). Снимается в кино. В.
 К.
  "ВИНТОВКА 492116"- пьеса в 3 д. 10 эпизодах А. А. Крона (о
 перевоспитании беспризорников воинами Сов. Армии). Соч. 1929. Пост. 13
 янв. 1930 в Гос. педагогич. т-ре, Москва (реж. Р. Симонов и Грузинский,
 худ. Аладжалов, композитор Ковнер; Благих - Баженов, Эйно - Доронин и
 Колесаев, Ирод - Гушанский, Рязань - Сажин, Пата-шон - Бортинская, Ахмет
 - Сперантова, Морозова - Зорина). 29 ноября 1930 премьера "В."
 состоялась в Ленингр. ТЮЗе (реж. Брянцев и Зон, худ. Григорьев,
 композитор Стрельников; Эйно - Макарьев, Ирод - Хряков, Рязань -
 Волкова, Паташон - Пугачёва, Ахмет - Орлова). Пьеса Крона ставилась
 почти во всех ТЮЗах СССР (Новосибирский, Архангельский, Тульский,
 Рязанский, Сталинградский, Казанский, Тбилисский, Горьковский,
 Орехово-Зуевский, Томский, Бакинский, Сталинский и др.) и в драм. т-рах.
  Лит.: Крон А. А., Пьесы, М., 1955. А. Шн.
  ВИНЧИ (Vinci), Леонардо (1690-27.V.1730)- итальянский композитор.
 Музыке обучался у Г. Греко в консерватории в Неаполе. В 1725-30 работал
 капельмейстером Королевской капеллы. В. принадлежит ок. 40 опер,
 написанных в осн. в жанре оперы-серпа и пост. в т-рах Неаполя, Рима,
 Венеции, Флоренции и частично на европ. оперных сценах. Наибольшим
 успехом пользовались оперы: "Мнимый слепой" (1719), "Диктатор Сулла"
 (1723), "Верная жена" (1724), "Астиа-ната" (1725) (пост. в Неаполе),
 "Ифигения в Тавриде" (1725, Венеция) и др. После Скарлатти В.- один из
 самых популярных итал. оперных композиторов; его музыка полна
 драматизма, энергии и экспрессии. В исполнении большинства опер В.
 принимал участие знаменитый певец-кастрат К. Б. Фаринелли.
  Лит.: Silva G. S., Illustri musici calabresi: Leonardo Vinci,
 Greneva, 1935. Вл О.
  ВИНЬЙ (Vigny), Альфред де (27.III. 1797 - 17.IX. 1863) - французский
 поэт-романтик, драматург. Переводчик Шекспира ("Венецианский купец",
 1828, "Отелло", под назв. "Венецианский мавр", 1829). В. написал
 историч. драму "Жена маршала д'Анкр" (1831, т-р "Одеон", в гл. роли -
 Фредерик-Леметр). Значительную роль сыграла драма В. "Чаттертон" (1835,
 т-р "Комеди Франсез"), посв. трагич. судьбе поэта в бурж. мире. Эту
 драму В. высоко ценил В. Г. Белинский.
  Соч.: Theatre complet du comte Alfred de Vigny, nouv. ed., P., 184; в
 рус. пер.- Чаттертон. Драма, Л.-М., 1957.
  Лит.: Обломиевский Д., Французский романтизм. Очерки, М., 1947. J ф
  ВИРЕН (Wiron), Даг Ивар (р. 15.X. 1905) - шведский композитор. Член
 Швед. муз.академии (с 1946). Учился в Стокгольмской консерватории у О.
 Линд-берга и Э. Эрльберга; совершенствовался в Париже. Творч.
 деятельность начал в 1929. Автор балета "Оскар-бал" по поэме Фрёдинга
 "Бал" (1950), радиоопер "Кровь и слезы" (1940), "Весёлый пациент"
 (1941), посв. событиям начала 2-й мировой войны, музыки к пьесам:
 "Аморина" Альмквиста (1951), к инсценировке "Мадам Бовари" по роману
 Флобера (1939), к пьесе Шекспира "Венецианский купец" (1943) для сток-юл
 ьмских театров, радиооперетты "Синее, жёлтое и красное" (1940), а также
 произведений других жанров, в т. ч. струнной серенады (1937),
 поставленной в 1952 в Стокгольме как балет, музыки к фильмам. В своих
 произв. В. использует элементы скандинавского муз. фольклора. Н. Г.
  ВИРЕСАЛИНГАМ, Кандукури (16.IV. 1848-27.V. 1919) - индийский (Андхра)
 писатель, драматург.
  Писал на языке телугу. Первым перевёл "Шакунталу" Калидасы на язык
 телугу. Написал ряд комедий, направленных против бесправного положения
 женщины, о судьбе вдов, о тяжёлом наследии феодализма - детских браках.
 Св. П.
  "ВИРИНЕЯ" - пьеса в 5 д. Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина (по
 одноимённой повести Сейфуллиной). Соч. 1924. Пост. 13 окт. 1925 в Гос.
 Академия, студии им. Евг. Вахтангова в Москве (ныне Т-р им. Вахтангова).
 Реж. А. Попов, худ. Исаков; Виринея - Алексеева, Павел Суслов - Щукин,
 Магара - Толчанов, Молодой солдат - Горюнов, Федот - Басов, Козлиха -
 Орочко, Анисья - Русинова. "В." ставили т-ры: Ленинградский
 Академический театр драмы (1926; реж. Вивьен, худ. Кустодиев; Виринея -
 Тиме, Павел Суслов - Пешков, Магара - Малютин, Василий - Ходотов,
 Молодой солдат - Воронов, Федот - Богданов, Козлиха -
 Корчагина-Александровская, Ярославский т-р (1925), Ростовский-на-Дону
 т-р (1925), Екатеринбургский т-р (1926), передвижной т-р "Шахтёрка
 Донбасса" (1927) и др. В 1957, к 40-летию Октябрьской революции, "В."
 пост. Воронежский т-р (реж. Шишигин, худ. Цибин; спектакль показывался в
 158 в Москве). Среди исполнителей: Виринея - Калантар (Иркутск),
 Макарова, Марара - Панов (Воронеж), Федот-Чернов, Леондор
 (Ростов-на-Дону) и др.
  За рубежом "В." шла в пражском Нац. т-ре (1927, Суслов - Штепанек).
  Издания.- Первое изд. "В." - Виринея,. Сцены из народной жизни в 5
 д., 9 к. Л. Сейфуллиной и В. Правдухина, М.-Л., 1925; Из последующих

<< Пред.           стр. 149 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу