<< Пред.           стр. 153 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 пережитки классицизма, псевдонародность, наивную "руссификацию". К этому
 направлению близок и Н. И. Хмельницкий ("Бабушкины попугаи", 1819,
 "Суженого конём не объедешь, или Нет худа без добра", 1820, "Актёры
 между собой, или Дебют актрисы Троепольской", 1820, и др.). При всей
 идейной легковесности водевилей Хмельницкого современники (в т. ч.
 Грибоедов, Пушкин) любили его весёлые, изящные пьески с остроумными,
 блестяще написанными куплетами, не лишёнными по-лемич. задора. Ранний
 русский В. связан также с именем А. И. Писарева. Он вносил в свои В.
 ("Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье", 1824, "Три десятки",
 1825, "Хлопотун, или Дело мастера боится", 1825, и др.) обличительный
 оттенок; бойкие, запоминающиеся куплеты, остроумные каламбуры, задорные
 шутки Писарева откликались на совр. ему лит. полемику, высмеивали пороки
 светского общества.
  После подавления восстания декабристов (1825), при поддержке
 правительства получили распространение развлекательные, пустые, пошлые
 В., отвлекающие умы от общественно-политич. вопросов. Обилие таких В.,
 вытесняющих серьёзный репертуар, вызвало резко отрицательные отзывы
 Гоголя, Белинского об этом жанре. Сближение русского т-ра с передовой
 общественной мыслью не могло не оказать воздействия и на развитие В.
 Лучшие водевили Ф. А. Кони,
  Д. Т. Ленского, В. А. Сологуба, П. А. Каратыгина, П. С. Фёдорова
 (1800-79), П. И. Григорьева 1-го (1806-71), И. Е. Чернышёва (1833-63) и
 др. переносят на сцену рус. быт, рус. характеры. Типичен для этого
 периода водевиль Ленского "Лев Гурыч Синичкин" (1840). Взяв основную
 фабулу из франц. В. "Отец дебютантки". Ленский создал самостоятельную
 пьесу из жизни рус. провинц. т-ра, показав его коммерч. дух, закулисные
 интриги и в то же время горячую любовь к иск-ву простых тружеников
 сцены. Жизненность, юмор и человечность этого В. обеспечили ему прочный
 успех и сохранили в репертуаре т-ров до наших дней (1924, Т-р им.
 Вахтангова, в гл. роли- Щукин; 1945, Ленингр. т-р Комедии и др.). Многие
 из водевилей 30-40-х гг. 19 в. сатирически обличают уродливые стороны
 действительности, делая объектами сатиры помещиков, купцов, чиновников,
 дворян-меценатов, продажных реакционных журналистов. Так, напр., в
 водевиле Кони "Петербургские квартиры"
  (1840) осмеивается Ф. Булгарин. Белинский писал, что в таких В., как
 "Лев Гурыч Синичкин" или "Петербургские квартиры", "зритель видит
 знакомое себе, совершенно понятное". В 40-е гг. в В. появляется
 демо-кратич. герой - "маленький человек", вызывающий не смех, а
 сочувствие. Такие В., как "Дочь русского актёра" Григорьева 1-го (1844),
 "Жених из долгового отделения" Чернышёва (1858) и особенно "Актёр"
  (1841), "Петербургский ростовщик" (1844) и др. молодого Н. А.
 Некрасова (псевд.- Перепельский), сближаются с реалистич. бытовой
 комедией нравов, всё больше теряя жанровые черты В. В 50-е гг. В.
 постепенно начинает вытесняться с рус. сцены благодаря могучему развитию
 реалистич. драмы, ставящей большие обществ, вопросы. В 60-е гг. шумный
 успех оперетты у бурж. зрителя окончательно оттесняет В.
  Сценич. своеобразие русского В. заключалось прежде всего в том, что
 его исполняли не только блестящие комедийно-водевильные актёры, для
 к-рых этот жанр был основой репертуара,- Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, Н.
 В. Самойлова, В. И. Живокини и др., но и мн. крупнейшие актёры рус.
 т-ра, основоположники сценич. реализма - М. С. Щепкин, И. И. Сосницкий,
 А. Е. Мартынов, а позднее - К. А. Варламов, В. Н. Давыдов и др. Наряду с
 заразительной весёлостью, блеском, лёгкостью, изяществом они внесли в
 исполнительскую культуру В. психологич. тонкость, остроту обществ,
 сатиры. Нек-рые из водевильных ролей Щепкина ("Матрос" Соважа и Делурье,
 1835, "Жакар, или Жакардов станок" Фурнье, 1858) воспринимались как
 воплощение гуманистич. и демо-кратич. устремлений рус. т-ра. Глубоким
 сочувствием к простому человеку, а порой и сатиричностью были окрашены
 водевильные образы, созданные Мартыновым (Лисичкин - "Дочь русского
 актёра" и Андрей Степанович Бука - о. п. Григорьева 1-го, Ладыжкин -
 "Жених из долгового отделениям Чернышёва, Мор-дашов -"Аз и Ферт"
 Фёдорова, Лев Гурыч Синичкин- о. п. Ленского, и др.).
  Во 2-й половине 19 в. В. почти полностью вытесняется из репертуара
 рус. т-ра др. жанрами. Особняком стоят 10 одноактных пьес Чехова
 ("Медведь", "Предложение", "Юбилей", "Свадьба", "Лекция о вреде табака",
 "Ночь перед судом" и др.), в большей или меньшей степени развивающие
 традиции рус. В. Отказавшись от традиционного куплета, Чехов сохранил
 типично водевильное построение сюжета (парадоксальность, стремительность
 действия, неожиданность развязки). Вместе с тем Чехов необычайно
 обогатил характеры водевильных героев ("каждая рожа должна быть
 характером и говорить своим языком" - Полн. собр. соч., т. 13, 1948, с.
 391), он вывел В. из узких жанровых рамок, открыл для него новые
 возможности более широкого и глубокого охвата жизненных явлений.
 Водевили Чехова широко вошли в репертуар сов. т-ра. Смелый опыт
 истолкования чеховской "Свадьбы" как острой социальной сатиры был
 предпринят Е. Б. Вахтанговым в 3-й студии МХТ (1920). В. ставятся в
 т-рах республик, а также особенно много в художеств. самодеятельности.
 Получили они распространение и за рубежом - в КНР, Польше, Швеции и др.
 странах. Рус. В. способствовал росту реалистич. мастерства рус. актёров.
 Именно такой В. высоко оценивал Станиславский, говоря - "...это трудный
 жанр: жизненное правдоподобие, искренность чувств, подчас сатира и
 злободневность, изящество и поэтичность, музыкальность и ритмичность. .
 . Это чудесная школа для молодого актера" (Горчаков Н., Режиссерские
 уроки К. С. Станиславского, М., "Искусство", 2-е изд., 1951, с. 259). Е.
 Ф.
  Плодотворно развивается жанр В. и в сов. т-ре. Сов. В. при всей своей
 комедийной лёгкости касается многих острых проблем современности и в
 первую очередь проблем новой, социалистической морали и борьбы с бурж.
 пережитками в сознании людей; авторы сов. В., отказываясь от схем,
 специфически водевильных амплуа, стремятся к созданию легко, но чётко
 очерченных характеров. Первые опыты в создании сов. В. относятся к нач.
 20-х гг. ("Землетрясение" П. Романова). Многими чертами В. отмечены
 пьесы А. М. Файко, поднимающие большие социальные проблемы - развенчания
 буржуазного гуманизма ("Учитель Бубус", 1925, Т-р Мейерхольда) и
 крушения бурж. индивидуализма ("Евграф, искатель приключений", 1926,
 МХАТ 2-й). В 20-е гг. проявил себя как мастер сов. В. драматург В. В.
 Шкваркин, остроумно высмеявший нэпманов в В. "Вредный элемент" (1927,
 Студия Малого т-ра) и глупую мещанско-обыватель-скую "романтику" бывших
 купцов, чиновников, барышень-бездельниц и пр. в В. "Шулер" (1929, там
 же). В жанре сатирического В. написана также пьеса И. Ильфа и Е. Петрова
 "Сильное чувство" (1934, Моск. т-р Сатиры). Значит, роль в развитии сов.
 В. сыграла пьеса "Квадратура круга" Катаева, с тёплым юмором рисующая
 жизнь и быт вузовцев первого послеоктябрьского десятилетия (1928, МХАТ).
 В этом В. специфические средства водевильной выразительности впервые
 были использованы не только для осмеяния уходящего прошлого, но и для
 показа нек-рых смешных черт в новом быте сов. молодёжи. Недостатком этой
 пьесы были нек-рая искусственность и нарочитая комедийность в построении
 водевильного сюжета. Преодолеть этот недостаток, вообще свойственный
 большинству ранних сов. В., удалось Шкваркину в его комедии (а по
 существу - В.) "Чужой ребёнок", посвящённой борьбе нового со старым в
 сознании советских людей. Поставленный впервые в 1933 (Моск. т-р Сатиры)
 "Чужой ребёнок" обошёл почти все т-ры страны. Этому способствовала не
 только живость и занимательность действия пьесы, но прежде всего
 чёткость в обрисовке характеров и умение автора найти жизненно
 убедительную и в то же время специфически водевильную сюжетную коллизию.
 Значит, известность получил также водевиль "День отдыха" Катаева (Моск.
 т-р Сатиры, 1946) о "маленьком" советском служащем, настойчиво
 пробивающемся для выполнения порученного ему задания сквозь многие
 бюрократические рогатки и помехи. В конце 40-х и в 50-е гг. появляется
 ряд новых В.: "Факир на час" (1945, Моск. т-р Сатиры), "Где эта улица,
 где этот дом" (1953, там же), "Свадебное путешествие" (1954, там же),
 текст Дыховичного, стихи Слободского, "Вас вызывает Таймыр" Исаева и
 Галича (1948, там же), "Солнечный дом" Симукова (первоначальное
 назв."Капитан в отставке", 1949, Моск. т-р драмы и комедии), "В
 сиреневом саду" Солодаря (1954, там же).
  Советский т-р воспитал кадры режиссёров, превосходно чувствующих
 специфику В. (Р. Н. Симонов, Н. П. Акимов, Н. М. Горчаков, Ф. Н. Каверин
 и др.), актёров, в совершенстве овладевших иск-вом исполнения В. (В. Я.
 Хенкин, П. Н. Поль, В. А. Лепко, Ф. Н. Курихин, Д. Л. Кара-Дмитриев, Б.
 М. Тенин, Е. Я. Милютина, Н. А. Нурм, Н. И. Слонова, А. Д. Вениаминов,
 П. М. Суханов, С. Н. Филиппов, С. А. Мартинсон и Др.).
  Лит.: Старый русский водевиль. 1819-1849 [сб.], М., 1937; Русский
 водевиль. Сост., автор вступ. статьи и прим. В. В. Успенский, Л.-М.,
 1959. А. Шн.
  "ВОДЕВИЛЬ" (Vaudeville) - французский театр. Создан в 1792 группой
 актёров т-ра "Комеди Итальенн" во главе с драматургами П. А. О. Пиисом и
 П. И. Бар-ре. С т-ром "В.) в значительной мере связаны создание и
 развитие жанра водевиля периода франц. бурж. революции и 1-й пол. 19 в.
 После пожара здания т-ра на улице Шартр (1838) труппа переезжает в
 помещение б. т-ра "Нувоте" на площади Биржи, а в 1869, вследствие
 перепланирования города, перемещается на бульвар Капуцинов. С сер. 19 в.
 "В." стал одним из основных т-ров"бурж. комедии и драмы. Здесь прошла
 премьера драмы Дюма-сына "Дама с камелиями", ставились пьесы Э. Ожье, О.
 Фёйе, Т. Барьера, В. Сарду, П. Эрвьё, Э. Бриё, М. Донне, А. Батая.
 Наибольшей популярности "В." достиг в 1893-1905, когда здесь играла Г.
 Режан. С 1925 зал "В." отдан под кинотеатр.
  Лит.: Albert M., Les theatres des Boulevard? (1789- 1848), P., 1902;
 С a i n G., Anciens theatres de Paris, P., 1906. E. Ф.
  "ВОДОВОЗ", "Два дня" ("Les deux journees", в нем. пер. - "Der
 Wassertrager"), - опера (лирическая комедия) Л. Ь'ерубини, либр. Ж. Буйи
 (действие происходит у Парижской заставы в 17 веке; в опере выведен
 образ смелого, самоотверженного человека из народа - парижского водовоза
 Микели). Пост. 16 янв. 1800, Париж. Пост. также в др. городах: Брюссель,
 1800; Берн, 1801, 1803; Гаага, 1801; Ганновер, 1803; Новый Орлеан, 1811;
 Прага, 1913, 1924, 1932; Нью-Йорк, 1827, 1872; Бухарест, 1830;
 Хельсинки, 1934; Ман-гейм, 1903, и др.
  В России на рус. яз. впервые пост. 7 фсвр. 1813, Петербург (пер. В.
 Левшина; граф Арманд - Самойлов, Констанца - Сандунова, Микели - Злов).
 Пост. в Ленинграде в 1933 (основные партии исполняли молодые
 певцы-Большаков, Фрейдков, певица Белухина; дирижёр Дранишни-ков, реж.
 Харламов, худ. Никифоров). Пост. также в др. городах. В 1938 была
 исполнена по радио солистами, оркестром и хором Всесоюзного
 радиокомитета.
  Издания.- Клавир ("Der Wassertrager"), Lpz., Peters, [o. J.]. Я Гр
  ВОДЯНАЯ ПАНТОМИМА - ею жетное цирковое представление, в к-ром
 применяются эффекты, связанные с использованием воды, заполняющей весь
 манеж. Впервые было показано в 1886 в Париже, где Оллар выстроил
 специальный цирк ("Новый цирк") с технич. устройствами для пуска воды. В
 1892 Чинизелли в Петербурге приспособил для В. п. обычную арену (то же
 сделал Ренц в Берлине), поставив пантомиму "Четыре стихии". В. п.
 строилась на феерич. превращениях, трюках. Действие В. п. происходит на
 воде и в воде, объединено единым сюжетом, включающим различные цирковые
 номера (программа из различных цирковых номеров с использованием воды
 наз. водяной феерией).
  В сов. цирке В. п. была пост. впервые в 1928 В. Труцци в Моск. цирке.
 В этой пантомиме ("Чёрный пират") использовался сюжет популярной
 дореволюц пантомимы. Первая советская В. п. "Гуляй Поле"
  ("Махновщина") также была осуществлена В. Труцци (Москва, 1929).
 Позднее были пост. пантомимы:
  "Москва горит" ("1905 год") Маяковского (1930), "Индия в огне" Жарова
 и Венецианова (1931), "Люди морского дна" (1935), "Шамиль" (1936)
 Кузнецова, "Тайга в огне" Кузнецова и Бродянского (1938). В 50-е гг. в
 Ленингр. цирке пост. В. п. "Выстрел в пещере" Островского и Венецианова,
 в Моск. цирке - "Юность празднует" Полякова (1957) и "Счастливого
 плавания" Зубкова и Оболенского (1959). Для демонстрации В. п. в
 передвижных цирках создана спец. аппаратура. М. Зон.
  "ВОЕВОДА" - 1) Пьеса А. Н. Островского (подзаголовок - "Сон на
 Волге"). Две редакции: 1-я - соч. 1864, "Комедия в 5 д., с прологом в
 стихах"; 2-я - соч. 1885, "Картины народной жизни XVII века, в 5 д., с
 прологом". В 1-й ред. пост. 23 апр. 1865 на сцене Мариинского т-ра
 артистами Александрийского т-ра (в бенефис Владимировой 1-й; Шалыгин -
 В. Самойлов, Семён Бастрюков - Леонидов, Степан Бастрю-ков - Нильский,
 Бессудный - Зубров, Дубровин - Бур дин, Дюжой - Григорьев 1-й, Настасья
 - Линская, Гришка Жилка - Шемаев, Марья Власьевна - Владимирова 1-я,
 Прас' ковья - Александрова 1-я, Недвига - Громова, Ульяна - Левкеева,
 Олёна - Подобедова 2-я, Старуха - Воронова);
  9 сентября того же года в 1-й ред. пост. на сцене Большого т-ра в
 Москве артистами Малого т-ра (Шалыгин - П. Садовский, Семён Бастрюков -
 Шумский, Степан Бастрюков - Вильде, Бессудный - Живокини, Дубровин -
 Полтавцев, Дюжой - Дмитриевский, Настасья -Акимова, Гришка Жилка -
 Никифоров, Марья Власьевна - Колосова, Прасковья - Савина, Недвига -Е.
 Васильева, Ульяна- Бороздина 1-я, Олёна - Васильева 2-я, Старуха -
 Никулина-Косицкая). Во 2-й ред. "В." пост. 19 янв. 1886 в Малом т-ре (в
 бенефис К. Рыбакова, под руководством автора; Шалыгин - Ленский, Семён
 Бастрюков - М. Садовский, Степан Бастрюков - Южин, Бессудный - Музиль,
 Дубровин - Рыбаков, Дюжой - Греков, Настасья - Акимова, Гришка Жилка -
 Рябов, Прасковья - Владимирова, Марья Власьевна - Уманец-Рай-ская,
 Недвига и Старуха-О. Садовская, Олёна-Ермолова). В последующие годы "В."
 ставили: т-р "Скоморох", Москва (1892); Новый т-р, Москва (1898, 1905);
 т-р Литературно-художеств. об-ва в Петербурге (Петербургский Малый т-р;
  1901 и 1915); Моск. Малый т-р (1915). В провинции: Казанский т-р
 (1875, спектакль снят после 2-го представления распоряжением
 губернатора), Воронежский т-р (1899 и 1908), Одесский т-р (1916) и др.
  Первая пост. "В." на сов. сцене- в 1922, Малый т-р (Шалыгин -
 Головин, Семён Бастрюков - Рыжов, Степан Бастрюков - Остужев, Дубровин
 -П. Садовский, Недвига - Массалитинова, Старуха-Рыжова). Позже "В."
 ставили: Горьков-ский т-р, 1941 (композиция 1-й и 2-й ред.; реж.
 Соболыпиков-Самарин, худ. К. Иванов; Шалыгин - Юдин, Степан Бастрюков -
 Буйный, Дубровин - В. Васильев, Бессудный - Левкоев, Дюжой - Разумов,
 Марья Власьевна - Прокопович, Олна- Бельская); в 1952 там же, в 1-й ред.
 под назв. "Сон на Волге" (реж. Микаэлян, худ. Герасименко); Ивановский
 т-р (1942), Архангельский т-р (1944), Костромской т-р (1951), Казанский
 Большой драм. т-р (1953); Центр, т-р Сов. Армии (1955; реж. Окунчиков и
 Ольшевская, худ. Пименов, композитор Будашкин).
  И з д а н и я.- Первое изд. "В." (1-я ред.) - "Современник", 1865, ј
 1; "В." (2-я ред.)-О стровский А.П., Сочинения, изд. Думнова, т. IV, М.,
 1890. Из последующих изд.-Островский А. П., Полное собр. соч., под ред.
 М. И. Писарева, изд. "Просвещение", тт. 4 и 5, СПБ, 1904-1909; его ж е.
 Собр. соч., под общей ред. Г. И. Владыкина, т. 4, М., 1959. А. Шн.
  2) Опера П. И. Чайковского, либр. композитора и А. Н. Островского по
 его пьесе "Воевода" ("Сон на Волге"). Пост. 30 янв. 1869, Большой т-р,
 Москва (Нечай Шалыгин - Финокки, Влас Дюжой - Радонежский, Настасья -
 Анненская, Марья Власьевна - Меньшикова, Прасковья Власьевна -
 Кро-ненберг, Степан Бастрюков - Раппорт, Дубровин - Демидов, Олёна -
 Иванова, Резвый - Божановский, Шут -Лавров, Недвига - Розанова, новый
 Воевода - Корин; дирижёр Мертен).
  На сов. сцене впервые - 28 сент. 1949, Ленингр. Малый оперный т-р (по
 восстановленной Ламмом партитуре, в новой муз. и лит. редакции Кочурова
 и Спасского) (Нечай Шалыгин- Бутягин, Марья Власьевна - Кудрявцева,
 Олёна - Овча-ренко, Степан Бастрюков - Андрукович, Дубровин - Л. Петров,
 Влае Дюжой - Левандо, Настасья - Засс, Недвига - Комиссарова, Шут -
 Бараев; дирижёр Грикуров, пост. Покровского, худ. Мазанов, балетм.
 Фенстер).
  Издания.- Партитура, Чайковский П.И., Полное собр. соч., т. 1 (А),
 клавир, т. 1 (доПолн.), М., Музгиз, 1953. Я. Гр.
  "ВОЗДУШНЫЙ ПИРОГ"-сатирическая комедия в 5 д., 15сценах B.C.
 Powawoen. Соч. 1924. Пост. 19февр. 1925 вТ-ре Революции, Москва (реж.
 Грипич, худ. Шестаков, композитор Попов; Семён Рак - Д. Орлов, Плюхов -
 Мартинсон, Илья Коромыслов - Лишин, Фёдор Коромыслов - Тереш-кович,
 Обрыдлов - Кречетов, Рита Керн - Бабанова, Софья Мироновна- Рутковская).
 В 20-е гг. комедия была пост. многими т-рами. В 1925 "В. п." пост.:
 Харьковский укр. т-р. Бакинский рабочий т-р. Самарский, Ярославский,
 Уфимский, Свердловский, Одесский, Воронежский, Казанский т-ры, Студия
 Костромского отдела просвещения (впоследствии Театр студийных постановок
 под руководством А. Д. Попова, 1927), Передвижной театр "Шахтёрка
 Донбасса", Луганск (1928) и др.
  И з д а н и я.- Первое изд.- "В. п."- М., 1925 (Моск. театр.
 издательство); Ромашов Б. С., Пьесы. М.-Л., 1948.
  "ВОЗДУШНЫЙ ПОЛ‚Т" - разновидность воздушной гимнастики в цирке. Номер
 "В. п." включает перелёт исполнителя с одной качающейся трапеции на
 Другую или в руки висящему на трапеции на подкопе нках партнёру
 (ловитору). Перелёты сочетаются с дополнительными упражнениями
 (полусальто, заднее, переднее или двойное сальто и др.). "В. п."
 применён впервые франц. гимнастом Леотаром в 1859. Обычно "В. п."
 исполняют 4 артиста, поэтому в старом цирке выступления гимнастов в этом
 номере назывались "Четыре чёрта". С момента своего создания "В. п."
 подвергся изменениям в конструкции аппарата, количестве исполнителей, в
 композиции номера. Существуют полёты одинарные (1 исполнитель),
 групповые, "перекрёстные" ("В. п.", в к-рых на четырёх трапециях и двух
 мостиках выступают одновременно две пары гимнастов). "В. п."
 демонстрирует предельную точность движений, смелость и физич. силу.
 Полёт совершается на большой высоте и заканчивается особым для каждого
 артиста фигурным акробатич. прыжком - падением в предохранительную
 сетку. В этом жанре выступали мексиканские артисты Кадоно (впервые
 исполнили рекордный трюк "Тройное сальто в воздухе"), совете кие артисты
 Е. Морус, Винкин и др.
  Лит.: К у з не ц о в Е-, Цирк, М.-Л., 1931.
  ВОЗОБНОВЛЕНИЕ спектакля- постановка пьесы, давно не шедшей в данном
 театре. Иногда В. имеет целью только реставрацию спектакля, т. е. показ
 пьесы в традиционном исполнении и оформлении. Такое В. требует обычно
 только обновления или лёгкой доделки нек-рых частей декораций,
 сравнительно небольшого количества репетиций и т. д. В советском театре
 В. чаще всего предполагает не только реставрацию, но и значительное
 обновление старого спектакля (капитальное В.), часто изготовление
 специального оформления, введение новых исполнителей, иногда изменение
 прежней трактовки образов.
  "ВОЙНА БУФФОНОВ" ("guerre des bouffons")-полемика между сторонниками
 французской и итальянской оперы, развернувшаяся в 50-е гг. 18 в. Поводом
 к "В. б." стали гастроли в Париже (1752-54) итал. труппы антрепренёра Л.
 Бамбини [актёров этой труппы французы прозвали "буффонами" (bouffons,
 букв.-гаер,шут)]. Труппа впервые показала парижскому зрителю 12
 интермедий, или небольших комич. опер (в т. ч. "Служанка-госпожа"
 Перголези). Сопоставление франц. "лирич. трагедии"с итал. "оперой-буфф"
 разделило публику на два лагеря, в споре к-рых проявилась идейная борьба
 предреволюц. эпохи.Философы-энциклопедисты Гримм, Руссо, Дидро, Гольбах
 и другие критиковали искусственность французской придворной оперы,
 противопоставляя ей естественное выражение человеческих чувств в итал.
 оперном иск-ве. Партия их противников оказалась, по словам Руссо, "более
 могущественной" и, используя связи при дворе, добилась высылки буффонов.
 Гастроли буффонов сыграли решающую роль в формировании франц. комич.

<< Пред.           стр. 153 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу