<< Пред.           стр. 155 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Лемешев, Г. С. Пирогов, С. П. Преображенская, М. Д. Михайлов, А. С.
 Пирогов, Н. С. Ханаев, М. О. Рейзен. В СССР получили развитие нац. школы
 пения народов других республик, опирающиеся на опыт и художеств.
 достижения рус. вокальной школы. Представителями этих школ являются
 певцы:
  Б. Р. Гмыря, И. С. Паторжинский, М. И. Литвинен-ко-Вольгемут
 (Украина), Л. П. Александровская (Белоруссия), А. Б. Даниэлян (Армения),
 Ш. Ма-медова, Бюль-Бюль (Азербайджан) и мн. др. В ряде сов. республик
 (Казахской, Киргизской, Туркменской и др.), где в дореволюц. время не
 было оперного иск-ва, также возникли нац. вокальные школы, воспитана
 плеяда талантливых оперных артистов:
  К. Байсеитова (Каз. ССР), X. Насырова (Узб. ССР), А. Аннакулиева
 (Туркм. ССР), С. Киизбаева (Кирг. ССР), М. Рахманкулова, М. Булатова
 (Тат. АССР) и мн. др. Высокого уровня развития достигло в СССР хоровое
 В. и.
  Вокальная педагогика служит с давних пор предметом всестороннего
 научного исследования. Вокальному педагогу, кроме глубокого знания
 музыки и её законов, необходимо изучить анатомию певческих органов,
 физиологию, психологию, педагогику и т. д. Профессиональный певец должен
 иметь певческий голос красивого тембра, достаточной силы, а также
 прирождённую музыкальность и исполнит, одарённость. Путём спец.
 тренировки голос начинающего певца может быть значительно развит,
 увеличен диапазон, приобретена гибкость, пластичность, выработано
 свободное владение голосом. Методология В. и. как отрасль вокальной
 педагогики изучает иск-во вок. школы, направляет педагогич. практику
 преподавания. Среди теоретич. исследований, посвящённых вопросам В. и.
 19 в. на Западе, для своего времени имели значение работы педагогов и
 певцов М. Гарсиа, Ж. Л. Дюпре, Л. Лаблаша, Ф. Ламперти и др. Ценный
 вклад в вокальную методику внесли рус. певцы и педагоги А. Е. Варламов,
 И. П. Прянишников, А. М. Додонов и др. Изучение В. и. с анатом о-физ и
 ологич. стороны было начато во Франции в 18 в. врачом Феррейном (трактат
 о певческих органах). В течение мн. десятилетий 19 в. ( гл. обр. в
 Германии) господствовала анатомо-физиологич. школа, рассматривавшая
 проблемы вокальной педагогики с узких, односторонних позиций.
  Сов. наука рассматривает В. и. как сложный психо-физиологич. процесс,
 тщательно изучает его отдельные стороны. Проблемы рус. вокальной школы
 получили глубокую разработку в сов. время (работы Д. Л. Аспелунда, В. А.
 Багадурова, Ф. Ф. Заседате-лева, Л. Д. Работнова и др.). Большое место
 отводится вокальному обучению в спец. муз., а также общеобразоват.
 учебных заведениях. Пение получило громадное распространение в колхозной
 и городской художеств. самодеятельности. Издаётся спец. нотный материал,
 а также научная методич. и популярная литература по вопросам В. и.
 Систематически организуются показы исполнителей, педа-гогич.
 конференции, проводятся конкурсы, фестивали, декады нац. иск-ва,
 певческие праздники и т. п.
  Лит.: Мазурин К., Методология пения, т. 1-2, СПБ" 1902-1903;
 Прянишников И. П., Советы обучающимся пению, 3 изд., СПБ, 1908; M а з е
 т т и У., Краткие указания по пению моим ученикам, М., 1912;ЛампертиФ.,
 Искусство пения (L'arte del canto) по классическим преданиям, пер. с
 итал., 5 изд., М., 1923; Багадуров В. А., Очерки по истории вокальной
 методологии, ч. 1-2, M., 1929-32; ч. 3, M., 1956; Д о л и в о А., Певец
 и песня, М.-Л., 1948; Материалы Всесоюзной конференции по вокальному
 образованию, М.-Л., 1941; Д е и ш а-С ионицкая М., Пение в ощущениях,
 М., 1926; DannenbergR., Handbuch der Gresangs-kunst, o Aufl., B., 1920;
 Faure J., La voix et le chant. Traite pratique, P., [s. a.]; Gr u e t t
 a P., Il canto nel suo meccanismo, 2 ed., Mil., 1935; Gr u i l l e m i n
 A., Creneration de la voix et du timbre, 2 ed., P., [s. a.] ; M a с h a
 b е у A., Le bel canto. P., 1948; Nadoleczney M., Untersuchungen uber
 den Kunstgesang, В., 1923. АН. Д.
  BOKCAJI - вид старинных увеселительных садов, приспособленных для
 устройства всевозможных развлечений (танцы, маскарады, фейерверки и т.
 п.). Первый В. появился в 1660 в лондонском предместье Vauxhall
 (Воксхолл), отсюда название. В 18 в. В. получили распространение во мн.
 странах Европы, особенно известен был В. в Париже, созданный в 1767
 итал. пиротехником Toppe, здесь давались спектакли, построенные на
 пиротехнич. эффектах. В 1-й пол. 19 в. В. появились и в Америке
 (Нью-Йорк). В России В. были созданы в 1775-76 (Москва, антреприза М.
 Гро-ти). Большой В. организован в 1783 в Москве антрепренёром Медоксом.
 В Петербурге пользовался известностью В. в Нарышкинском саду (с 1793).
  Лит.: Диккенс Ч., Очерки Воза. "Картинки с натуры", гл. 14, Полное
 собр. соч., т. 1,М., 1957, с. 189-195 и с. 725-726; Чаянова О., Театр
 Маддокса в Москве, М., 1927, с. 25-26 и 84. А. Шн.
  ВОЛАНЖ (Volange) (наст. фам.- P о ш е), Морис Франсуа (1756-1808) -
 французский актёр. Вначале работал в бродячих труппах. В 1778 вступил в
 ярмарочную труппу Леклюза, впоследствии преобразованную в т-р "Варьете
 амюзант". На сцене этого т-ра В. сыграл свою лучшую роль - простоватого
 крестьянина Жано (в фарсе "Жано, или Побитые платят штраф", 1779, и в
 других фарсах). Игра В., отличавшаяся непосредственностью и
 правдивостью, явилась свидетельством художеств. роста французского
 демо-кратич. т-ра накануне революции 1789. В последующие годы В.
 совершенствовал технику трансформации, блестяще играл характерные роли,
 "роли с переодеваниями". В конце жизни вернулся в ярмарочный театр.
  Лит.: Manne E.D. (de) et M e n e t r i e r С., Galerie historique des
 comediens de la troupe de Nicolet,..., Lyon, 1869; Campardon Em., Les
 spectacles de la Foire (1593- 1791), v. 1-2, P., 1877; L у о n n e t H.,
 Dictionnaire des comediens francais, P., 1912-1913. ? ф
  ВОЛГИН (наст. фам.- Ш н е е р), Або Яковлевич [р. 6 (18).XII.1896] -
 русский советский режиссёр и актёр. Засл. арт. РСФСР (1937). Член КПСС с
 1958. Учился в театр. школе А. П. Петровского (Петроград). Проф. сценич.
 деятельность начал в 1920. Работал в т-рах Самары, Казани (до 1928),
 Шуи, Твери, Чистополя, Могилёва (до 1931), Хабаровска, Куйбышева,
 Красноярска (до 1951). Пост.: "Разлом" Лавренёва (1929, Чистополь),
 "Страх" Афиногенова (1931, Могилёв), "Мстислав Удалой" Прута (1932,
 Хабаровск), "Платон Кречет", "Бесприданница", "Маскарад" (1934, 1936,
 1938, Куйбышев), "Чудаки" Горького, "Дядя Ваня" (1945, 1947,
 Красноярск).
  С 1951 - гл. режиссёр Кемеровского т-ра. Пост. :
  "Вей, ветерок!" Райниса (1952), "Сын рыбака" Лациса (1953),
 "Кремлёвские куранты" Погодина (1957), "Дети солнца" Горького (1959),
 "Иркутская история" Арбузова (1960) и др.
  ВОЛГИН, Михаил Никитич (1911-41) - советский цирковой артист;
 воздушный гимнаст. Засл. арт. РСФСР (1939). В 1932 создал совм. с В.
 Волги-ной цирковой номер-воздушная торпеда под куполом цирка. На
 прикреплённой тросами к куполу и вращающейся вокруг своей оси торпеде
 артисты легко и изящно проделывали сложные гимнастич. упражнения. М.
 Зон.
  ВОЛЖАНСКИЙ, Владимир Александрович (р. 30. V. 1917) - советский
 цирковой артист; эквилибрист на канате. Засл. арт. РСФСР (1958). Окончил
 училище циркового иск-ва. С 1934 работает в системе Госцирка. Создатель
 и исполнитель оригинальных номеров эквилибристики. Руководит труппой
 цирковых артистов-эквилибристов на канате. В номере "Вол-жанские"
 участвуют: М. Р. Волжанская, М. В. Вол-жанская, В. В. Волжанский.
  ВОЛИКОВСКАЯ, Ирина Ивановна [22. IV(o.V). 1902] - украинская
 советская артистка оперы (дра-матич. сопрано). Нар. арт. УССР (1941). В
 1928 окончила Муз.-драм. ин-т им. Лысенко в Киеве. Сценич. деятельность
 начала в 1918 в Муз.-драм. т-ре в Ромнах. Брала уроки сценич. мастерства
 у П. К. Саксаган-ского. С 1929 пела в Киевском, затем - в Харьковском
 оперных т-рах. В 1935-36 - в Большом т-ре. В 1941-44 - в Т-ре оперы и
 балета им. Абая (Алма-Ата). В 1936-41 и с 1944 - в Одесском т-ре оперы и
 балета. Партии: Одарка и Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Ярославна
 ("Князь Игорь"), Лиза ("Пиковая дама"), Аида; Лушка ("Поднятая целина"
 Дзержинского) и др. В 1957 В. оставила сцену. С. 8.
  ВОЛИН, Алексей Михайлович (р. 18. X. 1898) - русский советский актёр.
 Нар. арт. УССР (1956). В 1919 окончил театр. студию. Сценич.
 деятельность начал в 1920 в Петроградском передвижном показательном
 т-ре. Затем работал в Таганрогском т-ре, передвижных т-рах Ставрополя,
 Краснодара. С 1926 - на Украине, сначала в т-ре "Шахтёрка Донбасса", а с
 1934 - в Харьковском театре русской драмы. В. - мастер острого
 сценического рисунка, игра его отличается простотой и непринуждённостью.
 Среди лучших ролей В.: председатель У кома ("Шторм" Билль-Бел
 оцерковского), Швандя ("Любовь Яровая"), Печенегов ("Враги"), Чебутыкин
 ("Три сестры") и др. С. 3.
  ВОЛИН, Осип Александрович (р. 1906) - русский советский театральный
 деятель и актёр. ЧленКПСС с 1940. В 1926 окончил Высшие театральные
 курсы в Киеве. В том же году начал работать в Киевском детском т-ре как
 актёр. Затем играл в Днепропетровске, Николаеве, Омске. С 1931 -
 директор Иркутского драматического т-ра (в 1935, 1938-40 - зам.
 директора); исполнил здесь ряд ролей (Счастливцев - "Лес",
 Матрос-анархист - "Оптимистическая трагедия" и мн. др.). Был
 председателем Правления Иркутского отделения ВТО, членом президиума
 Крайкома и Обкома Рабис, вёл педагогич. работу в театр. студии в
 Иркутске. Выступает в периодич. печати по вопросам театр. иск-ва.
  ВОЛЙНИН, Александр Емельянович (1882-3. VII. 1955) - русский артист
 балета, педагог. В 1901 окончил балетное училище при Большом т-ре.
 Ученик В. Д. Тихомирова и А. А. Горского; работал в Большом т-ре; в 1910
 ушёл из т-ра и в 1914-25 выступал вместе с А. П. Павловой в её
 гастрольных поездках. Среди партий В.: Таор Миамун ("Дочь фараона"
 Пуни), Франц ("Коппелия"), Дезире ("Спящая красавица"), Зигфрид
 ("Лебединое озеро"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Принц
 ("Волшебное зеркало" Корещенко) и др. Исполнение В. отличалось красотой
 формы, развитой техникой, музыкальностью. В 1925 В. открыл в Париже
 собственную студию, где занимался педагогич. деятельностью до 1955.
 Среди учеников В.-Л. Дейде, И. Шови-ре, А. Долин, А. Эглевский, Ж.
 Бабиле и др. В 1946 в датском Королевском балете (Копенгаген) поставил
 "Жизель" в собственной редакции. Ham. P.
  "ВОЛКИ И ОВЦЫ" - комедия в 5 д. А. Н. Остров' ского. Соч. 1875. Пост.
 8 дек. 1875 в Александрийском т-ре (в бенефис Бурдина, исполнявшего роль
 Лыняева, Мурзавец-кая - Читау, Глафира - Савина, Чугунов - Варламов,
 Беркутов - Нильский, Мурзавецкий - Сазонов, Горецкий -Горбунов,
 Купавина- Лядова-Сарриотти, Анфуса -М. Александрова). 26 дек. того же
 года премьера "В. и о." состоялась в Малом т-ре (в бенефис Никулиной,
 исполнявшей роль Глафиры, Мурзавецкая - Е. Васильева, Чугунов - Шумский,
 Беркутов - Вильде, Мурзавецкий - М. Садовский, Лыняев - Самарин,
 Горецкий- Музиль, Купавина-Федотова, Анфуса - Акимова, Павлин -
 Живокини). До революции "В. и о." ставили: 27 янв. 1894 Малый т-р (в
 бенефис М. Садовского, исполнявшего роль Мурзавецкого,
 МурзавецкаяФедотова, Глафира - Лешковская, Купавина - Ермолова, Анфуса -
 Садов-ская, Чугунов - Музиль, Лыняев - А. Ленский, Беркутов- Южин,
 Павлин - Макшеев, Горецкий - Н. Васильев); на провинциальной сцене: т-р
 "Соловцов", Киев (1892; Мурзавецкая - Шаровьева, Глафира - Немирович,
 Купавина - Самойлова, Чугунов - Чужбинов, Лыняев - Неделин, Беркутов -
 Песоцкий); Харьковский т-р (1916, реж. Синельников; Мурзавецкая -
 Струкова, Глафира - Леонтович, Чугунов - А. Петровский, Мурзавецкий -
 Путята, Купавина - Наблоцкая, Анфуса-Дубровская); "В. и о." ставили
 Нижегородский, Ярославский, Самарский, Казанский и мн. др. т-ры. Среди
 исполнителей "В. и о." на рус. сцене: Жулева, Шебуева, Медведева
 (Мурзавецкая); Яблочкина, Шухмина (Глафира); Судьбинин, Н. Яковлев,
 Каширин (Мурзавецкий);
  Климов (Лыняев); Давыдов, Правдин (Чугунов) и др.
  Первым после революции "В. и о." пост. 24 ноября 1917 Малый т-р.
 Спектакль трижды возобновлялся (в 1935, 1941, 1944; режиссёры пост. 1944
 -П. Садовский и Никольский, худ. Юон; Мурзавецкая - Яблочкина, Пашенная;
 Мурзавецкий- Ильинский, Жаров, Светловидов; Глафира - Зеркалова,
 Еремеева; Купавина - Шатрова; Анфуса - Рыжова, Орлова;
  Лыняев - Светловидов, Рыжов; Беркутов -Ленин; Чугунов-Владиславский;
 Павлин - Гремин). В 1927 iB. и о." пост. Моск. драм. т-р (б. Корша)
 (реж. Сахновский и Волков, худ. Крымов; Мурзавецкая - Нарбекова и
 Борская, Мурзавецкий - Кторов, Глафира - В. Попова, Купавина - Жизнева,
 Анфуса - Блюменталь-Тамарина, Лыняев - Борисов и Зра-жевский. Беркутов -
 Бакшеев и А. Хохлов, Чугунов - Владиславский, Горецкий-Петкер,
 Павлин-Межинский); в 1927- Ленингр. т-р драмы (к 35-летию артистич.
 деятельности Грибу-ниной, исполнявшей роль Мурзавецкой, реж. Вивьен,
 худ. К. Кустодиев -по эскизам Б. Кустодиева; Глафира - Вольф-Из-раэль,
 Купавина - Глебова, Мурзавецкий - Горин-Горяинов, Беркутов - Юрьев,
 Лыняев - Лерский и Зражевский, Чугунов - Певцов, Анфуса -
 Корчагина-Александровская, Павлин - Жуковский); в 1934 - Театр-студия
 под рук. Завадского (реж. Завадский и Чистяков, худ. Федотов, композитор
 Алыпванг; Глафира - Марецкая, Мурзавецкий - Мордвинов, Лыняев -
 Абдулов); в 1936 - Т-р им. Леси Украинки, Киев (реж. К. Хохлов, худ.
 Духновский); Т-р им. Грибоедова, Тбилиси (реж. Рубин, худ. В. Иванов); в
 1937 - Центр, т-р Красной Армии (реж. Лобанов, худ. Пименов;
 Мурзавецкий- Бельский, Глафира - Зеркалова, Купавина - Куприянова,
 Беркутов - Хованский, Чугунов - Константинов, Лыняев - А. Хохлов); в
 1940 - Свердловский т-р (реж. Битюцкий, худ. Кузьмин); в 1941 -Ленингр.
 Большой драм. т-р (реж. Рудник;
  Глафира - Казико, Купавина - Кибардина, Анфуса - Грановская, Беркутов
 - Мичурин, Чугунов - Лариков, Лыняев - Зонне); в 1942 - Саратовский т-р
 (реж. Слонов, худ. Шаблиовский; Мурзавецкая - Лещинская, Мурзавецкий -
 Слонов, Глафира - Соболева, Беркутов - Муратов и Карга-нов, Анфуса -
 Стрижева, Лыняев - Несмелое); в 1945 - Т-р им. Янки Купалы, Минск (реж.
 Рахленко, худ. Марикс;
  32*
  Мурзавецкая - Ржецкая, Мурзавецкий - Владомирский, Глафира -
 Кашельникова, Станюта, Купавина - Галина, Чугунов - Глебов, Беркутов -
 Бирилло); в 1948 - т-р "Эсто' ния", Таллин (перевод Юксипа, он же
 исполнитель роли Чугу нова, худ. Пеэк и Клаус; Мурзавецкая - Вяльбе,
 Мурэавец-кий - А. Эскола, Глафира - Тальви, Купавина - Арт, Лыняев -
 Нууде, Беркутов - Каарм); в 1949 - Казанский Большой драм. т-р (реж.
 Медведев, худ. Гельмс); в 1950 - Иркутский т-р. Костромской т-р,
 Тамбовский т-р, Томский т-р; в 1951 - Ташкентский рус. т-р; в 1952 -
 Закарпатский рус. т-р (Мукачево) и мн. др.
  Среди исполнителей "В. и о." в сов. т-рах: Массалитинова (Малый т-р).
 Сатина (Тбилисский т-р), Крамова (Иркутский т-р) - Мурзавецкая;
 Гоголева, Фадеева (Малый т-р), Чекмасова (Куйбышевский т-р) - Глафира;
 Костромской (Малый т-р), Юровский (Рижский рус. т-р), Осис (Латв. т-р
 драмы) - Лыняев; Амтман-Бриедит (Латв. т-р драмы), Ф. Волгин (Смоленский
 т-р) - Чугунов; Шатрова (Малый т-р), Клинт (Латв. т-р драмы) -Купавина,
 и мн. др. "В. и о." ставятся и в коллективах театральной
 самодеятельности. В 1949 в переводе Д. Магаршака "В. и о." шли в
 Лондоне.
  Издан и я.-Первая публикация "В. и о."-"Отечественные записки", 1875,
 ј 11; из последующих изд.: Островский А. Н., Собр. соч., под ред. М. И.
 Писарева, т. О, М., 1909; то же, т. 7, М., 1960.
  Лит.: "Волки и овцы" [Сборник], М., [1946]. \ Шн.
  ВОЛКОВ, Арсий (наст. имя - Арсений Афана-. сьевич) (р. 9.IX.
 1923)-марийский советский писатель, драматург. Учился в муз.-театр.
 уч-ще в г. Йошкар-Ола. Работал актёром и завлитом в Марийском т-ре им.
 Шкетана. Лит. деятельность начал в 30-х гг. В 1956 окончил Высшие лит.
 курсы, а два года спустя Лит. ин-т им. Горького в Москве. В 1946 написал
 пьесу-сказку "Красавица Пампалче" (рус. пер. "Песня жизни"), шедшую в
 детских и кукольных т-рах. Автор пьес: "В родном селе" (1947), комедии
 из колхозной жизни "Ксения" (1950, Т-р им. Шкетана, 1952, Московский т-р
 им. Ермоловой) п лприч. комедии "Сердце девичье" (1955, Т-р им.
 Шкетана), одноактных пьес, либретто марийского балета "Шы-мавий". Г. К.
  ВИЛКОВ, Борис Иванович [р. 13(26). III. 1900, Москва] - русский
 советский театральный художник. Нар. художник РСФСР (1958). Учился в
 Строгановском уч-ще, затем во Вхутемасе (окончил в 1923). Работал в
 мастерской Поле-новского нар. дома. Первая самостоятельная работа в
 театре - декорации к спектаклю "Граф Монте-Кристо" (1922, театр
 "Романеск"). В 1924-40 был гл. художником Т-ра им. МГСПС (с 1930- Т-р
 им. МОСПС, с 1938 - Т-р им. Моссовета), в 1941-49- Муз. т-ра им.
 Станиславского и Немировича-Данченко. С 1951- гл. художник Малого т-ра.
 В ранних работах В. сказалось влияние конструктивизма ("Шторм"
 БилльБелоцерковского, 1925, Театр им. МГСПС). Лучшие работы этого
 периода - декорации к спектаклям "Мятеж" по Фурманову, "Рельсы гудят"
 Кирш она (1927, 1928, Т-р им. МГСПС). Большое значение для В. имела его
 работа под рук. В. И. Немировича-Данченко в Муз. т-ре им.
 Немировича-Данченко над пост. опер "Тихий Дон" Дзержинского (1936) и "В
 бурю" Хренникова (1939; спектакль возобновлён в 1952). В оформлении этих
 спектаклей проявилось характерное для творчества В. стремление к
 выразительной, тщательно разработанной планировке места действия,
 сочетанию объёмных декораций с живописными, изобретательному
 использованию возможностей сце-нич. техники и освещения. Важную роль в
 декорациях В. играет пейзаж; эмоциональный, лирич. и поэтич., он всегда
 органично связан с содержанием спектакля, помогает раскрытию его осн.
 мысли
  Одна из сильных сторон искусства В., получившая развитие в его
 творчестве с конца 40-х гг.,- психологическое решение сценического
 интерьера.
  Среди работ В.: в Муз. т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко
 - "Лола" Василенко (1943), "Фрол Скобеев" Хренникова (1950), "Кашей
 бессмертный" и "Шехеразада" Римского-Корсакова (1944), "Семья Тараса"
 Кабалевского (1951, Ст. пр. 1952), "Война и мир" Прокофьева (1957); в
 МХАТе- "Двенадцать месяцев" Маршака (1948), "Домби и сын" по Диккенсу
 (1949), "Зелёная улица" Сурова (1948, Ст. пр. 1949), "Вторая любовь"
 Мальцева (1950, Ст. пр. 1951); в Малом т-ре - "Северные зори" Никитина
 (1952), "Порт-Артур" Степанова и Попова (1953), "Власть тьмы" Л. Н.
 Толстого (1956), "Почему улыбались звёзды" Корнейчука (1958), "Остров
 Афродиты" А. Парниса (1960) и др.
  Лит.: Нехорошей Ю., Борис Иванович Волков, М., 1956;
  Борис Иванович Волков. (Авторы текста И. Я. Гремиславский и Ф. Я.
 Сыркина), М., 1958. АН. Ш.
  ВОЛКОВ (наст. фам. - 3 и м н ю к о в), Леонид Андреевич [р. 5(17). V.
 1893J - русский советский актёр и режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1945).
 Занимался в студии под рук. Е. Б. Вахтангова. Сценич. деятельность начал
 в Москве в 1918 в Нар. т-ре (Жозеф - "Чудо св. Антония" Метерлинка).
 Работал в 1-й Студии МХАТ (с 1921), МХАТе 2-м (1924- 1927), Моск. т-ре
 Революции (1927-30), МХАТе (19431951) и др. В.- разносторонний
 характерный актёр. С большой теплотой и искренностью играл роли:
 тульского оружейника Левши ("Блоха" по Леско-яу)" учёного-патриота
 Андросова ("Человек с портфелем" Файко), Шуйского ("Трудные годы" А. Н.
 Толстого) и др. Режиссёрскую деятельность начал в 1925 ("Челкаш" по
 Горькому, Малая сцена МХАТа). В. был художеств. руководителем Гос.
 Центр, т-ра юного зрителя (1931-34) и Центр, детского т-ра (1943-48);
 пост. спектакли: "Сам у себя под стражей" Кальдерона (1934), "Город
 мастеров" Габбе (1944, совм. с В. С. Колесаевым), "Грач, птица весенняя"
 Мстиславского (1945) и др. В 1933-42 и с 1951-рржиссёр Малого т-ра;
 пост. спектакли: "Скута-ревский" Леонова (1934), "Богдан Хмельницкий"
 Корнейчука (1939), "Село Степанчиково" по Достоевскому (1957), "Свои
 люди-сочтёмся" Островского (1960) и др. С 1923 ведёт педагогич. работу

<< Пред.           стр. 155 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу