<< Пред. стр. 158 (из 913) След. >>
1884 с большим успехом сыграла роль Натальи Петровны ("Месяц вдеревне" Тургенева). Актёр И. Ле-винский, выступавший с В. во многих
спектаклях, сравнивал её трагедийное дарование по силе и мощи с иск-вом
M. H. Ермоловой, по очарованию и покоряющей душевной тонкости - с Э.
Дузе. В 1896 оставила сцену.
Лит.: Laube H., Das Burgtheater, Lpz., 1868;
Richter H., Schauspieler Charakteristiken, Lpz., 1914; N i e-1 e r l
e B., Charlotte Wolter, B.-[W.-Lpz.], 1948.
Л. Лоб.
ВОЛЬТИЖИРОВКА (от франц. voltiger - порхать) - цирковой жанр.
Разделяется на В. на лошади (демонстрируется как самостоятельный жанр),
гимнастическую (перелёт гимнаста с одной трапеции на другую),
акробатическую (исполнение упражнений на манеже - один из исполнителей
перебрасывается партнёром в воздухе и снова возвращается в руки или на
плечи к партнёру).
ВОЛЬТЬЕ (от фламанд. waaltje - маленький валлон) - комический герой
бельгийского народного театра кукол. Тщедушный, длиннорукий, большеносый
весельчак, проказник и сатирик. Образ В. вводится в пьесы из жизни самых
различных эпох. Но так же, как у Гиньоля (Франция), Кагиперле (Германия)
и Кашпарека (Чехия), костюм и внешний облик В. остаются неизменными. И.
Б.
ВОЛЬФ (Wolf), Гуго (13. III. 1860-22.11. 1903) - австрийский
композитор. В 1875-76 занимался в Венской консерватории. Творч.
деятельность начал в конце 70-х гг. В.- представитель позднего
романтизма в нем. музыке конца 19 в. Ему принадлежит комич. опера
"Коррехидор" (1896, Мангейм) на сюжет новеллы испанского писателя П.А.
Аларкона "Треуголка". Опера проникнута песен-ностью, отличается лиризмом
и остроумием, своеобразным использованием исп. нар. мелодий. В. написал
также музыку к пьесе Ибсена "Празднество в Соль-хауге" (1891. Бургтеатр.
Вена) и к трагедии Клейста "Принц Фридрих Гомбургский" (соч. 1884,
неоконч.), много песен, замечательных по глубине и своеобразию муз.
языка, и др. соч. Тяжёлая болезнь помешала В. закончить вторую оперу
"Мануэль Венегас" (либр. М. Хёрнса по новелле Аларкона, фрагменты были
исполнены в Мангейме в 1903).
Лит. соч.: Hugo Wolf's Briefe an Emil Kaufmann. Im Auftrage des Hugo
Wolf-Vereines in Wien. Hrsg. von Ed. Hellmer, B., 1903; Musikalische
Kritiken, Lpz., 1912.
Лит.: Hellmer Ed. von, "Der Corregidor" von H.Wolf, W." 1900; Orel
A., Hugo Wolf. Ein Kunstlerbildnis, W., [1947J;
Walker F., Hugo Wolf: a biography. L., 1951. Д. M.
ВОЛЬФ (Wolf), Фридрих (23. XII. 1888, Нёй-вид, - 5. X. 1953, Берлин)
- немецкий драматург, писатель, театральный и общественный деятель. Врач
по образованию. Во время 1-й мировой войны 1914-18 на фронте В. занял
ан-тимплитаристич. позицию. В годы войны вступил в Герм. с.-д. партию.
В.- активный участник рево люции 1918. С 1928 - член КПГ. Первые пьесы
В.:
"Это ты" (1913, Дрезден-1919),"Безусловный" (1919, Штеттин - 1921),
"Чёрное солнце" (1920, Ольден-бург-1924), "Тамар" (1921, Франкфурт - на
- Майне - 1922) и "Комедия со шкафом" (1924, не поставлена), написанные
в экспрес-сионистич. манере, направлены против капитализма как источника
войн, голода и нищеты. Знакомство с жизнью швабских крестьян приводит В.
к созданию реалистич. народной трагедии из эпохи Крестьянской войны
"Бедный Конрад" (1923, Штутгарт - 1924). Однако в комедии "Человек во
мраке" (1924, Эссен- 1927) В. вновь отдаёт дань экспрессионизму. В 1927
В. пишет пьесы: "Коритке" (Штутгарт - 1927) и "Колонна Хунд" (Гамбург -
1927). С момента вступления в ряды КПГ В. начинает борьбу за иск-во,
являющееся активным оружием в классовой борьбе, стремится в своём
творчестве раскрыть перед нем. зрителями опасность, к-рую таит в себе
фашизм. Свои теоретич. взгляды В. изложил в статье "Искусство - это
оружие" (1928), а практически воплотил в пьесах: "Цианистый калий"
(1929, Группа молодых актёров, Берлин; 1930, б. т-р Корша, Москва);
"Матросы из Кат' таро" (1930, Народный т-р, Берлин); "Тай Янг
пробуждается" (1931, т-р Пискатора, Берлин); "Парни из Монса" (1931,
Берлин). Политической остротой характеризуются и пьесы, написанные В.
для рабочего агитпроптеатра. Среди последних особенным успехом
пользовались обозрения "От Нью-Йорка до Шанхая" (1932), "Где проходят
фронты?" (1932) и пьеса "Крестьянин Бетц" (1932), пост. на сцене
руководимого В. рабочего т-ра "Зюдвест". В 1933 В. эмигрирует из
фашистской Германии сначала в Швейцарию, а затем во Францию. В Швейцарии
он создаёт одно из лучших своих произведений: проникнутую острой
ненавистью к фашизму и расизму пьесу "Профессор Мам-лок" (1934,
Еврейский т-р, Варшава; 1934, Цюрих). Пьеса эта обошла многие
прогрессивные т-ры мира (пост. в Москве в 1935 в Т-ре им. МГСПС и в др.
т-рах СССР). На её основе в 1938 был создан одноим. сов. фильм. В 1934
В. переехала СССР, где в том же году написал "Лауренсию" (свободная
обработка "Овечьего источника" Лопе де В era, 1934, Неметший т-р, г.
Энгельс). В 1935 В. создал драму "Флоридсдорф" о восстании венских
рабочих в 1934 (1936, Т-р им. E. Вахтангова, Москва). В СССР В. написаны
также пьесы "Троянский конь" - о борьбе немецких антифашистов (1935,
Центральный детский т-р, Москва), "Петер возвращается домой" - о судьбе
нем. военнопленного, обретающего вторую родину на Украине (1937, г.
Энгельс), "Мы с вами!" - сцены из гражд. войны в Испании (1937, не
поставлена).
В 1937 В. выехал из СССР для участия в боях за нар. Испанию, но
окончание войны застало его во Франции. Здесь им написана антифашистская
пьеса "Корабль на
Дунае" (1939, Берлинский т-р им. Максима Горького, 1955). В 1939 В.
был заключён вишистами в концентрационный лагерь Ла Берне, где написал
пьесу "Бомарше" (1941, Немецкий т-р, Берлин,- 1946). В начале 1941 В. с
помощью Советского правительства удалось освободиться из лагеря и
выехать в Москву. В СССР В. активно работал на радио и в печати, написал
пьесы о Движении Сопротивления: "Патриоты" (1943, Кобург,- 1947),
"Доктор Лилли Веннер" (1945, Хемниц), "Что человек посеет" (1945,
Галле,- 1955). По возвращении на родину в 1945 В. написал пьесы:
"Последняя репетиция" - о личных судьбах и обществ, долге деятелей
искусства (1946, Дрезден), "Как лесные звери" - о бессмысленной гибели
нем. молодёжи накануне капитуляции Германии (1948, Лейпциг), "Бургомистр
Анна" - о новом в жизни нем. деревни, ставшей на путь демократизации
(1950, Дрезден), историч. трагедию "Томас Мюнцер" (1953, Немецкий т-р,
Берлин). В. дважды удостоен Нац. пр.- в 1949 и в 1950. В 1949-51 был
первым послом ГДР в Польской Народной Республике.
Для драматургии В. после экспрессионистского периода характерна яркая
политич. направленность, стремление ответить на злободневные проблемы
современности, следовать подлинным фактам и документам. В. стремился
раскрыть в первую очередь обществ, идеал персонажей своих пьес,
классовую основу их характеров. Образам пьес В. иногда недостаёт
психологич. глубины. Однако в лучших его пьесах социально-типич. черты
обогащают индиви-дуально-психологич. разработку характеров. Плодотворное
овладение методом социалистич. реализма, опытом сов. литературы и т-ра
позволило В. стать одним из передовых драматургов Германии 20 в.
С о ч.: Ausgewahlte Werke in Einzelausgaben, Bd 1-13, В., 1952-59
(Gesammelte Dramen, Bd 1-4, Bd 9, В., 1952-1955;
Aufsatze uber Theater, Bd 13, В., 1957); в рус. пер.- Пьесы, М.,
1936; Профессор Мамлок, М.-Л., 1937; Флоридсдорф, М.-Л., 1937; Троянский
конь, М -Л.. 1937; Петер возвращается домой (Штыки и хлеб), М.-Л., 1938;
Бедный Конрад, М.-Л.,1941; Патриоты (Франсуаза и Женевьева), М.-Л. 1943;
Доктор Ваннер, М., 1944; Чужая, М.-Л., 1945.
Лит.: Лацис А., Революционный театр в Германии, М., 1935; ?. Вольф.
Биобиблиографический указатель, М., 1956;PollatschekW., Das Buhnenwerk
Friedrich Wolfs, В., 1958. В. К.
ВОЛЬФ (Volff), Эгон (р. 1927) - чилийский писатель, поэт и драматург.
Автор психологич. драм (на исп. яз.), пользующихся большим успехом в
стране. Первая пьеса "Обитель сов" (1958, труппа Общества театр. авторов
Чили в Сантьяго и Университетский т-р в Консепсьоне) рассказывает о
лицемерии бурж. воспитания, внушающего подросткам неправильные
представления о любви и семейной жизни. В пьесе "Ученики страха" (1958,
Экспериментальный т-р) В. критикует совр. бурж. общество, страсть к
наживе, искажающую подлинную ценность жизни. Л. X.
ВОЛЬФ-ИЗРАЭЛЬ, Евгения Михайловна (р. 21. XII. 1897) - русская
советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1919-22 работала в Большом
драм. т-ре (Петроград); роли - Мария ("Двенадцатая ночь"), Дездемона;
Тиль-Тиль ("Синяя птица" Метерлинка). В 1922-23 играла в т-рах Украины
(Киев, Харьков); наиболее значит, роль этого периода - Полина ("Доходное
место"). С 192'3- в труппе Ленингр. т-ра драмы им. А. С. Пушкина. Талант
В.-И. как острохарактерной актрисы впервые ярко проявился в роли Риммы
("Яд" Луначарского). В последующие годы раскрылась лирико-комедийная
сторона дарования актрисы, а также её склонность к сатирич. заострению.
Образы, созданные В.-И., отмечены тонкостью, изяществом, ритмич.
чёткостью. В пьесах сов. драматургов исполняла роли Валентины ("Страх"
Афиногенова), Марго ("Глубокая разведка" Крона), мадам Буткевич
("Незабываемый 1919-й" В с. Вишневского), г-жи Стессель ("Порт-Артур"
Степанова и Попова); в произв. зап. драматургии - Клеопатры, Элизы
Дулитл ("Цезарь и Клеопатра", "Пигмалион" Шоу), Алисы ("Глубокие корни"
Гоу иД'Юссо), Роз ("Осенний сад" Хелман), Сэди Томсон ("Ливень" Моэма).
70. Д.
ВОЛЬФ-ФЕРРАРИ (Wolf-Ferrari), Эрманно (12. I. 1876 - 21. I. 1948) -
итальянский композитор. Сын известного нем. художника А. Вольфа;
матьитальянка. Предполагал посвятить себя живописи, однако под
воздействием оперных спектаклей "Байрёйт-ского т-ра" начал изучать
музыку. В 1890-95 В.-?. учился в Мюнхене в Баварской муз. академии у И.
Рейнбергера. С 1895 жил в Венеции, где с 1902 работал директором Муз.
лицея (консерватории) им. Б. Марчелло. Первые оперы В.-Ф. ставились гл.
обр. в Германии; они не имели успеха. Лишь с конца 1910-х гг. его
творчество завоёвывает популярность сначала в Италии, а затем и в ряде
др. стран. В.-Ф. принадлежат мн. комич. оперы, написанные в традициях
итал. оперы-буфф; они отличаются яркой, запоминающейся мелодией,
лёгкостью и занимательностью сюжетов, остроумием и изяществом.
Композитор широко использует в своём творчестве совр. муз. выразит,
средства. К числу наиболее популярных опер В.-Ф. принадлежат:
"Любопытные женщины" (1903, Мюнхен), "Четыре деспота" (1906, Мюнхен),
"Секрет Сусанны" (1909, Мюнхен), "Обручённые любовники" (1925, Венеция),
"Хитрая вдова" (1931, Рим), "Перекрёсток" (1936, Милан) - на сюжеты
комедий К. Гольдони; "Любовь-цели-тельница" (1913, Дрезден) на сюжет
Мольера;
"Глупая дама" (1939, Милан) на сюжет Лопе де Bera и др. Лучшие оперы
В.-Ф. - "Ожерелье мадонны" (1911, Берлин), "Хитрец" (1927, Милан),
"Небесное платье" по Перро (1927, Мюнхен) - отмечены стремлением к
реалистич. правдивости сюжета, что сближает его с веризмом. В.-Ф.
принадлежат также оперы "Золушка" (1900, Венеция), "Кукушка" (1943,
Ган-новер) и новая редакция оперы Моцарта "Пдоме-ней" (1931, Мюнхен), а
также оратории и ряд соч. в др. жанрах. Оперы В.-Ф. в 50-е гг. с успехом
ставились на мн. европ. оперных сцедах.
Лит.: Stahl E. L., Ermanno \Volf-Ferrar i, Salzburg, [1936J; Gr r i s
s o n A. C., Ermanno Wolf-Ferrari, Regensburg, 1941; 2 Aufl., Zurich -
Lpz.- W., [1958J; R i n g o J., Ermanno Wolf-Ferrari, an appreciation of
his work, "Rivista Musicale Italiana", 1949, VII-IX; Pfanukuch W7., Das
Opernschaffen Ermanno Wolf-Ferrari's, Kiel, 1953. ?. A\
BOMA4KA (Vomacka), Болеслав (р. 28. VI. 1887)- чехословацкий
композитор и музыкальный критик. Засл. арт. ЧССР (1955). Член
Чехословацкой академии наук и иск-в (с 1924). В 1912 окончил ун-т в
Праге. В 1906-10 обучался музыке в Пражской консерватории; брал также
уроки у В. Новака. В. принадлежат оперы "Водолей" (1936, Национальный
т-р, Прага, премия им. Сметаны в том же году), "Болеслав I" (1957,
Национальный т-р, Прага), "Чеканки" (соч. 1956), симф.,
камерно-инструмент, соч., песни, хоры. В.-автор многочисл. муз.-критич.
статей; в течение ряда лет был редактором муз. журнала "Темпо". Почётный
член чеш. "Общества певцов" (с 1924).
BOHACEPA (????????), Пипина (Посифина, 1838- 1927) - греческая
актриса. В 1862 дебютировала в афинском т-ре Букура в роли Лукреции
Борд-жиа (о. п. Гюго). Затем входила в состав трупп П. Супаса, Д. Алекс
иадиса. В сезон 1865-66 впервые сыграла роли Марии Доксапатри и Меропы
(о. п. Вернардакиса) и завоевала большую популярность. В 1867 исполняла
роль Антигоны (о. п. Софокла) в спектакле, пост. в древнем т-ре-Одеоне
Ирода Аттика. В. была преим. трагедийной актрисой. Среди её ролей:
Эмилия Галотти (о. п. Лессинга), Луиза ("Коварство и любовь"), леди
Макбет. Гастролировала вместе с труппой Д. Алексиадиса в различных
городах России (в 1869 - в Таганроге). Д. С.
ВОНДЕЛ (Vondel), Йост ван ден (17. XI. 1587, Кёльн,- 5. II. 1679,
Амстердам) - голландский поэт и драматург. Родился в семье
купца-анабаптиста. Лит. деятельность начал в 1605. В. принадлежат 32
пьесы на историч. и библейские сюжеты. В своём творчестве В. отразил
борьбу голл. буржуазии за независимость. В драме "Пасха" (1612),
несмотря на религиозный сюжет, проводится идея освободительной борьбы
голл. народа против исп. поработителей. Драма "Паламед" (1625)
направлена против религиозной нетерпимости ортодоксальных кальвинистов.
В 1637 В. написал одно из своих лучших драматич. произведений-историч.
трагедию "Гейсбрехт ванАмстель";в 1638 этой пьесой был открыт первый
нац. т-р в Нидерландах и с тех пор она ежегодно исполняется 3 января на
сцене Амстердамского гор. т-ра (в спектакли включаются пение, музыка).
Среди пьес В. - трагедии "Братья" (1639), "Иосиф в До-тане" (1640),
"Пётр и Павел" (1641), комедия "Левен-дальцы" (1647). В 1654 была пост.
трагедия В. "Лю-цифер", направленная против духовенства, рассказывающая
в аллегорич. форме о борьбе Нидерландов с исп. монархией. Исполнение
этой пьесы после второго спектакля было запрещено церковью. Драматургия
В., отличающаяся остро-сатирич. направленностью, значительностью
тематики, богатством и выразительностью языка, явилась крупным вкладом в
развитие голл. драматургии и театр. иск-ва.
Соч.: De werken, uitleg, door J. van Lennep, herzien en bijgeverkt
door J. H. W. Unger, 1-30, Leiden, 1883-93.
Лит.: Корсаков П., Иоост фан денФондель, СПБ, 1838;
Brandt Ст., Leven van den Vondel, uitgeg. door J. Hoeks-rna, Amst.,
1905; Simons L., Vondels dramatiek, Amst., 1912;
M e l l e s J., Joost van den Vondel, Utrecht, 1957. А .Вис.
ВООБРАЖЕНИЕ - способность человека воссоздавать в памяти образы
прежнего (пережитого) опыта и сочетать или претворять их в новые образы.
В психологии под термином "образ" подразумевают не только зрительные
представления, но и слуховые, осязательные восприятия и ощущения - всё
богатство впечатлений бытия. Существует огромное различие между
непроизвольным (непреднамеренным) В., проявляющимся в сновидениях, в
бреду, в грёзах, и произвольным (преднамеренным), неразрывно связанным с
общественно полезной, трудовой деятельностью людей. "В конце процесса
труда,- писал Маркс,- получается результат, который уже в начале этого
процесса имелся в представлении работника..." ("Капитал", т. 1, 1955, с.
185). Возможность предвидеть желанную цель, представить себе результат
своей деятельности обостряет и усиливает способность человека отбирать
из множества случайных связей и впечатлений именно те, к-рые необходимы
для решения поставленной им задачи. Различают пассивное (репродуктивное)
В., понимаемое как более или менее отчётливое воспроизведение в памяти
или в сновидениях образов прошлого, и активное (продуктивное) В.,
комбинирующее и преобразующее прежние образы и представления в новые.
Высшей формой такого активного В. является творческое В., играющее
огромную роль в иск-ве. Существенной особенностью творч. художеств. В.
является способность создать на основе переработки прежних представлений
новый, целостный образ, умение осветить и раскрыть новые, еще не
изведанные, связи вещей и явлений. Большое значение для развития
творческого В. имеет эмоциональная память, яркое восприятие и
воспроизведение чувств художником, его мироощущение, неразрывно
связанное с его мировоззрением. В процессе художеств. творчества
существуют 3 осн. этапа: 1) познание и творческая переработка
впечатлений действительности, 2) возникновение художеств. замысла и 3)
реализация его, воплощение в произведение иск-ва. Живость и сила
творческого В. помогает художнику на всех этапах, являясь необходимым
условием его деятельности. Богатство и сила В. зависят не только от
природных данных. Образы, складывающиеся в В., проверяются и
контролируются разумом, сознанием. Поскольку В. возникает из опыта,
питается богатством мыслей и знаний, его можно тренировать, направлять и
воспитывать. Глубина познания реальной действительности, широта
наблюдений, увлечённость художника большой идеей, сосредоточенность,
упорство в работе над замыслом (то, что Павлов называл "неотступным
думанием") стимулируют, обогащают и развивают В. Спектакль, как
произведение иск-ва, по самой природе своей связан с творческим В.
драматурга, режиссёра, актёров и зрителей. При помощи В. театр. зрелище,
во многом условное, ограниченное во времени, воспринимается как реальная
действительность и может за 2-3 часа охватить мн. события, показать
жизненные судьбы людей, государств или народов.
Активная деятельность В. имеет большое значение в работе актёра над
ролью. Однако участие В. в процессе создания сценич. образа по-разному
расценивалось и проявлялось в творчестве актёров разных школ и
направлений. В итал. комедии дель арте большое значение придавалось
лёгкости, быстроте и живости В.; принцип импровизации требовал от
актёров мгновенного перевоплощения, способности быстро угадать и развить
намёк партнёра, по неск. деталям воссоздать в В. обстановку, место
действия, искусно обращаться с бутафорскими вещами, как с подлинными
реальными предметами. В. давало возможность увидеть в условных масках
олицетворение человеческих характеров.
Существуют актёры, ограничивающие весь процесс создания сценич.
образа В. Так, напр., франц. актёр Коклен и др. последователи его
направления считали, что портрет роли возникает и закрепляется в В. как
законченная, во всех деталях продуманная и разработанная модель, а затем
созданный В. образ со всем возможным совершенством копируется,
изображается актёром, к-рый как сторонний наблюдатель искусно
"представляет" его зрительному залу. Эти традиции нашли отражение в
первые годы развития сов. т-ра и в художеств. практике Т-ра им.
Мейерхольда и в попытках нек-рых актёров играть не образ, а своё
отношение к образу.
Актёры, развивающие реалистич. традиции, стремятся увидеть образ не
только вне себя, но ощутить его в себе, сродниться с ним, зажить
чувствами и мыслями изображаемого ими героя, проникнуться его духовным
миром, раскрыть характер, понять при помощи В. мотивы и побуждения его
поступков. В их творчестве В. связано не только с процессом создания
роли на репетициях, но продолжает помогать актёру правдиво, ярко жить и
чувствовать, убедительно действовать на спектакле. В. И.
Немирович-Данченко объяснял, что роль может возбудить такие эффективные
воспоминания, которые покоятся в самых глубоких тайниках человеческой
души, и видел чудо иск-ва в том, что самые интимные скрытые свои
переживания, в которых актёр не признаётся никому из близких, он
открывает на сцене перед тысячной толпой. Способность с помощью В. на
основе пережитого представлять себе возможное будущее или угадывать
скрытую суть явлений называют художеств. творческой интуицией.
Материал пьесы даёт толчок В. актёра, питает его и помогает подойти к