<< Пред. стр. 163 (из 913) След. >>
Кончак ("Князь Игорь"), Мельник ("Русалкам), Марсель ("Гугеноты"), Гудал("Демон"), Мефистофель ("Фауст"), Кецал ("Проданная невеста" Сметаны) и
др. Голос В. отличался большой выразительностью, силой и красотой
тембра. В.- основоположник болг. вокальной школы, впитавшей лучшие
традиции рус. классич. иск-ва. С 1912 был преподавателем в Софийском
муз. уч-ще (с 1921- в Гос. муз. академии), воспитал плеяду талантливых
артистов, среди них П. Золото-вич, К. Брымбаров, А. Тодорова, Н.
Свиларова, Ц. Табакова, К. Кирова, П. Райчов, М. Попов и др. В 1926 В.
оставил сцену. А г. М\
ВУЛЬФ, Эдвард [4(16).XII.1886-14.1.1919] -латышский писатель,
драматург. Лит, деятельность начал с 1903. Автор сатирических комедий о
жизни буржуазии - "Сенсация" (1915), "Праздник в Скангале" (1916), драмы
"Ложь" (1916). Большинство пьес В. поставлено в петроградском Латышском
т-ре.
Соч.: Kopoti raksti, sej I-VI, Riga, 1938; Latviesu lite-raturas
vesture, sej. 4, Riga, 1957, с. 381-391. А. В.
ВУОАП (Всесоюзное управление по охране авторских прав) - учреждение,
охраняющее права "авторов при издании,. публичном исполнении,
механической записи и всяком ином виде использования литературных, драм.
и музыкальных произведений..." (Ст. I Положения об Управлении,
утверждённого приказом К-та по делам искусств при Совете Министров СССР
от 16 февр. 1945). Возникло в 1933, первоначально в пределах РСФСР;
состояло в ведении автономной секции драматургов, затем - Правления
Союза советских писателей. С 1938 преобразовано во Всесоюзное
управление.
В круг деятельности В. входит: 1) взимание через своих уполномоченных
на местах авторского гонорара за публичное исполнение всех видов
драматич., музыкальных и др. произв.; 2) выдача взимаемых сумм писателям
и композиторам (согласно закону об авторском праве); 3) оказание авторам
юридич. помощи в вопросах авторского права. При В. существует отдел
распространения, занимающийся изданием драм. произв. сов. авторов
стеклографич. способом. В столицах союзных республик существуют
республиканские, а в др. крупных пунктах - краевые и областные
отделения, подчиняющиеся В.
Лит.: Правовое положение писателей и композиторов по законодательству
Союза ССР и РСФСР. Справочник, авт.-сост. Б. Н. Городецкий, М., 1946. А.
Шн.
ВУОЛИЙОКИ (Wuolijoki), Хелла (22.VII. 1886 - 2.11.1954) - финская
писательница, драматург. Член Демократич. союза народа Финляндии. С 1908
принимала участие в социал-демо-кратич. рабочем движении. В 1946-50
В.-депутат сейма. Лит. деятельность начала в 1912. В 1936-47 написала
ряд пьес (сначала под псевд. Юхани Тервапяя;
Juhani Tervapaa): "Койдула" (1932; на эст. яз.), "Женщины Нискавуори"
("Каменное гнездо", 1936), "Хулда из Юрак-ко", "Юстина" (обе в 1937),
"Зелёное золото" (1938), "Хлеб Нискавуори" (1939), "Молодая хозяйка
Нискавуори" (1940), "Король в роли придворного шута" (1946) и др. Пьесы
В. реалистически рисуют картину жизни широких слоев общества современной
ей Финляндии. Они идут не только в Финляндии, но и во мн. странах Европы
и Америки. В СССР "Каменное гнездо" впервые пост. Малый т-р
(1957), "Юстину" -Центральный т-р Советской Армии
(1958). Пьесы эти вошли в репертуар мн. т-ров СССР. По мотивам пьес
В. поставлен ряд фильмов. В 1943 за деятельность в защиту мира В. был
вынесен смертный приговор, заменённый пожизненным заключением. Осенью
1944 была освобождена из тюрьмы. В.- почётный член Союза финских
писателей-драматургов и Союза финских т-ров. А. С., С. Л.
ВУРГУН, Самед (наст. имя и фам. - С а м е д ВургунЮсиф оглы Векилов)
(12.V. 1906, сел. Салахлы Азерб. ССР,- 27.V. 1956)- азербайджанский
советский поэт и драматург. Народный поэт. Заслуженный деят. иск-вАзерб.
ССР (1943). Член КПСС с 1940. Деп. Верх. Совета СССР 1, 2, 3 и 4-го
созывов. Действительный член Академии наук Азерб. ССР (с 1945).
После окончания педаго-гич. техникума работал учителем. С 1929
занимался в Моск. ун-те и в аспирантуре Азерб. ин-та языка и лит-ры.
Лит. деятельность начал в 1926. Быстро приобрёл популярность как поэт. В
1938 В. выступил со своей первой народно-героич. драмой "Вагиф"
(Баку,Т-р им.Ази-збекова; Ст. пр. 1941), посв. поэту-патриоту,
мыслителю, гуманисту 18 в. В драме развёрнута картина борьбы народа
против иноземного нашествия и местных феодалов. Во второй драме -
"Ханлар" (1939, Т-р им. Азизбекова) - поэт рисует образы борцов за
революцию - И. В. Сталина, М. Азизбекова, С. Шаумяна и др. Драма названа
именем рабочего - большевика Ханлара Сафаралиева. В ней показаны рост и
превращение рядового бакинского пролетария в сознательного борца за
народное дело. В основе третьей драмы В.- "Фархад и Ширин" (1941, Т-р
им. Азизбекова; Ст. пр. 1942), написанной по мотивам поэмы Низами
"Хосров и Ширин", заложены идеи патриотизма, защиты отечества от
иноземных захватчиков. Драматургия В., отмеченная глубиной мысли и
чувств, дала возможность азерб. Т-ру им. Азизбекова, на сцене к-рого
впервые были пост. его пьесы, создать народно-героич. спектакли,
отличающиеся высокой поэзией и романтикой. Пьесы В. шли в других т-рах
Азерб. и Груз. ССР, РСФСР. С о ч.: Пьесы, М., 1950.
ВУТЙРА (???????), Нафсика (р. 1907) - греческая артистка оперы и
оперетты (сопрано). Пению обучалась в Афинской консерватории и в Париже.
Сценич. деятельность начала в 1930 в Афинах. Гастролировала в Париже,
Вене, Женеве и др. городах. Партии: в операх - Эрофили, Смарагда
("Кольцо матери", "Протомасторас" Каломириса), Ифигения ("Ифигения в
Тавриде" Глюка) и др.; выступала также в опереттах "Летучая мышь"
Штрауса, "Весёлая вдова" Легара, "Сказки Гофмана" Оффенбаха и др. С 1951
В. - солистка Афинского оперного т-ра "Лирики скини". Д. С.
ВУТИРАС, Иван (Ян) Христофорович [р. 9(22).Х. 4914] - русский
советский артист оперы (баритон). Нар. арт. РСФСР (1959). В 1941 окончил
Ле-нингр. консерваторию по кл. проф. Н. А. Большакова. С этого же года
В.- солист Свердловского т-ра оперы и балета. Партии: Онегин, Елецкий,
Роберт, Мазепа ("Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта", "Мазепа"
Чайковского), Жермон, Симон Бокканегра ("Травиата", "Симон Бокканегра"
Верди), Валентин ("Фауст" Гуно), Богдан Хмельницкий (о. п. Дань-кевича),
Пушкин ("Пушкин в изгнании" Шехтера), Степан ("Семья Тараса"
Кабалевского) и др.
ВЫВОРОТНОСТЬ - термин, обозначающий одно из важнейших проф. качеств
артиста балета. Выражается в способности танцовщика выворачивать ноги
так, чтобы линия обеих стоп танцовщика была параллельна линии его плеч.
В. необходима для танцовщика при исполнении любого сценич. танца (в
особенности - классического). Без В. не может быть выполнен ряд движений
(напр., поднимание ноги в сторону на 90 градусов). Кроме того, В.
способствует чистоте пластич. линий движений ног, делает невидимыми
углы, образуемые пятками при поднимании ног и т. д.
ВЫГОРОДКА - проверка эскиза или макета декорации нового спектакля
путём воспроизведения его на сцене в виде макета в натуральную величину.
Для проведения В. используются декорации идущих или снятых с репертуара
пьес, а также имеющиеся в большинстве т-ров спец. выгород очные ширмы.
Хорошо организованная В. должна воспроизвести макет или эскиз в
пространстве, т. е. в 3 измерениях, с абсолютной точностью во всех
размерах и пропорциях, по возможности в цвете и фактуре. Обставленная
соответствующей мебелью и аксессуарами и продуманно освещённая, В. даёт
режиссёру и художнику единственную возможность до начала изготовления
декораций увидеть внешний образ будущего спектакля, проверить ракурсы и
линии видимости из различных точек зрит. зала, продумать и проверить
мизансцены, рассчитать необходимое количество участников нар. сцен и т.
д. В ходе проверки В. всегда подвергается изменениям, к-рые фиксируются
и тщательно замеряются; это даёт возможность изготовить декорации без
переделок. Репетицией в В. наз. репетиция, при к-рой используются не
декорации, а подборки - выгородочные ширмы или переносные раздвижные
загородки. Последние в старом театре назывались В. В. Ш.
ВЫДРА (Vydra), Вацлав (29.IV.1876, Пльзень,- 13.IV.1953,
Прага)-чехословацкий актёр. Нар. арт. Республики (1946). Род. в семье
воен. музыканта. В 1893 дебютировал в эпизодич. роли в труппе,
возглавляемой Е. Жольнером (в г. Млада-Болеслав). Играл в различных
передвижных труипах. В 1907- актёр Городского т-ра в Пльзене. Здесь В.
формируется как художник-демократ и реалист. В каждом воплощённом им
образе он стремится выявить социальную сущность. Лучшие роли В. в этот
период:
Ирка ("Чех и немец" Штепанека, 1907), Мельник Вавра ("Мариша" бр.
Мрштик, 1910), Сольнес ("Строитель Сольнес" Ибсена, 1908), Вальтер Фюрст
("Вильгельм Телль" Шиллера, 1909), Глостер ("Король Лир", 1907), Пётр
("Власть тьмы", 1912). В 1913 В. был приглашён в труппу Городского т-ра
на Ви-ноградах в Прагу, где работал до 1922. Роли: Отелло (1922);
Дон Жуан (о. п. Мольера, 1917), Зигмунд ("Гуситы" Дворжака, 1919),
Консул ("Зори" Верхарна, 1920), Робеспьер ("Смерть Дантона" Бюхнера,
1921), Кречинский ("Свадьба Кречинского", 1921). В этих работах В.
показал себя мастером психологич. анализа, творчество его отмечено
темпераментом, острой отточенной мыслью. В 1922 В. перешёл в
Национальный т-р и занял в нём ведущее положение, став преемником актёра
Э. Вояна. Здесь В. создал целую галерею глубоких по трактовке, правдивых
образов, главным образом героических: Геро, Войнар ("Геро", 1924,
"Войнарка", 1926, Ирасека), Тантал ("Смерть Тантала" Врхлицкого, 1925),
Ян Амос Коменский ("Белая гора" Дворжака, 1924), Филипп Дубский ("Наши
гордецы" Строупежниц-кого, 1938), Адам Творец и Альквист ("Адам Творец"
Чапека, 1927), барон Крюч ("Белая болезнь" Чапека, 1937), Валента ("Дочь
поджигателя" Тыла, 1939), Фамусов (1935); Муромский и Варравин ("Свадьба
Кречинского", 1940, и "Дело", 1934, Сухово-Кобылина), Курослепов
("Горячее сердце", 1925), Рогожин ("Идиот" по Достоевскому, 1928),
Берест ("Платон Кречет", 1936), Егор Булычов (1946); король Лир, Юлий
Цезарь (о. п. Шекспира, 1936), Просперо ("Буря" Шекспира, 1937), Ранк
("Нора", 1924) и др. Помимо актёрской деятельности, В. занимался
режиссурой (20-30-е гг.). В 1943-49 В.-худ. рук. Национального т-ра
(Прага). С 1949 - интендант гос. т-ров. В. написал книги "Прошу слова" и
"Мои путешествия в жизни и искусстве", в к-рых подвёл итог своей
многолетней работы в т-ре, охарактеризовал мн. совр. ему актёров и
режиссёров, высказал мысли об актёрском и режиссёрском иск-ве, о т-ре в
целом.
Соч.: Prosim o slovo, Praha, 1940; Ma pout zivotem a umenim, [3
vyd.], Praha, 1958.
Лит.: T r age r J., Vaclav Vydra, Praha, 1951; Vaclav Vydra narodni
umelec. K 70. narozeninam, Praha, 1946. J].Сол.
ВЫЛКОВА (Вълкова), Лидия (р. 4. VI 1.1886)-болгарская артистка
балета, балетмейстер. Училась в Германии. В 1932 была принята в балетную
труппу Софийского т-ра оперы и балета. Осуществила на сцене этого т-ра
ряд пост.: "Жар-птица" Стравинского, "Зелёная флейта" на муз. Моцарта
(1935), "Лебединое озеро" (1937), "Женское царство" Стоянова и др. Аг.
М.
ВЫМАРКА в пьесе - часть текста в пьесе, изымаемая режиссёром при
подготовке спектакля, по соображениям постановочного или другого
характера (напр., сокращение действующих лиц, длиннот в теките и т. д.).
ВЫПИСКА для постановки - перечень принадлежностей или материалов
(бутафории, костюмов, реквизита и пр.), необходимых для готовящейся
постановки. В. составляется пом. режиссёра по указаниям
режиссёра-постановщика и заявкам актёров.
ВЫПУСК СПЕКТАКЛЯ - последний этап работы над спектаклем. В период
B.C. проводятся генеральные репетиции и фиксируется порядок проведения
спектакля, проверяется готовность всех элементов оформления, музыкальное
и шумовое сопровождение, световые перемены, сценич. эффекты,
длительность антрактов и т. п. Вл. Б
ВЫРУБКА СВЕТА - одновременное выключение всех источников света на
сцене, кроме дежурного. Применяется при открытом занавесе между
картинами спектакля. Б. Я.
ВЫСОКОВ, Василий Фёдорович [р.30.1Х(12.Х). 1892] - русский советский
актёр и режиссёр. Нар. арт. УССР (1953). Окончил юридич. ф-т
Харьковского ун-та (1915) и театр. школу в Харькове. Сценич.
деятельность начал в 1912 в Харьковском рус. т-ре под руководством Н. Н.
Синельникова. Играл в т-рах Москвы, Казани, Баку, Тбилиси, Сталинграда,
Минска, в харьковском Крас-нозаводском т-ре, Одесском рус. т-ре. С
1940-в Николаевском рус. т-ре. Роли:
Незнамов ("Без вины виноватые"), Протасов ("Живой труп"), Платон
Кречет; Забелин ("Кремлёвские куранты"), Риварес ("Овод" по Войнич) и
др. Режиссёрскую работу начал в 1918. Наиболее активно как режиссёр
работал в Николаевском т-ре, где пост. спектакли: "Любовь Яровая"
(1946); "За тех, кто в море" Лавренёва (1946), "Живой труп" (1940),
"Овод" (1941) и др. С 1918 вёл педагогич. работу в драм. студиях Минска,
Симферополя, Харькова, Николаева. С. 3.
ВЫСОЦКАЯ (Wysocka), Станислава (7.V.1878, Варшава,- 17.1.
1941)польская актриса, режиссёр, театральный деятель и педагог. Сценич.
деятельность начала в Петербурге в 1895 (под псевд. Виль-ской). В
дальнейшем играла в Люблине (1896-98), Варшаве-в частном т-ре 3.
Пшибыльского (1898-99), Познани (1899-1901). В 1901-11 В. занимала
видное положение в Городском т-ре в Кракове. В 1911 переехала в Киев,
где жила до 1920 (в 1913-14 играла в варшавском "Т-ре Польски"). В 1916
открыла в Киеве экспериментальный т-р "Студия" и руководила его работой,
осуществляя принципы, близкие Станиславскому. Со Станиславским В.
связывали дружеские отношения, начало к-рым было положено в 1906, когда
В. приехала в Москву, чтобы познакомиться с работой Моск. художеств.
т-ра. В книге "Моя жизнь в искусстве" Станиславский называет В. в числе
зарубежных последователей МХТ. В "Студии" В. осуществила постановки:
"Балладина" Словацкого, "Замужняя панна" Коженёвского, "Росмерсхольм"
Ибсена, "Сверчок на печи" Диккенса, "Сестра Беатриса" Ме-терлинка и др.
Режиссёрскую и педагогич. деятельность В. продолжила по возвращении в
Варшаву. В 1920 она открыла собственную студию, а с 1921 руководила
драм. отделением Варшавской консерватории. В 1920-22 выступала в т-ре
"Розмаитости" (Варшава), в 1923-25 - в Краковском т-ре, в 1926
руководила передвижным т-ром "Рыбалт", в 1926- 1927 - т-ром в Люблине, в
1927-30 выступала как режиссёр и играла в Познани, в 1930 и 1934-39- в
Варшаве, в 1932-33 - в Лодзи. Одновременно продолжала заниматься
педагогич. деятельностью в Варшавской консерватории и Гос. ин-те театр.
иск-ва. В 1910 В. вошла в состав первого правления возникшего в это
время Союза польских артистов, имевшего большое значение для развития
польского т-ра.
В нач. своей артистич. деятельности В. играла лирич. героинь, а также
комедийные роли. В числе лучших работ: госпожа Уоррен ("Профессия
госпожи Уоррен" Шоу, 1907, Городской т-р, Краков), Лиси-страта (о. п.
Аристофана; 1913, "Т-р Польски", Варшава). В последние годы жизни В. с
большим чувством юмора играла роли почтенных матрон - напр. Жозефина
Попино ("Старое вино" С. Хикса и Э. Декса, 1935. "T-D Польски".
Варшава). Однако эти роли, свидетельствуя о широте дарования В., не
определяли осн. направления её творчества. В. была выдающейся польской
трагедийной актрисой. Внешние данные - сильный голос низкого тембра,
фигура и лицо, напоминавшие античную скульптуру, способствовали успеху
В. в ролях драматич. и трагедийного характера. Исполнение В. этих ролей
было отмечено огромной силой и искренностью переживания, пластической
выразительностью. Присущие В. величественность и благородная красота
внешнего рисунка роли противостояли псевдоромантич. театр. эффектности и
манерности модернизма. Она стремилась к созданию образов глубокой
душевной наполненности, отрицательно относилась к натуралистич.
направлению в сценич. иск-ве. В. принадлежит выдающееся место в
воплощении произв. польских романтиков; она играла роль пани Роллисон в
"Дзядах" Мицкевича ("Т-р Польски", Варшава, 1934), роли в пьесах Ю.
Словацкого - Лукреция Ченчи ("Беатриче Ченчи", Краковский т-р, 1907;
"Т-р Польски", Познань, 1930), Баллади-на (о. п., Краковский т-р, 1902,
"Т-р Польски", Варшава, 1914), Роза Венеда ("Лилла Венеда", 1909). На
сцене Краковского т-ра создала образы в драмах С. Выспянского - Муза
("Освобождение", 1903), Хи-мена (перевод-парафраза "Сида" Корнеля,
1907), Паллада ("Ноябрьская ночь", 1908), Евдоха ("Судьи", 1909),
Свобода ("Легион", 1911), Мать ("Проклятие", 1908). Присущий образам
Выспянского монумента-лизм соединялся в воплощении В. с лирич.
проникновенностью и силой чувств. Внешне сдержанная манера исполнения В.
отличалась глубоким драматизмом, поднимавшимся до подлинной патетики. К
числу лучших работ В. относятся роли в пьесах античных авторов:
Клитемнестра ("Орестея" Эсхила, 1910), Федра ("Ипполит" Еврипида, 1911).
В. была одной из лучших исполнительниц совр. ей зарубежной драматургии
на польской сцене. Большое место в её репертуаре занимали роли в пьесах
Г. Ибсена - Ребекка Вест ("Росмерсхольм", 1905), фру Алъвинг
("Привидения", 1906), Йордис ("Воители из Гельге-ланда", 1907). Близость
художеств. принципов В. творческим идеям Станиславского помогала ей
создать впечатляющие образы в произв. рус. авторов - Раневская
("Вишнёвый сад", 1906), Елена Андреевна ("Дядя Ваня"), Лиза ("Дети
солнца") и Надежда ("Варвары"), Лиза и Катюша Маслова ("Живой труп",
"Воскресение" Л. Толстого). В своей режиссёрской работе В. стремилась к
гармонич. сочетанию всех компонентов сценич. иск-ва, подчинению их
единому замыслу, к предельной выразительности слова, к наиболее полному
раскрытию идейной сущности пьесы.
Соч.: Uwagi o inscenizacji "Legionu"..., "Listy z teatru", IKrakow],
1924, ј 2, с. 45-48; Moje wspomnienia, "Scena Polska", Warsz., 1938,
zesz. 2-3, c. 324-330, Б. Рос.
ВЫСОЦКИЙ, Михаил Константинович (1885- 1950) - русский советский
актёр. Нар. арт. УССР (1943). В 1914 окончил Одесскую театр. школу им.
Мочалова; многие годы работал под рук. своего учителя Н. И.
Соболыцикова-Самарина (Киев, города Поволжья, Горький). С 1930 - в
Киевском рус. т-ре им. Леси Украинки. В.-яркий комедийный и характерный
актёр. Лучшие роли: Кутузов ("Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва), Раеплюев
("Свадьба Кречин-ского"), Ванюшин ("Дети Ванюшина" Найдёнова), Юсов
("Доходное место"), Сганарель ("Каменный властелин" Леси Украинки),
Макферсон ("Русский вопрос"), Перкинс ("Миссия мистера Перкинса в страну
большевиков" Корнейчука) и др.
Лит.: Некролог, "Правда Украины", 1950, 7. Х.;"Радянсь-ке Мистецтво",
1950, 11. X. Н. Д.
ВЫСПЯНСКИЙ, Выспяньский (Wyspianski), Станислав (15.1.1869,
Краков,28.XI.1907, там же)- польский поэт, художник, драматург,
реформатор театра. Родился в Кракове в семье скульптора Ф. Выспянского.
Воспитывался у своей тётки Я. Станкевич, в доме к-рой постоянно
встречались виднейшие деятели польского иск-ва того времени. Здесь он
встретился с художником Я. Матейкой и вскоре стал его любимым учеником.
В. с ранних лет интересовался драматургией и т-ром и уже в гим-назич.
годы глубоко изучал произведения польской клас-сич. драматургии,
античных авторов, Шекспира и Шиллера. В 1887, по настоянию Матейки,
совершил поездку по Галиции, где познакомился с памятниками нар.
творчества. Это имело важное значение для последующей деятельности В.
После окончания Краковской школы изящных иск-в (1887-90) В. ок. 4 лет
жил в Париже, изучая мировое иск-во. В 1894 вернулся в Краков.
Творчество В. глубоко патриотично и в то же время противоречиво. В
нём отразились мучительные поиски выхода из сложного круга обществ,
коллизий. Произведения поэта-драматурга проникнуты беспощадным
критицизмом, направленным против власти мёртвого прошлого, против
убаюкивающих легенд о былом величии Польши. В. выступает и против
пережитков "мессианизма", романтич. эпигонства, связанного с мистич.