<< Пред.           стр. 166 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 отличается жизнеутверждающим началом в трактовке образов, сильный
 мужественный танец артиста отмечен выразительностью, меткостью и
 характерностью жеста, скульптурностью поз. Исполнял ведущие партии в
 балетах классич. репертуара - Зигфрид, Дезире, Щелкунчик, Альберт
 ("Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Жизель") и др.
 Г.-первый исполнитель на сцене Большого т-ра ведущих партий в балетах
 сов. композиторов:
  Владимир, Вацлав ("Кавказский пленник" и "Бахчисарайский фонтан"
 Асафьева), Андрей ("Тарас Буль-ба" Соловьёва-Седого), Ромео; Евгений
 ("Медный всадник" Глиэра), Принц ("Золушка", Ст. пр. 1946), Ма Ли-чен
 ("Красный мак", Ст. пр. 1950) и др. С 1954 ведёт ледагогич. работу в
 Моск. хореографич. уч-ще (в 1954-58-худ. рук. уч-ща). Автор ряда статей
 по вопросам балетного иск-ва.
  ГАБОР (Gabor), Андор (24.1.1884-21.1.1953)- венгерский поэт,
 переводчик, драматург. Лит. деятельность начал в 1905. Написал пьесы:
 "Вперёд" (1914), "Красавица" (1916), "Принц" (1918) и др. Драма
 "Па-лика" (1916),- комедия "Американский дядюшка" отличались сатирич.
 направленностью. Писал также скетчи, тексты песен, куплетов. В период
 сов. власти в Венгрии в 1919 работал в Отделе т-ра и лит-ры Наркомпроса.
 С 1920 был в эмиграции (Австрия, Германия, СССР), в 1945 вернулся в
 Венгрию. Перевёл на венг.яз.:
  "Егор Булычев и другие", "Русский вопрос", пост. в Нац. т-ре (1947 и
 1949). А. Н. ГАБОР (Gabor), Миклош (р. 1919)-венгерский актёр. В годы
 2-й мировой войны был участником Движения Сопротивления. С 1945 работал
 в Нац. т-ре (Будапешт). Г.- актёр преим. лирич. дарования. Он создаёт
 романтич. жизнеутверждающие образы. Роли: Фердинанд ("Коварство и
 любовь"), Жадов ("Доходное место"), Яков Лаптев ("Егор Булычев и
 другие"), Олег Кошевой ("Молодая гвардия"). С мягким юмором, тонкой
 иронией Г. играет роли Хлестакова, Тренча ("Дома вдовца" Шоу). С 1951 -
 актёр Т-ра им. Мадача (Будапешт), где создал образы Ромео, Рюи Блаза;
 Власа ("Дачники"). А. Н. ГАБРИЕЛИ (Gabrieli), Адриана (ок.
 1755-99)итальянская артистка оперы (сопрано). Родилась в Ферраре и
 впоследствии была известна по прозвищу "Л а Феррарезе". Музыке обучалась
 в консерватории в Венеции у Л. дель Бене. Впервые выступила на оперной
 сцене в Лондоне в 1785 , где с большим успехом пела в течение двух
 сезонов. Выступала в т-рах Милана, Триеста, Вены (1788-91). Г. считалась
 одной из лучших исполнительниц опер Моцарта, к-рый написал для неё две
 арии в опере "Свадьба Фигаро" и ряд концертных арий. После ухода из
 Венской оперы (1791) пела в Варшаве, затем возвратилась в Италию;
 выступала в Венеции, Триесте (1797) и Болонье (до 1799). Незадолго до
 смерти оставила сцену. Исполнительская манера Г. отличалась простотой и
 виртуозностью, многие критики считали её одной из лучших певиц своего
 времени. Среди партий Г.: Эвридика
  ("Орфей и Эвридика" Глюка), Эппонина ("Джулио Сабиною Керубини),
 Графиня, Фиордилиджа ("Свадьба Фигаро", "Так поступают все" Моцарта). Л.
 M
  ГАБРИЕЛЛИ (Gabrielli), Катерина (12. XI. 1730-16. II.
 1796)-итальянская артистка оперы (колоратурное сопрано). Пению обучалась
 у Ф. С. Гарсиа в Риме и у Н. Порпоры в Неаполе. Впервые выступила на
 оперной сцене в Лукке в 1747; с 1750 пела в Неаполе. Была примадонной
 оперных т-ров в Венеции (1754) и Вене (1755-61), где совершенствовала
 своё вокальное и сценич. мастерство под рук. Метастазио и Глюка. С 1759
 гастролировала в т-рах Пармы, Милана, Турина, Палермо и др. городов
 Италии; в 1765-68 Г.солистка оперного театра в Парме. В 1768 выступала в
 Петербурге, в 1772-75 была солисткой петерб. придворной итал. труппы.
 Особенно славилась как исполнительница партий в ранних операх Глюка и
 Траэтты. Моцарт, отмечая блестящие голосовые данные и виртуозную технику
 Г., указывал, однако, на отсутствие глубины в её трактовке,
 злоупотребление виртуозными приёмами. Партии: Нис, Клавдия, Элиза,
 Фетида ("Танец", "Оправданная невинность", "Кгроль-пастух", "Фетида"
 Глюка), Антигона, Психея, Зенобия ("Антигона", "Амур и Психея",
 "Зенобия" Траэтты). В 1782 оставила сцену.
  Лит.: Т h u r n e г A., Les reines du chant (La Gabrielli), P., 1883;
 A d e m o 1 1 o A., La piu famosa delle cantanti italiani ...(Caterina
 Gabrielli), Mil., 1890. JJ M.
  ГАБРИЕЛ МАЙОР (г. рожд. неизв.- ум. 1795) - грузинский драматург,
 театральный деятель. Учился в России, по возвращении в Грузию служил в
 войске царя Ираклия II. В 1785 организовал т-р в Тбилиси, где ставились
 пьесы гл. обр. религиозного содержания. Г. был автором пьес и актёром.
 Представления с участием Г. шли в Тбилиси и Телави. Погиб при защите
 Тбилиси во время нашествия орд Ага-Магомет-хана.
  Лит.: АмаглобелиС., Грузинский театр. М., 1930; Р у-х а д з e Г.,
 Древнегрузинский театр и драматургия, Тб., 1949;
  Джанелидзе Д., О древнегрузинской драматической по- зии. "Сабчота
 хеловн ба", 1957" ј 1 (обе на груз. яз.). Д Д
  ГАБРИЕЛЬСЕН
  (Gabrielsen), Хольгер (27. XI. 1896-7. V. 1955) - датский актёр и
 режиссёр. В 1917 окончил драм. школу при Королевском т-ре в Копенгагене;
 работал в этом т-ре до конца жизни. Г. продолжал и развивал реа-листич.
 традиции нац. сценич. иск-ва, боролся за нац. классич. и совр.
 репертуар. Был ярким характерным актёром, обладал большим темпераментом,
 стремился к острому, точному внешнему рисунку. Г. соз давал
 выразительные образы в комедиях Л. Хольберга, И. Хей-берга, Е. Хострупа,
 а также в пьесах совр. датских драматургов
  С. Клаусена, Соя, К. Мунка. Лучший образ, созданный Г.,-Хенрик в
 комедиях Хольберга "Одиннадцатое июня", "Хенрик и Пернилла", "Герт
 Вестхалер", "Честная гордость" и др. Особое мастерство проявлял Г. в
 исполнении небольших ролей:
  Телегин ("Дядя Ваня"), Пианист и Иван Петрович ("Живой труп") и др. В
 числе наиболее значительных пост. Г.: "Хенрик и Пернилла" (1933),
 "Оловянщик-политик" (1934), "Жан де Франс" (1938) Хольберга, "Анна Софи
 Х сдвиг" Абелля (1939), "Паразиты" Соя (1945). Для Г.-режиссёра было
 характерно стремление к точному воплощению замысла драматурга, строгий
 вкус, тщательная работа с актёрами. Преподавал мастерство актёра в школе
 при Королев- ком т-ре, выступал как критик.
  Лит.: H. Gabrielsen. Skrevet af hans venner, ..., Kbh., 1955. Вл. М.
  ГАБРИЕЛЯН, Бабкен Саакович [23.XI.1902- 23.XI.1931]-армянский
 советский актёр. Учился в Моск. арм. драм. студии под рук. Р. Н.
 Симонова. С 1928 работал в Ленинаканском т-ре. Актёр яркого
 темперамента, Г. играл трагедийные и комедийные роли: Симон ("Ярость" по
 Яновскому), Годун ("Разлом"), Караваев ("Мятеж" по Фурманову), Карл
 Томас ("Гоп-ля -мы живём" Толлера), Юсов, Несчастливцев ("Доходное
 место", "Лес"), Мартынов ("Приговор" Левитиной), Баба ("Марокко"
 Багдасаряна.
  Лит.: Халатян Л., Бабкен Габриелян" Ерев., 1958 (на арм. яз.). JJ. X.
  ГАБРИЕЛЯН, Галуст Георгиевич (р. 1906) - армянский советский артист
 оперы (лирич. тенор). Нар. артист Арм. ССР (1956). В 1938 окончил Мо1к.
 консерваторию. С этого же года работает в Ереване в Т-ре оперы и балета
 им. Спендиарова. Партии: Ашуг ("Алмаст" Спендиарова), Capo ("Ануш"
 Тиграняна), Тирит ("Аршак II" Чухаджяна), Малхас ("Даиси" Палиашвили),
 Ленский; Рудольф ("Богема"); Фауст;
  Альфред; Джеральд ("Лакме" Делиба) и др. В. А.
  ГАБРИЕЛЯН, Гурген Вахшиевич [20.XI (3.XII). 1903 -22.VII.1956] -
 армянский советский актёр. Нар. артист Арм. ССР (1950). Театр.
 образование получил в Тбилиси, в арм. драм. студии под рук. А.
 Бур-джаляна при Доме арм. иск-ва. С 1924 - актёр 1-го Гос. т-ра Армении
 в Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна). Один из крупнейших арм. сов.
 комедийных актёров, Г. насыщал свои сценич. образы самобытным, сочным
 нар. юмором. Лучшие роли: Мартирос ("Утёс" Папа-зяна), Пайлак ("Дядя
 Багдасар" Пароняна), Бобчин-ский ("Ревизор"), Журден ("Мещанин во
 дворянстве") и др. Занимался режиссёрской, драматургич. и педа-гогич.
 деятельностью; пост. "Виндзорские кумушки" (1939) и "Комедию ошибок"
 (1947) Шекспира, написал пьесы "Гикор" (по повести Туманяна), "Девушка
 Араратской долины" (1948, совм. с М. Чаманяном), перевёл ряд пьес рус.
 сов. авторов. Преподавал актёрское мастерство и режиссуру в Ереванском
 художеств.-театр. ин-те. Снимался в кино(Армен в "Зан-гезуре" и др.).
  Лит.: Варданян В., Гурген Габриелян, Ерев." 1959 (на арм. яз.). В. Д.
  ГАВТ - Государственный академический Большой театр Союза ССР (см.
 Большой театр Сэюза ССР).
  ГАБНИЯ, Нато (Наталия) Мерабовна [3(15).II. 1359, Гори,- 16 (29).
 VIII. 1910, Тифлис] - грузинская актриса. Род. в семье служащего. Жена
 комедиографа А. Цагарели. Сценич. деятельность начала S спектаклях
 любительского кружка, созданного народниками в Гори. В 1879 вступила в
 труппу Тифлисского груз. драм. т-ра. Выступала и в др. городах и сёлах
 Грузии. Была одним из инициаторов и организаторов спектаклей на селе для
 крестьян. Принимала участие в спектаклях нар. т-ра Авчальской аудитории
 и др. нар. т-ров. Творчество Г. имело большое значение для развития
 груз. реалистич . театра 2-й пол. 19 века, в нём нашли претворение идеи
 нац.-освободит. движения, передовые демократич. устремления. Г. создала
 образы женщин, обладающих сильной волей, твёрдым характером. Лучшие
 черты женщин из народа воплотила Г. в образе матери в пост. дра-матич.
 поэмы "Мать и сын" И. Чавчавадзе. В роли крестьянки Тина-тин
 ("Путешествие литераторов на плотах" Антонова) Г. выразила тему
 обличения крепостничества, защиты человеческих прав. Высоким мастерством
 отличалось исполнение Г. комедийных ролей: Сваха (о. п. Чавчавадзе),
 Ханума (о. п. Цагарели), Кинто (о. п. Церетели). Г. была блестящей
 исполнительницей ролей в пьесах Цагарели- Талала, Оромсе, Калия ("С чем
 придёшь, с тем и уйдёшь", "Иные нынче времена", "Цимбирели"), давала
 яркую социальную характеристику персона жам( старая
 вдова-дворянка-"Сцены из первых времён освобождения крестьян"
 Чавчавадзе, крестьянка - "Родина" Эристави). Наряду с ярким исполнением
 ролей в нац. репертуаре Г. создала выразительные образы в рус. и арм.
 драматургии: Кукушкина ("Доходное место"), Анна Андреевна ("Ревизор"),
 Хампери, Шу-шан ("Хатабала", "Пэпо" Сундукяна) и др. Игра Г. отличалась
 искренностью, естественностью, близостью к жизненной правде, реалистич.
 выразительностью деталей. Г. выступала также с исполнением груз. нар.
 песен.
  Лит.: Буртикашвили А., Нато Габуния, Тб" 1949 (на груз. яз.). * г.
 Бух.
  ГАВА Лубсапгийн (р. 26.VI.1920)-монгольский театральный художник.
 Член МНРП. Деятельность в театре начал в 1935. Первая самостоят,
 работаоформление спектакля "Волчья стая" Намдака. В 1952 окончил ин-т
 живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде. Оформил
 спектакли Гос. муз.-драматич. т-ра (Улан-Батор): "Моя радость" и
 "Семьдесят небылиц" Ойдуба, "Хот айль" и "Братья" Оюун, "Жил такой хан"
 Педенжава и Баста, "Отелло";
  "Волынщик из Стракоыиц" Тыла, балет "Бахчисарайский фонтан" и др.
 Г.один из крупнейших художников МНР, творчество его отмечено
 изобретательностью, умением найти яркие, выразительные детали для
 раскрытия содержания пьесы. Г. У.
  ГАВАЛЕВИЧ (Gawalewicz), Мариан (21.X.1852- 26.V.1910) - польский
 писатель, театральный деятель. С 1868 занимался лит. деятельностью;
 выступал как автор пьес (вначале одноактных). Среди лучших драм. произв.
 Г.: "Баркаролла" (1884, т-р "Розмаи-тости"), "Пуговица" (1887, "Т-р
 Львовски"), "Вчетвером" (1898, Летний т-р, Варшава). С 1899 был
 художеств. руководителем Нар. т-ра в Варшаве. В 1903- 1905 возглавлял
 Городской т-р в Лодзи,с1907 -Малый т-р в Варшаве, стремился вводить в
 репертуар лучшие произведения драматургии. С 1909 - лит. руководитель
 т-ра во Львове.
  ГАВЕЛЛА (Gavella), Бранко (р. 28.VII.1885) - югославский режиссёр.
 Доктор философии. В 1914 начал режиссёрскую деятельность в Загребе (в
 1922- 1926 - директор драм. труппы). Работал вт-рах Осие-ка, Любляны,
 Загреба, ставил спектакли в Брно, Праге, Братиславе, Софии, Милане. Г.
 внёс большой вклад в развитие югосл. театр. иск-ва, пост. произв. нац.
 классич. драматургии: "Рабыня" Луци-ча, "Тирена" и "Скупец" Држича,
 "Дубравка" Гундули-ча, "Диогенеш" Брезовачки, "Патриоты", "Кир Яня"
 Стерии-Поповича, пьесы И. Войнови-ча, И. Цанкара, М. Бего-вича, М.
 Крлежи, И. Косора и др. Среди значит, пост. Г.- "Ричард III" (Загреб),
 "Гамлет", "Король Лир" (Любляна), "Макбет" и "Генрих IV" (Белград)
 Шекспира, пьесы Мольера, Бомарше, Гёте, Шиллера,
  Шоу, Ппранделло. Г. работает и в оперном т-ре; в числе его пост.
 произв. нац. композиторов-В. Ли-синского, И. Зайца, П. Коньовича, а
 также Моцарта, Бетховена, Вагнера, Сметаны, Мусоргского. Г.-автор статей
 по театр. иск-ву, переводчик пьес Шекспира, франц. и нем. драматургов.
 Профессор Академии театр.иск-ва в Загребе (с 1950). Аг. М. ГАВО
 (Gaveaux), Пьер (3.VIII.1761-5.II.1825) - французский артист оперы
 (тенор) и композитор. Пению обучался в певческой школе в Безье (у Комба
 и Турделля) и в Бордо (у Ф. Бека). В 1780 был руководителем хора
 Большого т-ра в Бордо, где дебютировал в 1781 как певец; в последующие
 годы выступал также как дирижёр. В 1788 пел в Монпелье, в 1789 - 1812 -
 в Париже (в т-ре "Фейдо"). Партии: Флореско ("Лодоиска" Керубини),
 Бельфорт ("Визитёры" Де-вьенна), Ромео ("Ромео и Джульетта" Штейбельта).
 Г. обладал сценич. обаянием и тонкой музыкальностью. Композиторскую
 деятельность начал в 1792; первая опера "Два швейцарца" ("Сыновняя
 любовь") 1792). В нач. 1800-х гг. Г. оставил сцену и посвятил себя в
 осн. композиции. Написал св. 40 опер, ставившихся в парижских т-рах
 "Фейдо", "Опера комик", -"Гранд-Опера" и др. Наиболее успешно работал в
 жанре комич; оперы, создав ряд живых, несложных и весёлых произведений,
 отмеченных яркой сценичностью, нац. колоритом, в т. ч. "Маленький
 матрос" 1796), "Бедное семейство" (1793), "Леонора, или Супружеская
 любовь" (1798) на сюжет Буйи (позднее этот же сюжет лёг в основу оперы
 Бетховена "Фиделио"), "Обманутый обманщик" (1800), "Четверть часа
 молчания" (1804), "Портной и комик" (1804), "Шёлковая лестница" (1809),
 "Белая и алая розы" (1809), "Блуд-' ный сын" (1811), "Ночь в лесу, или
 Немой поневоле" 1818), "Пигмалион" (по Ж. Ж. Руссо, 1818). Г.
 принадлежат также балет-пантомима "Любовь на Кифере" (1805), хоровые,
 камерно-инструмент. и др. соч. И. Ш.
  "ГАВО" ("Gaveau") - концертный зал в Париже. Построен в 1907
 владельцем фортепьянной фирмы Э. Гаво. Был открыт 13 окт. 1907. Вскоре
 "Г." стал одним из значительных концертных центров Парижа.Вме-стимость
 Большого зала "Г." - 1100 мест; Малого - 238 мест. В зале постоянно
 выступают крупнейшие франц. и иностр. исполнители. Л. М.
  ГАВРИЛ ОВ.Игнатий Гаврилович [р.17(30). III. 1912]- удмуртский
 советский драматург. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958). Один из
 организаторов самодеятельного и проф. т-ра в Удмуртии. Лит. деятельность
 начал в 1927. Пьесой Г. "Шумит река Вала" о коллективизации удмуртской
 деревни был открыт в 1930 Удмуртский т-р в Ижевске. В 1930-32 Г.-худ.
 рук. этого т-ра. В 1932-34 учился в ГИТИСе. В 1934-38- зав. лит. частью,
 в 1948 - директор У дм. т-ра. Написал пьесы: "Холодный ключ" (1934) - о
 революционной борьбе удмуртского народа в канун революции 1905- 1907;
 "Герой" (1936) - о борьбе партизан в тылу колча-ковской армии; "Портрет"
 (1936)- сатирич. комедия из колхозной жизни; "Груня Тарасова" (1937) -
 об отважной девушке, сражавшейся на фронтах гражданской войны; "Азин"
 (1938) - о подвиге легендарного командира Владимира Азина; "Аннок"
 (1939) - муз. драма о бесправном положении женщины-удмуртки в прошлом;
 "Габит Лукьянов" (1940) - трагедия о восстании удмуртов против царизма и
 нац. буржуазии в нач. 19 в.; "Лейтенант Пислегин" (1947) - о подвиге
 героя Советского Союза Виктора Пислегина; сказку "Золотое зерно" (1956);
 сатирич. бытовую комедию "Ясный день" (1956); героич. драму из времен
 гражданской войны "Солнце взошло" (1957). Пьесы Г. вошли в репертуар
 удм. т-ра. Г, переводил на удм. яз. классич. и сов. драматургию ("Борис
 Годунов", "Ревизор", "Гроза", "Егор Булычев и другие", "Слуга двух
 господ") идр.
  Соч.: Шунды жужаз Пьесаос, Ижевск, 1959; Пьесы. [пер. с удмурт.],
 Ижевск, 1954; Сборник пьес для детей, Ижевск, 1947. J5
  ГАВРЙЛОВ, Павел Архипович [p.l6(29).VL1900]- русский советский актёр.
 Засл. арт. РСФСР (1954). Член КПСС с 1946. Окончил Театр. техникум в
 Ярославле (1925). Затем учился в ГИТИСе. Играл в Исто-рико-революционнем
 т-ре в Москве. В 1930 вступил в труппу Педагогич. т-ра в Москве
 (впоследствии Гос. Центр. ТЮЗ, ныне Моск. ТЮЗ). Роли: Учитель ("Аттестат
 зрелости" Гераскиной), Бурмин ("Парень из нашего города" Симонова),
 Кошкин ("Любовь Яровая"), Крылов ("Весна в Москве" Гусева), Городничий,
 Скалозуб; Болыпов ("Свои люди - сочтёмся"), Президент ("Коварство и
 любовь"), Жан Вальжан ("Отверженные"), Атос ("Три мушкетёра" по Дюма) и
 др. Г. выступает и как режиссёр; пост.: "Красная шапочка" Шварца (1948,
 совм. с Колосниковым), "Синий цветочек" Гераскиной (1950, совм. с
 Евдокимовым).
  ГАВРЙЛОВА, Александра Ивановна (10.V.1895 - 6. IV. 1940) - советская
 балерина. В 1911 по окончании. Петерб. хореографич. школы И. Чистякова
 поступила в труппу Петерб. народного дома. В 1918- 1936 - прима-балерина
 Т-ра оперы и балета (Киев). Выступала в ведущих партиях: Одетта-0 диллия
 ("Лебединое озеро"), Китри ("Дон Кихот"), Царь-девица ("Конёк-Горбунок"
 Пуни), Сванильда ("Коп-пелия), Тао Хоа ("Красный цветок"). Искусство Г.
 отличалось одухотворённостью, драматич. силой и высокой техникой танца.
 С 1918 совместно с Чистяковым руководила Киевской хореографич. школой,
 воспитавшей плеяду мастеров укр. балета. А. Др.
  ГАВРЙЛОВА, Клавдия Кузьминична [р. 26.Х(8. XI). 1909]- удмуртская
 советская актриса. Нар. арт. У дм.АССР (1951). Член КПСС с 1941. Деп.
 Верх. Совета Удм. АССР 3-го и 4-го созывов. Выступала в спектаклях
 самодеятельности. В 1932 занималась в ЦЕТЕТИСе (Москва). Сценич.
 деятельность начала в 1930 в Удмуртском т-ре (Ижевск). Г.преимущественно
 бытовая комедийная актриса. Ей присуще яркое чувство юмора. Роли:
 Каушкам ("Шумит река Вала" Гаврило-ва),0рина ("Сюан" Садовникова), Юбера
 ("Аннок" Гаврил ова), Анна Андреевна, Сваха ("Ревизор", "Женить* ба"),
 Фетинья ("Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского), Глафира,
 Клеопатра ("Егор Булычев и другие", "Враги"). Выступает на эстраде с
 исполнением устных рассказов и в вок. дуэтах.
  ГАВРИЛОВИЧ, Милорад(21.У. 1861-26. IV. t931)- сербский актёр и
 режиссёр. Выступал в бродячих труппах, с 1882- в белградском Нар. т-ре,
 в к-ром был также режиссёром (с 1894) и директором. С особым успехом
 исполнял роли в пьесах Шекспира - Яго, Макбет, Шейлок, Ричард III.
 Лучшие роли в нац. репертуаре - Великий Орсат ("Дубровницкая трилогия"
 Войновича), Игнац ("Господа Глембаевы" Крлежи). Играл Хлестакова, а
 также роли в пьесах Ибсена, Гауптмана. Творчество Г. способствовало
 утверждению реалистич. школы игры в сербском т-ре.
  ГАГЕНБЕК, Хагенбек (Hagenbeck), Карл (1844-14.IV.1913)-немецкий
 цирковой деятель; дрессировщик. Род. в семье торговца рыбой, начавшего в
 1848 показ редких животных и торговлю ими. В возрасте 15 лет Г. ушёл из
 школы и стал помощником отца. В 1866 возглавил крупнейшее предприятие по
 купле-продаже диких животных. С 70-х гг. организовывал этнографии,
 выставки. В 1887 создал в Гамбурге передвижной цирк, в программе к-рого
 было много номеров с животными. Это послужило началом организации
 зооцирков, получивших широкое распространение во многих странах.
  Работая с животными, Г. утверждал принципы гуманной дрессировки,
 основанной на изучении зверей, их привычек и наклонностей. В 1893 на
 Всемирной выставке в Чикаго начал выступать как дрессировщик: показывал
 номер с хищниками, В 1907 открыл в Гамбурге зоопарк (названный им "Раем
 животных"), где животные находились в условиях, приближённых к
 естественным. Проводил большую работу по акклиматизации животных. В
 80-90-х гг. принципы Г. получили широкое признание и приобрели большое

<< Пред.           стр. 166 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу