<< Пред. стр. 173 (из 913) След. >>
Театр сегодня, М.-Л., 1927; "Печать и революция", М., 1925, ј 5-6 [M a pк о в П., Третий фронт (После "Мандата")]; "Жизнь искусства", 1928, ј16
[Мстиславский С." Одинокий (К дискуссии о "Горе уму")]. М .Б.
ГАРИН-ВЙНДИНГ, Дмитрий Викторович (наст. фам.- Виндинг) (г. рожд.
неизв.- ум. в 1922)- русский театрально-общественный деятель, актёр,
педагог грима. Сценич. деятельность начал в 1875. 13 лет работал в
провинциальных т-рах как актёр и режиссёр. В 1888-1909-актёр Малого
т-ра, преподаватель иск-ва грима в Моск. театр. уч-ще. Г.-В.- активный
деятель Российского театрального общества; возглавлял его Моск.
отделение, инициатор создания Убежища для престарелых артистов.
Лит. .-"Экран", 1922, ј 21 (некролог). Л. Ход.
ГАРКАВИ, Михаил Наумович [р.14(26).III. 1897] - советский эстрадный
актёр, конферансье. Учился на медицинском ф-те Моск. ун-та и в Моск.
филармонич. уч-ще. В 1916-21 и 1927-28 работал актёром МХТ, моек.
Камерного т-ра, Ленингр. т-ра сатиры. С 1922 начал выступать как
конферансье в кабаре "Не рыдай" и др. Принимал деятельное участие в
выступлениях "Синей блузы". С 1928 выступает только как конферансье.
Продолжая традицию Н. Ф. Балиева и А. Г. Алексеева, Г. использует в
своих выступлениях импровизацию, вступает в шутливый разговор с
публикой, как правило ведёт концерт, не пользуясь заранее подготовленным
текстом. Г. создаёт образ гостеприимного хозяина, доброго, простого и
весёлого, включает иногда в свой конферанс куплеты и песенки.
Лит.: Набатов И., Заметки эстрадного сатирика, М., 1957. M. 3.
ГАРНАЧА (garnacha) - бродячая труппа в Испании 16 в. Давала
представления в селениях, а также в частных домах. Г. состояла из 5-6
мужчин, женщины на роли 1-й дамы и мальчика на роли 2-й дамы. В
репертуар Г. входили 4 комедии, 3 ауто и неск. интермедий. Труппа
располагала костюмами, париками. С. И.
ГАРНЬЕ (Gamier), Робер (1534-20.IX.1590)- французский поэт и
драматург. Учился в Тулузе. Был близок к поэтам "Плеяды". Лит.
деятельность начал в 60-е гг. Работал в области жанра трагедии; сюжеты
своих произв. черпал из античной истории и мифологии. Чтением Плутарха
навеяны трагедии из римской истории: "Порция, жена Брута" (1568),
"Корнелия, жена Помпея" (1574) и "Марк Антоний" (1578). Из греч. мифов
Г. заимствовал сюжеты трагедий "Ипполит, сын Тезея" (1573), "Троада, или
Разрушение Трои" (1578) и "Антигона" (1580). Все пьесы Г. декла-машюнны;
длинные монологи преобладают в них над действием и диалогом, тем не
менее они имели большой успех, благодаря их республиканской
направленности. Герои Г.- сильные, героич. люди, наделённые гражданскими
доблестями. Трагедии Г. проложили путь римским трагедиям Корнеля.
Особняком стоит трагедия Г. "Седекия, или Еврейки" (1583), изображающая
бедствия Иудеи, завоёванной ассирийцами; в ней содержится намёк на беды
Франции, охваченной пожаром "религиозных" войн. Г. написал также
трагикомедию "Брадаманта" (1582), сюжет к-рой заимствован из поэмы
"Неистовый Роланд" Ариосто. Она положила начало жанру трагикомедии,
господствовавшему во франц. т-ре в течение 1-й пол. 17 в. Творчество Г.
оказало влияние на П. Корнеля и др. драматургов 17 в.
Лит.: F a guet E., La tragedie francaise au XVI siecle (1550-1600),
P., 1894; LansonCr., Esquisse d'une histoire de la tragedie francaise,
P., 1927; Bernage M. S., Etude sur Robert Garnier, P., [1880j;
RollandJ.,La tragedie francaise au XVI siecle: "Les Juifs" [de Rob.
Gamier, 15 80], P., 1911; Lancaster H. С., The French tragi-comedy,
Bait., 1907. C\ Мок.
ГАРРИК (Garrick), Дэвид (19.II.1717, Херефорд,- 20.1.1779, Лондон) -
английский актёр, театральный деятель, драматург, критик. Г. был
реформатором сцены, одним из основоположников сценич. реализма в Европе.
Отец Г. - офицер, по происхождению француз, предки к-рого бежали из
Франции после отмены Нант-ского эдикта (1685), предоставлявшего
политическую и религиозную свободу протестантам. Мать Г.- англичанка.
Г. начал драматургич. деятельность в 1740 комедией "Воды Леты" (пост.
в т-ре "Друри-Лейн"), писал критич. статьи о спектаклях. Как актёр Г.
дебютировал в начале 1741 в т-ре "Гудменс-Филдс" ролью Арлекина в
пантомиме. Исполнение Г. (в том же году и в том же театре) роли Ричарда
III выдвинуло его в ряды лучших актёров Англии. В 1742 Г. был приглашён
в т-р "Друри-Лейн", где играл до 1776. Г. сыграл здесь все прославившие
его роли. В пьесах Шекспира: король Лир и Гамлет (1742), Макбет (1744),
Отелло (1745), Бенедикт ("Много шума из ничего", 1748), Ромео (1750);
Абель Дреггер ("Алхимик" Бен Джонсона), сэр Джон Б рут ("Рассерженная
жена" Ванбру) и др. Большинство этих ролей оставалось в репертуаре Г. до
конца его сценич. деятельности.
Г. выступил как один из активных пропагандистов театр. эстетики
просветителей. Считая т-р воспитателем общества, Г. определял ценность
всякого спектакля нравственно-этическими идеями, к-рые он выражает. Свои
сценич. образы Г. стремился сделать понятными, близкими широким кругам
зрителей. Раскрытие простого и повседневного в чувствах и поведении
сценич. персонажей было для Г. основной задачей актёра. Он требовал,
чтобы в рамках психологически верного поведения на сцене актёр умел
показать эмоционально наполненный внутренний мир персонажей. В борьбе за
утверждение новых этических норм, противоположных дворянским, англ.
просветительская эстетика стремилась представить свои этический кодекс и
мораль как общечеловеческие. Она снижала до уровня обыденных все
человеческие переживания и утверждала, что короли и люди "обыденной"
жизни чувствуют одинаково. Приверженность этой идейной позиции
определила остроту борьбы, к-рую с начала своей творческой деятельности
Г. повёл против классицизма., господствовавшего в то время в англ. т-ре.
Условности и схематизму классицизма он противопоставил основанное на
жизненных наблюдениях правдивое изображение человеческих характеров,
положительные или отрицательные стороны к-рых могли служить зрителям
примером для критики или подражания. Г. обладал редким по широте творч.
диапазоном и с равным блеском играл в трагедии и комедии. В списке его
ролей половину занимает комедия. Он в совершенстве владел иск-вом
сценич. перевоплощения, творчество его отличалось тонкостью психологич.
анализа, огромным сценич. темпераментом, простотой выразительных
средств, чёткой скульптурностью формы. Все эти особенности дарования и
творч. метода Г. нашли яркое воплощение и в его истолковании трагич.
образов Шекспира. Г. стремился к глубокому и всестороннему раскрытию их
сложного и многообразного духовного мира. С огромным темпераментом он
раскрывал богатство и напряжённость их внутренней жизни, свойственный им
накал страстей. Но в то же время Г. подчёркивал, что те же чувства и
переживания могли быть свойственны рядовым, простым людям. Всё это
проявилось уже в первой шекспировской роли Г.- Ричарда III. Стремясь не
подчёркивать в Ричарде царственное и исключительное, Г. отказался и от
традиционного показа его примитивным - мелким и страшным злодеем. У Г.
это был умный и волевой человек, храбрость к-рого не знала предела.
Природа сделала его физическим уродом. Ричард мстит природе и людям за
своё уродство, хочет компенсировать его неограниченным могуществом и
властью, добытыми любой ценой. Но зло, победив в его душе, приводит в
конечном итоге его самого к гибели. Психологически сложный и внутренне
противоречивый образ Ричарда, созданный Г., был отмечен чертами
подлинной жизненной правды. Роль Ричарда III сделалась одной из лучших
ролей Г. и сохранялась в его репертуаре до конца сценич. деятельности.
Играя короля Лира, Г. выделял на передний план его личную трагедию,
основанную на оскорблённом чувстве отцовства. Лир был для Г. не королём,
а прежде всего человеком, униженным жестокостью и вероломством дочерей.
Главная отличительная черта исполнения Г. роли Лира - его интерес к
эмоциональным переживаниям старого короля. Познав глубоко человеческие
чувства и страдания, Лир-Г. приходил к новому пониманию людей, но не
терял веры в жизнь. Стремясь подчеркнуть просветительскую идею о
неминуемом торжестве доброго начала над злым, Г. играл финал трагедии в
переработке Н. Тейта, по к-рой пьеса заканчивалась смертью Эдмунда и
злых дочерей короля, возвращением Лиру престола и примирением его с
собой и с окружающей действительностью.
Г. несколько раз менял трактовку роли Гамлета. Первоначально он
выделял тему сыновней любви Гамлета и его горячее желание отомстить за
смерть отца. В последней редакции (1772) Г. по-иному решал тему
трагедии: Гамлет добровольно берёт на себя свершение высшего суда над
Клавдием, чтобы восстановить попранную справедливость, господствовавшую
в мире. Как и в "Короле Лире", Г. видоизменял конец трагедии: после
убийства Клавдия Гамлет бросается на меч Лаэрта, добровольной смертью
искупая тяжёлое преступление против человечности - убийство Клавдия.
Смертельно раненый, он соединяет руки Горацио и Лаэрта, благословляя их
на царствование. Так и эта трагедия Шекспира в трактовке Г. приобретала
истолкование, характерное для просветительской философии. В
интерпретации Г. Гамлет - это многогранный характер, человек широко
одарённый, тонко и глубоко чувствующий. Ему свойственны большая
жизненная энергия, сила воли и темперамент в сочетании с редким умом,
стремлением познать тончайшие извилины человеческой психологии,
способностью к сатирической оценке событий.
В роли Макбета Г. также концентрировал своё внимание на внутренней
жизни героя. Он подчёркивал его "заурядность", рисовал обыкновенным
человеком, какими полна реальная действительность. Макбет в трактовке Г.
обладал мягким, нерешительным характером, он с трудом и лишь под
влиянием леди Макбет решался на преступление, был глубоко подавлен всем
происшедшим, а затем искренне раскаивался. В написанном Г. финальном
монологе Макбет признавал, что постигшее его возмездие было вполне им
заслужено. Своей трактовкой трагедии Г. утверждал нравственную
ответственность человека за совершённые им поступки.
С 1747 Г. сделался совладельцем т-ра "Друри-Лейн", с этого времени он
получил возможность продолжить задуманную им реформу сценич. иск-ва в
масштабе крупнейшего театр. коллектива Англии. Он стал реже выступать
как актёр, менее интенсивно работал над новыми ролями. Всё его внимание
было направлено на создание постоянной труппы и воспитание её на
реалистич. началах. Г. собрал в руководимый им т-р лучших актёров
Англии. Добиваясь сценич. правды, он уделял большое внимание
репетиционному процессу, работе с актёрами. Г. добивался слаженности
ансамбля актёров первого и второго положения. Массовые же сцены он
рассматривал как фон, на к-ром разыгрывалось действие, и заботился лишь
об их выразительной группировке. Тем не менее, для англ. т-ра 18 в.
стремление Г. к созданию ансамбля даже для одной только ведущей группы
актёров являлось большим шагом вперёд по пути сценич. реализма.
Стремление к достижению в спектаклях большей сценич. правды вынуждало
Г. к поискам новых постановочных средств. Он ввёл ряд усовершенствований
сценич. площадки, впервые применил рефлекторы освещения глубины сцены
(что позволило строить действие не только на переднем плане, но
использовать всё её пространство), после долгой борьбы ему удалось
уничтожить на сцене места для привилегированных зрителей.
Популярность Г. в Европе особенно возросла после того, как в 1763-65
он совершил путешествие по Франции и Италии. Он сблизился с великими
франц. просветителями - Дидро, Гольбахом, Гриммом и др., к-рые высоко
ценили иск-во Г., ссылались на его творческую практику и обобщали её в
своих теоретич. работах о сценич. иск-ве. В свою очередь их теории
оказали влияние на творчество Г., в том числе и на его драматургию. Г.
написано около 40 пьес, в числе к-рых комедия "Тайный брак" (совм. с
драматургом Колменом-старшим), к-рая сохраняется в репертуаре англ.
т-ров. Г. также принадлежит большое количество прологов, эпилогов,
стихов, входивших в программу каждого спектакля. Он обрабатывал пьесы (в
т. ч. Шекспира, Бен Джонсона, Уичерли и др.), шедшие на сцене т-ра
"Друри-Лейн". Эту работу он продолжал и после того, как в 1776 продал
драматургу Р. Шеридану свой пай в т-ре "Друри-Лейн" и отошёл от активной
театральной деятельности.
Демократич. и новаторский характер творчества Г. определили его славу
как первого актёра Англии и Европы. Г. похоронен в Вестминстерском
аббатстве у подножия бюста Шекспира.
Лит.: П о л н e р Т. И., Давид Гаррик, СПБ, 1891 (серия "Жизнь
замечательных людей"); Минц Н. В., Давид Гаррик, М.-Л., 1939; M u г р h
у A., The life of D. Garrick, v. 1-2, L., 1768, 1801; Fitzgerald P., The
life of D. Gar-rick, v. 1-2, L., 1868; Hedgcock F. A., D. Garrick and
his French friends, L., 1912. Я. Мин.
ГАРСЙА (Garcia), Мануэль дель Пополо Висенте (22.1.1775,
Севилья,2.VI.1832, Париж) - испанский артист оперы (тенор), композитор и
педагог. Отец знаменитых артистов: певца М. Гарсиа, певиц М. Малибран и
П. Виардо. Г. впервые выступил как композитор в Кадиксе в программе нар.
т-ра, для к-рой написал несколько номеров. Переехав в Мадрид, в 1798
поступил в театр. труппу. Вскоре завоевал известность как один из лучших
исполнителей партий во франц. комич. операх, популярных в то время в
Испании. В 1802-05 Г. участвовал в первом исполнении в Испании оперы
Моцарта "Свадьба Фигаро". С 1807 пел на сцене итальянского т-ра в Париже
(с 1816-первый тенор). Гастролировал также в Неаполе и др. городах
Италии (1810-16), в Нью-Йорке (1825-27) и Мехико (1828). В 1816 в Риме
исполнил впервые партию Альмавивы в "Севильском цирюльнике" Россини. В
репертуаре Г.- осн. партии тенорового репертуара того времени: Дон
Оттавио, Базилио ("Дон Жуан", "Свадьба Фигаро" Моцарта), Ахилл
("Ифигения в Авлиде" Глюка), Норфольк ("Елизавета, королева Англии"
Россини) и др. Г.- автор и постановщик опер "Узник" (1800, Мадрид),
"Раскаявшийся совратитель" (1802), "Хитрый слуга" (1804), "Багдадский
калиф" (1813, Неаполь), "Диана и Эндимион" (1813), "Привратница Рааба"
(1814), "Две стороны женитьбы" (1824, Париж), "Дочь воздуха" (1826,
Нью-Йорк), "Абуфар" (1827, Мехико) и другие.
С 1828 Г. жил в Париже, посвятив себя преподавательской деятельности.
Создал собственный метод обучения вокальному иск-ву.
Лит.: Mewburn Levien J., The Gardas family, L., 1932; Harris L., Don
Manuel Garcia, "Opera News", 1950, 11 Dec. Иг. Ф.
ГАРСЙА (Garcia), Мануэль Патрисио Родригес (17.III.i805,
Мадрид,1.VII.1906, Лондон) - испанский певец (бас) и педагог. Сын и
ученик М. Гарсиа, Один из крупнейших преподавателей пения 19 в Начал
выступать как певец в сер. 20-х годов; гастролировал вместе с отцом по
городам Америки (в т. ч. в Нью-Йорке, где исполнял партию Фигаро в
"Севильском цирюльнике"). В 1829 оставил сцену, посвятив себя педагогич.
деятельности. В 1842-50 Г. - профессор Парижской консерватории, в
1850-95 - Королев. академии музыки в Лондоне. Автор ряда трудов по
вокальному иск-ву. Основной труд Г.- "Полное руководство по искусству
пения" (Париж, 1847) - неоднократно переводился на различные языки. Г.
работал также в области изучения физиологии человеческого голоса
("Записка о человеческом голосе", 1840). В 1855 Г. изобрёл ларингоскоп
(зеркало для исследования горла), имеющий значение и в медицине.
Учениками Г. были певицы Ж. Линд, М. Маркези, Г. Ниссен-Саломан; певцы
Ю. Штохгаузен, К. Эверарди и др.
Лит.: Tapia А. G., Manuel Garcia. Su influencia en la laringologia y
en el arte del canto, Madrid, 1905; M a-c k i n 1 a y M. S., Garcia the
centenarian and his times..., L., 1908. {fe. Ф.
ГАРСЙА ЛОРКА (Garcia Lorca), Федерико (5.VI. 1898-19.VIII.1936) -
испанский поэт и драматург. После окончания Гранадского ун-та переехал в
Мадрид и обратился к лит. деятельности. В 30-х гг. Г. Л. примкнул к
группе передовых писателей, объединившихся вокруг антифашистского
журнала "Октубре", стал членом Ассоциации друзей Советского Союза и
Союза антифашистской интеллигенции. Фашистский мятеж 1936 застал Г. Л. в
Гранаде; он был арестован и расстрелян фашистами.
К драматургии Г. Л. обратился с самого начала лит. деятельности,
уделив ей преимущественное внимание в зрелый период. Первый
дра-матургич. опыт Г. Л.-пьеса-сказка "Волшебство бабочки" (1920,т-р
"Эслава", Мадрид). В этой пьесе, написанной в символико-аллегорич.
форме, Г. Л. выражал романтич. протест против мещанской пошлости и
эгоизма бурж. общества. Последующие годы были периодом исканий и
усвоения опыта гуманистич. исп. театра 17 в., нар. театр. традиций.
Героико-романтич. драма "Марьяна Пинеда", названная Г. Л. "народный
романс в трёх эстампах" (1925; труппа М. Ксиргу, Барселона, 1927),
посвящена гранадской патриотке, казнённой в 1831 за участие в
антиправительственном заговоре. Пьеса прозвучала как вызов режиму
диктатуры и пользовалась большим успехом. В духе андалусского
народно-ко-мич. спектакля написан "жестокий фарс" "Чудесная башмачница"
(1930, пост. в сокращённом варианте в т-ре "Эспаньоль", в 1933 -
полностью труппой Л. Мембривес в Буэнос-Айресе), в жанре нар. трагедии -
пьеса "Любовь дона Перлимплина" (1931, пост. 1933), в жанре фарса для
кукольного т-ра- "Балаганчик дона Кристоваля" (1931; т-р "Ла Таррум-ба"
в Мадриде, 1935). Особняком стоит символико-аллегорич. пьеса "Когда
пройдет пять лет" (1931), воплотившая присущее Г. Л. трагич. ощущение
бурж. действительности.
К началу 30-х гг. чётко сформировались взгляды Г. Л. на задачи т-ра.
Наиболее полно он сформулировал их в своей речи "О театре" (1935), в
к-рой, резко осуждая губительное влияние капиталистич. отношений на совр
. исп. т-р, требовал создания "т-ра социального действия", призванного
воспитывать широкие массы народа. Осуществляя эту программу, Г. Л. в
1931-33 возглавил студенческий т-р "Ла Баррака" (см. Баррака"). Пьесы Г.
Л., созданные в эти годы, отвечали программе "т-ра социального
действия". Таковы его драмы: "Кровавая свадьба" (1933, т-р "Беатрис",
Мадрид), "Иерма" (1934, т-р "Эспаньоль", Мадрид), "Донья Росита, или
Язык цветов" (1935, труппа М. Ксиргу, Барселона), "Дом Бернарды Аль-бы"
(1936; т-р "Авенида", Буэнос Айрес, 1945).
Драматург-гуманист, Г. Л. утверждал, что человек должен следовать
законам природы, но бурж. общество с неизбежностью толкает его на
искажение этих законов и это влечёт за собой трагедию, приобретающую
социальный характер. В "Кровавой свадьбе" любящие расстаются, ибо один
из них беден. Но "голос крови", природы оказывается сильнее, юноша
похищает свою возлюбленную из-под венца и гибнет. В "Иерме" источником
трагедии оказывается жажда материнства, сталкивающаяся с миром корыстных
расчётов. В "Доме Бернарды Альбы" деспотизм матери-ханжи, пытающейся
подавить естественные стремления дочерей к любви и счастью, приводит к
трагической гибели одной из дочерей и распаду семьи. В "Донье Росите" Г.
Л. показал увядание девушки, обманутой в любви. Пьесы Г. Л., новаторские
по своим идейно-художественным качествам, пронизаны ненавистью к миру
наживы, с любовью рисуют образы простых людей, близких к природе. Для
творчества Г. Л. характерно сочетание реалистич. деталей с романтич.
пафосом страстей, типич. характеров с аллегорич. фигурами и символикой;
он широко использует живописные и звуковые образы.
Драматургия Г. Л. пользуется широкой популярностью, его пьесы идут на
сценах прогрессивных т-ров многих стран мира. В СССР пост. "Чудесная
башмачница" (1940, т-р "Ромэн", Москва, и т-р в Чарджоу), "Кровавая
свадьба" (1939, т-р "Ромэн" и Сухумский т-р, 1947, Батумский т-р),
"Марьяна Пинеда" (1959 т-р "Ромэн"), "Дом Бернарды Альбы" (1959, Моск.
т-р им. Станиславского).
Соч.: Obras completas, v. 1-8, B. Aires, 1938-46; 2 ed." 1948-49;
Obras completas, 3 ed., Madrid, 1957; в рус. пер.- Театр. М., 1957.
Лит.: В a b i n M. Т., Garcia Lorca. Vida y obras, N. Y." [1955]; A.
de la Guardia, Garcia Lorca. Persona y creacion, B. Aires, 1944; A. del
Rio, Federico Garcia Lorca. Vida y obras, Saragozza, 1952; Machado Bonet
O., Federico Garcia Lorca. Su produccion dramatica, Montevideo,1951;
Nourissier F., F. Garcia Lorca, dramaturgo, Р., 1955. 3. Л.
ГАРТМАН (Hartmann), Карл Амадеус (р. 2.VIII. 1905) - немецкий
композитор. Родился в семье художника. Музыке обучался в Мюнхенской муз.
академии у И. Хаас; совершенствовался у Г. Шерхена и А. Веберна. Творч.