<< Пред.           стр. 180 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 критич. отношения к совр. бурж. действительности (пьесы Б. Переса
 Гальдоса, X. Дисенты, X. Эчегарая и др.). Одновременно Г. играла в
 пьесах "Дама невидимка", "Жизнь есть сон", "Саламейский алькальд"
 Кальде-рона, "Дурочка", "Звезда Севильи", "Фуентеовехуна" Лопе де Вега и
 др. исп. классиков. Со своей труппой Г. гастролировала в странах Европы
 и Америки.
  Лит.: Смерть испанской Дузе, "Вестник иностранной литературы", 1928,
 ј 4, с. loi; Diaz de EscovarN. y L a s s o de la Vega F. de P., Historia
 del teatro espanol, t. 2, Barcelona, 1924; D i с k 1 i n s o n Th. H.
 [a. o.j The theater in a changing Europe, N. Y., 1937. Ал. Ф.
  ГЕРРЕЦ-ЛУНД, Ольга Иоханнесовна (р. 1912)- эстонская советская
 артистка оперы (драматич. сопрано). Нар. арт. Эст.ССР (1952). Член КПСС
 с 1949. В 1936 окончила Таллинскую консерваторию по классу проф. Л.
 Хеллаш-Лемба. Сценическую деятельность начала в театре "Эстония" в 1934.
 Партии: Сайма ("Огни мщения" Каппа), Малль ("Берег бурь" Эрнесакса),
 Ярославна ("Князь Игорь"), Лиза ("Пиковая дама"), Аксинья ("Тихий Дон"
 Дзержинского),Тоска; Сен-та ("Летучий голландец" Вагнера) и др. Ст. пр.
 1951.
  ГЕРСАМИЯ, Сергей Лукич [р. 11(23).VI.1892]- грузинский советский
 театровед. Занимался журналистской деятельностью. С 1921 работал в ряде
 учреждений Грузии.С 1938- научный сотрудник (с 1944-учёный секретарь)
 Театр. музея Груз. ССР. Автор ряда трудов по истории груз. т-ра. Г. Вух.
  Соч. на груз. яз.: Мако Сафарова-Абашидзе, Тб., 1940;
  Кутаисский театр. Тб., 1947; Васо Абашидзе, Тб., 1948;
  Батумский театр. Батуми, 1949; Акакий Церетели и грузинский театр.
 Тб., 1949; Театр Георгия Эристави, Тб., 1950;
  Сухумский театр. Сухуми, 1952; Шалва Дадиани, Тб., 1954;
  Акакий Хорава, Тб., 1956.
  ГЕРСТЕР (Gerster), Отмар (р. 29.VI.1897) - немецкий композитор,
 дирижёр, педагог и муз.-обществ. деятель. Член Нем. академии иск-в (с
 1949). В 1919 окончил консерваторию во Франкфурте-на-Майне (по кл.
 скрипки - У А. Ребнера и кл. композиции - у
  Б. Зеклеса). Композиторскую деятельность начал в сер. 20-х гг. Тогда
 же стал принимать активное участие в рабочем движении, создавая хоровые
 произв. для рабочих певческих союзов ("Песня о рабочем", 1929, "Красное
 ревю", 1930, и др.). Автор опер "Мадам Лизелотта" (1933, Эссен), "Энох
 Арден, или Крик чайки" по А. Тениссону (1936, Дюссельдорф), "Ведьма из
 Пассау" по одноим. пьесе Р. Биллингера на тему о крестьянском восстании
 (1941, Дюссельдорф), комич. оперы "Заколдованное Я" по пьесе Ф. Раймунда
 "Альпийский царь и мизантроп" (1949, Вупперталь), балета "Вечный круг"
 (1939, Дуйсбург), хоров, песен и др. соч. Муз.-театр. произв. Г.
 отличаются народностью мелодич. основы муз. языка при использовании
 совр. муз. изобр. средств, жизненностью сюжетов, поли-тич. остротой
 (опера "Ведьма из Пассау" была запрещена фашистскими властями после
 первого представления). Лучшая опера Г.- "Энох Арден..."-была пост. во
 многих т-рах Европы. В 1927-47 Г.-доцент школы иск-в "Фольквангшуле" в
 Эссене. В 1947-52 Г.-профессор композиции Высшей музыкальной школы в
 Веймаре, с 1952-Высшей муз. школы в Лейпциге. Нац. пр. (4951).
  Лит.: G oldhammer O., Professor Ottmar Gerster, В., 1953. Л. М.
  ГЕРСТЕР (Gerster), Этел-ка (25.VI.1855 - 20.VIII. 1920) - венгерская
 артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в Венской консерватории у М.
 Маркези. Яркое исполнение Г. партии Виолетты ("Травиата") глубоко
 тронуло Дж. Верди, находившегося в то время (1875) в Вене; композитор
 рекомендовал певицу т-ру "Фениче" (Венеция), где она выступила в 1876 в
 партии Джильды ("Риголетто"). Гастролировала с труппой К. Гардини в
 Берлине, Будапеште, Лондоне, Петербурге, Нью-Йорке. Среди др. партий Г.:
 Лючия, Но-рина ("Лючия ди Ламмермур", "Дон Паскуале" Доницетти), Амина,
 Эльвира ("Сомнамбула", "Пуритане" Беллини) и др. Г. обладала голосом
 необычайно красивого тембра, великолепной техникой, большим актёрским
 дарованием и считалась одной из крупнейших колоратурных певиц 19 в. В
 1890 покинула сцену; занималась педагогич. деятельностью.
  Соч.: Stimmfuhrer, В., 1906. Вс. Т.
  ГЕРЦЕН (псевд. -Искандер), Александр Иванович [25.111(6.IV). 1812,
 Москва, - 9(21).I. 1870, Париж] - русский революционер-демократ,
 философ-материалист, писатель. Родился в семье помещика. В 1829-33
 учился в Моск. ун-те. За революц. деятельность подвергался полицейским
 репрессиям: в 1834 был арестован и сослан в Пермь (затем в Вятку и
 Владимир, 1835-39), в 1841-42 был в ссылке в Новгороде. С 1847 жил за
 границей. Основал в Лондоне "Вольную русскую типографию", издавал
 альманах "Полярная звезда" и политическую газету "Колокол".
 Общественно-публицистическая и литературная деятельность Г. сыграла
 огромную роль в развитии рус. обществ, мысли и в подготовке русской
 революции.
  Творчество Г. связано с его философскими и поли-тич. взглядами. Г.
 защищал принципы критич. реализма, отстаивал неразрывную связь иск-ва с
 жизнью, считал литературу и театр политич. трибуной для. пропаганды
 передовых идей, боролся с идеалистич. теорией "искусства для искусства".
 Интерес к т-ру, к вопросам развития сценич. иск-ва в России и за рубежом
 занимал видное место в эстетич. воззрениях и деятельности Г. В период
 первой ссылки он работает над двумя "драматическими опытами":
 прозаическим диалогом "Из римских сцен" ("Лициний", 1838) и сценами в
 стихах "Вильям Пен" (1839). Обе пьесы не были завершены и никогда не шли
 в т-ре, но они представляют интерес как попытки Г. в драматич. форме
 развить идеи утопич. социализма, активно воздействовать на формирование
 обществ, сознания. В ряде статей и высказываний Г. указывал на большое
 социальное и эстетическое значение театра, называл сцену "парламентом
 литературы", "трибуной", "ею,-писал он,- могут разрешаться живые вопросы
 современности... Это не лекция, не проповедь, а жизнь, развернутая на
 самом деле со всеми подробностями.. " ("Дневник 1842-45", Собрание
 сочинений, т. 2,1954,с.227). В статье "По поводу одной драмы" (из цикла
 "Капризы и раздумье") Г. называл т-р высшей инстанцией для решения
 жизненных вопросов. По его мнению, в т-ре наиболее ярко проявляется сила
 непосредственного воздействия иск-ва на самые широкие круги публики.
 "Сцена всегда современна зрителю, она всегда отражает ту сторону жизни,
 которую хочет видеть партер" (там же, с. 51).
  Г. высоко ценил лучшее, что было в рус. т-ре 30- 40-х гг.- остро
 критич. восприятие действительности, утверждение прав человеческой
 личности, призыв к борьбе против насилия и тирании. Он выступал за
 постановку пьес, отвечавших высокому гражданскому назначению т-ра, хотел
 видеть на сцене выдающиеся произв. рус. и мировой драматургии, лучшие
 пьесы своих современников.
  Тесные дружеские отношения связывали Г. со мн. крупными деятелями
 рус. т-ра и прежде всего с М. С. Щепкиным. В 1844, для бенефиса артиста,
 Г. вместе с друзьями перевёл пьесу "Новое средство платить старые долги"
 Мессинджера и принял деятельное участие в её пост. в Москве. Горячую
 заинтересованность Г. проявил к работе Тургенева над комедией
 "Нахлебник" (1848), создававшейся специально для Щепкина. На основе
 одного из устных рассказов Щепкина Г. написал повесть "Сорока-воровка"
 (1846) о трагич. судьбе талантливой крепостной актрисы, ставшей жертвой
 помещичьего произвола. В повести "Сорока-воровка" Г. обнажает пагубное
 влияние крепостничества на развитие иск-ва, ратует за личную и творч.
 свободу деятелей сцены. Самого Щепкина Г. вывел в этой повести под
 именем "известного художника". Г. высоко ценил творчество Щепкина. В
 статье, посвящённой его памяти (опубл. в "Колоколе", 1863), Г.
 рассматривал Щепкина как основоположника рус. сценич. реализма: "Он
 создал правду на русской сцене,- писал Г., - он первый стал н е т
 е-атрален на театре..." (Собр. соч., т. 17, 1959, с. 268). Называя
 Щепкина и Мочалова лучшими артистами из всех виденных им в России и Зап.
 Европе, Г. подчёркивал, что в их творчестве отразились духовные силы и
 талантливость, свойственные рус. народу: "Оба принадлежат к тем намекам
 на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают
 незыблемой нашу веру в будущность России" (там же, с. 268-69). Иск-во
 Щепкина и Мочалова Г. противопоставлял холодному, рассудочному
 творчеству Каратыгина. В годы революц. эмиграции Г. высказал ряд
 интересных суждений о франц. т-рев серии "Писем из "Avenue Marigny"",
 публиковавшихся в "Современнике" (1847). Г. показал, как общий упадок
 бурж, иск-ва вызывает разложение и опошление т-ра, где безраздельно
 начинают господствовать мещанские вкусы. В то же время он с
 болыпимуважением говорит о лучших традициях передового франц. т-ра. В
 одном из "Писем из "Avenue Mari gny"" Г. подробно описывает спектакль
 "Парижский тряпичник" в т-ре Порт-Сен-Мартен с Фред ериком-Л ем етром в
 гл. роли, рассказывает о классич. спектакле с участием Э. Рашель на
 сцене т-ра "Комеди Франсез". В "Посвящении" к одной из глав книги "С
 того берега" ("Посвящение" опубл. лишь после смерти автора) Г. даёт
 описание вдохновенного исполнения актрисой Рашель "Марсельезы" в дни
 революц. событий 1848. Театр. взгляды Г. нашли широкое отражение в
 мемуарах "Былое и думы" (1852-68) и на страницах "Колокола".
  Наследие Г. имело большое значение для дальнейшей истории рус.
 сценич. иск-ва. Его идеи оказали глубоко плодотворное влияние на
 развитие демокра-тич. тенденций в рус. иск-ве, в т. ч. в рус. т-ре.
  Соч.: Собрание соч. в 30 тт., М., 1954-60; А. И. Герцен об искусстве,
 М., 1954.
  Лит.: Эльсберг Я., Эстетические взгляды Герцена. в сб.: А И. Герцен
 об искусстве, М., 1954. В. Пут.
  "ГЕРЦОГИНЯ ГЕРОЛЫПТЕЙНСКАЯ"("Ьа Grande-duchesse de Gerolstein") -
 оперетта Ж. Офенбаха, либр. А. Мельяка и Л. Галеви. Пост. 12 апр. 1867,
 Париж (Принц - Поль Гренье, Герцогиня - Шнейдер). К июлю 1873 пост.
 состоялись на 65 франц. сценах и 117 сценах других стран,в т. ч.: Вена,
 1872; Грац, 1867; Брюссель, 186 7; Стокгольм, 1867; Нью-Йорк, 1867,
 1868, 1870; Лондон, 1867, 1868, 1937;
  Берлин, 1868; Рио-де-Жанейро, 1868; Милан, 1868; Неаполь, 1872;
 Мадрид, 1868; Дублин, 1869; Вальпараисо (Чили), 1869; Каир, 1869;
 Константинополь, 1870; Барселона, 1870;
  Будапешт, 1870; Сидней, 1871; Мехико, 1871; Базель, 1872;
  Лемберг, 1872; Буэнос-Айрес, 1873; Прага, 1873. Впервые на сов. сцене
 пост- 29 дек. 1922, Петроград, Малый оперный т-р (Герцогиня - Мшанская,
 Ванда - Попова, Фрин -А- Балашов, Принц - Воронов, генерал Бум-Бум -
 Журавленке, барон Пук - Кор-жевский, барон Грог - Ольховский, Не-помук -
 Тихонов. Дирижёр Купер, пост. Феона, художник Ламбин, балетмейстер
 Петров). Д\ Гр"
  ГЕРШВИН (Gershwin), Джордж (26. IX. 1898- 11.VII.1937) - американский
 композитор. Родился в Нью-Йорке, в семье выходцев из России. Музыке
 обучался у Ч. Хамбитцера (фп.) и Р. Гольдмарка (композиция); брал уроки
 у Э.Кинли. Композиторскую деятельность начал в 1916 как автор музыки к
 спектаклям. Первая оперетта Г. "В половине девятого" (1918) не имела
 успеха и быстро сошла со сцены. Последующие оперетты-"Л а, л а, Люсиль"
 (1919), "Леди, будьте добры" (1924), "СГкей" (1925) и другие - строились
 по образцам модных ревю и пользовались большой популярностью. В начале
 20-х гг. Г. впервые использует негритянские народные мелодии в
 одноактной опере "i35 улица" (1923), близкой по характеру к бытовой
 драме. Однако эта опера не имела успеха у бродвейской публики, привыкшей
 к лёгким развлекательным спектаклям. Стремление освободиться от
 требований коммерч. эстрады, очистить муз. т-р от безвкусицы и штампов
 проявилось в опереттах Г. на сюжет Ф. Кауфмана и М. Рис-кина "Пусть
 гремит оркестр" (1927) - сатире, проникнутой духом антимилитаризма и
 высмеивающей агрессивную американскую военщину, и "О тебе я пою" (1931)
 - остроумной пародии на американскую демократию и избирательную систему.
 В опереттах Г. задушевная проникновенная лирика сочетается с
 мелодическим своеобразием.
  В 30-х гг. Г. усиленно изучает историю, жизнь и иск-во негритянского
 народа, в музыке к-рого, по его мнению, заложены истоки амер. нац.
 музыки. В 1935 Г. создал оперу "Порги и Бесс" (по пьесе Дюбоса и Дороти
 Хейуард "Порги"), получившую всеобщее признание как глубоко
 гуманистическое произведение. В последующие годы опера с успехом
 исполнялась во мн. странах (в СССР впервые пост. в 1945 коллективом ВТО,
 зимой 1955-56 исполнялась в Москве и Ленинграде труппой "Эвримен-опера",
 США). В "Порги и Бесс" Г. впервые в истории амер. музыки избирает сюжет
 из жизни негров; в основе музыки - негритянский муз. фольклор (блюзы и
 спиричуэлс). Оперу Г. отличает яркость и контрастность муз.
 характеристик героев, поэтичная лирика, острая выразительность,
 напряжённая динамика развития действия, естественность сценич. ситуаций.
 Развивая традиции балладной оперы как типичной формы амер. муз. т-ра, Г.
 широко пользуется красочным остроумным диалогом, муз. разговорная речь
 сочетается с развёрнутыми оперными формами - ариями, ансамблями, хорами.
 Опера отличается стремительными и разнообразными ритмами. В этой опере
 Г. изображает негров как беззащитный народ, не борющийся за свои права,
 что снижает прогрессивное значение его произведения.
  Г. написал также оперетты, ставившиеся в нью-йоркских т-рах: "Розали"
 (1927), "Смешное лицо" (1927), "Драгоценная девушка" (1928), "Безумная"
 (1930), "Пусть они едят кекс" (1933) и др.; музыку к фильмам, симф. и
 др. соч. Был удостоен премии Пу-литцера (1932) и избран почётным членом
 итал. муз. академии Санта-Чечилия.
  Лит.: "ГригорьевЛ. Г. иПлатек Я. М., Джордж Гершвин, М., 1956; К о н
 е н В. И., Джордж Гершвин и его опера, "Советская музыка", 1959, .N" 3;
 Armitage M., George Gershwin, N, Y., 1938; Е w е n D. The story of
 George Gershwin, N. Y., 1945; GoldbergJ, George Gershwin, N, Y., 1958,
 Л. М.
  ГЕРШТ, Меер Абрамович [р. 27.IX(10.X).1908] - русский советский
 режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1960). Окончил техникум сценич. иск-в в
 Ленинграде в 1930. В том же году начал режиссёрскую работу как
 постановщик массовых спектаклей (в Центр, парке культуры и отдыха им.
 Горького и др.). В 1931-37 был режиссёром моек. Камерного т-ра. В
 1937-42 - худ. рук. Челябинского т-ра; пост. спектакли: "Человек с
 ружьём" (1938), "Бесприданница" (1939), "Кремлёвские куранты" (1940),
 "Чайка" (1940) и др. В 1946- 1951-худ. рук. Куйбышевского т-ра, пост.
 "Русский вопрос" (1947), "Молодая гвардия" (1947), "Крепость на Волге"
 (1948, Ст. пр. 1949), "Живой труп" (1950), "Варвары" (1951) и др. В
 1953-56 - гл. реж. Воронежского т-ра; пост. "Порт-Артур" Степанова и
 Попова (1953), "Привидения" (1954) и др. С 1956главный режиссёр
 Горьковского т-ра; пост.:
  "Оптимистическая трагедия" (1957); "Обрыва по Гончарову (инсц. Н. И.
 Соболыцикова-Самарина и Г., 1957), "Фальшивая монета" Горького (1958),
 "Братья Ершовы" по Кочетову (1959, инсценировка Г. и Пиме-нова),
 "Иркутская история" Арбузова (1960) и др. Работы Г. отмечены чёткой
 идейной направленностью, свежестью трактовки, выразительностью массовых
 сцен, органически вливающихся в общий образ спектакля. Э. К.
  Г‚РШФЕЛЬД, Давид Григорьевич [р. 15(28).VIII. 1911] - молдавский
 советский композитор. Засл. де-ят. иск-в Молд. ССР (1942). Член КПСС с
 1940. Окончил Одесский муз.-драм. ин-т (1934). С этого же года работал
 зав. музыкальной частью Молдавского муз.-драм. театра в Тирасполе.
 Первый директор Молдавской государственной консерватории (1940). Автор
 первой молд. нац. оперы "Грозован" на либретто В. Руссу (1955, Молдав.
 т-р оперы и балета, Кишинёв) о героич. борьбе гайдуков - нар. мстителей
 под руководством Георгие Грозована против тур. поработителей и молд.
 бояр, оперы "Аурелия" (1959, там же), муз. комедии "В долине
 виноградной" (1953), песен, симф. и др. произв. Д. П.
  Г‚ТЕ (Goethe), Иоганн Вольфганг (28. VIII. 1749,
 Франкфурт-на-Майне,22.III.1832, Веймар) - немецкий поэт, мыслитель,
 драматург. "Величайший немец", по характеристике Ф. Энгельса, смелый
 реформатор в науке и в иск-ве. На протяжении всей своей жизни Г.
 неустанно размышлял о судьбах нем. сцены, вёл борьбу за создание нац.
 театра, "обращённого к народу", содействующего объединению Германии. Г.
 способствовал развитию нем. драматургии, реформировал режиссёрское
 иск-во, был одним из создателей европ. театр. эстетики нового времени.
  Г. род. в состоятельной семье; получил широкое образование. В
 студенческие годы (1765-72) Г. резко восстаёт против аристократич.
 ограниченности и условности франц. классицизма. В то же время
 значительное воздействие на него оказывают философские и эстетич.
 воззрения франц. просветителей - Вольтера, Руссо, Дидро, высоко ценил Г.
 драматургию Мольера. Г. объявляет нар. творчество основой всякого
 иск-ва, правду жизни-его главной целью. Идеальным писателем, воплотившим
 в наибольшей степени народность и правду ("природу"), Г. считает
 Шекспира, а своим непосредственным учителем в эстетике и драме -
 Лессинга. В Страсбурге, где Г. кончил ун-т, он сближается с молодыми
 "штюрмерами" (представителями движения "Бури и натиска" - Sturm und
 Drang) И. Г. Гердером, Я. М. Р. Ленцем, Г. Л. Вагнером, утверждавшими в
 области театр. иск-ва жанр свободной по форме тираноборческой трагедии,
 в центре к-рой сильная личность, восстающая против законов общества.
 Свои взгляды на драматич. иск-во и т-р, во многом сходные со взглядами
 "штюрмеров", Г. выразил в ранних драмах, в речи "Ко дню Шекспира" (1771)
 и в романе "Вильгельм Мейстер" (1-й вариант 1-й части назывался
 "Театральное призвание Вильгельма Мейстера", 1777-79). Первые
 драма-тургич. произведения Г.- отрывок из трагедии "Вал-тазар" и комедия
 "Каприз влюблённого" (1768) - написаны в духе франц. классицизма.
 Комедия "Сови-новники" (1769) сочетает элементы классицизма и жанра
 семейно-бытовой драмы Лессинга. В 70-80-х гг.
  Г. пишет ряд комедий и шуток (фрагмент в народном духе "Свадьба
 Гансвурста" (1775), шутка "Триумф чувствительности" (1778)], осмеивающих
 дворянский сентиментализм, и сатиру на прусское правительство "Птицы"
 (подражание Аристофану, 1780). Недовольство нем. бюргеров и нар. масс
 феодальным строем Германии и сознание невозможности изменить его нашло
 отражение в драме Г. "Гёцфон Берлихинген" (три варианта - 1771, 1773 и
 обработанный для сцены в 1832, опубликованный после смерти Г.). Это
 первая немецкая социально-историч. пьеса, в к-рой отчётливо звучат
 мотивы просветительского гуманизма. Впервые в нем. драматургии здесь
 выведен на сцену народ: дана картина нар. бесправия и нар. возмущения.
 Устами мужественного "рыцаря свободы" Гёца, воплощающего идею штюрмеров
 о праве личности на свободу и независимость, Г. призывает немцев к
 борьбе с феод. гнётом, к нац. объединению. Но в то же время Г.
 развенчивает в Гёце идеал сильной личности, прославляемой штюрмерами.
 Трагедия написана с большим реалистич. мастерством, выдержана в манере
 историч. хроник Шекспира. Менее значительны относящиеся к этому же
 периоду: семейно-бытовая драма "Клавиго" (1774) и "Стелла" (1776),
 развивающая тему "Вертера". Значительный интерес представляют
 относящиеся к тем же годам драм. наброски: "Магомет" (1772),
 "Прометей"(1775) и "Фауст" (первый прозаич. набросок известен под назв.
 "Пра-фауст", 1771). В этих отрывках мятежные духом герои взывают к
 свободе, протестуют против угнетения. Последней крупной драмой, близкой
 штюрмер-скому направлению, является пронизанная любовью к свободе и
 резким осуждением нац. угнетения историч. трагедия "Эгмонт" (начата в
 1775, окончена в 1787). Образы Эгмонта и его возлюбленной Клары -
 воплощение мужества, благородства, безграничной преданности народу.
  Своими штюрмерскими драмами Г. объективно поднимал нац. самосознание
 немцев, призывал их к действию, но он был против революц. насилия и
 хотел добиться гражданских свобод в рамках феодально-мо-нархич. строя. В
 1775, по приглашению герцога Сак-сен-Веймарского, Г. переезжает в
 Веймар, где вскоре занимает пост первого министра. Здесь формируются
 принципы его классицистич. эстетики, Г. далёк от арастократич. франц.
 классицизма 17-18 вв. Разочаровавшись в индивиду алистич. бунтарстве
 штюр-меров, Г. обращается к античности, в классицизме он ищет выход из

<< Пред.           стр. 180 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу