<< Пред. стр. 182 (из 913) След. >>
Издания.-Первая публикация "Г. в." на белорусок. яз.: Саму идеи а кЭ. Л., Паг?бель вока. Менск, 1939; на рус. яз.: С а м у й л ё н о к Эд.,
Гибель волка. Пьеса в 4 д., 7 к., пер. И П. Пикулева, М., 1939. Из
последующих изд.:
Самуйлёнок Эд., Гибель волка. Пьеса в 4 актах. Пер. А. Глебова,
М.-Л., 1940; Самуйлёнок Эд., Гибель волка. Пьеса в 4 д., пер. Б.
Кобзаревского и Н. Вагнера, в кн.:
Белорусская драматургия, Л.-М., 1949.
Лит.: Няфёд Ул., Беларуск? тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959, с.
208, 212. 231-235. А. Шн.
"ГИБЕЛЬ "НАДЕЖДЫ**" ("Op hoop van zegen") - драма в 4 д. Г.
Хейерманса (из жизни голландских рыбаков). Соч. 1900 (на голландок яз.)
Пост. 24 дек. 1900 Нидерландским театральным объединением, Амстердам
(Книртье- Бур ван Рейк). В 1903-т-р Антуана, Париж (в обработке Лемери
Шурман под назв. "La bonne Esperance'", Книртье - Мюллер). Переведённая
намн. европ. языки, пьеса Хейерманса утвердилась в репертуаре т-ров мн.
стран. В дореволюц. России "Г. "Н."" ставилась почти во всех крупнейших
провинциальных т-рах (Казань, Киев, Нижний-Новгорол, Одесса, Самара,
Саратов, Харьков и т. д.). 15 января 1913 "Г.. "П."" пост. 1-я студия
МХТ (пер. Маттерна и Воротникова, реж. Болеславский, худ. Либаков и
Узунов; Книртье-Дейкун, Геерт-Дикий, Хмара; Баренд - Булгаков, Дикий,
Ключарев; Ио - Соловьёва, Шевченко; Кобус - В. Подгорный, Чехов,
Сворожич; Да-антье - Коллен, В. Попов, Чехов; Бос - Бондырев, Лазарев,
Сушкевич; Матильда - Бирман, Бромлей; Клементина - Гиацинтова, Егорова;
Капс - Сушкевич; Симон-Афонин, Болдырев, Чебан. Среди др. дореволюц.
пост. "Г. ,Н. "": Общество искусства и литературы (1902, пер. Гретман
под назв. "Надежда"), Василеостровский т-р, Петербург (1902, реж. Н.
Попов); Драматич. т-р Комиссаржевской, Петербург (1905, реж. Н. Попов,
Книртье - Пивоварова, Геерт - Самойлов, Баренд - Василенко, Ио -
Будкевич, Кобус - Урванцев, Бос - Уралов); т-р под рук. Гайдебурова и С
карской, Литовский Народный дом, Петербург (1908, Книртье - Любецкая,
Геерт - Свободин, Баренд - Таиров, Ио - Толстая, Кобус - Клеманский, Бос
- Сердюк, Симон - Чернов); укр. труппа Садовского на сцене т-ра Общества
грамотности, Киев (1908, пер. Паньковского под назв. "Надия", Книртье-
Борисоглебская, Геерт - Марьяненко, Баренд - Певный, Ио - Заньковецкая,
Кобус - Вилыпанский, Бос - Пань-ковский, Клементина - Хуторная);
Польский т-р, Лодзь (1910, реж. и исполнитель роли Геерта - Мелевский,
Книртье - Космовская, Ио - Чеховская, Кобус - Ярач, Капс - Зельверович);
Введенский Народный дом, Москва (1910); т-р Корша, Москва (1913, уеж.
Аяров, Книртье - Блюменталь-Та-марина, Геерт - Смурский, Баренд -
Бестужев, Ио-Виндинг, Кобус - Борисовский, Бос - Борисов, Матильда -
Красавина, Клементина - Валова, Капс - Щепановский, Маритье - Горичева);
Сергиевский Народный дом, Москва (1916) и др.
Из пост. "Г. ,Н."" на советской сцене: т-р Кооперативного
товарищества "Трудовая жизнь", Москва (1918); труппа Петроградских
военно-учебных заведений (1921, реж. Пионтков-ский); Арм. т-р им. С.
Шаумяна, Тбилиси (1921, реж. Капа-накян); Т-р им. Сувдукяна (1922, реж.
Калантар); "Красный факел", Новосибирск (1938, реж. Крамской и Вент);
Т-р драмы Литовской ССР (1940-56, реж. Юкнявичюс).
И з д а н и я.- Из русских изд.: Гейерманс Г., Гибель "Надежды*.
Драма в 4 д. Пер. Э Э. Маттерна и А. П. Воротникова, М., 192
(переиздания 1918, 1925); Гейерманс Г., "Гибель .Надежды". Драма в 4 д.,
пер. с нем. П. Теплова, под ред. В. Засулич, Пб., 1906, переизд.. П.,
1918. Из советских изд.: Хейерманс Г., Гибель " Надежды". Драма в 4 д.
Пер. с голландок. Л. Шифферса, М., 1954.
Лит.: Дикий А., Повесть о театральной юности, М., 1957, с. 211-232;
Бирман С., Путь актрисы, М., 1959, с. 79-89. , Л. Шн.
"ГИБЕЛЬ ЭСКАДРЫ" - пьеса в 3 актах, 7 к. А. Е. Корнейчука (из эпохи
гражданской войны). Соч. 1933. Удостоена второй премии на Всесоюзном
конкурсе на лучшую советскую пьесу (1933/34). Пост. 25 сент. 1933 в
Одесском укр. т-ре им. Октябрьской Революции (реж. Юхименко, худ.
Вайс-ман, комп. Штайгер; Гайдай - Шумский, Комиссар - Хорош, Командир
флагмана - Шрайман, Кобза - Маяк). 29 ноября того же года пост. т-ром
"Берез?ль" (ныне Харьковский г-р им. Шевченко; реж.Тягно, худ. Меллер,
композитор Мей-тус; Стрыжень - Марьяненко, Гайдай- Бучма, Оксана- Ужвий,
Бухта - Гирняк, Фрегат и Паллада - Францман и Бондаренко, Адмирал -
Милютенко, Кобза - Сердюк, мичман Кнорис - Радчук). 11 мая 1934 премьера
"Г. э." состоялась в Центральном т-ре Красной (ныне -- Советской) Армии
в Москве (реж. Завадский и Брилль, худ. Шифрин, комп. Кабалевский, танцы
- Холфин; Комиссар - Нечаев, Стрыжень - Бельский, Гайдай - Герага,
Оксана - Раневская и Зеркалова, Бухта - Коновалов, лейтенант Корн -
Демич, Фрегат и Паллада - Ходурский и Старостин, 1-й балтиец -
Бартавдевич, 2-й балтиец - Шиманский, Командир флагмана- Кречетов, полк.
Кобаха - Корнев, Адмирал - А. Хохлов, Кобза - Хованский). "Г, э " пост.
т-р Ленингр. Совета профсоюзов, т-р "Красный факел", Новосибирск,
Татарский т-р драмы и Большой драм т-р, Казань, Большой Советский т-р,
Воронеж, Туркменский т-р, Ашхабад (1934); Ленингр. т-р драмы им. Пушкина
(1935, реж. Акимов и Жуковский, худ. Акимов, композитор Волошинов;
Гайдай - Крюгер, Оксана -Рашевская, Корн - Адашевский, Фрегат и Паллада
- Соколов и Вальяно, Адмирал - Нелидов, Кнорис - Соловьёв), Т-р им.
Франко, Киев (сезон 1935-36, реж. Гнат Юра, худ. Драк и У майский;
Комиссар - Сергеенко, Гайдай - Шумский, Стрыжень - Юра-Юрский, Бухта -
Коханенко, Кобза - Юра); Свердловский т-р (1935, реж. Е, Ефремов и А.
Георгиевский; Гайдай - Шульгин, Бухта - Горелов, Адмирал - Бецкий, Кобза
- Покровский); Иркутский т-р (1935 и 1937), Калининский, Пензенский,
Ярославский, Хабаровский т-ры (1935); т-р Революции, ныне - им.
Маяковского, Москва (1936, реж. Шлепянов при уч. Власова и Штрауха,
композитор А. Александров, Гайдай - Астангов, Бухта - Д. Орлов, Кобза -
Кириллов, Оксана - Волгина); Горьков-ский т-р (1936, реж. Брилль,
Стрыжень - Васильев, Оксана- Кузмичева, Бухта - Высоцкий, Кобза -
Левкоев); Т-р им. Азизбекова, Баку (1937, реж. Юлдуз, Комиссар -
Таги-Заде, Гайдай - Афганлы, Оксана - Давудова, Корн - Алекперов,
Адмирал - Герайбейли); Ульяновский т-р (1938);
Сталинский укр. т-р им. Артёма (1947); т-р Черноморского флота
(1949); Харьковский т-р им. Шевченко (сезон 1950-51, реж. Дубовик и
Воронов, худ. Меллер, композитор Даньке-вич. Комиссар - Антонович,
Стрыжень - М. Кононенко, Гайдай - Сердюк, Бухта - Крушельницкий, Кобза -
Ка-заченко); Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола (1952, реж.
Товстоногов, худ. Вяч. Иванов, Стрыжень - Хованов, Оксана - Родионова,
Гайдай - Гай, Корн - Рахленко, Адмирал - Дудников); Т-р им.
Заньковецкой, Львов (1952, реж. Тягно, худ. Стефанчук, комп. Радченко,
Комиссар - Романиц-кий, Гайдай - Давиденко, Стрыжень - Яременко,
ОксанаПолинская, Фрегат и Паллада - Сухоцин и Аркушенко, Адмирал -
Лисненко, Кобза - Казачковский); Молотовский и Челябинский т-ры (1952);
Т-р им. Кингисеппа, Таллин (1953, реж. Таммур, худ. Линцбах, Комиссар -
Ратасепп, Гайдай - Нууде, Стрыжень - Карм, Оксана - Рауар, Фрегат и
Паллада - Баскин и Ярвет, Командир флагмана - Алев, Ацми-рал - О.
Эскола, Кобза - Мальмстви, Кнорис - А. Эско-ла); Запорожский т-р им.
Щорса (195); Центральный т-р Советской Армии, Москва (1957, реж.
Окунчиков. худ. Шифрин, Комиссар - Колофидин, Бухта - Ратомский, Кобза -
Ситко, Адмирал - А. Хохлов); Саратовский т-р им. Карла Маркса (1954);
Т-р им. Леси Украинки, Киев (1956, реж. Нелли, Комиссар -Романов, Гайдай
- Решетников, Оксана - Пекарская и Смолякова, Бухта - Халатов, Адмирал -
Лавров); Чкаловский т-р (1956); Финский т-р, Петрозаводск (1957, реж.
Суни, худ. Колосенок, Гайдай - Ланкинен, Стрыжень - Щелин, Оксана -
Карпова, Бухта - Любовин, Фрегат и Паллада - Вес и Лайне, Адмирал -
Севандер, Кобза - Ромппайнен); Т-р драмы Литовской ССР, Вильнюс (1957);
Смоленский и Псковский т-ры (1957); Абхазский т-р, Сухуми
(1958); Северо-Осетинский муз.-драм. т-р, Орджоникидзе (1959, реж.
Цаликов, худ. Писарев, Стрыжень - Царукаев, Гайдай - Ф. Каллоев, Оксана
- Туменова, Фрегат и Паллада - Сланов и Б. Каллоев); т-р Балтийского
флота
(1959) и мн. др. Широко ставилась "Г. э." и в коллективах театральной
самодеятельности.
Из зарубежных пост. "Г. э.": Т-р на Виноградах (Прага) - 1937, Гос.
Сидезский т-р им. Выспянского - 1953, Катовицкий т-р - 1953, и др.
И з д а н и я.-Первое изд. "Г. э." на укр. яз. 1936; первое русское
изд., в пер. Крути, М., 1934; ия последующих русск. изд.: Пьесы
советских писателей, т. 3., М., 1953. А. Шн.
ГЙБПМАН, Константин Эдуардович (1884-г. смерти не изв.) - русский
артист эстрады" Конферансье. По образованию инженер. Начав свою
деятельность в 1905 как драм. актёр, Г. в том же году стал работать в
т-рах "малых форм" (Троицкий т-р миниатюр, "Кривое зеркалом, "Весёлый
т-р", "Дом интермедий", "Летучая мышь") и на эстраде. Создатель образа
неудачливого конферансье-дебютанта, Г. первый из русских конферансье
внёс в этот жанр иск-во сценич. перевоплощения. Д. Шн.
Лит.: "Рабочий и театр". Л.,1935, .Ne 7, с. 22; К у з н e ц о в Е.,
Из црошлого русской эстрады, М., 1958, с. 2Q7-298.
ГИДАЙЮ - 1) Певец-рассказчик в японском театре марионеток;
исполнитель и импровизатор дра-матич. речитатива. 2) Муз.-литературный
жанр т-ра "Такэмотодза название получил по имени популярного автора и
актёра Такэмото Гидайю (18 в.).
Лит.: ЯманэГиндэи, "Онгаку по рэкиси" (История музыки), Токио, 1957.
Н. И.
ГЙЗЕ (Giehse) [наст. фам.-Гифт (Gift)], Тереза (р. 1898)-немецкая
актриса. Дебютировала на сцене т-ра вг.Ландсхут.С 1925 играла в т-ре
"Каммершпиле" (Мюнхен). В 1933 эмигрировала в Швейцарию и вступила в
труппу Цюрихского т-ра; была первой исполнительницей загл. роли в
спектакле "Мамаша Кураж и ее дети" Брехта. В Цюрихе Г. приняла участие в
создании кабаре "Пфеффермюле", где выступала с исполнением
антифашистских стихов и песен. В 1949-51 работала в т-ре "Берлине?
ансамбль"; с 1953- снова в труппе "Каммершпиле". Среди лучших ролей:
Мать ("Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки), фрау Вольф и фрау Ион ("Бобровая
шуба" и "Крысы" Гауптмана), Ева ("Господин Пунтила и его слуга Матти"
Брехта). В 1949 Г. играла роль Вассы Железновой, в 1957 - Гурмыжской
("Лес"). Игра Г. отличается темпераментностью, большой убедительностью,
органич. сочетанием элементов трагического и комического. И. Н.
ГИЗЗАТ, Тази (наст. фам. и имя-Г и з з а т о в Таджи Калимович) (15.
IX. 1895-7. III. 1955)- татарский советский драматург и актёр. Засл.
деят. иск-вТат. АССР(1939) и засл. деят. иск-в РСФСР (1940). Член КПСС с
1942. В 1922 вступил в труппу Тат. гое. т-ра им. Красного Октября. В
1923 пост. его первая пьеса "Серебряная монета". Эпоха освобождения
крестьян от крепостной зависимости отражена в драме "Наёмщик" (1928).
Тема краха веры в справедливость царского режима и сознательного прихода
крестьянина к революции воплощена в трилогии "Потоки" ("Тревожные дни",
1940, "Бурные дни", 1949, "Славные дни", 1953). На сцене Театра им. Г.
Камала (Казань) шли пьесы Г.: "Бишбуляк" (1933), "Искры" (1935),
"Славная эпоха" (1937), "Пламя" (1940), "Таймасовы" (1941), "Священное
поручение" (1948). Среди пьес о современности: "Настоящая любовь"
(1948). Г. глубоко раскрывал социальные противоречия дореволюц. тат.
деревни. В пьесах последнего периода отразил мн. проблемы развития
социа-листич. общества. Творчество Г. способствовало развитию тат. т-ра;
его пьесы посвящены актуальным проблемам, в них созданы яркие нац,
характеры. Лит.: Байян Гиззат, "Тажи Гыйззат", Казан, 1957. X .К
ГИЗЗАТУЛЛИНА-ВЙЛЖСКАЯ, Сахибжамал [р. 14 (26) .V. 1892] - татарская
советская актриса, режиссёр, театральный деятель. Засл. арт. Тат. АССР
(1926). В 1907 вступила в первую татарскую проф. труппу, названную
впоследствии "Сайяр". Была первой тат. актрисой. Играла в пьесах: Г.
Камала (Гайни- "Несчастный юноша", Сэрби-"Распутство" , Шафика - "Жалкое
дитя"), Н. Везирова (Сагодат- "Горе Фахретдина"), Вели(Ма-грифа"Стыд").
В 1912 организовала в Уфе вторую тат. проф. труппу - "Hyp" (впоследствии
на основе этой труппы создан сов. Башк. драм. т-р). Здесь Г.-В. играла
роли: Луизы ("Коварство и любовь"), Катерины ("Гроза"). Пост. ряд
спектаклей, воспитала группу актёров тат. т-ра (Ш. Шамильский, Г.
Казанский, М. Миннибаева). В годы гражданской войны организовала 6-ю
фронтовую труппу при
2-й Армии Восточного фронта и выступала с этой труппой на фронтах.
- В 1920 руководила Тат. драм. т-ром в Ижевске. До 1924 работала в
Т-ре им. Красного Октября в Казани.
Лит.: К а ш ш а ф Г., Беренче артистка. Казан, 1958. X. Г,
ГЙЛГУД (Gielgud), Джон Артур (р. 14. IV. 1904)-английский актёр и
режиссёр. Доктор права Сент-Андрусского ун-та (1950). Доктор литературы
Оксфордского ун-та. Театр. образование получил в частной школе леди
Бенсон (Лондон) и Королевской Академии драм. иск-ва. В 1921 дебютировал
на сцене т-ра "Олд Вик" (Лондон) в роли Герольда в "Генрихе V" Шекспира.
Среди ранних ролей Г. выделяется Трофимов в "Вишнёвом саде" (1924,
Оксфордский т-р "Плейхаус"). Г. выступал во многих англ. театр. труппах,
в т ч. в "Нью т-ре" (Лондон), т-ре "Олд Вик", шекспировском Мемориальном
т-ре (Стратфорд-он-Эйвон). В пьесе "Ричард из Бордо" Дэвиота (1932, "Нью
т-р") Г. успешно сыграл роль Ричарда и впервые выступил как режиссёр.
Актёрское и режиссёрское дарование Г. в наибольшей степени раскрылось в
пьесах Шекспира, в к-рых он играл многие роли. Широкую известность
получил после исполнения роли Гамлета, которого играл в театре "Олд Вик"
(1929), "Нью т-ре" (пост. Г., 1934), "Куинс т-ре" (1937, Лондон),
"Лицеум т-ре" (1939, Лондон), т-ре "Хеймаркет" (1944, Лондон); роль
Просперо ("Буря") Г. играл в т-ре "Олд Вик" (1929 и 1940) и Мемориальном
т-ре (1957); короля Лира - в "Олд Вик" (1940) и Мемориальном т-ре (1950
и 1953). Среди ролей Г.: Ромео и Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Ричард
II; Марк Антоний, Кассий ("Юлий Цезарь"), Макбет, Шейлок; Анжело ("Мера
за меру"), Мальволио ("Двенадцатая ночь"), Бенедикт ("Много шума из
ничего") и др. Г. поставил шекспировские спектакли: "Ромео и Джульетта"
(1935, "Нью т-р"), "Ричард II" (1938, "Амбассадор", Лондон; 1952, "Лирик
т-р"- Хаммерсмит, предместье Лондона), "Венецианский купец" (1938,
"Амбассадор"), "Макбет" (1942, "Пиккадилли", Лондон; 1952, Мемориальный
т-р), "Много шума из ничего" (1952, "Финикс", Лондон), "Двенадцатая
ночь" (1955, Мемориальный т-р), "Король Лир" (1955, "Палас т-р",
Лондон). Из произведений Шекспира Г. составил монтаж для концертного
исполнения "Возрасты человека" и гастролировал с ним по Англии, США,
Канаде (1958-59). Раскрытию дарования Г. способствовала в значит.
степени также драматургия Чехова. Г. сыграл роли:
Треплева ("Чайка", 1936, "Нью т-р"), Вершинина ("Три сестры", 1938,
"Куинс т-р"). В 1954 в "Т-ре лирик" им пост. "Вишнёвый сад". К числу
значит, работ Г. относится пост. инсценировки романа Достоевского
"Преступление и наказание" и исполнение роли Рас-кольникова (1946, "Нью
т-р"). С этим спектаклем Г. гастролировал по стране. В пьесах совр.
драматургов играл роли: Себастиана ("Обнажённая со скрипкой" Коуарда),
Джеймса Каллифера ("Сарайчик" Г. Грина) и др.Творчество Г. способствует
утверждению реализма в англ. т-ре. Развивая лучшие нац. традиции англ.
сценич. иск-ва, Г. в то же время одним из первых среди деятелей англ.
т-ра применил на практике систему Станиславского. Творчеству Г. присущ
острый драматизм. Ему особенно удаются роли, требующие донесения до
зрителя глубокой мысли, больших внутренних потрясений. Мастер сценич.
слова и декламационной техники, Г. передаёт в тонких интонационных
переходах психологич. подтекст роли. Никогда не прибегая к прямой
модернизации, стремясь глубоко раскрыть авторский замысел, Г. сумел
передать в образах Шекспира и Чехова настроения своего поколения,
противоречия совр. жизни. В режиссёрской работе Г. избегает
экспериментаторства, внешней театральности, уделяя главное внимание
выразительности слова, мимики и жеста.
Г. снимался в ряде фильмов. Роли: Дизраэли ("Премьер министр", 1941),
Кассий ("Юлий Цезарь", 1952), Герцог Кларенс ("Ричард III", 1955) и др.
Написал автобиографич. книгу "Первые годы в театре".
Соч.: Early stages, [L.], 1939.
Лит.: Agate J., Brief chronicles. A survey of the plays of
Shakespeare and the Elizabethans in actual performance,
fL.],1943;ArthurG., From Phelps to G-ielgud: reminiscences of the stage
through sixty five years. Intr. by J. Grielgud, [L.], 1936; Gilder R.,
John Gielgud's Hamlet, L., 1937; W i 1-1 i a m s o n A., Old Vie drama.
[L.], 1948, 1957. ф. К.
"ГЙЛД-ТЙЭТР" ("Guild Theatre", англ. guild здесь значит -
содружество) - американский драматический театр. Создан в Нью-Йорке в
1919 по инициативе режиссёра Л. Лэнгнера на основе закрывшегося в 1918
т-ра "Актёров Вашингтонского сквера". Существующей в США системе "звёзд"
т-р пытался противопоставить крепкий актёрский ансамбль, значительный
репертуар. Среди актёров т-ра были: А. Лант, Л. Фон-танн, X. Хейс, Ю.
Андерсон и др. До 1929 здесь были пост. "Пер Гюнт" Ибсена (1923),
"Власть тьмы" (1920); "Дом, где разбиваются сердца" (1920), "Ученик
дьявола" (1923), "Цезарь и Клеопатра" (1925), "Пигмалион" (1926) и
"Назад к Мафусаилу" (1922) Шоу, "Окна" Голсуорси (1923), "Братья
Карамазовы" по Достоевскому (1927) и др. Значит, место в репертуаре
заняли произведения совр. амер. драматургии - "Странная интерлюдия"
(1928), "Миллионы Марко" (1928) и "Динамо" (1929) 0'Нила, "Они знали,
чего хотели" (1924) и "Серебряная струна" (1926) Хоуарда и др. Во главе
т-ра находилась дирекция, состоявшая из 6 членов труппы. Материальную
базу составляли членские взносы сотрудников т-ра.
"Г.-т." не смог добиться создания высокохудожественных спектаклей. С
1929 характер репертуара т-ра меняется: всё чаще на его сцене появляются
легковесные произв. модных амер. драматургов. Постоянная труппа
распадается и "Г.-т." превращается в обычный бродвейский коммерческий
т-р. Из постановок последующих лет представляют интерес: "Три сестры"
(1943), "Отел-ло" (1942) с участием П. Робсона.
Лит.: E a ton P., "The Theatre Guild", N. Y., 1950. Я. Я.
ГЙЛЕВ, Сергей Васильевич (1854 - 6. X.I 933) - русский артист оперы
(баритон) и педагог. .В 1879 окончил Моск. консерва' торию. Первый
исполнитель пэр-тии Онегина ("Евгений Онегин") в ученическом спектакле
на сцене Малого т-ра (1879). С 1879 пел в провинциальных оперных т-рах.
С 1881 преподавал в Моск. фи-лармонич. уч-ще, с 1917 - на периферии. О.
В. ГЙЛЛЕР, Х и л л е p (Hiller), Иоганн Адам (25. XII.
1726-16.VI.1804)-немецкий композитор, дирижёр и муз.-обществ, деятель.
Музыке обучался в"Крёйца-шуле" в Дрездене у Г. Хомилиув. Окончил ун-т в
Лейпциге (1754). Основал певческую школу (1771); был организатором
публичных концертов, преобразованных в 1781 в концерты "Гевандхауза",
вк-рых выступал как дирижёр. В 1789-1801 Г. был дирижёром школы ев, Фомы
в Лейпциге. Выступал как дирижёр в Митаве, Берлине, Бреславле, Лондоне и
др. городах. Использовав и переработав в нац. нем. духе элементы итал.
оперы-буфф и франц. комич. оперы, Г. явился одним из создателей
зингшпиля; изложил основу нац. оперы. В жанре зингшпиля Г. написаны
оперы: "Ч орт на свободе" ("Превращённые женщины"), "Весёлый сапожник"
(обе пост. в 1766, Лейпциг), "Лотта при дворе" (1767, Лейпциг),
"Сельская любовь" (1768, Лейпциг), "Охота" (1770, Веймар), "Деревенский
цирюльник" (1771, Лейпциг), "Война" (1772, Берлин), "Могила муфтия, или
Два скупца" (1779,. Лейпциг). Автор детских оперетт "Маленькая сборщица
колосков" (соч. в 1778), "Праздник мира, или Неожиданное возвращение"
(соч. в 1779), кантат, песен и др. соч. Популярность сценич. произв. Г.
основывалась на нар.-бытовых сюжетах и песнях, б. ч. сентиментального
характера. Г. также дополнил оперы "Испытание дружбы" Гретри (1774),
"Сельская ярмарка" Бенды (1775), "Элизиум" Швейцера (1777), перевёл
либретто опер "Земира и Азор" Гретри (1783), "Графиня" Гассмана (1784) и
др.
С о ч.: Uber Metastasio und seine Werke, Lpz., 1786; Anweisung zum