<< Пред.           стр. 184 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 среди его учеников - К. Дебюсси, П. Дюка и др. Автор "Трактата об
 инструментовке" (Париж, 1895). Римская премия (1859).
  Лит.: I m b е г t H., Ernest Guiraud, в кн.: Medallions
 contemporains. P.. 1903, c. 285-94. ff. Ш.
  ГЙРШБЕЙН, Перец Львович (26.XI. 1881-1949)-еврейский поэт, драматург
 и режиссёр. Первые пьесы Г.- "Мириам", "Интеллигент", написанные в
 1904-Ов, содержат реалистич. элементы. Позднее Г. становится эпигоном
 мистико-символистских направлений (пьесы "Одинокие миры", "Обручение").
 Г. написал серию стилизованных нар. драм и комедий: "Пустая корчма",
 трилогия "Зелёные поля" и др. Пьесы Г. ставились на мн. евр. сценах, в
 переводах шли в Англии, Германии. В России шла пьеса Г. "По ту сторону
 реки" (1908, Одесский рус. т-р, пост. Марджанова). Г. был организатором
 и режиссёром евр. драм. труппы в Одессе (1908-10). С этой труппой Г.
 объездил почти все города, познакомив зрителей "черт еврейской
 оседлости" с лучшими произв. И. Л. Переца, Шолом-Алейхема, Ш. Аша, Д.
 Пинского; в т-ре ставились также произв. самого Г. С 1914 жил в Америке,
 где написал несколько пьес.
  Соч.: Собрание драматических произведений, т. 1-5, Нью-Йорк, 1916 (на
 евр. языке); Одинокие миры. Сб. драматических произведений, пер. с евр.,
 т. 1, СПБ, 1908; Обручение, в кн.: Литературно-худож. альманах Изд-ва
 "Шиповник", кн. 11, СПБ, 1909. А. Шн.
  ГИСАНЭ - в армянской мифологии умирающий и воскресающий бог
 животворящей природы, ипостась Диониса. Другое наименование - Ара
 Прекрасный. Служители в храме Г. назывались гусаны. Это наименование
 перешло в эллинистич. Армении на актёров, т. к. театральное искусство
 было связано с культом предков. Обряд погребения Г. с участием гусанов
 был перенесён в церемонии похорон представителей зиати. Дзайнарку-гусаны
 (оплакивающие) изображали подвиги усопшего "пением, показом и танцем под
 звуки пандпра" (Мовсес Хоренаци, 5 в.). До 18 в. армянские актёры
 сохраняли культовый атрибут Г.- головной убор, изображавший хвост
 кометы. Г. Г
  ГИСТРИОН (от лат. histrio) - 1) Актёр в Др. Риме. Г. составляли
 труппу, к-рая возглавлялась актёром, вышедшим из их среды. Первоначально
 Г. играли без маски, к-рая была введена лишь в 1 в. до н. э. под
 влиянием греческого театра. Женские роли исполнялись мужчинами. Г.
 вербовались обычно из низов общества, иногда из рабов, не имели никаких
 гражданских прав и могли быть подвергнуты телесному наказанию. Только
 некоторые Г., достигшие широкой известности, пользовались почётом. С, А.
  2) Народный бродячий актёр эпохи раннего средневековья (9-13 вв.).
 Истоки иск-ва Г.- в сельских обрядовых играх. Постепенно Г. становились
 выразителями интересов городских народных масс. Г. был одновременно
 рассказчиком, музыкантом, танцором, певцом, гимнастом, дрессировщиком
 животных и т. д. Иск-во Г. развивалось в нескольких направлениях:
 цирковые выступления, творчество сказителей и исполнителей, поэтов и
 песнотворцев (трубадуры и труверы; первые средневековые драматурги Ж.
 Бодель и Адам.де ла Аль-были тру веры).
  Г. объединялись в особые "братства", из к-рых впоследствии
 образовывались кружки актёров-любителей. В разных странах Г. получали
 различное наименование: во Франции жонглёры, в .Италии мимы, в Германии
 шпильманы, в Испании хугляры, в Польше франки, в России скоморохи.
 Разновидностью Г. были ваганты. Г. подвергались гонениям со стороны
 светских и духовных властей. К концу 13 в. слились с городской театр.
 самодеятельностью, получившей широкое развитие.
  Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С С.
 Мокульского, т. l, M., 1956; Дживеле-г о в А. К., Народные основы
 французского театра (жонглёры), в кн.: Ежегодник института истории
 искусств. Театр. М., 1955; Reich H., Der Mimus, Bd l, Tl 1-2, В., 1903;
  F a ra l Е., Les Jongleurs en France au moyen age, P , 1910. pp. Б.
  ГЙТГАРЦ, Илья Александрович [р. 18 (30).III. 1893] - белорусский
 советский дирижёр. Засл. деят. иск-в БССР (1955). В 1910-16 учился в
 Петерб. консерватории. Был одним из организаторов и дирижёров Белорус.
 оперной студии (1930-36). В 1947-51 Г.- дирижёр Белорус. т-ра оперы и
 балета (Минск). Ведёт педагогическую работу (доцент оперного класса) в
 Минской консерватории. Г. дирижировал операми "Кастусь Калиновский"
 Лукаса (1947), "Князь Игорь" (1934), "Пиковая дама" (1936), балетом
 "Князь-озеро" Золотарёва (1955) и др. Работал в оперных т-рах Куйбышева,
 Ташкента, Фрунзе и др. городов. Б р. С.
  ГИТИС (Государственный институт театрального искусства имени А. В.
 Луначарского) - старейшее и самое крупное в Советском Союзе высшее
 театральное учебное заведение.
  Основание ГИТИСа относится к 22 сентября 1878, когда П. А.
 Шостаковским была открыта муз.-драм. школа, через пять лет переданная им
 Моск. филар-монич. обществу, директором к-рого он являлся.
 Переименованная в Муз.-драм. училище, школа в 1886 была приравнена (по
 уставу в учебных правах) к консерваториям. Среди педагогов уч-ща -
 крупные деятели музыкального и драм. иск-ва, в т. ч. артисты Малого
 театра О. А. Правдив и А. И. Южин. В 1891-1901 в уч-ще преподавал В. И.
 Немирович-Данченко, многие ученики к-рого по филармонии (И. М. Москвин,
 О. Л. Книппер-Чехова и др.) в 1898 вошли в основной состав Моск.
 Художеств. т-ра. Из Муз.-драм. уч-ща вышли Л. В. Собинов, Е. К.
 Лешковская, И. Н. Певцов, Е. Н. Гоголева, В. Э. Мейерхольд, А. С.
 Пирогов, Вас. Калинников и др.
  После Октябрьской революции уч-ще было в 1918 переименовано в
 Муз.-драм. ин-т, в 1919 - в Гос. ин-т музыкальной драмы, к-рый в 1922
 реорганизован в Гос. ин-т театр. иск-ва. В это время ин-т объединял 9
 отдельных т. н. "производственных мастерских", каждой из к-рых руководил
 свой мастер. Творческие позиции мастеров были различны и во многом
 диаметрально противоположны: от традиционного реализма А. П. Петровского
 до левых исканий В. Э. Мейерхольда. Искусственно объединённые мастерские
 быстро стали отходить от ин-та.
  В результате разлада в учебном процессе, нечёткости учебных планов и
 программ ГИТИС в 1925/26 учебном году был переведён на положение
 Центрального техникума театрального искусства (ЦЕТЕТИС) повышенного типа
 с тем же 4-летним сроком обучения. В состав техникума входили отделения:
 драматическое, музыкально-драматическое (оперное) и
 клубно-режиссёрское.. Среди преподавателей - старейший педагог А. П.
 Петровский, воспитанник МХАТа Б. М. Сушкевич, режиссёры Л. В. Бара-тов,
 В. Л. Нардов, дирижё.р А. Б. Хессин.
  В 1930 внутри техникума был открыт режиссёрско-педагогич. ф-т,
 организованы директорский и театроведческий ф-ты. В 1931 на основе
 выделившегося из техникума Государственного института театрального
 искусства, Центрального техникума театрального искусства и Театрального
 рабфака, вышедшего из Объединённого рабфака искусств, создан
 Учебно-театральный комбинат ("Теавуз"). В январе 1934 ему присвоено имя
 А. В. Луначарского. К осени 1934 в институте открыт актёрский факультет.
  В июле 1935 Театральный комбинат был реорганизован в Гос. ин-т
 театрального искусства им. А. В.Луначарского с тремя факультетами:
 режиссёрским, актёрским и директорским. Театроведческий факультет был
 закрыт (восстановлен вновь в 1937). Директорский факультет прекратил
 существование к 1939.
  Во 2-й пол. 30-х гг. происходит процесс дальнейшего становления
 ГПТИСа как всесоюзного высшего учебного заведения. На педагогическую
 работу в институт приходит большая группа мастеров МХАТа во главе с Л.
 М. Леонидовым, M. M. Тархановым и В. Г. Сахновским. В ин-те, наряду с
 имевшими место кафедрами режиссуры, истории театра, литературы,
 социально-экономических наук, создаются новые кафедры: мастерства актёра
 (1937), сценической речи, музыкальных дисциплин, иностранных языков
 (1939). Научно обобщая опыт театральной педагогики, кафедры института
 становятся базой учебно-методической и научно-исследовательской работы
 профес-сорско-преподавательского состава; учреждается научная
 аспирантура; ГИТИС относится к разряду высших учебных заведений, имеющих
 право присуждать учёные звания и степени.
  В эти годы в ГИТИСе получает бурное развитие замечательная традиция,
 явившаяся следствием мудрой национальной политики Советского
 государства: с 1929 здесь появляется национальное отделение, готовящее
 актёров, певцов и режиссёров для национальных театров страны. В 1931
 ин-т пер-ешёл на систему воспитания самостоятельных национальных студий.
  Подготовленные институтом национальные театральные коллективы
 заложили основу проф. театров во многих союзных и автономных республиках
 СССР. К 1960 ГИТИС выпустил 28 национальных студий, составивших новые
 театральные организмы или пополнивших уже существующие театры в
 республиках Средней Азии, Северного Кавказа, Прибалтики, Поволжья и
 других районах СССР. Имея теперь одновременно в своём составе 5
 национальных студий, институт ежегодно выпускает и принимает по одной
 студии. В 1946 в ГИТИСе впервые в истории создаются отделения по
 подготовке режиссёров-балетмейстеров и оперных режиссёров, в 1951
 открывается отделение актёров музыкальной комедии, в 1958 - отделение
 педагогов хореографии. В институте начинают обучаться студенты и
 аспиранты из зарубежных стран.
  В этот период увеличение учебных специальностей, углубление и
 расширение учебных планов и разрабатываемых научных проблем потребовали
 создания в институте новых кафедр: философии, истории зарубежного
 театра, истории изобразительного искусства, хореографии, музыкального
 театра, вокала, истории театра народов СССР, сценического движения.
  В настоящее время ин-т имеет три факультета: актёрский с
 национальными студиями при нём, режиссёрский и театроведческий, а также
 самостоят. отделения: балетмейстерское, актёров муз. комедии, педагогов
 хореографии и режиссёров муз. театра.
  В ГИТИСе обучаются 500 студентов - представителей свыше 40
 национальностей Советского Союза, стран народной демократии и других
 зарубежных стран: русские, украинцы, белорусы, казахи, таджики, чуваши,
 адыгейцы, туркмены, эстонцы, литовцы, латыши, китайцы, вьетнамцы,
 монголы, чехи, болгары, албанцы, немцы, индонезийцы, французы и т. д. На
 заочном отделении института обучаются ок. 500 творческих и руководящих
 рботников т-ров и учреждений культуры. В заочной и очной аспирантуре
 ГИТИСа производится подготовка педагогических и научных кадров по
 специальностям: марксистско-ленинская эстетика, режиссура, история
 русского и советского т-ра, т-ра народов СССР, зарубежного т-ра, т-ра
 стран народной демократии, мастерство актёра, хореография, сценическая
 речь. За последние годы в ГИТИСе проводится работа по расширению
 производственной практики студентов в театрах и клубах, систематически
 даются спектакли в Учебном т-ре ин-та (создан в 1958). В 1960 при ГИТИСе
 открыты Высшие режиссёрские курсы, творческими лабораториями к-рых
 руководят А. Д. Попов, Н. П. Охлопков, Р. Н. Симонов, Л. В. Баратов и
 др.
  К преподаванию в ин-те привлечены и многие годы в нём работают
 крупные мастера столичных театров у являющиеся учениками и
 последователями великих реформаторов сценического искусства К. С.
 Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, а также видные учёные -
 теоретики и историки театра. Среди них: по режиссуре драматического
 театра-А. Д. Попов, Ю. А. Завадский, Н. В. Петров, М. О. Кнебель; по
 режиссуре музыкального театра-Л. В. Баратов, Б. А. Покровский, И. М.
 Туманов; по хореографии-- Р. В. Захаров, Л. М. Лавровский, А. В. Шатин,
 Н. И. Тарасов; по актёрскому мастерству-В. А. Орлов, И. М. Раевский, О.
 И. Пыжова, Б. В. Бибиков, В. В. Готовцев, Г. Г. Конский и др.; по
 истории театров русского и советского, народов СССР, зарубежного-Б. Н.
 Асеев, Б. В. Алперс, П. А. Марков, Ю. А. Дмитриев, Б. И. Ростоцкий, В.
 А. Филиппов, Г. И. Гоян, Г. Н. Бояджиевидр. Много лет в ГИТИСе
 преподавали известные режиссёры Н. М. Горчаков, И. Я. Судаков, А. М.
 Лобанов, И. Н. Берсенев, крупные учёные-А. К. Дживелегов, С- С.
 Мокуль-ский, С. С. Игнатов, историки театра М. Д. Прыгунов, Ю. В.
 Соболев, педагог сценич.речи Е. Ф. Саричева.
  На 16 кафедрах в числе 150 преподавателей института работает 25
 профессоров и докторов наук, 47 доцентов и кандидатов наук, 7 народных
 артисюв СССР, 13 народных артистов союзных республик, 35 заслуженных
 деятелей искусств и заслуженных артистов республик. Характерно, что одну
 треть профессор-ско-преподавательского состава института составляют
 выпускники его факультетов и аспирантуры, многие из них - профессора и
 доктора наук, народные и заслуженные артисты.
  Кафедрами ГИТИСа проводится научно-методическая и
 "научно-исследовательская работа, создаются учебные программы, учебники
 и учебные пособия, учёные записки института и другие научные труды.
  При ин-те имеется библиотека (100 тыс- томов) с читальным залом при
 ней. М. Гор., С. Т,
  ГИТРЙ (Guitry) - 1) Л ю с ь е н (13.XII.1860 - 1.VI. 1925) -
 французский актёр и драматург. Род. в Париже. Учился в консерватории. В
 1878 начал сценич. деятельность в т-ре "Жимназ" (роль Армана - "Дама с
 камелиями" Дюма-сына). В течение ряда л'ет выступал в петерб.
 Михайловском т-ре, с 1891 - в парижских т-рах "Одеон", "Порт-Сен-Мартен"
 и др. В 1898-1900 был партнёром Г. Режам; участвовал вместе с ней в
 спектакле "Орлёнок" Ростана, исполняя роль Фламбо (т-р "Водевиль"), и
 др. В 1902-10 Г.- актёр и руководитель т-ра "Ренессанс" (Париж); его
 дарование с особой силой раскрылось в пьесах А. Ка-пю, А. Батая, А.
 Бернстейна. В 1910 с успехом выступал в пьесе "Шантеклер" Ростана (т-р
 "Порт-Сен-Мартен"). Начиная с 1919 играл во мн. пьесах своего сына Саша
 Г., написанных для него,- "Пастер", "Мой отец был прав", "Беранже",
 "Жаклин", "Как пишут историю" и др. В 20-е гг. создал яркие, отмеченные
 оригинальным истолкованием образы Аль-цеста, Тартюфа, Арнольфа
 ("Мизантроп", "Тартюф", "Школа жён" Мольера). Г. был актёром сдержанного
 темперамента, его игра отличалась правдивостью, лаконизмом
 характеристик, была чужда аффектации. Написал пьесы "Дедушка" и
 "Архиепископ и его сыновья" (1917, 1918, т-р "Порт-Сен-Мартен").
  2) Саша (наст. имя-Ал ек ca ндр) (21.II.1885- 24.VII.1957) -
 французский актёр, писатель, драматург. Сын Л. Гитри. Лит. деятельность
 начал пьесой "Паж" в 1901 (т-р "Ренессанс", Париж). Один из ведущих
 представителей т н. "бульварной драматургии". Г. написал ок. 120 пьес,
 вошедших в репертуар франц. бурж. т-ров. Пьесы Г. отличаются остроумным,
 несколько циничным, пересыпанным парадоксами диалогом, поверхностным, но
 занимательным действием. Большинство его пьес - "У Зоаков" (1906, "Т-р
 Ан-туана"), "Скандал в Монте-Карло" (1908, т-р "Жим-наз"), "Ночной
 сторож" (1911, "Т-р Мишель"), "Ревность" (1915, т-р "Буфф-Паризьен"),
 "Муж, жена и любовник" (1919, т-р "Водевиль"), "Я люблю тебя" (1919,
 "Т-р Эдуарда VII") и мн. др.- строится на адюльтерных сюжетах, пикантных
 ситуациях, забавных нелепостях. Г. написал ряд биографич. пьес
 ("драматич. биографий") - "Жан Лафонтен" (1916, "Буфф-Паризьен"),
 "Дебюро" (1918, "Водевиль"), "Пас-тер) (1919, "Водевиль"), "Беранже"
 (1920, "Порт-Сен-Мартен"), "Моцарт" (1925, "Т-р Эдуарда VII"), умело
 используя историч. материал для создания не глубокого, но эффектного
 комедийного или сентиментального сценйч. действия. В 1902 Г. начал
 актёрскую деятельность (т-р "Ренессанс"), выступая гл. обр. в
 собственных пьесах. Противник подлинного актёрского переживания, Г. был
 актёром внешнего мастерства.
  Во время 2-й мировой войны сотрудничал с фашистами. В 1945 был
 подвергнут заключению. По освобождении продолжал работать как драматург:
  "Тоа", "Ты спас мне жизнь" (1949, т-р "Варьете"), "Безумие" (1951,
 там же) и др. Снимался в кино. Автор мемуаров.
  Соч.: Lucien Gruitry raconte par son fils, P., 1930; Souvenirs ou Si
 j'ai bonne memoire. P., 1934; Toutes reflexions faites, P , 1947. E, ф,
  ГЙШАНДЮ (Guichandut), Карлос (р. 1920)- аргентинский артист оперы
 (первоначально баритон, затем - драматич. тенор). Один из видных
 аргентин. оперных певцов. Пению обучался у А. Бонта в консерватории в
 Буэнос-Айресе. Впервые выступил на оперной сцене как баритон в т-ре
 "Колон" в 1940. С 1947 Г. пел в Италии, с большим успехом исполняя
 баритональные партии (Риголетто, Жермон; граф Луна, Эрнани) на сценах
 оперных т-ров Милана (в т. ч. "Л а Скала"), Рима, Неаполя и др. городов.
 Из-за изменения диапазона голоса Г. с 1954 поёт партии драматич. тенора
 (дебютировал в Бари в партии Зигмунда - "Валькирия" Вагнера). В обширном
 репертуаре Г. партии: Отелло, Радамес; Манрико ("Трубадур"), Леско
 ("Манон" Массне), Тонио ("Паяцы") и др. Гастролировал в мн. странах, в
 т. ч. в Австрии, Франции, Англии и др. Л. At.
  ГЛАВИСКУССТВО (Главное управление по делам художественной литературы
 и искусства) - центральный советский государственный орган,
 осуществлявший руководство всеми видами иск-ва (театр. музыка, кино,
 изобразительные искусства, цирк, эстрада, художественная
 самодеятельность). Был образован в системе Наркомпроса РСФСР
 постановлением СНК РСФСР от 13 апр. 1928. Г. объединило руководство в
 области иск-ва, ранее рассредоточенное по различным управ- { лениям
 Наркомпроса (Главполитпросвет, Главнаука, Управление академич. театров и
 др.). В состав Г. входил также Главрепертком, осуществлявший контроль за
 зрелищами н репертуаром. В 1933 Г. было преобразовано в Управление
 театрально-зрелищными предприятиями (УТЗП) Наркомпроса РСФСР. Г.
 существовали также в наркомпросах союзных, автономных республик. В 1936
 руководство всеми видами искусств отошло от наркомпроса к Комитету по
 делам искусств при СНК СССР. М. И. сГЛАВНЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВА"
 (Haupt und Staatsaktionen), "Главные действа",- наименование пьес,
 входивших в репертуар большинства немецких странствующих трупп во 2-й
 пол. 17 - нач. 18 вв. Понятие "Г. и г. д." объединяет "серьёзные" пьесы,
 т. е. трагедии историко-политич. содержания, в значительной степени
 импровизировавшиеся актёрами в процессе исполнения. В этих трагедиях гл.
 действующими лицами были историч. личности; представления содержали
 сценки, насыщенные патетикой, "ужасами" (убийства, появления привидений
 и т. п.), а также грубыми шутками. "Г. и г. д." перемежались обычно
 комич. фарсовыми эпизодами с участием Гансвурста. Игра актёров
 отличалась напыщенностью, преувеличенным пафосом. Среди театр. трупп,
 исполнявших "главные действа", наибольшей популярностью в 17 в.
 пользовалась труппа И. Фелътена.
  ГЛАВНЫЙ РЕЖИСтР- в советском т-ре лицо, руководящее всей
 художественной работой т-ра, определяющее (совм. с директором т-ра,
 художеств. советом) его репертуарную линию. В т-рах оперы и балета
 художеств. работой т-ра руководит гл. дирижёр.
  Г. р. осуществляет осн. постановки т-ра (в драм. т-рах до 3, в т-рах
 оперы и балета -- до 2 в год), а также принимает и выпускает новые и
 возобновлённые спектакли, пост. др. режиссёрами. Наряду с директором
 т-ра Г. р. несёт ответственность за идейное и художественное качество
 репертуара т-ра, за выполнение плана, за правильный подбор и
 использование творческих кадров, за постановку учебно-воспитательной
 работы. Л. С.
  ГЛАВПОЛИТПРОСВЕТ (Главный политико-просветительный комите т)советский
 государственный орган, руководивший политико-просветительной работой
 среди населения. Был организован в системе Наркомпроса РСФСР на
 основании декрета В ЦИК и СНК от 23 февр. 1920. В Г, существовал
 Художественный отдел, к-рый руководил художественным просвещением,
 работой проф. зрелищных предприятий и самодеятельностью. Этот отдел
 издавал журналы "Художник и зритель", "Со-ветскос искусство", Вестник
 искусств". В 1928 Художественный отдел влился в Главискусство. Г.
 существовали во всех союзных республиках. М. И.
  ГЛАВРЕПЕРТКОМ (Главный репертуарный комитет, позднее - Главный
 комитет по контролю за зрелищами и репертуаром). Был образован в системе
 Наркомпроса РСФСР постановлением от 9 февр. 1923. В функции Г. входило:
 рассмотрение всех драматич., муз. и кинематографич. произведений,

<< Пред.           стр. 184 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу