<< Пред. стр. 187 (из 913) След. >>
ставились произв. В. Шекспира и др. драматургов эпохи англ. Возрождения,что делало этот т-р одним из важнейших центров культурной жизни страны.
Т-р "Г." представлял собой овальную площадку, обнесённую высокой стеной,
по внутренней стороне к-рой шли ложи для аристократии, над ними
помещалась галерея для зажиточных граждан. Зрители стояли вокруг трёх
сторон площадки. Нек-рые привилегированные зрители сидели на самой
сцене. Театр вмещал до 2 тыс. чел. Спектакли шли при дневном свете, без
антрактов и почти без декораций. Сцена не имела занавеса, Её
отличительной особенностью являлся сильно выступавший просцениум и
балкон в глубине (т. н. верхняя сцена), где также разыгрывалось действие
спектакля. В 1613 деревянное здание сгорело, и т-р. был вновь отстроен
из камня. В 1644, во время англ. бурж. революции, здание "Г.", как и
других т-ров, было снесено по приказу пуританского парламента.
Лит.: Мюллер В. К., Драма и театр эпохи Шекспира, Л., 1925; Булгаков
А. С., Театр и театральная общественность Лондона эпохи расцвета
торгового капитализма, Л., 1929; Морозов М., Шекспир, М., 1947 (Жизнь
замечательных людей); Adams J. С., Shakespearean playhouses, Boston,
1917; Chambers E.K., The Elizabethan stage, v. 2,0xf., 1923; Adams J.
C., The Cr lobe playhouse. Its design and equipment, Cambr. (Mass.),
1942.
ГЛОВАЦКИЙ, Гавриил Владимирович (25. III. 1866-17. X. 1939) - русский
советский актёр и режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1934). Сценич.
деятельность начал в 1887 как актёр в Москве на сцене Малого зала
Дворянского собрания. Работал в т-ре Абрамовой. В 1890-92 учился в
театр. школе А. Ф. Федотова. В 1896 начал режиссёрскую деятельность;
работал в Об-ве нар. развлечений (показывал спектакли на моек. заводах и
рабочих окраинах), в крупных актёрских товариществах и антрепризах (М.
М. Бородая, Е. Беляева, К. Н. Незлобина). В 1905-15-режиссёр Т-ра
Лит.-художеств. об-ва (т. н. Суворинский т-р) в Петербурге. После
Октябрьской революции организовал в Одессе первые сов. т-ры ("Красный
моряк", "Мороборона"). В 1930 организовал и возглавил т-р в Якутии.
Затем работал на Д. Востоке - в Благовещенске,
Петропавловске-на-Камчатке, Владивостоке. Роли: Любим Торцов; Шейлок и
Ричард III;
Гарпагон и др. Среди пост. Г.: "Дельцы" Колышко, "Дети" и "Особняк"
Жуковской (1907, 1908, 1910- все в Т-ре Лит.-художеств. об-ва), "Без
вины виноватые" (1906, т-р "Озерки", СП Б), "Царевна-лягушка" Беляева
(1913, Суворинский т-р), "Пугачёвщина" Тренёва (1926, Одесский т-р),
"Платон Кречет" (1935, Петропавловск-на-Камчатке), "Улица радости" Зархи
(1937, Благовещенск). С 1907 вёл педагогич. работу в уч-ще сценич.
иск-ва Лит.-художеств. об-ва и в драм. школе им. Н. Н. Арбатова. . Э. К.
ГЛОТКО, Анатолий Сергеевич (5.П.1913 - 25.IX. 1962) - русский
советский актёр. Засл. арт. РСФСР (1954), нар. арт. Удм. АССР (1960).
Чл. Коммунистич. партии. Сценич. деятельность начал в 1936 в Котлас-ском
т-ре. Играл в т-рах Северодвинска, Чернигова, Дзержинска, Кизела. В
1950-57 работал в Т-ре Сев. флота. С 1957-актёр Ижевского рус. т-ра.
Создал образ Ленина в спектакле "Именем революции" Шатрова (1958) и в
спектакле-композиции по трилогии Погодина ("Человек с ружьём",
"Кремлёвские куранты", "Третья патетическая", 1960). Выступал как
режиссёр.
Роли: Сафонов ("Русские люди"), Константин Заслонов (о. п. Мовзона),
Фердинанд ("Коварство и любовь"), Годун ("Разлом"), Кошкин ("Любовь
Яровая"), Брюсе ("Шакалы" Якобсона), Коновалов ("Гостиница "Астория""
Штейна), Прибытков ("Последняя жертва" Островского), Марк Туйск
("Блудный сын" Раннета), Иван Буданцев (о. п. Лаврентьева), Короленко
("Русский друг" Власова и Модза леве кого), Телятев ("Бешеные деньги") и
др. А. Ив.
"ГЛУБОКАЯ РАЗВЕДКА".- комедия в 4 актах А.А. Крона (о сов.
нефтеразведчиках и геологах Азербайджана). Впервые пост. Куйбышевским
т-ром в окт. 1941 (реж. П. Васильев, худ. Пыжов, комп. Хачатурян;
Майоров - Буре, Гетманов - Д. Алексеев, Гулам Везиров - В. Михайлов,
Морис - Никомаров, Мсхти Ага Рустамбейли - Шебуев, Марго - Чекмасова).
23 июня 1943 премьера "Г. р." состоялась в МХАТе (реж.-постановщик
Кедров, реж.-ассис-тенты Герасимов и Карев, худ. Татлин; Майоров -
Болду-ман. Гетманов - Белокуров, Гулам Везиров - Эзов, Морис - Топорков,
Рустамбейли - Прудкин, Семён Семеныч - Жильцов, Марго - В. Попова,
Марина - Титова, Клава - Комолова; Гос. пр. СССР, 1946). В 1948 пост. в
Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина (реж. Петровых, худ. Кисимов;
Майоров - Янцат, Гетманов - Чекаевский, Морис - Аль-тус, Рустамбейли
- Крюгер, Теймур - Вальяно, Марина - Ефимова); в Новосибирском т-ре
"Красный факел" (1946), Бакинском рус. т-ре (1944; реж. Гриппич),
Грозненском т-ре (1946), Амурском т-ре (1948), Рус. т-ре, Махачкала
(1949), Петрозаводском т-ре, Таганрогском т-ре, Тбилисском т-ре им.
Грибоедова (1952) и др.
За рубежом "Г. р." ставили: Будапештский т-р им. Мада-ча (реж. О.
Адам; Майоров - Ладани, Гетманов - УДлаки, Рустамбейли - Тимар, Морис -
Радан, Марина -{еле-мен. Марго - Лайпка); т-р "Трудовой фронт", София
(реж. Стоянова; Майоров - Василев, Гетманов - Дамянов, Марина -
Трандафилова), Пражский камерный т-р (реж. Орнест; Майоров - Лераус,
Гетманов - Дубски, Морис - Выдра, Марина - Пихова), Т-р им. Неймана,
Прага, и мн. др.
Издания: Первое изд. "Г. р."-"Новый мир", М., 1943, ј 9. Из
последующих изд.: Крон А., Пьесы, М., 1955.
Лит.: "Театр" М., 1941, ј 5, с. 35-43; Театр. Сб. статей и мат-лов,
М., 1945, с. 6-17 (ст. Л. Малюгина). А. Шн.
ГЛУМ (др.-рус.) - насмешка, издёвка, сатира. Г. составлял осн.
содержание скоморошьих игр. Г л у-мотворец - уничижительное название
скоморохов и вообще комедиантов, плясунов, музыкантов. В памятниках
русской церковной письменности 13-18 вв.- синоним слова "сквернословец",
"кощунник". В. В.-Г.
ГЛУМОВ, Александр Николаевич [р. 19. VI 11(1. IX). 1901] - русский
советский актёр, чтец, музыковед. В 1923 окончил Высшие художеств.
мастерские Малого т-ра в Москве. Сценич. деятельность начал в том же
т-ре в 1922; лит. работу - в 1934. В 1923-37 был актёром Малого т-ра,
МХАТа 2-го, Ленингр. т-ра им. Пушкина; с 1927 занимался также
гастрольно-концертной деятельностью. С 1937 вёл педагогич. работу в
ГИТИСе и Ташкентском театр. ин-те. Автор муз.-лит. пост. по произв.
Маяковского, Пушкина, Данте, Роллана, Гёте, Ибсена и др.
Соч.: Актёр и чтец, "Советский театр", 1931, .ј 10-11;
"Лелио" Берлиоза, "Советская музыка", 1934, JY" 2; Историческое
развитие мелодрамы, там же, 1935, ј1.0 сценическом пафосе, "Рабочий и
театр", 1936, .ј 19; Музыка в русском драматическом театре, М., 1955.
ГЛУХОВ, Владимир Яковлевич [р. 27.VII(9.VIII). 1915] - русский
советский актёр. Нар. арт. Латв. ССР (1958). Окончил ГИТИС (1935).
Сценич. деятельность начал в 1932 в Моск. драм. т-ре (б. Корша). В
1939-41 играл в Волгоградском т-ре. С 1945 - актёр Рус. т-ра в Риге.
Роли: Фигаро, Счастливцев, Хлестаков; Мальволио ("Двенадцатая ночь"
Шекспира) и др.
ГЛУШАРИН, Иларий Казимирович (р. 1895) - русский советский актёр и
режиссёр. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1945). Чл. Коммунистич. партии с
1943. Актёрскую деятельность начал в 1915, режиссёрскуюс 1925. Работал в
театрах Могилёва, Харькова, Керчи, Грозного, Новочеркасска. С 1936-в
Уфимском русском т-ре (в 1938-41 - худ. рук. Уфимского ТЮЗа).
Роли: Чацкий, Хлестаков; Яровой ("Любовь Яровая"), Платон Кречет;
Артур (по роману Войнич "Овод"), Смит ("Русский вопрос"), Хлебников
("Персональное дело" Штейна), Микола ("Украденное счастье" Франко).
Пост. спектакли: "Сказка об Иванушке и Василисе Премудрой" Владычиной и
Нечаевой (1938, ТЮЗ), "Мещане" (1940, ТЮЗ), "Много шума из ничего"
(1950), "Машенька" (1951), "Украденное счастье" (1951). Д. Б.
ГЛУШКОВСКАЯ (урождённая-И в а н о в а), Татьяна Ивановна (1798-1857)
- русская артистка балета. В 1816 окончила Моск. театр. уч-ще. Будучи
ученицей, выступала на сцене Большого т-ра (Москва) в сольных партиях (с
1814). Получила известность как исполнительница драм. и героич. партий:
Изора ("Рауль Синяя борода" Кавоса, Гретри, Кубишты), графиня Крекп
("Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов" Кавоса и
Жучковского) и др. Исполняла также партии Людмилы ("Руслан и Людмила,
или Низвержение Черномора, злого волшебника" Шольца), Черкешенки
("Кавказский пленник, или Тень невесты" Кавоса) и др. Лучшие партии Г.
были созданы на сцене Большого т-ра (Москва). Во время Отечеств, войны
1812 была одной из лучших исполнительниц рус. танцев. Иск-во Г.
отличалось высокой техникой, сценич. выразительностью; она обладала
отличными внешними данными. Творчество Г. высоко ценили современники
(поэт Д. Давыдов, П. Вяземский и др.). Была женой балетмейстера А. П.
Глуш-ковского.
Лит.: Глушковский А., Воспоминания балетмейстера, публ. и вступ. ст.
Ю. И, Слонимского, Л.-М., 1940;
Красовская В.М., Русский балетный театр от возникновения до середины
XIX века, М.-Л., 1958. Юр. Б.
ГЛУШКОВСКИЙ, Адам Павлович (1793-ок. 1870)- русский артист балета,
балетмейстер, педагог. В 1809 окончил Петерб. балетную школу. Ученик И.
И. Валъ-берха и Ш. Дидло. В 1812-39 был первым танцовщиком, педагогом
(руководителем балетной школы) и балетмейстером Большого т-ра (Москва).
Г. принадлежит заслуга восстановления моек. балетной труппы после
Отечеств, войны 1812. В пост. балетов-дивертисментов - "Гулянье на
Воробьёвых горах" (1815), "Филатка с Фе-дорой на качелях под Новинском"
на муз. Давыдова (1815) и др.- Г. использовал мотивы
нар.танца.Г.обратился к нац. лит-ре; пост. балеты на темы произв.
Пушкина - "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого
волшебника" Шольца (1821), "Чёрная шаль, или Наказанная неверность"
Жуковского (1831), "Три пояса, или Русская Сандрильона" Шольца (1826).
Г. создал более 30 оригинальных балетов и перенёс на московскую сцену
лучшие пост. Дпдло (Петербург). Выдающийся танцовщик, Г. был отличным
актёром, в его иск-ве высокая техника сочеталась с драматической
выразительностью танца. Деятельность Г. оказала большое влияние на
развитие русского балета 19 в. Своим творчеством и лит.-критич. работами
Г. утверждал прогрессивные реалистнч. тенденции иск-ва балета. В лит.
трудах Г. дана характеристика Дидло, анализ его метода. Показана связь
творчества балетмейстера и композитора.
Соч.: Воспоминания о великом хореографе К.-Л. Дндло и некоторые
рассуждения о танцевальном искусстве, Пантеон и репертуар русской
сцены", СПБ, 1851, т. II, кн. 4, т. IV, кн. 8, т. VI, кн. 12;
Воспоминания о пребывании в Москве m-lle Торце, журн. "Литературная
библиотека", СПБ, 1867, ј 3; Воспоминания балетмейстера, публ. и вступ.
ст. Ю. И. Слонимского, Л.-М., 1940 (там же, см. статьи Ю. Слонимского
"Рождение московского балета" и "Адам Глушковский".
ГЛЮК (Gluck), Христоф Виллибальд [2.VII.1714, д. Эрасбах, близ
Берхинга (Верхний Пфальц в Баварии), - 15. XI. 1787, Вена] - композитор,
крупнейший реформатор оперы 18 в. По национальности чех (др. версия -
немец). Детские и юные годы жил в Чехии. По окончании иезуитской
коллегии в Комотау поступил в Пражский ун-т (1732), одновременно изучал
музыку. Его учителем был известный чеш. композитор и органист Б.
Черногорский. В 1736 Г. переехал в Вену, в это время он уже был
разносторонним музыкантом - певцом, виолончелистом, скрипачом,
кла-весинистом, органистом и композитором. Позднее стал также дирижёром.
В 1737-45 жил в Италии, занимался композицией у Дж. Саммартини (Милан).
Здесь Г. написал "Артаксеркс" (1741) и др. мифологич. оперы в жанре
оперы-сериа (б. ч. на либретто П. Ме-тастазио). Эти оперы принесли Г.
известность, ставились при его участии в Дрездене, Вене, Праге,
Копенгагене и. др. городах. С 1750 жил в Вене (с 1754 - придворный
капельмейстер); периодически выезжал в Италию и в Прагу для пост. своих
опер. С Веной связано начало оперной реформы Г. (оперы на либр. Р.
Кальцабиджи -"Орфей и Эвридика", 1762, "Бург-театр", "Алъцеста", 1767,
там же, "Парис и Елена", 1769, пост. 1770, там же), а также его работа в
жанре франц. комич. оперы ("Меккские пилигримы, или Неожиданная
встреча", 1764, "Бургтеатр", Вена, и др.). Г. способствовал обновлению
балета; в содружестве с балетмейстером Г. Анджолини он стремился к
созданию драматически оправданного балетного действия ("трагический"
балет "Дон Жуан", 1761, "Кернтнертортеатр", Вена). Оперная реформа Г. не
получила поддержки у аристократич. публики Вены. В 1773 Г. переехал во
Францию и в,обстановке пред-революц. обществ, настроение завершил свою
реформу муз. театра. Для Парижа им были написаны оперы-трагедии
"Ифигения в Авлиде" (по Ж. Расину, 1774), "Армида" (на переработанный
текст Ф. Кино, 1777), "Ифигения в Тавриде" (по Еврипиду, 1779), "Эхо и
Нарцисс" (1779) и переработаны "Орфей и Эвридпка" (1774) и "Альцеста"
(1776). Пост. в "Гранд-Опера".
В Париже вокруг опер Г. развернулась страстная дискуссия, отразившая
обострение идейной борьбы во Франции накануне революции 1789. В неё были
вовлечены широкие обществ, круги - от энциклопедистов, решительно
ставших на сторону Г. (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Ж. Д'Аламбер и др.), до
окружения короля. Ре-акц. музыкальный лагерь отстаивал жанры
феодально-абсолютистского иск-ва - зрелищно-эффектную придворную франц.
оперу (ли-рич. трагедию) и поверхностно-виртуозную нтал. оперу-сериа.
Против Г. выступали Ж. Ф. Мармонтель и Ж. Ф. Лагарп. Парижское общество
раскололось на два лагеря - "глюкистов" и "пиччинистов" (по имени итал.
композитора П. Пич-чини, приглашённого в Париж противниками Г.).
Последние годы жизни Г. провёл в Вене, где начал работу над оперой
"Битва Герма-пика" по Ф. Т. Клопштоку.
Один из замечательных представителей века Просвещения, художник,
отразивший идеологию "третьего сословия" периода созревания антифеод,
революц. сил, Г. в своём творчестве и теоретич. взглядах последовательно
осуществлял и отстаивал передовые художеств. принципы. Оперная реформа
Г. была связана с прогрессивными социальными и эстетич. идеями бурж.
просветительства и родственна эстетике Г. Э. Лессинга, И. Винкельмана и
франц. энциклопедистов (в частности, Дидро). Для воплощения героич. идей
Г. использовал тематику и образы древнегреч. мифологии, но в отличие от
господствующих муз.- театр. жанров лирич. трагедии и оперы-сериа, где
античные сюжеты служили поводом для создания пышного раз-влекат.
зрелища, холодных и жеманных "галантных)) страстей, Г. изменил трактовку
античных образов. Он воплотил в них идеалы гражданской и нравств.
доблести, выдвигавшиеся глашатаями "третьего сословия". Г. отказался от
изображения трагич. бессилия человека перед лицом рока, от галантной
любовной интриги; его привлекали высокие этич. принципы, нравств.
стойкость, героизм. Верность и бесстрашие Орфея, самопожертвование
Альцесты, готовность Ифигении погибнуть ради блага народа, решимость
Агамемнона поставить долг вождя выше чувства отца ("Ифигения в Авлиде")
- эти и подобные им темы определяют пафос героич. опер Г. Свои эстетич.
взгляды Г. изложил в посвящениях к операм "Альцеста", "Парис и Елена", а
также в неск. журнальных статьях. Г. считал простоту и правдивость
великими принципами прекрасного во всех произведениях иск-ва. Главное в
опере - её драматич. содержание. В либретто Г. ищет "сильные страсти", в
стихах - "язык сердца". Он подчиняет музыку драме, придаёт мелодии,
гармонии, ритму, оркестровке драматургич. осмысление, психологич.
выразительность. Г. преодолевает стандартное чередование замкнутых арий
и схематичных (т. н. "сухих", идущих под аккомпанемент одного клавесина)
речитативов, органически объединяет арии, речитативы, хо-. ры и большие
сцены единой линией драматургич. развития. Оркестровое сопровождение его
опер мастерски разработано, драматически действенно. Большую роль в
операх Г. играет гибкий, обладающий разнообразными оттенками речитатив,
мелодии арий носят простой, нередко песенный характер (в нек-рых из них
Г. использует нар. песню - австрийскую, чешскую, немецкую). Мелодика Г.
основана на естеств. интонациях муз. декламации и в то же время обладает
чертами клас-сич. тематизма - рельефностью, чёткостью, законченностью
строения. Г. отказывается от излишеств самодовлеющей вок.виртуозности,
увеличивает роль хора, драматически обосновывает применение балета.
Увертюра приобретает у него программный 'характер (вступительный обзор
содержания оперы); в "Ифигении в Тавриде" она непосредственно вводит в
действие (картина спокойного, затем бушующего моря).
Рационалистически обобщённый метод творчества Г. обусловил известную
отвлечённость его художеств. образов, отсутствие в них яркой
индивидуализации, нац. характерности и нек-рое однообразие колорита. В
этом историч. ограниченность классицизма Г.
Творчество Г., отличающееся передовой идейной направленностью и
большой художеств. силой, сыграло прогрессивную роль в истории музыки.
На него ориентировались оперные композиторы эпохи франц. бурж. революции
конца 18 в.- Л. Керубини, Э. Ме-гюль и др. Большое значение имело
творчество Г. для развития венской классич. школы, Г. явился
непос-редств. предшественником Моцарта и Бетховена. Творчество Г. высоко
оценили деятели рус. иск-ва - В. В. Стасов, А. Н. Серов и прежде всего
М. И. Глинка.
Соч.: Главные оперы Г. опубликованы в издании Breitkopf und Hartel,
1873-96. Письма - Lettres de Gluck et de Weber. Publiees par M. L. Nohl,
P., 1870.
Лит.: Соллертинский И., Глюк, Л., 1937;
Ливанова Т., Музыкальная классика XVIII века, М.-Л., 1939; Роллан Р.,
Музыканты прошлых дней, пер. с франц., в его кн.: Собрание муз.-историч.
соч., т. 4, M., 1938;Материалы и документы по истории музыки под ред. М.
В. Иванова-Борецкого, т. 2, M., 1934; L e b 1 о n d G. M., Memoires pour
servir a l'histoire de la revolution operee dans la musique par M. le
chevalier Gluck, P., 1781; T i e r-s o t J., Gluck, P., 1910, 4 ed.. P.,
1919; M a r x A. В., Gluck und die Oper, Bd 1-2, В., 1863; Wotquenne A.,
Thematisches Verzeichnis der Werke von Chr. W. von Gluck. Deutsch
ubers., Lpz.-N. Y., 1904 (Добавления Liebeskind J., 1911); Einstein A.,
Gluck, sein Leben, seine Werke, Z.-Stuttg., [1954]; Prod 'homme J.-G.,
Gluck, P., 1948; T e n s с h e r t R., Christoph Willibald Gluck: der
grosse Reformator der Oper, Olten-Freiburg, 1951. A. X.
ГМЫРЯ, Борис Романович [р. 23.VII (5.VIII). 1903] - украинский
советский артист оперы (бас). Нар. арт. СССР (1951). В 1935 окончил
Инженерно-строит. ин-т, в 1939-консерваторию в Харькове (по классу пения
проф. П. В. Голубева). Впервые выступил на оперной сцене в Харькове в
1936. С 1939 - солист Т-ра оперы и балета им. Шевченко. Партии: Тарас
Бульба (о. п. Лысенко), Кривонос ("Богдан Хмельницкий" Дань-кевича),
Вакулинчук ("Броненосец Потёмкин" Чишко), Валько, Тихон ("Молодая
гвардия", "Заря над Двиной" Мейтуса), Фрол ("В бурю" Хренникова), Рущак
("Милана" Г. Майбороды), Иван Су-еанин, Руслан, Мельник, Во-рй Годунов;
Гремин ("Евгений Онегин"), Нилаканта
("Лакме" Делиба), Мефистофель ("Фауст") и др. Голос Г.- мягкого,
красивого тембра, широкого диапазона. Исполнение Г. отличается глубоким
психологич. раскрытием муз.-сценич. образов и большой эмоциональной
выразительностью; певцу одинаково доступен и кантиленный, построенный на
большом мело-дич. дыхании, и подчёркнуто речитативный стиль исполнения.
Выразит, фразировка, внимание к слову, высокая техника вок. декламации
составляют одну из отличит, сторон иск-ва Г. Известен также как тонкий
интерпретатор рус., укр., зап.-европ. камерной музыки и нар. песен.
Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов (1939, 2-я пр.). Гос. пр. СССР
(1952) за концертно-исполнит. деятельность. Выступал в Чехословакии
(1955), Болгарии {1956), Польше (1956), Китае (1957).
Лит.: Кириченко Т., Б.Р.Гмиря, Кив, 1958;
Голубев П. В., Б. Р. Гмыря, М., 1959; С т е б у н И. Я., Борис
Романович Гмыря..., Киев, 1960. Be. T.
ГНАТЮК, Дмитрий Михайлович (р. 28.III. 1925)-ук- раинский советский