<< Пред. стр. 195 (из 913) След. >>
teatro espanol, v. 1, Barcelona, 1924.ГОНСАЛЕС КАСТЙЛЬО (Gonzalez Castillo), Xoce (25. I. 1885-22. X. 1937)
- аргентинский драматург, режиссёр, театральный критик. В своих пьесах и
статьях выступал против социальной несправедливости бурж. общества, но
выдвигал в качестве положит. идеала моральное перевоспитание буржуа и
реформы сверху. Работу в т-ре начал в 1907 одноактной пьесой "Из грязи"
(т-р "Аполо", труппа X. Подеста). Наибольшее признание получила его
драма "Луиджи", рассказывающая о бесправной судьбе эмигранта (1909, т-р
"Архентино", труппа Муиньо-Алипи). Сайнете "Серенада" (1911, т-р
"Архентино", муз. X. Каррильеро) показывает тяжёлые условия труда женщин
на стекольном заводе. Популярен сайнете Г. К. "Пасть собаки" (1918, т-р
"Буэнос-Айрес", труппа Муиньо-Алипи). Драма "Бедный человек" (1920, т-р
"Авенида") показывает забастовку рабочих, требующих отмены штрафов. В
ряде пьес Г. К. выступает против бурж. брака, за освобождение женщины:
"Жена Улисса" (1918, т-р "Лисео"), "Святая матерь" (1920) и др. Многие
пьесы Г. К. были пост. под его руководством. Г. К. принадлежит работа
"Сайнете - жанр аргентинского театра" (1937), в к-рой он отстаивает
принципы народности т-ра.
Соч.: El sainete, medio de expresion teatral argentino, cuaderno ј 5.
De cultura teatral, B. Aires, [s. a.].
Лит.: O r da z L., El teatror en el Rio de la Plata..., 2 ed., В.
Aires. 1957; Gallo Blas Raul, Historia del sainete portano, В. Aires,
1959; Siete sainetes portenos, B. Aires, 1958. Ал. Р.
ГОНФАЛОНЕ (итал. Gonfalone, букв.-знамя, хоругвь)-театральное
"братство" в Риме. Организовано в 1264 для постановки мистерий в
Колизее. По времени своего создания Г. предшествовало аналогичным
"братствам" во Франции, Германии и Англии. С. Мок.
ГОНЧАРЕНКО, Нина Ивановна (р. 20. VIII. 1919)- украинская советская
артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. УССР (1954). Чл. Коммунистич.
партии с 1953. В 1944 окончила Киевскую консерваторию по классу проф. Д.
Г. Евтушенко. С этого же года - солистка Т-ра оперы и балета им.
Шевченко. Г. обладает красивым по тембру голосом, незаурядным вок. и
сценич. мастерством. Певица подкупает искренностью исполнения, умением
передать драматизм роли.
Партии: Настя, Солоха ("Тарас Бульба", "Рождественская ночь"
Лысенко), Варвара, Соломин ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Амнерис
("Аида"), Ольга ("Евгений Онегин"), Любаша ("Царская невеста"), Зибель
("Фауст"), Кармен и др. С'. 3.
ГОНЧАРОВ, Андрей Александрович (р. 2. I. 1918)- русский советский
режиссёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1961). Чл. Коммунистич. партии с
1943. В 1941 окончил ГИТИС (класс Н. М. Горчакова). В 1942-44 работал в
1-м фронтовом т-ре ВТО. В 1944-51 - режиссёр Моск. т-ра Сатиры, в
1951-56 - Моск. т-ра им. Ермоловой. С 1958 - гл. реж. Моск. драм. т-ра.
Ставил спектакли в Малом т-ре. С 1945 ведёт педаго-гич. работу (ГИТИС).
Автор книги, статей, режиссёрских комментариев к пьесам.
Пост. в Моск. т-ре Сатиры: "Женитьба Белугина" Островского и
Соловьёва (1945), "Вас вызывает Таймыр" Галича и Исаева (1948), "Женихи"
Токаева (1951 i; в Моск. т-ре им. Ермоловой: "Благочестивая Марта" Тирсо
де Молины (1950), "Ксения" А. Волкова (1951), "Европейская хроника"
Арбузова (1953); в Малом т-ре: "Опасный спутник" Салынского (1954),
"Когда горит сердце" Кина (1957); в Моск. драм. т-ре: "Вид с моста"
Миллера (1959), "Закон зимовки" Горбатова (1960), "Барба" Масевича
(1961).
Соч.: Поиски выразительности в спектакле, М., 1959;
Первые шаги, "Театр", 1953, ј 3; О целеустремленности режиссёра, там
же, 1960, ј 3. А. Ив.
ГОНЧАРОВ, Андрей Дмитриевич [р. 9 (22). VII. 1903] - русский
советский художник. В 1927 окончил Высший художественно-технич. ин-т
(Вху-теин) в Москве. Как театр. художник начал работать в 1927
("Соломенная шляпка" Дунаевского, 1937, Муз. студия им.
Немировича-Данченко). Оформил спектакли: "Мстислав Удалой" Прута (совм.
с Л. Н. Поповым, 1932, ЦТКА), "Без вины виноватые" (1937, Т-р им.
Вахтангова), "Дворянское гнездо" по Тургеневу (1940, Т-р им. Ленсовета,
Москва), "Бран-денбургские ворота" Светлова, "Госпожа министерша" Нушича
и "Король Лир" (1946, 1958, Т-р им. Моссовета), "Братья Карамазовы"
(1960, МХАТ) и др. С 1927 ведёт педагогич. работу в высших художеств.
учебных заведениях Москвы. Профессор. Н. Лит.
ГОНЧАРОВ, Иван Александрович [6 (18). VI. 1812, Симбирск,-15(27). IX.
1891, Петербург] - русский писатель. Автор романов "Обыкновенная
история", "Обломов", "Обрыв", неоднократно инсценировавшихся ("Обрыв",
1-я инсц. 1879; "Обломов"-1-я инсц. "Утро Обломова", 1892; "Обыкновенная
история", 1-я инсц. 1954). В 40-50-х гг. 20 в. были пост. инсценировки:
"Обыкновенной истории" (В. В. Васильева, 1954), "Обрыва" (Н. И.
Соболыцикова-Самарина, 1956; Н. С. Рашевской, 1957; Н. М. Горчакова,
1957). Наибольшее распространение получили инсценировки романа "Обрыв".
Глубокий знаток и ценитель драматургии и театра, Г. внёс серьёзный
вклад в рус. театрально-критич. лит-ру. Наибольшую известность получила
его статья "Мильон терзаний" (написана в 1871 в связи с бенефисным
спектаклем актёра Александрийского т-ра И. И. Монахова, игравшего
Чацкого, напечатана впервые в "Вестнике Европы", 1872, ј 3) - один из
наиболее глубоких анализов прославленной комедии Грибоедова "Горе от
ума". Большое значение имеют также не публиковавшиеся при жизни Г.
"Материалы для критических статей об А. Н. Островском" (напечатаны
впервые в сб. "Памяти А. Н. Островского", П., 1923) и статья "Опять
Гамлет"- наброски статьи о понимании и исполнении на сцене "Гамлета"
(написаны Г. в связи с выступлением в этой роли артиста Александрийского
т-ра А. А. Нильского, 1875; полностью напечатаны впервые в 8-м томе
Собр. соч. Г., М., 1952). Много ценных критич. суждений содержится также
в письмах Г. к А. Ф. Писемскому, П. Д. Боборыкину и др. (см. "И. А.
Гончаров. Литературно-критические статьи и письма", М., 1938).
Соч.: Собрание соч. в 8 томах, М., 1952-1955; "Мильон терзаний".
Критический этюд, М., 1956.
Лит.: Цейтлин А. Г., И. А. Гончаров, М., 1950;
И. А. Гончаров в русской критике. Сб. статей, М., 1958.
ГОНЧАРОВ, Иван Константинович [1866-5(18). III. 1910]-русский артист
оперы (баритон). Вок. образование получил у А. Д.
Александровой-Кочето-вой. Начал выступать на сцене с 1888 в Киеве. В
1892-93 пел в Москве в Оперном товариществе под рук. И. П. Прянишникова,
в 1893-98- в Мариин-ском т-ре, в 1898-1908 - в Большом т-ре. Обладал
голосом красивого тембра и яркой звучности. В своём творчестве развивал
реалистич. традиции исполнения певца П. А. Хохлова.
Партии: Демон, Евгений Онегин, Елецкий, Мазепа ("Пиковая дама",
"Мазепа" Чайковского), Мизгирь ("Снегурочка" Римского-Корсакова), князь
Игорь, Жермон;
Валентин ("Фауст"), Эскамильо и др. В опере "Паяцы" Г. пел партии
Тонио и Сильвио; в опере "Рогнеда" Серова исполнял басовую партию князя
Владимира Красное Солнышко.
Лит.: "Рампа и жизнь", 1910, ј 11, с. 177-178. Я. Каз.
ГОНЧАРОВА, Имма Львовна [р. 4.(16).П. 1895] - русская советская
актриса. Нар. арт. Map. ACCP (1957). В 1920 окончила театр. студию в
Томске (училась у А. Д. Попова). Начала сценич. деятельность в Томском
т-ре. Работала в т-рах Костромы, Иванова, Барнаула, Новосибирска,
Ижевска. С 1950 - в рус. т-ре Марийской ACCP (Йошкар-Ола). Подлинным
драматизмом и силой социального обобщения был исполнен образ Катерины
("Гроза"). Процесс формирования характера нар. героини раскрывала
актриса в образе Любови Яровой.
Роли: Ио ("Гибель " Надежды"" Хейерманса), Ирина ("Огненный мост"
Ромашова), Бабушка ("Обрыв" по Гончарову), Марта ("Деревья умирают стоя"
Касоны). Б.Б.
ГОНЧАРОВА (наст. фам. - Гончаренко), Клавдия
Григорьевна [29. Х (10. ХГ). 1894-17.VI. I960]- русская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1950). Сценич. деятельность начала в 1913.
Роли: Софья ("Горе от ума"), Дездемона и др. Работала в т-рах Житомира,
Брянска, Гомеля, Тулы и др. городов. С 1929- актриса т-ра "Красный
факел" (до 1932 т-р был передвижным, с 1932 работает в Новосибирске).
Искусство Г. отмечено человечностью, искренностью, глубиной.
Роли: Катерина ("Гроза"), Наталья Петровна ("Месяц в деревне"
Тургенева), Софья ("Зыковы"), Глафира ("Егор Булычев и другие"), Любовь
Яровая, Панова ("Любовь Яровая"), Анна Каренина; Мария Николаевна
("Русские люди"), Мария Александровна Ульянова ("Семья" Попова), Марго
("Глубокая разведка" Крона), Огарнова ("Счастье" Павленко) и др.
Лит.: Герман А., Клавдия Григорьевна Гончарова. Заслуженная артистка
РСФСР, в сб.: Путь театра. XXX лет театра "Красный факел", Новосибирск,
1950, с. 91-98. Э. К.
ГОНЧАРОВА, Надежда Васильевна (р. 12.IX.1902)- русская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1956). Чл. Коммунистической партии с 1941.
Сценич. деятельность начала в 1920 в Твери. С 1928 - актриса
Калининского т-ра. Мастер сценич. речи, тонкая, наблюдательная актриса,
Г. с успехом исполняет комедийные и характерные роли. Среди её лучших
работ-образы в пьесах Островского: Глафира Фирсовна ("Последняя
жертва"), Анфуса Тихоновна ("Волки и овцы"), Домна Пантелевна ("Таланты
и поклонники"), Улита ("Лес").
Роли: Дунька ("Любовь Яровая"), Матрёна ("Воскресение" по Толстому),
Мотылькова ("Слава" Гусева), Демидьев-на ("Нашествие"), Василиса
("Настоящий человек" Лондона), Хозяйка ("Каменное гнездо" Вуолийоки) и
др. 4. Цв.
ГОНЧАРОВА, Наталия Сергеевна [р. 22. V (3.VI). 1881] - русская
театральная художница, живописец, скульптор. Училась в Моск. уч-ще
живописи, ваяния и зодчества. театр. деятельность начала в частной
студии К. Крафта в Москве в 1909 ("Свадьба Зобеиды" Гофмансталя). В
ранних работах Г. проявились эстет-ско-формалистич. тенденции (эскизы
декораций и костюмов к спектаклю "Веер" Гольдони в Камерном т-ре, 1915,
и др.). После успешного оформления спектакля "Золотой петушок"
Римского-Корсакова в антрепризе С. П. Дягилева (1914) Г. работала преим.
в области муз. т-ра (гл. обр. балета). Живёт во Франции. Создала
декорации к спектаклям "Свадебка" и
"Жар-птица" Стравинского (1923, 1926, антреприза Дягилева), "Золушка"
Эрлангера (т-р "Ковент-Гар-ден", Лондон, 1938), "Парижская жизнь"
Оффенбаха ("Опера комик", Париж, 1933), "Севильский цирюльник" (1949,
Лондон) и др. В своих театр. работах Г. стремится к монументальной
декоративности, использованию традиций нар. творчества (лубок, вышивка и
пр.), древнерусской живописи с её насыщенной интенсивной гаммой
контрастирующих чистых цветов, плоскостностью композиции, обобщённостью
форм. Однако во мн. работах Г. эти искания сводятся к чисто формальной
выразительности, абстрактности и стилизации.
Лит.: Эганбюрн Э., Наталия Гончарова. Михаил Ларионов, М., 1913;
CogniatR., Cinquante ans de spectacles en France. Les decorateurs de
theatre, P., 1955. M. П.
ГОПАЛ, Рам (р. 1920) - индийский танцовщик, балетмейстер. В 1935
открыл первую в Индии школу классич. инд. танца. Впервые выступил как
танцовщик в 1937, а в 1939 дебютировал в Лондоне вместе со своей труппой
(организованной из учеников студии). Исполняет танцы в стиле "бхарат
натъям. Для иск-ва Г. характерны высокая пластичность, строгое
следование канонам традиционного инд. классич. танца. В 1944 занял
первое место на Индийском фестивале танца. В 50-е гг. Г. осуществил свою
первую постановку - 3-актный балет "Рама", претворяющую на балетной
сцене храмовые танцы. Затем пост. балет "Легенда о Таджахале" (1956,
Дели), в к-ром танцы стиля "бхарат натьям" сочетаются с нар. танцами
зап. провинций и Ассама. В своих пост. Г. стремится преодолеть ложную
экзотику, добиться органич. слияния традиц. инд. хореографии с европ.
балетной музыкой. Ввёл в инд. нар. оркестр гобой, флейту и др.
инструменты из европ. оркестра. В балете "Шехеразада" на муз.
Римского-Корсакова (в нац. инд. костюмах и декорациях Л. Бакста) Г.
осуществил новую пост. танцев, резко расходящуюся с известной трактовкой
ба-летм. М. М. Фокина. В пост. танцев на муз. К. Дебюсси Г. использовал
традиц. нац. хореографию, инд. танцевальные стили.
Соч.: Rhythm in the heavens, L., 1957, Indian tiah-cing, L., 1955
(COBM. с Serozh Dsrdachanji).
Лит.: "Theatre World", L., 1947, v. 43, ј 273, с/-30-За;
"Marg", Bombay, 1954, v. 10, ј 4. H В Л F
ГОПИНАТХ (р. 24.VI.1908) - индийский танцовщик, балетмейстер и
педагог. Выступает в танцах школы катхакали. Г г принадлежит к
знаменитому роду танцовщиков, в течение 300 лет передававших своё иск-во
из поколения в поколение. В 1919-31 учился танцу у известных педагогов
П. Пилая, К. Kypy на, К.. Паниккар и др. Изучал разл. виды классич.
танца. Исполнит, иск-во Г. отличается предельной выразительностью мимики
и чёткой ритмикой. Г. является также автором музыки ко многим танцам и
постановщиком пантомим, в к-рых участвуют н др. исполнители. На основе
канонич. форм катхакали создал новые разнообразные танцы. Г. руководит
балетной труппой "Бхаратья Калакендра" (Дели), где в 1959 пост. балет
"Рамлила". С 1930 Г. ведёт педагогич. деятельность. В 1941 основал в
Мадрасе школу танцев ("Натанани-кетан"), в 1958- школу в Новом Дели. Г.
принадлежат 2 теоретические работы: "Основы индийского танца" (пособие
для учащихся в стиле катхакали), 1946, и "Позы классического танца
Индии", 1955, В 1955 выступал в СССР.
Лит.: Marg, Bombay, 1957, .ј 1. Я. B. Л. Г р. ГОРАК (Horak), Антонин
Войтех (2. VII. 1875-12.111.1910) - чешский композитор. Автор оперы "В
субботний вечер" (1898, Прага) - одного из лучших произведений чеш. муз.
т-ра, оперы "Бабушка" (1900, Прага) на сюжет одноим. повести Б.
Нем-цовой, мелодрамы "Носачек" (1907) и др. произв. Л. Т.
ГОРАЦИЙ, Гораций Флакк, Квинт (Quintus Horatius Flaccus) (8.XII.65 до
н. э.-27.XI.8 до н. э.) - римский поэт. Род. в Вен у зии, в семье
вольноотпущенника. Принимал участие в гражданской войне в Риме; был
сторонником Брута, но после поражения республиканцев при Филиппах (42 до
н. э.) отошёл от политич. борьбы. В 30-е гг. до н. э. развернулась лит.
деятельность Г. Ему принадлежат 4 книги лирич. стихотворений, 2 книги т.
н. сатир (написанных в стиле бесед), сборник эподов (ямбич.
стихотворений общест-венно-полемич. направленности) и 2 книги посланий.
Во 2-й книге посланий (написана в 19-14 до н. э.), посв. вопросам
лит-ры, особое место занимает "Послание к Пизо-нам", еще в античности
получившее назв. "Наука поэзии". Здесь Г. излагает взгляды на сущность
поэзии и формулирует требования, предъявляемые к поэту в отношении
содержания и формы его произв. Г. особо останавливается на эстетич.
нормах для драмы, он советует автору наблюдать и изучать характеры в
окружающей его жизни, считая, что это определит стилистич. средства,
необходимые для воспроизведения этих характеров на сцене. Предпочтение
должно быть отдано действию, а не рассказу о нём, драматург не должен
прибегать к использованию натуралистич. эффектов и всякого рода чудес.
Вмешательство богов, как художеств. приём, может быть оправдано только
крайним напряжением трагич. перипетии. Ориентируясь на классические
греческие образцы, Г. определяет роль хора в трагедии как непосредств.
свидетеля событий, дающего нравственную оценку поведению героев. Число
участников сцен Г. ограничивает 3 актёрами, рекомендует членение
трагедии на 5 актов, восходящее к эллинистич. нормам.
"Наука поэзии" Г. оказала огромное влияние на поэтику классицизма.
Франц. поэт и теоретик классицизма Н. Буало в дидактич. поэме
"Поэтическое искусство" (1674) заимствовал общий план послания и ,MtL
детали (часто в дословном переводе).
Соч.: Наука поэзии, Полн. собр. соч., пер. под ред. и с прим. Ф. А.
Петровского, М.-Л., 1936. В. Я.
ГОРБАТОВ, Борис Леонтьевич [2(15) .VII. 1908- 20.1.1954] - русский
советский писатель, драматург. Член Коммунистич. партии с 1930. Лит.
деятельность начал в 1922. В 1943 написал пьесу "Юность отцов",
изображающую два поколения "отцов и детей", участников гражд. и Великой
Отечеств, войны (Моск. т-р им. Ленинского комсомола). Произв. Г.
отличаются романтич. приподнятостью, эмоциональностью, лиризмом,
страстной ненавистью к врагу. Среди его лит. работ периода Отечеств,
войны - пьеса "Одна ночь", действие к-рой происходит накануне нем.
оккупации (соч. 1944, пост. 1956, Ле-нингр. т-р им. Пушкина). По повести
Г. "Непокорённые" композитор Д. Б. Кабалевский написал оперу "Семья
Тараса" (1947, 2-я ред. и пост. 1950, Ленингр. т-р оперы и балета им.
Кирова). Г. принадлежит пьеса "Закон зимовки" ("На старой зимовке",
1947, Новосибирский т-р "Красный факел", Большой драм. т-р, Ленинград).
Г.- автор ряда киносценариев (в т. ч. "Непокорённые", совм. с Донским,
1945). Пьесы Г. ставятся за рубежом.
Соч.: Собр. соч. в 5 томах, М., 1955-56 (т. 5. Пьесы). Лит. :
Колесникова Г., Борис Горбатов, М., 1957.
ГОРБАЦ‚ВИЧ, Василий Савич (р. 1893) - белорусский советский
драматург. С 20-х до 50-х гг. работал учителем в Дукорах (под Минском).
Автор первой белорусской сов. пьесы на современную тему "Красные цветы
Белоруссии" (Т-р им. Я. Купалы, 1923) - о партизанах, пьесы "Свадьба"
("Вяселле") (Т-р им. Я. Купалы, 1922) - на материале белорусского
фольклора.
Лит.: Н я ф ё д Ул., Беларуск? тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959. В.
Н.
ГОРБУНОВ, Иван Фёдорович [10(22).IX.1831-24. XI
1.1895(5.1.1896)]-русский актёр, автор-рассказчик, писатель. Отец
Г.мелкий фабричный служащий из вольноотпущенных крепостных, мать -
крепостная крестьянка. Не имея возможности окончить гимназию, Г. с
ранних лет занимался репетиторской работой (в т. ч. в семье П. М.
Садовского), перепиской бумаг (переписывал пьесы А. Н. Островского; был
лично знаком с ним). Написал ряд бытовых рассказов ("Из московского
захолустья", "Мастеровой" и др.) и был приглашён участвовать в лит.
чтениях журнала "Москвитянин". В 1855 начал лит. деятельность; печатался
в "Современнике", "Отечественных записках", "Санкт-Петербургских
ведомостях" и др. изданиях. В 1854 дебютировал в Малом т-ре, в 1855
перешёл в Александрийский т-р, где работал до конца жизни; исполнял
бытовые эпизодич. роли: Кудряш ("Гроза"), Афоня ("Грех да беда на кого
не живёт" Островского). В конце 50-х гг. Г. начинает выступать на
эстраде, приобретя в 60-х гг. широкую популярность как выдающийся мастер
"живописного рассказывания", автор и исполнитель собств. произв.
Лирико-комедийный бытописатель, обладающий большим сатир ич. дарованием,
Г. изображал в своих рассказах ("Сцены из народного быта", изд. 1861)
крестьян, купцов, мастеровых, "фабричных" и приказчиков, городовых,
околоточных и квартальных, горожан-обывателей и др. Лучшие из рассказов
Г.- "Пушка", "Воздухоплаватель", "Белая зала" и др. Блестящий
рассказчик-импровизатор, обладающий замечательной мимикой, Г. прекрасно
знал и умел передать своеобразие нар. речи, многообразную пестроту её
говоров, умел подать слово в живом, бытующем в народе звучании, придать
ему социально-бытовую характерность. В нач. 60-х гг. Г. создал
пародийный сатирич. образ слабоумного, престарелого сановникаотставного
генерала Дитятина (изречения, речи и тосты Дитятина Г. чаще всего
импровизировал), показав одну из типичных социальных фигур своего
времени (близок образу Крутицкого в пьесе Островского "На всякого
мудреца довольно простоты"). Однако впоследствии, в годы реакции, Г.
начал избегать острых вопросов современности. Рассказы о Дитятине
приобрели более безобидный характер. В конце жизни Г. наряду со своими
рассказами читал произв. Островского, Хемницера, Крылова и др.
Г. известен также как исследователь истории рус. т-ра; написал статьи
"Первые русские придворные комедианты", "Московский театр в XVIII и XIX