<< Пред. стр. 199 (из 913) След. >>
"Сомов и другие" (реж. П. П. Васильев). Пост. пьес Г. были осуществленыв Горь-ковском т-ре им. Горького (реж. Н. И. Соболыциков-Самарин и др.),
наиболее полно представившем на своей сцене горьковский репертуар.
Широкое распространение получили в т-рах СССР также инсценировки
прозы Г. Среди лучших пост. по произв. Г.- спектакль МХАТа "В людях"
(1933), в к-ром исполнитель роли булочника Семёнова Тарханов показал
уродливость психологии собственника, противоречивую мудрость человека,
выбившегося в "хозяева" из "низов". Роман Г. "Мать" послужил основой для
опер В. В. Желобинского (1939) и Т. Н. Хренникова (1957). В 1926
кинорежиссёр В. И. Пудовкин создал по этому роману выдающийся фильм
"Мать". По мотивам произв. Г. кинорежиссёром М. С. Донским создана
кинотрилогия: "Детство Горького", "В людях", "Мои университеты"
(1938-40). Пост. пьес Г. часто экранизируются ("Васса Железнова" -
спектакль Малого т-ра, в гл. роли- Пашенная; "Егор Булычев и другие" -
спектакль Т-ра им. Вахтангова, в гл. роли - Лукьянов) и др.
Драматургия Г. имела огромное значение для утверждения в сов. т-ре
метода социалистического реализма. Второе сценич. рождение пьес Г.,
произошедшее в 30-х гг., обозначило важный рубеж в развитии сов.
режиссуры и актёрского иск-ва. Работа над пьесами Г. помогла сов. т-ру
преодолеть тенденции формализма в сценич. иск-ве, вульгарно-социологич.
примитивизм в трактовке прошлого, в сценич. истолковании социально
сложных характеров. Вместе с тем пьесы Г. учили т-р глубине и
определённости идейной характеристики, партийной страстности в
утверждении передовых идей современности, они вносили в сценич. иск-во
нравственный пафос социалистического гуманизма. Постановки произв. Г.
сов. времени оказали большое влияние на иск-во старших мастеров т-ра и
способствовали формированию нового типа актёра (Н. П. Хмелёв, Б. В.
Щукин и др.).
Пьесы Г. оказали большое влияние на молодую сов. драматургию,
определив её идейно-художественные особенности (творчество Леонова,
Погодина, Афиногенова и др.).
Произведения Г. широко включаются в репертуар т-ров за рубежом. В
1903 М. Рейнхардт пост. "На дне" (под назв. "Ночлежка") в Малом т-ре в
Берлине, придав спектаклю абстрактно-философский характер. В 1932 Брехт
создал по мотивам горьковского романа спектакль "Мать" сЕ. Вейгель в
заглавной роли. Большое "место занимают пьесы Г. в репертуаре т-ров
стран нар. демократии. Особой популярностью пользуются здесь пьесы "Егор
Булычев и другие", "Васса Железнова", "Враги", "Мещане". Пост. пьес Г. в
Китае ("Мещане", "Егор Булычев и другие") способствовали формированию
нового драматич. т-ра, развивающегося наряду с традиц. китайской муз.
драмой. В 4947 пост. пьесы "На дне" начал своё существование миланский
т-р "Пикколо"; в 1956 эта пьеса была пост. в Париже в т-ре "Эвр".
Произведения Г. идут на сценах прогрессивных "независимых" театров стран
Латинской Америки.
Взгляды Г. на драму и т-р, тесно связанные с его общими эстетич.
идеями, изложены им в ранних газетных фельетонах, в многочисл. письмах,
статьях, отзывах, в его прозе и пьесах. Впервые мысли о т-ре Г. излагает
в 1895 в бытность свою сотрудником "Самарской газеты", а его зрелые идеи
о драме наиболее полно выражены в известной статье "О пьесах",
написанной в 1933. В ранний период творчества, когда только
формировались художеств. принципы его драматургии, Г. уделял особенно
пристальное внимание пьесам своих старших современников: Ибсена,
Гауптмана, Чехова. Его оценки пьес этих драматургов позволяют ясно
увидеть и близость Г. новаторским течениям ев-роп. драмы конца 19 - нач.
20 вв. и то принципиально новое, что принесли с собой пьесы Г. Особенно
интересны в этом смысле высказывания Г. о творчестве Чехова, изложенные
в его письмах и статьях. Они свидетельствуют и о могучем влиянии Чехова
на формирование основных принципов горьковской драмы и глубоких
расхождениях между обоими драматургами..
В статье "О пьесах" (1933), подводя итоги своим многолетним
размышлениям, Г. наиболее развёрнуто излагает свою гл. идею о т-ре, как
наиболее действенном иск-ве, призванном организовывать социальные эмоции
зрителя, возбуждать в нём активное отношение к действительности.
Волнующую его мысль Г. подкрепляет знаменитыми словами Маркса: "Философы
лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы
изменить его". Утверждая, что драма должна быть актуальна, сюжетна,
действенна, Г. связывает это требование с революц. преобразованиями,
к-рые совершает пролетариат. "Рабочий класс,- пишет он,- идущий ныне к
власти над миром, является родоначальником нового человечества и
совершенно нового отношения к миру, он наполняет время своей работой и
осознает мир как свое хозяйство". Т. о., Г. полагал, что новая революц.
действительность, насыщенная глубокими социальными конфликтами,
преображаемая творчеством масс, особенно благоприятна для развития
драмы. Поэтому проблема действенности и активности драмы для Г. была
неразрывно связана с образом её нового героя, лишённого раздвоенности,
к-рый "прост и ясен так же, как велик, а велик он потому, что непримирим
и мятежен гораздо больше, чем все Дон Кихоты и Фаусты прошлого". В
статье "О пьесах" Г. рассматривает и другие важные для него проблемы
теории драмы; он пишет о принципах социальной характеристики персонажей,
о языке в драме, об особой позиции драматурга, обусловленной тем, что в
пьесе герой характеризуется словом и делом без авторской подсказки.
Мысли Г. о драме, о социальном предназначении т-ра определили его
отношение к сценич. иск-ву. В своих ранних театр. рецензиях,
опубликованных в "Нижегородском листке", Г. много пишет о Малом т-ре,
высоко оценивая профессиональное мастерство, гражданский пафос и
романтич. приподнятость его иск-ва. Следующий этап развития взглядов Г.
о сценич. иск-ве связан с МХТ и прежде всего с чеховскими постановками
Станиславского и Немировича-Данчен-ко. Художественный т-р не только
помог Г. приобщиться к драматургии, но и во многом определил его театр.
симпатии, помог окончательному формированию его общих эстетич. идей и
прежде всего его взглядов на сценич. иск-во. В творчестве
"художественни-ков" молодой Г. увидел тот идеал т-ра, о к-ром он мечтал,
к-рый может играть важную прогрессивную роль в обществе. МХТ отвечал
мечте Г. о создании в России нар. т-ра. Г. писал Чехову: "Художественный
театр - это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея,
Василий Блаженный, как все самое лучшее в Москве. Не любить его -
невозможно, не работать для него - преступление ей-богу!" ("Горький и
театр", 1938, с. 230). Высокое представление Г. о гражданской миссии
Художеств. т-ра нашло выражение и в полемических статьях Г. о
постановках Достоевского в МХАТе. В первые годы революции Г. принял
участие в организации Большого драм. т-ра в Ленинграде, к-рый был
задуман его создателями (Блоком, Юрьевым, Андреевой) как т-р классич.
трагедии, романтич. драмы и высокой комедии. Чуткий к новаторским
исканиям, горячо принявший, в частности, эксперименты Вахтангова, Г.
вместе с тем был непримиримым к любым проявлениям декадентства в т-ре,
был противником режиссёрского диктата, одинаково подавляющего и автора,
и актёра. Драматургия Г., его театр. идеи до сих пор оказывают важное
влияние на прогрессивное иск-во мира. Многие театр. идеи Г. только
теперь находят осуществление в передовом иск-ве разл. стран. Рождённый
рус. революцией, т-р Г. отразил в себе её историч. пафос, её всемирное
значение.
Соч.: Собрание соч. в 30 томах, М., 1949-55; Литературно-критические
статьи, М., 1937; О литературе. Статьи и речи. 1928-1936, М;,1937;Пьесы,
т. 1-2, М.-Л., 1936-37;
Пьесы и сценарии, М., 1941 (Архив А. М. Горького, т. 2).
Лит.: Ленин В. И., Письма Горькому, М., 1939 В. И. Ленин о литературе
и искусстве. Сборник, М., 1957 Боровский В., Литературно-критические
статьи, М. 1956; Луначарский А., О театре и драматургии. Избр статьи в
2-х томах, т.1,М.,1958; его же, Статьи о Горьком М., 1957; Юзовский Ю.,
Драматургия Горького, ч. 1 М.-Л.,1940; его же, Максим Горький и его
драматургия, М., 1959; Михайловский Б. В., Драматургия М. Горького эпохи
первой русской революции, 2 изд., М. 1955; Д а н и л о в С., М. Горький,
М.-Л., 1950; е г о ж е Горький на сцене, Л.-М., 1958; ГригорьевМ.
Горький драматург и критик, М., 1946; Горький и театр. Сб. статей,
М.-Л., 1938; Б я л и к Б., Горький в борьбе с театральной реакцией,
Л.-М., 1938; его ж е, О Горьком. Статьи, М., 1947; его же, Драматургия
М. Горького советской эпохи, М., 1952; Станиславский К. С., Моя жизнь в
искусстве, 8 изд., М.-Л., 1948; Немирович-Данченко Вл. И., Из прошлого,
М., 1938. В. 3.
ГОРЬКИЙ (до 1932 -Нижний Новгород) - город в РСФСР (942 тыс. жит. на
1959). Один из старейших театр. центров Сов. Союза. Первая труппа была
организована в Н. Новгороде в 1798 помещиком кн. Н. Г. Шаховским из
крепостных крестьян. В отличие от мн. крепостных т-ров,
предназначавшихся для домашнего развлечения, этот т-р был создан как
публичный, доходный т-р для обслуживания в осн. широкого городского
зрителя. Актёры обучались и играли ранее в домовом т-ре помещика в
Москве и в его имении в Нижегородской губ. Репертуар (так же как и в
столичных т-рах) состоял из трагедий, драм и комедий рус. авторов, а
также пьес Шекспира, Шиллера, Кальдерона, Коцебу, опер (в т. ч.
"Волшебная флейта" Моцарта). В 1811 было построено спец. здание (ок. 300
мест), к-рое просуществовало до 1853 (сгорело). Новое, также небольшое и
неблагоустроенное, здание было отстроено в 1856. В нём т-р играл до
1896. Среди первых артистов т-ра - И. Залесский, выступавший в трагедиях
и драмах, и Я. Завидов - драм. актёр, певец, музыкант, композитор,
балетмейстер. После смерти кн. Шаховского (1824) т-р переходил во
владение сменявших друг друга антрепренёров. В 1838-39 антреприза
перешла к актёру В. И. Живокини, к-рый усилил состав труппы, улучшил
декорации и костюмы и т. п. Во 2-й и 3-й четвертях 19 в. в труппу т-ра
входили актёры: А. А. Вышеславцева (из крепостных крестьян Шаховского),
М. С. Мочалова-Франциева и В. С. Мочалов (сестра и брат знаменитого
трагика П. С. Мочалова), Н. К. Милославский, Н. X. Рыбаков, Е. П.
Пиунова-Шмитгоф и др. Т-р был тесно связан с передовой интеллигенцией
города. В 1857-58 в жизни т-ра принимал участие поэт Т. Г.
Шевченко,проживавший в это время в Н. Новгороде, отразивший жизнь т-ра в
своих дневниках и письмах этого периода. В 1857 на сцене Нижегородского
т-ра выступил М.С.Щепкин (приехавший навестить Шевченко), сыгравший
здесь роли Городничего, Любима Торцова; Матроса и Чупруна (в водевилях
"Матрос" Соважа иДелурьеи "Московский чаровник" Котляревского).
Крупным событием в жизни т-ра явились гастроли артиста
Александрийского т-ра А. Е.Мартынова, а также гастроли негритянского
трагика А. Олдриджа (1862, исполнял роли Отелло, Лира и Макбета). В
Нижегородском т-ре начала свою артистич. деятельность Л. П.
Никулина-Косицкая (впоследствии,в период своей творческой зрелости, она
выступила в Н. Новгороде в роли Катерины). На нижегородской сцене еще
ребёнком впервые появилась П. А. Стрепетова. В 1866- 1868 здесь работал
А. П. Ленский. В последней четверти 19- нач. 20 вв. в состав труппы
входили: В. П. Д ал-матов, Н. А. Мичурин-Самойлов, П. В. Самойлов, Ф. П.
Горев, М. М. Петипа, П. К. Красовский, О. В. Арди-Светлова, 3. В.
Холмская, Н. Ф. Скарская и др. В Н. Новгороде неоднократно
гастролировали М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, К. С. Станиславский, М.
П. и О. О. Садовские, А. П. Ленский, П. А. Стрепетова, В. Н. Давыдова,
К. А. Варламов, П. Н. Ор-ленев, певцы - И. В. Тартаков, Е. Я. Цветкова и
др. Однако, несмотря на наличие в труппе крупных артистич. сил, гастроли
выдающихся актёров, общий уровень сценич. мастерства и театр. культуры в
Нижегородском т-ре вследствие деятельности антрепренёров-коммерсантов
был невысок. Нек-рый творч. подъём наметился в период, когда труппу
возглавляли актёр и режиссёр Н. И. Соболъщиков-Самарин (1893-99) и
антрепренёр К. Н. Незлобии (1900-02). Они боролись за художеств.
репертуар, за серьёзную репетиционную подготовку спектаклей и артистич.
ансамбль. В 1896 было сооружено новое просторное и нарядное театр.
здание (арх. В. А. Шредер). В этом помещении Горьковский т-р играет и в
наст. время. В 1896 - 1902 в Н. Новгороде в местной газете
"Нижегородский листок" сотрудничал М. Горький, живо интересовавшийся
деятельностью т-ра и освещавший крупные театр. события в ряде газетных
корреспонденции и статей. В годы революц. подъёма 1904-05 здесь были
пост. пьесы Горького "Мещане", "На дне", "Дети солнца" (спектакли эти
часто заканчивались политич. демонстрациями, на одной из них выступил Я.
М. Свердлов).
После Октябрьской революции роль города как театр. центра неизмеримо
выросла. Было создано несколько постоянных т-ров разл. жанров. В Г.
работают (1962) Государственный драматический театр имени А. М. Горького
(см. Горьковский театр), Горъков-ский театр оперы и балета имени А. С.
Пушкина, Театр комедии, Горъкдвский театр юного зрителя имени Н. К.
Крупской, Театр кукол. В Г. имеются цирк, филармония, театральное уч-ще,
консерватория (им. Глинки), музыкальные учебные заведения, много
коллективов театральной самодеятельности (Народный театр горьковского
автозавода и др.). Систематически выступают в городе театральные и
филармонические коллективы страны, отдельные выдающиеся артисты.
Лит.: ГацискийА. С., Нижегородский театр. 1798- 1867, Н. Новгород,
1867; Нижегородский театр за 130 лет, Н. Новгород, 1929. А. Кл.
ГОРЬКОВСКИЙ ТЕАТР (Государственный ордена Трудового Красного
Знамени'драматический театр имени А.М. Горького) - один-из старейших
русских театров. История создания т-ра восходит к 1798, когда кн. Н. Г.
Шаховской открыл в Нижнем Новгороде публичный театр [см. Горький
(город)].
В 1924-45 т-ром бессменно руководил Н. И. Сс-больщиков-Самарин, с
творчеством к-рого были связаны лучшие периоды деятельности т-ра и в
дореволюц. период. Собрав здесь сильную труппу, Соболыциков-Самарин
культивировал традиции рус. сценич. реализма, стремился создать подлинно
нар. т-р. С 20-х гг. выдающееся место в репертуаре Г. т. принадлежит
пьесам М. Горького. На сцене т-ра пост. все его пьесы. Ряд горьковских
спектаклей т-ра считается образцовым по верности интерпретации, точности
выражения мыслей великого писателя-гуманиста: "Мещане" (1927, режиссёр
Соболыциков-Самарин), "Последние" (1936, реж. Лермин), "Зыковы" (1937,
реж. Брилль), "Варвары" (1943), "Дачники" (1946), "Егор Булычев и
другие" (1951), поставленные Н. А. Покровским, "Фальшивая монета" (1958,
реж. Гершт). Этапными в жизни Г. т. явились пост. пьес сов. драматургов,
посв. событиям гражданской войны в России и совр. проблемам:
"Огненный мост" Ромашова (1929), "Ярость" Яновского (1929), "Выстрел"
Безыменского (1930), "Страх" Афиногенова (1932), "Поэма о топоре"
(1932), "Мой друг" (1934), "Аристократы" (1935), "Человек с ружьём"
(1936) Погодина, "Платон Кречет" (1935), "Гибель эскадры" (1936),
"Фронт" (1942) Корнейчука, "Парень из нашего города" (1942), "Русские
люди" (1942), "Нашествие" (1943), "За тех, кто в море" (1946);
"Оптимистическая трагедия" (1957); "Интервенция" Славина (1957), "Братья
Ершовы" по Кочетову (1959), "Иркутская история" Арбузова (1960),
"Сыновний бунт" по Бабаевскому (1961). Большое место в репертуаре Г. т.
занимают постановки рус. и зарубежной клас-сич. драматургии: "Гамлет",
"Зимняя сказка" Шекспира, "Коварство и любовь"; "Учитель танцев" Лопе де
Вега, "Дама-невидимка" Кальдерона, "Дядя Ваня", "Чайка"; "Лес", "Сон на
Волге", "Бешеные деньги" Островского, "Обрыв" по Гончарову, "Анна
Каренина" и др. В т-ре постоянно ставятся произв. совр. зап.
драматургии: "Филумена Мартурано" Де Филиппе, "Юпитер смеётся" Кронина,
"Орфей спускается в ад" Уильямса и др. Вместе с Соболыциковым-Самариным
и после его смерти (1945) в Г. т. работали режиссёры Е. А. Брилль, В. П.
Лермин, Н. А. Покровский. С 1956 гл. режиссёр т-ра - нар. арт. РСФСР М.
А. Гершт. В труппе т-ра (1962): нар. арт. РСФСР В. И. Кузнецов, нар.
артисты РСФСР А. Н. Самарина, Н. А. Левкоев, В. И. Разумов, В. А.
Соколовский, нар. арт. УССР А. М. Таршин, засл. артисты РСФСР Н.А.
Бельская, Р. М. Вашурина, А. Н. Горян-ская, засл. арт. БССР Л. С.
Дроздова, засл. артисты
РСФСР Т. П. Рождественская, Э. В. Суслова, М. А. Зинин, Б. В. Костин,
В. Я. Самойлов, артисты В. Я. Дворжецкий, Я. А. Дольский, Е. Я. Новиков,
Г. А. Писарев, Г. Е. Писарев, А. Н. Вейсова, Н. Ф. Самойлова, С. Ж.
Петрунинаидр. Г. т. неоднократно выезжал на гастроли в Москву и
Ленинград. В связи со 150-летием Г. т. был в 1949 награждён орденом
Трудового Красного Знамени.
Лит.: Гацисский А. С., Нижегородский театр. 1798-1867, Н.-Новгород
1867; Собольщиков-Сама-рин Н. И., Записки, Горький, 1940; Сурков Е,
Горьковский, областной театр драмы, [Горький], 1937; Барсуков Н.,Волчек
Ю., Великие сорок лет (Страницы из истории Горьковского ордена Трудового
Красного Знамени театра драмы им. М. Горького), Горький, 1957. А. Кл.
ГОРЬКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА. С 1798
крепостная труппа князя Шаховского (певцы Я. Зайцев, А. Вышеславцев и
др.) давала регулярные оперные спектакли. В репертуаре т-ра были оперы
"Титове милосердие" Арайя, "Волшебная флейта" Моцарта, позднее"Русалка"
Даргомыжского, "Аскольдова могила" Вер-стовского, "Волшебный стрелок"
Вебера, балет "Дон Жуан" Глюка и др. В 1896 к открытию Всероссийской
художеств.-пром. выставки в Нижнем Новгороде сооружается здание нового
т-ра. В труппу т-ра, сформированную С. И. Мамонтовым, входили крупнейшие
певцы того времени, в т. ч. Ф. И. Шаляпин, И. В. Тартаков, Е. Я.
Цветкова. Т-р открылся оперой "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") Глинки с
участием Шаляпина. С этого времени в Нижнем Новгороде ежегодно работали
оперные труппы, выступали выдающиеся певцы. В сов. время (с 1935) создан
стационарный оперный т-р, выстроено новое здание т-ра (на открытии
исполнялась опера "Князь Игорь"). В 1937 т-ру было присвоено имя А. С.
Пушкина. В т-ре ставятся лучшие произв. рус. классической ("Иван
Сусанин", 1940, "Садко", 1949) и зап.-европ. музыки ("Аида", 1948, 1957;
"Кармен", 1936, 1939, 1961; "Фауст", 1940), оперы сов. композиторов
("Тихий Дон", 1936, 1950; "Поднятая целина", 1939;
"Броненосец "Потёмкин"" Чишко, 1937; "Семья Тараса" Кабалевского,
1951; "Мать" Хренникова, 1957; "Овод" Спадавеккиа, 1961). Т-р, носящий
имя Пушкина, неоднократно ставил оперы и балеты по сюжетам произв.
поэта: "Евгений Онегин", 1935, 1941, 1947, 1952, 1955, 1959; "Русалка",
1937, 1940, 1944, 1952, 1960; "Пиковая дама", 1938, 1947, 1960; "Борис
Годунов", 1937, 1957; "Мазепа", 1938, 1949; "Дубровский", 1941; "Руслан
и Людмила", 1944; "Бахчисарайский фонтан", 1937, 1949, и др. Т-р
осуществил пост. опер горьковского комп. А. А. Касьянова: "Степан
Разин", 1939, "Фома Гордеев", 1946, "Ермак", 1961. Ставятся балеты:
"Лебединое озеро", 1936, 1951; "Коппелия", 1946; "Спящая красавица",
1953; "Щелкунчик", 1955; "Баядерка" и ' "Дон Кихот" Минкуса, 1936, 1961;
"Красный цветок", 1941, 1953; "Каменный цветок", 1961; муз. комедии:
"Летучая мышь", 1950; "Холопка", 1960. В т-ре работали: реж. М. М.
Валентинов, И. И. Волчек, М. А. Те-решкович, Б. А. Покровский, дирижёр
И.А. Зак, солист А. А. Иванов и др. В труппе т-ра (1962): солисты оперы
засл. арт. РСФСР М. Л. Чиненкова, засл. арт. Каз. ССР 3. Н. Никитина, А.
А. Сакулин, А. И. Суханов, В. В. Райцев, Л. Я. Аболинь, А. М. Бурлацкий,
И. Е. Мануйлов, солистки балета засл. артистки РСФСР Н. В. Золотова, Л.
К. Семёнова, Л. В. Фе-дорушко; Б. Г. Рахманин, В. М. Гуськов, Ю. А.
Мягков и др. Гл. дирижёр - засл. деят. иск-в Латв. ССР Л. Ф. Худолей,
реж.- засл. арт. БССР О. М. Моралёв, гл. балетм.- Л. А. Серебровская,
гл. хормейстер - П. С. Скаковский, художник - заслуженный деятель
искусств РСФСР А. М. Мазанов, концертмейстер - заслуженная артистка
Армянской ССР С. Г. Мелик-Беглярова.
Лит.: Благовидова Н., Завидное будущее, "Театральная жизнь", 1960, ј
15, август, с. 21-22. Э. А*., А. Ив.
ГОРЬКОВСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ ИМЕНИ Н. К. КРУПСКОЙ - русский
советский театр для детей. Создан в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький) в
1928. С 1929 - стационарный т-р. Спектакли: "Созвездие гончих псов"
Паустовского (1938), "Белеет парус одинокий" (1938) и "Сын полка" (1950)