<< Пред. стр. 202 (из 913) След. >>
драматич. наследства Г. остался только отрывок из театр. сказки"Принцесса Бландина". В пьесе сохраняются атрибуты романтич. т-ра. Она
написана под влиянием т-ра Гоцци, итал. комедии дель арте и близка
романтич. комедиям Л. Тика. Теоретич. взгляды Г. на театр изложены в его
театр. рецензиях, в книге "Необычайные страдания одного театрального
директора", написанной в форме диалога директоров драматич. и кукольного
т-ров. Г. резко критикует совр. ему нем. т-р за упадок иск-ва, требует
создания высокохудожеств. драматич. произведений; выступает против
пустых и пошлых франц. мелодрам, против сентиментальных пьес Коцебу и
Иффланда и выдвигает в качестве образцов драмы Шекспира и Шиллера, а
также Кальдерона и Гоцци. театр. суждения Г. свободны от мистики,
отвлечённости эстетики нем. романтизма. Г. ценил Шекспира за правдивое
воспроизведение жизни, внутреннего мира человека, сочетание трагического
и комического. Он дал глубокий анализ пьес Мольера, Лессинга, Шиллера,
требовал возвращения к серьёзному направлению, господствовавшему в нем.
т-ре во времена Лессинга. В своём муз. и театр. творчестве Г. сочетает
сказочное с реальным; создавая свой фан-тастич. мир, в то же время ярко
показывает окружающую его действительность. Выдвигая необходимость
создания психологич. драмы, Г. утверждал, что ведущим компонентом
спектакля является актёр. Он выступал против театр. эффектов, пышных
декораций и роскошных костюмов, к-рые заслоняют игру актёров, против
фарса, внешнего комизма и против напыщенной риторической речи,
манерности в актёрской игре. Отстаивал принцип индивидуализации и
естественности. Но выдвигая все эти реалистич. принципы, Г. закончил
свою книгу неожиданнымы-водом - "идеальные актёры - это марионетки".
Поэтич. образы новелл и романов Г. нашли муз. воплощение в
произведениях композиторов разных стран: в балетах Чайковского
("Щелкунчик", 1892), Делиба ("Коппелия", 1870), вкомич. опере Оффенбаха
("Сказки Гофмана", 1881), в фортепьянных произведениях ("Крейслериана"
Шумана) и др. Произведения, созданные по новеллам Г., широко ставятся на
мировой сцене. "Сказки Гофмана" пост. большинством крупных оперных т-ров
мира (в 1958 в "Комишеопер", Берлин); в 1920-22 моек. Камерный т-р пост.
спектакли "Принцесса Брамбилла" и "Сеньор Формика" и др.
Соч.: Samtliche Werke, Bd 1-10, Munch., 1908-1928; в рус.
пер.-"Принцесса Бландина", М.. 1925; Собр. соч., т. 1-7, М.. 1929-30;
Избр. произв., т. 1-3, М., 1962.
Лит.: M a u s о l f W., E. T. A. Hoffmanns Stellung zu Drama und
Theater, B., 1920; В е с k i n g. Hoffmanns musikalischen Kompositionen,
(s. l.], 1922-27; K o p p l er R., E. T. A. Hoffmann am Bamberger
Theater, Bamberg, 1929;
Kuznitzky H., Hoff mann als Buhnenkomponist, [s. l.], 1930; W o l f
G. J., Hoffmann und das Bamberger Theater, [s. L], 1930; F u n k e G.,
Hoffmann als Musikkritiker, "Zeilschr. fur Musikwissenschaft", Lpz.,
1937, CIV; Greeff P., E. T. A. Hoffmann als Musiker und
Musikschriftsteller, (Koln- Krefeld], 1948. Г. Г у р,
ГбФМАН, Юрий Фёдорович (р.27.III.1915)- русский советский артист
балета. Засл. арт. РСФСР (1955). В 1933 окончил Моск. хореографич.
уч-ще, в 1937 - Ленингр. хореографич. техникум и был принят в Т-р оперы
и балета им. Кирова. В 1942-59 - в Большом т-ре. С 1959 ведёт концертную
деятельность.
Партии: Фрондосо ("Лауренсия"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Ромео
("Ромео и Джульетта"), Ван Ли-чен ("Красный цветок"), Батыр ("Шурале") и
др. Дл. Г.
ГОФМАНСТАЛЬ, Хофмансталь Hofmann-sthal), Гуго фон
(1.11.1874-15.VII.1929) - австрийский поэт и драматург. Представитель
неоромантизма и символизма в австр. литературе нач. 20 в. Творческую
деятельность начал в 1890. Г. испытал влияние М. Метерлинка, О. Уайльда,
Г. Д'Аннунцио, был близок по идейной направленности философии Э. Маха и
3. Фрейда. От политич. и социальной борьбы в совр. ему мире Г. призывал
к уходу в мир "чистого искусства" и романтич. мечты.
Первые пьесы Г.- драматич. поэмы, они напоминают этюды или фрагменты.
Пьесы эти (часто одноактные) лишены внешнего действия, их лирич.
стихотворные монологи и диалоги передают интимные переживания,
размышления, воспоминания героев. Они написаны лирич. музыкальными
изысканными стихами. Гл. в драмах - описания сложных,
утончённо-болезненных настроений. Действие драм происходит в
стилизованной обстановке, лишённой историч. и местного колорита. Герои
Г.- индивидуалисты, мечтатели, эстеты, отвергающие грубую реальную
действительность ("Вчера", 1891, "Смерть Тициана", 1892, пост. 1901,
"Свадьба Зобеиды", 1893, "Женщина в окне", 1898, "Авантюрист и певица",
1899) и понимающие бесплодность своего существования, свою обречённость
(Клавдио - "Безумец и смерть", 1893).
Большое место в творчестве Г. занимают античные трагедии, являющиеся
вольными переложениями трагедий Софокла "Электра" (1903), "Эдип и
Сфинкс" (1906), "Царь Эдип"(1909) и Еврипида "Алкеста" (1911). Античные
сюжеты трактовались Г. в духе декадентской эстетики, философии Ф. Ницше
и 3. Фрейда. Автор показывал торжество слепой власти рока и патологич.
страстей. В произведениях, написанных после 1-й мировой войны, драматург
использовал нек-рые приёмы экспрессионистской драматургич. техники,
оставаясь чуждым мировоззрению и эстетики экспрессионизма. Утверждение
индивидуализма, реакционной романтики и мистич. черты ещё усилились в
пьесах Г. "Зальц-бургский большой театр жизни" (1923), "Башня" (1925).
Пьесы Г. ставились в конце 19 - нач. 20 вв. во мн. т-рах Австрии и
Германии. Большая часть их пост. впервые Рейнхардтом; в Нем. т-ре:
"Электра" (1903), "Эдип и Сфинкс" (1906) и др., в берлинском цирке
Шумана - "Царь Эдип" (1910). Пьеса Г. "Каждый человек" (1912; стилизация
средневекового моралите) была пост. Рейнхардтом в 1920 на Зальцбургском
театр. фестивале и с тех пор повторяется ежегодно (кроме 1938-44). В
России пьесы Г. шли гл. обр. в нач. 20 в.- "Свадьба Зобеиды" в Т-ре
Комисса ржевской (Петербург, 1907), "Электра" в Новом т-ре (Петербург,
1907) и в т-ре "Соловцов" в Киеве (пост. К. Марджанишвили, 1907). В 1925
во время гастролей в Москве С. Моисеи играл "Царя Эдипа". О. Брам ставил
в Нем. т-ре драмы "Свадьба Зобеиды" и "Авантюрист и певица". По либретто
Г. был написан ряд опер Р. Штрауса: "Кавалер роз" (1910), "Ариадна на
Наксосе" (1912) и др.
Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-6, В., 1924; в рус. пер.-Драмы, М.,
1906.
Лит.: К о l l m a n n A., Hugo von Hofmannsthal, Lpz., 1907; B er e n
d s oh n W. A., Der Impressionismus Hofman-nsthals als Zeiterscheinung,
Hamb., 1920; Jacob у К., H. v. Hofmannsthal. Bibliographie, B., 1936.
JJ. Лоб.
ГОЦИРЙДЗЕ, Лейла Михайловна (p.13.III.1924)-грузинская советская
артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1958). В 1947
окончила Тбилисскую консерваторию по классу профессора О. А.
Бахуташвили-Шульгиной. С этого же года Г.- солистка Т-ра оперы и балета
им. Палиашвили. Г. обладает голосом большой звучности и гибкости.
Партии: Нено ("Латавра" Палиашвили), Дареджан ("Дареджан Коварная"
Баланчивадзе), Полина ("Пиковая дама"), Марина Мнишек ("Борис Годунов"),
Любаша ("Царская невеста"), Соломин ("Богдан Хмельницкий" Данькевича),
Кармен, Амнерис; Азучена, Эмилия ("Трубадур", "Отелло") и др.
Лит.: Лейла Гоциридзе, Тбилиси, 1958 (буклет из серии "Артисты
театров Грузии"), ff. Э.
ГОЦИРЙДЗЕ, Николай (Нико) Семёнович (16. VI II. 1872-30.VII.1949) -
грузинский советский актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1924). Род. в Тбилиси в
семье ремесленника. В 1893-1921 - рабочий (маляр) мастерских
Закавказской ж. д. В эти же годы принимал активное участие в
деятельности груз. нар. т-ров (Авчальская аудитория, Народный дом и
др.). В 1921 вступил в труппу Т-ра им. Руставели. В 1930 перешёл в
Кутаисский т-р (впоследствии Т-р им. Марджанишвили, Тбилиси). Г.- яркий
комедийный актёр. Роли: Грушневский ("Соседи" Рамишвили), Акоп ("Ханума"
Цагарели), Геурк ("Затмение солнца в Грузии" Антонова), Журден; Оргон
("Тартюф").
Лит.: Гугушвили Э., Джанелидзе Д., Грузинский гос. драматический
театр имени Котэ Марджанишвили. Краткий очерк, Тбилиси, 1958; Гришашви-л
и И., Нико Гоциридзе, Тбилиси, 1934; Гоциридзе Нико, Воспоминания,
Тбилиси, 1949 (на груз. яз.). Г. Б.
ГОЦЦИ (Gozzi), Гаспаро (4.XII. 1713, Венеция,26.XII.1786)-итальянский
поэт, литературный и театральный критик, драматург. Старший брат К.
Гоцци. Лит. и театр. деятельность Г. протекала в Венеции. Он был
пропагандистом и популяризатором франц. драматургии, перевёл драмы
Вольтера ("Заира", "Марианна"), Лонжепьера ("Электра", "Медея"). В
1746-48 Г. вместе со своей женой поэтессой Л. Бергалли снял т-р
"Сант-Анджело", где пытался противопоставить комедии дель арте новый
репертуар, состоявший из комедий Бурсо ("Басни Эзопа", "Эзоп в городе"),
Детуша ("Мнимая простушка", "Влюблённые философы") и др. в переводах и
переделках Г. Попытка эта не удалась, но она подготовила почву для
реформы Гольдони, к-рая была начата в 1748 на сцене того же т-ра. Пьесы
Г.- "Эдип" (1749), "Марко Поло" (1755), "Исаак" (1755), "Антиохия"
(1757) большого художеств. интереса не представляют. Г.- автор мелодрам
"Три брака" (муз. Н. Кольсиро, 1756, Венеция), "Крестьянка при дворе"
(муз. Д. Руст, 1763). В 1760 Г. печатал статьи о т-ре и рецензии в
"Га-зетте венета" ("Венецианская газета"), "Оссерваторе", основанных и
редактировавшихся Г.
Соч.: Opere, v. 1-12, Venezia, 1794; то же, Milano, 1883; Scritti di
G. Gozzi, scelti e ordinati... da N. Tommaseo, v. 1-3, Firenze, 1849; то
же, Napoli, 1871.
Лит.: GuastulaA.,La vita e le opere di G. Gozzi, Li-verno, 1925. Р.
Х.
ГОЦЦИ (Gozzi), Карло (13. XII. 1720, Венеция, - 4.IV.1806, там же) -
итальянский драматург. Происходил из старинной, но обедневшей
аристократии. семьи, носившей графский титул. В возрасте 20 лет поступил
на воен. службу (в Далмации). В 1744 возвратился в Венецию. С юных лет
увлекался поэзией и театром, любил нар. поэзию, сказку, комедию дель
арте, к-рую считал "гордостью Италии". В 1747 вместе с группой
единомышленников основал шуточную академию "Гранеллески, к-рая вела
борьбу с просветит. идеями, воспринятыми итал. писателями из Франции.
Главной мишенью для нападок академии были драматурги К. Голъдони и П.
Къяри, а Г. выступал застрельщиком этих нападок. В своих стихотворениях
и памфлетах Г. упрекал Гольдони и Кьяри в том, что они потакают вкусам
толпы, внося в свои пьесы грубый натурализм и ходульную романтику, что
они отрывают т-р от нар. корней, уничтожая любимые народом маски и
импровизацию. Г. признавал талант Гольдони, его знание жизни и т-ра, но
в то же время отмечал наличие в его пьесах шаблонных приёмов,
недостаточно тщательную разработку характеров. Протестуя против
дискредитации дворян и прославления плебеев в комедиях Гольдони, Г.
упрекал его в грубости, безнравственности. Г. утверждал в т-ре
фантастику, условность и потому стремился реабилитировать
дискредитированную Гольдони комедию дель арте, утвердить сказочную
тематику. Сочетая оба эти элемента, Г. создал новый жанр фьяб - сказок
для т-ра (fiaba teatrale), с к-рым выступил против Гольдони и Кьяри;
этим жанром он стремился доказать, что "искусное построение пьесы,
правильное развитие её действия, гармонический стиль достаточны, чтобы
придать детскому фантастическому сюжету, разработанному в плане
серьёзного представления, полную иллюзию правды" ("Бесполезные мемуары",
гл. 3-4). Первая фьяба - "Любовь к трём апельсинам" (1761, т-р
"Сан-Самуэле") - сохранилась в виде "разбора по воспоминанию", т. е.
позднейшей записи сценария с введёнными в него стихотворными вставками и
авторскими пояснениями. Сюжет сказки из сборника неаполитанского
писателя 17 в. Дж. Базиле "Пен-тамерон" был использован здесь Г. для
литературно-театр. пародии на произв. Гольдони и Кьяри и обогащён
весёлой буффонадой возрождённых Г. масок комедии дель арте. Спектакль
имел огромный успех. Театр. реформа Гольдони была дискредитирована, т-р,
где ставились пьесы Гольдони и Кьяри, перестал посещаться, а т-р
"Сан-Самуэле", ставивший фьябы, стал самым посещаемым в Венеции. За
первой фьябой последовали в течение пяти лет (1761- 1765) девять других.
В фьябе "Ворон" (1761) центр тяжести был перемещён на раскрытие
характеров героев сказочной трагикомедии, прославляющей самоотверженную
дружбу и братскую любовь. Эта высоко поэтичная драма изображала сильные
страсти, неизвестные до той поры в итал. драматургии. Пародийно -
сатирич. элемент был сведён до минимума, ограничивалась роль масок, их
импровизации. Те же особенности отличают фьябу "Король-Олень" (1762),
развивающую жанр сказочной трагикомедии. Г. воспевает здесь беззаветную
супружескую любовь. Верной жене Анджеле противопоставлен вероломный
министр Тарталья, к-рый из комич. маски превращается у Г. в трагич.
персонаж. Фьяба "Турандот" (1762) характеризуется полным отказом от
фантастики, введением в сказочную фабулу реальных мотивов. Роль масок
здесь значительно ослабевает, и они сохраняются только для комич.
контраста с осн. действием. Фабула "Турандот" заимствована из комич.
оперы Лесажа "Китайская принцесса" (1729), использовавшего произв. поэта
Низами, изложенное в сборнике персидских сказок Пети де ла Круа (изд.
1712). Г. значительно переработал текст Лесажа, создал образ женщины,
защищающей человеческие права, борющейся за своё освобождение от
семейного рабства. Именно этим образ Турандот восхитил Шиллера,
обработавшего сказку Г. для Веймарского т-ра. Огромный успех "Турандот"
привёл к победе Г. над его противниками, к-рые покинули Венецию, уступив
Г. поле сражения (последующие пьесы Г. ставились в т-ре "Сант-Анджело ).
В своей сказке "Женщина-Змея" (1762) Г. вернулся к манере "Ворона" и
"Короля-Оленя", создав занимательную и волнующую фабулу. Фьяба "Зобеида"
(1763), названная Г. "сказочной трагедией", представляет собой попытку
создания трагедии в форме феерии. Здесь Г. потерпел неудачу, т. к.
постоянное вторжение фантастики в жизнь героев лишало пьесу реального
жизненного содержания. Сказка "Счастливые нищие" (1764), близкая к
манере "Турандот", но лишённая элементов фантастики, не имела успеха у
зрителей. В 1764 Г. написал сказку "Синее чудовище", рисующую
трогательную историю любви принца и принцессы, выдерживающих страшные
испытания. Несмотря на мастерское построение пьесы, Г. не был ею
удовлетворён; он стремился отойти от чистой занимательности. В фьябе
"Зелёная птичка" (1765) Г. возвратился к тем парод ийно-сатирич.
мотивам, к-рые вызвали к жизни самый жанр фьябы. На этот раз Г. направил
остриё своей сатиры на общественно-философскую жизнь Венеции. Фьяба
представляет собой памфлет на материализм франц. энциклопедистов и
выражает консервативную позицию итал. аристократии. К "Зелёной птичке"
близка фьяба "Дзеим, царь джиннов, . или Верная раба" (1765), в к-рой
сказка, пародия, сатира использованы для выражения консервативных
морально-политич. взглядов. Гл. идея пьесы - необходимость безропотно
выносить все несчастия, какие провидению угодно возложить на человека.
После "Дзеима" Г. больше н'е писал сказок для т-ра. Этот жанр потерял
интерес новизны для зрителей, как только выполнил свою полемич. задачу.
Сказки Г. в те годы не ставились за пределами Венеции; их успех был
чисто местным, тогда как комедии Гольдони имели успех по всей Италии.
Перестав сочинять фьябы, Г. обратился к романич. трагикомедиям в
прозе, написанным в стиле исп. "комедии плаща и шпаги". Эти пьесы
принято называть драмами Г. "второй манеры". Первая из них написана еще
в 1762 ("Кавалер-друг, или Торжество дружбы"), последняя -
"Чимене-Леопард" - была представлена в 1786, через несколько лет после
её написания. Г. принадлежат 23 пьесы этого жанра; среди них:
"Женщина, истинно любящая" (1771), "Принцесса-философ" (1772),
"Любовное зелье" (1777). Пьесы "второй манеры" были написаны для той же
труппы А. Сакки, к-рая исполняла фьябы Г. Мн. из них предназначались для
актрисы Т. Риччи. Последние 20 лет жизни Г. отошёл от т-ра и жил в
полном уединении и безвестности. Он пережил падение Венецианской
республики, явившееся косвенным откликом в Италии на франц. революцию,
к-рую Г. не понял и не принял. Последнее лит. произв. Г.- "Бесполезные
мемуары" (1797) - содержит интересный материал по истории венецианского
театр. быта 18 в.
Г. был противоречивым художником. В эпоху Просвещения он выступал
против просветит, рационализма, защищал фантастику, опирался на нар.
поэзию, к-рой пренебрегали мн. просветители. Г. придерживался во многом
консервативных позиций, но он ненавидел бурж. мир и в противовес
эгоизму, собственничеству, торгашеству прославлял в своих пьесах высокие
человеческие чувства - дружбу, любовь, преданность, самоотверженность,
настойчивость в борьбе за трудные цели, за права человека. Как художник
Г. прокладывал путь романтизму. Его горячо приветствовали романтики всех
стран - немецкие (А. В. Шле-гель, Л. Тик, Э. Т. А. Гофман), французские
(Ж. де Сталь, Ш. Нодье, Ф. Шаль, П. де Мюссе) и др. Из рус. писателей 19
в. Г. заинтересовался А. Н. Островский. Он сам начал переводить пьесу
"Женщина, истинно любящая" и рекомендовал А. Д. Мысовской в 1885
"переработать по-русски" сказки Г. Творчество Г. привлекало внимание
режиссёров. В. Э. Мейерхольд назвал свой театр. журнал, посв. пропаганде
комедии дель арте (1914-16), по первой фьябе Г.- "Любовь к трём
апельсинам". Он же подсказал С. С. Прокофьеву мысль написать оперу на
этот сюжет. В СССР большой успех имели пост. "Турандот" Е. Б. Вахтангова
(1922) и "Короля-Оленя" в Центр, т-ре кукол под рук. С. В. Образцова
(1943). Сказки Г. заняли заметное место в репертуаре сов. детских т-ров.
Соч. Opere, Venezia, 1822; Le fiabe... a cura di E. Masi, v. 1-2,
Bologna, 1884: в рус. пер.: Сказки для театра. M., 1956 (полный перевод
всех 10 сказок); Женщина, истинно любящая, в кн.: Б а г p и и А.,
'Литературный семинарий, Баку, 1926; Бесполезные мемуары, пер. Я. Блоха
(отрывки), в кн.: Хрестоматия по истории западноевропейского театра С.
Мокульского, т. 2, 2 изд.. M., 1955.
Лит.: Мокульский С., Карло Гоцци и его сказки для театра (вступ.
статья), в кн.: Гоцци К., Сказки для театра, М., 1956; Гвоздев А., Из
истории театра и драмы, П., 1923; Ли В., Италия, Избранные страницы, т.
2. Театр и музыка, пер. Е. Урениус, М., 1915; Ma g г i n i G. B. I
tempi, la vita e gli scritti di Carlo Gozzi, Napoli, 1887; Masi E.,
Carlo Gozzi e le sue fiabe teatrali, pref. di M. Zanichelli, Bologna,
1885; Casini Т., Ritratti e studii moderni, Roma, 1914; ZardoA., Teatro
veneziano del Settecento, Bologna, 1925; M a n t o va n i Т., Carlo
Gozzi, Roma, 1926; Baroncelli da R o s В., Studi sul teatro di Carlo
Gozzi., "Dramaturgia", 1957. С. Мок.
ГОЧЕВ, Гочо'(р. 5. VI. 1913) - болгарский' театральный критик и
педагог. Член Коммунистич. партии Болгарии. Окончил юридический
факультет в Софии. Участвовал в антифашистской борьбе как член окружного
комитета Рабочего союза молодёжи и был интернирован. С 1944 заведует
лит. отделом Нар. т-ра в Варне, секретарь Болгарского союза артистов.
Был редактором журнала "Театър". С 1950 -доцент, а с 1962 - профессор
Высшего ин-та театр. иск-ва им. Сарафова. Критич. статьи Г. опубликованы
в сб. "Театър и драма" (I960), в книге рассматриваются вопросы, совр.
болг. драматургии. Ст. К., Н. Инд.
ГОШЕВА, Ирина Прокофьевна [р.12(25).III. 1911]- русская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1963). Чл. КПСС С 1946. В 1932 окончила
Ленингр. ин-т сценич. иск-в. В том же году была принята в "Молодой т-р"
под рук. С. Э; Радлова; сыграла здесь роль Дездемоны. В 1935-40'актриса
Ленингр. т-ра Комедии (под рук. Н. П. Акимова). Обладая большим лирич.
дарованием, владея йск-вом тонкого психоло-гич. анализа, Г. создала
образы, пленяющие молодостью, обаянием, чистотой: Диана("Собака на сене"
Лопе де Вега), Аннунциата ("Тень" Шварца), Олуэн ("Опасный поворот"
Пристли). С 1940 Г.-в труппе МХАТа.
Роли: Аня ("Вишнёвый сад"), Ирина ("Три сестры"), Аня ("Дни и ночи"
Симонова), Констанс ("Осенний сад" Хелман), Мария Ильинична Ульянова