<< Пред. стр. 207 (из 913) След. >>
трупп занимали историч. драмы совр. греч. писателей. Ставились такжепьесы Мольера, Гольд они, Шиллера, Гюго, Шекспира (гл. обр. в
переделках). В актёрском исполнении преобладали напыщенная декламация,
искусственный пафос. Среди крупных актёров Греции сер. ,19 в.- П. Суцас,
Д. Тавуларис, Д. Алексиадис, П. Вонасера и др. В конце 19 в. признание
получили трагедийные актрисы Е. Па-раскевопулу, Е. Верони и
актёр-романтик, исполнитель шекспировских ролей Н. Лекацас. В 90-е гг.
особым успехом пользовались лёгкие комедии и лирич. драмы с песнями -
"комидиллион". В этом жанре прославился комедийный актёр Е. Пандопулос,
игра к-рого отличалась чертами народности и реализма.
В нач. 20 в. К. Христоманос организовал т-р "Неа скини" ("Новая
сцена", 1901), где пост. спектакли:
"Дикая утка" Ибсена, "Нахлебник" Тургенева, "Власть тьмы",
"Трактирщица" ("Хозяйка гостиницы") и др., а также реалистич. пьесы
совр. греч. драматургов Г. Ксенопулоса ("Тайна графини Валерены"), Я.
Камбисиса ("Курды"), М. Авгериса ("Перед людьми"). Христоманос стремился
к созданию актёрского ансамбля, требовал от актёров тщательной работы
над ролями, реалистич. трактовки образов. Однако в творчестве
Христоманоса сказались и натуралистич. тенденции. В дальнейшем т-р "Неа
скини" ставил безыдейные развлекательные пьесы. Вскоре т-р пришёл к
творч. кризису и в 1906 прекратил своё существование. В 1901 возник гос.
Королевский т-р в Афинах (см. Греческий Королевский театр), в к-ром
работал один из первых греч. режиссёров Ф. Иконому, внесший большой
вклад в развитие актёрского иск-ва и постановочной культуры. На рубеже
19-20 вв. получили распространение пьесы на темы совр. жизни, написанные
греч. авторами Г. Ксенопулосом, П. Нир-ванасом, Д. Тангопулосом, П.
Хорном, Д. Богрисом и Др. Ставились произв. зап.-европ. и рус. классич.
драматургии. В актёрском иск-ве усилились реалистич. тенденции, наиболее
ярко проявившиеся в творчестве Э. Веакиса, М. Котопули,
В 1910-20-е гг. в греч. театр. иск-ве заметны явления упадка. Т-ры
становятся коммерч. предприятиями, в них ставятся гл. обр. низкопробные
бульварные пьесы. Отдельные художеств. достижения связаны в этот период
с творчеством актрис Котопули и Ки-вели, возглавлявших собств. труппы, с
деятельностью реж. Иконому в "Т-ре консерватории" (1917-21) и др.
Попытки преодолеть кризис т-ра характеризуют творчество реж. Ф. Политиса
поставившего в 1925 в "Об-ве греч. т-ра" (осн. в 1919) спектакли
"Эдип-царь" Софокла (с Э. Веакисом в заглавной роли), "Ревизор";
"Братья Карамазовы" по Достоевскому. В 1927-29 Политис осуществляет в
"Профессиональной школе т-ра" пост. спектаклей, отмеченных высокими
художеств. достоинствами ("Василикос" Матесиса и др.). В 1930
прогрессивный театр. деятель и драматург В. Ротас создал "Народный т-р",
просуществовавший до 1934. Попытки организовать постоянные театр.
коллективы предпринимал С. Мелас ("Т-р искусства", 1925, "Свободная
сцена", 1929-30). Значительные в художеств. отношении спектакли
осуществил в 1934 в т-ре "Народная сцена" реж. К. Кун ("Ал-кеста"
Еврипида, "Эрофили" Хортакиса и Др.). Крупным событием театр. жизни 30-х
гг. явились спектакли афинского Нац. т-ра, осн. в 1932 (см. Греческий
национальный театр), в к-ром работали реж. Ф. По-литис и Д. Рондирис.
Значительные постановки были созданы в 1932-34 театр. коллективом, в
к-ром работали актрисы М. Котопули и Кивели ("Мария Стюарт" и др.). С
1934 т-р Котопули объединил таких талантливых актёров, как П.
Гавриилидис, В. Логотети-дис, Д. Мират, Г. Папас, А. Яннидис, здесь
ставились совр. реалистич. пьесы. В т-ре, руководимом В. Арги-ропулосом
(с 1924), шли лёгкие комедии и фарсы. В 1934 начал деятельность т-р под
рук. К. Мусуриса, в 1936 - т-р под рук. К. Андреади.
Фашистская диктатура (1936-41) и иностр. оккупация (1941-44)
препятствовали развитию прогрессивных тенденций в театр. иск-ве; в 1936
фашистская цензура запретила спектакли "Дальняя дорога" Арбузова (т-р К.
Андреади), "Святая Иоанна" Шоу (т-р К. Мусуриса). Запрещались пост. пьес
прогрессивных авторов, в т. ч. историч. драмы "Ри гас Велестинлис" В.
Ротаса и др. Нац.-освободит. борьба 1941-44 и борьба за демократию в
годы после 2-и мировой войны поставили перед т-р ом новые задачи,
деятели театр. иск-ва стремились отразить в спектаклях интересы широких
нар. масс, борющихся за независимость родины. Это стремление наиболее
полно сказалось в творч. практике т-ра "Объединённых артистов" (осн. в
1945), в к-ром выступали актёры: Э. Веакис, А. Ян-нидис, Г. Глинос,
Миранда Теохари, реж. Я. Саран-дидис, Т. Музенидис, Г. Севастикоглу и
др. Наряду с произв. "Феодора" Фотиадиса, "Пробуждение" Кодзиаса, "Летом
мы пожнём" А. Дамианоса, "Кто работает, тот ест" Н. Цекураса т-р впервые
в Греции пост. "Враги", "Нашествие" и пьесы передовых драматургов др.
стран. Усиление поли-тич. реакции привело к закрытию т-ра в 1946,
прогрессивные театр. деятели подверглись преследованиям, В последующие
годы передовые актёры, режиссёры и драматурги продолжали борьбу за
демократич. нск-во. В 1955 был создан "Греч. нар. т-р" под рук. актёра
М. Катракиса, где были пост. спектакли:
"Христа распинают снова" по одноим. роману Н. Ка-зандзакипа, историч.
драма "Караискакис" Фотиадиса и Ставру, "Фуэнтеовехуна" Лопе де Вега,
"Идиот" по Достоевскому и др. В 40-50-х гг. значительным событием в
театр. жизни страны стали пост. Художеств. т-ра ("Театрон технис"; осн.
в 1942 реж. К. Куном) - "Кавказский меловой круг" (1957), "Добрый
человек из Сезуана" (1958), "Восхождению Артуро У и можно было помешать"
(1961) Брехта, "Двор чудес" И. Кам-панеллиса (1958), "Дядя Ваня" (1960).
Среди спектаклей др. т-ров - "Дневник Анны Франк" Гудрич и Хакетт,
"Человек, который делает дождь" Наша, "Дама с камелиями" Дюма-сына
(1956, 1959, т-р Э. Ламбети - Д. Хорна), "Дело Дрейфуса" М. Ску-лудиса
(1959, т-р Д. Мирата), "Бравый солдат Швейк" по Гашеку, "Топаз" Паньоля
(1956, 1958, т-р М. Фото-пул оса), "Филумена Мартурано" Де Филиппе
(1959, т-р К. Андреади). В т-ре, возглавлявшемся видным комедийным
актёром В. Логотетидисом (ум. 1960), ставились комедии Д. Псатаса, Г.
Руссоса и др. В 1959 организован "Неон театрон" под рук. В.
Диа-мандопулоса и М. Алкеу, здесь пост. спектакли "Сказка без названия"
И. Кампанеллиса, "Деревья умирают стоя" Касоны, "Жизнь Галилея" Брехта.
Развитие Г. т. тормозят финансовые затруднения, в т. ч. большие
налоги, отсутствие помощи со стороны гос-ва. Крупные театр. деятели Д.
Хорн, К. Андреади, К. Мусурис, имеющие собств. театр. труппы, всё чаще
обращаются к пост. легковесных "бульварных" пьес. В работе летних т-ров,
организуемых на один сезон, заметна тенденция к пост. пышных
спектаклей-зрелищ, к-рые не отличаются художеств. достоинствами. В конце
50-х - нач. 60-х гг. молодые режиссёры организовали в противовес
коммерч. т-рам труппы, занимающиеся экспериментированием, творч.
поисками. Реж. Т. Алкулисв руководимых им "Т-ре 1959" и "Т-ре 1961"
пост. спектакли "Потерянное письмо" Караджале, "Седая девушка" Хэ
Цзин-чжи и Дин Ни. Т-р "Двенадцатый занавес" ставит ежегодно спектакль,
состоящий из 3 одноактных пьес начинающих греч. драматургов. Творч.
направление этого т-ра сформировалось под влиянием франц.
"авангардизма". В 1960 осн. т-р "Пория" ("Путь") под рук. драматурга и
режиссёра А. Дамианоса, ставящий гл. обр. пьесы совр. драматургов.
"Пирейский т-р" (осн. в 1957), работающий под рук. реж. Д. Рондириса в
г. Пирее, ставит пьесы Шекспира, Шиллера, Эсхила, Софокла, П. Хорна, П.
Кайаса и др. В 1961 начал работу Гос. т-р в Салониках (реж. С.
Карандинос). Среди др. известных театр. деятелей Греции - реж. П.
Кацедис, М. Пло-ритис, М. Лигизос, М. Какоянис, Н. Хадзискос, актёры и
актрисы А. Александракис, Э. Хадзиаргири, А. Кацелис, М. Меркури, А.
Валаку, Э. Верги, В. За-витсиану, Д. Карези, худ. М. Ангелопулос, Г.
Ане-моянис, Г. В акало, С. Василиу, К. Клонис, Я. Стефа-неллис, Я.
Царухис, А. Фокас.
Большое распространение получил т-р обозрения (комедийные сцены с
муз. номерами), в спектаклях к-рого находят выражение бытовая и
социальная сатира, отклик на актуальные политич. события.
Со 2-й пол. 19 в. в Греции получил большое распространение и нар.
теневой т-р "Карагиозис", к-рый до 30-40-х гг. 20 в. был наиболее
популярным нар. зрелищем.
Музыкальный театр. До 80-х гг. 19 в. в Греции не было проф. оперного
т-ра; в Афинах гастролировали итал. и франц. оперные труппы. После 1867
на о-вах Корфу и Закинф были пост. любительские оперные спектакли, здесь
были исполнены первые произв. греч. композиторов С. Ксин-даса, С.
Самараса, П. Каррера и др. Первое выступление греч. проф. оперной труппы
состоялось в Афинах в марте 1888 (опера С. Ксиндаса "Кандидат в
депутаты"), С 1889 эта труппа под рук. композитора и дирижёра Д.
Лаврангаса осуществила пост. опер греч. и зап.-европ. композиторов в
Афинах и др. сородах Греции, а также за границей, в т. ч. в России
(Одесса, 1890). Хотя этой труппе приходилось преодолевать серьёзные
трудности и деятельность её проходила с большими перерывами, здесь
выросли первые нац. оперные артисты - певцы Я. Апостолу, И. Ангелопулос,
Н. Мораитис, певицы 3. Влахопулу, А. Кипарисси и др. Попытка создания
нац. школы оперного иск-ва осуществлена в 1915-19 композитором М.
Каломирисом (опера "Кольцо матери", 1917, и др.). В 1933 он создал "Нац.
оперную труппу", просуществовавшую два года. Отрывки из опер разл.
композиторов ставились учащимися Афинской консерватории (осн. в 1873).
Отсутствие постоянной оперной труппы вынуждало греч. артистов искать
работу за границей (М. Перра, Е. Николаиду, А. Тассо-пулу, О. Лаппас, К.
Енголифопулос, Н. Мосхонас, М. Каллас и Др.).
Проф. опереточные труппы возникают в Греции после 1908, в них
ставятся произв. греч. композиторов (Т. Сакелларидис, Н. Хадзиапостолу)
и оперетты зарубежных авторов. Расцвет оперетты в Греции относится к
1910-20 и связан с именем талантливого актёра И. Папаиоанну. В 1940 в
Афинах основан первый в Греции гос. муз. т-р "Лирики скини", ставящий
оперы и оперетты. В т-ре были пост. "Фиделио" Бетховена, "Борис Годунов"
Мусоргского, произв. Верди, Россини, Пуччини, Моцарта, а также греч.
композиторов М. Каломириса, Г. Склавоса и др. Среди солистов этого т-ра
- Ф. Аидалй, 3. Влахо-пулу, Н. By тира, Е. Гага-Спиропулу, В. Георгиу,
К. Дамасиоти, А. Захарату, Н. Франгиа-Спилиопулу, П. Епитропакис, Д.
Евстратиу, Н. Захариу, Л. Иоан-нидис, Г. Коколиос, М. Коронис, К.
Пасхалис, А. Пандазинос, Д. Танос и др. Режиссёры-Ф. Теоло-гидис, Д.
Рондирис, А. Минотис и др. Дирижёры - А. Паридис, А. Евангелатос, Л.
Зорас и др. Постоянного балетного т-ра в Греции не существует. Отдельные
балетные спектакли ставятся учащимися частных балетных школ - К.
Працика, и танцевальными ансамблями под рук. Д. Страту, Р. Ману и др. В
Афинах также работают т. н. т-ры обозрения, ставящие комедийные сценки и
муз. номера - жанр, сформировавшийся на рубеже 19-20 вв. Наиболее
популярные актёры этого т-ра в 20-50-е гг. 20 в. - П. Кирьякос, Я.
Принеас, К. Мавреас, М. Коккинис, В. Авлонитис, О. Макрис и др., в
развитие эстрадного т-ра большой вклад внёс К. Триандафиллу (Аттик).
Лит.: Le theatre neogrec. Histoire abregee du theatre neogrec,
Athenes, 1957; ???????? ?., ??????? ??? ???????????? ???????, ??.
1-2, ??????,1938-39; ? ? ? ? ? ? ? ?., ??????? ??? ???? ?????????
???????, ?. 1, ?????? (1951); ????? ?., ?????? ??? ???????, ??????,
1944. 77. (J,
ГРЖИМАЛИ (Hrimaly), Войтех (30. Vil.1842- 15. VI. 1908)- чешский
композитор, скрипач, дирижёр. В 1861 окончил Пражскую консерваторию по
классу М. Мильднера. Выступал как пианист и дирижёр в городах Европы, в
т. ч. в Роттердаме, Гётеборге, Праге (с 1868 в Нац. т-ре). С 1874
работал дирижёром и директором муз. школы в Черновипах, с 1887 - во
Львове. Автор комич. оперы "Зачарованный принц" (1872, Прага), оперы
"Швандя дударь" (1896, Пльзень) и соч. в др. жанрах. Оперы Г.
пользовались большим успехом благодаря острым комедийным ситуациям и
живой яркой музыке, осн. на чеш. нар. мелодиях. Л.Т.
ГРИБАУСКАС, Иозас Юргевич (р. 1906)- литовский советский режиссёр.
Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1951.
Окончил театр. студию в Каунасе. Организатор и руководитель театров в
Каунасе: студенческий "Стедра" (1931), рабочий "Вильтис" (1933),
"Молодой театр" (1933). Позднее работал в Каунасском и Клайпед-ском
т-рах. С 1944-худ. рук. и директор Драм. т-ра Лит. ССР (Вильнюс). Пост.
спектакли "Русские люди", "Под каштанами Праги" Симонова, "Незабываемый
1919-й" Вишневского (1951, совм. с В. Цыганковым, Гос. пр. СССР, 1952).
Позднее - гл. режиссёр т-ра оперы и балета в Вильнюсе (с 1957 - и
директор), где пост.: "Демон" Рубинштейна, "Русалка" Даргомыжского
(1949), "Борис Годунов" Мусоргского (Гос. пр. СССР, 1951), "Мазепа"
(1951), "В бурю" Хренникова (1954), "Долина" Д'Альбера (1956), "Дон
Карлос" Верди (1958), "Сказки Гофмана" (1960). Работая в оперном т-ре,
Г. боролся с рутиной, добивался сценич. правды, драм. выразительности.
Следовал творч. методу К. С. Станиславского, перевёл на лит. яз. ряд его
трудов. Н. С.
ГРИБКОВ, Владимир Васильевич [2(15). V. 1902- 22. X. 1960]- русский
советский актёр. Засл. арт. РСФСР (1948). В 1924-38 и в 1944-60-актёр
МХАТа. Играл мистера Пикквика ("Пикквикский клуб" по Диккенсу, 1934),
мягким юмором, теплотой отмечен образ доктора Бублика ("Платон Кречет",
1935). В роли 3-го мужика ("Плоды просвещения", 1951, Гос. пр. СССР,
1952) нашла выражение тема тоски народа о земле. В иск-ве Г. острая
характерность сочеталась с психологической глубиной. Замечательным
созданием артиста явился образ Смердякова ("Братья Карамазовы", 1960), в
котором Г. с потрясающей силой раскрыл философию "смердяковщи-ны". Среди
др. ролей Г.-Абрам ("Квадратура круга" Катаева, 1928), Трубач ("Егор
Булычев и другие", 1934), До-римедонт ("Поздняя любовь", 1944),
Ко-стылёв ("На дне", 1955) и др. Выступал на эстраде как чтец. П.М.
ГРИБОВ, Алексей Николаевич [родился 18(31).!. 19021- русский
советский актёр. Нар. арт. СССР (1948). Чл. КПСС с
1944. По окончании школы при 3-й Студии МХАТа Г. в 1924 вступил в
труппу МХТ. Первая значительная роль Г.- м-р Крегс ("Битва жизни" по
Диккенсу, 1924). В иск-ве Г. предельная простота соединяется с яркой
сценич. выразительностью, выдающимся мастерством. Г. создал глубоко
народные образы, воплощающие лучшие черты рус. человека - мудрость,
душевность, честность, юмор. Таковы - Фрол Баев ("Земля" Вирты), Левшин
("Враги" Горького), Непряхин ("Золотая карета" Леонова); высокого
драматизма достиг Г. в роли Глобы ("Русские люди" Симонова). Играя в
пьесах Чехова, артист тонко передал чеховскую поэзию
(Чебутыкин - "Три сестры", Фирс - "Вишнёвый сад"). До смелой сатирич.
типизации поднимается Г. в ролях Собакевича ("Мёртвые души" по Гоголю),
Хлынова ("Горячее сердце"), Епиходова ("Вишнёвый сад"). Подлинно
"горьковским" актёром показал, себя Г. в ролях Достигаева ("Егор Булычев
и другие" и "Достигаев и другие"), Луки ("На дне"). Г.- первый актёр,
воплотивший на сцене МХАТа образ В. И. Ленина ("Кремлёвские куранты"
Погодина, Гос. пр. СССР, 1942). Среди лучших ролей Г.-матрос Солов-цев
("Офицер флота" Крона, Гос. пр. СССР, 1946), 2-й мужик ("Плоды
просвещения", Гос. пр. СССР, 1952). Г. снимался в кино (отец -
"Свадьба", Воронов - "Смелые люди", Гос. пр. СССР, 1951, Нехода -
"Верные друзья" и др.).
Лит.: Алексей Николаевич Грибов, М., 1949; Алексей Грибов, М., 1951;
Кульгинек Э. Р., Народный артист СССР Алексей Николаевич Грибов, М.,
1952; "Театр", 1939, ј 1, с. 95-99; "Театральная жизнь", 1958, ј 6, с.
12-15. П.М.
ГРИБОЕДОВ, Александр Сергеевич [4(15).1.1795, Москва,-30. I (11. II).
1829, Тегеран]-русский драматург и поэт. Один из основоположников
реализма в рус. лит-ре и т-ре. Род. в семье офицера рус. гвардии.
Окончил со степенью кандидата словесный
(1808) и юридич. (1810) ф-ты Моск. ун-та; затем учился на
физико-математич. ф-те ун-та. Г. владел многими европ. и вост. языками,
был превосходным музыкантом, сам писал музыку (сохранились 2 его вальса
для фп.). В 1812 пошёл добровольцем в армию. В 1816 вышел в отставку,
поступил на службу в Коллегию иностр. дел (Петербург). В 1818 был
секретарём рус. дипломатич. миссии в Персии и направлен в Тифлис; затем
жил в Тебризе. В 1822 Г. назначен секретарём по дипломатич- части при
командующем рус. войсками на Кавказе генерале А. П. Ермолове. 1823 Г.
проводит в Москве, 1824 - в Петербурге. За время пребывания в столице
сблизился с Пушкиным, а также с членами тайного политич. об-ва-В. К.
Кюхельбекером, Н. М. Муравьёвым, П. Я. Чаадаевым, П. Г. Каховским, К. Ф.
Рылеевым, А. А. Бестужевым, А. И. Одоевским и др. По своим взглядам и
настроениям Г. примыкал к декабристскому движению, хотя не верил в
возможность успеха воен. заговора без участия нар. масс. В Петербурге
усиливается интерес Г. к т-ру, расширяются его театр. знакомства
(артисты: Е. С. Семёнова, А. М. Колосова, М. И. Вальберхова, В. А.
Каратыгин, И. И. Сосницкий; балерины: А. И. Истомина, Е. А. Телешова).
Интерес к т-ру сближает Г. и с петерб. поэтами и драматургами:
П. А. Вяземским, Н. И. Хмельницким, А. А. Шаховским, П. А. Катениным,
ставшими соавторами его ранних драматургич. опытов. Г. был творчески
связан с композиторами А. А. Алябьевым и А. Н. Верстов-ским (последний
сочинил музыку к водевилю Г. и Вяземского "Кто брат, кто сестра", 1824).
Ранние комедии Г. : "Молодые супруги" (1814, свободная переделка
популярной в те годы комедии франц. драматурга К. де Лессера "Семейная
тайна") и "Притворная неверность" (1817-вольный перевод Г. п А. А.
Жандра одно им. франц. комедии Барта) представляли собой типичные
образцы модного в 10-е гг. 19 в. жанра светской комедии. Комедия
"Молодые супруги" была впервые пост. на петерб. сцене 29 сент. 1815 (с
участием Е. С. Семёновой, Р1. И. Сосницкого, Я. Г. Брянского), в Москве
- 4 июля 1816, в 10-20-е гг. 19 в. не раз успешно возобновлялась на
столичной и провинц. сцене. "Притворная неверность" была пост. 11 февр.
1818 в Петербурге; 3 сент. 1818 в Москве, в 1820 в Орле в крепостном
т-ре графа Каменского (первая провинц. пост.). Эта комедия неоднократно
ставилась впоследствии, в особенности в 20-х гг. 19 в. Большей оригинала
ностыо и свежестью отличались отдельные сцены комедии "Своя семья, или
Замужняя невеста", написанные Г. в 1817 (осн. автор Шаховской, соавторы
Г. и Хмельницкий). Первая пост. "Своей семьи" состоялась в Петербурге 24
янв. 1818 в бенефис Вальбер-ховой. Комедия удержалась на сцене до нашего
времени. В числе лучших её исполнителей в Александрийском т-ре-М. Г.
Савина (Наташа, 1888), В. Н. Давыдов и Е. Н. Жулева (Бирюлькин и
Звонкина, 1896); в Малом т-ре-Н. С. Васильева и А. П. Ленский (Мавра
Савишна и Милен, 1876); в Моск. драм. т-ре М. М. Блюменталь-Тамарина
(Звонкина, 1918), Наиболее значит, пост. комедии в сов. время были
осуществлены 4-й Студией МХАТа( 1923), Ленинградскимт-пом Комедии
(1938), ЦТКА (1948), Моск. т-ром им. Пуш кина (1950), ташкентским Рус.
т-ром (1953), фрунзенским Рус. т-ром (1953). Реалистич.-сатирич. черты
творчества Г. впервые проявились в комедии Г. и Катенина "Студент"
(1817, опубл. в 1889), близкой по жанру к сатирич. бытовым комедиям И.
А.Крылова. В "Студенте" показана чванливая, эгоистич. барская среда, её
крепостнич. нравы. При жизни авторов комедия на сцене не ставилась.
Единственная её значит, пост. была осуществлена в Александрийском т-ре в
1904. Последний по времени вод ев иль,. написанный при участии Г.,-"Кто
брат, кто сестра, или Обман за обманом" (1823). По свидетельству его
соавтора Вяземского, Г, принадлежит вся проза расположение сцен,
разговор и пр. Водевиль был впервые пост. в Москве 24 янв. 1824, но
успеха не имел. В Петербурге водевиль был представлен 1 сент. 1824 в
присутствии Г. и повторен дважды.
В 1824 Г. завершает своё гл. произв.- комедию "Горе от ума" и
проводит её публичное чтение. Комедия была задумана, по-видимому, еще в
1816, но к её непосредственному написанию Г. приступил только в 1818 в
Персии (Иране). Продолжал работу над рукописью в Тифлисе и в Москве.
Вместе с "Горе от ума" Г. привёз в столицу планы и наброски трёх
роман-тич. трагедий (опубл. в 1859). В "Грузинской ночи", написанной на
материале истории феод. Грузии, Г. обличал крепостнич. строй; в
"Родамисте и Зенобии" (события происходят в Др. Армении) Г. собирался