<< Пред.           стр. 219 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  1960. "Легенда о Тбилиси" Тевдорадзе (Гачечиладзе), "Сельская честь"
 Масканьи, "Нана" ("Таня") Габичвадзе (Агсабадзе), "Баши-Ачуки"
 Кереселидзе (Гачечиладзе), "Звави" ("Лавина") Андриашвили (Гачечиладзе).
  1961. "Десница великого мастера" Мшвелидзе (Таблиашвили), "Демон"
 Цинцадзе (Чабукиани), "Травиата" (Мчед-лидзе); "Миндия" О. Тактакишвили
 (Алексидзе), "Гантиади" Геджадзе.
  Лит.: Х у ч у а П., Тбилисский государственный ордена Ленина театр
 оперы и балета имени Захария Палиашвили. Краткий очерк, Тбилиси, 1958;
 Бегиджанов А., Чхиквадзе Г., Грузинская ССР, М., 1957 (серия
 "Музыкальная культура союзных республик"); Аракишвили Д. И., Краткий
 исторический обзор грузинской музыки, Тбилиси, 1940; Хучуа П., К
 некоторым вопросам грузинской советской оперы и балета, в сб.:
 Музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья, М., 1956;
 Шавгулидзе, Дни и годы Тифлисского оперного театра, Тб., 1936;
 Орджоникидзе Г., "Отелло", Тб., 1959. Д. Ив.
  ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ - театр для детей. Создан в Тбилиси в
 1928. Т-р активно работал над созданием нац. детской драматургии,
 привлекая груз. драматургов, инсценируя произв. классиков. На сцене т-ра
 были показаны спектакли о сов. действительности-"Ботэ и Куспара" (1929);
 "В горах Аджарии" Бердзенишвили (1938), "В сердце Шираки" Мтварадзе
 (1938), "Маленькие вояки" Нахуц-ришвили (1941); историко-революц. пьесы
 - "Ладо Кецховели" Нахуцришвили и Гамрекели (1938), "Кик-видзе" Дарасели
 (1952), "Борис Дзнеладзе" Нахуцришвили (1957); пьесы, написанные на
 основе нац. фольклора,- "Нацаркекия" Нахуцришвили и Гамрекели (1935),
 "Комблэ" Нахуцришвили (1940), "Су-рамская крепость" Мтварадзе по повести
 Чонкадзе (1934) и др. В репертуар Груз. ТЮЗа вошли пьесы рус.
 драматургов (В. А. Каверина, С. М. Михалкова, А. Я. Бруштейн, Е. Л.
 Шварца). Т-р систематически и успешно ставил нац., рус. и зарубежную
 классику: "Патара Кахи" (1940), "Баши-Ачуки" (1952) по А. Церетели,
 "Рассказ нищего" по Чавчавадзе (1955), "Капитанская дочка" по Пушкину
 (1937), "Доходное место" (1945), "Ромео и Джульетта" (1942), "Укрощение
 строптивой" (1942), "Проделки Скапена" (1938); "Вильгельм Телль" (1949),
 "Принцесса Турандот" (1945) Шиллера и др.
  Большинство пост. первых двух десятилетий осуществлялось создателем
 Груз. ТЮЗа и его художеств. руководителем в течение многих лет А.
 Такайшвили. В труппе т-ра (1962) - нар. арт. Груз. ССР Г. Куп-рашвили,
 Г. Дариспанашвили, засл. арт. Т. Твалиа-швили, А. Качкачишвили, М.
 Эргнели, В. Арешидзе, Д. Цхакая, гл. реж.- А. Гамсахурдия.
  Лит. на груз. яз.: Гвиниашвили А., Грузинский театр юного зрителя (к
 25-летнему юбилею театра), Тбилиси, 1956; Грузинский государственный
 театр юного зрителя, Тбилиси, 1958. Ал. Г.
  ГРУЗИНСКИЙ , ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМ. Ш. РУСТАВЕЛИ - высшее
 театральное учебное заведение Груз. ССР. Был открыт в Тбилиси в 1939 на
 базе драм. студий, существовавших при т-рах им. Ш. Руставели и К.
 Марджанишвили. В 1939-49 директором ин-та был А. Хорава. В институте 4
 ф-та: актёрский (имеет отделение кино), режиссёрский, театроведческий и
 ф-т муз. комедии. В числе педагогов ин-та - А. Хорава, А. Васадзе, А.
 Пагава, К. Мегвинет-Ухуцеси, Д. Алексидзе, М. Мревлешви-ли, Д.
 Джанелидзе. Среди окончивших ин-т-деятели театр. иск-ва Грузии:
 режиссёры-нар. артист Груз. ССР М. Туманишвили; Л. Иоселиани, А.
 Двалишви-ли, актёры-нар. арт. Груз. ССР М. Чахава, Э. Мандж-галадзе,
 засл. арт. Груз. ССР С. Канчели, М. Тбиле-ли, Т. Тетрадзе, Л. Абашидзе,
 Е. Кипшидзе, Г. Ге-гечкори, Н. Чхеидзе. Директор ин-та (с 1955) И.
 Та-вадзе. Т. И.
  ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ (Г о су-дарственный театральный музей
 Грузинской ССР). Осн. в 1927 в Тбилиси. С 1938 музей стал приобретать и
 обрабатывать документы по театр. иск-ву, была организована театр.
 библиотека. В фондах музея, состоящего из отделов рукописей,
 декоративного иск-ва, живописи и скульптуры, фото и фотонегативов,
 мемориального, хранятся личные архивы выдающихся деятелей театр. иск-ва
 (В. Абашидзе, К. Марджанишвили, А. И. Сумбатова-Южина, В. Мчедлишвили,
 В. Алекси-Месхишвили, В. Гуния, Н. Габуния, Ш. Дадиани и др.). Директор
 музея (с 1939) - Г. В. Бухникашвили. В рукописных фондах хранится ок.
 14000 экспонатов, в отделе фото - св. 10 000 экспонатов, в библиотеке -
 св. 13 000 книг. Н. Э.
  ГРУЗИНСКИЙ ЦИРКОВОЙ КОЛЛЕКТИВ - см Цирковые коллективы
  ГРУЗИНСКИЙ ЧИАТУРСКИЙ ТЕАТР ИМ. А. ЦЕРЕТЕЛИ - драматический театр в
 крупнейшем рабочем центре Груз. ССР в г. Чиатура.
  В 1897 в Чиатуре был создан драм. кружок рабочих марганцевых
 рудников. В 1907 на его основе был организован полупроф. рабочий т-р.
 Режиссерами т-ра до революции в разное время были Ш. Дадиани, В.
 Урушадзе, В. Шалина-швили, М. Корели, А. Цуцунава и др.
  После установления Сов. власти в Грузии (1921) Чиатурский рабочий т-р
 был объявлен государственным. В т-ре работали нар. арт. Груз. ССР Т.
 Абашидзе, Г. Нуцубидзе. Многие годы т-ром руководил нар. арт. Груз. ССР
 П. Прангишвили. Среди пост. 50-х гг.: "Моё Квавилети" Бараташвили,
 "Круговорот жизни" Какабадзе, "Крот" Чиджавадзе, "Без вины виноватые",
 "Хозяйка гостиницы". В труппе (1962): нар. арт. Груз. ССР Г. Ткабладзе,
 засл. артисты Груз. ССР М. Вашадзе, В. Сванели, М. Кусиани, артисты А.
 Бараташвили, А. Датебашвили, Д. Джапаридзе, Б. Дурмишидзе, Г. Модебадзе,
 А. Мосешвили и др.
  Гл. реж.- Г. Себискверадзе, режиссёр - засл. деят. иск-в Груз. ССР С.
 Цомая, художник - засл. деят. иск-в Груз. ССР М. Абжандадзе.
  Лит.: на груз. яз.* Сборник Чиатурский театр. Тбилиси, 1937. Г. Б.
  ГРУЗИНСКОЕ ДРАМАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - театральная общественная
 организация. Была создана в 1881 в Тифлисе с целью содействия развитию
 нац. груз. т-ра. Объединяла проф. деятелей груз. т-ра. Первым
 председателем об-ва был писатель И. Чавчавадзе. В работе об-ва принимали
 участие писатели А. Церетели, Р. Эристави, А. Казбеги, переводчик Д.
 Ки-пиани. Г. д. о. руководило деятельностью Тифлисской груз. драм.
 труппы. Имело отделения в Кутаиси, Чиа-тури (организовано в 1907),
 Батуми (1913), к-рые руководили местными проф. и любительскими т-рами. В
 1914 был созван съезд сценич. деятелей, обсудивший творческие и правовые
 вопросы. Существовало до 1921. Г. Б.
  ГРУЗИНСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - см. Театральные общества СССР.
  ГРУНЕВЕЛД(ОгоепеуеЫ), Бен (р. 1898)- голландский режиссёр,
 театральный деятель. Творч. деятельность в т-ре начал в 1920. В 1925
 организовал ряд театр. студий в Берлине, Дюссельдорфе, Париже,. в 1929
 принимал участие в создании Большого нар. т-ра в Амстердаме.
  В 1932 при поддержке с.-д. рабочей партии основал труппу "Молодые
 артисты", начавшую свою деятельность пост. спектакля "Матросы из
 Каттаро" Вольфа (первое представление состоялось в дни восстания на
 голл. крейсере "Семь провинций"), получившего большое обществ, звучание.
 Г. пост. спектакли: "Человек-масса" Толлера (1932, совм. с Г. Баубером),
 "Последняя минута" Деккера о Сакко и Ванцетти (1933), "Профессор Мамлок"
 Вольфа (1935, спектакль был запрещён). В конце 40-х - в 50-е гг. пост.:
 "Дайте нам работу" Дужинского, "Преступление и наказание" по
 Достоевскому, "Слово" Мунка и др. Выступает также как актёр. А. Вис.
  ГРУОДИС, Юозас Мато [8(20).XII.1884-16.IV. 1948] - литовский
 советский композитор, педагог и дирижёр. Засл. деят. иск-в Лит. ССР
 (1944). В 1914- 1916 учился в Моск. консерватории, в 1924 окончил
 консерваторию в Лейпциге. В 1924-27 Г. - дирижёр оперы и симф. концертов
 в Каунасе. Композиторскую деятельность начал в 1908. Г.- автор балета
 "Юрате и Каститпс" (1933, Каунас, т-р) на сюжет литов. нар. сказки,
 музыки к драм. спектаклям и др. соч. В своём творчестве Г. опирался на
 литов. муз. фольклор; его крупным соч. свойственно широкое симф.
 развитие. Педагогич. деятельность Г. начал в 1924 в Каунасском муз.
 уч-ще, с 1933 работал в Каунасской консерватории (с 1946- профессор).
 Творч. принципы Г., переданные его ученикам, находят дальнейшее развитие
 в музыке литов. сов. композиторов, сценич. произв. к-рых (балет "На
 берегу моря" Юзелюнаса, опера "Пиленай" Кловы и др.) получили признание
 у слушателей. Ю. Г.
  "ГРУП-ТЙЭТР" (The Group Theatre)-американский драматический театр.
 Создан в 1931 в Нью-Йорке группой актёров, выделившихся из состава
 "Гилд-тиэтра", входивших в число т. н. "малых т-ров". Первое время
 существовал как филиал т-ра "Гилд", но вскоре отошёл от него, избрав
 самостоятельный творч. путь (следовал традициям школы МХАТа).
 Материальные затруднения, к-рые испытывал т-р, вынуждали вводить иногда
 в репертуар легковесные малозначимые пьесы ("Ночь над Тоасом" Андерсона,
 "Леди" Лоусона и др.). Деятельность т-ра была связана с рабочим
 движением США: в т-ре устраивались политич. дискуссии, чтение советских
 газет и журналов, занятия для самодеятельных рабочих театр. коллективов
 по системе Станиславского и др. Постановкой пьесы "Люди в белых халатах"
 Кингсли (1933) т-р утвердил соц. направленность своего репертуара. Среди
 др. пост.: пьесы К. Одетса ("В ожидании Лефти", "Пробудись и пой", "До
 самой смерти", "Потерянный рай", "Золотой мальчик"), П. Грина ("Джонни
 Донсон") и др. Значительное место в репертуаре т-ра занимали
 произведения рус. драматургии ("На дне", "Три сестры"; "Человек с
 портфелем" Файко и др.)" В 1935-37 "Г.-т." переживает период своего
 расцвета. В эти годы т-ром руководят X. Клермен, Л. Страсберг,\
 Кроуфорд. В труппе т-ра актёры: С. Адлер, Э. Казан, Ф. Тон, Л. Адлер, М.
 Карновский и др. При "Г.-т." была создана школа, к-рая готовила
 режиссёров и актёров для рабочих любительских и полупроф. т-ров. "Г.-т."
 подвергался ожесточённым нападкам со стороны амер. реакц. прессы. В 1941
 т-р закрылся из-за финансовых затруднений.
  Лит.: Clurman H., The fervent years, N. Y., 1957К. Б. ГРУШАС, Иозас
 Антонович (р. 29. XI. 1901) - литовский советский писатель. В 1932
 окончил Каунасский ун-т. Лит. деятельность начал в 1924. Автор
 реа-листич. рассказов, романов. Написал драмы "Дым" (1955, Паневежеский
 т-р), первую историч. трагедию в литов. сов. драматургии "Геркус Мантас"
 (1957; Каунасский т-р) о борьбе литовцев против Тевтонского ордена.
 Пьеса "Семейный праздник" (1959, Каунасский т-р) посв. проблемам
 социалистич. морали, драма "Профессор Марк Видинг" (1962) - атомной
 войне и миру. А. Руз.
  "ГРУШЕВЫЙ САД" ("Л и ю а н ь") -i) первая китайская театральная
 школа. Основана императором династии Тан Сюань-цзуном (713-755),
 принимавшим участие в обучении театр. иск-ву. Название получила от
 местечка Лиюань (букв. - грушевый сад) близ столицы Китая - Чанъани.
 Готовила актёров для песенно-танц. и мимич. представлений,
 разыгрывавшихся при дворе. В школу принимались лучшие кит. музыканты, а
 также дворцовые служанки. Впоследствии термин "Г. с." стал синонимом
 понятий - театр. театр. круги, драма. 2) Название книги, созданной,
 по-видимому, во времена династии императора Цин Цянь-луна (1736-95). В
 этой книге последовательно излагаются принципы актёрского иск-ва Китая.
 Позднее книга получила др. название - "Зерцало ясного сердца"
 ("Минсинь-цэянь"). Вл. С.
  ГРУЩЙНЬСКИЙ (Gruszczynski), Кшиштоф (р. 1925)-польский драматург.
 Первая пьеса Г. "Добрый человек" разоблачает аполитичный, абстрактный
 гуманизм (т-р "Камеральны", Варшава, 1950; пост. в др. т-рах Польши).
 Пьесы Г. "Поезд на Марсель" (1951), "Ключ от пропасти" (1955),
 направленные против угрозы войны, также шли во многих польских т-рах.
 Г.- автор трагикомедии "Сингапур 67" (1959, драм. театр во Вроцлаве).
 Для творчества Г. характерны публицистичность, стремление к постановке
 философско-этических проблем, образные обобщения. Г.-лауреат Гос.
 премии. Б. Рос.
  ГРЫЗУНОВ, Иван Васильевич [10 (22). IV. 1879-29. X. 1919] - русский
 артист оперы (баритон). Пению обучался у К. И. Кржижановского в Москве.
 Впервые выступил на сцене в 1903 в моек. т-ре "Эрмитаж" в оперетте
 "Каморра" Эспозито (роль Гарина). В 1903-04 Г. пел в Т-ре
 Со-лодовникова, в 1904-08 и в 1909-15- в Большом т-ре, в 1908-09 - в
 Опере Зимина. Партии: Елецкий; Веденец-кий гость ("Садко"), Жермон;
 Вольфрам ("Тангейзер"); Валентин, Меркуцио ("Фауст", "Ромео и
 Джульетта"), Невер ("Гугеноты") и др. Выдающаяся работа Г.- партия
 Онегина. Певец увлекал слушателей искренностью и жизненной
 выразительностью исполнения, тонким художеств. вкусом. В 1915 болезнь
 горла заставила Г. покинуть Большой т-р. Выступал как гастролёр в Опере
 Зимина (до 1917) и в концертах.
  Я. Каз. ГРЭХЕМ (Graham), l Марта (р. 11.V.1894)- американская
 танцовщица, хореограф. В 1918 - 23 работала в танц. труппе Р. Сен-Де-ни
 и Т. Шон, в программе которой были пла-стич. и вост. танцы. В 1926-30
 выступала с сольными танцами. Г.- одна из наиболее ярких
 представительниц совр. амер. "танца модерн". Она выработала собств.
 стиль ритмо-пластич. танца, отличающийся экспрессионистской
 выразительностью и сценичностью; стиль этот имеет много последователей.
 Г. отрицает необходимость фиксированной техники танца, считая, что новые
 танц. движения постоянно родятся из "импульсов". Для танца Г. характерны
 сложные позы и движения, исполняемые на полу. Танцевальное иск-во Г.
 приобретает выразительность благодаря её большой мимич. одарённости. В
 30-х гг. организовала танцевальную группу ("Марта Грэхем данс груп"). В
 своих пост., иногда связанных с амер. фольклором, Г. придерживается
 изощрённой, стилизованной формы: "Пэнч и Джюди" Мак-Брайда (1941),
 "Аппалачская весна" Копленда (1944), "Смерти и входы" Джонсона (1943),
 "Поручение в лабиринт" Менотти (1947), "Эпизоды" (1959) на муз. Веберна,
 и др.
  Лит.: Martin J., Introduction to the dance, N. Y., 1939; Martha
 Graham. Essays on the dance of Marthe Graham, Los Angelos, 1937. Ham. P.
  ГРЮНДГЕНС (Grundgens), Густав (р. 22.ХП.1899)- немецкий актёр и
 режиссёр. Ученик Л. Дюмон. В 1918 дебютировал как актёр во фронтовом
 т-ре, в 1919 поступил в школу при Дюссельдорфском драм. т-ре. По
 окончании школы (1920) играл в гор. т-рах Хальберштадта, Киля и в
 гамбургском "Каммер-шпиле", в к-ром впервые выступил как режиссёр. В
 1928-32 был актёром и режиссёром берлинского "Немецкого т-ра", ставил
 спектакли в "Кролль-опере" и Гос. опере. С 1932 Г.-интендант
 (руководитель) Берлинского гос. т-ра, с 1937 - генеральный интендант
 Прусского гос. т-ра в Берлине. В 1946-47 Г. играл и ставил спектакли в
 "Немецком т-ре" (Берлин), затем переехал в ФРГ, где был назначен
 генеральным интендантом т-ров Дюссельдорфа. С 1955 Г. возглавляет
 Гамбургский немецкий драм. т-р. Творчество Г. противоречиво. Он ставил
 низкопробные пьесы Муссолини и в то же время создал ряд выдающихся
 классич. спектаклей: "Король Лир" (1934), "Двенадцатая ночь" (1937),
 "Чайка" (1948; исполнял роль Тригорина). Из совр. репертуара наряду с
 пьесой "Процесс" Кафки (1950) Г. пост. пьесу сов. драматурга Е. Шварца
 "Тень" (1947) и "Святую Иоанну скотобоен" Брехта (1959). Среди ролей
 Г.Гамлет; Мальволио ("Двенадцатая ночь"), Мефистофель (1-я и 2-я части
 "Фауста"), Торквато Тассо (о. п. Гёте), Франц Моор; Фиеско, Валленштейн
 ("Заговор Фиеско в Генуе", "Пикколомини" и "Смерть Валленштейна"
 Шиллера), Маркиз фон Кейт (о. п. Ведекинда). Для игры и режиссуры Г.
 характерны оригинальность трактовки, склонность к подчёркнуто
 театральной условной форме, гротеску, скупость и строгость выразительных
 средств. Сдержанное изящество, сценич. эффектность, стремление к внешней
 остроте, присущие его образам, дополняются пла-стич. выразительностью
 жеста и речи. Причудливость гротеска порой подменяет глубину,
 содержательность. Г. работает также как актёр и режиссёр кино.
  Статьи и речи Г. 1929-51 собраны в книге "Действительность театра"
 ("Wirklichkeit des Theaters" [Frankf./M.], 1953).
  Лит.: Берковский H., Манера и стиль, "Театр", М., 1960, .ј 3; M u h r
 A., Gro?es Theater, Begegnungen mit G. Grundgens, B., 1950; *M e l с h i
 n g e r S., Modernes Theater, Munch., 1956. B. K.
  ГРЮНФЕЛЬД, Нильс Эдгарович [р.29. VII (11. VIII). 1907]-латышский
 советский композитор и музыковед. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1945).
 Чл. Комму-нистич. партии с 1956. В 1931 окончил Моск. консерваторию по
 классу фп. проф. А. Ф. Гедике. Автор первой латыш. сов. оперы "Рута"
 (1943, Т-р им. Станиславского, Москва) о борьбе сов. партизан против
 фашистских оккупантов в годы Великой Отечеств. войны в Латвии, а также
 опер "Дайна" (1949, не пост.), "Любовь сильнее смерти" (1954-59, не
 пост.) на собств. либретто по мотивам одноим. драмы Я. Райниса, кантат,
 хоров и др. произв. Г. принадлежат также муз.-критич. статьи и очерки,
 монография "Рудольф Берзинь" (1958; соавтор М. Залите) и др. С 1949 Г.
 преподаёт в Латв. консерватории (с 1954 - доцент). Я. В.
  ГУАНЬ ХАНЬ-ЦИН (около 1210-1298 или 1300) - китайский драматург. В
 молодости занимался медициной, нек-рое время был врачом в придворной
 лечебнице. Позднее посвятил себя драматургии, выступал также как актёр.
 Г. Х.-ц. является основоположником юанъской драмы. Он написал св. 60
 пьес (сохранилось 18), из. к-рых лучшие - драмы "Обида Доу Э", "Сон о
 гибнущей бабочке", "Один среди врагов", "Сон о западном Шу", комедии
 "Спасение обманутой", "Беседка у реки". В политически острых,
 гуманистич. по своей направленности пьесах Г. Х.-ц. воссоздал тяжёлую
 картину жизни Китая в период монг. господства. Произв. Г. Х.-ц. отмечены
 знанием жизни, умением передать тончайшие оттенки чувств и психологии
 героев, мастерством типич. обобщения. Пьесы Г. Х.-ц.у как правило, имеют
 4 акта, центр, место в них занимают образы женщин различных социальных
 кругов.
  Лит.: Федоренко Н. Т., Гуань Хань-цин - великий китайский драматург,
 М., 1958. И. Г.
  ГУАРНЬ‚РИ (Guarnieri), Камарго (р. 1.11. 1907)- бразильский
 композитор и дирижёр. Один из основоположников нац. муз. культуры. Член
 Браз. муз. академии. Музыке обучался в консерватории в Сан-Паулу; брал
 уроки композиции в Париже у Ш. Кёк-лена. В 40-х гг. выступал в США как
 дирижёр. Автор гл. обр. симф., камерно-инструмент. и вок. соч. Произв.
 Г. отличаются эмоциональностью, ритмич. и гармонич. своеобразием,
 широким использованием разнообразных муз.-выразит, средств, ярким нац.
 колоритом. Эти качества присущи и единств, опере Г. "Педро Малазар-те"
 (1952, Рио-де-Жанейро) на сюжет из эпохи колонизации Бразилии. М. Лиц.
  ГУБАРЕВ, Виталий Георгиевич [р. 17(30). VIII. 1912]- русский,
 советский, драматург. Окончил Ин-т журналистики (1934). Автор пьес,
 широко шедших в
  ТЮЗах страны: "Павлик Морозов" о герое-пионере, сказки "Королевство
 кривых зеркал" (совм. с А. Успенским) и "Великий волшебник" (все три
 пьесы впервые пост. в Моск. та)3е-1951, 1953, 1956), пьесы "Барышня"
 (1954; Моск. обл. ТЮЗ). Е. X.
  Соч.: Барышня. Комедия в 3 д., М., 1955; Павлик Морозов, М., 1953.
  ГУБАРЕВИЧ, Константин Леонтьевич (р. 23.XII. 1906) - белорусский
 советский драматург. Лит. деятельность начал в нач. 30-х гг. Автор пьес
 "Центральный ход" (1948) о партизанском движении в Белоруссии и
 "Алазанская долина" (1949) о восстановлении колхозной деревни в
 послевоен.годы, написанных совм. с И. Дорским (пост. в Т-ре им. Я.
 Коласа). Самостоятельно написал пьесы "Брестская крепость" (1950, Т-рим.
 Я. Купалы) о героич. обороне Брестской крепости в годы Великой Отечеств,
 войны, комедию "Простая девушка", "На крутом повороте" (1956, Т-р им. Я.
 Купалы) о борьбе за новые методы труда в колхозном строительстве,
 "Главная ставка" (1957, Минский рус. т-р) о событиях революции в
 Белоруссии. Пьесы Г. идут на сценах белорус. т-ров, ставились также на
 Украине, в Армении, РСФСР.
  Лит.; Писатели сов. Белоруссии, Минск, 1955, с. 56- 57; Няфёд Ул.,
 Беларуск? тэатр..., М?нск, 1959. В. H.
  ГБСКАЯ, Вера Николаевна (25. VIII. 1906-19. X. 1953) - советская
 артистка балета и балетмейстер. Нар. арт. Узб. ССР (1944). В 1922
 училась в балетной студии Нелидовой в Москве. С 1923 - солистка Т-ра
 оперы и балета им. Палиашвили, с 1930 - прима-балерина Т-ра оперы и
 балета им. Навои в Ташкенте. Темпераментом, эмоциональностью, обаянием

<< Пред.           стр. 219 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу