<< Пред. стр. 221 (из 913) След. >>
драматич. дарованием и сценич. обаянием. С 1920 работала как педагог воперной студии Большого т-ра (впоследствии Оперный т-р им.
К.С.Станиславского), в 1935- 1945 - в оперно-драматической студии им. К.
С. Станиславского. Н. Каз.
ГУЛАЗЯН, Ольга Никогосов-на lp. 27.XII.1885 (8.1.1886)]- армянская
еоветская актриса. Нар. арт. Арм. ССР (1935). Деп.
Верх. Совета Арм. ССР 4-го созыва. Род. в Тифлисе. В 1900 принимала
участие в спектаклях рабочих-любите- лей, играла роли Саломе и Нато в
пьесе Г. Сундукяна "Ещё одна жертва". На следующий год вступила в проф.
арм. драм. труппу в Тифлисе. Принимала активное участие в деятельности
Тифлисского Нар. т-ра. Играла в Баку и др. городах Закавказья,
гастролировала в Турции, Египте. Вначале Г. исполняла роли травести
(Алёшка
"На дне" и др.), впоследствии приобрела известность лучшей субретки
арм. сцены: Туанетта, До-рина ("Мнимый больной", "Тартюф"). Первый
крупный успех связан с исполнением роли Гаяне ("Измена"
Сумбатова-Южина). В 1922-23 сыграла Лау-ренсию ("Овечий источник").
Особенно ярко дарование Г. раскрылось в пост. пьес Сундукяна, в к-рых
она играла почти все женские роли. С 1926 Г.- актриса 1-го гостеатра
Армении (ныне Т-р им. Сундукяна) в Ереване. В творчестве Г. получили
развитие реалистич. традиции дореволюц. арм. т-ра. Верность жизненной
правде, высокая речевая культура, мягкая, искренняя манера игры, острота
сценич. характеристик отличают искусство Г. Творчество её отмечено ярким
национальным колоритом, юмором, мастерством ведения диалога. Среди
лучших ролей Г. -Наталия, Эпемия, Саломе ("Хатабала", 1927, "Пэпо",
1935, "Ещё одна жертва", 1944, Сундукяна), Кукушкина, Огудалова
("Доходное место", 1929, "Бесприданница", 1946), Ксения ("Егор Булычев и
другие", 1933). В 1957 Г. сыграла роль бабушки в пьесе А. Касоны
"Деревья умирают стоя", в 1961-Ламбри-нию ("Остров Афродиты" Парниса).
Г. написала театральные мемуары "Воспоминания" (1945). Гос. премия СССР
(1952).
Соч.: Воспоминания, Ереван, 1945, 2 изд., Ереван, 1957 (на арм. яз.).
Лит.: Зарян Р., Театральные портреты, кн. 1, Ереван" 1956; "Театр",
Ереван, 1957, ј 6, с. 115-116; Д e м и р ч я н Д., Воспоминания и думы
об армянской драматургии и театре, Собр. соч., т. VI, Ереван, 1958, с.
658-63 (все издания на арм. яз.). Р.З.
ГУЛАК-АРТЕМОВСКИЙ (Артемовскии), Семён Степанович [4
(16).П.1813-5(17). IV. 1873] - украинский композитор и артист оперы
(баритон). С 11 лет пел в хоре. В 1830 M. И. Глинка, командированный как
капельмейстер Придворной певческой капеллы ,на Украину для набора
певчих, пригласил Г.-А. в Петербург.В 1838-39 Г.-А. жил у Глинки и
обучался под его руководством пению. При содействии Глинки поехал в
Италию, брал там уроки пения (1839-42) и выступал в опере (Флоренция). В
1842-64 пел на сцене рус. т-ра и в итал. опере в Петербурге под фамилией
Артемов-ского. Партии: Неизвестный ("Аскольдова могила" Вер-стовского),
Руслан; Клод Фролло ("Эсмеральда" Даргомыжского, первый исполнитель
партии), Дон Жуан (о. п. Моцарта), лорд Уол-тон ("Пуритане" Беллини) и
др. Г.-А. обладал красивым и широким по диапазону голосом (легко брал
звуки теноровой тесситуры). В 1863 Г.-А. написал известную комич. оперу
"Запорожец за Дунаем" (пост. в том же году в Петербурге), заложившую
основу укр. оперного иск-ва. Мелодичная и доступная музыка "Запорожца за
Дунаем" проникнута сочным нар. юмором. В её основу положены интонации
укр. нар. песен. Образы главных действующих лиц обладают ярко выраженным
нац. характером. Г.-А. написаны дивертисмент "Украинская свадьба"
(1851), водевиль "Ночь накануне Ивана Купала" (1852) и др.
Лит.: Киселёв Г., Гулак-Артемовский, Киев, 1951;
Бернандт Г, и Ямпольский И., Гулак-Артемовский и его русские связи,в
сб.:Из истории русско-украинских музыкальных связей, М., 1956.
ГУЛАКЯН, Армен Карапетович [20.Х(1.Х1).1899- 22.IX.1960] - армянский
советский режиссёр. Нар. арт. Арм. ССР (1940). Деп. Верх. Совета СССР
2-го и 3-го созывов. Чл. Коммуни-стич.партии с 1941. Сценич.
деятельность начал в 1918 как актёр драм. труппы Нар. дома им. Зубалова
в Тбилиси. В 1921-25 занимался в Арм. драм. студии в Москве и в ГИТИСе.
С 1925 - режиссёр Арм. т-ра драмы в Тбилиси; с 1927- режиссёр, в 1930 -
38 и 1944-53- гл. режиссёр Т-ра им. Сундукяна в Ереване. В 1938-46 и с
1958 - гл. режиссёр Т-ра оперы и балета им. Спендиа-рова в Ереване.
Творчество
Г. способствовало утверждению на арм. сцене сов. драматургии, росту
сценич. мастерства, формированию ансамбля. Лучшие спектакли Г.
характеризовались ясностью замысла, чёткостью мизансцен. Много внимания
уделял Г. работе с актёрами. Пост. вТ-ре им. Сундукяна пьесы: "Хатабала"
(1927), "Пэпо" (1929) Сундукяна, "В кольце" Вагаршяна (1930), "Женитьба
Фигаро" (1933), "Платон Кречет" (1935), "Гроза" (1935); "Разорённый
очаг" Сундукяна (1938), "Отелло" (1940),"Маскарад" (1949); "На высотах"
Бо-ряна (1947), "Эти звёзды наши" Тер-Григоряна и Карагезяна (Гос. пр.
СССР, 1950), "Живой труп" (1951) и др.; в Т-реим. Спендиарова - "Ануш"
Тигра-няна (1935), "Иван Сусанин" (1942), "Отелло" (1942), "Гугеноты"
(1943); "Аршак II" Чухаджяна (Гос. пр. СССР, 1946),. "Давид б ек"
Тиграняна (1952), "Луса-бацин" Степаняна (1960) и др.; в Т-ре им.
Станиславского - "Из-за чести" Ширванзаде (1950), "Кремлёвские куранты"
(1956) и др.
Г.- автор пьес "На заре" (1937, Т-р им. Сундукя-ва), "Великая дружба"
(1939, Т-р им. Сундукяна), "Клад" (1940), "Дни, люди незабываемые"
(1957, Ленинаканский театр). Пьесы Г. шли в т-рах Тбилиси, Баку,
Кировакана, Степанакерта и др. армянских театрах.
С 1947 вёл преподават. работу в Ереванском художеств.-театральном
ин-те (проф. кафедры актёрского мастерства и режиссуры). Б. А.
ГУЛ‚ВИЧ, Зоя Николаевна (р. 19.II. 1889) - русская советская актриса.
Нар. арт. Арм. ССР (1953). Сценич. деятельность начала в 1907 в Москве,
в т-ре миниатюр, затем работала в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону,
Таганроге, Уфе. В 1946-59 - актриса Ереванского рус. т-ра им.
Станиславского. Г.- характерная актриса, сочетающая в своём творчестве
драматизм с тонким, живым юмором.
Роли: Кукушкина ("Доходное место"), Гурмыжская;
Анна Андреевна ("Ревизор"), Горностаева ("Любовь Яровая"), Полежаева
("Беспокойная старость"), Таланова ("Нашествие") и ДР- Б. А.
ГУЛИА, Георгий Димитриевич [р. 1(14).III.1913] - абхазский советский
писатель, драматург. Сын Д. Гулиа. Член Коммунистич. партии с 1940.
Засл. деятель искусств Груз. ССР. Литературную деятельность начал с
1930. Первая пьеса Г. - "1866 год" (в соавторстве с Н. Микава, 1939) о
народном восстании в Лыхнах против феодалов, пост. в абхазском т-ре
(Сухуми), стала значительным этапом в истории абхазского т-ра. В годы
Великой Отечественной войны в абхазском т-ре пост. пьеса Г. "Скала
героев" о борьбе абхазского народа с фашизмом. Характерные для
драматургии Г. героическая патетика, напряжённость конфликта ещё
отчётливее проявились в драме "Чёрные гости" (1956, Абх. т-р). Автор
трагикомедии "Колыбель Б-2". Государственная премия СССР (1949).
Лит.: Лакербай M., Очерки истории абхазского театр. искусства,
Сухуми, 1957; его ж е, Из истории абхазского театра, Тбилиси, 1957 (на
груз. яз.). М. Л.
ГУЛИА, Димитрий Иосифович [21.П. 1874, село Уарча, Абхазия,- 1960,
Сухуми] - абхазский советский писатель, драматург. Нар. поэт Абхазии.
Будучи педагогом Сухумской учительской семинарии, организовал в 1918 из
своих учеников первый в Сухуми абх. лит.-драм. кружок, который в 1919
показывал спектакли в абх. сёлах. В первый же год после установления в
Абхазии Сов. власти (1921) по предложению Главполитпросвета Абхазии Г.
организовал драм. коллектив, осн. ядром к-рого были участники его
ученического кружка. Этот коллектив ставил пьесы Г. ("Под чужим небом" и
др.) и его переводы рус. и груз. пьес.
Объезжая районы Абхазии, коллектив проводил большую агитац. работу,
привлекал талантливую молодёжь, из к-рой вышли основоположники нац. т-ра
(А. Агрба, Ш. Пачалия, Л. Касландзия, М. Кове, Д. Миквибия, И.
Кокоскерия). В 1959 абх. т-р в Сухуми пост. пьесу Г. "Призраки".
Лит.: Лакербай М., Очерки истории абхазского театр. искусства,
Сухуми, 1957; его же, Из истории абхазского театра, Тбилиси, 1957 (на
груз. яз.). М. Л.
ГУЛОМАЛЙЕВ, Гуломхайдар (р. 1904) - таджикский советский
балетмейстер, музыкант, композитор. Нар. арт. СССР (1957). Чл.
Коммунистич. партии с 1943. Г. явился одним из зачинателей художеств.
самодеятельности на Памире. В 1943 организовал детский ансамбль песни и
танца. Коллективы Рушанского дома культуры, созданные Г., стали основой
Памирского ансамбля нар. музыки, песни и танца Тадж. госфилармонии,
художественным руководителем которого Г. был со времени основания
(1956). Г. - музыкант-исполнитель, композитор-мелодист, создал ряд
популярных песен и инструмент, номеров.
Лит.: Народное искусство, Сталинабад, 1956, с. 27- 29, 119. Я.Я.
ГУЛЬБРАНСОН (Gulbranson; наст. фам.-Норд-грен; Nordgren), Эллен
(8.III.1863-2.1.1947)-шведская артистка оперы (сопрано). Член Швед. муз.
академии (с 1910). Пению обучалась в Стокгольмской консерватории у Ю.
Гюнтера, совершенствовалась в Париже у М. Маркези и Э. Кеннет. Впервые
выступила на оперной сцене в Стокгольме в 1889, после чего была принята
в труппу Королевской оперы, где вскоре стала ведущей солисткой. В
1896-1914 Г. одновременно с работой в Стокгольмском т-ре гастролировала
в крупнейших городах Европы как концертная и оперная певица, в т. ч. в
Берлине, Париже, Амстердаме, Лондоне, Осло, Москве, регулярно выступала
на Бай-рёйтских фестивалях в операх Вагнера под рук. 3. -Вагнера в
1914-23. Обладая сильным выразительным голосом широкого диапазона (пела
меццо-сопрановые и альтовые партии), "Г. увлекала слушателей
искренностью и темпераментом исполнения. Особенным успехом пользовалась
в операх Вагнера - Елизавета, Кундри, Ортруда, Изольда, Брунгильда
("Тангейзер", "Парсифаль", "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда", "Кольцо
Нибелунга") и Верди -Азу-чена, Амнерис ("Трубадур", "Аида"). После 1923
преподавала пение в Осло.
Лит.: E 1st a F., Boken om Ellen Gulbranson, Oslo" 1950. Д. M.
ГУЛЬЕЛЬМИ (Guglielmi) - итальянские композиторы.
1) Пьетро АлессандроГ. (9.XII.1728- 18.XI.1804). Музыке обучался у
своего отца, придворного капельмейстера Дж. Гульедьми и у Ф. Дуран-те в
консерватории в Неаполе. Автор св. 100 опер на либретто П. Метастазио,
К. Гольдони, Р. Кальцабиджи, Д. Боттарелли, Ч. Бадини и др. В 12-летнем
возрасте написал первую оперу "Дон Кикибио" (не сохранилась). В 1755
успешно дебютировал как композитор. С 1762 был придворным
капельмейстером в Дрездене и Брауншвейге, в 1767-72 выступал в
Королевском т-ре в Лондоне как дирижёр и постановщик своих опер (в к-рых
участвовала его жена, певица Лелия Аккьяп-пати): "Ифигения в Авлиде"
(1768), "Путешественники" (1768), "Эцио" (1770), "Безумие Роланда"
(1771), "Карнавал в Венеции" (1772), "Деметрий" (1772). Вернувшись в
Италию, Г. занимался в осн. композицией. Несмотря на растущую
известность его современников Паизиелло и Чимарозы, произв. Г. долго
пользовались популярностью, особенно оперы "Похищение жены" (1765),
"Верная супруга" (1767), "Мирандоли-на" (1773), "Томира, царица
Скифская" (1795; 1800- Петербург) (все пост. в Венеции), "Эней и
Лавиния" (1785), "Благородная пастушка" (1788), "Прекрасная рыбачка"
(1789), "Влюблённая служанка" (1790) (все пост. в Неаполе) и др. Произв.
Г. объединяют в себе типические черты итал. оперы 18 в.-комизм и
сентиментальность, яркость колорита и ритмич. гибкость,
непосредственность чувства и его вок. выражения, живость сценич.
ситуаций. В качестве дирижёра работал в консерваториях Неаполя и
Венеции, участвовал в пост. опер Глюка в Лондоне и Италии. В 1793 был
назначен капельмейстером собора св. Петра в Риме. Написал мн. вокальных,
симф., камерно-инструмент. и др. соч.
2)ПьетроКарло (1763-28.II.1817) - итальянский композитор. Сын Пьетро
Алессандро Г. Известен также под прозвищем "Гульельмини". Музыке
обучался в консерватории в Милане. Дебютировал как композитор в 1794
оперой "Деметрий" (Мадрид). Выступал как дирижёр и постановщик своих
опер в т-рах "Сан-Карло" (Лисабон), "Ла Скала" (Милан), Королевском т-ре
(Лондон) и др. С Ibi 4 - придворный капельмейстер в Масса-Карраоа. Г.
написал ряд вок. и др. соч. Автор ок. 40 опер, пост. (в т. ч. самим
автором)'в т-рах Италии, Испании, Португалии, Англии, Австрии и др.
стран.
Оперы: "Дорваль и Виргиния" (1795, Лисабон), "Ухищрения любви" (1799,
Рим), "Два близнеца" (1799, Рим), "Капризная служанка" (1803, Неаполь),
"Две свадьбы, но один муж" (1806, Лондон), "Триумф Давида" (1808,
Лисабон), "Ромео и Джульетта" (1810, Лондон), "Остров Калипсо" (1813,
Милан), и др.
Лит.: Piovano Р., Notizie storico - bibliograf. -sulle opere di
P.C.G. (Guglielmini) con appendice su P. Guglielmi, "R. M. I.". Milano,
1909 -1910, XVI- XVII; Della Cortfc A., L'opera comica italiana nel'700,
Bari, 1923.
ГУЛЯШКИ, Андрей (р. 7. V. 1914) - болгарский писатель и драматург,
обществ. деятель. Чл. Болгарской компартии. Автор ряда романов. В своей
первой социальной драме "Болото" (1946) отобразил обществ, жизнь
Болгарии накануне её освобождения в 1944. Первый среди бол г.
драматургов воплотил образы строителей новой жизни в пьесе "Обещание"
(1949). Обе пьесы пост. Нар. т-р им. К. Сарафова (ныне вм. Вазова) в
Софии. Секретарь Союза болг. писате-дей. Удостоен Димитр. пр. А г. М.
ГММЕЛЬ, Х у м м е л ь (Hummel), Иоганн Непо-мук (14.XI. 1778 -
17.X.1837)-австрийский композитор, пианист, дирижёр и педагог. Родом из
Словакии. Музыке учился у своего отца И. Гуммеля - капельмейстера т-ра
Шиканедера в Вене, а также у В. Моцарта (в течение 2 лет), М. Клементи,
И. Альбрехтсбергера, И. Гайдна и А. Сальери. С 1787 Г. выступал как
пианист во мн. странах Европы. В 1804-11 Г., сменив И. Гайдна,
дирижировал оркестром в т-ре кн. Эстер-гази в Эйзенштадте. В 1811-16 жил
в Вене, где занимался педагогич. деятельностью. В 1816-18-капельмейстер
Придворной оперы в Штутгарте, с 1819 -в Веймаре. Одновременно выступал
как пианист и оперный дирижёр в Петербурге (1822), Париже (1825), Вене
(1827), Варшаве (1828), Лондоне (1833) и др. городах Европы. Автор 9
опер, в т. ч. "Матильда фон Гиз" (1810, "Кернтнертортеатр", Вена),
"Возвращение императора" (1814, Вена), ряда балетов и пантомим, в т. ч.
"Волшебное кольцо" (1811, Вена), "Волшебная битва, или Арлекин на
родине" (1812, Вена), "Ослиная шкура" (1823, Штутгарт) и др., а также
фп., симф., вок. и др. соч. Г. был одним из крупнейших
педагогов-пианистов, воспитавших выдающихся исполнителей (Ф. Гиллер, К.
Черни, А. Гензельт, 3. Тальберг и др.). Ему принадлежит ряд педагогич.
работ.
Литп.: Batka I., W о d i a n е r E., J. N. Hummel biographische
Skizze..., [Pozsony, 1887]; Benyovszky K." J. N. Hummel. Der Mensch und
Kunstler, Bratislava, 1934" S i e t z R., Die Verhandlungen um J.N.
Hummels Nachfolge in Weimar, [Bratislava], 1953. Вл. О.
ГУ M МЕЛЬ, X у м м е л ь (Hummel), Фердинанд (6. IX. 1855-24. IV.
1928) - немецкий композитор, арфист и дирижёц. Муз. образование получил
в Вене и Берлине; концертировал как арфист в Германии, Дании, Норвегии,
Швеции, России и др. странах. В 1892-1919 Г. работал дирижёром и муз.
руководителем т-ра "Шаушпильхауз" в Берлине. Автор опер:
"Мара" (1893, Берлин), "Англа" (1894, Берлин), "Ассар-пай" (1898,
Гота), "Софья Брабантская" (1899, Дарм-штадт), "Исповедь" (1899, Берлин)
и др. Г. принадлежит также музыка к спектаклям: "Святая улыбка"
Вильденбруха (1899), "Ночь накануне Ивана Купа-лы" (1901) и "Мир на
земле" (1909) Мёллера, киноопера "По ту сторону потока" (1922),
мелодрамы "Гном"
(1881), "Снежная королева" (1881), "Гензель и Гретель"
(1882), симф., вок., камерно-инструмент. и др. соч. Оперы Г.
(особенно "Мара" и "Ассарпай") ставились с успехом также на итал., швед.
и др. оперных сценах. Г. был одним из первых композиторов-веристов; в
своём творчестве испытал влияние П. Масканьи.
Лит.: Schiedermair L., Deutsche Musik im europaischen Raum, Munster -
Koln, 1954. Вл. О.
ГУМОЗ, гуммоз (от лат. gummi - камедь: застывший сок из коры
деревьев, употребляемый в качестве клея), - часть театрального грима.
Применяется для пластич. изменений лица (лепка носов, подбородков,
скул). Изготовляется из гумозного пластыря (75%), воска натурального
(10%), канифоли (5%), тона ј 2 (7%), бакана красного (3%). Смесь варится
в эмалированной кастрюле на пару. В. Ш.
ГМПЕРДИНК, Хумпердинк (Humperdinck), Энгельберт (1.IX.1854 -
27.IX.1921) - немецкий композитор и педагог. Окончил консерваторию в
Кёльне (1876), Королевскую муз. школу в Мюнхене (1879),
совершенствовался в Италии (1879-81), где познакомился с Р. Вагнером,
был ассистентом в Байрёй-те при постановке его опер. В 1879 отмечен
премией Мендельсона за своё первое соч.- балладу для хора и оркестра
"Паломничество в Кевлаар" на стихи Гейне. Первое сценич. произв. Г.-
детская опера "Гензель и Гретель" (либр. А. Ветте, сестры Г., Веймар,
Придворный т-р, 1893) принесла композитору славу; она отличается
выразительностью, простотой и мело-дич. богатством, близка нар. музыке.
Опера неоднократно ставилась в России, под назв. "Ваня и Маша". Вёл
педагогич. деятельность: 1885-86 - проф. консерватории в Барселоне, в
1890-96-во Франкфурте, 1887 - в Кёльне. С 1900 - директор и профессор
композиции Муз. академии в Берлине.
Др. оперы: "Маркитантка" (1914, Городской т-р, Кёльн) и "Гаудеамус"
(сцены из жизни нем. студентов, 1919, "Лан-дестеатр", Дармштадт), комич.
оперы "Женитьба против воли" (1905, Королевская опера, Берлин),
"Королевские дети" (как мелодрама пост. в 1897, Королевский т-р, Мюнхен;
2-я ред. 1910, т-р "Метрополитен-опера", Нью-Йорк), детские
оперы-сказки "Семеро козлят" (1895, "Шиллертеатер", Берлин) и "Спящая
красавица" (по сказке Перро, 1902, Городской т-р, Франкфурт-на-Майне),
пантомима "Чудо" (1911, т-р "Олимпия", Лондон), музыка к спектаклям Нем.
т-ра под рук. М. Рейнхардта (Берлин), "Венецианский купец" (1905),
"Зимняя сказка" (1906), "Ромео и Джульетта" (1907), "Двенадцатая ночь"
(1907); "Лисистрата" Аристофана (1908), "Синяя птица" Метерлинка (1910)
и др.
Лит.: К u h l m a n n H. Stil und Form in der Musik von Humperdinck's
Oper "Hansel und Gretel". Diss., Marburg, 1930; Pullen K. W., Die
Schauspielmusiken Humperdinck's. Diss., Koln, 1951. Вл.О.,Л.М.
ГУНДУЛИЧ (Gundulic), Иван Франов [8.1.1589(?)- 8. XII. 1638] -
хорватский поэт и драматург из Дубровника. Автор эпич. поэмы "Осман".
Сохранились пьесы Г. на сюжеты из античной мифологии, представлявшие
собой свободные переводы с итал. яз.: "Ариадна", "Похищенная
Прозерпина", "Диана" и "Арми-да" (две последние в отрывках). Лучшее
поэтич. произв. Г.-пастораль "Дубравка", прославляющая родину и свободу,
проникнутая ренессансным жизнеутвер-ждением. "Дубравка" впервые была
исполнена в 1628 на площади Дубровника перед Княжеским дворцом. В 1888
пост. в Загребе. Динамич. действие, живой нар. язык, обилие комич. сцен
определили популярность пьесы, сохраняющейся в репертуаре т-ров
(показывается на Летнем фестивале в Дубровнике).
Соч.: Произведения Джива Франа Гундулича, 2 изд., в редакции Дж.
Керберла и М. Решетара, Загреб, 1938.
Лит.: P е ш ет а р М., Иван Гундулич, предисловие к польскому изданию
"Османа", Варшава, 1934 (на польск. яз.). С. И.
ГУНИА, Валериан (Валико) Леванович [9(21).I. 1862, с.
Эка,31.VII.1938, Тбилиси] - грузинский советский актёр, драматург,
режиссёр, театральный деятель, критик, переводчик. Нар. арт. Груз. ССР
(1933). Род. в дворянской семье. Учился в Москве в Петровско-Разумовской