<< Пред. стр. 229 (из 913) След. >>
им. Революции. В 1939-58 - актриса Коми т-ра (русская труппа). Сценич.образы Д. отмечены точностью психо-логич. рисунка, обаянием.
Роли: Анна Каренина, Кру-чинина; Евгения, Лидия ("На бойком месте",
"Бешеные деньги" Островского), Мария Стюарт;
Гертруда ("Мачеха" Бальзака), Любовь Яровая; Джесси ("Русский
вопрос"), С. П.
ДАЛЬСКИЙ (наст. фам. - Нестеренко), Владимир Михайлович (р. 5. V.
1912) - украинский советский актёр. Народный артист УССР (1954). В
1930-32 учился в Киевском муз.-драм. институте. С 1933 - актёр
Харьковского ТЮЗа, в 1935-41 - Т-ра. им. Шевченко, с 1941 - Т-ра
Киевского военного округа (ныне т-р ПрикВО), с 1957 - Т-ра им. И.
Франко. Роли:
Шельменко ("Шельменко-денщик" Квитки-Основья-ненко), Морж ("Почему
улыбались звёзды" Корнейчука), Минутка ("Победители" Чирскова),
Крутицкий, Несчастливцев ("Не было "и гроша...", "Лес" Островского). Д.
обладает ярким комедийным дарованием, в его образах острая внешняя
выразительность сочетается с психологически углублённой трактовкой роли.
Б. Д.
ДАЛЬСКИЙ (наст. фам.- Неелов), Мамонт Викторович [1865, Кантемировка
Харьковской губ.,- 8(21).VI.1918, Москва] - русский актёр. Род. в семье
помещика. В 1885, уйдя со 2-го курса Харьковского ун-та, в течение 4 лет
играл в т-рах Вильно, Ростова, Новочеркасска. В
1889 был актёром т-ра Го-ревой в Москве. После успешного исполнения
здесь роли Дон Карлоса Д. получил приглашения в Малый и Александрийский
т-ры. В
1890 был зачислен в труппу Александрийского т-ра в виде исключения
без дебюта. Первая роль - Жадов.
Д. обладал идеальными внешними данными для ге-роич. ролей-стройная,
гибкая фигура, красивый сильный голос, властные энергичные жесты.
Стихийная темпераментность его игры смягчалась художеств. простотой.
Красочная читка стихов и монологов, исключительно выразит. фразировка
сближали иск-во Д. с творчеством М. Т. Иванова-Козельского, игрой к-рого
Д. восхищался. Особенно близкими дарованию Д. были образы, исполненные
сильных и необузданных страстей, образы людей, гонимых обществом и
вступающих с ним в резкий, непримиримый конфликт. Большим успехом у
зрителей он пользовался в ролях Андрея Белугина ("Женитьба Белуги-на"
Островского и Соловьева), Рогожина ("Идиот"), Димитрия Самозванца (о. п.
Чаева), Самозванца ("Борис Годунов"), Незнамова. Играя роль Чацкого, Д.
выражал протест бунтующего духа, бросал дерзкий вызов обществу. В
Гамлете и Отелло Д. удавались сцены бурных проявлений чувств. В меньшей
степени умел он передать благородный гуманизм героев Шекспира, их
философские раздумья, светлые лирич. порывы души. К лучшим созданиям Д.
относятся также роли Карла Моора; Маркиза Позы ("Дон Карлос"), Кина
("Кин, или Гений и беспутство" Дюма-отца), Уриэля Акосты (о. п.
Гуцкова).
Д. сыграл значит, роль в развитии сценич. мастерства Ф. И. Шаляпина.
В 1895 в начале своей ар-тистич. деятельности Шаляпин увидел Д. на сцене
и ) увлёкся его игрой. Д. принял участие в судьбе начинающего певца,
подружился с Шаляпиным, занимался с ним драм. иск-вом. Вследствие
трудного характера Д. не сошёлся с труппой Александрийского т-ра и в
1900 был уволен дирекцией. Перейдя на положение гастролёра, он выступал
в разл. провинциальных и столичных т-рах, иногда организовывал
собственные гастрольные антрепризы. Гастроли Д., много выступавшего в
этот период в ролях мирового классич. репертуара, имели большое
просветит, значение.
Высокоодарённый художник, Д., однако, недостаточно работал над
совершенствованием своего таланта, вёл богемный образ жизни.
Противопоставляя своё иск-во сценич. ансамблю, Д. не признавал
режиссёрского руководства. Выступления в Петрограде в 1915-16 показали
упадок иск-ва Д. "...Он громыхал своим трагическим баритоном, выставляя
на вид плохую методу игры и малые остатки великого вдохновения" [К у
гель А. Р. (Homo Novus), Театральные портреты, П.-М., 1923, с. 172].
После Февральской революции Д. не выступал больше на сцене, объявил себя
"идейным анархистом". (Илл. см. на с. 287).
Лит.: Юрьев Ю. М., Записки, Л.-М., 1948; Х о д о-т о в Н.,
Близкое-далёкое, Л.-М., 1962; К у г е л ь А. Р. (Homo Novus),
Театральные портреты, П.-М., 1923; Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, т. 2,
М., 1958. А. Кл.
ДАЛЬСКИЙ, Михаил Семёнович (р. 1878) - русский артист оперетты. Был
премьером петерб. т-ров "Буфф" и "Пассаж"; пел в Москве и в
провинциальных опереточных антрепризах в Вильне (Вильнюс),
Ростове-на-Дону, Минске, Курске, Таганроге и др. городах. В 1917
выступал в петерб. "Палас-театре". Блестяще владел актёрской техникой,
за что удостоился похвалы Ф. Легара; был превосходным танцовщиком. Роли:
Даниле, Октав ("Весёлая вдова", "Ева" Легара), Парис ("Прекрасная
Елена" Оффенбаха), Ники ("Под звуки вальса" Штрауса) и др. Неск. сезонов
Д. возглавлял "Петерб. художеств. оперетки М. С. Дальского",
гастролировал на юге и в Прибалтике.
Лит.: Я рон Г., О любимом жанре, М., 1960, с. 33" 57-58, 94. А. Ив.
ДАЛЬЦЕВ, Зиновий Григорьевич [р. 30. XI (12.XII). 1884] '- русский
советский театральный деятель и актёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957).
Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1910). Сценнч. деятельность начал в
1903 в Орловском т-ре. Выступал во мн. городах России. Роли: Незнамов;
Счастливцев, Буланов ("Лес"), Годда ("Казнь" Ге) и др. В 1917 перешёл на
административную работу. Принимал участие в организации Т-ра Революции
(1922); был управляющим этого т-ра. С 1924 работал в Малом т-ре (сначала
пом. директора, затем зам. директора), Оперном т-ре им. Станиславского.
В 1941-59 - зам. председателя Совета ВТО. Э.К.
ДАМА (dame)- амплуа в испанском театре 17 в.; исполнительница женских
ролей (за исключением комических и характерных). В зависимости от
положения актрисы в труппе Д. подразделялись на "первую", "вторую",
"третью", "четвёртую". Н. Т.
"ДАМА С КАМЕЛИЯМИ"-драма в 5 д. Александра Дюлш-сына (на сюжет
одноимённого романа того же автора). В разных странах по разным
переводам и обработкам известна под назв. "Маргарита Готье", "Камилла" и
др. Соч. 1852 (на франц. яз.). Пост. 2 февр. того же года в т-ре
"Водевиль", Париж (Маргарита Готье - Дош, Арман Дюваль - Фехтер,
Дюваль-отец - Лафонтен, Панина - Вормс, Прюданс- Астрюк). Пьесу ставили
в Париже т-ры: "Жимназ" (1881), т-р Порт-Сен-Мартен (1884), "Ренессанс"
(1896) и др.; в Лондоне т-ры: "Лицеум" (1858), "Принсесс" (1875), "Корт"
(1880), "Олимпик" (1892). "Д. с к." шла во многих т-рах Европы и
Америки.
В России "Д. с к." пост. 21 окт. 1867 в Михайловском т-ре, Петербург
(Маргарита Готье - П. Арно, в возобновлении 1873 - Делапорт). 27 нояб.
1877 "Д. с к." под назв. "Как поживёшь, так и прослывёшь" (пер. В. И.
Родиславского) пост. в Малом т-ре (Маргарита Готье - Федотова, Арман
Дюваль - А. Ленский, Дюваль-отец - И. Самарин, Прюданс - Н. Медведева).
6 апр. 1879 - в Александрийском т-ре (в бенефис М. Петипа; Маргарита
Готье - Савина, Арман Дюваль - Петипа, Гюстав - Самойлов, Гастон -
Сазонов). В 1899 Савина в роли Маргариты Готье гастролировала за рубежом
(в Берлине, Праге и т. д.). "Д. с к." широко шла на рус. провинциальной
сцене. Среди зарубежных и рус. исполнительниц роли Маргариты Готье -
Сара Бернар (в России в 1881, 1892, 1908), Дузе (в России в 1892 и
1908), Тино де Лоренцо (в России в 1897), Л. Мент (в России в 1885), С.
Мент (в России в 1895), Виталиани (в России в 1898), Режан (в России в
1910), Ведринская, Горева, Глебова, Пасхалова, Рощина-Инсарова,
Яворская, Павлова и др.
Первая пост. "Д. с к." на сов. сцене - 19 марта 1934 в Т-ре им.
Мейерхольда (реж.Мейерхольд, комп. Шебалин; Маргарита Готье-Райх, Арман
Дюваль-Царёв, Дюваль-отец - Мичурин, Прюданс - Ремизова). "Д. с к."
ставили: Пензенский т-р (1935), Костромской т-р (1940), Т-р им.
Марджанишвили (1940; пер. А. Имедиашвили и В. Гуния, реж. Гамрекели,
худ. Штенберг; Маргарита Готье -Анджапаридзе), Киевский т-р Красной
Армии (1941).
Издания: Первое франц. изд. "Д. с к." 1852. Первый рус. пер. "Д. с
к." (под назв. "Как поживёшь, так и прослывёшь") - В. И. Родиславского,
М-, 1873, Ф. А. Корша, М., 1898.
Лит.: "ЕИТ". Сезон 1895/96, П., 1897, с. 263-264;
Шнейдерман И., Мария Гавриловна Савина, М.-Л., 1956,с.239-243;
Топуридзе Е., Элеонора Дузе, М., 1960, с. 55-65; S а г с е у Гг.,
Quarante ans de theatre, P., 1901, с. 169-174, 18,4-208. А. Шн.
"ДАМА-НЕВИДЙМКА"-комедия в 3 д. П. Кальдерона. Соч. 1629, пост. в том
же году в Мадриде. Ставилась во мн. европ. и в рус. дореволюц. т-рах.
Первая пост. на сов. сцене - во 2-й Студии МХАТа в Москве (1924, пер.
К. Д. Бальмонта, реж. Вершилов, худ. Нивинский, комп. Оранский; Анхела -
Елина, Беатрис - Телешева, Исабель - Алеева, Андровская, Мануэль -
Вербицкий, Луис - Прудкин, Хуан - Калужский, Косме - Азарин,
РодригоКомиссаров). Последующие пост.: Моск. т-р Комедии (1940, реж.
Станицын и Тамарин, худ. Вильяме, комп. Сизов), Свердловский т-р (1940,
реж. Битюцкий, худ. Кузьмин), Пермский т-р (1940), Челябинский т-р
(1940), Казанский т-р (1941), Камерный т-р (1945), Смоленский т-р
(1946), Т-р им. Сундукяна (1946), Бакинский т-р 1948), Горьковский т-р
(1954), Ростовский-на-Дону т-р 1956), Т-р им. Якуба Коласа, Витебск
(1956), Каунасский т-р (1960).
Издания: Первое испанское изд. "Д.-н."-Валенсия, 1636; Первый рус.
пер. (под назв. "Невидимка"), "Артист", 1894, .No 39; Первый советский
пер. - Щепкина-Куперник Т. Л-, М., 1940; из последующих сов.
изд.Кальдерон, Дама-невидимка, М., 1945; Щ е п-кина-Куперник Т. Л.,
Избр. переводы, т. II, М-, 1958. А. Шн.
ДАМАЕВ, Василий Петрович [7(19).IV.1878-11.X. 1932]- русский артист
оперы (драматический тенор). В детстве и юности пел в церковном хоре.
Пению обучался в Моск. филармонич. уч-ще (1905); одновременно занимался
пластикой, танцами, фехтованием. В 1906 познакомился с оперным
антрепренёром С. Зиминым и начал работать над оперным репертуаром под
рук. режиссёра П. Оленина, дирижёров Э. Купера и Е. Букке. В 1908
впервые выступил на сцене (в опере Зимина). Исполнял ведущие партии:
Собинин ("Иван Сусанин"), Торопка ("Асколь-дова могила" Верстовского),
Герман; Андрей ("Мазепа"), Садко, Левко, Туча ("Садко", "Ночь перед
Рождеством", "Псковитянкам Римского-Корсакова), Хозе; Отелло, Радамес
("Отел-ло", "Аида" Верди), Вальтер ("Нюрнбергские мейстерзингеры"
Вагнера) и др. В 1910 пел в спектаклях "русских сезонов за границей" в
Париже (исполнял партию Самозванца в "Борисе Годунове" Мусоргского). В
1917-20 работал в Опере Моск. Совета рабочих депутатов, в 1921-22-в
опере "Наш театр", в 1922-24-в "Свободной опере" Зимина (все в Москве);
одновременно гастролировал. В 1929-30 руководил .Моск. областной оперой.
В 1930 оставил сцену и работал сотрудником Гос. театр. музея им.
Бахрушина. УД. был гибкий красивый тенор с несколько открытым звуком,
ровно и сильно звучавший во всех регистрах. Певец покорял слушателей
темпераментом, воодушевлённостью и искренностью исполнения. М. Р., Н. К.
ДАМДИНБАЗАР, Лубсангиин (1889-1937) - монг. композитор, драматич.
актёр, певец и муз. деятель. Один из основоположников монг. муз. т-ра. В
юности научился играть на монг. нар. инструментах (моранхуре и др.).
Автор муз.-драматич. пьес "Мальчик-дровосек", "Зов души", "Лэтидэг" и
песен. В 1932 вступил в труппу Монг. нар. т-ра. В 1933 - участник
олимпиады революц. т-ров в Москве. Роли: Сумья ("Сумья-носи"), Богатый
хозяин ("Пастушка"), Старший брат ("Два брата-охотника"), Хозяин
("Мальчик-сирота"), Ушандар ("Ушандар-хан") и др. Героико-романтич.
актёр, Д. использует традиции исполнения нар. певцов. Играет также
отрицательные сатирич. роли. Г. У., Бор. С.
ДАМДИНСУРЭН, Бээлгин (р. 1918) - монгольский композитор. Засл. деят.
иск-в МНР. Музыке обучался в Пекинской консерватории. Автор оперы "Путь
к счастью" (1951), муз. комедии "Семьдесят небылиц", муз. драмы "Жёлтая
река", музыки к спектаклям "Искатель счастья Мунхэ", "Мудрая ханша
Манухай", "Степные богатыри", "Юность Цога", ряда соч. в др. жанрах. В
своих муз.-сценич. произв., так же как и во всём творчестве, Д.
использует характерные особенности халха-монг. нар. музыки; особое
внимание композитор уделяет массовым сценам с широким распевом
певцов-солистов и монументальным звучанием хоров. Д.- один из
организаторов Монг. муз.-драм. театра (1942) и первого монг. симф.
оркестра (1945) при этом т-ре. Чой-балсана пр. Г. У., Бор. С.
ДАМДИНСУРЭН, Дамбын (р. 20.IX.1914) - монгольский актёр. Засл. арт.
МНР (1951). Член МНРП с 1957. С 1928 участвовал в художеств.
самодеятельности. С 1930 работал в Образцовом нар. т-ре им. Сухэ-Батора
в Амгаланбаторе, с 1938-в т-ре Монг. народно-революц. армии. В 1943
вступил в труппу Гос. муз.-драм. т-ра в Улан-Баторе. Д. присущи большой
темперамент, обаяние, мастерсйо перевоплощения. Исполняет героич. и
комедийные роли.
Роли: Шар Гэрт хан ("Три Шарайгольских хана" Намда-ка, по эпосу
"Гесериада"), Джагбай ("Братья" Оюун), Родри-го ("Отелло"), Тихон
("Гроза"), Бублик ("Платон Кречет"), Гончаров, Боб Мэрфи ("Жди меня",
"Русский вопрос" Симонова) и др. Д. создал образ В. И. Ленина
("Кремлёвские куранты"). Г. У.
Д'АМЙКО (D'Amico), Сильвио (3.II.1887-1.IV. 1955) - итальянский
театральный критик и историк т-ра. Автор работ по истории т-ра: "История
драматического театра" (4 тт., 1939-40), "Итальянский театр" (1932),
"Духовная и светская драма" (1942), "Послевоенная театральная сцена" (2
тт., 1953) и др. Был одним из основателей (1935) и президентом римской
Академии драматич. иск-ва, носящей в наст. время его имя. Принимал
участие в издании итал. театр. энциклопедии ("Enciclopedia dello
spettacolo").
Соч.: Storia del teatro drammatico, v. 1-4, Mil.-Roma, 1939-40, nuova
ed., Mil., [1950]; II teatro italiano, Mil.- Roma, 1932, 2 ed., 1937;
Palcoscenico del dopoguerra, v. 1-2, (Torino], [1953]. P. X.
ДАМОРО-ЧЙНТИ (Damoreau-Cinti) [урождённая -Монталан (Montalant)],
Лаура (6.11.1801-25.11. 1863)-французская артистка оперы (сопрано),
педагог. Сценич. имя - Мадемуазель Чинти. 7 лет была принята в Париж,
консерваторию. В 1816 впервые выступила на оперной сцене в Париже. С
этого года до 1822 выступала в "Итальянском т-ре" в Париже, в 1822-26 -
солистка оперы в Лондоне, в 1826-27 и 1829-35-солистка т-ра
"Гранд-Опера", в 1827- 1829-т-ра "Де ла Монне" (Брюссель), в 1836-42-
т-ра "Опера комик" (Париж). Выступала на сцене вместе с Г. Зонтаг, М.
Малибран, А. Нурри и др. Одна из лучших певиц 1-й пол. 19 в., Д.-Ч.
соединяла в своём исполнении декламац. иск-во франц. виртуозной вок.
школы с техникой итал. школы, поражала слушателей красотой и диапазоном
голоса. В 1843 оставила сцену и выступала с концертами во мн. странах, в
т* ч. в Англии, США, Голландии, России (1846), Бельгии и др. странах.
Партии: Керубино, Церлина ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан") и др. Для Д.-Ч.
были специально написаны партии в операх "Моисей в Египте", "Осада
Коринфа" Россини, "Чёрное домино", "Занетта" Обера и др. В 1834-56 Д.-Ч.
преподавала в Парижской консерватории.
Лит.: Гилью Г., Биография певицы г-жи Даморо-Чинти, "Репертуар и
Пантеон", 1842, ј 1, разд. IV, с. 55- 58; Esendier L. and V., Etudes
biographiques, P., 1848;
Della Corte A., L'interpretazione musicale e gli interpreti, Torino,
1951. Л. M., Иг. Ф.
ДАМПИР (Dampier), Альфред (28.11.1847-23. V. 1908) - австралийский
актёр, драматург и режиссёр. Начал сценич. деятельность в труппах"
выступавших в небольших англ. провинциальных городах. В 1872 был
приглашён в Австралию. Выступал в Мельбурне ("Александр т-р"), исполняя
роли Мефистофеля ("Фауст" Гёте) и Жана Вальжана ("Отверженные" по Гюго).
В 1877 Д. впервые в Сиднее исполнил роль Гамлета. Играл также Отелло,
Яго, Макбета, Ричарда III. В 1881 гастролировал в Англии с пьесой
австрал. драматурга Ф. Хопкинса "Всё за золото", был постановщиком этого
спектакля и исполнителем гл. роли. Возвратившись в Австралию, Д.
арендовал т-ры в Мельбурне и Сиднее, где ставил свои инсценировки
(нек-рые совм. с Г. Уолчем) романов австрал. писателей-реалистов М.
Кларка ("Пожизненное заключение", 1886, Сидней) и Р. Бол-древуда
("Вооружённый грабёж", 1890, Мельбурн). В этих спектаклях впервые была
показана на сцене жизнь Австралии. Д. написал драмы "Под Южным Крестом",
"Парень", "Охотник" (в соавторстве с Г. Уолчем), которые ставил в
руководимых им театрах. Воспитал многих молодых австралийских актёров.
Лит.: The Australian encyclopaedia, v. 3, Sydney, 1958;
R e e s L., Towards an Australian drama, Sydney-L., 1953;
S e г 1 e P., Dictionary of Australian biography, Sydney-L., 149. Л.
К.
ДАМРОШ (Damrosch), Вальтер (30.1.1862-22. X11.1950) - амер. дирижёр и
композитор. По национальности немец. Сын Л. Дамроша. Музыке обучался в
Дрездене, сначала у отца, затем у Ф. Дрезеке; совершенствовался у Г.
Бюлова и др. С 1884 дирижировал спектаклями нем. оперной труппы в т-ре
"Метрополитен-опера" (вторично-в 1899-1901); одновременно, с 1885 -
концертами "Ораториального об-ва" и симф. оркестра в Нью-Йорке. Завоевал
известность как пропагандист творчества Вагнера и др. оперных
композиторов. Гастролировал в Европе. В 1895 основал оперную труппу
"Дамрош опера компани", с к-рой гастролировал в США, знакомя амер.
публику с операми Вагнера. Написал ряд сценич. произв., следовавших
принципам школы Вагнера и пользовавшихся успехом.
Оперы: "Алое письмо" (1896, Бостон), "Голубь мира" (1912,
Филадельфия), "Сирано де Бержерак" (1913, Нью-Йорк), "Человек без
родины" (1937, там же) и др., музыка к спектаклям "Ифигения в Авлиде" и
"Медея" Еврипида (1915) и "Электра" Софокла (1917) (все пост. в
Нью-Йорке) и др. Соч.: My musical life, N. Y.. 1923, 2 ed., L., 1930.
Лит.: Henderson W.J., Walter Damrosh, "The Musical Quarterly", N.Y.,
1932, XVIII; Damrosch-Fin lette г G., From the top of the stairs,
Boston, 1946. Be. T.
ДАМРОШ (Damrosch), Леопольд (22.X.1832- 15.II. 1885) - немецкий
дирижёр, композитор и музыкально-общественный деятель. Музыке обучался в
Берлине. Выступал как скрипач и дирижёр в городах Германии, с 1857 -
солист Придворной капеллы в Веймаре. С 1858 - дирижёр филармонич. об-ва
в Бреславле. В 1871 переехал в Нью-Йорк, с 1884-дирижёр труппы т-ра
"Метрополитен-опера". С особым успехом исполнял оперы Вагнера,
Корнелиуса и др. совр. ему нем. композиторов. Д. внёс важный вклад в
развитие оперной и симфонич. культуры США, способствовал приглашению в
страну лучших артистов.
Лит.: R i с e E. Т., Personal recollections of Leopold Damrosch, "The
Musical Quarterly", N. Y., 1942, XXVIII. Вл. О.
ДАМСЕ (Damse), Юзеф (23.1.1788-25.XII.1852)- польский композитор.
Творч. деятельность начал как дирижёр военного оркестра (1809) и как
актёр комич. оперы (1814). Первая комич. опера Д. "Волшебный кларнет"
(1820, Варшава) не имела успеха. Более популярными были его комич. оперы
(все пост. в Варшаве) "Приказание" (1837), "Миллионный крестьянин"
(1829) и балет "Список войск" (совм. с К. Курпинь-ским, 1841), к-рый
выдержал в Польше св. 500 представлений и вошёл в репертуар балерины А.
Павловой. Комич. опера "Контрабандист" (1844, Варшава) была наиболее
удачной среди сценич. произв. Д. В историю польского т-ра Д. вошёл как
один из создателей жанра комич. оперы. Его музыка отличается простотой,
непосредственностью, богата нар. мелодиями. Д. один из первых отказался
от переводных либретто и начал использовать для своих опер и балетов
нац. сюжеты. Творчество Д. имеет демократич. направленность, оно
рассчитано на широкие массы слушателей.
Лит.: Polski slownik biograficzny, t. 4/5, z. 20, Krakow, 1938. Д.