<< Пред. стр. 233 (из 913) След. >>
влияние франц. "авангардизма". Н. Лошер в политич. трагикомедии"Милостью божьей" (1960) показывает антагонизм интересов простых людей и
бурж. политич. системы, но в оценке революционного движения занимает
реакционные позиции. Молодой драматург Э. Торстеысон в психологич. драме
"Те, кто победил" (1961) анализирует причины идейного смятения дат.
интеллигенции.
Лит.: Горн Ф. В., История скандинавской литературы, М., 1894; Дилен
Э., Скандинавская литература, в кн.:
Всеобщая история литературы, под ред. В. Корша и А. Кир-пичникова, т.
4, СПБ, 1892; Б ранде с Г., Собр. соч., т. III-IV, СПБ, изд.
Просвещение", [1907]; Brandes G., Samlede skrifter, bd I-XVIII, Kbh.,
1899-1910, 2 udg., bd I- III. Danemark, Kbh., 1919; B r i x H., L.
Holbergs komedier, Kbh., 1942; его же, Danmarks digtere..., Kbh., 1925;
Brandes E., Holberg og hans scene, Kbh., 1898; L e g r e 1-1 e A.,
Holberg, considere imitateur de Moliere, P., 1864;
R a h b e k K.-L., Om Holberg som lystspildigter og hans lystspil, bd
1-3, Kbh., 1815-17; Overskou Th., Haandbok for Indre og Dirkere dansJc
dramatisk literatur og kunst. Suplement til den danske skuepladses,
Kbh., 1865;
Schroder L., Adam Oehlenschlaer og den romantiske Skole, Kbh., 1888;
V e d e l V., Oehlenschlager og hans digtning, literatur og kritik,
Kbh., 1889; Sorensen A., Stu-denterkomedier, Kbh., 1903; V e d e l V.,
Studier over Guldalderen i dansk Digtning, Kbh., 1890; Andersen V."
Tider og Typer, Kbh., 1915; его же, Danske Studier, Kbh., 1893;
A u m o n t A., J. L. Heiberg og hans Slaegt paa den danske
Skueplads, Kbh., 1891; Stanstrup J." Fra Fortid og Nytid, Kbh., 1892;
Petersen C. S. og A n d e r s e n V., Illustreret dansk
litteraturhistorie, v. l-5, Kbh., 1924-;
Ellehange M., Det danske skuespil efter verdenskrigen, Kbh., 1933;
Henriques A., Modem dansk dramatik, Stockh., 1942; Kristensen S. M.,
Dansk litteratur. 1918-1952, Kbh., 1956; Erichsen S., Det frie teater,
Kbh., 1953; Schyberg F.. Ti aars teater, Kbh., 1939; Engberg H., Dansk
teater i halvtredserne, Kbh., 1958; его же, Teatret. 1945-1952, Kbh.,
1952; Thomsen E., Dansk litteratur efter 1870, Kbh., 1935. Вл. Я., Вл.
М.
ДАТСКИЙ ТЕАТР. Элементы театр. действия содержались в поэзии
скальдов. В ср. века при дворах королей и крупных феодалов было
распространено иск-во "нарров" (букв.-дураков), дат. скоморохов. В
церквах и монастырях ставились, по заимствованным из др. стран текстам,
мистерии, литургические драмы, моралите. В 16 в., в эпоху Реформации,
происходит активизация театр. жизни. В лат. школах учащиеся разыгрывали
под руководством преподавателей спектакли. Мн. из этих преподавателей
стали первыми дат. драматургами: М. Бёруп в Орхусе, К. Хансен в Оденсе,
П. Хегелунн в Рибе, X. Стен в Хельсингёре. Школьные спектакли ставились
также в Коллинге, Раннерсе и др. городах. Здесь появились т. н.
"студенческие комедии" - весёлые фарсы, в к-рых высмеивались отд.
обществ. пороки. Постепенно в церк. представлениях усиливалась светская
тематика. В конце 16-нач. 17 вв. виборгский пастор И. Ранх организовывал
театрализованные праздничные зрелища, отражавшие в аллегорич. форме
актуальные политич. события (апофеоз "Клятва царя Соломона"). В 17 в., с
усилением абсолютизма и ростом населения в городах, возросла потребность
в проф. театр. иск-ве, но низкий уровень нац. культуры в этот период
обусловил засилье сначала англ., а позднее нем. и франц. трупп, игравших
главным образом для придворных зрителей.
Проф. театр в Дании возник в 18 в., его создание было вызвано
экономич. и культурным развитием страны. 23 сент. 1722 спектаклем
"Скупой" открылся в Копенгагене т-р "Датская сцена", вскоре состоялась
премьера первой комедии Л. Хольберга "Оловянщик-политикан". Творчество
Хольберга, проникнутое гума-нистич. идеями Просвещения, демократичное и
самобытное, сыграло важную роль в становлении Д. т. Хольберг принимал (в
1722-28) непосредств. участие в работе т-ра, труппа к-рого состояла в
осн. из его учеников по ун-ту. Т-р этот подвергался систе-матич. травле
со стороны реакц. дворянства, духовенства и буржуазии, узнававших себя в
сатирич. персонажах произв. Хольберга и восстававших против нац.
тематики и дат. языка. В 1728 представители придворных кругов добились
закрытия "Датской сцены". Т-р возобновил работу лишь в 1748 (в помещении
на Королевской пл.). В 1770 он получил наименование Королевского и
перешёл в ведение Министерства двора. Во 2-й пол. 18 в. т-р ставил
зингшпили, комедии И. Эвальда, трагедии Вольтера и его дат. эпигонов (И.
Н. Врун и др.), но основой репертуара т-ра продолжала оставаться
драматургия Хольберга. Под её влиянием формировались реали-стич.
традиции дат. комедийной школы, яркими представителями к-рой были актёры
Г. Лоннеман, М. У. Хортулан, Ф. Шварц, Н. Клементин, А. Гьелъструп,
талантливая актриса и певица К. Вальтер. Крупным трагедийным актёром
эпохи Просвещения был К. П. Росе.
В нач. 19 в., в связи с англо-дат. войной и последовавшим за ней
бурж. либерально-патриотич. движением, возросло значение Д. т. в
обществ, и культурной жизни страны. Более массовым и демократичным стал
зритель; возник первый провинц. т-р в Оденсе (в 1796). Публика
восторженно принимала трагедии на сюжеты из нац. истории "Ярл Хокон",
"Пальнатоке" и др., созданные А. Эленшлегером - главой дат. романтизма.
Сочетание героыч. патетики с углублённой разработкой человеческих
характеров, свойственное лучшим произв. Эленшлегера, обусловило
своеобразие мастерства дат. актёров-романтиков - П. Фоэрсома, И. Рюге,
Н. Нильсена, в игре к-рых монументальность формы органически сочеталась
с глубиной психологич. характеристик, верностью жизненной правде. В этот
период в репертуар Д. т. входят трагедии Шекспира, Шиллера, Гёте.
Несмотря на то, что романтич. драма (А. Эленшлегер, X. К. Андерсен, X.
Херц) до 60-х гг. занимала значит, место в репертуаре Королевского т-ра,
романтизм не стал осн. художеств. направлением в Д. т. Преим. внимание
уделялось комедии, причём в творчестве X. К. Андерсена, И. Л. Хейберга,
X. Херца романтич. комедия постепенно уступала место комедиям и
водевилям, отличавшимся бытовой конкретностью. Нар. традиции
"студенческой комедии", возникшей еще в нач. 17 в., успешно развивал
драматург К. Хоструп. Многообразие комедийных жанров, романтич. и
бытовые тенденции в репертуаре определили иск-во ведущих мастеров
Королевского т-ра, представителей сценич. реализма 1-й пол. 19 в. - П.
Фрюдендаля, К. Розенкилле, М. Вихе, П. Шрама, А. Нильсен и особенно
великой датской актрисы И. Л. Хейберг. В это же время работали крупные
актёры Ф. Линдгрен, Л. Фистер, О. Поулъ-сен.
В сер. 19 в. директором Королевского т-ра стал драматург и теоретик
И. Л. Хейберг. В это время окончательно определилось одно из важных
качеств этого коллектива - отсутствие ориентации на премьеров,
целостность актёрского ансамбля. В Копенгагене открылись первые частные
т-ры: "Казино" (осн. 1848) и Народный т-р (осн. 1857). В 70-80-е гг. 19
в., в период усиленного капиталистич. развития страны, на сценах т-ров
Дании выступали крупные артисты, но отсутствие значит, произв. драматург
гии обусловило кризис нац. т-ра. Народный т-р, т-р "Казино",
"Александртеатр" (осн. 1870), "Дагмар-театр" (осн. 1883) ставили гл.
обр. переводные пьесы развлекат. характера и оперетты. Королевский т-р с
трудом отстаивал реалистич., просветительские принципы. В 70-80-е гг.
т-р ставил драмы Г. Ибсена и Б. Бьёрнсона, а в конце 19 - нач. 20 вв. в
репертуаре его появились незначит. в идейном отношении комедии Э.
Брандеса, О. Бенсона, Г. Эсмана, драмы Э. Кристиансена и Я. Бергстрёма.
Дирекция т-ра запретила в это время пост. остро сатирич. комедий Г.
Вида. Ядро труппы составляли О. и Э. Поуль-сен, Б. Хеннингс - выдающаяся
создательница женских образов в пьесах Г. Ибсена, характерный актёр П.
Йерндорф, актриса Ю. Сёдринг, К. Манциус. Под рук. реж. В. Блоха,
поставившего серию блестящих хольберговских спектаклей, эти актёрн
развивали сценич. реализм, обогащали традиций Д. т. В первые десятилетия
20 в., несмотря на внешнее оживление, выразившееся в открытии новых
т-ров в столице (Новый т-р, 1908) и на периферии (театры в Ольборге,
1878, и Орхусе, 1900), Д. т. испытывал кризис. Репертуар становился все
более эклектичным, усилились декадентские тенденции (пьесы К.
Гьеллерупа, X. Роде, С. Ланге). Актёрское иск-во в это время развивалось
на основе классич. драматургии. В Королевский т-р влилась группа
актёров, ставших прославленными мастерами-реалистами,-И. Поулъсен, X.
Габр иелъсе к, П. Рёймерт, Б. Ип-сен, К. Понтоппидан, Э. Скубо, К.
Неллемосе, С. Мет-линг, И. Мейер.
Рост рабочего движения в Дании способствовал появлению самодеят.
рабочих т-ров и агитбригад, В 1924 нек-рые из них объединились во вновь
созданном "Рабочем т-ре" (Копенгаген) под рук. драматурга Б. Мюллера.
Репертуар нового коллектива состоял из комедий С. Клауссена и произв.
дат. и нем. экспрессионистов. В 1931 актёр и режиссёр П. Кнут-сон
организовал "Социальный т-р" (Копенгаген), рассчитанный на демократич.
зрителя. Этот т-р пост. антибурж. трагикомедию "Паразиты" Соя и др.
спектакли прогрессивной направленности, но вскоре был вынужден
прекратить своё существование. Среди новых т-ров выделялся
копенгагенский "Т-р Беттв Нансен" (осн. 1917), во главе к-рого стояли
драматич. актриса Б. Нансен и её постоянный партнёр X. Бентсон. В 30-е
гг. 20 в. ставились драмы Соя, К. Абелля, посв. социальным проблемам.
Крупным событием в театр. жизни страны явилась пост. П. Кнутсоном в
созданном им т-ре "Рйддерсален" (Копенгаген) комедии Абелля "Исчезнувшая
мелодия" (1935), обличающей мелкобурж. эгоизм и пассивность. На сценах
Д. т. появлялись значит, антифашистские спектакли: "Анна Софи Хедвиг"
Абелля (1939, Королевский т-р), "Умбабумба" Соя (1935, Новый т-р), "Он
сидит на кипящем котле" Мунка (1938, Народный т-р).
В период гитлеровской оккупации Д. т. пережил полосу застоя.
Передовые деятели Королевского т-ра организовывали т. н. нац. сезоны, во
время к-рых ставились только историко-героич. пьесы, произв. дат.
классиков. После освобождения страны от фашизма нек-рая демократизация
обществ, жизни страны привела к созданию спектаклей "Нильс Эббе-сен"
Мунка (1945, Королевский т-р и т-р в Оденсе), "Силькеборг" Абелля (1946,
Новый т-р), отражавших героич. подвиги борцов Сопротивления, ставились
новые пьесы, посв. злободневным вопросам.
Вступление Дании в Североатлантич. блок (1949), американизация дат.
культуры пагубно сказались на Д. т. Всё большее место в репертуаре т-ров
занимают пьесы амер., англ. и франц. драматургов упадочнич.,
модернистского направления. Им подражают и нек-рые дат. драматурги
(напр., Ф. Метлинг). Оплотом реалистич. иск-ва является Королевский т-р,
ставящий лучшие пьесы совр. дат. авторов (Соя, К. Мунк, К. Абелль, Л.
Фишер, К. Сённербю,
X. К. Браннер) и зарубежных драматургов (Б. Брехт, Ш. 0'Кейси, А.
Миллер, Ф. Дюрренматт). В репер- туаре т-ра - комедии Хольберга и др.
дат. класси-] ков, трагедии Шекспира, драмы Ибсена, комедии Мольера,
Шоу, пьесы Тургенева, Л. Толстого, Чехова. Наряду с актёрами старшего
поколения (Б. Ипсен, П. Рёймерт, К. Понтоппидан, И. Мейер) успешно
выступают актрисы И. Брамс, Б. Кьер, Л. Рингхейм, актёры Э. Фосс, X.
Моритцен, П. Рейхардт, Э. Роде,М. Вит, И. Ренберг, режиссёры Дж. Прайс,
С. Мельсон, Т. А. Свен-сен и др. При т-ре работает драм. школа (осн.
1886).
В Копенгагене, помимо Королевского т-ра и его филиала, 8 т-ров
(1961), причём ни один из них не является репертуарным и не имеет
постоянных трупп. Нек-рые т-ры ("АБЦ", "Авеню", "Роде Кро") ставят ревю
и муз. комедии. В числе крупных т-ров - Народный театр. Новый театр.
"Датская школьная сцена". С 1959 работает "Т-р пантомимы". Широко
развита сеть передвижных т-ров и антреприз, среди к-рых выделяется своим
демократизмом и стремлением к идейно-худ ожеств. поискам Кооперативный
театр. обслуживающий сельское население. Стационарные драм. т-ры
работают в гг. Ольборге, Оденсе, Орхусе. В летний период во мн. городах
открываются летние т-ры. К ним относятся и "Хольберговские представления
в Старом городе" (в Орхусе), комедии великого драматурга исполняются на
открытом воздухе в старинном квартале-музее 17-18 вв.
Среди ведущих деятелей дат. т-ров: реж. С. Бесеков, Э. Тим-рот, Б.
Ватт-Больсен, актрисы Б. Квистгор, X. Виркнер, С. Хорне-Расмуссен, И.
Вид-Мел-лер, Б. Федерспиль, Э. Гот-шальк, актёры О. и Ф. Хель-мут, П.
Кьерульф-Шмидт, К. Маркуслунн, Э. Мерк, Б. Форш-хаммер. В л. М.
Музыкальный театр. В 1-й пол. 17 в. в Дании были осуществлены первые
придворные муз. спектакли и балетные дивертисменты по франц. образцу. В
1703 было построено постоянное здание для оперного т-ра, к-рый с этого
времени начинает регулярную деятельность. В Копенгагене неоднократно
гастролировала гамбургская оперная труппа во главе с Р. Кейзером, к-рый
сочинил для Копенгагенского театра и поставил там оперу "Улисс" (1722).
Несмотря на сильный приток в Данию нем. -музыкантов в 17 - нач. 18 вв.,
большое распространение получила итал. опера. До 1756 итал. оперная
труппа под рук. П. Минготти была законодателем муз.- театр. жизни дат.
столицы. Среди композиторов и дирижёров труппы были X. В. Глюк (1748) и
Дж. Сарти (1753-57 и 1770-73). После первых безуспешных попыток создания
нац. дат. оперы, предпринятых Дж. Сарти и Н. К. Бредалем, известный
успех имели зингшпили, соч. И. А. П. Шульцем-"Праздник урожая" (1790),
"Свадьба Петера" (1793) и др., написанные на оригинальные дат. либр. Т.
Торупа. Они сочетали в себе ряд характерных нац. особенностей с
элементами франц. комич. оперы. Композитор И. Гартман (1726-93) создал
ярко нац. зингшпили на историко-героич. либр. И. Эвальда:
"Рыбаки" (1779), "Смерть Б ал ьд ура" (1777). Творчество этих
композиторов определило пути дальнейшего развития дат. оперы. Автором
первой дат. оперы "Хольгер Данске" (1787) и мн. зингшпилей на нем. и
дат. темы был Э. Кунцен. В придворном т-ре, где сосредоточивалась муз.
жизнь столицы, шли оперы Моцарта, оказавшие сильное воздействие на
творчество первых дат. композиторов. Влияние венских классиков еще
сохраняется в первое десятилетие 19 в.
В нач. 19 в. в Дании развернулось движение за подъём нац. культуры, в
области оперного т-ра оно получило выражение в творчестве Ф. Кулау
{"Разбойничий притон", 1814; "Волшебная гора", 1828), X. Э. Ф. Вейсе
(1774-1842), автора зингшпилей в традициях И. А. П. Шульца ("Праздник в
Кенниль-ворте", 1836, и др.). В эпоху романтизма протекала деятельность
И. Гартмана-младшего (1805-1900), П. Хейсе и Н. Гаде, внёсших важный
вклад в развитие нац. школы. В их произв., написанных на типичные для
романтиков сказочные и фантастич. сюжеты, широко использованы элементы
нар. муз. и лит. творчества. Оперы Гартмана ("Маленькая Кирстен") и
Хейсе ("Королева и маршал") заложили основу репертуара нац. муз. т-ра и
с большим успехом шли на сцене Копенгагенского королевского т-ра, в т.
ч. под управлением известного дирижёра С. Паулли. Значит, место в
истории дат. оперы занимает также живший в Дании норв. композитор Ю.
Свенсен. В 19 в. продолжалось развитие вок.-драм. иск-ва на основе
копенгагенских т-ров. Междунар. известность получили дат. певцы К.
Карстен, П. Шрамм (1819-95), Н. Симонсен (1846-1904), Д. Хансен
(1847-1917), M. Ленруп (1873-1920). В конце 19 - нач. 20 вв. на дат.
оперу оказала известное влияние нем. школа, в частности вагнерианство.
Нац. самобытным был о творчеств о П. Ланге-Мюллера, К. Ф. Э. Хорнемана
(1840-1906), А. Хамерика;
П. Кленау (1883-1946) - автора опер "Кьяртан и Гудрун" (1918),
"Михаэль Кольхаас" (1933), "Рембрандт ван Рейн" (1937), "Елизавета
Английская" (1939). Под влиянием Верди и веристов писал свои оперы
композитор А. Энна (1860-1939), лучшая из к-рых-"Колдунья" (1892) -имела
успех и за пределами страны. Наиболее яркий композитор этого периода- К.
Нильсен (1865-1931), автор опер "Саул и Давид" (1902), "Маскарад" (1906)
и др. В нач. 20 в. в дат. музыке распространяются модернистские течения;
к импрессионизму тяготеют К. Рисагер (р. 1897), автор оперы "Сусанна"
(1950), к экспрессионизму - Ф. Хёфдинг (опера "Новое платье короля",
1928, и др.), в атонально-формалистическом стиле пишет Э. Хамерик (р.
1898) (оперы "Мария Груббе", 1940, "Попутчик", 1946, и др.). Репертуар
Королевского т-ра состоит в 40-50-х гг. преим. из классич. опер Моцарта,
Верди, Вагнера, Чайковского, а также дат. классич. опер. Подготовку
исполнителей осуществляют оперная школа при Королевском т-ре и
Копенгагенская консерватория. Среди певцов, выдвинувшихся в 1-й пол. 20
в.,-певицы Э. Доне, И. Б рун (р. 1874), певцы В. Герольд, Л. Корнелиус,
Л. Мельхиор. Наряду с постоянной Королевской оперой в Копенгагене в
летние месяцы выступает также частная "Ютландская опера" в Орхусе,
труппа ; к-рого состоит из отечественных и иностр. солистов i и
дирижёров. Л. М., Вл. О.
Балет. Начиная с 16 в. танец включался в представления бродячих
комедиантов и в спектакли школьного т-ра. В 17 в. он стал занимать
большое место в дворцовых празднествах (представление в честь
бракосочетания принца Кристиана в 1609). В 40-х гг. 17 в. в Дании
ставились спектакли по образцу франц. королевского балета*. После
открытия в 1748 театра в Копенгагене здесь создаётся балетная труппа, т.
н. Королевский балет. В 17 и 18 вв. в Дании работали иностранные
балетмейстеры - французы Ж. Б. Ланде (20-е гг. 18 в.), Де Ларш (с 1748);
итальянцы - А. Комо (50-60-е гг. 18 в.), А. Сакко, утверждавший в дат.
т-ре жанр действенного пантомимного балета. Во 2-й пол. 18 в.
балетмейстеры всё чаще обращаются к мотивам дат. фольклора. Появляются
первые дат. балетные артисты (А. Фрёлих и др.). Новый этап в развитии
балета в Дании связан с деятельностью балетм. В. Галеотти (1775); он
также ставил монументальные действенные балеты, окончательно отделил
балет от оперы и утвердил его как самостоят. жанр. Галеотти сформировал
труппу преим. из дат. артистов (М. К. Бьёрн, М. Йенсен, Л. Стюарт, А.
Шалль, А. Лаурвальд, В. Янсен). В Дании работал также франц. балетм. А.
Бурнонвилъ, возглавлявший труппу в 1816-23. С приходом в труппу его сына
Августа Бурнонвиля (работал в 1830-77 с небольшими перерывами) наступил
наибольший подъём в истории дат. балета. В эти годы сформировались нац.
особенности дат. балета: его реалистич. направленность, стремление
воплотить мотивы фольклора, высокое развитие мимич. иск-ва, сочетающееся
со строгостью и чистотой танц. стиля; особое внимание уделялось в Дании
мужскому танцу, к-рый в большинстве стран в это время деградировал.
Среди дат. танцовщиц сер. 19 в. мировую славу завоевала Л. Гран; в
труппе т-ра в 30-40-х гг. работали А. Нильсен, К. Феллестед, Келлерман,
П. Фредструп, А. Стромбоэ, А. Фюссель, Ф. Хоппе, Г. Бродерсен, Л. Гаде;
в 50-70-х гг.-Дж. Прайс, М. Вестберг, Б. Шнелль, А. Шолль-Тюхсен, Г.
Шарфф, Д. Крум, В. Прайс. В 1877-90 труппу возглавлял балетм. Л. Гаде; в
1890-94-Э. Хансен; в 1894-1915 труппой руководил Г. Бек. В нач. 20 в.
балеты ставили Г. Улендорф, X. Кристиансен, Э. Вальбом и др. Ведущие
танцовщики конца 19 в.: К. Прайс, А. Флам-ме-Реймерт, Э. Эгенсе. В нач.
20 в. выступали А. Жене, а также В. Борксениус, Р. Йенсен, Э. Прайс, Э.
Йорген-Йенсен, Э. Смит. В 1915-28 труппу возглавлял Г. Улендорф, в
1928-31-К. Смит. В эти годы на сцене т-ра выступали М. Брок-Нильсен, Э.
Хойгаэрд, Г. Йенсен, Дж. Андерсен, Л. Орнберг, С. А. Ларсен. В 1925-26 в
Дании работал М. М. Фокин. В 1932-51 во главе труппы стоял балетмейстер
X. Ланнер, стремившийся сохранить нац. школу танца он включал в
репертуар классич. балеты, ранее не шедшие в Дании, а также совр. балеты
крупнейших балетмейстеров др. стран. Не порывая с нац. традициями,
Ланнер использовал совр. формы, привлекал к работе т-ра крупных
драматургов (К. Абелля) и композиторов (К. Рисагера, И. Хай-Кнудсена, В.
Кристенсена, Ф. Энрикеса). В 30-е гг. выступали танцовщики и танцовщицы:
М. Ланнер, Б. Ралов, выдающаяся мимич. артистка Г. Карстенс, Г. Ларсен,
Г. Брено, У. Пульсен, К. Гнагг-Ралов, Ф. Шауфусс, в 40-50-е гг.-М.
Вангсо, М. Шанне, И. Санн, К. Симон, Э. Б рун, Ф. Льюрсон. Многие дат.
танцовщики занимают ведущее положение в балетных т-рах Европы и Америки
(Э. Брун, Т. Ланнер, П. Гнатт, Ф. Флемминг и др.). Е. С.
Лит.: Гозенпуд А." Датский театр. в кн.: История западноевропейского