<< Пред. стр. 246 (из 913) След. >>
1955, "Фолькстеатр" и "Штадттеатр", Вена), в Аргентине (1954);"Рождество в доме Купьелло", в Пикколо-т-ре (Буэнос-Айрес); "Филумена
Мартурано" шла в Париже (1952, т-р "Ренессанс"), в Буэнос-Айресе (1954,
Пикколо-театр), Берлине (1953, "Шлоспарктеатр"), Нью-Йорке (1956, т-р
"Лицеум"). Большой популярностью пользуется драматургия Де Ф. в Сов.
Союзе. В моек. т-рах были пост.: "Филумена Мартурано" (1956, Т-р им.
Вахтангова), "Ложь на длинных ногах" (1957, т-р Сатиры), "Призраки"
(1957, Т-р драмы и комедии), "Моя семья" (1957, ЦТСА), "Никто" ("Де
Преторе Вин-ченцо", 1958, т-р "Современник", Драм. т-р им.
Станиславского). Пьесы Де Ф. широко идут на сценах и др. городов СССР:
"Филумена Мартурано" - в Риге, Таллине, Ашхабаде, Харькове, Уфе,
Новосибирске, Свердловске и др.; "Ложь на длинных ногах" - в Ле-нингр.
т-ре комедии, Т-ре им. Леси Украинки, Вильнюсском т-ре и др.; "Моя
семья" - в Ленинграде, Риге, Мурманске, Архангельске и др.
Де Ф.- блестящий исполнитель осн. ролей в своих комедиях. Играет
также в пьесах др. итал. драматургов (Л. Пиранделло, Э. Скарпетты и
др.). Его своеобразной актёрской индивидуальности присущи патетика и
комизм. Исполнительское мастерство Де Ф., так же как и его пьесы,
сочетает вековые традиции нар. т-ра Неаполя, связь с к-рым он постоянно
подчёркивает, и опыт совр. актёрского иск-ва.
В 1953 Де Ф. восстановил разрушенное войной здание т-ра
"Сан-Фердинандо" (Неаполь) и создал для него вторую труппу -
"Скарпеттиана", к-рая знакомит зрителей с комедиями драматургов
диалектального т-ра 19 в.: Скарпетты, Петито, Стараче и др. (т-р
открылся "Палумеллой" Петито. Де Ф. играл роль Пульчинеллы в традиц.
костюме и маске).
Де Ф. много работает в кино как режиссёр и актёр (экранизировал свои
комедии: "Неаполь-миллионер", 1950, "Филумена Мартурано", 1951, "Эти
призраки", 1954). В 1962 труппа Де Ф. гастролировала в Москве и
Ленинграде.
С о ч.: Ложь на длинных ногах, М-, 1955; Призраки, М., 1956; Филумена
Мартурано, М., 1956; Страх ј 1, M., 1957;
Bop в раю, "Знамя", 1958, ј 4; Неаполь - город миллионеров, М., 1959;
Cantata dei giorni dispari, v. 1-2, Torino, 1957-58 (сборник пьес).
Лит.: М ед в ед ев Н. Эдуарде де Филиппо. Вступ. статья к кн.:
Эдуарде Де Ф и л и п п о. Ложь на длинных ногах, М., 1955; А л к.и
Зеи-Севастикоглу, Мой учитель Эдуарде де Филиппе, "Театр", 1956, ј 11; Б
о я д-ж и e в Г., Эдуарде де Филиппе и его герои, "Театр", 1957,
ј 2; Р a n d o 1 f i V., Spettacolo del secolo, Pisa, 1953;
F r a s с a n i F.,La Napoli amara di Eduardo de Filippo, Firenze,
1958; M a g 1 i u 1 o G., Eduardo de Filippo, Bologna, 199; Eduardo de
Filippo and the neapolitan theatre, "The Kenyon Review", 1951, ј 1;
De Chiara G., Eduardo al San Ferdinando, "Teatro d'oggi", 1954, .No
2; Weaver W." The de Filippos: first family of Italy's stage, "Theatre
arts... in Italy*, 1955. .ј 5; Intervista con Eduardo de Filippo,
"Sipario", Milano, 1956, ј 119. (В этом же номере "Sipario" опубликованы
статьи о Де Филиппе V. Pandolfi, С. Al varo, G. De Chiara, Z.
Compagnone, R. Rebora, T. Kezich). p. Kp.
ДЕФРЕСНЕ, Дефрен (Defresne), Август (Огюст) (р. 1893)-голландский
драматург, режиссёр. Творч. деятельность начал в 1916. Работал как
драматург и режиссёр в театр. объединениях "Ост-Недерланд-се тонел"
("Восточно-нидерландский т-р"), "Амстер-дамсе тонел" ("Амстердамский
т-р"), "Недерландсе тонел" ("Нидерландский т-р") и "Амстердамсе
тонел-веренигинг" ("Амстердамское театр. объединение").
Автор драм (совм. с А. Далсюмом) "Жилая барка" (1924), "Господин над
господами" (1925), "Иные вожди" (1928), "Восставшие" (1929), "Набожный
музыкант" (1933), "Необитаемый остров" (1941), "Безымянные 1942 года"
(1945), а также романов и др. соч. В своих пьесах Д. обращает особое
внимание на разработку конфликта. Мн. драмы Д. ставились на голл. сцене.
А. Вис.
ДЕХОТЙ, Абдусалом Пирмухаммед-заде (р. 14. III. 1911) - таджикский
советский поэт, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1941. Автор муз.
драмы "Хосров и Ширин" (совм. с М. Турсун-заде, 1936, не пост.) по
мотивам поэмы Низами, либретто первой тадж. оперы "Восстание Восе"
(совм. с Турсун-заде, 1939, Муз. т-р, ныне Т-р оперы и балета им. Айни),
драмы "Свет в горах" (1948, Т-р им. Дахути) - о первых годах Сов.
власти, комедии "Повесть о Тарифходжаеве" (совм. с Б. Рахим-заде, 1953,
Т-р им. Лахути) - из колхозной жизни. Перевёл на тадж. яз. ряд пьес. Я.
Я.
ДЕХТЕР‚В, Василий Александрович [р. 22.VIII (4.IX). Д910] - русский
советский композитор, дирижёр. В 1929 окончил Первый муз. техникум в
Москве по классам фп. и композиции проф. Б. Л. Яворского. В 1929-31 -
концертмейстер балетного уч-ща и оперной мастерской Большого т-ра. В
1932-36 - зав. муз. частью Моск. ТРАМа, где в 1934 пост. муз. комедию
"Мечтания" на текст Арбузова. В 1936-38 работал в оперной студии
Магнитогорска. В 1938-47 - дирижёр Оперно-драматич. студии (позднее
т-ра) им. Станиславского в Москве (с 1942 также руководитель оперного
отделения). Здесь пост. его оперы "Княжна Мэри" (либр. Г. Кристи по
Лермонтову; исп. по радио в 1941, Свердловский т-р оперы, 1946) и
"Таня"- о Зое Космодемьянской (либр. Б. А. Дехтерёва; 1943, Т-р оперы и
балета им. Кирова; в 1955 там же-его опера "Фёдор Таланов", либр. Л. М.
Леонова и О. Л. Леонидова по пьесе "Нашествие" Леонова). Д. написал
также оперы "Горит земля" (1947) и "Иван Шадрин" по пьесе Погодина
"Человек с ружьём" (1962, Куйбышевский т-р оперы и балета), музыку к
спектаклям Моск. ТРАМа (1933-34) и Моск. ТЮЗа (1951-53). к кинофильмам,
вокальным и инструментальным сочинениям (1957). Гос. пр. СССР (1950).
Лит.: Дурылин С., Новая опера в студии им. К. С. Станиславского, газ.
"Правда", 19г4, 25 августа, ј 204 о "Княжне Мэри"), Ананьева
В..Томпакова О., Музыкальная повесть о судьбе человека, газ. "Смена",
Л., 1956, 1 марта, ј 52 (о "Фёдоре Таланове"). Б. Ш.
ДЕШЕВОВ, Владимир Михайлович [30.1(11.11). 1889 - 27. X. 1955] -
русский советский композитор. В 1908-14 учился в Петерб. консерватории у
Л.В. Николаева (фп.), А. К. Лядова и М. О. Штейнберга (композиция и
инструментовка). В 1923-33 - зав. муз. частью ленингр. т-ров "Красный
театр", "Агитстудия", "ЛенТРАМ", "ПионерТРАМ". Автор оперы "Лёд и сталь"
(1930, Ленингр. т-р оперы и балета), балетов: "Красный вихрь"
("Большевики") (1924, там же) - первый сов. балет на тему Октябрьской
революции, "Джебелла" (1925), "Бэла" (1941, Т-р оперы и балета им.
Кирова), "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" (1949, Ленингр.
Малый оперный т-р), музыки к спектаклям ленингр. и моек. т-ров:
"Эдип-царь" Софокла, "Прометей" Эсхила, "Отелло",'"Король Лир",
"Тартюф"; "Скупой рыцарь" и "Каменный гость" Пушкина, "Вишнёвый сад",
"Разлом" и др. соч.
Лит.: Богдане в-Б ерезовский В., В. М. Де-шевов, газ. "Жизнь
искусства", 1929, 18 августа, ј 33; его же. Советская опера. Л.-М.,
1940.
ДЖАБАРЛЫ, Джафар Гафароглы (22.Ш.1899, сел. Хизы,-31.XII.1934,
Баку)азербайджанский советский драматург, театральный деятель, режиссёр.
Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1933). Лит. деятельность начал в 1915.
Первые пьесы Д."Верная Сарийя" (1915), "Увядшие цветы" (1917) направлены
против социального неравенства, бесправия женщины, невежества. После
установления Сов. власти в Азербайджане Д. стал активным деятелем сов.
лит-ры и т-ра. В пьесах, пост, в нач. 20-х гг., "Айдын" (1922), "Октай
эль оглы" (1923), Д. разоблачал капиталистич. мир, лицемерную, лживую
бурж. мораль. Романтич. трагедия Д. "Невеста огня" (1928), посв. героич.
борьбе азерб. народа против араб. захватчиков в 9 в., насыщена высоким
патриотич. духом. В пьесе "Севиль" (1928) Д. призывал к полному
раскрепощению женщины-азербайджанки. Пост. этой пьесы превратилась в
яркое общественно-политич. событие, во время спектакля женщины срывали с
себя чадру. В пьесе "Алмас" (1931) показана классовая борьба в деревне,
создан образ передовой сов. женщины-учительницы Алмас. Пьеса "В 1905
году" (1931) утверждала идею дружбы азерб., арм. и рус. трудящихся. В
пьесе "Яшар" (1932) показаны успехи колхозного строительства, борьба с
классовыми врагами.
Идейная насыщенность, острота драматургич. конфликта, живость
диалога, сонный язык - характерные особенности лучших произв. Д.
Творчество его оказало значит, влияние на развитие азерб. сов.
драматургии и т-ра. Драматургия Д. вошла в репертуар Т-ра им.
Азизбекова, на сцене к-рого ставились его пьесы, и др. т-ров Азерб. ССР,
а также т-ров Армении, Туркмении, Татарии и др. республик.
Соч.: Чаббарлы Ч., Эсэрлэри, ч. 1-3, Бакы. 1938- 1948; Эсэрлэри, 4
чилдэ, ч. 1-2, Бакы, 1950 (изд. продолжается); Пьесы. Вступ. статья Дж.
Джафарова, "Драматургия Джафара Джабарлы", Баку, 1951.
Лит.: Искусство Азербайджана. (Материалы по истории азербайджанского
театра], Гт. ] 3, Баку, 1950; Г у сей н М е х т и, Джафар Джабарлы и
современность, "Известия Азерб. филиала Акад. наук СССР", Баку, 1947,
вып. 3,
Ni 7, с. 14-35; А р и ф М., Чафэр Чаббарлынын 1арадылыг jny, Бакы,
1956; Чэфэров Ч., Чэфэр Чаббарлы, Бакы, 1959; А р и ф М., Творчество
Джафара Джабарлы, Баку, 1961; Ахундов Н., Чэфэр- Чаббарлы
(библиография), Бакы, 1950.
ДЖАВАДОВ, Ага Гусейн Халил оглы (р. 22. IV. 1894) - азербайджанский
советский актёр. Нар. арт. Азерб. ССР (1938). Чл. Коммунистич. партии с
1941. Сценич. деятельность начал в 1921 в Бакинском свободном
сатир-агиттеатре. В 1925-33 - актёр Бакинского тюркского рабочего т-ра,
в 1933-38 - Кировабадского т-ра, в 1938-42-Азерб. т-ра муз. комедии. С
1942 - актёр Т-ра им. Азизбекова. Играл характерные, бытовые роли.
Образы, созданные Д., отличаются своеобразием, ярким колоритом и сочной
комедийностью, сатирич. направленностью. Мастер эпизодич. ролей (Адвокат
- "Рассказ о Турции" Хик-мета и др.).
Роли: Хан ("Везир Ленкоранского ханства" Ахундова), Мешади Ибад,
Султанбек ("Не та, так эта", "Аршин мал алан" Гаджибекова), Мемишев,
Джалал ("Махаббет", "Ха-ят" Ибрагимова), Оджаггули, Нияз, Имамверди
("Алмас", "Яшар", "В 1905 году" Джабарлы), Муса, Берберзаде, Мирза
Солтан ("Свадьба", "Счастливица", "Невеста" Рахмана), Тагибек ("Тавриз
туманный" Ордубады), III мага ("Без вины виноватые") и др. Снимался в
кино. Ц. Кае.
ДЖАВАХИШВЙЛИ, Иван Александрович (11. IV. 1876 - 18.XI.1940) -
грузинский сов. историк. Деп. Верх. Совета Груз. ССР. Академик (с 1939).
В 1899 окончил Петерб. ун-т, ф-т вост. языков. В своих исто-рич. трудах
Д. уделял большое внимание истории груз. т-ра. В "Истории грузинского
народа" (1951) Д. исследовал, в частности, пережитки языческих мистерий.
В книге "Основные вопросы истории грузинской музыки" (1938) исследовал
развитие сахиоба, мгосноба и др. видов театр. зрелищ средневековья. Н.
Э.
ДЖАВАХИШВЙЛИ, Наталья Григорьевна (26. VIII.1882 - 7.IX.1950)
-грузинская советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1941). Сценич.
деятельность начала в 1901 в любительских спектаклях нар. т-ра
Авчальской аудитории. В 1902 была принята в проф. труппу в Тифлисе.
Работала в т-рах Кутаиси, Тбилиси, Сухуми. С 1921-актриса Т-ра им.
Руставели. Создала ряд остро характерных сценич. образов, сочетающих
гротеск и яркую реалистич. выразительность: Майко ("Измена"
Сумбатова-Южина), Галчиха ("Без вины виноватые"), Матрёна ("Власть
тьмы"). А. П.
ДЖДВЙД - см. Гусейн Джавид.
ДЖАВРИШВЙЛИ, Давид Лаврентьевич [р. 17 (29).1894] - грузинский
советский балетмейстер. Нар. арт. Груз. ССР (1961). В 1920 окончил курсы
физкультуры в Тбилиси. Основатель и руководитель груз. хореографич.
студии в Батуми (1927-31), Тбилиси (1934-52). Пост. танцы в оперных
спектаклях т-ров Тбилиси, Москвы, Харькова и Одессы - "Абе-салом и
Этери" (1931, Харьков, 1936, Тбилиси, 1939, Москва), "Даиси" (1937,
Харьков, 1941, Одесса) Палиашвили, "Разбойник Како" Андриашвили (1940),
"Родина" Туския (1941), "Ладо Кецховели" Киладзе (1941), "Измена"
Ипполитова-Иванова (1941), "Демон" (1949). Автор трудов по груз.
хореографии.
Соч.: Грузинские народные пляски, в сб.: Искусство Грузии, М., 1937;
Груз. нар. танцы, Тбилиси,1958. Д, Д,
ДЖАДАМБА, Балдандоржийн (1901 - 1954) - монгольский актёр. Засл. арт.
МНР (1932). С 1930 учился в театр. студии, с 1931 работал в Гос.
муз.-драм. т-ре в Улан-Баторе. Д.- яркий характерный актёр.
Роли: Лама-певец ("Юность Цога" Цэдэнжава и Баста), Командор ("Овечий
источника). Ломбарди ("Слуга двух господ"), Незеласов ("Бронепоезд
14-69") и др. Г .У.
V ДЖАЗ (англ. jazz) - род увеселительной музыки, преимущественно
танцевального характера. Возник на основе муз. фольклора амер. негров и
афр. нар. ритмов, обогащённых элементами европ. гармонии и мелодии.
Термин "Д." происходит, по одной версии, от франц. слова "jaser"
(болтать, трещать) или англ"
"сЬа1е" (преследовать, погоня), по другой - от имени негр. музыканта
Джазбо Брауна, организатора и руководителя первого джазового ансамбля в
Нью-Йорке (1915). Как новый тип музыки Д. возник на юге США в конце 19 -
нач. 20 вв. Основными определяющими чертами Д. были: острая и гибкая
ритмика, основанная на принципе синкопирования, широкое употребление
ударных инструментов, сильно развитое импровизационное начало, идущее от
традиций негр. музыки, выразит, манера исполнения, отличающаяся большой
экспрессией, динамич. и звуковой напряженностью, доходящей до
экстатичности. Исполняя ев-роп. музыку-салонные танцы, церковную музыку,
военные марши, а также негритянские нар. песни, негры-музыканты (вначале
в штате Луизиана) широко применяли импровизацию, придавали исполняемым
произведениям неповторимое своеобразие. Они создавали свой муз. языки
формы выразительности, разрабатывали спиричуэлз (нар. духовные песни),
блюз (сольная песенная форма, распространилась в 70-80-х гг.), трудовые
рабочие песни, танц. музыку, непосредственно предшествовавшие
возникновению Д. В этих формах сложилась характерная антифонная техника
исполнения (вопрос - ответ). Всем им были присущи импровизация и
характерные ритмы. На основе этих форм возникла первая простейшая форма
Д.-рэгтайм, появившаяся в Новом Орлеане ок. 1895: музыка исполнялась на
фп. и представляла собой однообразную фигуру и тему, варьирующуюся в
синкопированном ритме. В Новом Орлеане возникли и первые негр. оркестры
духовых инструментов, выработавшие особую манеру интерпретации, к-рая
получила название Д. нью-орлеанского стиля. Эта музыка отличается чётким
двудольным ритмом, наличием трёх самостоят. мелодич. линий, к-рые
проводятся одновременно на корнете (трубе), тромбоне и кларнете в
сопровождении ритмич. группы - рояля, банджо или гитары, контрабаса или
тубы. Основная муз. тема многократно повторяется в разл. вариациях.
Нью-орлеанский стиль выдвинул мн. известных музыкантов; среди его
создателей - Л. Армстронг, занимающий одно из ведущих мест в области Д.
Многие белые музыканты стали объединяться в джазовые ансамбли,
имитируя в своём исполнении манеру негр. Д. Этот новый стиль - диксиленд
- модернизировал нью-орлеанский стиль. В свою очередь нью-орлеанский
стиль также видоизменился-коллективная импровизация уступила в нём место
сольной.
Джазовые оркестры выступали в основном на танц. площадках, в кафе и
ресторанах. Для удовлетворения вкусов посетителей зачастую применялись
разл. антихудожеств. комедийные трюки. Так зарождались предпосылки для
возникновения коммерческого Д. Оркестры этого типа насаждают
бессодержательное бурж. иск-во, призванное развращать психологию
массового слушателя.
В 20-х гг. джазовая музыка постепенно распространяется на север.
Вомн. городах организуются оркестры. Центром развития Д. становится
Чикаго. Формируется чикагский стиль Д., для к-рого характерно усиление
сольной импровизации - виртуозных эпизодов, исполняемых разл.
инструментами. Одно из гл. мест в Д. начинает занимать саксофон -
мелодич. инструмент, обладающий специфич. тембром. Широкую популярность
завоёвывают оркестры Ф. Хендерсона (с к-рым выступали исполнительницы
блюзов Б. Смит и Г. Рей-ни), Д. Эллингтона, Р. Николса, "Мак-Кинни", Э.
Кер-ка, Дж. Лансфорда и др. Эти оркестры заложили основу т. н. классич.
Д. Наряду с этим в нач. 30-х гг. по инициативе дирижёра П. Уайтмена, при
участии крупных оркестровых составов, создаётся т. н. симф. Д. -
сочетающий черты симфонической музыки с элементами Д. В это же время
формируется и новый собственно джазовый стиль - свинг, для к-рого также
характерен большой состав исполнителей. В отличие от нью-орлеанского
стиля исполнители свинга отказываются от коллективной импровизации -
музыканты сопровождают импровизацию солиста заранее написанным
аккомпанементом. В составе оркестра появляются вибрафон, разновидности
труб, тромбонов и саксофонов. Вскоре новая форма приобрела широкую
популярность. Среди лучших исполнителей свинга-оркестры Б. Гудмена, К.
Бейси, Л. Хэмпто-на, Г. Миллера. Следующий стиль Д., возникший во 2-й
пол. 30-х гг.,-б у г и-в у г и, для к-рого характерно повторение на
рояле неизменной басовой фигуры, сковывающей ритмич. и мелодич.
возможности импровизации. В то же время свинг постепенно вырождается в
чисто коммерч. музыку. В конце 40-х годов интерес к свингу сменяется
возвращением к нью-орлеанскому стилю. Рождается новый стиль - бибоп,
к-рый культивируется большей частью малыми составами; эта чисто
импровизационная музыка отличается мелодич. свежестью. Среди известных
представителей Д. би-боп - композитор-виртуоз на саксофоне Ч. Паркер,
пианисты Т. Монк, Дж. Льюис, тромбонист Дж. Джонсон, трубачи Д.
Гил-леспи и М. Дейвис. В противовес негр. стилю создаётся (ок. 1956)
"холодный стиль" - к у л. Значительно более спокойный, с широким
применением полифонии, этот стиль в то же время находится под влиянием
модернистских течений совр. музыки Запада. Разновидность совр. Д.-
прогрессив - делает попытку приблизиться к серьёзной концертной музыке,
соединяя в себе черты би-бопа и куда. Здесь впервые широко употребляются
латиноамер. мелодии и ритмы. Среди коллективов Д.-прогрессив - оркестры
под упр. С. Кентона, В. Хермана, Б. Рибберна и отчасти Д. Эллингтона.
В последние годы в США наметились два новых стиля исполнения - более
темпераментный стиль вост. побережья (и с т -к о с т) и более
сдержанный, технически развитый стиль зап. побережья (в е с т -к о с т).
Внимание музыкантов, работающих в области Д., всё бплыпе привлекает
блюз. Эту муз. форму развивают представители т. н. "совр. джаза",
обращающиеся к камерному стилю,- исполнению небольшими составами (Дж.
Льюис и его "Модерн джаз квартет", Э. Гар-нер, М. Джэксон, Д. Брубек).
Начиная с 20-х гг. Д. распространился по всем странам мира. Этому
способствовало растущее производство граммофонных пластинок, радио и
кино. Однако, за небольшим исключением, оркестры-Д. представляют собой
музыку коммерч. Д., подражают амер. образцам. В коммерч. Д. элементы
нар. негр. музыки искажены и опошлены. Огромное распространение Д. в США
и Зап. Европе с коммерч. целью обусловило массовый
ремесленно-стандартный характер всевозможных модных массовых песенок
упадочного, пошлого нередко циничного содержания. Разлагающее влияние
коммерч. Д. сказалось в создании судорожной, припадочной музыки,
"оскорбительного хаоса бешеных звуков" (М. Горький). В статье "О музыке
толстых" Горький писал: "Это-эволюция от красоты менуэта и живой
страстности вальса к цинизму фокстрота с судорогами чарльстона".
Передовые музыканты Д. создали оркестры, к-рые стремятся претворить в
новой муз. форме нац. элементы, создать художеств. образцы джазовой
музыки на основе использования фольклорных традиций: Д. в Чехословакии
(под упр. К. Влаха), Румынии (под упр. Э. Козма), Франции (под упр. М.
Леграна) и др.
Музыка импровизац. Д. оказала известное влияние и на творчество ряда