<< Пред. стр. 249 (из 913) След. >>
Леско" Пуччини), Вильгельм Мейстер ("Миньон" Тома), Андре Шенье (о. п.Джордано), Каварадосси, Рудольф, Канио; Пинкертон ("Чио-Чио-сан"),
Маурицио ("Адриенна. Лекуврер" Чилеа),Альфред, Радамес. Герцог; Туридду
("Сельская честь" Масканьи), Хозе; Энцо ("Джоконда" Понкьелли), Надир
("Искатели жемчуга" Визе) и др.
Соч.: Le confidenze, Roma, 1942; на англ. яз. The me-moirs of В.
Gigli, L., 1957.
I Лит.: R o sue г R., В. Gili und die Kunst des Bei canto, W., 1930;
Rensis R. de, 11 cantore del popolo B. Gigli, Roma, 1934, на нем. яз.,
Munch., 1936; G а г a E Gigli tra pubblico e critica, "Misica d'oggi",
Milano, 1958. 1 (Genn;)- Bc. Г., Св. Г\
ДЖИЛЬИ (Gigli), Джироламо (14.Х. 1660-4.1. 1722)-итальянский
драматург, поэт и филолог. Профессор литературы в Сиенском ун-те. По
своему мировоззрению и лит.-эстетич. взглядам близок к ранним итал.
просветителям. В первый период своего творчества (1684-1704) писал пьесы
в духе итало-исп. трагикомедий 17 в. - "Дон Кихот, или Один безумец
врачует другого" (изд. 1698). Во 2-й период Д. обращается к драматургии
франц. классицизма. Он перерабатывает комедии Расина ("Сутяги, или
Безумный судья", изд. 1704), Мольера ("Плутни Скапена", изд. 1752). В
комедии "Дон Пилоне, или Притворный ханжа" (изд. 1711)- переработка
"Тартюфа" - Д. создал яркий сатирич. образ лицемера-иезуита. Исполнение
этой комедии (впервые в исполнении Д. и его друзей) вызвало протест
религиозных кругов. Обличению ханжества, скупости посв. также и комедия
"Сестрица дона Пилоне" (1712, Сиенская академия). Перерабатывая франц.
комедии, Д. нередко вводил в них элементы итал. нар. т-ра. "Сестрица
дона Пилоне" была пост. труппами А. Д. Брагальи (1926, "Т-р
Независимых", Рим) и П. Т. Сенезе (1954, Сиена).
Соч.: Opere, v. 1-3, Siena, 1797-98.
Лит.: Мокульский С. С., История западноевропейского театра, т. 2,
M.-Л., 1939. р
ДЖИМЙЕВ, Георгий Савельевич [18(31).XII. 1906 - 25. IX. 1944] -
осетинский советский драматург и писатель. Работал в кино в Ашхабаде и
Баку как актёр, ассистент режиссёра и автор киносценариев, в т. ч. "Две
эпохи",- о социалистич. строительстве в Сев. Осетии. В 1934 написал (на
основе сценария "Две эпохи") пьесу "Дружба врагов" (Рус. т-р, г.
Орджоникидзе). Писал гл. обр. для Осетинского т-ра (г. Орджоникидзе).
Здесь были пост. комедии Д."Свадьба" (1936) о колх. строительстве, новых
взаимоотношениях в осетинской деревне, "Новая невестка", "Боевые дни,
или Герой Советского Союза" (1941), героич. драма "Чёрный туман" (1944)
о борьбе осетинского народа против фашистских оккупантов. М. Лит
ДЖИРАЛЬДИ ЧЙНТИО, Чинцио (Giraldi Cm-tio), Джамбаттиста (1504-73)
-итальянский писатель, драматург, теоретик литературы. В трактате
"Рассуждение о сочинении трагедий и комедий" (1543) декларировал свою
приверженность поэтич. нормам Аристотеля, но стремился приспособить их к
запросам совр. ему итал. зрителей, считая, что наиболее близки им
кровавые трагедии Сенеки. Испытывая влияние контрреформации, Д. Ч.
считал, что иск-во призвано обратить человечество к католицизму.
Драматургия Д. Ч. оказала влияние на формирование итал. класси-цистской
трагедии, он стремился сделать свои пьесы сценичными, ограничил роль
хора, нек-рые трагедии имели благополучный конец. Д. Ч. написал первую
итал. классицистскую трагедию "Орбекка" (пост. Д. Ч. в его доме в 1541
для феррарского герцога), изобиловавшую кровавыми убийствами,
изображением извращённой жестокости, а также трагедии "Дидона" (1542),
"Клеопатра" (1543), "Альтила" и др., пасторальную драму "Эгле" (1545).
rMTs: venezia' 1881; Discorsit a cura E- cameЛит.: История
западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М.,
1956; Гаспари А.. История итальянской литературы, М., 1897. Р. X.
ДЖИРО, Дж.-- см. Жиро, Дж.
ДЖбКОВИЧ (Dokovic), Милан (р. 1908) - югославский драматург. Написал
пьесы: "Согласие дом строит" (1934), "Вода с гор" (1945), "В среду
пятница" (1952), "Карточный домик", "Любовь-всё" (совм. с Р. Плаовичем)
и др. Д.- переводчик пьес М. Горького, книги К. С- Станиславского "Моя
жизнь в искусстве". С 1947-директор и режиссёр драмы Нар. т-ра в
Белграде. Пост. спектакли: "Станое Главаш" Якши-на, "Перекрёсток" (пьеса
Д.), "Отелло"; "Три месяца тюрьмы" Вильдрака и др. Аг. М.
"ДЖОКОНДА" ("Gioconda")-onepa А. Понкьслли, либр. А. Бойто по драме
В. Гюго "Анджело". Пост. 8 апр. 1876, Милан, т-р "Ла Скала". Пост. мн.
т-рами мира, в т. ч. Сантьяго, Чили (1882, на итал. яз.), Барселона
(1883, на итал. яз.), Лондон (1883, на итал. яз.), Будапешт (1883,
1930), Нью-Йорк (1883, на итал. яз.; 1913), Вена (1884, на итал. яз.;
1885), Загреб (1884), Буэнос-Айрес (1884, на итал. яз.). Прага (1884, на
нем. яз.), Варшава (1884), Рио-де-Жанейро (1885, на итал. яз.), Мехико
(1885, на итал. яз.), Лисабон (1886, на итал. яз.), Брюссель (1887,
1939), Берлин (1889), Бухарест (1889, на итал. яз.; 1921), Стокгольм
(1892), Рига (1893, на нем. яз,; 1928), Хельсинки (1897, на итал. яз.;
1927); Женева (1902), Гаага (1905, на итал.яз.), Каунас (1929), София
(1"934), Любляна (1938). Впервые в России пост, итал. труппой в 1883 в
Москве. На рус. яз. пост. 13 февр. 1907, Большой т-р (пер. Лишина;
дирижёр Фёдоров, реж. Василевский, худ. Внуков; Энцо - Южин, Барнаба -
Грызунов, Джоконда - Салина, Слепая - Звягина, Лаура - Подольская,
Альвизо - Петров).
На сов. сцене пост. 7 июня 1956, Ленингр Малый оперный т-р (пер,
Левика; дирижёр Дониях, реж. Лапиров, худ. Ле-щинский, хормейстеры
Лебедев, Шапиро, балетм. Исаев;
Джоконда - Богданова, Энцо - Довенман, Барнаба - Ольшевский, Слепая -
Лелива, Альвизо - Морозов, Лаура - Ступальская). Саратовский т-р оперы и
балета (1958).
Издания: "Д.", клавир, Milano, Ricordi, [s. a.]; рус. пер. Г. Лишина,
М., Юргенсон, [1886]. //. Гр.
ДЖОЛЫМБ‚ТОВА, Тарбия (р. 15.III. 1917) - каракалпакская советская
актриса. Нар. арт. Кара-Калпакской АССР (1957). Чл. Коммунистич. партии
с 1957. По национальности казашка. В 1934 была принята в состав вновь
организованного Кара-Калпак-ского т-ра. В 1936-39 училась в
каракалпакской студии ГИТИСа. С 1939 - актриса т-ра им. Станиславского
(г. Нукус). Играет в драм. и муз. спектаклях.
Роли: Санем ("Дочь Арала" Шамуратова и Аймурзае-ва), Назигуль,
Шмирбике ("Айгульи Абат", "Равшан" Аймур-заева),Гульджамал ("Бахыт"
Ходжаниязова), Джамиля ("Бай и батрак" Хамзы), Людмила ("Васса
Железнова" Горького), Анна Андреевна ("Ревизор" Гоголя), Любовь
Гордеевна ("Бедность не порок" Островского), Зербинетта ("Проделки
Скапена") и др. Т. Б.
"ДЖОННИ НАИГРЫВАЕТ" ("Jonny spielt auf")- опера Э. Кшенека, его же
либр., пост. 10 февр. 1927, Лейпциг. Др. пост.: Цюрих (1927, на нем.
яз.), Прага (1927, на нем. яз.), Берлин (1927), Вена (1927), Будапешт
(1928), Загреб (1928), Любляна (128), Париж (1928), Антверпен
(1928), Хельсинки (1928), Нью-Йорк (1929, на нем. яз.), Рига
(1929), Копенгаген (1930), Варшава (1933).
На сов. сцене пост. 13 нояб. 1928, Ленингр. Малый оперный т-р (пер.
Гальперина и Геркена; дирижёр Самосуд, пост. Смолича, худ. Дмитриев,
балетм. Вайнонен, Макс - Балашов, Анита - Кузнецова, Джонни - Фрейдков,
Ивон-на - Талонкина, Даниэлло - Ольховский). В Москве пост. 15 мая 1929,
Муз. т-р им.Немировича-Данченко (рук. пост. Немирович-Данченко, дирижёр
Брон, реж. Баратов, худ. Эрдман, балетм. Глан; Макс - Остроумов, Джонни
- Саратовский, Анита - Тулубьева, Ивонна - Кемарская, Даниэлло -
Павловский).
Издания: "Д. н.", клавир, W.-Lpz., Universal-Edition, [1926J. Я. Гр.
ДЖОНС (Jones), Генри Артур (20.IX. 1851-27.1. 1929) - английский
драматург. Сын крестьянина. В 1878 после нескольких неудачных попыток
поставить одноактные пьесы и напечатать роман добился в 1878 пост. в
провинц. т-ре в Эксетере пьесы "Это всего лишь за углом" (т-р "Ройял").
Первый значит, успех Д.-пьеса "Серебряный король" (совм. с Г. Германом,
1882, т-р "Принсесс"). Плодовитый драматург, Д. заполнил англ. сцену
своими пьесами, из к-рых наиболее значительны: "Святые и грешники"
(1884), "Танцовщица"
(1891), "Мятежная Сюзанна" (1894), "Торжество ханжей" (1895), "Майкл
и его потерянный ангел" (1896), "Лжецы" (1906), "Защита г-'жи Дейн"
(1900). Творчество Д. сыграло немалую роль в возрождении реализма в
англ. драме конца 19 в. Не порывая с приёмами "хорошо сделанной драмы",
используя шаблоны мелодрамы, Д. под влиянием Ибсена ставил в своих
пьесах нравственные проблемы и критиковал ханжество "викторианской"
буржуазии. Он был одним из ближайших предшественников, а затем
соратников Б. Шоу, высоко оценивавшего произв. Д. Пьесы Д. характеризует
умелая композиция действия, живость диалога, но его персонажам недостаёт
жизненной убедительности, а философия его драм не идёт дальше
поверхностного морализирования. Д.- автор книг "Возрождение английской
драмы" ("The renaissanse of the english drama", L., 1895), "Основы
национальной драмы" ("The foundations of a national drama", L.. 1913),
"Театр идей" ("The theatre of ideas", L., 1915), в к-рых он изложил свои
взгляды на драматургию. Соч.: Representative plays, v. 1-4, L., 1926.
Лит..'Jones D. A., Life of Н. A. Jones, L., 1930;
S h a w G. В., Our theatres in the nineties, v.1-3, L., 1932; A r-c h
e г W., The old drama and the new, L.. 1923, С о r d e 1 1 R. A., H. A.
Jones and the modern drama, L., 1932. A. A.
ДЖОНС (Jones), Иниго (15.VII.1573-21.VI. 1652)- англ. архитектор и
театральный декоратор. Учился в
Италии, работал в Дании, в 1604-05 состоял художником при дЕоре Якова
I в Лондоне и в Оксфорде, где оформлял постановки "масок". Восприняв
достижения итал. декораторов эпохи Возрождения, Д. ввёл меняющиеся
перспективные декорации и вращающуюся сцену, показывавшие постоянную
сценич. конструкцию с разных сторон. Д. принадлежит введение первой в
Англии сцены-коробки с аркой и просцениумом. Сохранились созданные Д.
эскизы театральных костюмов, они отличаются живописностью и элементами
историзма. Декорации Д. предназначались для постановок пьес-"масок" Б.
Джонсона, С. Дениела, Т. Хейвуда и др. Драматург Б. Джонсон,
поссорившись с Д., высмеял его в комедии "Сказка бочки" (1633).
Соч.: Designs for masques and plays at court, a descriptive catalogue
of drawings for scenery and costumes..., Oxf., 1924.
Лит.: G о t с h J. A., Imgo Jones, L., 1928; N j с о 1 1 A., Stuart
masques and the renaissance stage, L., [1937]. A. A.
ДЖОНС (Jones), Роберт Эдмунд (12.XII.1887 - 26.XI.1954) -
американский театральный художник и режиссёр. Творч. деятельность начал
в 1911. В 1915 оформил пьесу А. Франса "Человек, который женился на
немой" (т-р Уоллока, Нью-Йорк), после чего получил широкую известность.
Д.- один из основателей совр. школы декорационного иск-ва в США. Творч.
манера Д. отличается простотой и строгостью. В 20-е гг. работал в
содружестве с драматургом Ю. О'Нилом. Пост. его пьесы "Траур к лицу
Электре" (1931, "Гилд-тиэтр"), "А, пустыня!" (1932, там же), "Ночь под
Таосом". Среди других работ Д.-"Гамлет" (1922, т-р Сэма Харрисе),
"Отелло" (1922, 1936), "Чайка" (1938, "Шуберт-тиэтр"), к-рые он
одновременно оформлял и ставил как режиссёр. Работал художником в
Голливуде, где принимал участие в разработке проблем цветного кино.
Лит.: M о u s s i n a с L., Le theatre des origines a nos iours. P.,
1957, с. 418, 420; Altman G., [a. o.], Theater pictorial, Los Angeles,
1953, с. 456, 458-61, 471-74, 508. К. Б. ДЖОНС (Jones), Сидни (17
VI.1861-29.1.1946)- английский композитор и дирижёр. Первоначально
работал военным капельмейстером, затем был дирижёром странствующих
оперных трупп в Англии и Австралии. С 1905 - дирижёр оркестра
лондонского т-ра "Эмпайр". Автор оперетты "Гейша" (1896, Лондон; текст
О. Холла и X. Гринбэнка), обошедшей сцены всего мира. Написанная под
влиянием оперетты Сал-ливена "Микадо", "Гейша" не уступает произв.
Сал-ливена в непосредственности и живости чувства, мело-дич. гибкости и
богатстве, профессиональной отделке партитуры. Среди др. оперетт Д.-
"Весёлая девушка" (1893), "Греческий раб" (1899, Вена), "Персидская
принцесса" (1909, Лондон), "Девушка из Юты" (совм. с П. Рабенсом, 1913,
Лондон), "Счастливый день" (1916, там же) и др.
Лит. M а с q u e e n-P ope W., Gaiety. Theatre of enchantment, L.,
1949. Be. Г.
ДЖОНСОН (Jonson), Бен (наст. имя-Бенджамин) (11.VI.1573, Лондон, -
6.VIII.1637, там же) - английский драматург, поэт, теоретик драмы.
Происходил из шотландской протестантской семьи. Отец Д. был священником;
умер незадолго до рождения сына. Отчим Д., каменщик, обучил его своему
ремеслу, это дало Д. возможность быть членом гильдии каменщиков,
предоставлявшей гражданские права, к-рых не имели актёры. Д. учился в
Вестминстерской школе, где получил блестящее классич. образование. В
качестве волонтёра Д. участвовал в войне Нидерланд ов против Испании.
Вернувшись в Англию в 1592, стал актёром. В 1597 Д.-актёр и драматург
т-ра "Роза", где была пост. его первая пьеса "Обстоятельства
переменились" (1597) и где Д. успешно выступил в роли Джеронимо
("Испанская трагедия" Кида). Д. обладал бурным темпераментом; сидел в
тюрьме за убийство на дуэли. Был одним из главных участников "войны
театров". Завоевав как актёр признание зрителей, Д. вошёл в милость при
дворе короля Якова I. Последние годы жизни Д. были омрачены одиночеством
и бедностью. Комедии Д. "У всякого своя причуда" (1598) и "Каждый без
своей причуды" (1599) были впервые пост. "Труппой слуг короля", к к-рой
принадлежал Шекспир. Эти пьесы положили начало новому жанру англ.
драматургии-сатирич. бытовой нравоучительной комедии. В прологах к ним
Д. обосновал свою "теорию юморов" ("юмор", "гумор" - "жизненный сок", от
к-рого по ср.-век. понятиям зависел психич. склад человека), требующую
изображения таких характеров, в к-рых преобладает одна черта ("юмор"),
определяющая всё их поведение. Эта главная черта обычно обозначается в
именах героев комедий Д. В своих лучших пьесах Д. разоблачал социальные
пороки совр. ему общества. В комедии "Вольпоне, или Лиса" (пост. 1606?,
"Труппа слуг короля") Д. обличал стяжательство, хищничество, власть
денег, нравственно калечащую человека; в комедии "Эписин, пли Молчаливая
женщина" (1609, т-р "Уайтфрайерс") Д. осмеивал причуды богача; комедия
"Алхимик" (1610, "Труппа слуг короля") была направлена против ср.-век.
суеверий, шарлатанства и корыстолюбия; в "Варфоло-меевской ярмарке"
(1614) Д. критиковал нравы горожан, ханжество и лицемерие пуритан.
Стремление Д. ввести в англ. драматургию принципы классицизма,
изложенные им в теоретич. работе "Открытия" (изд. 1609), особенно сильно
сказалось в его "античных" трагедиях "Падение Сеяна" и "Заговор
Катилины" (1603 и 1611, "Труппа слуг короля"). В них выражено и политич.
свободомыслие Д., его протест против монархич. произвола. Трагедии Д.,
как и его поздние комедии ("Дьявол глуп, как осёл", 1616;
"Притягательная лэди", 1632; "Сказка бочки", 1633 и др.), успеха на
сцене не имели. Помимо комедий и трагедий, Д. работал и в др. драматич.
жанрах. Им написано ок. 30 "масок" - пьес аллегорич. содержания, почти
лишённых фабулы и состоящих из поэтич. монологов и диалогов, песен и
танцев. В этот традиционный жанр Д. внёс элементы пародии. Историч.
драма Д. "Падение Мортимера" и пастораль "Печальный пастух, или Повесть
о Робине Гуде" остались незавершёнными. Друг Шекспира, почитатель его
гения, оспаривающий, однако, его художеств. принципы, Д. сам был
крупнейшим драматургом эпохи Возрождения. Его творчество своим
гуманизмом и глубиной проблематики противостояло эпикурейству
придворно-аристократич. театра Д оказал большое влияние на англ. нац.
комедийную традицию, проявлявшуюся не только в драматургии, но и в
романе 18-19 вв. Разнообразие и яркость созданных им характеров, живой
язык, народность способствовали сохранению его драматургии в репертуаре
многих т-ров Англии и др. стран. Лучшие пост. в Англии: "У всякого своя
причуда", 29 ноября 1751, т-р "Друри-Лейн", Лондон (Кайтли - Гаррик), 5
июня 1816, там же (Кайтли- Э. Кин), 20 июля 1838, т-р "Хеймаркет",
Лондон (Кайтли-Макреди); "Вольпоне" в 17 и 18 вв. постоянно шла почти во
всех т-рах
Англии, 30 янв. 1921, т-р "Лирик", 30 июля 1935 на Малвернском
фестивале (Вольпоне-Лоусон); "Эписин", 26 нояб. 1752, т-р "Друри-Лейн",
пост. Гаррика, 1909, Драматич. об-во им. К. Марло, июнь 1948, Оксфорд;
"Алхимик" в 18 в. часто ставился в т-ре "Друри-Лейн", в нач. 19 в.,
труппа Беттертона, 1776, т-р "Друри-Лейн" (Драггер - Гаррик), 1899,
Драматич. об-во Елизаветинского т-ра.
В СССР "Эписин" - в Петроградском т-ре ИОН ("Искания освобождённой
независимости", 1923);
"Вольпоне" - в Театре-студии под рук. Ю. А. Завадского (1932), пост.
Завадского, с участием В. П. Марецкой (пьеса шла в переделке Г. Ю.
Вечоры, под заглавием "Моё"); в Ленингр. т-ре Комедии (1929), пост. К.
П. Хохлова, с участием E. M. Грановской и С. Н. Надеждина; в Гос. евр.
т-ре БССР (под заглавием "Деньги", 1934); в Большом драм. т-ре им.
Качалова (1957, Казань); "Алхимик" - в Т-ре им. Ко-миссаржевской, 1924.
С о ч.: The works, v. 1-9, L., 1875; The complete plays, v. 1-2,
L.-N. Y., 1929- 34; в рус. пер.-Драматич. произведения, т. 1-2, M.-Л-,
1931-33; "Эписин, или Молчаливая женщина", Пб., 1921; "Вольпоне, или
Хитрый лис", M., 1954; "Варфоломеевская ярмарка". М-, 1957; Пьесы,
Л.-М., 1960.
Лит.: Аксенов И. А., Елизаветинцы. Статьи и переводы, M., 1938; В a u
m Н. W., The satiric and the didactic in Ben Jonson's comedy, [Chapel
Hill, 1947]; В e n t 1 e у G. E., Shakespeare and Jonson: their
reputations in the seventeenth, v. 1-2, Chi., 1945-46; Варшер С. Э.,
Литературный противник Шекспира, "Русская мысль", M., 1886, ј 8; Виппер
Ю. Б., Самарин Р. M., Курс лекций по истории зарубежных литератур XVII
в., M., 1954; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 1, M., 1956; Р о м м А. С., Бен Джонсон, Л.-М., 1958.
Ел. К.
ДЖОНСОН (Johnson), Самюэл (1709-84) - англий ский лексикограф.
Издавал соч. Шекспира. Автор пятиактной трагедии "Ирене", пост. Д.
Гарриком в "Друри-Лейн" в 1749.
ДЖОНСОН (Johnson), Эдуард (22.XI.1881-20. IV. 1959) - канадский
артист оперьх (лирико-драма-тический тенор), театральный деятель. Как
Драматич. актёр выступил в 1908 в Нью-Йорке в оперетте "Вальс-мечта" О.
Штрауса. В 1908-10 Д. учился пению в Италии у В. Ломбарди. Впервые
выступил на оперной сцене в 1912 в Паду e (под псевдонимом Эдоардо ди
Джованни). В 1914-19 Д. - ведущий тенор т-ра "Ла Скала". Одновременно
гастролировал в Англии, Испании, Португалии, Аргентине, Бразилии,
Уругвае. В 1919-22 по приглашению М. Гарден пел в оперном т-ре Чикаго. В
1922-35 Д. - солист т-ра "Метрополитен-опера"; пел вместе с Шаляпиным. В
1935-50 Д.- директор этого т-ра. По его инициативе были осуществлены
пост. опер "Альцеста" Глюка (1941), "Питер Граймс" Бриттена (1948),
"Хованщина" Мусоргского (1950) и др. В качестве председателя Торонтской
оперт ной ассоциации (50-е гг.) способствовал развитию оперного иск-ва в
Канаде. Выдающийся вокалист 20 в., Д. был тонким интерпретатором разл.
по стилю и нац. чертам репертуара. Яркость и прозрачность звука,
выразит, нюансировка, высокая техника декламации в сочетании с большим
художеств. вкусом особенно проявились в исполнении партии Пеллеаса.
Партии: Пеллеас ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси), Радамес, Хозе,
Канио; Андре Шенье (о. п. Джордано), Фауст;
Парсифаль (о. п. Вагнера), Димитрий ("Борис Годунов"), Садко и др.
Лит.: С e I e t t i R., Edoardo di Giovanni" "Musica e Dischi", Mil.,
1956, ј 116; Me C r e a d у L.G., Edward Johnson, в кн.: Canadian
portraits, Toronto, 1957, с. 31-67. Be. T.
ДЖОРДАНИ (Giordani), Томмазо (1730?, 1744? - февр. 1806)- итальянский
композитор и артист оперы. Впервые выступил в странствующей оперной