<< Пред.           стр. 252 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 современников и шли в крупных городах Италии. "Месяц Марии" и "Ассунта
 Спина" сохраняются до наст. времени в репертуаре. Написал историю т-ра
 "Сан-Карлино" (т-р в Неаполе).
  С о ч: Opere, ? 1-2, Mil., 1946,
  Лит.: Луначарский А. В., Неаполитанский театр. в кн.: Луначарский А.
 В., О театре и драматургии, т. 2, M., 1958; Russo L., S. Di Giacomo,
 Napoli, 1921;
  D'Amico S., Il teatro italiano. Mil., fl937j. ?. ?,
  ДИДЛО (Didelot), Шарль (Карл) Луи [1767, Сток-" гольм,-7(19). XL1837,
 Киев] - французский артист балета, балетмейстер, педагог. Сын танцовщика
 швед. Королевского т-ра. Начал выступать на сцене с 5-летнего возраста.
 Учился балетному иск-ву в Париже у Ж. Доберваля и О. Вес-триса. Будучи
 еще совсем молодым, Д. стал одним из выдающихся танцовщиков своего
 времени, выступал в Париже, Лондоне и др.городах. В 1801 был приглашён в
 качестве танцовщика и балетмейстера в Петербург, где прослужил до 1829
 (с перерывом 1811-16). Здесь он дебютировал пост. балета "Аполлон и
 Дафна" (1802). В России Д. пост. более 40 балетов, принёсших ему
 всеобщее признание. Круг сюжетов, представленных в балетах Д.,
 разнообразен: наряду с анакреонтич. сюжетами ("Зефир и Флора","Амур и
 Психея" Кавоса, 1804, 1809) он обращается к трагическим сюжетам ("Федра"
 Кавоса и др., 1825, "Те-зей и Арианна, или Поражение Минотавра", 1817, и
 "Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад", 1821, Ан-тонолини), к
 историко-романтич. новелле ("Венгерская хижина, или Знаменитые
 изгнанники" Венюа, 1817, "Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых
 походов" Кавоса и Сушкова, 1819), к жанровым драмам и комедиям ("Карл и
 Лизбета, или Беглец против воли" Турика, 1820, "Молодая Молочница, или
 Нисетта и Лука" Антон олини, 1817) и др. Д. стремился углубить драматич.
 содержательность балета, усилить эмоциональную и психелогич.
 выразительность образов. Пушкин писал, что "балеты г. Дидло исполнены
 живости воображения и прелести необыкновенной" (Полн. собр. соч., т. 5,
 1957, с. 192). Д. инсценировал для балета (раньше оперы и драмы)
 пушкинского "Кавказского пленника" (муз. Кавоса). Д. был в дружбе с
 деятелями рус. культуры А. Шаховским, А. Орловским, гр. Ф. Толстым и др.
 С 1804 Д. возглавлял Петерб. театр. школу, где воспитал плеяду
 выдающихся танцовщиков и танцовщиц-М. Данилову, А. Истомину, Н. Гольца,
 А. Лихутину-Люстих, E. Телешову и др.
  Лит.: Слонимский Ю., Дидло. Вехи творческой биографии, Л.-М , 1958;
 его же, Мастера балета, (Л.], 1937: Глушковский А. П., Воспоминания
 балетмейстера, Л.-М-, 1940; его же, Из воспоминаний о знаменитом
 хореографе К. Л. Дидло, "Москвитянин", 1856, т. 1, кн. 6; Мундт Н.,
 Биография Карла-Людовика Дидло..., "Репертуар русского театра", СПБ.
 1840, т. 1, кн. 3, с 1- 8; Ильин А., Пушкинские балеты, в сб.: Пушкин на
 сцене Большого театра, М-, 1949; Мовшенсон А. Г. и Слонимский Ю. О.,
 Новое о последних годах деятельности Дидло, в сб.: Театральное
 наследство, М., 1956, с. 64-94; Красовская В. М., Русский балетный театр
 от возникновения до середины XIX в., Л.-М., 1958; Гозенпуд А.,
 Музыкальный театр в России, Л., 1959; Saint-Leon A., La
 stenochoreographie, ou l'art d'ecrire promptement la danse, P., 1852;
 Guest I., The romantic ballet in England, L., 1954
  "ДИДОНА И ЭНЕЙ" ("Dido and Aeneas") - опера Г. Перселла, либр. Н.
 Тейта, пост. 1689 (1677?), Лондон. Первая нац. англ. опера.
 Возобновления в Англии: Лондон (1878, в исполнении Глюковского общества,
 1888, в концертном исполнении), Дублин (1895, в концертном исполнении,
 Университетское об-во), Лондон (1900, Оперное об-во Перселла,
  1920 Лига иск-в, 1931, т-р "Сэдлерс-Уэллс", 1941, Новый т-р), Клифтон
 (1924), Олтон (1926), Глазго (1932 и 1940), Оксфорд (1937). Пост. в др.
 странах: Нью-Йорк (1924, в концертном исполнении, 1932, 1939,
 Джульярдская школа музыки, Гамбург (1924, в концертном исполнении),
 Мюнстер (1926), Париж (1927), Вена (1927), Штутгарт (1927), Базель
 (1931), Будапешт (1938), Нант (1930, в концертном исполнении), Флоренция
 (1940).
  В Сов. Союзе пост 18 марта 1945, Моск. Дом учёных (дирижёр
 Садовников, Дидона - Островская, Эней-Яновский, Белинда - Сафронова,
 колдун - Стражевский, колдунья - Грановская, матрос - Казьмин).
  Издания: "Д. и Э.", партитура, The work of Henry Purcell, v. 3, L.,
 Novello, Ewer and Co., 1889. ff. Гр.
  ДИДРО (Diderot), Дени (5.X.1713, Лангр, - 31.VII. 1784, Париж) -
 французский философ-материалист, драматург, романист. Один из крупнейших
 представителей франц. Просвещения. Род. в семье состоятельного
 ремесленника, учился в иезуитском коллеже в Лангре. Окончил коллегию
 д'Аркур в Париже. По желанию отца должен был стать священником. Однако,
 увлекшись математикой и философией, Д. вскоре стал непримиримым борцом
 против религии и церкви. В 1746 его первое произв. осуждено парламентом
 на сожжение, а в 1749 он был заключён в тюрьму. Выйдя из тюрьмы, Д.
 возглавил издание
  "Энциклопедического словаря наук, искусств и ремесел"(35 тт.,
 1751-80), вокруг к-рого сплотился весь передовой отряд франц.
 просветителей. В 1773-74 выезжал в Россию.
  Эстетич. воззрения Д. изложены в статье "Прекрасное" в
 "Энциклопедии", в серии критич. статей о художеств. выставках в Париже,
 "Парадоксе об актёре" и др. Исходя из материалистич. понимания отношения
 мышления и бытия, Д. рассматривал иск-во как подражание жизни, красоту
 считал объективной, имеющей ту же основу, что истина в философии. Видел
 в иск-ве могучее средство пропаганды передовых идей воспитания общества.
  Д. выступал с программой коренного обновления франц. т-ра (Беседы о
 "Побочном сыне", 1757; "О драматической поэзии", 1758; "Размышления о
 Теренции", 1762). Рассматривая т-р как политич. трибуну и школу
 воспитания, он резко критиковал кастовую замкнутость привилегированных
 т-ров Франции, не доступных широким массам третьего сословия. Он смело
 поставил вопрос об ограниченных возможностях классицизма, к-рый царил на
 франц. сцене. Д. первый начал борьбу с сословной регламентацией жанров
 классицизма, выступал против однолинейных и статичных классйцистских
 характеров, нарочитой абстрактности и бездейственности классицистской
 драматургии. Д. разработал программу демократизации т-ра, создал новую
 теорию драматургии. Как и все просветители, Д. не мог выйти за пределы
 теории жанров, но он обосновал необходимость пересмотра эстетич. и
 жанровых категорий. Освободив категории трагического и комического от
 обязательной сословной прикреплённости, характерной для классицистской
 теории иск-ва, он переосмыслил содержание трагедии и комедии, расширил
 их тематику. Д. стремился к воспроизведению на сцене многообразия жизни
 и утверждал новый (промежуточный между трагедией и комедией) жанр -
 мещанской драмы, показывающей людей третьего сословия, "честного
 буржуа". Подлинной революцией в драматургии явилось учение Д. об
 "общественных положениях". Он объявил социальный фактор - общественное
 положение - исходным в характеристике образа, поднял проблему создания
 типических характеров.
  Д. требовал от автора изображения материальной среды, окружающей
 человека, социально-бытовой конкретности. Всё это ломало привычные
 классицистские каноны драматургии.
  В конце 50-х гг. Д. создал первые образцы мещанской драмы: "Побочный
 сын, или Испытание добродетели" (1757, пост. 1771, т-р "Комеди Франсез")
 и "Отец семейства" (1758, пост. 1760, Марсель, 1762, т-р "Комеди
 Франсез"). Действие его драм проходит в среде третьего сословия, они
 утверждают веру в конечное торжество высокой гражданской добродетели, в
 них показан новый положит. герой-идеальный пред-ставитель третьего
 сословия. Драмы Д., проникнутые передовой просветительской идейностью,
 стали этапом в истории франц. т-ра, но утопичность положит.
 просветительской программы, несовместимость идеала с реальной практикой
 "честного буржуа" мешали Д. создавать полнокровные реалистич. образы,
 герои его пьес отличаются условностью и схематизмом. Стремясь к
 воспроизведению в драматургии жизненной правды, Д. резко нарушает
 принципы классицизма. Замена традиционного стиха прозой, приближение
 текста пьесы к разговорной интонации, точное описание обстановки,
 костюма, жеста, спец. авторские указания на мизансцены, пантомимич.
 сцены ставили перед т-ром задачу поисков новых средств сценич.
 выразительности.
  По мере приближения бурж. революции и нарастания во Франции
 потребности в героич. иск-ве Д. начал искать новых путей обновления
 т-ра. Он призывал к созданию монументальных произв. иск-ва, насыщенных
 гражд. пафосом, к героич. трагедии (набросок трагедии "Шериф"). Д., как
 и его великий современник Руссо, мечтал о массовых нар. зрелищах по
 образцу представлений Др. Греции. Последней пьесой Д. была его
 реалистич. комедия "Хорош он или дурён?" (1781).
  Большое значение имеют взгляды Д. на актёрское иск-во. В 50-60-х гг.
 он выступал против условной сценич. традиции классицизма, резко
 критиковал застывшие статуарные мизансцены, напевную декламацию,
 холодную бездейственность, стремление актёров к внешним эффектам (письма
 "О драматической поэзии"). Защищая принципы просветительского реализма,
 Д. призывает к правдивой передаче чувств, психологич. наполненности
 диалога, естественному и жизненно правдоподобному сценич. поведению
 актёров. В известном трактате "Парадокс об актёре" (1770-73, изд. 1830)
 Д. призывает к гражданской героике, принимая основные принципы
 классицизма ("Нужно немного умерить нашу высокопарность, подрезать
 слегка ходули и оставить все почти таким, как оно есть"). Д. борется за
 рационального, сознательно творящего актёра, умеющего подчинить чувства
 разуму, восхищается "актёром с холодным умом". Стремление Д. сохранить
 героич. приподнятость класси-цистского сценич. иск-ва непосредственно
 подготовило революционный классицизм в театре нач. 90-х гг.
  В историю мировой театр. культуры Д. входит как величайший теоретик
 просветительского реализма, основоположник реалистич. драматургии. Его
 драмы получили в 18 в. европ. известность и признание. Особенным успехом
 пользовалась драма "Отец семейства", переведённая на нем., англ., голл.
 и др. языки и пост. в разл. странах Европы. В России первый перевод
 "Побочного сына" опубл. в 1766, "Отца семейства"- в 1765 (пост. в
 Москве, Т-р на Красном пруду, 1763).
  Соч.: Oeuvres completes, ed. par Asse/at et M. Tourneaux, t. 1-20,
 P., 1875-1877; в рус. пер. - Собр. соч., М. - Л-, 1936; Избр.
 произведения, Мт-Л' 1951; Побочный сын, Отец семейства, в кн.:
 Французский театр эпохи Просвещения, т. I, М., 1957; Парадокс об актере,
 Л.-М., 1938.
  Лит.: Ленин В. П., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т.
 14; е г о же. Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 15;
 Плеханов Г. В., Французская драматическая литература и французская
 живопись с точки зрения социологии, Соч., т. XIV, М.-Л., 1924;
  Бояджиев Г.Н., Дидро, в кн.: История западноевропейского театра, под
 общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М." 1957; Гачев Д., Эстетические
 взгляды Дидро, М., 1940, 2 изд., М., 196.1; Державин К., Дени Дидро
 (вступ. ст.), в кн.: Д и д р о Д., Избр. произведения, М.-Л., 1951;
  Л у п п о л И., Дени Дидро, М., 1960; Барская Т., Д. Дидро, Л.-М.,
 1962; М о р л ей Д., Дидро и энциклопедисты, М., 1882. Л. Лев.
  ДЙДУР (Didur), Адам (24.XII.1874, д. Воля-Сенко-ва близ г. Санок, -
 7.1.1946, Катовице) - польский артист оперы (высокий бас). Пению
 обучался с 1892 у В. Высоцкого во Львове, затем в Милане у Эмериха.
 Впервые выступил на сцене Варшавской оперы в 1894, после чего пел в
 Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айресе и др. городах Юж. Америки, в Лондоне,
 Милане, Мадриде и др. городах Европы. В 1899-1903 выступал в оперных
 т-рах Варшавы и Львова, после 1903 - в Мариинском т-ре (Петербург) и с
  1907-в Нью-Йорке; в
  1908-29 Д.-солист т-ра "Метрополитен-опера". Д. обладал голосом
 широкого диапазона; в его исполнении экспрессия, сила звучания
 сочетались с прозрачностью красок; добивался точности и выразительности
 вок.-сценич. исполнения. Пел на итал., нем., франц., англ., рус. языках.
 Был выдающимся певцом и актёром своего времени. В 1939 Д. был дирижёром
 Львовской оперы. В 1945 преподавал в консерватории в Катовице.
  Партии: Стольник, Збигнев ("Галька", "Страшный двор" Монюшко), Кецал
 ("Проданная невеста"). Мельник, Борис Годунов; царь Додон ("Золотой
 петушок"), Родольфо ("Сомнамбула" Беллини), Дулькамара ("Любовный
 напиток" Доницетти), Джакомо ("Фра-Дьяволо" Обера), Мефистофель (о.п.
 Бойто и "Фауст"), Скарпиа ("Тоска'), Генрих, Вотан ("Лоэнгрин",
 "Валькирия" Вагнера), Дон Базилио.
  Вс. Т.. Л. Коз. ДЙЕС (Diez), Матильда (27.П.1818-16.1.1883) -
 испанская актриса. Играла на сцене с 9 лет. Гастролировала по городам
 Испании. С 1834-в Мадриде в т-ре "Принсипе". Была одной из самых
 популярных актрис в стране. Обладала выразит, мимикой, пластичностью,
 звучным и мягким голосом, бурный темперамент сочетался у Д. с
 лиричностью. Среди ролей Д.: Кристина ("Кристина, или Пятнадцатилетняя
 королева" Гальего), написанная для Д., Пресиосилья ,("Дон Альваро"
 Сааведры), Катрин Говард (о. п. Дюма-отца), Адриенна Лекуврер (о. п.
 Скриба и Легуве). В 1875 покинула сцену, преподавала декламацию в
 Мадридской консерватории.
  Лит.: S a i n z de Robles F. С" El teatro espanol, historia y
 antologia desde sus origenes hasta el siglo XIX, v. VI, Madrid. 1942-43,
 с. 1247.
  ДЙЕС БАРРОСО (Diez Barroso), Виктор Мануэль (1.1.1890-30.VIII.1936) -
 мексиканский драматург. Лит. деятельность начал в 20-х гг. Написал пьесы
 (на исп. яз.) "Страсти повелевают" (1925, т-р "Вирхи-нии Фабрегас",
 Мехико), "Победи самого себя" (1925, там же), "Он и его тело" (1934, там
 же), способствовавшие развитию мекс. т-ра. Написал ряд комедий, рисующих
 быт Мексики. Д. Б. принял участие в организации в 30-х гг. прогрессивных
 т-ров-, получивших название экспериментальных, - "Улисес",
 "Ориен-тасьон", "Эсколарес дель театро", "Театро де Аора" и др., в к-рых
 ставились его пьесы.
  Лит.: Magana Esquivel A., Imagen del teatro, Mexico, 1940. . f0 /7
  ДИЖОНСКАЯ ИНФАНТЕРИЯ (Infanterie dijon naise) - французское
 любительское театральное объединение. Создано в конце 15 в. в Дижоне (б.
 столица герцогства Бургундии). Д. и. объединяла преим. представителей
 городских ремесленников, торговцев и т. д.; в неё входили также
 правительственные чиновники и аристократы (всего - ок. 500 членов).
 Несколько раз в году, в праздники или по случаю какого-нибудь торжеств,
 события, Д. и. устраивала театрализованное шествие пышно декорированных
 колесниц и повозок, на к-рых находились участники объединения. Они были
 одеты в богатые костюмы с красными, зелёными и жёлтыми полосами (цвета
 Д. и.), на голове имели 3-цветные колпаки, украшенные подобием ослиных
 ушей и петушиного гребня, в руках они держали "дурацкий" жезл. На одной
 из колесниц или верхом на белом коне следовала "Дурацкая мать" -
 выборный глава объединения. Процессия останавливалась перед домами
 крупных чиновников, и её участники исполняли диалоги и сценки (часто на
 простонародном местном диалекте), в к-рых осмеивались различные пороки и
 проступки - супружеская неверность, взяточничество судейских чиновников
 и т. д.
  Д. и. была запрещена королевским указом после антиправительственного
 дижонского восстания 1630, но вскоре вновь разрешена. Однако
 представления Д. и. утратили сатирическую, обличительную направленность
 и стали средством прославления короля. Во 2-й пол. 17 в. Д. и.,
 оказавшаяся недостаточно послушной власти короля, была окончательно
 запрещена.
  Лит.: Гвоздев А. и Пиотровский А., История европейского театра,
 М.-Л., 1931, с. 566-68; Petit de Jullevillc L-, Les comedicns en France
 au moyen age. P., 1885, с. 192-212. Д. Мое.
  "ДИКАРКА"-комедия в 4 д.А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва. Соч. 1879.
 Пост. 2 нояб. 1879 в Малом т-ре (бенефис Никулиной; Варя - Никулина,
 Ашметьева - Медведева, Ашметьев - Самарин, Марья Петровна - Ермолова,
 Зубарев - Н. Музиль, Вершинский - Решимов, Мальков - М. Садовский, Боев
 - Макшеев); 11 нояб. 1879 - Але-ксандринский т-р (в бенефис Левкеевой;
 Мавра Денисовна - Левкеева, Варя - Савина, Ашметьева -М. Читау, Ашметьев
 - Киселевский, Марья Петровна - Дюжикова, Зубарев - Нильский,
 Вершинский-М. Петипа, Мальков- Сазонов, Боев - Бурдин; во.чобновл. в
 1899, Варя - Комис-саржевская). Др. пост. "Д.": Литературно-артистич.
 кружок, Москва (1879);0хотничий клуб, Москва (1894, Ашметьев -
 Станиславский); Т-р Корша (1898); Малый (Суворинский) т-р, Петербург
 (1899; Ашметьев - Далматов, Варя - Домашёва). На провинц. сцене "Д."
 ставилась редко. Одна из первых постановок -Казань (1880-81; антреприза
 Ко-стровского, реж. Синельников, Марья Петровна - Савина).
  На сов. сцене: Ярославский т-р (1919-20), Горьковский т-р (1957),
 Иркутский т-р (1959).
  Издания; Первая публикация "Д.", "Вестник Европы", 1880,
 ј1;0стровский А. Н., Полное собр. соч., т. 9, М., 1960.
  Лат.: 3 о г р а ф Н., Малый театр. М., 1960. А. Шн.
  "ДИКАЯ УТКА" ("Vildanden") - Драма в 5 д. г. Ибсена (на норв. яз.).
 Соч. 1884. Пост. 9 янв. 1885 в Бергенском т-ре (Хедвиг-Б. Хеннинге),
 затем-в т-рах Христианин, Стокгольма, Копенгагена и мн. др. провинц.
 городов Скандинавии. В 1891 "Д. у." пост. "Свободный т-р", Париж (пер.
 А. Эфраима и Г. Линденбурга, реж. Антуан; Верле-Аркийер, Грегерс
 Верпе-Гран, Яльмар Экдаль - Антуан, Гине -Франс, Хедвиг -м-ль Мёрис).
 "Д. у." ставилась также в Ре-зиденц-театре, Берлин (1883), т-рах Рима
 (1892), Афин (1893), Лондона (1894) и др. Среди исполнителей роли Ялмара
 Экдаля - Ф. Миттервурцер, Ж. Питоев и др.
  В России "Д. у." пост. впервые нем. труппой Ф. Бока, Петербург
 (1894). На рус. яз. "Д.у." пост. 19 сент. 1901 МХТ (реж. Станиславский и
 Санин, худ. Симов; Верле - Вишнев-" ский, Кошеверов, Грегерс Верле -
 Громов, старик Экдаль- Артём, Грибунин, Яльмар Экдаль - Качалов, Гина -
 Муратова, Хедвиг - Л. Гельцер, Берта Сёрбю - Раевская, Рел-линг - Санин,
 Молвик - Тихомиров, Михайловский, Гро-берг - Загаров, Петерсон -
 Баранов, Йенсен - Кашеве-ров, Балле - Бурджалов, Касперсен - Лужский.
 Флор -
  Мейерхольд, Адашев). Из др. дореволюп- пост.: Одесский т-р (1902),
 "Наш т-р", Петербург (1913) и др.
  Из новейших зарубежных пост. "Д. у.": Лондон (1925);
  Ин-т Пратт, Нью-Йорк (1956): норвежский передвижной т-р (1958); т-р
 "Рекамье", Париж (1961).
  Издания: Первая публикация "Д. у." на норвежском яз.- Ibsen,
 Vildanden, Kbh., 1884. Первое рус. изд. под назв. "Семейство Экдаль",
 драма в 5 д. Г. Ибсена, пер. Л. M., M., 1892. Из сов. изд.-Г. Ибсен.
 Собр. соч., т. 3, M., 1957. - А. Шн.
  ДИКИЙ, Алексей Денисович (25.II.1889-1.X. 1955) - русский советский
 режиссёр и актёр, hap. арт. СССР (1949). Профессор. Род. в
 Екатеринославе (Днепропетровск). С раннего детства увлекался т-ром.
 Сестра Дикого - M. Д. Дикова - известная украинская актриса, её муж -
 актёр, режиссёр и театральный деятель А. Л. Суходольский, держал труппу
 в Харькове. Первые театральные впечатления Д.-иск-во замечательных укр.
 актёров Кропивниц-кого, Саксаганского, Карпен-ко-Карого, Заньковецкой. В
 1909 Д. переехал в Москву и поступил в частную театр. школу артистки МХТ
 С. В. Халютиной, занимался здесь у К. А. Марджанова и В. Л. Мчед слова.
 В 1910 был принят в МХТ. Учителями Д. стали К. С. Станиславский и Вл. И.
 Немирович-Данченко. В 1911 Д. начал выступать на сцене МХТ и его 1-й
 Студии. Первая роль - Алёшка ("На дне), 1911), затем Миша
 ("Провинциалка)) Тургенева), Судебный пристав ("Живой труп"), Баренд
 ("Гибель "Надежды"" Хейерманса, 1913). Исполнил также роли Епи-ходова,
 Львова ("Вишнёвый сад" и "Иванов" Чехова, 1917), Джона Пирибингля
 ("Сверчок на печи" Диккенса, 1919), Молчанова ("Расточитель" Лескова,

<< Пред.           стр. 252 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу