<< Пред. стр. 252 (из 913) След. >>
современников и шли в крупных городах Италии. "Месяц Марии" и "АссунтаСпина" сохраняются до наст. времени в репертуаре. Написал историю т-ра
"Сан-Карлино" (т-р в Неаполе).
С о ч: Opere, ? 1-2, Mil., 1946,
Лит.: Луначарский А. В., Неаполитанский театр. в кн.: Луначарский А.
В., О театре и драматургии, т. 2, M., 1958; Russo L., S. Di Giacomo,
Napoli, 1921;
D'Amico S., Il teatro italiano. Mil., fl937j. ?. ?,
ДИДЛО (Didelot), Шарль (Карл) Луи [1767, Сток-" гольм,-7(19). XL1837,
Киев] - французский артист балета, балетмейстер, педагог. Сын танцовщика
швед. Королевского т-ра. Начал выступать на сцене с 5-летнего возраста.
Учился балетному иск-ву в Париже у Ж. Доберваля и О. Вес-триса. Будучи
еще совсем молодым, Д. стал одним из выдающихся танцовщиков своего
времени, выступал в Париже, Лондоне и др.городах. В 1801 был приглашён в
качестве танцовщика и балетмейстера в Петербург, где прослужил до 1829
(с перерывом 1811-16). Здесь он дебютировал пост. балета "Аполлон и
Дафна" (1802). В России Д. пост. более 40 балетов, принёсших ему
всеобщее признание. Круг сюжетов, представленных в балетах Д.,
разнообразен: наряду с анакреонтич. сюжетами ("Зефир и Флора","Амур и
Психея" Кавоса, 1804, 1809) он обращается к трагическим сюжетам ("Федра"
Кавоса и др., 1825, "Те-зей и Арианна, или Поражение Минотавра", 1817, и
"Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад", 1821, Ан-тонолини), к
историко-романтич. новелле ("Венгерская хижина, или Знаменитые
изгнанники" Венюа, 1817, "Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых
походов" Кавоса и Сушкова, 1819), к жанровым драмам и комедиям ("Карл и
Лизбета, или Беглец против воли" Турика, 1820, "Молодая Молочница, или
Нисетта и Лука" Антон олини, 1817) и др. Д. стремился углубить драматич.
содержательность балета, усилить эмоциональную и психелогич.
выразительность образов. Пушкин писал, что "балеты г. Дидло исполнены
живости воображения и прелести необыкновенной" (Полн. собр. соч., т. 5,
1957, с. 192). Д. инсценировал для балета (раньше оперы и драмы)
пушкинского "Кавказского пленника" (муз. Кавоса). Д. был в дружбе с
деятелями рус. культуры А. Шаховским, А. Орловским, гр. Ф. Толстым и др.
С 1804 Д. возглавлял Петерб. театр. школу, где воспитал плеяду
выдающихся танцовщиков и танцовщиц-М. Данилову, А. Истомину, Н. Гольца,
А. Лихутину-Люстих, E. Телешову и др.
Лит.: Слонимский Ю., Дидло. Вехи творческой биографии, Л.-М , 1958;
его же, Мастера балета, (Л.], 1937: Глушковский А. П., Воспоминания
балетмейстера, Л.-М-, 1940; его же, Из воспоминаний о знаменитом
хореографе К. Л. Дидло, "Москвитянин", 1856, т. 1, кн. 6; Мундт Н.,
Биография Карла-Людовика Дидло..., "Репертуар русского театра", СПБ.
1840, т. 1, кн. 3, с 1- 8; Ильин А., Пушкинские балеты, в сб.: Пушкин на
сцене Большого театра, М-, 1949; Мовшенсон А. Г. и Слонимский Ю. О.,
Новое о последних годах деятельности Дидло, в сб.: Театральное
наследство, М., 1956, с. 64-94; Красовская В. М., Русский балетный театр
от возникновения до середины XIX в., Л.-М., 1958; Гозенпуд А.,
Музыкальный театр в России, Л., 1959; Saint-Leon A., La
stenochoreographie, ou l'art d'ecrire promptement la danse, P., 1852;
Guest I., The romantic ballet in England, L., 1954
"ДИДОНА И ЭНЕЙ" ("Dido and Aeneas") - опера Г. Перселла, либр. Н.
Тейта, пост. 1689 (1677?), Лондон. Первая нац. англ. опера.
Возобновления в Англии: Лондон (1878, в исполнении Глюковского общества,
1888, в концертном исполнении), Дублин (1895, в концертном исполнении,
Университетское об-во), Лондон (1900, Оперное об-во Перселла,
1920 Лига иск-в, 1931, т-р "Сэдлерс-Уэллс", 1941, Новый т-р), Клифтон
(1924), Олтон (1926), Глазго (1932 и 1940), Оксфорд (1937). Пост. в др.
странах: Нью-Йорк (1924, в концертном исполнении, 1932, 1939,
Джульярдская школа музыки, Гамбург (1924, в концертном исполнении),
Мюнстер (1926), Париж (1927), Вена (1927), Штутгарт (1927), Базель
(1931), Будапешт (1938), Нант (1930, в концертном исполнении), Флоренция
(1940).
В Сов. Союзе пост 18 марта 1945, Моск. Дом учёных (дирижёр
Садовников, Дидона - Островская, Эней-Яновский, Белинда - Сафронова,
колдун - Стражевский, колдунья - Грановская, матрос - Казьмин).
Издания: "Д. и Э.", партитура, The work of Henry Purcell, v. 3, L.,
Novello, Ewer and Co., 1889. ff. Гр.
ДИДРО (Diderot), Дени (5.X.1713, Лангр, - 31.VII. 1784, Париж) -
французский философ-материалист, драматург, романист. Один из крупнейших
представителей франц. Просвещения. Род. в семье состоятельного
ремесленника, учился в иезуитском коллеже в Лангре. Окончил коллегию
д'Аркур в Париже. По желанию отца должен был стать священником. Однако,
увлекшись математикой и философией, Д. вскоре стал непримиримым борцом
против религии и церкви. В 1746 его первое произв. осуждено парламентом
на сожжение, а в 1749 он был заключён в тюрьму. Выйдя из тюрьмы, Д.
возглавил издание
"Энциклопедического словаря наук, искусств и ремесел"(35 тт.,
1751-80), вокруг к-рого сплотился весь передовой отряд франц.
просветителей. В 1773-74 выезжал в Россию.
Эстетич. воззрения Д. изложены в статье "Прекрасное" в
"Энциклопедии", в серии критич. статей о художеств. выставках в Париже,
"Парадоксе об актёре" и др. Исходя из материалистич. понимания отношения
мышления и бытия, Д. рассматривал иск-во как подражание жизни, красоту
считал объективной, имеющей ту же основу, что истина в философии. Видел
в иск-ве могучее средство пропаганды передовых идей воспитания общества.
Д. выступал с программой коренного обновления франц. т-ра (Беседы о
"Побочном сыне", 1757; "О драматической поэзии", 1758; "Размышления о
Теренции", 1762). Рассматривая т-р как политич. трибуну и школу
воспитания, он резко критиковал кастовую замкнутость привилегированных
т-ров Франции, не доступных широким массам третьего сословия. Он смело
поставил вопрос об ограниченных возможностях классицизма, к-рый царил на
франц. сцене. Д. первый начал борьбу с сословной регламентацией жанров
классицизма, выступал против однолинейных и статичных классйцистских
характеров, нарочитой абстрактности и бездейственности классицистской
драматургии. Д. разработал программу демократизации т-ра, создал новую
теорию драматургии. Как и все просветители, Д. не мог выйти за пределы
теории жанров, но он обосновал необходимость пересмотра эстетич. и
жанровых категорий. Освободив категории трагического и комического от
обязательной сословной прикреплённости, характерной для классицистской
теории иск-ва, он переосмыслил содержание трагедии и комедии, расширил
их тематику. Д. стремился к воспроизведению на сцене многообразия жизни
и утверждал новый (промежуточный между трагедией и комедией) жанр -
мещанской драмы, показывающей людей третьего сословия, "честного
буржуа". Подлинной революцией в драматургии явилось учение Д. об
"общественных положениях". Он объявил социальный фактор - общественное
положение - исходным в характеристике образа, поднял проблему создания
типических характеров.
Д. требовал от автора изображения материальной среды, окружающей
человека, социально-бытовой конкретности. Всё это ломало привычные
классицистские каноны драматургии.
В конце 50-х гг. Д. создал первые образцы мещанской драмы: "Побочный
сын, или Испытание добродетели" (1757, пост. 1771, т-р "Комеди Франсез")
и "Отец семейства" (1758, пост. 1760, Марсель, 1762, т-р "Комеди
Франсез"). Действие его драм проходит в среде третьего сословия, они
утверждают веру в конечное торжество высокой гражданской добродетели, в
них показан новый положит. герой-идеальный пред-ставитель третьего
сословия. Драмы Д., проникнутые передовой просветительской идейностью,
стали этапом в истории франц. т-ра, но утопичность положит.
просветительской программы, несовместимость идеала с реальной практикой
"честного буржуа" мешали Д. создавать полнокровные реалистич. образы,
герои его пьес отличаются условностью и схематизмом. Стремясь к
воспроизведению в драматургии жизненной правды, Д. резко нарушает
принципы классицизма. Замена традиционного стиха прозой, приближение
текста пьесы к разговорной интонации, точное описание обстановки,
костюма, жеста, спец. авторские указания на мизансцены, пантомимич.
сцены ставили перед т-ром задачу поисков новых средств сценич.
выразительности.
По мере приближения бурж. революции и нарастания во Франции
потребности в героич. иск-ве Д. начал искать новых путей обновления
т-ра. Он призывал к созданию монументальных произв. иск-ва, насыщенных
гражд. пафосом, к героич. трагедии (набросок трагедии "Шериф"). Д., как
и его великий современник Руссо, мечтал о массовых нар. зрелищах по
образцу представлений Др. Греции. Последней пьесой Д. была его
реалистич. комедия "Хорош он или дурён?" (1781).
Большое значение имеют взгляды Д. на актёрское иск-во. В 50-60-х гг.
он выступал против условной сценич. традиции классицизма, резко
критиковал застывшие статуарные мизансцены, напевную декламацию,
холодную бездейственность, стремление актёров к внешним эффектам (письма
"О драматической поэзии"). Защищая принципы просветительского реализма,
Д. призывает к правдивой передаче чувств, психологич. наполненности
диалога, естественному и жизненно правдоподобному сценич. поведению
актёров. В известном трактате "Парадокс об актёре" (1770-73, изд. 1830)
Д. призывает к гражданской героике, принимая основные принципы
классицизма ("Нужно немного умерить нашу высокопарность, подрезать
слегка ходули и оставить все почти таким, как оно есть"). Д. борется за
рационального, сознательно творящего актёра, умеющего подчинить чувства
разуму, восхищается "актёром с холодным умом". Стремление Д. сохранить
героич. приподнятость класси-цистского сценич. иск-ва непосредственно
подготовило революционный классицизм в театре нач. 90-х гг.
В историю мировой театр. культуры Д. входит как величайший теоретик
просветительского реализма, основоположник реалистич. драматургии. Его
драмы получили в 18 в. европ. известность и признание. Особенным успехом
пользовалась драма "Отец семейства", переведённая на нем., англ., голл.
и др. языки и пост. в разл. странах Европы. В России первый перевод
"Побочного сына" опубл. в 1766, "Отца семейства"- в 1765 (пост. в
Москве, Т-р на Красном пруду, 1763).
Соч.: Oeuvres completes, ed. par Asse/at et M. Tourneaux, t. 1-20,
P., 1875-1877; в рус. пер. - Собр. соч., М. - Л-, 1936; Избр.
произведения, Мт-Л' 1951; Побочный сын, Отец семейства, в кн.:
Французский театр эпохи Просвещения, т. I, М., 1957; Парадокс об актере,
Л.-М., 1938.
Лит.: Ленин В. П., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т.
14; е г о же. Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 15;
Плеханов Г. В., Французская драматическая литература и французская
живопись с точки зрения социологии, Соч., т. XIV, М.-Л., 1924;
Бояджиев Г.Н., Дидро, в кн.: История западноевропейского театра, под
общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М." 1957; Гачев Д., Эстетические
взгляды Дидро, М., 1940, 2 изд., М., 196.1; Державин К., Дени Дидро
(вступ. ст.), в кн.: Д и д р о Д., Избр. произведения, М.-Л., 1951;
Л у п п о л И., Дени Дидро, М., 1960; Барская Т., Д. Дидро, Л.-М.,
1962; М о р л ей Д., Дидро и энциклопедисты, М., 1882. Л. Лев.
ДЙДУР (Didur), Адам (24.XII.1874, д. Воля-Сенко-ва близ г. Санок, -
7.1.1946, Катовице) - польский артист оперы (высокий бас). Пению
обучался с 1892 у В. Высоцкого во Львове, затем в Милане у Эмериха.
Впервые выступил на сцене Варшавской оперы в 1894, после чего пел в
Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айресе и др. городах Юж. Америки, в Лондоне,
Милане, Мадриде и др. городах Европы. В 1899-1903 выступал в оперных
т-рах Варшавы и Львова, после 1903 - в Мариинском т-ре (Петербург) и с
1907-в Нью-Йорке; в
1908-29 Д.-солист т-ра "Метрополитен-опера". Д. обладал голосом
широкого диапазона; в его исполнении экспрессия, сила звучания
сочетались с прозрачностью красок; добивался точности и выразительности
вок.-сценич. исполнения. Пел на итал., нем., франц., англ., рус. языках.
Был выдающимся певцом и актёром своего времени. В 1939 Д. был дирижёром
Львовской оперы. В 1945 преподавал в консерватории в Катовице.
Партии: Стольник, Збигнев ("Галька", "Страшный двор" Монюшко), Кецал
("Проданная невеста"). Мельник, Борис Годунов; царь Додон ("Золотой
петушок"), Родольфо ("Сомнамбула" Беллини), Дулькамара ("Любовный
напиток" Доницетти), Джакомо ("Фра-Дьяволо" Обера), Мефистофель (о.п.
Бойто и "Фауст"), Скарпиа ("Тоска'), Генрих, Вотан ("Лоэнгрин",
"Валькирия" Вагнера), Дон Базилио.
Вс. Т.. Л. Коз. ДЙЕС (Diez), Матильда (27.П.1818-16.1.1883) -
испанская актриса. Играла на сцене с 9 лет. Гастролировала по городам
Испании. С 1834-в Мадриде в т-ре "Принсипе". Была одной из самых
популярных актрис в стране. Обладала выразит, мимикой, пластичностью,
звучным и мягким голосом, бурный темперамент сочетался у Д. с
лиричностью. Среди ролей Д.: Кристина ("Кристина, или Пятнадцатилетняя
королева" Гальего), написанная для Д., Пресиосилья ,("Дон Альваро"
Сааведры), Катрин Говард (о. п. Дюма-отца), Адриенна Лекуврер (о. п.
Скриба и Легуве). В 1875 покинула сцену, преподавала декламацию в
Мадридской консерватории.
Лит.: S a i n z de Robles F. С" El teatro espanol, historia y
antologia desde sus origenes hasta el siglo XIX, v. VI, Madrid. 1942-43,
с. 1247.
ДЙЕС БАРРОСО (Diez Barroso), Виктор Мануэль (1.1.1890-30.VIII.1936) -
мексиканский драматург. Лит. деятельность начал в 20-х гг. Написал пьесы
(на исп. яз.) "Страсти повелевают" (1925, т-р "Вирхи-нии Фабрегас",
Мехико), "Победи самого себя" (1925, там же), "Он и его тело" (1934, там
же), способствовавшие развитию мекс. т-ра. Написал ряд комедий, рисующих
быт Мексики. Д. Б. принял участие в организации в 30-х гг. прогрессивных
т-ров-, получивших название экспериментальных, - "Улисес",
"Ориен-тасьон", "Эсколарес дель театро", "Театро де Аора" и др., в к-рых
ставились его пьесы.
Лит.: Magana Esquivel A., Imagen del teatro, Mexico, 1940. . f0 /7
ДИЖОНСКАЯ ИНФАНТЕРИЯ (Infanterie dijon naise) - французское
любительское театральное объединение. Создано в конце 15 в. в Дижоне (б.
столица герцогства Бургундии). Д. и. объединяла преим. представителей
городских ремесленников, торговцев и т. д.; в неё входили также
правительственные чиновники и аристократы (всего - ок. 500 членов).
Несколько раз в году, в праздники или по случаю какого-нибудь торжеств,
события, Д. и. устраивала театрализованное шествие пышно декорированных
колесниц и повозок, на к-рых находились участники объединения. Они были
одеты в богатые костюмы с красными, зелёными и жёлтыми полосами (цвета
Д. и.), на голове имели 3-цветные колпаки, украшенные подобием ослиных
ушей и петушиного гребня, в руках они держали "дурацкий" жезл. На одной
из колесниц или верхом на белом коне следовала "Дурацкая мать" -
выборный глава объединения. Процессия останавливалась перед домами
крупных чиновников, и её участники исполняли диалоги и сценки (часто на
простонародном местном диалекте), в к-рых осмеивались различные пороки и
проступки - супружеская неверность, взяточничество судейских чиновников
и т. д.
Д. и. была запрещена королевским указом после антиправительственного
дижонского восстания 1630, но вскоре вновь разрешена. Однако
представления Д. и. утратили сатирическую, обличительную направленность
и стали средством прославления короля. Во 2-й пол. 17 в. Д. и.,
оказавшаяся недостаточно послушной власти короля, была окончательно
запрещена.
Лит.: Гвоздев А. и Пиотровский А., История европейского театра,
М.-Л., 1931, с. 566-68; Petit de Jullevillc L-, Les comedicns en France
au moyen age. P., 1885, с. 192-212. Д. Мое.
"ДИКАРКА"-комедия в 4 д.А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва. Соч. 1879.
Пост. 2 нояб. 1879 в Малом т-ре (бенефис Никулиной; Варя - Никулина,
Ашметьева - Медведева, Ашметьев - Самарин, Марья Петровна - Ермолова,
Зубарев - Н. Музиль, Вершинский - Решимов, Мальков - М. Садовский, Боев
- Макшеев); 11 нояб. 1879 - Але-ксандринский т-р (в бенефис Левкеевой;
Мавра Денисовна - Левкеева, Варя - Савина, Ашметьева -М. Читау, Ашметьев
- Киселевский, Марья Петровна - Дюжикова, Зубарев - Нильский,
Вершинский-М. Петипа, Мальков- Сазонов, Боев - Бурдин; во.чобновл. в
1899, Варя - Комис-саржевская). Др. пост. "Д.": Литературно-артистич.
кружок, Москва (1879);0хотничий клуб, Москва (1894, Ашметьев -
Станиславский); Т-р Корша (1898); Малый (Суворинский) т-р, Петербург
(1899; Ашметьев - Далматов, Варя - Домашёва). На провинц. сцене "Д."
ставилась редко. Одна из первых постановок -Казань (1880-81; антреприза
Ко-стровского, реж. Синельников, Марья Петровна - Савина).
На сов. сцене: Ярославский т-р (1919-20), Горьковский т-р (1957),
Иркутский т-р (1959).
Издания; Первая публикация "Д.", "Вестник Европы", 1880,
ј1;0стровский А. Н., Полное собр. соч., т. 9, М., 1960.
Лат.: 3 о г р а ф Н., Малый театр. М., 1960. А. Шн.
"ДИКАЯ УТКА" ("Vildanden") - Драма в 5 д. г. Ибсена (на норв. яз.).
Соч. 1884. Пост. 9 янв. 1885 в Бергенском т-ре (Хедвиг-Б. Хеннинге),
затем-в т-рах Христианин, Стокгольма, Копенгагена и мн. др. провинц.
городов Скандинавии. В 1891 "Д. у." пост. "Свободный т-р", Париж (пер.
А. Эфраима и Г. Линденбурга, реж. Антуан; Верле-Аркийер, Грегерс
Верпе-Гран, Яльмар Экдаль - Антуан, Гине -Франс, Хедвиг -м-ль Мёрис).
"Д. у." ставилась также в Ре-зиденц-театре, Берлин (1883), т-рах Рима
(1892), Афин (1893), Лондона (1894) и др. Среди исполнителей роли Ялмара
Экдаля - Ф. Миттервурцер, Ж. Питоев и др.
В России "Д. у." пост. впервые нем. труппой Ф. Бока, Петербург
(1894). На рус. яз. "Д.у." пост. 19 сент. 1901 МХТ (реж. Станиславский и
Санин, худ. Симов; Верле - Вишнев-" ский, Кошеверов, Грегерс Верле -
Громов, старик Экдаль- Артём, Грибунин, Яльмар Экдаль - Качалов, Гина -
Муратова, Хедвиг - Л. Гельцер, Берта Сёрбю - Раевская, Рел-линг - Санин,
Молвик - Тихомиров, Михайловский, Гро-берг - Загаров, Петерсон -
Баранов, Йенсен - Кашеве-ров, Балле - Бурджалов, Касперсен - Лужский.
Флор -
Мейерхольд, Адашев). Из др. дореволюп- пост.: Одесский т-р (1902),
"Наш т-р", Петербург (1913) и др.
Из новейших зарубежных пост. "Д. у.": Лондон (1925);
Ин-т Пратт, Нью-Йорк (1956): норвежский передвижной т-р (1958); т-р
"Рекамье", Париж (1961).
Издания: Первая публикация "Д. у." на норвежском яз.- Ibsen,
Vildanden, Kbh., 1884. Первое рус. изд. под назв. "Семейство Экдаль",
драма в 5 д. Г. Ибсена, пер. Л. M., M., 1892. Из сов. изд.-Г. Ибсен.
Собр. соч., т. 3, M., 1957. - А. Шн.
ДИКИЙ, Алексей Денисович (25.II.1889-1.X. 1955) - русский советский
режиссёр и актёр, hap. арт. СССР (1949). Профессор. Род. в
Екатеринославе (Днепропетровск). С раннего детства увлекался т-ром.
Сестра Дикого - M. Д. Дикова - известная украинская актриса, её муж -
актёр, режиссёр и театральный деятель А. Л. Суходольский, держал труппу
в Харькове. Первые театральные впечатления Д.-иск-во замечательных укр.
актёров Кропивниц-кого, Саксаганского, Карпен-ко-Карого, Заньковецкой. В
1909 Д. переехал в Москву и поступил в частную театр. школу артистки МХТ
С. В. Халютиной, занимался здесь у К. А. Марджанова и В. Л. Мчед слова.
В 1910 был принят в МХТ. Учителями Д. стали К. С. Станиславский и Вл. И.
Немирович-Данченко. В 1911 Д. начал выступать на сцене МХТ и его 1-й
Студии. Первая роль - Алёшка ("На дне), 1911), затем Миша
("Провинциалка)) Тургенева), Судебный пристав ("Живой труп"), Баренд
("Гибель "Надежды"" Хейерманса, 1913). Исполнил также роли Епи-ходова,
Львова ("Вишнёвый сад" и "Иванов" Чехова, 1917), Джона Пирибингля
("Сверчок на печи" Диккенса, 1919), Молчанова ("Расточитель" Лескова,