<< Пред.           стр. 256 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 1783, после конфликта с дирекцией т-ра, переехал в Бордо, где выступал и
 ставил балеты до 1796 (с небольшими перерывами). В эти годы Д. утвердил
 себя как балетмейстер-новатор. Он развивал и продолжал учение Новера,
 применяя на практике принципы выразительного действенного танца, широко
 используя нар. танцы. В его балетах отсутствовал дивертисментный танец,
 все танц.средства были подчинены единому замыслу; впервые в балете
 героями стали люди из народа. В творчестве Д. воплотились демократич.
 тенденции иск-ва периода франц. бурж. революции кон. 18 в. Д. ставил
 комич. и трагико-мич. балеты. Его лучшие пост.: "Тщетная
 предосторожность" (1789), "Ветренный паж" (1786, по мотивам "Женитьбы
 Фигаро"), "Дезертир" (1784) - трагикомедия по пьесе Мерсье и комич.
 опере Монсиньи того же названия. Среди др. постановок: "Забавы
 Терпсихоры" Бартелемона (1783), "Пигмалион" Руссо (1784), "Телемак на
 острове Калипсо" (1791), "Деревенский праздник" (1791) и др. Постановки
 Д. пользовались большой популярностью на европ. сцене. Балет "Тщетная
 предосторожность", созданный Д., сохраняется в репертуаре до наст.
 времени.
  Д. воспитал много хороших танцовщиков, его учениками были К. Блазис,
 С. Вигано, Ш. Дидло, Ж. Омер.
  Лит.: Слонимский Ю., Комический балет прошлого, в сб.: Светлый ручей,
 М.-Л., 1938; e г о ж e, "Тщетная предосторожность", М., 1961; Б л о к Л.
 Д., "Тщетная предосторожность", в кн.: Тщетная предосторожность. Балет в
 3 д. Сб. статей к постановке балета в Гос. академич. Малом оперном
 театре, Л., 1937, с. 7-18; В lasi s C., Manuel complet de la danse...,
 P., 1830; Campardon E., L'Academie royale de musique au XVIII siecle.
 P., 1884, с. 171- 182; G u es t 1., The romantic ballet in England, with
 appen-dix, L., 1954; Famous ballets I. La fille mal gardee. Edited by
 Ivor Guest, L., 1960, с. 34-39: Ham. P.
  ДОБЖЙНСКИЙ, Константин Андреевич [р. 25.XII. 1889(6.1.1890)] -
 русский советский актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1954). Сценич.
 деятельность начал в 1906 в Николаеве. Работал в театрах разл. городов
 России. С 1936 - в труппе Тбилисского театра им. Грибоедова.
  Роли: Фрол Федулыч и Чугунов ("Последняя жертва" и "Волки и овцы"),
 Берест ("Платон Кречет"), Дзержинский ("Кремлёвские куранты").
 Бессеменов и Железнов ("Мещане" и "Васса Железнова"), Сторожев ("Земля"
 Вирты). Э. К.
  ДОБЖЙНЬСКИЙ (Dobrzynski), Игнацы Феликс (25.II.1807-9.X.1867) -
 польский композитор. Музыке обучался у своего отца, скрипача и
 композитора И. Добжиньского и у Ю. Эльснера в Варшавской консерватории.
 Д. - автор оперы "Монбар, или Флибустьеры" (1861, Варшавская опера),
 музыки к поэме А. Мицкевича "Конрад Валленрод" (1864), на основе к-рой
 Д. начал работу над оперой "Крестоносцы" (не оконч.), музыки к пьесе
 "Бургграфы" Гюго (1860) и ряда соч. в др. жанрах. Д. был дирижёром и
 директором Варшавской оперы.
  Лит.: Strumiiio T., Szkice z polskiego zycia muzycznego XIX wieku,
 Krakow, 1954; JachimeckiZ.. Muzyka polska w rozwoju historycznym od
 czasow najdawniejszych do doby obecnej, t. l, Krakow, 1948-51. Л. Коз.
  ДОВКЕВИЧ, Анатолий Иванович [19(31).Х.1896- 1942(?)] - русский
 советский актёр. Засл. арт. РСФСР (1937). В 1913 окончил Моск.
 филармонич. уч-ще. Был актёром Моск. т-ра Корша (с 1913), театров
 Харькова, Киева, Одессы, Казани, Новосибирска. В 1931 вступил в труппу
 Симферопольского драм. театра, где играл до конца жизни. Основное место
 в творчестве Д. занимала работа над образом совр. сов. героя: Шадрин
 ("Человек с ружьём"), Годун ("Разлом"), Алексей ("Оптимистическая
 трагедия"), Гайдай ("Гибель эскадры"), Платон ("Платон Кречет") и др. В
 классич. репертуаре исполнил роли Бориса Годунова, Несчастливцев а,
 Сатина и др. Во время Великой Отечественной войны Д. выезжал со
 спектаклями и концертами в части Красной Армии, часто выступал на
 общегородских митингах интеллигенции с призывами к защите Родины. После
 захвата Крыма нем,-фашистскими оккупантами был арестован и погиб в
 састенках гестапо. Я. П.
  ДОВОЗИ (Dobozi), Имре (р. 1907) - венгерский драматург и журналист. В
 драме "Буря" (1958, т-р им. Петёфи, Будапешт) Д. раскрывает процессы,
 обусловившие крах контрреволюции в венг. деревне в 1956. За эту пьесу Д.
 удостоен пр. им. Кошута (1959). А. Н.
  ДОБРЖАНСКАЯ, Любовь Ивановна (р. 24. XII. 1908, Киев) - русская
 советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1954). В 1924 по окончании театр.
 студии при Киевском рус. драм. т-ре была принята в труппу т-ра; работала
 здесь до 1934. Уже в этот период Д. проявила себя как разносторонняя
 актриса, играла роли Не-гиной ("Таланты и поклонники"), Комиссара
 ("Оптимистическая трагедия"), Вали ("Страх" Афиногенова), Зины ("Вредный
 элемент" Шкваркина) и др. С 1934 - в труппе ЦТСА. На сцене этого т-ра
 сформировался и достиг расцвета талант Д. Обладая редким даром
 перевоплощения, выразит, голосом, обаянием, изяществом, драматич.
 темпераментом, Д. создала образы, отличающиеся чёткостью и
 законченностью психологич. рисунка, разнообразием красок, тонкой
 иронией, смелостью характеристик. Значительна работа Д.- роль Катарины
 ("Укрощение строптивой", 1937). Играя Катарину ярким, незаурядным
 человеком, способным на большое чувство, Д. подчёркивала, что
 строптивость её героини была проявлением вольнолюбивого духа женщин
 эпохи Возрождения, отстаивающих своё человеческое достоинство. Задором,
 искренностью, весельем было проникнуто исполнение Д. роли
 девицы-кавалериста Шуры Азаровой ("Давным-давно" Гладкова, 1942).
 Наиболее полно дарование Д. раскрылось в 50-е гг.
  Резкими, броскими, гротесковыми красками рисует актриса скудоумную,
 взбалмошную самодурку-ханжу помещицу Карелину ("Мастерица варить кашу"
 Чернышевского, 1952), сохраняя в то же время живую правду характера.
 Тонкий и сложный образ Елены Стильяно создала Д. в спектакле "Моя семья"
 Де Филиппе (1957). Играя роль овладевшей секретом долголетия 354-летней
 красавицы Эмилии Марти ("Средство Макропу-' лоса" Чапека), Д. точно
 сочетает в своём исполнении бытовое и фантастическое, реальное и
 гротесковое. Среди лучших ролей Д. также: Надежда Монахова ("Варвары"
 Горького), Леди Гамильтон ("Флаг адмирала" Штейна, Гос. пр. СССР, 1950),
 Фелисиана ("Учитель танцев" Л one де В era, 1948), Миссис Уоррен
 ("Профессия миссис Уоррен" Шоу, 1954), Ганна Чихнюк ("Извините,
 пожалуйста" Макаёнка), Прасковья ("Любка-Любовь" Дановской). В 1961 в
 спектакле "Каса маре" Друце Д. создала поэтический, глубоко человечный
 образ молдавской крестьянки Василуцы. М. Т. Лит.: "Театр", 1955, ј 11,
 с. 174; 1958, ј 11, с. 106-111.
  ДОБРЙНОВИЧ (Добринови?), Пера (10.VIII.1853-22.XII.1923)-сербский
 актёр. Учился в театр. школе в Белграде. С 1873 играл в т-ре в
 Нови-Саде, был режиссёром и директором (в 1905-10) Сербского нар. т-ра в
 Нови-Саде. В 1913 работал в Белграде. Свои лучшие роли Д. создал в
 произведениях нац. репертуара: играл в историко-романтических драмах и
 комедиях М. Глишича, Б. Нушича и др. Наиболее значительная работа
 Д.образ скупого грека в комедии И. Стерии-Поповича "Кир Яня". Яркое
 реалистическое творчество Д. оказало значительное влияние на развитие
 сербского театрального искусства. С. И.
  ДОБРИЧ, Лазар Иванов (р. 26.VI.1881)-болгарский цирковой артист. Нар.
 арт. НРБ. Впервые выступил в цирке Брюсселя в 1897 как турнист. В 1905
 создал эффектный трюк лопинг-де-лоп на трапеции, широко используемый
 цирковыми гимнастами всего мира. Работал как гимнаст на трапеции до
 1928. В 30-х гг. выступал в труппе партерных акробатов с подкидными
 досками. Был борцом. Гастролировал в цирках многих стран мира. С
 1959-художеств. руководитель Гос. предприятия болг. цирков. Димитровская
 пр. М .Зон.
  ДОБРИЧАНИН, Драгутин(р. 9.VII. 1922)-югославский актёр и драматург.
 Еще будучи студентом Белградского ун-та, интересовался т-ром и вскоре
 стал проф. актёром. Играл в комедиях Б. Нушича, Мольера, Гоголя и др.
 Как драматург получил популярность после пост. его пьесы "В коммунальной
 квартире" (1954, т-р "Комедия", Белград). Совр. тема, комедийные
 ситуации определили успех пьесы; она переведена на болг., чешский,
 польский, венг. языки. В СССР под названием "Три соловья, д. 17" (1956,
 Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола) вошла в репертуар мн. т-ров. Д.
 написал также комедию "Человек с Марса", включённую в репертуар
 югославских театров.
  Соч.: Три соловья, д. 17 (В коммунальной квартире), Комедия, [пер. с
 серб.] Н. А. Цветинович и В. К. Зайцева. Л.-М., 1957. М. Ник.
  ДОБРОВОЛЬСКИЙ, Виктор Николаевич [р. 10 (23).I.1906] - украинский
 советский актёр. Нар. арт.
  СССР (1960). Сценич. деятельность начал в 1922 в передвижных театрах.
 В 1926 поступил в Одесский укр. драм. т-р, одновременно учился в студии
 при т-ре. С 1928 - актёр харьковского Краснозаводско-го т-ра (с 1933- в
 Донец-ке). В 1939 вступил в труппу Т-ра им. Франко. Творчество Д.
 отличается оптимизмом, мужественностью. Его герои - сильные, цельные
 люди, решительные и смелые. Снимается в кино.
  Роли: Егор Булычев (1934);
  Иван Свечка ("Песня о свечке" Кочерги, 1936), Макбет (1938);
  Гурман ("Украденное счастье" Франко, 1940), Бенедикт ("Много шума из
 ничего", 1941), Дульчин ("Последняя жертва", 1942), Лопахин ("Вишнёвый
 сад", 1946); Ричард ("Ученик дьявола" Шоу, 1948), сэр Тоби ("Двенадцатая
 ночь", 1949), Городничий (1952); Борейко ("Порт-Артур" Степанова и
 Попова, 1952), Прохор ("Угрюм-река" и о Шишкову, 1953). Играл центр.
 роли во всех пьесах Корнейчука: Гайдай, Платон Кречет, Огнев, Богдан
 Хмельницкий, Кондрат Тополя, Ветровой (Гос. пр. СССР, 1951), Ромодан,
 Родион ("Гибель Эскадры", 1934, "Платон Кречет", 1935, "Фронт", 1942,
 "Богдан Хмельницкий", 1942, "Макар Дубрава", 1948, "Калиновая роща",
 1950, "Крылья", 1954, "Над Днепром", 1960) и др. укр. драматургов -
 Несвятипаска ("Дума про Британку" Яновского, 1957), Юлиус Фучик ("Прага
 остаётся моей" Буряковского, 1949). . Л.
  ДОБРОЛЮБОВ, Николай Александрович [24.1(5.11). 1836-17(29).XI.1861] -
 русский критик и публицист. Один из вождей рус. революц. демократии.
 Род. в семье священника. В 1847-53 учился в Нижегородском духовном уч-ще
 и семинарии, в 1853-57 - в Гл. педагогич. ин-те в Петербурге. С 1849
 писал стихи и рассказы. В 1856 Д. познакомился с Чернышевским, ок. 5 лет
 сотрудничал с ним в журн. "Современник". Писал рецензии и статьи по
 вопросам лит-ры, иск-ва, философии, истории, социологии. Среди них
 значит. место занимают работы о драматургии. В своих критич. статьях Д.
 выступал как революционер - один из "молодых штурманов будущей бури".
 По-литич. целеустремлённость придаёт его статьям глубокую историч.
 содержательность, социально-просветительную и мобилизующую силу. "...
 Литература служит отражением жизни...", - утверждал Д. (Полы. собр.
 соч., т. 4, 1937, с. 46). В каждом произведении, в каждом образе он
 искал отражения явлений и фактов реальности. Важное место в лит.-критич.
 деятельности Д. занимают его знаменитые статьи о творчестве Н. А.
 Островского - "Тёмное царство" (1859) и "Луч света в тёмном царстве"
 (1860). На примере этих статей особенно отчётливо обнаруживается, как
 обществ, подход к иск-ву усиливает эстетич. ценность критич. суждений.
 Д. проанализировал пьесы Островского с глубиной и художеств.
 проникновенностью, недоступной представителям т. н. "эстетической
 критики", обвинявшей революц. демократов в "утилитаризме", в под-нинении
 иск-ва интересам дня. Д. ценил Островского за верность действительности,
 жизненной правде, за то, что образы его, правдиво воспроизводящие жизнь,
 способствуют составлению и распространению правильных о ней
 представлений. Реалистич. глубина пьес Островского основана, по мысли
 Д., на том, что Островский показал материальные основы "тёмного
 царства", изобразил общую обстановку действия; каждая сцена, каждое лицо
 в его пьесах помогают понять обстоятельства жизни, к-рые определяют
 поведение и психологию героев. Борьба развивается у Островского не в
 монологах действующих лиц, а в фактах, господствующих над ними. Защищая
 Островского от упрёков за случайность финальных развязок, Добролюбов
 спрашивает: "Где же взять разумности, когда ее нет в самой жизни,
 изображаемой автором" (там же, т. 2, с. 51), и убедительно показывает,
 что развязки в пьесах Островского, как и все другие элементы этих пьес,
 заключают в себе жизненную правду. В статьях Д. об Островском отчётливо
 слышится характерная для революц. демократов тоска по революционности в
 нар. массах. Всеми доступными ему средствами Д. боролся за подъём и
 активизацию освободительного движения. Отсюда его повышенное внимание к
 художеств. образам, выражавшим свободолюбивые, бунтарские настроения. Д.
 высоко оценил трагич. образ героини "Грозы", увидел в нём "луч света в
 тёмном царстве",воплощение нового в "пробуждающемся обществе". Катерина,
 как показал Д., воплотила в цельном образе то новое, что в
 пробуждающемся обществе проявлялось тогда лишь намёками, а в
 произведениях многих писателей - лишь слабым повторением этих намёков.
 При этом она не совершает никаких поступков, не свойственных её
 характеру, не произносит слов, чуждых её разумению. Силу Катерины Д.
 видит в том, что она ведёт себя с бескомпромиссной решительностью, перед
 к-рой бессилен даже страх смерти. Своим анализом драматургии Островского
 Д. умножал её силу в борьбе против явлений, искажавших развитие
 личности, уродовавших жизнь. "..."Темное царство**
 Добролюбова,вспоминает Н. В. Шелгунов,- читалось с увлечением, с каким
 не читалась тогда, пожалуй, ни одна журнальная статья. Молодежь носилась
 с этой статьей, как с откровением, и она действительно была откровением
 для всех слабых и угнетенных, показав им их врага" ("Воспоминания",
 1923, с. 117).
  Д. был непримиримым противником либерального обличительства, к-рое
 довольствовалось критикой частностей и не поднималось до реалистич.
 раскрытия основ, порождавших страдания народа, угнетение человека
 человеком. Так, анализируя комедию Потехина "Мишура",где в образе
 чиновника Пустозерова сконцентрированы подлость и порок, Д. указывал,
 что в этой пьесе смех не помогает понять осмеиваемое в самых характерных
 проявлениях и стать выше его
  (см. Полн. собр. соч., т. 1, 1934, с. 407-23). Д. показал, что автор
 не поднялся над теми, кто принимал Пустозеровых, и поэтому не создал
 истинной комедии. Проблему комического Д. решает с той же
 целеустремлённостью революционера, к-рая является прочной основой всех
 его эстетич. суждений, придаёт им непреходящее значение.
  Деятельность Д. как мыслителя и лит. критика способствовала
 воспитанию многих поколений революционеров. По определению В. И. Ленина,
 Д. наряду с Белинским и Чернышевским явился одним из предшественников
 рус. социал-демократии.
  Соч.: Полное собр. соч., под ред. П. И. Лебедева-Полянского, т. 1-6,
 М., 1934- 1941.
  Лит.: Плеханов Г. В., Добролюбов и Островский, Соч., т. 24, М.-Л.,
 1927;
  Жданов В., Добролюбов, М., 1961. Ал. К.
  ДОБРОМЫСЛОВ, Дмитрий Константинович (1901-44) - русский советский
 актёр. Окончил студию при Казанском т-ре. Работал в Чебоксарах, Брянске,
 Вологде, Бель-цах, Ленинграде. С 1931- в труппе Симферопольского т-ра.
 Наибольшим успехом пользовался в остро характерных ролях: Ли-зогуб
 ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), Вось-мибратов ("Лес"), Клещ ("На
 дне") и др. Играл Наполеона в спектакле "Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва.
 Во время Великой Отечеств, войны Д.. находясь в оккупированном
 Симферополе, вступил в подпольную группу, возглавляемую гл. художником
 Симферопольского т-ра Н. А. Барышевым.
  В 1944 Д. вместе со всеми участниками группы был арестован и после
 пыток расстрелян. Н'. П.
  ДбБРОНИЧ (Dobronic), Антуан (2.IV.1878-12. XII. 1955) - югославский
 композитор, музыковед, педагог. По национальности хорват. Муз.
 образование получил в Пражской консерватории, к-рую окончил в 1912 (по
 классу композиции у В.Новака и К. Штекера). Преподавал музыку в
 различных городах Югославии, в 1922-40 - профессор Муз. академии в
 Загребе. Борясь за обновление нац. музыки на нар.-песенной основе, Д.
 стремился использовать хорватский муз. фольклор в сценич. музыке,
 осуществить её симфонизацию. Разрабатывал жанр "сценич. симфонии" ("Буря
 равноденствия", 1938), "муз.-сценич. мистерии" ("Мара", 1928, "Очаг",
 1942) и др. Писал также статьи по истории югосл. музыки и нар.
 творчества.
  Автор опер: "Вдова Рошлинка" (1931), "Пламя страсти" (муз.-сценич.
 драма, 1933), "Горан" (1935), "Масленичная ночь" ("Покладна ночь",
 моноопера для баритона, 1945), "Слуга Ерней" (сценич. оратория, 1946),
 "Вечная память" (комич. опера по рассказам "Медведь" Чехова и "Вий"
 Гоголя, 194 7), "Мать" (муз.-сценич. эпос по роману Горького, 1948) и
 др.; балетов: "Конёк-горбунок" (1925), "Подарки побратимов" (1930),
 "Дубровниковская пастораль" (1951), "Оловянный солдатик" (1952) и др.;
 музыки к спектаклям "Дубравка" (1922), "Вифлеемская звезда" (1929),
 "Неугодный зять" (1946), многих произв. в др. жанрах.
  Лит.: 'ВуриЙ-КлаД н, Музика и музичари, Београд, i 956; Jugoslav
 music, Beograd, 1959; Kovacevic K.,Hrvatski kompositori, i njihova
 djela, Zagreb, 1960, Я м п о л ь-с к и и И., Музыка Югославии, М., 1958.
 Над. П., Вен. Н.
  ДОБРОНРАВОВ, Борис Георгиевич [4(16). IV. 1896, Москва,- 27.Х.1949/
 там же] - русский совет. ский актёр. Нар. арт. СССР (1937). Род. в семье
 священника. Учился на математич. ф-те Моск. ун-та. В 1915 держал
 конкурсный экзамен и был принят в сотрудники М XT. Еще на экзамене Д.
 обнаружил необычайную сценич. искренность. Однако масштабы его дарования
 раскрылись не сразу. Первые роли в учебных "отрывках" и в спектаклях МХТ
 (Аполлон в "Провинциалке" Тургенева, Голубь-сын и Луп-Клешнин в "Царе
 Фёдоре Иоанновиче" А. К. Толстого) показывали его лишь как характерного
 актёра. Простоватый "замоскворецкий" говорок, резкие жесты, грубоватый
 юмор, эмоциональная речь - всё как будто вело актёра к таким ролям, как
 Наркис ("Горячее сердце" Островского) и Ноздрёв ("Мёртвые души" по
 Гоголю). Он играл пх, доводя порой сатирич. остроту образов до сочного
 гротеска. Но как бы ярки ни были эти создания актёра, не они раскрыли
 его подлинную художественную индивидуальность. Значение Д. в истории
 сов. т-ра состоит в том, что ему удалось выразить на сцене новое
 понимание сов р. героизма. Он показал нового демократич. героя без
 традиционных героич. красок, раскрыл, как простой человек из народа
 становится героем. Поэтому так важен был его успех в роли Васьки Пепла
 ("На дне" Горького, 1924-25), поднимающегося со дна жизни до бунтарства.
 Черты "характерного" ("социального") героя проступали и в такой работе
 актёра, как роль капитана белой гвардии Мышлаевского ("Дни Турбиных"
 Булгакова, 1926), открыто принимающего сторону большевиков. Позже
 героич. начало творчества Д. с особенной силой развернулось в образах
 современников-Платон Кречет (1935), Листрат ("Земля" Вирты, 1937),
 Сафонов ("Русские люди", 1943). Здесь, на разном материале, через
 различные яркие индивидуальности проступила ведущая тема творчества Д.
 Всех этих людей - и хмурого, безжалостного хирурга Кречета, и лихого
 крестьянина красногвардейца Листрата, и строгого, смертельно усталого
 капитана Сафонова - объединяли душевное богатство, непреклонность борьбы
 за высокие гуманистич. идеалы Родины. Ради них эти люди готовы были на
 любые жертвы. Образы эти выразили нравств. красоту и силу рус. народа.
 Целеустремлённость этой главной темы творчества привела Д. к страстному
 внутр. уничтожению людей, враждебных новому обществу: в ролях Ярового
 ("Любовь Яровая", 1936) и Цехового ("Страх", 1931) актёр показывал
 крушение их реакционных идей. В каждой роли Д. стремился наиболее полно
 выразить главную гуманистич. тему: его Тихон ("Гроза", 1934) представал
 не только тупой жертвой, но и горестным обличителем "тёмного царства", а
 Лопахин ("Вишнёвый сад", 1935) мечтал о том, чтобы "как-нибудь
 изменилась, кончилась эта наша нескладная, несчастливая жизнь".

<< Пред.           стр. 256 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу