<< Пред. стр. 270 (из 913) След. >>
использования им греч. образцов, обращается с ними достаточно свободно,создавая свои оригинальные варианты классич. прототипов. Плавт
ориентируется на вкусы италийского крестьянства. В его комедиях на
первый план выступает осуждение носителей социального зла, жадных
ростовщиков,алчных гетер, жестоких сводников. У тончённый парасит новой
комедии превращается у Плавта в хитрого бездельника-обжору. В обрисовке
персонажей явственно сказывается влияние италийского фарса, постоянных
масок ателланы. В построении сюжета Плавт широко использует т. н.
контаминацию, впервые применённую Невием, т. е. соединяет в одной
комедии мотивы из различных греч. пьес. осложняя развитие действия
эпизодами, способствующими усилению комич. эффекта. В драматургич. ткань
комедий Плавта вплетаются оживлённые диалогич. сцены с речитативами и
кантиками (вокальные партии, исполняемые соло, дуэтом или трио). В этом
сказывается также развитие местной италийской традиции, знавшей пение и
пляски под аккомпанемент флейты. Стихотворные размеры, используемые
Плавтом, отличаются исключительным богатством и разнообразием. Свободно
использовал греч. оригиналы и младший современник Плавта - комедиограф
Цепилий Стаций (ум. ок. 168 до н. э.), хотя он и избегал приёма
контаминации.
В творчестве Теренция (ок. 185-159 до н. э.) приёмы комич. буффонады
уступают место более пристальному вниманию к внутр. миру человека,
характеры интересуют драматурга значительно больше, чем интрига. В этом
находят отражение либерально-просветит. тенденции кружка рим.
аристократа Сципиона, к к-рому принадлежал Теренций. Комедии Теренция,
отличающиеся тонкой наблюдательностью и изяществом языка, пользовались,
однако, меньшим успехом у рим. публики, чем произв. Плавта. Теренций -
последний значит. представитель рим. комедии-паллиаты (fa-bula palliata,
от pallium - греческий плащ), действие к-рой происходило в Греции, а
герои выступали в греч. костюмах. Комедиографы конца 2 - нач. 1 вв. до
н. э. обращаются к жанру комедии-тогаты (fabula togata, от toga -
римская верхняя одежда), отражающей жизнь средних слоев маленьких
италийских городов. Насколько можно судить по уцелевшим отрывкам тогаты
(ни одно произведение не дошло полностью) в ней разрабатывалась преим.
семейно-быто-вая тематика, значит, роль играли женские персонажи (в
отличие от паллиаты - не гетеры, а свободные гражданки). С сер. 1 в. до
н. э. тогата уступает место лит. ателлане и миму.
Др.-рим. трагедия периода республики известна нам значительно меньше,
чем комедия. Первым поэтом-трагиком был Ливии Андроник; преемниками его
явились Невий и Энный (239-169 до я. э.). С именем Невия связано, в
частности, появление первых трагедий на сюжеты из рим. истории.
Подлинным основоположником рим. трагедии считался, однако, Энний, хотя
сюжеты для своих произведений он чаще всего заимствовал у греч.
драматургов. Свободно обрабатывая греч. оригиналы (в частности, заменяя
одни стихотворные размеры другими), Энний отдавал предпочтение мифам
троянского цикла, ближе всего связанным с легендарным прошлым Рима, и на
первый план выдвигал героев-носителей сильных, патетич. страстей,
способных на патриотич. подвиги и самопожертвование. Трагедии Энния
долго пользовались в Риме большим успехом, но до нас дошли только в
отрывках, как и произведения его племянника, трагич. поэта Па-кувия (220
- ок. 130 до н. э.).
Патетич. приподнятость отличала также произведения последнего
выдающегося рим. трагика - Акция (170 - ум. ок. 85 до н. э.). В его
трагедиях на мифо-логич. сюжеты находили отражение злободневные для рим.
общества проблемы власти и ответственности правителя.
После падения республиканского строя рим. трагедия теряет значение
театр. жанра и становится "драмой для чтения" в узком кругу изысканных
ценителей (как, напр., не дошедшая до нас трагедия Овидия "Медея").
Наиболее полное представление об этом жанре дают трагедии Сенеки( ум. 65
н. э.) - единств, целиком сохранившиеся произв. рим. трагедии. Используя
сюжеты греч. трагиков ("Медея", "Федра", "Эдип", "Тро-янки" и т. д.),
Сенека сохранял и композицию классич. образцов: речевые партии
отделялись друг от друга песнями хора, число участников диалога не
превышало 3 актёров. Однако образы героев претерпевали у Сенеки существ,
изменение по сравнению с греч.прото типами. Персонажи его трагедий
являлись носителями какого-либо одного чувства (напр., мести), к-рое
раскрывается в эффектных декламациях - монологах. Этим монологам
сопутствовали построенные также по законам риторич. декламации
многочисл. описания ужасов, часто переданные с натуралистич.
подробностями. Старинный приём классич. греч. трагедии - т. н.
стихомифия (чередование однострочных реплик), превратился у Сенеки в
риторич. состязание, строившееся на обмене сентенциями. Своеобразным
памятником рим. драм. лит-ры явилась также анонимная трагедия "Октавия",
написанная в стиле Сенеки и изображающая кровавые события в семье
Нерона.
Д. д. сыграла значит, роль в развитии европ. драмы. Сюжеты комедий
Плавта и Теренция послужили основой как для ряда произв. Шекспира,
Мольера и др., так и для теоретич. рассуждений Дидро и Лессинга о
задачах т-ра. Трагедия Сенеки имела большое значение для формирования
драматургии эпохи франц.классицизма.
Лит.: Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд.. Л., 1957;
История римской литературы, под общ. ред. Н. Ф. Дератани, М., 1954;
Покровский М.М., История римской литературы, М.-Л.. 1942; Варнеке Б. В.,
Наблюдения над древнеримской комедией. К истории типов. Казань, 1905; В
е а г е W., The Roman stage. A short history of Latin drama in the time
of the Republic, L., 1950, 2 ed., L., 1955; Drinkin P. Sh.,
Post-Aristophanic comedy. Studies in the social outlook of middle and
new comedy, Illinois, i946. В. Я.
ДРЕВНЕРЙМСКИЙ ТЕАТР. Возникновение театра в Древнем Риме. Театр
республиканской эпохи. Истоки римской драмы и театра восходят к сельским
праздникам сбора урожая, справлявшимся по деревням еще в те времена,
когда Рим представлял собой лишь небольшую общину Лациума. Участники
этих праздников, ряженые, обменивались, по словам Горация (Послания II,
I, 139-155), насмешливыми, грубоватыми песнями, называвшимися
фесценнинами. Позже, во время борьбы между патрициями и плебеями, в
фесценнинах стали находить отражение и социальные столкновения того
периода: по свидетельству того же Горация, фесценнинские насмешки не
щадили и знати. О дальнейшем развитии этих первых ростков драмы
любопытные сведения даёт римский историк Тит Ливии (Римская история, кн.
7, гл. 2). В связи с моровой язвой в Рим были приглашены (в 364 до н.
э.) для совершения умилостивительной церемонии этрусские актёры. Танцуя
под аккомпанемент флейты, они производили красивые телодвижения, но не
сопровождали их ни словами, ни жестами. Этрусским актёрам стала потом
подражать рим. молодёжь, к-рая прибавила к пляске диалог и жестикуляцию.
Этот обычай, постепенно усовершенствуясь, привёл к тому, что
исполнители, получившие название гистрионов (от этрусского слова ister -
актёр), уже не перебрасывались друг с другом нескладными и грубыми
стихами-экспромтами, подобными фе-сценнинам, но исполняли сатуры,
положенные на музыку, причём пение сопровождалось игрой на флейте и
соответствующими жестами. Очевидно, эти драма-тич. сатуры (дословно
"смесь", всякая всячина) представляли собой небольшие драматич. сценки
бытового и комич. характера, включавшие диалог, пение, музыку и танцы,
причём муз. элемент должен был играть в них (это подчёркнуто Т. Ливием)
существенную роль. Во время многолетних войн с самнитами и их союзниками
(сер. 4- нач. 3 вв. дон. э.), закончившихся установлением римского
господства в Средней и значит, части Юж. Италии, римлянами была
заимствована из Кампании от племени осков (вероятно, ок. 300 до н. э.)
нар. комедия ателлана. С ателланой связан новый период в развитии нар.
драмы в Риме. Отличит, особенностью ателланы было наличие 4 постоянных
комич. персонажей-масок: Макка, Буккона, Паппа и Доссена. Действие
основывалось на импровизации. Ателланы разыгрывались вначале молодыми
рим. гражданами, позднее - проф. актёрами. Др. видом нар. представлений
был мим, пришедший к римлянам из греч. городов Юж. Италии и
воспроизводивший сценки из нар. быта, а иногда выводивший в шутовском
виде и богов. Дальнейшее распространение господства Рима с нач. 3 в. до
н. э. на юг Италии и завоевание южноиталийских ,греч. городов оказало
огромное влияние на развитие рим. культуры: греч. культурное влияние,
к-рое и раньше шло из греч. колоний на юге Италии, начинает всё сильнее
проявляться в области техники, в быту, религии, в лит-ре. В 240 до н. э.
в период обществ, подъёма, вызванного победоносным окончанием 1-й
Пунической войны (264-241 до н. э.), грек-вольноотпущенник родом из
Тарента Ливии Андроник ставит на Римских играх (в ритуал празднества
к-рых были введены и сценич. представления) трагедию и, вероятно,
комедию, переработанные им с греч. образца или, быть может, переведённые
с греч. языка на латинский. Этой постановкой начался новый период в
истории рим. т-ра. Трагедии Ливия Андроника (всего он написал до 14
трагедий, из к-рых до нас дошло лишь 23 полных стиха) пользовались
большим успехом у рим. зрителей. Хотя позднейшие поколения относились
иронически к пьесам Ливия Андроника за их неуклюжий язык, для своего
времени его произв. представляли собой выдающееся лит. событие и
способствовали появлению новых драматургич. произв. Последователями и
продолжателями дела Ливия Андроника выступили римские драматурги Гней
Невий (ок. 280-201 до н. э., первый дебют его состоялся в 235 до н. э.),
Плавт (ок. 254-184 до н. э.), Квинт Энний (239-169 до н. э.),
перерабатывавшие греч. драму применительно к запросам рим. общества и
утвердившие основы нац. лит. драмы. Гней Невий перерабатывал не только
оригиналы греч. трагедий на ми-фологич. сюжеты, но и был создателем
претексты - жанра историч. трагедии, почти совсем неизвестного грекам.
Сюжет претексты заимствовался из древней римской истории (в отд. случаях
из совр. драматургам жизни). Однако наибольшей славы Невий достиг в
области комедии: он был создателем паллиаты, т. е. римской комедии,
представлявшей собой переработку новой аттич. комедии. Персонажи
паллиаты имели греч. имена, носили греч. одежду; действие пьесы всегда
развивалось где-нибудь в Греции. Невий первый применил в комедии т. н.
контаминацию - соединение в рим. пьесе сцен из двух греч. пьес. От драмы
Невия дошли лишь небольшие отрывки. Частью на основании их, частью на
основании отзывов позднейших рим. критиков можно сделать вывод о
политич. независимости Невия, демократич. тенденциях его пьес и о его
стремлении ввести в определённые рамки подражание греч. драматургам.
Творчество Квинта Энния во многом отличается от творчества Невия, что
объясняется условиями историч. обстановки его времени. Сразу же после
окончания 2-й Пунической войны (218-201 дон. э.) начинается экспансия
Рима на Восток, приносящая римлянам ряд крупных воен. успехов и
заканчивающаяся покорением Македонии в 148 и Греции в 146 до н. э. (в
этом же году в зап. Средиземноморье пал под ударами римлян Карфаген). В
связи с этими походами Рима на Восток и непосредств. знакомством с
культурой Греции на её родине в рим. обществе возникла потребность
возможно быстрее освоить культурное наследство экономически более
развитых стран Греции и Востока. В течение нескольких десятилетий наука,
техника, иск-во, поэзия, красноречие Афин и Александрии торопливо
усваиваются победителями. Среди рим. нобилитета было в это время немало
сторонников приобщения Рима к эллинистич. культуре (напр., влиятельный
род Сципионов). Человек широкого образования и огромного лит. дарования,
Энний считал необходимым приблизить рим. лит-ру и т-р к греческим. От
трагедий Энния дошло сравнительно много отрывков, судя по к-рым
большинство его трагедий восходит к оригиналам Еврипида. Однако трагедия
на греч. мифологич. сюжеты приобрела у Энния, как и у др. крупных рим.
драматургов - Пакувия (220- 130 до н. э.) и Акция (ок. 170 - ок. 85 до
н. э.) ряд признаков, отличавших её от греч. оригиналов. Переработка
греч. трагедии шла по линии насыщения её событиями, введения запутанного
действия, усиления внешней патетики и чисто зрелищной стороны, придания
характерам героев рим. черт. Роль хора в римской трагедии значительно
уменьшилась: хоровые партии перелагались в монодии и дуэты актёров.
Большим успехом у зрителей пользовались римская комедия - паллиата,
выдающимися драматургами к-рой, кроме Невия, были Плавт, Цецилий Стаций
(ок. 220-ок. 168 дон. э.) и Теренций (ок. 185-159 дон. э.). Комедии
Плавта представляют собой искусное творческое соединение новой аттич.
комедии с элементами нар. рим. драмы - ателланы. Плавт свободно
относился к своим греч. оригиналам (произв. Мевандра, Дифила, Филемона и
др.), иногда пропускал целые сцены, вводил свои, прибегал в целях
большей занимательности действия к контаминации. От Плавта дошли до нас
полностью 20 комедий ("Амфитрион", "Клад", "Хвастливый воин",
"Близнецы", "Псевдол", "Пленники" и др.) и одна в отрывках ("Чемодан").
Персонажи комедий Плавта те же, что у Менандра и др. представителей
новой аттич. комедии - старики-отцы, юноши, обычно влюблённые, но
бессильные сами устроить свою судьбу, ловкие, пронырливые рабы,
помогающие своим молодым хозяевам в устройстве их любовных дел,
параситы, гетеры, сводники и сводницы, ростовщики, хвастливые воины и т.
д. Пьесы Плавта требовали для своего исполнения 4-6 актёров и делились
на 5 актов. Хотя Плавт и заимствовал сюжеты для своих пьес из новой
аттич. комедии, он сумел отобразить в них черты рим. жизни. Важнейшей
стороной реформы новой аттич. комедии, к-рую осуществил Плавт, 'было
введение им муз. элемента в свои пьесы. До него в новой аттич. комедии
пение и музыка играли лишь роль интермедий и исполнялись обычно в
антрактах. Между тем у Плавта этот лирич. элемент (кантики - от лат.
сапо - пою) в нек-рых комедиях является преобладающим. Одни из кантиков
представляли собой арии актёров, другие исполнялись речитативом под муз.
аккомпанемент. Большое место в комедиях Плавта занимает буффонада,
усвоенная им от ателланы с её постоянными масками обжоры, простака, с
пощёчинами, драками, непристойными, но остроумными шутками. Динамичность
действия, сочный юмор, обилие элементов буффонады (выражающейся также и
в постоянном нарушении сценич. иллюзии, обращении актёров к зрителям),
живой разговорный язык обеспечили комедиям Плавта успех не только у
плебейского зрителя, но и в высших кругах общества. Реформатор новой
аттич. комедии и вместе с тем создатель рим. самобытной комедии, актёр,
режиссёр и организатор театр. дела, Плавт представляет собой выдающееся
и неповторимое явление в истории др.-рим. т-ра.
Пьесы Теренция (сохранились все 6 написанных им комедий: "Девушка с
Андроса", "Евнух", "Братья" и др.) были пост. между 166 и 160 до н. э.
Сюжеты почти всех своих комедий Теренций заимствует у Менанд-ра, причём
старательно подчёркивает греч. колорит. Темы пьес Теренция - семейные
конфликты; во всех комедиях существенную роль играет мотив любви. В
пьесах Теренция также выступают пронырливые рабы, параситы, гетеры, но
они обычно лишены грубых черт героев Плавта. У Теренция нет такой
динамики в развитии действия, как у Плавта, нет и плав-товской
буффонады, но он стремится дать (или сохранить от греч. оригинала)
углублённую психологич. характеристику своих персонажей. В отличие от
Плавта, у Теренция почти нет лирич. партий для пения. Комедии Теренция
нравились аристократии, тяготевшей к греч. культуре, но не всегда
пользовались успехом у плебейского зрителя. После смерти Теренция его
пьесы ставились еще в течение неск. десятилетий, а затем исчезли из
театр. репертуара. Однако с течением времени за изысканный язык они
стали изучаться в школе.
Обострение обществ, противоречий в Риме во 2-й пол. 2 в. до н. э.
(восстания рабов, реформы братьев Гракхов) оказало влияние на развитие
т-ра. В пьесах Акция, в творчестве к-рого рим. трагедия достигла своего
высшего расцвета, встречаются изображения нар. восстаний и борьбы с
тиранами. Успеху трагедий Акция содействовала игра знаменитого трагич.
актёра Эзопа. Постановки трагедий в это время отличались большой
пышностью, что, по словам Цицерона, было гл. приманкой для простых
зрителей. После смерти Акция трагедия быстро идёт к упадку. В области
комедии пал-лиату сменила тогата, изображавшая жизнь свободных граждан,
преимущественно низших и средних слоев населения; действие происходило
обычно в к.-л. небольшом италийском городке. Большое место занимали в
этих пьесах женские персонажи (свободные женщины, а не гетеры).
Крупнейшими драматургами этого жанра были Титиний, Афраний и Атта,
писавшие во 2-й пол. 2 - нач.
1 вв. до н. э. (от их пьес дошло ок. 600 отд. строк). Однако и тогата
в нач. 1 в. до н. э. уступила место литературно обработанной ателлане,
к-рая также показывала жизнь низших слоев населения Италии, но в к-рой
зритель встречал давно знакомые ему типы-маски. Из авторов лит. ателланы
известны Новий и Луций Помпоний; из их произв. до нас дошло ок. 300 б.
ч. разрозненных стихов. Кроме 4 постоянных масок, в лит. ателланах
выводились также представители разл. слоев населения Италии и даже в
пародийном виде герои трагедии. Среди персонажей ателланы были также
чудовища - Мандук-обжора, Ламии, поедающие детей, и др. Подобно
сатировской драме у греков, лит. ателлана ставилась после трагедии. В
сер.
1 в. до н. э. лит. ателлана была оттеснена на второй план литературно
обработанным мимом (ставившимся также после трагедии); от мима
сохранилось вдвое меньше отрывков, чем от ателланы. Выдающимися
представителями литературного мима были рим. всадник Децим Лаберий,
писавший мимы, и вольноотпущенник Публилий Сир (т. е. родом из Сирии),
известный как талантливый актёр мима. Исполнители мимов (также наз.
мимами) играли без масок, среди них были и женщины. Литературные
ателланы и мимы иногда откликались на политич. события и даже выступали
против властей.
Римские актёры (histriones, actores), происходившие из среды
вольноотпущенников или рабов, занимали низкое обществ, положение. Они
объединялись в труппу во главе с хозяином, к-рый по договорённости с
магистратами организовывал театр. представления и сам нередко играл гл.
роли. Комедии Плавта и Теренция содержат многочисл. указания на игру
актёров - на их движения, позы, жесты, мимику (Плавт - "Хвастливый
воин", стих 200-219, "Близнецы", стих 848- 876; Теренций-"Формион", стих
210-218 и др.). В 3 и
2 вв. до н. э. актёры играли, как правило, без маски, к-рая вошла в
употребление только ок. 1 в. до н. э. при знаменитом комич. актёре
Росции. Женские роли исполнялись мужчинами. Представления давались на
ежегодных гос. праздниках: на Римских (сентябрь), Плебейских (ноябрь) и
Аполлон овых (июль) играх, Ме-галесиях (справлявшихся в апреле в честь
"великой матери богов" Реи-Кибелы), Флоралиях (устраивавшихся в апреле -
мае в честь Флоры, богини цветов и весны). Спектакли организовывались
также во время триумфальных и погребальных игр, при выборах высших
государственных должностных лиц и т. п.
Постоянных театр. зданий в Риме вплоть до сер. 1 в. до н. э. не было.
Драмы разыгрывались на подмостках временных театр. сооружений. В комедии
действие происходило обычно на гор. улице перед двумя-тремя выходящими
на неё домами, к-рые изображались с помощью деревянной перегородки с
прорезами для окон и дверей. Иногда сооружали верхний этаж и крышу. На
сценич. площадку вела лестница с несколькими ступеньками, по к-рой
поднимались персонажи, прибывшие из города или другой страны. Все
сооружения, воздвигавшиеся для театр. представлений, ломались по их
окончании. Первые постоянные театр. здания были воздвигнуты в греч.
колониях - на Юге Италии и в Сицилии; они воспроизводили форму греч.
т-ров. Старейшим чисто римским постоянным т-ром, руины к-рого
сохранились, является т. н. малый т-р в Пом-пеях, построенный
приблизительно в 79 до н. э. Т-р предназначался для муз. представлений.
Здание было 4-угольным; над сценич. площадкой и над местами для зрителей
имелась крыша. В Риме постоянный каменный т-р был сооружён Помпеемв
55-52 дон. э. В конце 1 в. до н. э. в Риме появились ещё 2 каменных
т-ра. В 13 до н. э. Лу-ций Корнелий Бальб построил т-р на Map совом