<< Пред. стр. 278 (из 913) След. >>
(Dumas; Дюма отец), Александр (24. VII. 1802, Виллер-Котре, -5. XII.1870, Пюи) - французский романист и драматург. Историч. драма Д.-"Генрих
III и его двор", пост. в 1829 в т-ре "Комеди Франсез", была первым
сценич. выступлением молодой романтич. школы, возглавляемой В. Гюго. В
историю франц. т-ра Д. вошёл как автор пьес, отразивших
про-грессивно-романтич. настроения периода революц. подъёма 30-х гг. В
его лучших драмах - "Антони" (1831, т-р "Порт-Сен-Мартен"), "Ричард
Дарлингтон" (1831, там же), "Кин, или Беспутство и гений" (1836 т-р
"Варьете") - звучит антифеод, и анти-бурж. протест, выведен образ
романтич. бунтаря, протестующего против ханжеской морали, продажности,
несправедливости. Нарастание классовой борьбы между буржуазией и
пролетариатом усиливает охранительные черты мировоззрения Д. Его драмы
"Нельская башня" (1832, т-р "Порт-Сен-Мартен"), "Катерина Говард" (1834,
там же), "Калигула" (1837, "Комеди Франсез") и др. лишены бунтарских
мотивов и критич. пафоса; внимание автора сосредоточивается на
авантюрной интриге, ме-лодраматич. эффектах. В 40-х гг. Д. пишет
историч. романы "Три мушкетёра"" "Граф Монте-Кристо", "Королева Марго""
к-рые вскоре инсценируются Д. и ставятся на сцене организованного им
"Историч. т-ра" (1847). Жизнерадостность, яркая эмоциональность,
красочные детали, характеризующие эпоху, выведенную в пьесе, занимат.
сюжет создали произведениям Д. большую популярность (в т. ч. и в
России). В канун революции 1848 и после неё Д. переходит на
антире-волюц. и антидемократич. позиции (роман и инсценировка "Шевалье
де Мезон Руж", драмы "Катилина", 1848, "Граф Герман", 1849, и др.).
Соч.: Theatre complet, v. 1-15, P., 1863-1874; Mes memoires, Ser.
1-10, P., 1868-69.
Лит.: Р а г i g о t H." Le theatre d'Alexandre Dumas, P.. 1898; L e с
о m t e L.-H., Histoire des theatres de Paris. Le Theatre-Historique.
1847-1891, P., 1906; Lucas-Du b-reton J." La vie d'Alexandre Dumas-pere,
16 ed.. P., 1928;
С 1 о и а г d H., Alexandre Dumas, P., 1955; Maurois A., Les trois
Dumas, P., 1957; История французской литерату-' ры, т. 2. M., 1956. E.
Ф.
ДЮМА (Dumas; Дюма-сын), Александр (27. Vii.1824-27.XI.1895)
-французский драматург. Сын А. Дюма (отца). Лит. деятельность начал с
1847. В 1852 огромный успех завоевала первая пьеса Д., переделанная им
из его же романа "Дама с камелиями (т-р "Водевиль"). Эта пьеса,
проникнутая человечностью, теплотой, с глубоким сочувствием изображает
куртизанку, отвергнутую обществом, и в то же время утверждает
незыблемость бурж. семьи. Пьеса была переведена на мн. яз., вошла в
репертуар крупнейших актрис (Сара Бернар, Э. Дузе и др.), явилась
основой сюжета оперы "Травиата" Верди. В пьесах "Диана де Лис" (1853,
т-р "Жимназ"), "Полусвет" (1855, там же), "Денежный вопрос" (1857, там
же), "Побочный сын" (1858, там же) и др. охранительные тенденции
усиливаются. В поздних пьесах ("Взгляды госпожи 06-ре", 1867, "Княгиня
Жорж", 1871, обе в т-ре "Жимназ", и др.) они принимают характер
назойливой морализации. Бурж. критика считает Д. основателем жанра
"проблемной пьесы" (piece a these) и одним из крупнейших представителей
реалистич. драматургии Франции. Однако "реализм" Д. носит внешний,
односторонний характер. Осуждая отдельные стороны бурж.
действительности, Д. утверждал глубокую нравственность бурж. семьи,
справедливость бурж. строя в целом, возлагая ответственность за
несправедливость и аморализм лишь на отдельных представителей этого
общества. Пьесы Д. наряду с пьесами Э. Ожье, В. Сарду и др. вошли в осн.
репертуар театра 2-й пол. 19 в.
Соч.: Theatre complet, [seriel 1-8, Р., 1893-99; в рус. пер.- Дама с
камелиями, М., 1898; Денежный вопрос, СПБ, 1857; Полусвет, "Артист", М.,
1894, ј 40.
Лит.: Л а н с о н Г., История французской литературы. Современная
эпоха, М., 1909; История французской литературы, т. 2, М., 1956; L e m a
i t r e J., Impressions de theatre, serie 1-10, P., 1888-98; D о u m i
с, Portraits d'ecrivains. P., 1892; Filon A., De Dumas a Rostand, P.,
1898; Noel C. M., Les idees sociales dans le theatre de A. Dumas-fils,
P., 1912; F r a n с e A., Alexandre Dumas moraliste, в кн.: La vie
litteraire, v. 1, P., 1880; Zola E., Nos auteurs dramatiques, P., 1881;
S с h w a r z H. S., Alexandre Dumas-fils, dramatist, N. Y., 1927;
Maurois A., Les trois Dumas, P., 1957. E. Ф.
ДЮМЕНЙЛЬ (Dumesnil) (наст. имя ифам.- Мари Франсуаз Ma рша н;
Marchand) (2.I.1713- 20.11.1802)- французская актриса. После выступлений
в т-рах Страсбурга и Компьена в 1737 дебютировала в парижском т-ре
"Комеди Франсез" (роль Клитемнестры - "Ифи-гения в Авлиде" Расина) и
через 2 месяца была принята в сосъетеры. Большим успехом пользовалась в
ролях, требующих изображения пылких страстей:
Гофолия (о. п. Расина), Туллия ("Катилина" Кре-бийона). Была первой
исполнительницей гл. женских ролей в большинстве трагедий Вольтера:
Меропы и Семирамиды (в о. п.; 1743, 1748), Клитемнестры ("Орест", 1750)
и др. Одна из крупнейших представительниц просветительского классицизма,
Д. с огромной силой воплощала тему борьбы с произволом и тиранией.
Вольтер говорил, что "столь высоко патетическое исполнение мы видим
впервые". В сценах, где можно было дать волю чувству (напр., в сцене
обвинений Клеопатры - "Родогюна" П. Корнеля), жесты Д., её голос, взгляд
потрясали высоким трагизмом. Современники отмечали, что Д. нарушила
утвердившуюся традицию, следуя к-рой актрисы в ролях королев должны были
двигаться торжественно, размеренно, она дерзнула показать, что в моменты
больших страданий или высоких страстей отпадают все аристократич.
условности, нарушаются правила придворного этикета. Д. выделяла в своих
ролях места, производившие сильное впечатление на зрителей, волновавшие
их, и произносила скороговоркой несущественный с её точки зрения текст
роли. Критик А. В. Арно писал, что у Д. "интуиции больше, чем выучки", и
противопоставлял её неровную подчас игру, основанную на вдохновении,
рассудочному сценич. иск-ву классицизма, наиболее яркой выразительницей
к-рого была соперница Д.- Клерон. Деятельность Д. сыграла большую роль в
подготовке просветительской реформы франц. т-ра; Д. первая среди актрис
этого времени ответила на призыв Вольтера - расширить масштабы
трагедийных образов и усилить экспрессивность игры. Кроме ролей королев
и "трагических матерей", Д. с успехом играла в "высокой комедии", напр.
гл. роль в комедии "Гувернантка" Нивеля де ла Шоссе, роль Вандерк в
"Женатом философе" Седена. Дарование Д. высоко ценили Д. Гаррик, Ж.
Новер. Оставила сцену в 1776. Под именем Д. изданы мемуары, написанные в
действительности Кост д'Арноба (Coste d'Arnobat).
Соч.: Memoires de m-elle Dumesnil en reponse aux memoires d'Hippplite
Clairon, P., An VII... и 1823.
Лит.: De Manne E. D., Galerie historique des comediens francais de la
troupe de Voltaire, Lyon, 1877, с. 61-77:
Olivier J. J., Voltaire et les comediens interpretes de son theatre.
P., 1900, с. 55-77, 189-201; Lancaster H.С.,The French tragedy in the
time of Louis XV and Voltaire. 1715-1774, Baltimore, 1950; Memoires
d'Hyppolite Clairon... An VII de la Republique, P., [1798 ], с. 84-92;
A r n a u l t A., Les souvenirs et les regrets du vieil amateur
dramatique, P., 1829, с. 57-68; Memoires de Fleu-ry de la Comedie
Francaise, P., [1835], c. 85-87; С т о p o-ж е н к о Н. И.,
Артистки-соперницы, "Артист", М., 1892, "ј22;Мокульский С., История
западноевропейского театра; т. 2, M,-Л., 1939. Л. Мое.
ДЮМОН (Dumont) (наст. фам.- Х е и н е н), Лу-яза (22.II.1862-1932) -
немецкая актриса, театральный деятель. В 1883 дебютировала в берлинском
"Остенде-театре", затем выступала в т-рах Ханау, Рейхенберга и Граца. В
1887 была приглашена в венский "Бургтеатр", в 1888 перешла в
Вюртембергский придворный т-р в Штутгарте, где играла до 1895, выступая
одновременно в др. городах Германии и гастролируя в России. В 1895 Д.
была приглашена в берлинский "Лессинг-театр", в 1897 - в Нем. т-р О.
Брама. Здесь она с большим успехом сыграла ряд ролей в пьесах Ибсена:
Гедда ("Гедда Габлер", 1898), Ребекка ("Росмерсхольм", 1899), фру
Альвинг (1900), Ирена ("Когда мы, мёртвые, пробуждаемся"), Нора,
.завоевав славу лучшей исполнительницы ибсенов-ского репертуара в
Германии. Д. играла в первых пост. М. Рейнхардта (театральное кабаре
"Шалль унд раух", Малый т-р). С 1902 выступала в "международных турне",
организуемых реж. Г. Линдеманом для показа ибсеновских спектаклей в
странах Европы. В 1905 Д. и Линдеман открыли Дюссельдорфский драм. т-р,
где Д. выступала как актриса и режиссёр.
-Среди пост. ею спектаклей: "Сон в летнюю ночь" (совм. с Линдеманом,
4 редакции, 1905-32), "Бранд" Ибсена (1914). Роли: Элла Рентгейм, Озе
("Джон Габриэль Боркман" и "Пер Гюнт" Ибсена), леди Макбет; Кандида (о.
п.Шоу), Анна Каренина. В 20-х гг. в деятельности руководимого Д. т-ра и
в её актёрском творчестве сказалось влияние модернизма. С 1909 вела
педагогич. работу. В 1958 издан сб. статей Д. под назв. "Завещание"
("Vermachtnis", Dusseldorf). В. К.
ДЮ МОРЬЕ (Du Maurier), Джералд Хьюберт Эдуард Бюссон
(26.Ш.1873-11.IV.1934) - английский актёр, антрепренёр. Дебютировал в
1894 на сцене "Гаррик т-ра" в роли Фрица ("Старый еврей" Гранди). В 1895
перешёл работать в труппу Бирбо-ма Три, с к-рой гастролировал в Америке
в 1896;
.затем гастролировал в Америке и Англии с известной англ. актрисой П.
Кэмпбелл (1899-1901). Лучшие роли этого периода Сендфорд Клив и капитан
Ардейл ("Известная миссис Эббсмит" и "Вторая миссис Тэн-керей" Пинеро).
В 1902 работал в труппе англ.
-антрепренёра Ч. Фромана ("Дьюк оф Йорке т-р"), где с успехом
выступал в пьесах Дж. Барри, исполняя роли: Эрнеста Вуллера
("Восхитительный Кричтон"), Хука и Дарлинга ("Питер Пэн") и др. Играл
преим. в комедийном репертуаре, исполнение Дю М. отличалось
искренностью, обаянием. Среди лучших ролей Дю М. - Монтгомери Брюстер
("Миллионы Брюстера" Мак-Качона) и Хью Драммонд ("Бульдог Драммонд" по
роману Мак-Нила). В 1910-25 Дю М. руководил совместно с Ф. Керзоном
"Уиндемс т-ром", в 1925-29 совм. с Г. Миллером- "Сент-Джеймсес т-ром",
где пост. "Последние дни миссис Ченей" Лонс-дейла (1925) и др.
Среди пост. Д.: "Звонарь" Уоллейса (1926, "Уиндемс т-р"), "Письмо"
Моэма (1927, "Плейхаус т-р"), "Алиби" Мор-тона по Кристи (1928, "Принс
оф Уэллс т-р"), "Доктор Пигмалион" Оуэна (1932, "Плейхаус т-р") и др.
Лит.: Du MaurierD., Gerald: a portrait, L., 1934;
The dictionary of national biography. 1931-1940, L., 1949, с. 245-46.
ф.К.
ДЮПАРК (Du Parc) [наст. фам. - Г о p л а (Gorla), прозвище - Маркиза
Тереза (Marquise Therese)] (1635-68) - французская актриса. Дочь итал.
бродячего лекаря-шарлатана Дж. Горла. С детства выступала с отцом на
ярмарочных подмостках. В 1653 вышла замуж за актёра Р. Вертело,
создателя сце-нич. маски Гро-Рене; в Лионе вступила вместе с ним в
труппу Мольера. Играла роли молодых влюблённых героинь и кокеток в
комедиях и трагедиях. Мольер написал для Д. ряд ролей, имея в виду её
молодость, красоту и талант танцовщицы. Д.была первой исполнительницей
ролей Ипполиты, Като, Селии, Дори-мены, Арсинои в комедиях Мольера
"Сумасброд", "Смешные жеманницы", "Докучные", "Сганарель",
"Брак по принуждению", "Мизантроп" и др. В 1667 Д. перешла в т-р
"Бургундский отель", где с большим успехом выступила в роли Андромахи
(о. п. Расина). Здесь с Д. занимался влюблённый в неё Ж. Расин, учил "с
голоса" приёмам напевной декламации, ставшим каноническими для актёров
этого т-ра. Продолжательницей иск-ва Д. во франц. т-ре была актриса М.
Шанмеле.
Лит.: Солов ьев В. Н., Театр Мольера, в сб.: Очерки по истории
западноевропейского театра, М.-Л., 1923, с. 295; Mongredien G., Les
grands comediens du XVII siecle, P., 1927, с. 183-217; Houssaye A., Les
comediennes de Moliere, P., 1879; S о 1 е i r o l H. A., Moliere et sa
troupe, P., 1858. д. Мое.
ДЮПОР (Duport), Луи Антуан (1.1.1786-19.X. 1853) - французский артист
балета и балетмейстер. Учился в балетной школе при Парижской Опере.
Ученик Дезе. В 1790 дебютировал на сцене Парижской Оперы в партии Амура
("Психея" Гарделя). В 1798-99 был ведущим танцовщиком в т-ре "Амбигю
комик", в 1800 - в т-ре "Гете", в 1808 вернулся в Парижскую Оперу. В
1808-12 выступал в России (Петербург, Москва); в 1812-17 выступал, а в
1821-36 (с небольшим перерывом в 1830) работал балетмейстером в Вене
("Кернтнертортеатр"); в 1817 и 1820- в Неаполе; в 1818-19 - в Лондоне.
Вернулся в Париж в 1836, в том же году состоялось его последнее
выступление. Лучшие партии Д. в анакреонтич. балетах: Амур ("Амур и
Психея" Кавоса), Пастух ("Пастух и Гамадриада" Венюа), Зефир ("Зефир и
Флора" Кавоса и Венюа) и др. Пост. балеты: "Любовь Венеры и Адониса, или
Мщение Марса" (Петербург, 1808, совм. с Дидло), "Фигаро" ("Севильский
цирюльник" - совм. с Блашем, 1806), "Американцы, или Счастливое
кораблекрушение" Каннабио (1809), "Суд Париса" Мегюля (1809) и др. Танец
Д. отличался виртуозной техникой (вращения), живостью и подвижностью.
Иск-во Д. оказало большое влияние на совр. ему технику мужского танца. В
исполнении Д. виртуозность танца преобладала над актёрским мастерством.
Во время пребывания в России талант Д. получил наиболее полное
раскрытие. Балетм. А. П. Глушковский писал, что Д. "заключал в себе всё,
что необходимо для танцовщика: необыкновенную грациозность, лёгкость,
быстроту и чистоту в танцах; пируэты были им доведены до совершенства и
удивительного разнообразия", f Об иск-ве Д. высоко отзывался Стендаль.
Лит.: Слонимский Ю., Дидло. Вехи творческой биографии, Л.-М., 1958;
ГлушковскийА., Воспоминания балетмейстера. Публикация и вступ. статья Ю.
И. Слонимского, Л.-М., 1940; Красовская В., Русский балетный театр от
возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958; H о в e p p Ж. Ж.,
Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927; В и гель Ф. Ф., Записки, т. l,
M., 1928, с. 324; Louis Antoine Duport. Reponse de M. Duport... a un
pamphlet intitule Opinion d'un habitue..., P., H804J; Moore L., The
Duport mystery, "Dance Perspectives", N. Y., 1960, ј 7. Дат. Р.
ДЮПРЕ (Duprez), Жильбер (6. XII. 1806-23.IX. 1896) - французский
композитор и артист оперы (тенор). Один из наиболее ярких представителей
франц. вокальной школы 19 в. Учился пению у А. Шорона в Королевском
ин-те классич. и*религ. музыки в Париже. Как певец впервые выступил в
трагедии "Азалия" Расина на сцене т-ра "Комеди Франсез" в 1820 в составе
исполнителей музыки Фетиса к спектаклю. Как солист дебютировал в партии
Альмавивы на сцене парижского т-ра "Одеон" в 1825. С успехом выступал в
1828-36 в Италии. В 1836-49 Д.- солист т-ра "Гранд-Опера". Исполнял
партии в операх франц. и итал. композиторов, в том числе:
Дон Оттавио ("Дон Жуан"), Арнольд, Отелло ("Вильгельм Телль",
"Отелло" Россини), Елеазар ("Жидовка" Галеви), Шорье ("Белая дама"
Буальдьё), Рауль, Роберт ("Гугеноты", "Роберт-дьявол" Мейербера), Эдгар,
Фердинанд ("Лючия ди Ламмермур", "Фаворитка" Доницетти) и др. В 1855 Д.
оставил сцену.
Автор опер: "Жуанита" (1852, "Т-р лирик", Париж), "Письмо доброму
богу" (1853, т-р "Опера комик", Париж), "Жанна д'Арк" (1865, "Гран театр
Паризьен") и др., а также ораторий, месс, песен и др. соч. Д.
принадлежат работы по теории и практике вок. иск-ва. В 1842-50 Д.- проф.
Парижской консерватории. В 1853 основал свою школу пения.
Соч.: La melodie. Etudes complementaires vocales et dramatiques de
"l'Art du chant", P., 1846; Souvenirs d'un chanteur, P., 1888.
Лит.: E h a г t A., Dupre, sa vie artistique, avec une biographie
authentique de son maitre Alexandre Choron, P., 1838.
ДЮПРЕ (Dupre), Луи (ок. 1697-1774) -французский артист балета,
балетмейстер, педагог. Учился во франц. Академии музыки. В 1701
дебютировал в "Сцилле" де Гатти. Выступал в балетах: "Фаэтон",
"Прозерпина" Люлли, "Танкред" Кампра, "Улисс" Ребеля,"Телемак",
"Семирамида" Детуша и др. Гастролировал в Лондоне, Варшаве, Дрездене. В
1730-51- солист балета Парижской Оперы. Танец Д. отличался грациозностью
и пластичностью движений. Современники называли его "богом танца".
Д.-один из основоположников мужского классич. танца. Был -членом
Королевской академии танца. По окончании ар-тистич: деятельности Д.
занялся педагогической и балетмейстерской. Среди его учеников -
прославленные танцовщики М. Гардель, Ж. Ж. Новер и Г. Вестрис.
Пост.-"3ораида, королева Гренады" Ройера (1739, в Парижской Опере) и ряд
балетов в Коллеже Людовика.
Лит.: H о в e p p Ж. Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927, с.
200, 308; С a husa с L. de, La danse ancienne et moderne, ou Traite
historique de la danse, P., 1754. Harn. P.
ДЮ ПЮЙ (Du Puy), Эдуард (ок. 1770 или 1771-3.IV. 1822)-шведский
композитор, артист оперы (баритон) и скрипач. По национальности француз.
Член Швед. муз. академии (с 1795). Музыке обучался в Париже и Берлине.
Впервые выступил как певец в 1799 в Стокгольме, но в том же году был
выслан из Швеции за исполнение песни в честь франц. революции. В 1802-07
Д. П. - концертмейстер и артист Королевского т-ра в Копенгагене, затем
жил в Париже. С 1812 - вновь в Стокгольме, работал артистом и
капельмейстером Королевской оперы. С 1815 - профессор. В 1816
организовал при т-ре оркестровую школу. Как композитор дебютировал в
1806. Автор муз. комедии "Безрассудства молодости" (1806, Копенгаген),
"Фелисия" (1821, Стокгольм), балетной музыки к опере Керубини "Лод
опека", музыки к трагедии Шекспира "Гамлет" и др. пьесам, дополнит,
номеров к опере Дезеда "Трое узников", неск. балетов, многих вок. соч.
Мелодии из произв. Д. П. пользовались большой популярностью. Д. П.
обладал гибким и мягким голосом, охватывающим басовый и теноровый
регистры, темпераментной, захватывающей игрой. Особенно удавались
артисту партии в операх Моцарта (Дон Жуан, Фигаро), к-рые ставил Д. П.;
он стремился к обновлению репертуара швед. т-ра и добивался высокой
исполнительской культуры. Оркестр Стокгольмской оперы под рук. Д. П. был
одним из лучших в Европе. Лит.: Palm stedt С., E. Du Puy, Stockh., 1866;
L u n n S., Du Puy som balletkomponist, "DMT", 1952, XXVII;
KjerulfA., Nordens Don Juan, E. Du Puy, [s. l.], 1954.
ДЮР, Николай Осипович [5(17). XII. 1807-16 (28).V.1839] - русский
актёр. В 1816-29 обучался в Петерб. театр. уч-ще; по балету учителем Д.
был К. Дидло, по драм. иск-ву - А. А. Шаховской. В 1829 Д. был принят в
труппу Петерб. т-ра, где первое время исполнял небольшие роли в
трагедиях и мелодрамах. Музыкальность и хороший голос (баритон) дали ему
возможность выступать также и в операх (Бартоло - "Севильский
цирюльник"; Папагено и Ле-порелло - "Волшебная флейта" и "Дон Жуан"). С
1831 Д. преим. выступал в водевильном репертуаре (исполнил св. 250
ролей), в к-ром пользовался большим успехом благодаря живой,
непринуждённой игре, красивому голосу, умению танцевать и свободно
держаться на сцене. Особенный успех имел Д. в ролях "светских
ветренников", комич. "стариков", а также в "ролях с переодеванием".
Роли: Жовиаль ("Стряпчий под столом" Д. Т. Ленского), Фрейтаг, Макар
Губкин ("Девушка-гусар" и "Студент, артист, хорист и аферист" Кони) и
др. Иск-во Д. характеризовалось бездумной весёлостью и виртуозностью.
Актёр изумительной памяти и трудолюбия, Д., однако, в ролях классич.
репертуара был легковесен и поверхностен. Особенно это проявилось при
исполнении им ролей Молчалина и Хлестакова в первых пост. "Горя от ума"
(1830) и "Ревизора" (1836) на Александрийской сцене. После премьеры
"Ревизора" Гоголь писал: "Дюр ни на волос не понял, что такое Хлестаков.
Хлестаков сделался чем-то вроде... целой шеренги водевильных
шалунов...". Д. известен и как популярный в своё время автор музыки к
водевильным куплетам.
Соч.: Музыкальный альбом водевильных куплетов, составленный Николаем
Дюром, Тетрадь 1-я, СПБ, 1837, Тетрадь 11-я, СПБ, 1838; Третий и
последний музыкальный альбом водевильных куплетов, СПБ, 1839.
Лит.: Па ушки н М., Старый водевиль и его актер, "Театр и