<< Пред. стр. 288 (из 913) След. >>
7-304); в рус. пер.- Избр. соч., т. 1-2, M., 1951. В. M.ЖЕМЧУГОВА (Ковалёва), Прасковья Ивановна (20.VII.1768-23.II.1803) -
рус. актриса певица. Крепостная графа Н. П. Шереметева. Дочь
крестьянина-кузнеца, Ж. 7 лет была взята в барский дом и определена "к
театру". Обучалась светским манерам, дикции, пению, иностр. языкам,
музыке (играла на гитаре, клавесине, арфе). В 1779 впервые выступила на
сцене кусковского т-ра Шереметевых в выходной роли служанки (комич.
опера "Испытание дружбы", муз. Гретри). В 1780 исполнила гл. партию
Белинды (комич. опера "Колония, или Новое селение", муз. Сак-кини),
создав трогательный образ невинно страдающей, глубоко любящей,
самоотверженной девушки. Талант, красота и гибкость голоса
(колоратурное, лирико-драматич. сопрано тёплого тембра) определили успех
Ж. в этой роли. В 1781 Ж. сыграла сильную драматич. роль Луизы в лирич.
драме "Дезертир" ("Беглый солдат") Седена с муз. Монсиньи. В 1790-96 Ж.
брала уроки пения у певца Бабарини, обучалась драм. иск-ву (у актрисы М.
С. Синяв-ской,
Ж. исполнила ок. 50 оперных партий (выступала до 1797). Особенно
удавались актрисе бытовые роли девушек - крестьянок, страдающих от
социального неравенства, и героич. образы сильных духом женщин. В
задушевном, эмоциональном, нац.-самобытном иск-ве Ж. звучали ноты
протеста против угнетения, она утверждала достоинство и свободу
человеческой личности Выступая в операх зап. композиторов, Ж. стремилась
преодолеть условность и трафаретность мн. партий, переправляла текст в
соответствии с моек. говором, создавала свои муз. варианты речитативов,
пассажей и арий, к-рые фиксировала с помощью крепостного композитора и
капельмейстера С. А. Дегтярёва. Широкий диапазон голоса, стройная фигура
позволяли Ж. исполнять роли мальчиков и юношей. В опере Паизи-елло
"Инфанта Заморы" Ж. Проявила иск-во перевоплощения, изображая то
изящного юношу-пажа Блондина, то властную, гордую инфанту. Лучшей ролью
Ж. была Элиана (опера "Самнитские браки" Гретри), где она играла
девушку, преступившую законы старейшин, запрещавшие ей любить
избранника, и добившуюся этого права через героич. подвиг. Впервые
выступив в этой роли в 1785, Ж. исполняла её в течение 12 лет. В сценич.
образах, созданных Ж., отразилась личная трагедия актрисы. Фаворитка
графа Шереметева, Ж. тяжело переживала своё унизительное положение. Лишь
в 1798 ей была выдана "вольная", а в 1801 тайно оформлен её брак с
Шереметевым. В 1803 она умерла от туберкулёза. Обаятельный образ рус.
крепостной актрисы запечатлен в популярной нар. песне "Вечор поздно из
лесочка", портретах известного крепостного художника Н. И. Аргунова, во
мн. стихах, повестях, пьесах.
Другие роли в комич. операх: пастушка Анюта ("Тщетная ревность, или
Перевозчик Кусковский" Пуньяни), Люсиль (о. п. Гретри), Нина ("Нина, или
Сумасшедшая от любви" Паизиелло), царица Голкондская (о. п. Монсиньи),
Анюта ("Три откупщика" Дезеда), Роза ("Роза и Колас" Монсиньи).
Лит.: Елизарова Н. А., Крепостная актриса П. И. Ковалева-Жемчугова,
М., 1952; её же, Театры Шереметевых, М., 1944; Асеев Б. Н., Русский
драматический театр XVII-XVIII вв., М., 1958. А. Д.
ЖЕМЧУЖНИКОВЫ, Алексей Михайлович и Вла-димир Михайлович - русские
писатели. Братья. Совместно с А. К. Толстым написали ряд произв. (в т.ч.
и драматич.) под псевдонимом Козьма Прутков.
ЖЕМЬЕ (Gemier) (наст. фам. - Т о н н е р; Tonnerre), Фирмен
(21.11.1869, Обервилье, близ Парижа,- 26.XI.1933,Париж) - французский
актёр, режиссёр и театральный деятель. Род. в семье трактирщика. После
смерти матери был вынужден бросить школу. Ж. работал в химич.
лаборатории и одновременно учился на частных драм. курсах. В 1887
поступил статистом в Свободный т-р, откуда его вскоре уволили. В 1898-90
выступал в т-ре "Бельвиль". 3 раза держал экзамен в драм. класс
Парижской консерватории, но не был принят. В 1892 А. Антуан снова
пригласил Ж. в Свободный т-р. В 1895-1906 Ж. работал во мн. т-рах Парижа
- "Творчество", "Амбигю", Т-р Антуана, "Жимназ", "Ренес1 сане", "Шатле"
и др. В янв. 1904 выступал (вместе с женой, актрисой А. Мегар) в
Петербурге в Михайловском т-ре, в к-ром постоянно играла франц. труппа.
В 1906-21 Ж. возглавлял Т-р Антуана, в 1920-33 - основанный им
Национальный народный театр (ТНП), в 1920-21 - т-р "Комеди Монтень", в
1921-30-"Одеон".
В начале творч. деятельности Ж. значит, влияние на формирование его
эстетич. взглядов оказала работа с Антуаном. Ж. вступил на путь борьбы
"против рутины, против обветшавших и вредных взглядов, с теми, кто
приносит новые идеи, смелые, полезные обществу...". Считая обществ,
назначением театр. иск-ва служение народу, он подчинял этой задаче своё
актёрское творчество. Пропагандируя принципы реализма, высокие
гуманистич. идеалы, Ж. подвергал осмеянию явления жизни, мешающие
прогрессу человечества. Он играл самые разнообразные роли -
острохарактерные, лирич., трагедийные, сатирические. Среди образов,
созданных Ж.,- ловкий пройдоха Патлен (фарс "Адвокат Патлен"),
надменный, жестокий Филипп II ("Дон Карлос" Шиллера), гротесковый Убю
("Король Убю" Жарри), сухой, бездушный Каренин ("Анна Каренина" по Л.
Толстому), остро комедийный Журден ("Мещанин во дворянстве" Мольера),
страшный по силе воздействия Шейлок ("Венецианский купец" Шекспира),
авантюрист Филипп Бридо ("Жизнь холостяка" по Бальзаку). Большое творч.
удовлетворение приносило Ж. исполнение ролей рабочего Бау-мерта ("Ткачи"
Гауптмана), каменотёса Папильона ("Папильон, справедливый лионец"), в
к-рых он показывал душевное благородство простых людей. Ж. владел
блестящей, виртуозной техникой, дававшей ему возможность играть остро,
темпераментно, с тонкими нюансами. По словам А. В. Луначарского -"Во
Франции сторонники чисто реалистической игры часто выдвигали его как
величайшего носителя их принципа. На сцене Жемье был сама
естественность" ("Фирмен Жемье", см. газ. "Известия", 1933, 4 дек.).
Движения и жесты Ж. были так же красноречивы, как и его интонации. Он
был великолепным мастером грима, умел неузнаваемо изменять свой внешний
облик. *
В своей режиссёрской деятельности (начал в 1900, т-р "Жимназ") Ж.
также утверждал реалистич. методы. Он считал основой творчества
режиссёра - раскрытие идеи произв. средствами актёрского иск-ва.
Режиссёр-новатор, Ж. постоянно экспериментировал, смело искал новые
формы театр. представлений, стремился сочетать яркую театральность с
жизненной правдой, добиваться красочности, динамичности спектакля,
выступал против рутинёрства, застывшего "академизма" в игре актёров и в
режиссуре. Борясь за обновление франц. т-ра, Ж. обращался к идейно
значительным произв. совр. драматургии и мировой классики. Среди пост.
Ж. в т-ре "Ренессанс" - "Общественная жизнь" Фабра, "Парижанка" Бека,
"Тереза Ракен" Золя, "14 июля" Роллана, "Свадьба Кречинского"
Сухово-Кобы-лина (все в 1901-02); в "Т-ре Антуана" - "Анна . Каренина"
по о. п. Л. Толстого (1907), "Победители" Фабра (1908), "Война" Жермена
и Т ре-бора (1908), "Папильон, справедливый лионец" Беньера (1909),
"Гамлет" (1913, совм. сМ. О. Лю-нье-Поэ), "Венецианский купец" (1916),
"Антоний и Клеопатра" (1917), "Укрощение строптивой" (1918).
Создавая в 1920 На-циональный народный т-р (ТНП), Ж. стремился
осуществить свою заветную мечту о подлинно народном т-ре. Он добился,
чтобы ТНП стал гос. т-ром (наряду с "Гранд-Опера", "Комеди Франсез" и
"Одеоном"), этому т-ру было предоставлено спец. помещение - зал дворца
Трокадеро, вмещавший 4 000 зрителей. Ж. мечтал о постановке здесь
массовых, нар. спектаклей-зрелищ. Однако материальные затруднения,
неприспособленность помещения мешали Ж., он с огромным трудом и лишь
частично осуществил нек-рые из своих замыслов.
Особое внимание Ж. уделял воспитанию актёра. В нач. 20-х гг. он
открыл "Драматич. консерваторию" - учебное заведение при Т-ре Антуана, в
к-ром преподавание было направлено на освобождение актёрского иск-ва от
декламационности, насаждавшейся в Парижской консерватории.
Ж. был крупным обществ, деятелем; при его участии в 1916 создано
Шекспировское об-во для популяризации произв. Шекспира во Франции,
организован профсоюз деятелей т-ра. В 1926 Ж. выступил инициатором
основания Всемирного театр. об-ва, к-рое должно было способствовать
культурному сближению между странами (устройство междунар. театр.
фестивалей, гастролей т-ров, конференций и т. п.). В 1928 Ж. посетил
СССР; в Москве он встречался с театр. деятелями, выступал с докладами.
Его дружеств. отношение к СССР вызвало ожесточённую травлю со стороны
реакц. прессы. Оставив т-р "Одеон" (1930), Ж. снимался в кино.
Соч.: Le theatre. Entretiens reunis par Paul Gsell, P., 1925; в рус.
пер.-Фирмен Жемье. Театр. Беседы, собр. П. Гзеллем, М., 1958 (см. вступ.
ст. и комментарии А. Гулиева). Лит.: Gsell P., Pirmin Gemier. P., 1921;
В 1 an-char t P., Firmin Gemier, P., [1954]; Megard-Gemi er A., Et l'on
revient toujours... Souvenirs d'une comedienne, P., 1932; Луначарский А.
В., О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, M., 1958, с. 566-67. Др.
Г.
"ЖЕН ПРЕМЬЕ" (франц. jeune premier - первый молодой) - устаревшее
амплуа актёра, играющего ,роли "первых любовников" (напр., Ромео,
Фердинанд и др.). ,
ЖЕНЕ (Genee), Аделин (наст. имя и фам.- Анна Кристина Маргарете Петра
E н с e н; Jensen) (р. 8.1.1878) - датская артистка балета. Выступала
преим. в Англии. Дебютировала в возрасте 10 лет в Осло. Выступала в нем.
т-рах ("Рейхсхаллен-театр" и Королевский т-р, Берлин). В 1896 в
Придворном т-ре Мюнхена впервые исполнила партию Сва-нильды
("Коппелия"), ставшую одной из лучших её партий. В 1897-1907 Ж. -
ведущая танцовщица лондонского т-ра "Эмпайр", здесь Ж. выступала преим.
в пост. К. Ланнера, музыку к к-рым писал Л. Венцель (Свобода
Печати-"Печать" Ванесса, Царица-"Бабочки") и балетм. Ал. Жене (Дриада
-о. п. Брайта) и др. Одновременно гастролировала в ряде стран.
Творчество Ж. характеризуется искренностью, обаянием, жизнерадостностью.
Её стремление создать осмысленный сценич. образ, сохранить в танце
классич. традиции способствовало формированию нац. англ. балета. Ж.
выступала и как балетмейстер, в 1912 пост. балет "Танец" Брайта в т-ре
"Метрополитен-опера", в к-ром исполняла партии танцовщиц Прево, Салле,
Камар-го, Гимар и Тальони. Последнее выступление Ж. состоялось в 1933 в
Лондоне. В 1920-54 Ж. была председателем Королевской академии танца.
Ж.первая танцовщица Англии, удостоенная звания кавалера ордена
Британской Империи.
Лит.: Gaffin С. and С. Н., Dancing and dancers of today, N. Y., 1912;
G u e s t I., Adeline Genee, L., 1958. E. C.
"ЖЕНИТЬБА" - опера М. П. Мусоргского в 1 действии, соч. 1868, не
окончена. Исполнялась в ред. Н. А. Римского-Корсакова 21 дек. 1908 в
Москве на муз. утре Кружка любителей рус. музыки, 19 марта 1909-в
концерте Вечеров совр. музыки. 13 окт. 1917 в инструментовке А.В.Гаука
представлена в концертном исполнении в т-ре Муз. драмы, Петроград. В
1931 M. M. Ипполитов-Иванов сочинил 2-е, 3-е, 4-е действия и оркестровал
всю оперу. Пост. в 1931, 1938 в Моск. Радиотеатре, в 1932 - в Самаре.
Издания: "Ж.", под ред. Н. А. Римского-Корсакова (с его же
предисловием), СПБ, Бессель, 1908, переизд. в той же ред., 1911 (с
франц. пер. Р. д'Аркура); под ред. П. Лам-ма. М-, Муз. изд-во, 1933
(Полное собр. соч., т. IV, вып. 2); поел. изд.: Либр. и музыка 1-го акта
М. Мусоргского. Либр. и музыка 2, 3 и 4-го актов М. Ипполитова-Иванова.
Нем. пер. Д. Усова, М., Музгиз, 1934. Я. Г р.
"ЖЕНИТЬБА", или Совершенно невероятное событие в двух действиях,пьеса
Н. В. Гоголя. Соч.: незаконченный набросок - "Женихи" - 1833, первая
полная ред. под назв. "Женитьба", 1835, окончательная ред.- 1842. Пост.
9 дек. 1842 в Александрийском т-ре (Агафья Тихоновна - Сосницкая, Арина
Пантелеймоновна - Бормотова, Фёкла - Гусева, Подколесин - Мартынов,
Кочкарёв - Сосницкий, Яичница - Григорьев 2-й, Анучкин - Беккер, Жевакин
- Григорьев 1-й, Степан-Фалеев). Исполнители послед, пост. (1864, 1892,
1901, 1909 и др.): Левкеева, Линская, Савина (Агафья Тихоновна),
Стрельская (Фёкла), Давыдов, Свободин (Подколесин), Варламов (Яичница),
П. В. Васильев, Мар-ковецкий, Сазонов, К. Яковлев (Кочкарёв).
В моек. Малом т-ре "Ж." пост. впервые 5 февр. 1843, в бенефис
Щепкина, на сцене Большого т-ра (Агафья Тихоновна - Орлова, Арина
Пантелеймоновна - Сабурова 1-я, Фёкла - Кавалерова, Подколесин - Щепкин,
затем П. Садовский, Кочкарёв - В. Живокини, затем Щепкин, Яичница - П.
Степанов, Анучкин - П. Садовский, Жевакин - Орлов, Стариков - В.
Степанов, Степан - Шуберт). Среди исполнителей др. пост. (1848,
1867,1893, 1909): Никулина, Рыжова (Агафья Тихоновна), Акимова, О.
Садовская, Турчанинова (Фёкла), В. И. Живокини, Макшеев, Падарин,
Рыбаков (Подколесин), Правдин, Шумский, К. Н. Яковлев (Кочкарёв),
Лошивский, Парамонов (Яичница), И. Рыжов, Худолеев (Анучкин), Горев, Н.
Музиль, Лебедев (Жевакин). С 1882 "Ж." ставилась в т-ре Корша, среди
исполнителей: Аренц-вари, Мартынова (Агафья Тихоновна), Бурдина (Арина
Пантелеймоновна), М. М. Блюменталь-Тамарина (Фёкла), Дуван-Торцов,
Загорянский (Подколесин), Борисов, Градов-Соколов, Кригер (Кочкарёв),
Пельтцер, Сашин (Жевакин). В 1916 пост. в Передвижном общедоступном
т-ре, Петербург (реж., худ. и исполнитель роли Старикова - А. А.
Брянцев, Подколесин - Гайдебуров, Кочкарёв - Золотарёв и др.).
"Ж." многократно ставили и возобновляли крупнейшие т-ры дореволюц.
провинции (в Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Минске, Киеве, Харькове,
Одессе, Иркутске; в 1882 пост. арм. труппой в Ереване, в
1903-10-азерб.труппами в Баку и др.).
"Ж." часто ставилась в любительских спектаклях, в т. ч. спектакли т.
н. "Дружининского кружка" - "Общество для пособия нуждающимся
литераторам и учёным", Петербург (1860; Подколесин - Писемский, Кочкарёв
- Вейнберг, Фёкла - Кони); в доме Корзинкиных, Москва (1884; Подколесин
- Станиславский); "Художественного кружка", Абрамцево (1888; Жевакин -
В. Серов); Общество иск-ва и лит-ры, Москва (Жевакин - Артём, Кочкарёв -
Бурджа-лов, Яичница - Лужский). "Ж." часто показывалась в ученических
спектаклях (напр., в 1886 в тифлисской частной гимназии, роль Агафьи
Тихоновны играл К. Марджанишвили).
В первые годы после революции "Ж." часто ставилась в формалистич.
интерпретации: "Фабрика эксцентрического актера ("Фэкс"), Петроград
(1922; под назв. "Трюк в трёх действиях", реж. Козинцев и Трауберг);
Третья студия МХТ (1924; реж. Завадский, худ. Исаков, комп. Сизов;
Агафья
Тихоновна - Бендина, Подколесин - Басов, Кочкарёв - Кудрявцев,
Яичница - Глазунов, Жевакин - Р. Симонов);
Бакинский рабочий т-р (1927; реж. В. Фёдоров, худ. Шлепя-нов;
Подколесин - Н. Соколов, Кочкарёв - Жаров); Гос. Педагогич. т-р, Москва
(1928); Казахский т-р, Алма-Ата (1928). В последующие годы пьесу Гоголя
ставили мн. т-ры страны, в т. ч.: Ленингр. т-р "Ко,медия" (1934; реж.
Надеж-дин, Агафья Тихоновна - Грановская), Госдрама, Ленинград (1934;
реж. А. Музиль, худ. М. Григорьев); Т-р им. Хам-зы (1935; реж. Каюмов,
худ. X. Икрамов); Горьковский ТЮЗ (1938; реж. Брилль); Калининский ТЮЗ
(1939; реж. Киселёв);
Моск. драматич. т-р (1944); Моск. т-р им. Ленинского комсомола (1949;
реж. Штейн, худ. Шестаков), Харьковский рус. т-р (1951);
Днепропетровский т-р (1952); Северо-Осетинский т-р, Дзауджикау (1952;
реж. Цаликов); Муз.-драм. т-р в Хороге, Тадж. ССР(1953); Уйгурский
муз.-драм. т-р. Казахская ССР (1956); Саратовский т-р (1959); Бурятский
т-р, Улан-Удэ (I960); Балкарский т-р, Нальчик (1961), и др.
"Ж." переведена на яз. народов СССР: азерб.- М. Гад-жинский, арм. -
П. Прошян, Тер-Аствацатурян, Тер-Ова-несян, бурят. - Г. Чимитов, груз. -
С. Шаншиашвили, кабард. - А. М. Шериев, каз. - М. Дулетбаев, кумык.- Т.
Гаджиев, удмурт. - А. Эриков и М. Коновалов, узб.- А. Кадыри, А.
Кахарра, уйгур.- Кадыр Хасанов, укр.- ф. В. Левицкий, О. Вишня, чуваш. -
Келкан и ряд др.
Среди зарубежных пост. "Ж.": Афинский т-р (1893); т-р "Слеза и смех",
София (1895); т-р Рейнхардта, Берлин (1908); т-р "Дю Парк", Брюссель
(1910); "Т-р Польски", Варшава (1911); т-р "Вьё коломбье", Париж (1921),
т-р "Маре",Париж (1923); Кембриджский т-р (1926), "Аполло-театр", Кёльн
(1940); Нац. т-р, Прага (1951); Нар. т-р им. К. Сарафова, София (1952);
"Карманный т-р", Стамбул (1956); т-р "Юнити", Лондон (1958); т-р
"Интимо", Буэнос-Айрес (1958); Городской т-р, Норчёпинг (1960), и мн.
др.
Издания: первая публикация. Сочинения Николая Гоголя, т. IV, СПБ,
1842. Из послед, изд.: Сочинения Н. В. Гоголя, [под. ред.]Н. С.
Тихонравова, 10 изд., т. 2, М., 1889;
Первое сов. изд., П., 1919 (изд. театр. отдела Наркомпроса); из
послед, изд.: Г о г о л ь Н. В., Собр. соч., т. 5, М., 1958.
Лит.: "Репертуар русского и Пантеон всех европейских театров" на 1842
год, СПБ, 1842, т. IV. кн. 24, с. 14-18;
Филиппов В., "Женитьба" Гоголя и режиссёрский комментарий к ней. М-,
1930; Данилов С. С., "Женитьба" Н. В. Гоголя, Л., 1934; Гоголь и театр.
М., 1952, с. 195-246, 520-523; Н. В. Гоголь. Материалы и исследования,
под ред. В. В. Гиппиуса, т. 2, М.-Л., 1936, с. 200-41; Гоголь Н. В.,
Женитьба. Совершенно невероятное событие в двух действиях. Вступ. ст. и
режиссёрский комментарий К. Н. Державина, Л., 1936; Гоголь Н. В.,
"Женитьба". Режиссёрский комментарий Н. М. Горчакова, М.-Л., 1938;
Русские классики и театр. Сборник, Л.-М., 1947, с. 307-334. А. Шн.
"ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМЙНОВА" - см. "За чем пойдёшь, то и найдёшь".
"ЖЕНИТЬБА БЕЛГИНА" - комедия в 5 д. А Н. Островского и Н. Я.
Соловьёва. Соч. 1877. Пост. 26 дек. 1877 в Малом т-ре (бенефис
Никулиной, Гавриил Пантелеич - Берг, Настасья Петровна - Акимова, Андрей
Белугин - М. Садовский, Сыромятов - Музиль, Таня - Н. Васильева, Агишин
- Решимов, Кармина-мать - Медведева, Елена Васильевна - Никулина, Прохор
-МаКшеев). 11 янв. 1878 "Ж. Б." пост. Александрийский т-р (в бенефис
Савиной;
Гавриил Пантелеич - Бурдин, Настасья Петровна - А. Читау, Андрей -
Сазонов, Сыромятов - Горбунов, Таня - Стремлянова, Агишин - Нильский,
Кармина-мать - Жулева, Елена Васильевна - Савина). В 1885 "Ж. Б." пост.
в т-ре Корша (Андрей - Иванов-Козельский, Агишин - Киселевский, Елена
Васильевна - Глама-Мещерская). Среди исполнителей многочисл. последующих
пост. и возобновлений - В. Н. Давыдов, Дальский, Дуван-Торцов, Каширин,
Лепковский, Соболыциков-Самарин, Судьбинин, Н. К. Яковлев (Андрей),
Левкеева, Стрельская (Настасья Петровна), Далматов, А. К. Ильинский,
Самарин-Эльский (Агишин), Велизарий, Тираспольская, Яворская (Елена
Васильевна) и др.
На сов. сцене "Ж. Б." ставили труппы, обслуживавшие Красную Армию в
годы гражд. войны (в 1918; Саратовский и др. т-ры). С первых же
послереволюц. лет пьеса не сходила с репертуара Малого т-ра -
исполнители: Айдаров, Истомин, Костромской (Гавриил Пантелеич),
Блюменталь-Тамарина, Массалитинова, Рыжова, Юдина (Настасья Петровна),
Анненков, Ковров, Рыбников, Н. К. Яковлев (Андрей), Аксёнов, Горич,
Зубов, Ленин, Мейер (Агишин), Борская, Турчанинова, Яблочкина (Нина
Александровна), Шатрова, Гоголева, Фадеева, Ликсо (Елена Васильевна) и
др. "Ж. Б." пост. Моск. т-р сатиры в 1945 (реж. Гончаров). В гастрольной
поездке группы актёров МХАТ Андрея Белугина играл Добронравов. "Ж. Б."
систематически включается в репертуар периферийных т-ров, в т. ч.
районных и колхозных.
Из зарубежных пост. "Ж. Б." наиболее известны: Польская драматич.
труппа (гастроли в Павловске, 1882); т-р Барная, Берлин (1896) и др.
Издания: Первая публикация пьесы - "Отечественные записки", СПБ,
1878, ;ј 5 (за подписью "Н. Соловьёв");
Драматические сочинения А. Островского и Н. Соловьёва,
СПБ, 1881; Островский A. H., Собр. соч., т. 9, M.. 1960.
Лит.; А. Н. Островский на сцене Малого театра. "Женитьба Белугина",
М.-Л., 1949. А. Шн.