<< Пред. стр. 29 (из 913) След. >>
"маски", достигшие своего расцвета в первой трети 17 в.: ряд крупныхдраматургов, в т. ч. Бен Джонсон и Дж. Мильтон, придавали "маскам" форму
стихотворной комедии. Эти представления были близки комедии-балету,
получившему в 17 в. распространение во Франции. Совместно с Бен
Джонсоном работали худ. Иниго Джонс, композитор А. Феррабоско,
постановщики танцев И. Херн, Т. Джайлс. Во 2-й половине 17 в., несмотря
на гонение со стороны пуритан на т-р, постановки "масок" не
прекращались. Опираясь на традиции этих представлений, У. Давенант
осуществил при участии худ. Д. Уэбба муз.-драматич. постановки ("Осада
Родоса" Г. Лоуса, Г. Кука и М. Лока, 1656, и др.). Название "маски"
сохранялось и за муз. спектаклями конца 17 в. ("Венера и Адонис" Блоу,
1682, "Король Артур" Перселла, на текст Бомонта и Флетчера, 1691, и
др.). В них, так же как и в операх Генделя "Ринальдо" (1711), "Ацис и
Галатея" (1720), большое место занимали танц. эпизоды и дивертисментные
танцы, близкие франц. операм-балетам. В 1720 в Лондоне была организована
Королевская академия музыки, имевшая большое значение для развития англ.
балета. В 1-й пол. 18 в. в Англии получила распространение пантомима,
разнообразная по тематике, насыщенная зрелищными эффектами и включающая
элементы оперы, арлекинады и фарса. Большое значение имела деятельность
Дж. Уивера, педагога, балетмейстера и теоретика танца, поставившего ряд
танцевально-драматич. представлений ("Любовь Марса и Венеры", 1717) и
написавшего труды по хореографии ("Лекции по анатомии и механике танца",
1721, "История мимов и пантомим", 1828, и др.). Антрепренёр и мимич.
актёр Дж. Рич поставил в т-рах "Линкольне Инн Филдс" и "Ковент-Гарден"
пантомимы и балетные представления, в к-рых наряду с англичанами
выступали крупные иностранные танцовщики, в т. ч. франц. балерина М.
Салле, к-рая на основе пантомим искала пути драматизации балета. В 1734
Салле пост. в Лондоне пантомимные балеты "Пигмалион" и "Вакх и Ариадна".
В этих спектаклях выступали и англ. танцовщицы, в т. ч. ученица Салле -
Роджерс. Англ. пантомима оказала влияние и на творчество реформатора
франц. балета Ж. Ж. Новера. В труппе Новера во время его посещения
Англии в 80-х гг. были англ. артисты, среди к-рых известность получил С.
Слингсби. В конце 18- нач. 19 вв. на лондонской сцене ставили спектакли
и выступали многие известные европ. танцовщики и балетмейстеры: Ж.
Доберваль (1783-85 и 1791-93); Ш. Дидло, создавший здесь первые варианты
балетов "Зефир и Флора" (1796) и "Хензи и Тао" (1801) Босси и др.; Ж.
Перро, поставивший "Ундину" Пуни (1843), "Эсмеральду" (1844),
"Па-де-катр" Пуни (1845) и Др. Здесь танцевали М. Тальони, Ф. Эльслер,
К. Гризи и др. В эти годы начала свою деятельность талантливая англ.
балерина К. Уэбстер. К сер. 19 в. большое развитие в Англии получила т.
н. рождественская пантомима, содержащая элементы балетного спектакля. Во
2-й пол. 19 в. в Лондоне начали создаваться мюзик-холлы, а также уч-ща,
в к-рых обучались танцам и пению. Появились тан-цовщицы -
исполнительницы мюзик-холльных акро-батич. танцев (сестры Беррисон и
др.). Среди балерин, исполнявших классич. танцы в различных муз. т-рах
Лондона, были известны: в 60-х гг.- Л. Томсон, в 70-х-К. Воган.В
крупнейших лондонских мюзик-холлах "Альгамбра" и "Эмпайр" (возникли в
конце 19 в.) в течение многих лет выступали А. Жене, Ф. Биделс, а также
иностранные гастролёры (в 1910-Л.Ю. Кякшт;
1911-Е. В. Гельцер). В 20 в. решающее влияние на англ. балет оказали
гастроли рус. балетных трупп (т. н. "Русские сезоны", организованные С.
П. Дягилевым и проходившие в Лондоне ежегодно с 1911 по 1929) и
отдельных артистов, особенно А. Павловой, неоднократно выступавшей в
Англии. Обосновавшись в Лондоне, она создала в 1913 труппу преим. из
англ. танцовщиков и открыла балетную школу. Многие англ. танцовщики
выступали в труппе Дягилева под рус. или франц. фамилиями (Л. Соколова -
X. Маннингс, А. Долин - П. Хили-Кей, А. Маркова - А. Маркс, Н. де Валу а
- И. Станнус). В Англии выступали и преподавали рус. артисты и педагоги
- Т. П. Карсавина, Н. Г. Легат и др. После 1-й мировой войны в Англии
возникли новые балетные школы и студии. В их числе школаМ.
Рамбер'(1920), ученики к-рой образовали в 1930 "Клуб балета",
впоследствии преобразованный в труппу "Балле Рамбер" (существует в наст.
время). В 1926 открылась школа танцовщицы Н. де Валуа. В 1930 было
организовано "Общество Камарго", ставящее своей целью создание нац.
англ. балета. Не имея своей труппы, "Общество Камарго" приглашало для
участия в спектаклях артистов, работающих в труппах Рамбер и де Валуа.
Балеты, созданные "Обществом" в 1930-33 ("Иов" Уильямса - ба-летм. де
Валуа, "Фасад" Уолтона - балетм. Ф. Аш-тон), вошли в репертуар труппы,
к-рую возглавила де Валуа. В 1931 труппа выступала в т-рах "Олд Вик" и
"Сэдлерс-Уэллс", называлась "Вик Уэллс балле", с 1942-"Сэдлерс-Удллс
балле"; с 1957 носит название Королевский балет и является крупнейшей
англ. балетной труппой. В труппе "Сэдлерс-Уэллс балле" с первых лет её
существования большое место занимали классич. балеты ("Лебединое озеро",
1932, "Жизель", 1934), на к-рых воспитывались молодые англ. танцовщики.
Одновременно складывался и нац. репертуар. После балета "Иов" (на сюжет
иллюстраций англ. художника 18 в. У. Блейка к "Книге Нова") ставится
"Карьера мота" Гордона (1935, балетм. де Валуа) - хореографич.
композиции по одноимённой серии граьюр художника У. Хогарта. Этот балет
принадлежал к наиболее типичному для Англии жанру юмористич.,
бурлескного балета. В этом жанре работает балетм. Дж. Кранко ("Ананасная
Полл" Салли-вена-Маккераса, 1951, "Суини Тодд" Арнолда, 1959, и др.).
Другое направление в англ. балете представляет Р. Хелпмен, танцовщик,
мимич. артист и балетмейстер. Он создал во время войны и в первые
после-воен. годы ряд трагич. пантомимных балетов философского содержания
("Гамлет" на муз. Чайковского, 1942, "ЧудовГорбалсе", 1944, и "Адам
Зеро", 1946, Блис-са). Классич. танец продолжал утверждать балетм. Ф.
Агитон, создавший комедийные ("Фасад"), философские ("Данте-соната" на
муз. Листа, 1940) и абстрактные ("Симфонические вариации" на муз.
Франка, 1946) балеты, а также (впервые в Англии) монументальные
(многоактные) балеты: "Золушка" Прокофьева (1948), "Ундина" Хенце
(1958). В 40-50-е гг. выдвинулись молодые балетмейстеры: К. Макмил-лан,
А. Родригес, Дж. Картер. Большинство англ. танцовщиков являются
воспитанниками местных балетных школ и в первую очередь школы
Королевского балета. В труппе Королевского балета выросли танцовщики М.
Фонтейн, Р. Хелпмен, П. Аргайл, Б. Грей, М. Соме, X. Тёрнер, в 40-50-х
гг. работали Н. Нерина, Д. Влэр, С. Берёзова, А. Лин-ден, Э. Файфилд, А.
Пейдж и др.; в труппе "Балле Рамбер" - Дж. Гилпин, С. Гилмор. Школа
англ. балета отличается лиризмом, мягкостью, сдержанностью, далека от
самодовлеющей виртуозности. Среди англ. танцовщиков много хороших
мимистов. Меньше внимания уделяют они исполнению характерных и нар.
танцев. Наряду с Королевским балетом и "Балле Рамбер" в Англии имеются
др. балетные труппы - "Метрополитен балле" (1947-49), "Лондоне фестивал
балле" (с 1950), "Уэстерн тиэтр балле" (с 1957). Е. С.
Цирк. Возникновение циркового иск-ва А. относится к 18 в. Первое
цирковое предприятие в стране - школа верховой езды Ф. Астлея, в к-рой
он демонстрировал выездку и дрессировку лошадей (1780). Затем Астлей
давал представления в специально выстроенном амфитеатре у
Вестминстерского моста (Астлея амфитеатр) впоследствии превращённом в
Королевский цирк. Здесь демонстрировались номера различных жанров:
балансирование на лестницах и канатах, прыжки акробатов на батутах,
центральное место в программах занимали наездники и дрессировщики
лошадей (Ф. Астлей выводил дрессированную лошадь, его сын с партнёршей
исполняли конно-мимич. сцену). Здесь же выступал канатоходец,
дрессировщица собак и клоун Сондерс, клоуны, разыгрывавшие пантомимич.
сценки. В последующие годы создаются представления, действие к-рых
происходит на арене и на соединявшейся с нею сцене. Эти представления
развиваются в большие театрализованные конные зрелища и пантомимы. В
середине 19 в. всё большее место в программе занимают выступления
акробатов, жонглёров, гимнастов и эквилибристов. В этот же период
появляются номера с дрессированными львами, тиграми и леопардами.
Монополия т-ров "Ковент-Гарден" и "Друри-Лейн" на постановку
драматических спектаклей лишала деятелей циркового иск-ва права включать
в свои представления слово. Поэтому широкое распространение получила
эффектная пантомима, воспроизводящая сцены сражений, пожаров, бурь,
наводнений и т. д. ("Осада и штурм Серингапатама, или Смерть Типпу
Саиба", "Прекрасная невольница, или Мавры и африканцы", "Храбрый казак,
или Наказанное вероломство").
После смерти Астлея (1814) цирк перешёл в руки других цирковых
предпринимателей, в т. ч. А. Дюкро. При нём конные зрелища приобрели
феерический характер ("Битва при Ватерлоо", где при свете факелов и луны
изображались сражения конницы и пехоты, пылающие города, расстрел
шотландцев, бегство Наполеона). Цирк Дюкро славился талантливыми
артистами (клоун Д. Дюкро). Среди известных артистов цирка 19-20
вв.клоуны Ганлон Ли, Тони Грайс, Лаватер Ли, наездница Л. Вулфорд и др.
После Дюкро цирком руководил Дж. Санджер, построивший несколько цирков в
разл. городах страны. Санджер ставил т. н. зоологические пантомимы: на
арене появлялись сотни лошадей, верблюдов, зебр, медведей, слонов, львов
и др. животных. В цирке Санджера выступали амер. ковбои и индейцы,
организовывались рождественские пантомимы для детей.
В 1920 рождественские цирковые представления были возобновлены Б.
Милсом в цирке Олимпия в Лондоне, считавшемся одним из лучших
стационаров послевоенной Европы (такие представления проводились
ежегодно, в них участвовали лучшие артисты цирка).
В 50-х гг. в Англии существовали стационарные цирки в Ярмуте и Тауэр
в Блэкпуле, построенный в 1894. Здесь выступают англ. и иностр. артисты.
Постоянной англ. цирковой труппы в стране нет. В летние месяцы работают
передвижные цирки.
Лит.: D ц b е с h L., Histoire generale illustree du theatre, t. 2-5,
P., 1931-34; Archer W., About the theatre:
essays and studies, L., 1886; Baker D. Е., The companion to the
playhouse; or, an Historical account of all the dramatic writers of
Great Britain and Ireland, v. 1-2, L., 1764- new ed v. 1-2, L., 1782; v.
1-3, L., 1812; Baker Н. В., History of the London stage and its famous
players. 1576-1903, L.- N. Y., 1904; его же, The London stage: its
history and traditions from 1576 to 1888, v. 1-2, L., 1889; Bridges
Adams W., British theatre, 3 ed., L., 1947; e г о ж e.'The Irresistible
theatre, L., 1957; N i с о 1 1 A., A history of English drama.
16'60-1900, v. l-6,Cambr., 1952-59; его же, The development of the
theatre, 3 ed., L., 1948; The Oxford companion to the theatre, 2 ed.,
Oxf., 1957; Thaler A., Shakespeare to Sheridan. A book about theatre of
yesterday and to-day, Cambr., 1922; Agate J., A short view of the
English stage. 1900-1926, L., 1926; e г о ж е, Brief chronicles; a
survey of the plays of Shakespeare and the Elizabethans in actual
performance, L., 1943; В e n 11 e у 6г. E., Jacobean and Caroline stage,
v. 1-2, Oxf., 1941; Boas F. S., Introduction to Tudor drama, Oxf., 1933;
его же, Introduction to Stuart drama, N. Y.-L.-Oxf." 1946; его же,
Shakespeare and his predecessors, L., 1896;
Chambers E. K., Elizabethan stage, v. 1-4, L.-Oxf., 1923; e г о ж e,
The medieval stage, v. 1-2, L.- Oxf., 1925;
A companion to Shakespeare studies. Ed. by Н. Gr. Barker and ur. B.
Harrison, N. Y., 1937; Wells Н. W., Elizabethan and Jacobean
playwrights, N. Y.-L., 1939; Beaumont C. W., The history of Harlequin,
L., 1927; 0 d e 1 J G. C. D." Shakespeare from Betterton to Irving, L.,
1920; R о s e n-f e 1 d S., Strolling players and drama in provinces.
1660- 1765, Cambr., 1939; Summers М., The restoration theatre, L., 1934;
Arthur Gr., From Phelps to Gielgud. Reminiscences of the stage through
sixty-five years, L., 1936; Beerbohm М., Around theatres. 1898-1910, v.
1-2, L., 1930; Marshall N., The other theatre, L., 1947; N о b1 e P.,
British theatre, L., 1946; R e у n о 1 d s E., Early Victorian drama,
Cambr., 1936; его же, Modern English drama,
2 ed., [L.j, 1951; R о well C., The Victorian stage, Oxf., 1956; Shaw
G-. В., Our theatres in the nineties, v. 1-3, L., 1932; Sherson E.,
London's lost theatres of the nineteenth century, L., 1925; T r e w i n
J. C., The theatre since 1900, L., 1951; Watson E. В., Sheridan to
Robertson. A study of the 19 th century London stage, Cambr., 1926;
WilliamsonA., Contemporary theatre. 1953-1956, L., 1956; e ё ж e. Old
Vie drama, v. 1-2, L., 1953-1957; М о к у л ь с н и и С. С., Возрождение
в Англии, в кн.: М о к у л ь с к и и С. С., История западноевропейского
театра, ч. 1, М., 1936, с. 365-438, его же, Английский театр. в кн.: М о
к у л ь с к и и С. С., История западноевропейского театра, ч. 2, М.,
1936, с. 11- 65; е г о ж е, Английский театр. в кн.: М о к у л ь с к и и
С. С., Хрестоматия по истории западноевропейского театра, 2 изд., т. 1,
М., 1953, с. 383-570; т. 12, М., 1955, с. 55-167; ДживелеговА. и
Бояджнев Г., История западноевропейского театра от возникновения до 1789
г., М.-Л., 1941, отд. II, гл. 3; отд. Ill, гл. 1; А н и к с т А. А.,
Английский театр. в кн.: История западноевропейского театра, под общ.
ред. С. С. Мокульского, т. 1-2, М., 1956-57;
Сборник Ист.-театр. Секции Тео НКП, П., 1918 (ст. Б. Силь-версвана);
Б о я н у с С., Задачи театра и техника театрального дела в эпоху В.
Шекспира, "Бирюч Петр. Гос. театров", 1920, сборник 2-й; Баршер С.,
Английский театр времен Шекспира, М., 1896; Смирнов А., Английский театр
в эпоху Шекспира, в кн.: Очерки по истории европейского театра, П.,
1923; Булгаков А., Английский театр при пуританах, в с.: О театре.
Временник Тео, ГИИИ, вып. 11, Л., 1927; Булгаков А. С., Театр и
театральная общественность Лондона эпохи расцвета торгового капитализма,
Л., 1929; Мюллер В. К., Драма и театр эпохи Шекспира, Л., 1925; Морозов
М. М., Театры эпохи Шекспира. Спектакль в "Глобусе", в кн.: Морозов М.
М., Шекспир, 2 изд., М., 1956, с. 70-82; И о л н е р П., Давид Гар-рик.
его жизнь и сценическая деятельность, CI1R, 1891;
М и н ц Н. В., Давид Гаррик, М.-Л., 1940; её же" Эдмунд Кин, М.-Л.,
1957; Р о л-лан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии и Англии, пер.
с французского, М., 19 31 ;R о s е n-t h a 1 Н., Two centuries of opera
at Co vent Garden, L., 1958; Dent E. J., Foundations of English opera,
Cambr., 1928; White E. W., The rise of English opera, L., 1951;
d u e s t I., The romantic ballet in England, L., 1954; ClarkeM.,
TheSadlers Wells ballet, N.Y.-L., 1955;Swinson C., The Royal ballet
today, L., 1958; Poc-лавлева Н., Английский балет, М., 1959.
АНДГУЛАДЗЕ, Давид Ясо-нович [р. 3 (15). X. 1895]- грузинский
советский артист оперы (драматич. тенор). Нар. арт. СССР (1950). Член
КПСС с 1946. В 1925 окончил Тбилисскую консерваторию по классу проф.
E. A. Вронского. В том же году впервые выступил на оперной сцене в
Тбилиси. В 1927-29 пел в Т-ре имени Станиславского (Москва), в 19291933-
в Т-ре оперы и балета имени Палиашвили (Тбилиси). В 1933-35 А. - солист
Большого театра. В 1935 вернулся в Тбилиси. Исполнение А., глубоко
национальное по характеру, отличалось задушевностью и теплотой. Партии:
Тари-эль ("Сказание о Тари-эле" Мшевелидзе, Ст. пр. 1947), Абесалом,
Малхаз ("Абесалом и Этери", "Даиси" Палиашвили), Шота ("Сказание о Шота
Руставели" Аракишви-ли), Герман, Хозе, Канио, Радамес и др. В 1955 А.
оставил сцену. С 1946 занимается педагогия, деятельностью (с 1958-
профессор Тбилисской консерватории). Я. Э.
АНДЕРСЕН (Andersen), Ханс Кристиан (2. IV. 1805, Оденсе,-4. VIII.
1875, Копенгаген) - датский Писатель. Лит. деятельность начал в 1826-27.
Завоевал широкую известность своими сказками и новеллами. А. принадлежат
также романтич. драмы, комедии на темы совр. ему жизни, водевили,
комедии-сказки, оперные либретто. Пьесы А. ставились на ецене датских
т-ров с 1829. Большинство романтич. драм А. носит п-одражат. характер,
отличается риторичностью. Исключением среди них являются пьеса "Мулат"
(1840), в к-рой выразилось сочувствие автора освободит, борьбе в
колониях, и историч. драма Грёзы короля" (1844). Одна из лучших комедий
А. "Первенец" (1845) - сатира на бурж. прессу. А. первым среди датских
драматургов начал писать для народной сцены (общедоступный т-р "Казино",
репертуар к-рого был рассчитан на нар. зрителя). Наибольшим успехом
пользовались сказочные комедии А.: "Цветы счастья" (1845), "Дороже
жемчуга и злата" (1849) и др., отличающиеся динамичностью действия,
остротой ситуаций, яркими образами, юмором.
Многие сказки А, инсценированы и ставятся в т-ре. На рус. сцене в
дореволюц. время были пост.: "Морская царевна" (1910, петерб. т-р
"Сказка"), "Принцесса и свинопас", "Огниво, солдат и ведьма" (1912,
1914, моек. т-р Корша) и др. В сов. время были осуществлены пост. сказок
"Дикие лебеди" и "Соловей" (1920, 1921, Первый гос. т-р для детей,
Москва), "Новое платье короля" (под назв. "Матрос и школяр", 1935, Моск.
ТЮЗ). В репертуар Госцентюза вошёл спектакль "Сказки Андерсена" (1936);
эта инсценировка в 1938 была поставлена Национальным т-ром в Осло. По
мотивам сказок А. написаны пьесы Е, Л. Шварца "Снежная королева" (1938),
"Тень" (1940) и др. Сказки "Дикие лебеди", "Снежная королева",
"Дюймовочка" ставятся в сов. кукольных т-рах.
С о ч.: A n d e r s e n H. Chr., Samlede skrifter, bd 1-15, 2 udg.,
Kbh., 1876-1880; в рус. пер.-А н д e p c e н Г. X., Собр. соч. В 4-х
тт., пер. с дат., т. 1-4, СПБ, 1894Лит.: Neilendam R., H. C. Andersen og
Hofteatret. Anderseniana, raekke 2, bd II, h. 4, Kbh., 1953; N e i i e n
d a m R., O m k r i n g H. C., Andersens dramatik. Anderseniana, raekke
2, bd II, h. 4, Kbh., 1953; W o e l C. M., H. C. Ander-eens liv og
digtning, bd 1-2, Kbh., 1954. А. Ног.
АНДЕРСЕН-ВЙНГАР (Andersen-Wingar), Альфред (15. X. 1869-21. IV.
1952)-норвежский композитор и скрипач. Музыке обучался в Осло и в Париже
(у
Ж. Массне). В 1890-1905 А.-В.- скрипач в т-ре "Кристиания" и Нац.
т-ре в Осло. Автор оперы "Фрить-оф и Ингеборг", комич. оперы "Старый
метод", оперетты "Принцесса и комедианты"-, музыки к драмам Г. Ибсена
"Гедда Габлер" и "Строитель Сольнес", а также симф., вокальных и др.
произв. В. Ц.
АНДЕРСОН (Andersen), Джудит (р. 10. II. 1898) - американская актриса.
В 1915 выступала на сцене "Ройял т-ра" в Сиднее (Австралия). С 1918
переехала в Нью-Йорк, где работала в т-рах Бродвея и др. А.- одна из
крупнейших трагич. актрис США. Роли: леди Макбет; королева Гертруда
("Гамлет"), Ольга ("Три сестры") и др. Играла в пьесах О' Нила:
Нина Лидс, Лавиния Мэннон ("Странная интерлюдия", "Траур к лицу
Электре"). С 1933 снимается в кино. К. Б.
АНДЕРСОН (Andersen), Максуэлл (15. XII. 1888- 28. II 1959) -
американский драматург. Окончил Станфордский ун-т (штат Калифорния).
Работал педагогом, затем журналистом. С 1923 занимался лит.
деятельностью (пьеса "Белая пустыня"). В 1924 была пост. антивоен. драма
А. "Цена славы", написанная А. совм. с Л. Столлингсом. Вскоре А. стал
одним из ведущих драматургов коммерческих т-ров, Бродвея и получил
известность в Европе (гл. обр. в Англии и Италии). Наибольшим успехом
пользовались его драмы "Зимний закат" (1935), "Бескрылая победа" (1936),
"Высокий Тор" (1937), в к-рых А. подвергал критике отд. стороны амер.
действительности, не поднимая больших социальных проблем. Большинство
произведений А. носит мрачный характер, в них присутствуют элементы
мелодраматизма, мистики. В пьесах А. имеются выигрышные роли, что
неоднократно привлекало к ним внимание крупных амер. актёров - К.
Корнелл, Л. Фонтанн, А. Ланта и др. А. написал также ряд стихотворных
трагедий на историч. темы-"Королева Елизавета" (1930), "Мария
Шотландская" (1933) и др.
Лит.: С l a r k Н. В., Maxwell Andersen the man and his plays, N. Y.,
1933; B a i l e y M. D., Maxwell Andersen. The playwright as prophet,
L.-N. Y., [1957]. U.K.
АНДЕРСОН (Anderson), Мариан (р. 17. II. 1902) - американская оперная
и концертная певица (контральто). По происхождению негритянка. Пению
обучалась у М. Паттерсон и Дж. Богетти. В 1925 получила 1-ю премию на