<< Пред. стр. 3 (из 913) След. >>
его яркое нар. иск-во уже не пользовалось популярностью. А. продолжалиграть в труппах, возглавляемых его учениками Кель Хасаноми Нашитом.
Оставив сцену, открыл небольшую лавку. Л. А., Л. Ай,
АБЕЛЛЬ(АЬеИ),Кьелль(25.УШ.1901-5.IIL1961)- датский драматург. В
1927-32 работал театр. художником в Париже и Лондоне (в 1930-31 - в
Королевском т-ре в Копенгагене). В 1934 написал либретто к балету "Вдова
в зеркале" Кристенсена. В 1935 выступил как драматург с пьесой
"Исчезнувшая мелодия" (т-р "Риддерсален" в Копенгагене), высмеивающей
мещанский образ жизни. А. - автор пьес, поставленных на сцене
Королевского т-ра: "Ева отбывает свою детскую повинность" (1936),
осуждающая буржуазное воспитание детей; "Анна Софи Хедвиг" (1939) - одно
из наиболее острых антифашистских произведений в дат. драматургии,
обличающее пассивный гуманизм и бездеятельность; "Силькеборг" (1946) - о
годах оккупации Дании и Движении Сопротивления; "Дни на облаке" (1947),
направленная против пассивности, отказа от борьбы с силами реакции;
"Голубая пекинка" (1954)- о поисках смысла жизни. В 1955 А. написал и
поставил в Королевском т-ре пьесу "Андерсен, или Сказка его жизни". В
1959 написал пьесу "Дама с камелиями" (по мотивам романа Дюма-сына) - о
губительном влиянии бурж. общества на личность.
Соч.: Fire skuespil, Kbh., 1955; в рус. пер.- Потерянная мелодия, М.,
1960.
Лит.: К r istense n S. M., Dansk litteratur. 1918- 1952. Kbh,. 1953.
Я. Кр.
АБЕЛЯН, Александр Артемьевич (1858 - 6.V. 1940) - армянский драматург
и театральный деятель. Лит. деятельность начал в 1888. Автор пьес
"Угасающие огни", "Обручённые", "Пыл-Дуги"; шли в арм. т-рах до
революции и всов. время. Большинство пьес А. реалистически отражает
жизнь мелкой арм.буржуазии
АБЕЛЯН, Ованес Артемьевич [23.Х(4.Х1).1865, Шемаха
(Азербайджан),1.VII.1936, Ереван] - армянский советский актёр. Род. в
семье ремесленника. Учился в бакинском рус. реальном уч-ще. Сценич.
деятельность яачал в 1882 в Бакинском рус. т-ре. С 1886 переходит на
арм. сцену. Организовывал и возглавлял труппы для гастрольных поездок.
Выступал в 1"аку, Тифлисе и др. городах России, а также за границей - в
Турции, Иране, Египте, Германии, Франции, Англии, США (1908-10, 1913,
1920-25). С 1918 был председателем "Союза артистов" (Тифлис). ? 1925 А.
вступил в труппу 1-го Гос. т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им.
Сундукяна) и стал активным участником строительства сов. т-ра. Вначале
актёр романтич. плана, А. с 90-х гг. утверждает своим творчеством
реалистич. направленность арм. т-ра. Творчество А. способствовало
развитию демократич. прогрессивных тенденций в дореволюц. арм. т-ре, он
претворял реалистич. принципы арм., русского и мирового сценич. иск-ва.
Активно пропагандируя арм. и лучшую переводную драматургию, А. боролся
за идейное, жизненно-правдивое иск-во. Глубокий реализм, народность,
мощный темперамент, разносторонность и яркость характеристик, присущие
сценич. работам А., определили значение его творчества в истории арм.
культуры. А. был выдающимся исполнителем драматургии А. Ширванзаде;
роли: Элизба-ров, Рустам, позднее Бархудар, Гиж Данэл ("Из-за
чести",1905, "Намус",19И, "Злой дух", 1913). Среди др. ролей в пьесах
арм. авторов: Пэпо, Зимзимов, Микаэл ("Пэпо", 1907, "Ещё одна жертва"
Сундукяна), Назар ("Храбрый Назар" Демирчяна, 1932). Значит, место в
репертуаре А. занимала переводная классич. драматургия. Среди его лучших
ролей: Осип ("Ревизор", 1898), Несчастливцев, Жадов, позднее Юсов
("Лес", 1903, "Доходное место", 1893), Расплюев ("Свадьба Кречинского",
1898), Отелло, (1896), Лир (1910); Пет-руччио ("Укрощение строптивой"),
Штокман, Освальд ("Враг народа", 1895, "Привидения", 1891, Ибсена). В
сов. драматургии: Берсенев ("Разлом", 1928), Егор Булычев (1933). В
1932, в дни празднования 50-летия творческой деятельности А., ему
присвоены звания нар. арт. Арм. и Азерб. ССР, Героя труда.
АБЕНДРОТ (Abendroth), Герман (19.1.1883 - 29. V. 1956) - немецкий
дирижёр. Музыке обучался в Мюнхене у Л. Тюйля, Ф. Мотля и др. педагогов.
Дирижёрскую деятельность начал в 1905. В качестве оперного и концертного
дирижёра выступал в Любеке (1905-11), Эссене (1911-15), Кёльне (в 1914)
и Лейпциге, где с 1934 был директором оркестра "Ге-вандхауза". С 1923 по
1934 дирижировал также в Берлинской гос. опере. В 1946 А. занимал пост
муз. руководителя (генеральмузикдиректор) в Веймаре. Гастролировал во
мн. странах Европы, в т. ч. в СССР (периодически с 1925 по 1954).
Завоевал широкую известность исполнением опер Моцарта, Бетховена,
Вагнера и др. композиторов. Л. М., В. Дан,
"АБЕСАЛОМ И ЭТ‚РИ" - опера 3. Палиашвили, либр. П. Мирианашвили (на
сюжет нар. сказания "Этериани"). Пост. 21 февр. 1919 Тбилисским т-ром
оперы (дирижёр И. Палиашвили, реж. Цуцунава; Абесалом - Залипский,
Эте-Г'и - Бахуташвили-Шульгина, Мурман - Инашвили, Абио- Курхули,
Тандарух - Чумбуридзе). Новые сценич. редакции: в 1924 (пост.
Марджанишвили), в 1930 (пост. Пагава), в 1936 (пост. Цуцунава), в 1937
(пост. Агсабадзе); опера была показана на декаде груз. иск-ва в Москве
(Этери - Сохадзе, Абесалом - Андгуладзе, Мурман - Амиранашвили, Абио -
Григорашвили, Тандарух - Кашели, Натэла - Цомая, Ма-риха - Харадзе;
дирижёр Микеладзе, худ. Гамрекели), в 1942 (пост. Квалиашвили), в 1947
(пост. Агсабадзе), в 1953 (Нрст. Туманишвили). 19 июня 1939 пост. в
Большом т-ре (Этери - Кругликова, Абесалом - Ханаев, Натэла - Шевченко,
Мурман - Селиванов, Тандарух - Залезинский; дирижёр Мелик-Пашаев, реж.
Р. Симонов, худ. Рындин, балетм. Джавришвили). Опера пост. в Харьковском
т-ре оперы и балета (1931; на укр. яз., реж. Пагава).
И з д а н и я.- Клавир с рус. переводом Р. Ивнева, А. Кан-чели и М.
Квалиашвили, Тр., Госиздат Груз. ССР, 1941. Лит.: Донадзе В., Захарий
Палиашвили. М., 1958, стр. 56-62, 66-176. Я. Гр.
АБЖАЛЙЛОВ,Халил Галеевич [р.17(29).IX.1896]-татарский советский
актёр. Нар. арт. СССР (1957). Член КПСС с 1944. Деп. Верх. Совета Тат.
АССР 2-4-го созывов. Род. в дер. ]\(устафа Оренбургской губ. в семье
крестьянина-бедняка. Сценич. деятельность начал в 1916 в оренбургской
тат. драм. труппе "Ширкат" ("Товарищество"). В годы гражданской войны А.
- участник театр. бригад, основатель тат. "Восточного т-ра" в Оренбурге
(1919). В 1920-23 участвовал в организации узб. т-ров в Ташкенте, Бухаре
и Хиве. С 1928- актёр Т-ра им. Камала (Казань). Среди ролей А.: Халил
("В вороньем гнезде" Ш. Камала, 1930), Хафиз ("Письмо на платке"
Блттала, 1932),' Сиражетдин ("Банкрот" Г. Камала, 1933), Яков Бардин
("Враги", 1936), Бик-тимир ("Потоки" Гиззата, 1937), Лир (1945); Хужа
Насретдин (о. п. Исанбета, 1946), Гильманов ("Мин-никамал" Амира, 1944),
Харитонов ("За тех, кто в море" Лавренёва, 1946), профессор Полежаев (о.
п. Рахманова, 1952), Мисбах ("Без ветрил" Тинчурина, 1958). А. создаёт
глубокие характеры, отмеченные темпераментом, богатыми и разнообразными
красками. Образы его отличаются монументальной обобщённостью, нац.
колоритом. Дарованию А. присущи яркая комедийность и глубокая
трагедийность. В 1924-27 снимался в кино (Узбекская киностудия).
Лит.: Кумысников X., Халил Абжалилов, [Казань], 1957 (на тат. яз.). '
X. К.
АБЙЩЕВ, Альжапар (р. 15. IX.1907) - казахский советский писатель,
драматург. Член КПСС с 1939. Лит. деятельность начал в 1936. С конца
30-х гг. занимается драматургией, написал ряд пьес на темы совр. жизни
Казахстана. Герои пьес А. - шахтёры, колхозники, представители сельской
и городской интеллигенции - инженеры, врачи, агрономы и т. п. В Казах,
т-ре драмы (Алма-Ата) пост. пьесы А.:
"За родину" (1940), "Товарищи" (1941), "Бдительность" (1942),
"Гвардия чести" (совм. с М. Ауэзовым, 1942), посв. патриотизму советских
людей. Жизнь карагандинских шахтёров отражена впьесе"Дружба и любовь"
(1947). Проблемам морали, борьбе нового со старым посв. пьесы "Единая
семья" (1949), "Зависть" (1955),
"Кто мой отец?" (1957), вошедшие и в репертуар областных т-ров
Казахстана. Пьесы А. "Дружба и любовь", "Единая семья" переведены на
рус. яз.
Соч.: Кто мой отец? Сборник пьес, Алма-Ата, 1958;
[Пьесы], в сб.: Советская казахская драматургия, М., 1958.
Лит.: Казахстанские советские писатели. Биографические справки,
Алма-Ата, 1949, с. 52-54; Ауэзов М., На пути к реалистической драме,
"Советский Казахстан", Алма-Ата, 1954, ј 11. Н. Л.
АБЛЕСИМОВ, Александр Онисимович [27. VIII (7.IX).1742-1783]-рус.
писатель, драматург, либреттист. Лит. деятельность начал в 1759. В 1769
написал комедию "Подьяческая пирушка".
Лучшее произведение А.-либретто оперы "Мельник - колдун, обманщик и
сват" (пост. в 1779 в Москве, затем в Петербурге). Музыка оперы была
составлена М. М. Соколовским из рус. песен по указанию А.;
предполагается, что с 1792 опера исполнялась с музыкой Е. И. Фомина.
Опера (из крестьянского быта) отличалась живостью диалога, близкого к
разговорному языку, имела большой успех и долго сохранялась в репертуаре
т-ров. А. принадлежат также тексты комич. опер "Счастье по жребию" (изд.
1779, не пост.) и "Поход с непременных квартир" (музыка Эккеля, пост. в
Москве).
В 1780 А. написал для открытия Петровского т-ра в Москве аллегорич.
диалог "Странники". Комич. оперы А.. наряду с операми Майкова, Княжнина,
Попова, Николева, характеризуются реалистич. тенденциями.
АБЛЕЦ. Исаак Михайлович (1778-1829)'- русский артист балета,
балетмейстер. Ученик И. И. Валь-берха. В 1796 окончил Петерб. театр.
школу и в том же году был принят фигурантом в петерб. балетную труппу
имп. т-ров. А. был ярким характерным танцовщиком, одним из первых
балетмейстеров, ставивших на балетной сцене русские нар. пляски и танцы
др. народов. Изучая нар. пляски, он сочинял сюжеты для балетов на
фольклорном материале и участвовал в них как танцовщик. Разрабатывал
жанр балета-дивертисмента на патриотич. темы. В 1807 был командирован в
Москву, где в 1809-10 занимал должность балетмейстера моек. т-ров. Им
были поставлены дивертисменты: "Семик, или Гуляние в Марьиной роще"
Давыдова (1815), "Подмосковная девушка" (1812), "Праздник донских
казаков" (1815) и др.; балеты:
"Праздник в стане союзных армий" (1814) и "Любовь к отечеству" (1814)
Кавоса, "Мельник-колдун, обманщик и сват" (сюжет по мотивам оперы
Аблесимова, 1815) и др. Занимался педагогич. деятельностью - преподавал
танцы. В 1817 А. оставил сцену.
Лит.: Борисоглебский М. В. (сост.), Материалы по истории русского
балета, т. 1, Л., 1937; Г л у ш к о в-о кий А., Воспоминания
балетмейстера. Л.- М., 1940 (см. предисловие Ю. Слонимского); Красовская
В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.М.,
1958. Юр. Б. АБЛЙЕВ, Мухамед Шарифович (13.VII.1902 - 1941) - татарский
советский драматург. Член КПСС с 1922. Лит. деятельность начал в 1922.
Написал пьесы "Две свадьбы" (изд. 1925), "Шамсикамар" (1938, Т-р им.
Камала, Казань) о тяжёлой участи тат. женщины в старой дореволюц.
деревне, широко вошедшую в репертуар тат. театров (пер. на узб. яз. и
пост. в т-ре им. Хамзы, Ташкент), "Лейтенант" (изд. 1940). Погиб на
фронте. X. К. АБОВЯН, Хачатур [1805, с. Канакер,-2(14).1У. 1848, неизв.)
- армянский писатель, педагог, просветитель. Основоположник новой арм.
литературы. Учился в Дерпт-ском (Тартуском) ун-те. Автор известного
романа "Раны Армении" (1841) и др. соч. А. написал и неск. драм.
произведений. Создал первую арм. драму на новом лит. яз. (ащхарабаре) -
"Феодо-ра, или Дочерняя любовь" (1841, самостоят, разработка сюжета
"Параши-сибирячки" Полевого); написал комедию "Забавы детей" (для
школьного т-ра). Творчество А. имело большое значение для утверждения
передового демократич. направления в арм. иск-ве.
С о ч.: Полное гобр. соч. в 10 томах, Ереван, 1947-59 (тт. 3 и 4), на
арм. языке. J5 Т
АБОЛЙМОВ, Петр Фёдорович (р. 3.VIII. 1905)- русский советский
драматург-либреттист. Член КПСС с 1943. Автор либретто к балетам:
"Доктор Айболит" Морозова (1947, Новосибирский т-р оперы и балета),
"Медный всадник" Глиэра (1949, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова),
"Мирандолина" Василенко (1949, Большой т-р), "Берег счастья" Спадавеккиа
и "Лесная фея" Ефимова (по мотивам сказок Горького) (1948, 1960,
Музыкальный т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко) и др. Б. X,
АБОНЕМЕНТ (франц. abonnement-уплата вперёд, подписка)-право
пользования местом в т-ре (концертном зале) в течение известного срока
на определённые спектакли, оплачиваемое вперёд (полностью или частично).
Театральный А.возник в 90-х гг. 17 в.в Италии (первоначально только в
опере). Лица, арендовавшие ложи, имели право располагать ими по своему
усмотрению. Позднее (с 18 в.) появились А. и на отдельные кресла (места)
в партере. Введение системы А. во Франции относится к нач. 18 в. (т-р
"Комеди Италь-енн"). Особую форму система А. получает в Германии,
Австрии, где А. предназначались (обычно на сезон) для придворной знати.
Со 2-й пол. 18 в. А. получил распространение в большинстве оперных т-ров
мира. В наст. время в практике зарубежных т-ров А. имеет меньшее
распространение. Из специфич. видов А. известны, напр., т. н.
четверговые дневные А. для молодёжи на классич. спектакли в парижских
т-рах, А. на спектакли аристократов-любителей в Венесуэле, А. на
спектакли университетских т-ров в США и т. п.
В России А. возник одновременно с появлением первых профессиональных
т-ров (18 в., антрепризы Локателли, Петровский т-р, б. Императорские
т-ры). А. выпускался преим. на оперные и балетные спектакли (гл. обр.
для зрителей из дворянской, помещичьей и чиновничьей среды).
Существовали и "годовые" А.: зритель приобретал места (чаще всего ложи)
в полную собственность на весь текущий сезон, а также "праздничные" А. -
па спектакли в воскресные и иные праздничные дни. А. играл важную роль в
бюджете т-ров. В 1904 система А. была введена в МХТ. В* советском т-ре,
выработавшем многообразную систему организации зрителя, А. особенно
широко применялся в 20-40-е гг. В А. включались лучшие пьесы русского
советского и классич. репертуара, произведения мировой классики. В
больших городах применялись т. н. "сводные" А., куда входили постановки
нескольких т-ров города одновременно. А. выпускались местными театр.
кассами. Абонементная система практикуется и в настоящее время. А. Шн.
АБОНЬИ (Abonyi), Геза (23.X.1894 - 23. VI. 1949) - венгерский актёр.
По окончании Академии театр. иск-ва в 1915 начал сценич. деятельность в
т-ре "Мадьяр синхаз" в Будапеште. С 1918 до конца жизни работал в Нац.
театре. Роли: Банк ("Банк-бан" Катоны), Адам ("Трагедия человека"
Мадача), Ромео, Лоренцо, Шут ("Ромео и Джульетта", "Король Лир"),
Тиресий ("Царь Эдип" Софокла), Кристиан ("Сирано де Бержерак" Ростана),
Фёдор ("Живой труп"), Дюваль ("Дама с камелиями" Дюма-сына). С 1921
снимался в кино. Вёл педагогич. работу (с 1935- в Ин-те муз. иск-ва, с
1942-в Академии театр. иск-ва).
АБРАМОВ, Кузьма Григорьевич (р. 12.XI.1914)- мордовский советский
писатель, драматург. Окончил педагогич. ин-т в Саранске (1953). Лит.
деятельность начал в 1935. Автор драмы "Соревнование" (1942) о трудовом
подвиге колхозного крестьянства в годы Отечеств, войны и пьесы "Новая
сила" (1947) о совр. колхозной деревне. Пьесы А., пост. в Мордовском
драм. т-ре (Саранск),'имели значение для становления нац. драматургии.
Соч.: Пелькстамо (Соревнование). Пьеса, "Изнямо".
Литературно-художественный альманах, 1943, ј 10 (на мордов-ском-эрзя
яз.).
Лит.: Очерк истории мордовской советской литературы, Саранск, 1956.
Б. Б.
АБРАМОВА, Анастасия Ивановна [р. 17.VI (30.VI). 1902] - русская
советская артистка балета. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1910-17 училась в
Хореографич. уч-ще при Большом т-ре (ученица Е.В. Гельцер,
В.Д.Тихомирова, Е. О. Вазем). В 1918 была принята в балетную труппу
Большого т-ра. Танец А. отличался отточенной техникой; особенно
удавались ей быстрые танц. темпы. Среди лучших партий: Сванильда
("Коп-пелия" Делиба), Аврора; Царь-девица ("Конёк-Горбунок" Пуни), Тао
Хоа; Жанна ("Пламя Парижа"), Фея, Мачеха ("Золушка") и др. А. создала
яркие образы в хореографич. сценах оперных спектаклей ("Кармен", "Князь
Игорь" и др.). А. много выступала в концертах со специально
подготовленной программой ("Прелюд" Рахманинова, "Вальс" Крейслера в
обработке Рахманинова, "Русская" на музыку Чайковского и др.).
Творческую деятельность окончила в 1948.
Лит.: И в и н г В. П., А. И. Абрамова, М., 1928; Гос.ордена Ленина
Академический Большой театр Союза GCP. Сб., М., 1947. Д. П.
АБРАМОВА, Мария Морицовна (наст. фам. - Г e и н р и х) (1865-92) -
русская актриса и антрепренёр. Проф. сценич. деятельность начала в
Перми. Играла в провинции (Оренбург, Самара, Рыбинск, Саратов, Минск,
Нижний Новгород, Таганрог, Мариуполь). Была преим. героико-романтич.
актрисой, в её игре нередко проявлялось стремление к сценич. эффектам и
ложной патетике. В 1889, получив богатое наследство, А. сняла в Москве
т-р Шелапутина и организовала собственный т-р под назв. "Т-р Абрамовой".
В этом т-ре,помимо самой А., играли: Н. Н. Со-ловцов, Н. П.
Рощин-Инсаров, И. П. Киселевский, В. В. Чарский, Н. А. Мичурин-Самойлов,
М. М. Гле-бова и др. Т-р поставил: "Горе от ума", "Ревизор", "Мёртвые
души", "На всякого мудреца довольно простоты". Постановкой "Лешего"
(1889) т-р А. начал сценич. историю пьес Чехова. Наряду с этими
спектаклями ставились и эффектные мелодрамы. Неумелое ведение финансовых
дел вскоре привело т-р А. на грань банкротства. Не помог и переход т-ра
с декабря 1889 на положение "Товарищества", возглавляемого Киселевским и
Чарским. В 1890 т-р закрылся. В 1890-91 А. играла в екатеринбургской
труппе П. М. Медведева.
Лучшие роли А.: Медея (о. п. Суворина и Буренина), Василиса
Мелентьева (о. п. Островского и Гедеонова), Маргарита Готье ("Дама с
камелиями" Дюма-сына), Адриенна Лекуврёр (о. п. Скриба и Легуве
Лит.: "Дневник артиста", М., 1892, .ј 4, с. 26-32; К у-рочкин Ю., Из
театрального прошлого Урала..., Свердловск, 1957, с. 253-55, 258. А. Кл.
АБРАНЬИ (Abranyi), Эмиль (р. 22.IX.1882) -' ъен-герский дирижёр и
композитор. Музыке обучался в муз. академии в Будапеште (по композиции-у
Г. Кёс-слера, по фп. - у И. Томана); совершенствовался как дирижёр в
Лейпциге у А. Никиша. В 1904-07 А.- дирижёр Городского т-ра в Кёльне, в
1907-16 - в Ганновере. В 1911-19 - дирижёр, в 1919-21 - директор
Будапештского оперного т-ра; в 1921-26-директор Будапештского
муниципального т-ра. С 1926 А. работал в различных венг. оперных т-рах,
дирижировал также симф. оркестрами. Автор опер: "Монна Ванна" (1907),
"Паоло и Франческа" (1912), "Дон Кихот" (1917), "Аве Мария" (1922),
"Поющие дервиши" (1935), "Герцог Лилии" (1938), "Византия" (1942),
"Ведьма Ева" (1944), "Рассказ о Балатоне" (1945) (оперы были пост. в
Будапештском оперном т-ре), балета "Король тумана" (1903, Будапешт),
оперетт и др. соч. В своём творчестве А. опирался на венг. нац.
фольклор; в 'отдельных его произв. сказывается влияние Р. Ваг' нера. В
1923-25 А. преподавал в Центр, муз. школо в Будапеште. В. Я.
АБРАХАМ (Abraham), Пал [2.XI.1892 (?)-6.V. 1960 J - венгерский
композитор и дирижёр. В 191( окончил Будапештскую муз. академию; в том ж
году начал композиторскую деятельность (сочинял симф. и камерную
музыку). В 1928 обратился к жанру оперетты. Наибольшим успехом
пользе-вались оперетты А. "Виктория и её гусар" (1930" Будапешт) и
"Гавайский цветок" (1931, Лейпциг). В 1931-33 жил в Берлине, после чего
эмигрировал сначала в Австрию, затем во Францию и США. А. - автор мн.
оперетт, в т. ч. "Бал в Савойе" (Берлин, 1932), "Девушка из Гранд-отеля"
(Вена, 1934), "Джайна, девушка из варьете" (Вена, 1936) и др., музыки к
фильмам и др. соч. Оперетты А. отличаются мелодичностью и доступностью
музыки, но ну глубоки по содержанию и носят развлекательный характер. Л.
М.
АБРИКОСОВ, Андрей Львович [р. 1(14).XI.1906]-русский советский актёр.
Нар. арт. РСФСР (1952). С 1926 был сотрудником Студии Малого т-ра. С