<< Пред. стр. 308 (из 913) След. >>
после исполнения роли Уриэ-ля Акосты (о. п. Гуц-кова). В течениеполувека 3. был одним из ведущих актёров "Бург-театра", играл роли
молодых героев в бюргерской драме, светских комедиях, а также в
трагедиях Шиллера - Фиеско, Позу ("Заговор Фиес-ко", "Дон Кар-лос") и
Фердинанда. Прекрасная внешность, элегантность способствовали успеху 3.
в салонных пьесах В. Сарду и Э. Ожье. Творчество 3. развивало традиции
"Бургтеатра" - естеств. простоту в передаче чувств героя, высокое
мастерство сценич. слова, стремление создавать гармонич. ясные образы.
Проповедь гуманистич. идеалов, пафос человеческой мысли привлекали к
актёру демократич. зрителя. В его игре проявлялась благородная
изысканность, тонкость и изящество. В классич. репертуаре, сыгранном
3. в 80-90-х гг., наиболее значит, были роли: Гамлет, Отелло;
Валленштейн (о. п. Шиллера), Натан Мудрый (о. п. Лессинга). В спектакле
"Месяц в деревне" Тургенева (1884) 3. исполнял роль Ракитина. В конце
своего творч. пути сыграл роль Геншеля ("Возчик Геншель" Гауптмана),
внеся в натуралистич. пьесу поэзию и подлинный драматизм. С 1887 3. был
членом режиссёрской коллегии "Бургтеатра".
Соч.: Briefwechsel, hrsg. von H. v. Sonnenthai, Bd l, Stuttg.- B.,
1912. '
Лит.: Laub e H., Das Burgtheater, Lpz., 1868; Richter H.,
Schauspieler-Charakteristiken, Lpz.-Harab., 1914;
Игнатов С. С., История западноевропейского театра ново'-го времени,
М.-Л., 1940, с. 198. д Лоб.
3OHOB, Аркадий Павлович (г. рожд. неизв.-ум. 25. VII.1922) - русский
советский режиссёр. Окончил драм. отд. (кл. Вл. И. Немировича-Данченко)
Моск. филармонич. уч-ща (1899). Участвовал в спектаклях МХТ (с 1898
играл под псевд. Павлов). Роли: Голубь-отец, 2-й волхв ("Царь Фёдор
Иоаннович" и "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого). С 1902 был
режиссёром в труппе Мейерхольда и Кашеверова в Херсоне, затем работал с
Мейерхольдом в Тифлисе и Москве. В 1907-08 - реж. труппы В. Ф. Комиссар'
жевской, Передвижного театра П. П. Гайдебурова (пост. "Отелло", 1910), с
1914- в Москве в Театре имени В.Ф. Комиссаржевской (пост. "Ночные
пляски" Соллогуба). С 1916 - в Камерном т-ре (пост. "Ирландский герой"
Синга, "Виндзорские проказницы" Шекспира и др.), Гос. показательном т-ре
(пост. "Разбитый кувшин" Клейста), Моск. т-ре для детей (пост.
"Прекрасный Иосиф" Чумаченко, 1922) и др. Вёл педагогическую работу. В
1922 организовал студию "Зоновцы" (пост. "Кандида" Шоу).
Творчество 3. отмечено неустанными поисками точных выразит, средств,
стремлением к глубокому осмыслению образов.
Лит.: Марков П., Памяти учителя, "Театр и музыка", М., 1923, ј 8(21),
с. 714-15; С а х н о в с к и и В., Бог Лар театра, "Мастерство театра",
М., 1922, ј 1, с. 70-75. С. Г.
ЗОНТАГ (Sontag), Генриетта [наст. имя и фам.- Гертруда Вальбурга
Зоннтаг (Sonntag)] [3.1. 18U6(?), Кобленц,-17.VI.1854, Мехико] -
немецкая певица (колоратурное сопрано). Родилась в актёрской семье, с
малых лет выступала в детских ролях в странствующей труппе. Училась в
Пражской консерватории. С 1820 пела в итал. и нем. операх в Вене. Первая
исполнительница заглавной партии в "Эврианте" Вебера (1823). С огромным
успехом выступала в Лейпциге, Берлине, Париже, в итальянском (Россини,
Беллини, Доницетти) и нем.оперном репертуаре (одна из лучших партий -
Агата в "Вольном стрелке" Вебера). С триумфом исполнила партию Розины в
"Севильском цирюльнике" в Лондоне. В 1828 тайно обвенчалась в Лондоне с
итал. дипломатом графом Росси. В 1830 3. совершила концертную поездку по
Европе, выступала в Петербурге и Москве; первая из иностр. певиц
исполнила с колоратурными украшениями романс Алябьева "Соловей".
Изящное, трогательное и виртуозное пение 3. вызвало горячие отклики в
рус. прессе, письмах и воспоминаниях современников. Её иск-во было
воспето в стихотворениях (в т. ч. И. И. Козлова), восторженные отзывы о
3. сохранились в переписке ?.?. Жуковского, П. А. Вяземского, позднее А.
Н. Серова, В. В. Стасова, Ф. Шопена. В 1830 3. оставила сцену, но
продолжала выступать в концертах. Жила в Германии, в 1838-43 - в
Петербурге, где её муж находился в качестве посланника Сардинии, пела в
благотворительных концертах. По словам Стасова, 3. "сохранила чисто
рафаэлевскую красоту и грацию выражения" ("Русская старина", 1881, *ј 6,
с. 265). В 1848 из-за материальных затруднений 3. вынуждена была
вернуться на сцену; выступала в т-рах и концертных залах Зап. Европы и
(с 1852) Америки. В 1836 на парижской сцене была пест. опера Обера "Жена
посла", либр. Э. Скриба. Прототипом примадонны Генриетты, героини оперы,
явилась 3.
Лит.: G u n d l i n g J., Henriette Sontag, Bd 1-2, Lpz., 1861; S t u
m с k e H., Henriette Sontag, B., 1913; P i r ? h a n E., Henriette
Sontag, W., 1946; K u h n e r H., Gro?e Sangerinnen der Klassik und
Romantik, Stuttg., 1954;
G a u t i e r Th., L'ambassadrice. Biogr. de la comtesse Rossi, P.,
1850; Беспристрастные мысли о пении г-жи Зон-таг, "Лит. газета", 1830,
.ј 53, с. 136-39 (см. также ј 57, с. 170-71); Генриэтта Зонтаг,
"Библиотека для чтения", 1850, т. 101, ч. 2; Ш т е и н ? ? е с с Б.,
Страницы из жизни А. А. Алябьева, М., 1956, с. 234-36. Б. Ш.
ЗООЦЙРК (от греч. ???? - животное) - вид цирка, в программах к-рого
преобладают номера с дрессированными животными. Обычно находится при
зверинце. Первый большой 3. был создан в 1887 торговцем животными К.
Гагенбеком в Гамбурге. Здесь выступали укротители львов, тигров, слонов,
белых медведей и др. животных. Крупные 3. за рубежом: К. Кроне и К.
Зембаха (ФРГ), братьев Кни (Швейцария), национализированные предприятия
Буш и Аэрос (ГДР) и др.
В России в 20 в. имелись передвижные зверинцы Г. Бойко, Е.
Жеребиловой, А. Фарруха, И. Филатова и др., в которых выступали
укротители и дрессировщики.
В СССР имеется (1960) 13 3., состоящих из передвижного зверинца и
манежа для выступлений артистов различных жанров, в т. ч. артистов,
выступающих с номерами дрессированных животных.
Лит.: Гагенбек К.,О животных и людях, М., 1912. ю. д.
ЗОРАБЯН, Левон Богданович [р. 1 (13).XI. 1892] - армянский советский
актёр. Нар. арт. Арм. ССР (1947). Сценич. деятельность начал в Батуми в
1910 в т-ре рус. драмы, в 1913 перешёл в арм. т-р. В 1919-21 учился в
театр. студии в Батуми. С 1930- актёр Ленинаканского т-ра. Один из
ведущих мастеров арм. т-ра. 3. утверждает своим творчеством реа-листич.
направленность нац. сценич. иск-ва. Детально разрабатывая характеры
персонажей, он выражает сущность этих характеров. 3. создал
разнообразные сценич. образы, отличающиеся конкретностью, ярким
своеобразием, мягким юмором и в то же время остротой внешнего рисунка.
Роли: Швач ("Разлом", 1930), Бородин ("Страх", 1932), Лука (1932),
Абисогом-ага ("Высокочтимые попрошайки" Пароняна, 1934), Ходжа Мубарек
("Шах-наме" Джанана, 1935), Миллер ("Коварство и любовь", 1935), Бублик
("Платон Кречет", 1935), Тоби Бэлч ("Двенадцатая ночь", 1944). Расплюев
("Свадьба Кречинского", 1946), Печенегов ("Враги", 1950), Романюк
("Калиновая роща" Корнейчука. 1951), Земляника ("Ревизор", 1952) и др.
Особенно значительны о-разы Абисогом-аги, Расплюева, Тоби Бэлча, в к-рых
3. творчески претворил лучшие традиции нац. и мирового т-ра. Вёл
педагогич. работу в студии Ленинаканского т-ра. Занимался режиссурой.
Снимался в кино.
Лит.: Саркисян С., Левой Зорабян, Ереван, 1957 (на арм. яз.). ? д
ЗОРЕВ (наст. фам.- Штоклянд), Михаил Аб рамович (1903-28.VII.1942) -
белорусский советский актёр и режиссёр. Засл. арт. БССР (1938). Сценич.
деятельность начал в рус. т-рах. С 1926 - актёр Т-ра им. Я. Купалы.
Играл героич. и характерные роли: Вой-шелок ("Вир" Романовича), Фурманов
("Мятеж"), Скрылёв ("Гута" Кобеца), Евель Цивин ("Отечество" Черного),
Платон Кречет; Лещ ("Последние"), Ксёндз ("Соловей" Бядули). Вел
режиссёрскую работу: пост. в Т-ре им. Я. Купалы "Лён" Мировича (совм. с
автором, 1931), "Земля и небо" бр. Тур (1933), "Пла' тон Кречет" (1936),
"Последние" (1937), "Очная ставка" Шейнина и бр. Тур (1937), "Катерина
Жерносек" Климковича (1938). В 1939-41 - художеств. руководитель ???? а
и Белорусского ТЮЗ а (оба в Минске). Погиб в гетто в Минске.
Лит.: Няфёд Ул., Беларуск? тэатр, М?нск, 1959. О. С. "ЗОРИ" ("Les
Aubes") - драма в 4 д. Э. Верхарпа. Соч. 1898 (на франц. яз.). Ставилась
в Праге и в Брюссельском Народном доме (1898); одно действие - в т-ре
"Дю Парк" в Брюсселе, на вечере в честь Верхарна (24 нояб. 1908). В Рос
сии пьеса пост. после Октябрьской революции: 7 нояб 1920 ею открылся т-р
РСФСР 1-й (первая ред.-1920, пер. Г. Чулкова, лит.-сценич. обработка и
реж. Мейерхольда и Бебутова; вторая ред.- 1921, реж.- те же, худ.
Дмитриев;
Жак Эреньен - Закушняк, Пьер Эреньен -' Букин, Клара - Демидова, Эно
- Надлер, Ордэн - Фрелих, Гислен- Ильинский, Рабочий - Зайчиков,
Разведчик - Даревский, Нищий - Новицкий, Первый министр - Терешкович.
Пророк - Мгебров). Постановка вызвала большую ДИСКУССИЮ, в к-рой приняли
участие А. В. Луначарский, В. В. Маяковский и др.
Др. постановки "З." на сов. сцене: Студия Пролеткульта,
Иваново-Вознесенск (1920), Студия Губпрофсовета, Тула (1921),
Революционный т-р Губполитпросвета, Тбилиси (на груз. яз.), "Красный
театр", Тбилиси (1924).
Издания: Первая франц. публикация пьесы - Les aubes, Brux., 1898;
Первое рус. изд., в сб.: Знание, кн. 11, СПБ, 1906 (пер. Чулкова):
Первые сов. изд.-М., 1919:
Нижний Новгород, 1919; Из послед, изд.- "З." - Революционная трагедия
(семь картин) по Верхарну - Чулкову. Композиция В. Мейерхольда и В.
Бебутова (2-я ред.), "Вестник театра", 1921, .ј 80-81; "З.", в кн.:
Верхарн Э., Избранное, М., 1955.
Лит.: "Вестник театра", 1920. ј 72-73, 74; Февральский А., Театраль"
ный Октябрь и "З.", "Советский театр", 1931, .ј 1; его же, Десять лет
театра им. Мейерхольда, М., 1931; Маяковский В., Собр. соч., т. 12, М.,
1959; Ильинский И., Сам о себе, М., 1961; Ростоцкий Б., О режиссёрском
творчестве В. Э. Мейерхольда, М., 1960, с. 21-27. Л. Шн.
ЗОРИН (наст. фам.- К о-н о в а л о в), Владимир Арсеньевич (13. II.
1880 -
20.IX. 1956) - русский актёр и режиссёр. Нар. арт. Морд. АССР (1940),
засл. арт. РСФСР (1947). 3. внёс значит, вклад в развитие мордовского
нац. т-ра. Род. в Москве в актёрской семье (родители - актёры Т-ра
Бренко). В юные годы был учеником жестянщика, подмастерьем сапожника.
Впервые выступил на сцене Моск. нар. т-ра "Скоморох" (в спектакле
"Власть тьмы") в 1895. В 1896 начал проф. актёрскую деятельность в
антрепризе Уманско-го (Орёл); выступал на сценах т-ров Брянска, Киева,
Вильно, Гельсингфорса, Костромы, Москвы и др. городов России. Исполнял
гл. обр. комедийные роли. В 1918-22 работал в т-рах б. Симбирской губ.,в
1926- 1933-в т-рах Ярославля, Таганрога, Пензы, Самары. С 1934 -
режиссёр мордовского нац. т-ра в Саранске, одновременно выступал и как
актёр. Создал образы:
Счастливцева, Луки; Расплюева ("Свадьба Кречин-ского"), Кутузова
("Давным-давно" Гладкова), Сенатора ("Голос Америки" Лавренёва) и др. 3.
вёл педагогическую и режиссёрскую работу (пост. "Дети Ванюшина"
Найдёнова, "Свадьба Кречинского" и др.). Б. Б.
ЗОРИН, Дмитрий Иванович [р. 5(18). VI II. 1905] - русский советский
драматург. Получил юридич. образование. Работал юристом, одновременно
выступал как журналист. Первая пьеса 3.- "Семья комиссара" (1936,
Славгородский т-р). Нар. драма 3. "Вечный источник" (1957, Малый т-р,
реж. Бабочкин; в роли Ленина - Маркушев), раскрывающая мудрую
человечность Ленина, его тесную связь с народом, пост. во мн. т-рах
СССР. Дальнейшие судьбы героев "Вечного источника" автор прослеживает в
пьесе "Весенний гром" (1961, Малый театр. реж. Бабочкин).
С о ч.: Вечный источник, М., 1957; Весенний гром, "Театр", 1961, .ј
10; Портрет девушки. Новелла, "Театральная жизнь", 1960, .ј 8, с. 22-24.
Лит.: Караганов А., Автор и герой в пьесе, в сб.:
Идеи и образы современности, М." 1959, с. 20-30. С, Г.
ЗОРИН, Леонид Генрихович (р. 3.XI.1924) - русский советский
драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1952. Окончил филологич. ф-т Азерб.
ун-та (1946) и Лит. ин-т им. Горького (1947). Работал зав. лит. частью
Бакинского рус. т-ра. Первая пьеса - "Соколы" (1941,Бакинский рус.т-р).
Автор пьес; "Молодость" (1949, Малый т-р), "Алпатов" (1956, Т-р им.
Моссовета), "Чужой паспорт" (1957, там же), "Светлый май" (1958, ЦТСА),
"Увидеть вовремя" (1960, ЦТСА), "Друзья и годы" (1961 Ленингр. т-р драмы
им. Пушкина), сатирич. комедии "Откровенный разговор" (1953, Т-р им.
Маяковского), комедии "Чемпионы" (1955, Ленингр. т-р Комедии), "Добряки"
(1958, ' ЦТСА), "По московскому времени" (1962, Театр-студия
"Современник", Москва) и др. Выступает также как киносценарист.
Соч.: Алпатов, М., 1957; Светлый май, М., 1959;
Увидеть вовремя, "Театр", 1960, ј 5; Добряки, в кн.: Москва
театральная. Альманах, М., I960; Друзья и годы, "Театр", 1962, .ј 8. , ,
.Р , P .
ЗОРИНА (наст. фам.- Попова), Вера Васильевна (1853-1903) - русская
артистка оперетты. Сценич. деятельность начала в Туле в 1876. В 1877-85
играла в т-ре М. В. Лентовского в Москве. С 1886 выступала в Киеве,
Петербурге, Москве и др. городах. Была партнёршей А. Д. Давыдова,
выступая в опереттах "цыганского жанра". 3. обладала красивым голосом,
страстной и выразительной манерой пения. Лучшие роли 3.: Перикола (о. п.
Оффенбаха), Стеша ("Цыганские песни в лицах") и др.
ЗОРИЧ, Зинаида Николаевна [р. 2(14).IV.1892]- русская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1959). В 1912 дебютировала на сцене т-ра Нар.
дома попечительства трезвости (Петербург). Роли: Лидия Че-боксарова
("Бешеные деньги"), Мелисанда ("Принцесса Грёза" Ростана). С 1914 играла
в Казанском т-ре, в Самаре, Саратове, Киеве, Одессе, Нижнем Новгороде,
Ростове-на-Дону и др. городах. Образы Кручининой, Анны Карениной, Любови
Яровой;
Софьи ("Последние" Горького), Комиссара ("Оптимистическая трагедия"),
созданные 3., отличались силой и глубиной чувств. Жизнерадостностью,
юмором было проникнуто исполнение 3. ролей Катарины ("Укрощение
строптивой"), Мирандолины; Глафиры ("Волки и овцы"). С 1944 - актриса
Московского драматич. т-ра (леди Хилкрист - "Мёртвая хватка" Голсуорси).
Ведёт режиссёрскую и педагогическую работу. Е. Ген.
ЗбРИЧ (наст. фам.- Чернобривец), Стефания Петровна (1893-17.11.1954)
-русская советская артистка оперы (сопрано). Засл. арт. РСФСР (1937). С
1908 была хористкой Кременчугской укр. труппы Колесниченко, с к-рой
выступала в городах Украины, в Воронеже, Туле под сценич. фамилией
Зирка. С 1914 - солистка укр. труппы Д. А. Гайдамаки, работавшей в эти
годы в Москве. Здесь училась у С. Н. Ле-вицкой-Амфитеатровой. В 1918
поступила в студию В. М. Зарудной и М. М. Ипполитова-Иванова при Моск.
консерватории. В 1919 пела в оперной труппе б. Сергиевского нар. дома. С
1920 3.- солистка Большого т-ра Союза ССР. За 20 лет работы в Большом
т-ре спела основные партии лирич. и лирико-колоратур-ного сопрано:
Татьяна; Мария ("Мазепа"), Лиза, Тамара, Тоска, Мими, Микаэла,
Чио-Чио-сан; Триль-би (о. п. Юрасовского) и др. Созданные 3. образы
отмечены большим лирическим дарованием, искренностью и простотой
вокального исполнения.
Лит.: Шавердян А. И., Большой театр Союза ССР, М., 1952. А. Ив.
ЗбРМА (Sorma), Агнсс (наст фам.- 3 а р е м б а;
17.V.1865-10.II.1927) - немецкая актриса. С 14 лет начала выступать
на сцене, играла в т-рах Бреславля (ныне Вроцлав), Веймара. В 1883 была
приглашена в только что организованный Немецкий т-р в Берлине, где
работала до 1890. В первые годы она играла роли наивных, шаловливых,
кокетливых девушек, впоследствии - драматич. героинь:
Кетхен ("Кетхен из Хейльбронна" Клейста), Кор-делия ("Король Лир"),
Офелия; Джульетта ("Ромео и
Джульетта"), Порция ("Венецианский купец"), Минна ("Минна фон
Барнхельм" Лессинга) и др. В 1899- 1902 гастролировала в "Лессинг-т-ре".
3. обладала красивым, выразительным голосом. С большим искусством
актриса передавала благородство чувств, лиризм и нежность тончайших
движений женской души. В пьесах Ибсена, Зудермана, Гауптмана 3.
показывала стремление женщин бурж. общества к духовной и материальной
независимости. В 1890-94 3. играла в Берлинском т-ре (рук. Барнай), где
исполнила роль Дездемоны. С успехом играла роль Норы (впервые выступила
в этой роли на гастролях в Петербурге). Ибсен считал 3. лучшей
исполнительницей роли Норы. Сочувствуя прогрессивным устремлениям нем.
интеллигенции, 3. в 1889 участвовала в первом спектакле "Свободного
т-ра" - роль Регины ("Привидения", впоследствии в др. т-рах играла фру
Альвинг). В 1894 - 3. вновь в Немецком т-ре, где наряду с класспч.
пьесами она выступала в пьесах Гауптмана; была первой исполнительницей
роли Раутенделейн в "Потонувшем колоколе". Реалистич. иск-во 3.
противостояло декадентским тенденциям в нем. театр. иск-ве конца 19 -
нач. 20 вв. В нач. 1-й мировой войны была сестрой милосердия, выступала
на фронте в концертах. Затем уехала в США. И. Н. Лит.: Barnav L.,
Erinnerungen, 2. Aufl., В., 1954.
ЗОТОВ, Василий Сергеевич [30.1(11.II).1882-4.VI. 1932] - русский
советский актёр и режиссёр. Засл. арт. Республики (1926). Выступал в
любительских спектаклях. Проф. сценич. деятельность начал в 1902 в
Рижском т-ре; играл в пьесах Горького: Пётр, Васька Пепел, Влас
("Мещане", "На дне", "Дачники"), Работал с режиссёрами К. А.
Мард-жановым, Г. В. Гловацким. С 1905 играл в Вильно, Но-вочеркасске,
Самаре, Нижнем Новгороде, Ташкенте и др.городах. С 1910 занимался также
режиссурой. В 1912-15 был актёром и режиссёром, в 1919-24- художеств.
руководителем Казанского т-ра. В 1924-25 работал в Одессе, в 1926-30 - в
Астрахани. Выдающийся актёр и режиссёр, 3. обладал большим обаянием,
бурным, захватывающим темпераментом, сценич. культурой, достигал
высокого мастерства перевоплощения. Его работы отмечены психоло-гич.
глубиной, тонкостью сценич. рисунка. С 1919 'вёл педагогич. работу.
Роли: Иоганнес ("Одинокие" Гауптмана), Бранд (о. п. Ибсена), Карено
("У врат царства" Гамсуна), Протасов ("Живой труп", пост. 3.), Тихон
("Гроза"), Савва (о. п. Андреева, пост. 3.), профессор Бородин ("Страх")
и др. В.З.-Б.
ЗОТОВ, Рафаил Михайлович [1796-17(29).IX. 1871 ] - русский драматург,
писатель, театральный критик. Служил секретарём при директоре
императорских т-ров А. Л. Нарышкине. С 1818 заведовал в Петербурге
репертуаром немецкой, а в 1826-36 - рус. драм. труппы. Представитель
реакц. направления в лит-ре и т-ре, 3. писал слабые в художеств.
отношении пьесы, пропагандирующие верноподданнические чувства и
сусальную добродетель. Сочинил и перевёл (начиная с 1814) более 100
пьес, широко ставившихся на сцене. Среди них - комедии ("Ревнивая жена",
1816, и др.). мелодрамы ("Разбойник богемских лесов", 1830, "Проезд
вице-губернатора", 1838), водевили и т. н. историч. драмы, исполненные
трескучей риторики, ходульности и пошлости, чуждые подлинного историзма
в воспроизведении эпохи и характеров ("Юность Иоанна III, или Нашествие
Тамерлана на Россию", СПБ,
1823, и др.). Против драматургии 3. и его ближайших соратников - Н.
В. Кукольника, П. Г. Ободовского и др., резко выступала прогрессивная
критика во главе с В. Г. Белинским.
На протяжении многих лет 3. печатал в "Северном наблюдателе",
"Северной пчеле", "Репертуаре рус. т-ра" и др. изданиях театр.-критич.
статьи, обзоры, очерки об отдельных актёрах. Боролся против крнтпч.
направления в т-ре, против "натуральной школы", возглавляемой Гоголем.
Попытки правдиво показать жизнь простого народа представлялись ему
лишенными "благопристойности". Противопоставляя принципам реализма
плоско-утилитарный взгляд на т-р, рассматривая его как орган, служащий
интересам правительства, 3. сводил его задачи к созданию нравоучительных