<< Пред. стр. 310 (из 913) След. >>
показывает их с большой симпатией и теплотой: Домна Пантелевна ("Талантыи поклонники", 1933), Анна ("Кремлёвские куранты", 1942), Кухарка
("Плоды просвещения", 1951), Анфиса ("Три сестры", 1958). 3. сочетает
порой в своём исполнении юмор с трагическим: Мавра ("Земля" Вирты,
1937), Марья ("Любовь Яровая", 1936). Социальной и художеств. глубиной
отмечено исполнение ролей отрицательных персонажей: Матушка ("Унтиловск"
Леонова, 1928), Матрёна ("Воскресение", 1930), Коробочка ("Мёртвые
души",
1932), Зобунова и Чугунова ("Егор Булычов и другие", 1934, и
"Достигаев и другие", 1935), Феклуша ("Гроза", 1934), Улита ("Лес",
1948). Актриса остро раскрывает причудливость, чудачество своих героинь:
тётушка Ганимед ("Три толстяка" Олеши, 1930), мисс Уордль ("Пикквикский
клуб" по Диккенсу, 1937), Глафира Фирсовна ("Последняя жертва", 1946).
Снималась в кино (Пошлёпкина - "Ревизор", Мерчутки-на -"Юбилей", и др.).
Гос. пр. СССР (1952). Я. М.
ЗУЛОНАС, Пятрас Ионович (р.16.XI.1910) - ли-тов. советский актёр.
Засл. арт. Литов. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1948. В 1933
окончил драм. студию, принял участие в работе "Т-ра молодых". С 1936 -
актёр Каунасского т-ра, с 1940 - Т-ра драмы Литов. ССР (Вильнюс). Создал
образ Ленина ("Незабываемый 1919-й" и в опере "В бурю").
Роли: Рыбалтовский ("Незабываемый 1919-й", Гос. пр. СССР, 1952),
Васька Окорок ("Бронепоезд 14-69"), Сафонов ("Русские люди"), Вурм
("Коварство и любовь"), Кругло-светов ("Плоды просвещения"), Декснис
("Правда кузнеца Игнотаса" Гудайтиса-Гузявичуса), Карандышев
("Бесприданница") и др.
Лит.: D i d z i u I i s V., Petras Zulonas, "Lietuvos tea-trai",
Vilnius, 1960, ј 9, с. 59-67. В. М,
ЗУППЕ (Suppe), Франц (l 8. IV. 1819-21. V. 1895) - австрийский
композитор. Основоположник австр. оперетты. Музыке обучался у 3. Зехтера
и И. Зейфрида. Испытал влияние музыки Россини, Доницетти, Верди. Творч.
деятельность начал в возрасте 15 лет. Как театр. композитор дебютировал
оперой "Виргиния" (1837) и зинпппилем "В юности весел, в старости
грустен, или Последствия воспитания" (1841, "Йозефштадт-театр", Вена).
Первый успех пришёл к 3. с постановкой "Девушки в деревне" (1847, т-р
"АН дер Вин", Вена). Зингшпиль "Третий параграф" (1858) сделал имя 3.
известным за пределами Австрии. Особую популярность завоевал своими
опереттами (св. 30), оказавшими значит. влияние на становление и
развитие венской классич. оперетты 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., первыми
образцами к-рой были его "Пансионат" (1860) и "Пиковая дама" (1862). 3.
написал оперетты: "Десять невест и ни одного жениха" (1862, т-р "АН дер
Вин", Вена), "Весёлые школяры" (1863, там же), "Прекрасная Галатея"
(1865, "Мейзельстеатр", Берлин), "Лёгкая кавалерия" (1866,
"Леопольдштадтте-атр". Вена), "Танталовы муки" (1868, там же),
"Фатиница" (1876, "Карлс-театр", Вена), "Боккаччо" (1879, там же),
"Донна Жуа-нита" (1880, там же) и др. а также ок. 180 муз. водевилей,
фарсов, зингшпилей, пост. в т-рах Вены. Влияние итал. оперы и Оффенбаха
сочетается в творчестве 3. с широким использованием венской бытовой
мелодики, австр. и др. нац. танц. ритмов. До 1862 3. работал
капельмейстером в "Йозеф-штадттеатре" в Вене и в т-ре "АН дер Вин", в
1862-65- в "Карлстеатре", с 1865 - в "Леопольдштадттеатре", руководил
постановками мн. своих произв. Его оперетты "Боккаччо", "Фатиница",
"Донна Жуанита", обладающие развитой драматургией, приближаются к комич.
опере и входят в мировую опереточную классику. С успехом идут в т-рах
многих стран мира, в т. ч. в т-рах Сов. Союза.
Лит.: S a baiich G., Fr. Suppe e Poperetta, Zara, 1888; Keller 0.,
Franz von Suppe, der Schopfer der deutschen Operette, Lpz.? 1905; Rieger
E., Offenbach und seine Wiener Schule, W., 1920; Янковский М., Оперетта,
Л.-М., 1937.
ЗУРАБИШВЙЛИ, Илья Элевтерович (псевд.-Э л е-втеридзе) (1872-1955) -
грузинский писатель, общественный деятель, театральный и музыкальный
критик, актёр. Сценич. деятельность начал в Тбилиси в Народном т-ре.
Роли: Городничий; Дудукин ("Без вины виноватые"), Отарбег ("Измена"
Сумбатова-Южина), Гижуа ("Иные нынче времена" Цагарели), Карл Моор
("Разбойники") и др. 3. был знатоком груз. иск-ва. Ему принадлежат
исследования об опере Палиашвили "Абессалом и Этери", о В. Са
раджи-швили и др.
ЗУСКИН, Вениамин Львович (1899-1952) - еврейский советский актёр.
Нар. арт. РСФСР (1939). В 1921 вступил в студию Гос. евр. Камерного т-ра
(впоследствии ГОСЕТ) и через 3 месяца был зачислен в труппу т-ра. В том
же году исполнил первую роль (Первый еврей в "Салиене" Шолом Алейхема).
В 1922 сыграл гл. роль в "Колдунье" Гольдфадена. Среди лучших ролей 3.:
Сендерл-Баба ("Путешествие Вениамина 111-го" Менделе-Мойхер-Сфорима),
Шут ("Король Лир" Шекспира, 1935), Гоцмах (Блуждающие звёзды" по Шолом
Алейхему, 1940); сват Бадхен ("Фрейлехс", 1945), партизан Ляхович ("Леса
шумят" Линькова, 1947). 3. обладал высокой проф. культурой, исключит.
музыкальностью, пластичностью, органич. даром перевоплощения. В образах,
созданных 3., соединялись острый сценич. рисунок, лирич. мягкость
трактовки, черты трагические и комические. Мучительно трудно и
неуверенно работавший над своими ролями, 3. поражал зрителей на
спектаклях талантом блистательных импровизаций, непринуждённостью
творчества. В сценич. героях 3. угадывались черты людей, окружавших
артиста в детстве в маленьком литовском городке; 3. воскрешал уже
исчезнувший быт, полный трагич. и смешных противоречий, и поэтому иногда
самые реальные из его героев воспринимались как персонажи сказочного и
фантастического мира. 3. играл маленьких людей местечек, занятых
суетливыми поисками куска хлеба, задавленных жалкой жизнью, наделённых
грустным юмором. В этих печально-весёлых созданиях актёр видел черты
народности, в убогом обличье местечковых обитателей угадывал души
артистов и мечтательных поэтов.
В течение почти всей сценической деятельности 3. был партнёром С. М.
Михоэлса. 3. и Михоэлс воплощали две стороны национального характера,
взятые в их наиболее интенсивном выражении. Рядом с героями Михоэлса,
полными трагич. темперамента и глубоких прозрений, в спектаклях ГОСЕТа
возникали образы весёлого и печального лирика-3.: эксцентричный
индивидуалист Лир Михоэлса и скорбный и добрый Шут, еврейский Дон Кихот
- Вениамин III и еврейский Санчо Панса - Сендерл-Баба - жалкий
кривоногий человечек, разделявший мечту своего товарища, но при этом не
терявший связи с реальным будничным миром.
3. занимался также режиссёрской деятельностью. С 1948 - художеств.
руководитель ГОСЕТа. С 1935 вёл преподавательскую работу в театр. уч-ще
при Моск. евр. т-ре.
Др. роли: Сват Соловейчик ("200 ООО" Шолом Алейхема, 1923), Нафтоли
Гоз ("Суд идёт" Добрушина, 1929), водовоз Мендель ("Земля" Маркиша,
1930), доктор Бобрицкий ("Мера строгости" Бергельсона, 1933), большевик
Станислав Бро-новский ("Четыре дня" Даниэля, 1931). 3. снимался в кино.
Лит.: Добру шин И. М., В. Зускин, М., 1939;
Гурштейн А. К., Об искусстве Зускина, "Альманах "Советиш"", М., 1935,
ј 2 (на евр. яз.). ?, 3.
ЗТЕРМЕЙСТЕР (Sutermeister), Генрих (p.l2.VIII. 1910) - швейцарский
композитор. В юности изучал филологию в ун-тах Базеля и Парижа. Музыке
обучался в Мюнхенской муз. академии у В. Курвуазье, К. Орфа. Работал
пианистом-репетитором в Муниципальном т-ре в Берне, с 1943 посвятил себя
композиции. В раннем творчестве 3. заметно влияние К. Дебюсси, Д. Мийо,
А. Онеггера. Под воздействием музыки Верди позднего периода 3. создаёт
(гл. обр. на собств. либретто) оперы: "Ромео и Джульетта" (по Шекспиру,
1940, Гос. опера, Дрезден), "Волшебный остров" (на сюжет "Бури"
Шекспира, 1942, там же), "Ниоба" (1946, Цюрих), "Раскольников" (по
роману Достоевского "Преступление и наказание", 1948, Королевская опера,
Стокгольм), "Красный сапог" (по сказке Хауфа,
1951, там же). Оперы 3. отличаются мелодичностью, изобретательной
оркестровкой.
3. принадлежат также комич. оперы: "Рыжий Титус" (по пьесе "Талисман"
Нестроя, 1958, Базель), "Серафина, или Немая аптекарша" (на сюжет Рабле,
1960, Мюнхен), балет "Деревня под ледником" (1937, Карлсруэ) и др. соч.
ЗХБА, Минадора Ивановна [6 (19). XI. 1909]-абхазская советская
актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1958). С 1935-актриса Абхазского т-ра
(Сухуми). В 1939 закончила студию при Т-ре им. Руставели, ученица А.
Хо-равыиА. Васадзе. Актриса большого сценич. обаяния, обладающая высокой
выразительностью жеста, мимики, интонации, 3. создаёт правдивые
колоритные образы.
Роли: Ханума (о. п. Цагарели, 1945), Зейнаб ("Измена"
Сумбатова-Южина, 1955), Софья ("Последние", 1954), Эсма ("Чёрные гости"
Г. Гулиа, 1955), Шесья ("Данакай" Лакербая, 1956). Трагедийное дарование
3. раскрылось наиболее полно в исполнении роли Медеи (о. п. Еврипида,
1959).3. создаёт также и остросатирич. образы - пустая, нелепая Уаква
("Мышь в амбаре" Джонуа и Хуа-тландзия, 1958). Tf. Л.
ЗЮВАНОВ, Михаил Акимович [р.24.П(9.Ш). 1906] - белорусский советский
артист оперы (бас). Нар. арт. БССР (1954). В 1951 окончил Минскую
консерваторию. Впервые выступил на оперной сцене в Баку в 1938. Пел в
различных оперных т-рах страны. В 1949-62 3. - солист Белорус. т-ра
оперы и балета.
Партии: Данила, Анищук ("Девушка из Полесья", "Ми-хась Подгорный"
Тикоцкого), Якуб ("Маринка" Пукста), Сусанин, Мельник, Гмин, Кончак;
Кецал ("Проданная невеста") и др.
Лит.: ЖураулёУ Д., Шлях акпёра [М. Я. Зюва-нау], в сб.: "Майстры
беларускай сцэны", М?нск, 1960. ?p, С.
ЗЮСМАЙР, Зюсмайер (Su?mayr, Sussmayer), Франц Ксавер (176617.IX.1806)
- австрийский композитор и дирижёр. Ученик Сальери, ученик и друг
Моцарта. С 1792 3.- капельмейстер Национального т-ра, с 1794-композитор
и капельмейстер "Кернтнертортеатра" в Вене. Автор многих опер, в том
числе "Моисей" (1792, Т-р Шиканедера, Вена), "Зеркало Аркадии" (1794,
там же), Длагород-ная месть" Ид]Яг и Земи-да" (обе 1795,
"Кернтнер-тортеатр"), "Добровольцы" (1796, там же), "Шарлатан",
"Сулейман II" (обе 1799, там же). 3. дополнил оперу Гретри "Двойное
испытание" (пост. под назв.' "Двойная признательность" в 1796,
"Керн-тнертортеатр", под упр. 3.), написал речитативы к опере Моцарта
"Милосердие Тита" (для пост. в Праге, 1796) и закончил его "Реквием".
Лит.: S i e v e r s G. L. Р., Mozart und Sussmayer, Mainz, 1829;
Lehner W., F. X. Sussmayer als Opernkomponist, в кн.: Studien zur
Musikwissenschaft, v.18, В., 1931.
ИБАНЬЕС (Ibanez), Мария Игнасия (июль 1745- 22.IV.1771) - испанская
актриса. Начала артистич. деятельность в провинциальной т.руппе. В 1768
вступила в труппу М. Идальго, работавшую в т-ре "Де ла Крус" (Мадрид) в
качестве второй актрисы. В 1769 перешла в т-р "Принсипе", занимала
положение первой актрисы в труппе X. Понсе, с успехом исполняла роли
влюблённых. С изяществом и мягкостью играла гл. роль в трагедии
"Ормесинда" Моратина, роль графини ("Дон Санчо Гарсия, граф Кастильский"
Кадальсо).
Лит.' Diaz de Escovar N., Siluetas escenicas del pasado, Madrid, [s.
a.], c. 75-81.
ИБАТУЛЛИН, Ринат l2(15).VI.1907-15.VIII. 1950] - советский
театральный художник. По нац. татарин. В 1933-35 И. учился в Моск.
художеств. ин-те им. Сурикова. В 1935-37 работал художником в Башк. т-ре
(Уфа). В 1937-46-в Магнитогорском т-ре, оформил там спектакли: "Горе от
ума", "На дне", "Варвары", "Мещане", "Собака на сене", "Тар-тюф", "Ромео
и Джульетта", "В степях Украины", "Человек с ружьём". И. внёс значит,
вклад в развитие нац. татарского иск-ва. В Т-ре имСамала (Казань), где
он работал в 1946-50, И. оЩрмил спектакли:
"За тех, кто в море!" (1946), "Песня жизни" Амира (1947), "Пугачёв в
Казани" Файзи (1948), "Слуга двух господ" (1948), "Без вины виноватые"
(1949), "Дочь бакенщика" по повести Г. Губая (1950). Лучшие работы И.
отмечены хорошим вкусом и яркой фантазией. Он выразительно передаёт
характерные черты эпохи, в к-рой происходит действие пьесы, сохраняет
жанровые особенности драматургич. материала. X. К.
ИБЕР (Ibert), Жак (15.VIII.1890-6.П.1962)-французский композитор.
Член Ин-та Франции (с 1956). В 1910-14 обучался музыке в Парижской
консерватории у А. Жедальжа и Г. Форе, позже - у П. Ви-даля, продолжал
занятия композицией в Риме, в Академии Франции (вилла Медичи) (1920-22),
директором к-рой он впоследствии становится (1937-55). Следовал гл. обр.
творч. принципам неоклассицизма. К импрессионистам И. близок стремлением
к колоритной оркестровке и изобретательным гармониям. Автор опер:
"Анжелика" (1927, т-р "Фомина", Париж), "Персей и Андромеда" (1929, т-р
"Гранд-Опера"), "Король из Ивето" (1930, т-р "Опера комик"), "Гонзага"
(1935, Монте-Карло), "Орлёнок" по Ростану (совм. с А. Онег-гером, 1937,
там же) и др.; балетов "Встречи" (пост. В. Нижинским, 1925,
"Гранд-Опера"), "Диана де Пуатье" (пост. И. Рубинштейном, 1934, там же),
"Странствующий рыцарь" по "Дон Кихоту" Сервантеса (1950, там же) и др.;
музыки к спектаклям: "Самосский садовник" Вильдрака (1931, "Т-р
Елисейских полей", Париж), "14-е июля" Роллана (1936, т-р "Одеон",
Париж), "Антоний и Клеопатра" по Шекспиру и Жиду (1945, т-р "Комеди
Франсез", Париж), фильмам, в т. ч. "Дон Кихот" (1932) и "Макбет" (1949),
а также мн. симф., камерно-инструмент. и др. соч. В 1955-56 был
руководителем Объединения нац. лирич. т-ров Франции. Рим. пр. (1919).
Лит,.: В г u у г J., L'ecran des musiciens, P., 1930; H о e-r e e A.,
J. Ibert, "Revue musicale", 1929, 1 Juillet, M 8; S a-m a z eu i 1 h G.,
Musiciens de mon temps. Chroniques et souvenirs. P., [1947]; Bruyr J.,
J. Ibert, "Musica", 1955, Octobre; Li e s s A., J. Ibert und sein
Opernschaffen, "Schweizerische Musikzeitung", 1938, 1 Marz., ј 5.
ИБРАГИМОВ, Мирза Аждар оглы (р. 15. X. 1911)- азербайджанский
советский писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1930. Деп.
Верх. Совета СССР 1-5-го созывов. Действит. чл. Академии наук Азерб.
ССР. Первое крупное драматургич. произведение И.- драма "Хаят" (1937) о
жизни колхозной деревни 30-х гг., отличается остротой драм. конфликта,
реа-листич. яркостью характеров. В 1938 написал пьесу "Мадрид" о героич.
борьбе исп. народа с фашизмом. Пьеса "Мухаббет" ("Любовь"), написанная в
годы Отечеств. войны (1942), показывает духовную силу и красоту сов.
народа. В ней созданы положительные образы наших современников. В 1962
написал лирич. комедию "Колхозница". Пьесы И. были пост. в Т-ре им.
Азизбекова и др. т-рах Азербайджана; они оказали значительное
воздействие на развитие нац. театр. иск-ва.
Соч.: Hajat, Бакы, 1937; Сечилмиш эсэрлэри, т. 1-3, Бакы, 1954 (т.
2-ГГеслэр); на рус. яз.- Хаят, Баку, 1940; Избр.Произв. в 2 тт., М.,
1958 (т. 1 - Пьесы).
Лит.: Даронян С., Проза Мирзы Ибрагимова, Баку, 1958 (с. 24-59 -
Писатель и театр); его же, Мирза Ибрагимов, М., 1960 (с. 154-56. Краткая
библиогр.);
Советские писатели. Автобиографии, т. 1, М., 1959, с. 420-30. Я. Кае.
ИБРАГИМОВ, Хабибулла Калимуллич (29.XII. 1894-17.111.1959) -
башкирский советский композитор и драматург. Засл. деят. иск-в Башк.
АССР (1951). И. принадлежат популярные муз. комедии "Башмачки"
(Стерлитамак, 1922), "Зятушка" (Уфа, 1947), едко высмеивающие дореволюц.
быт и нравы тат. баев-торгашей, а также ряд инструмент, пьес, маршей и
песен, мн. из к-рых стали народными. Простота формы, яркий нар. юмор
отличают муз. сценич. произв. И., особенно его комедию "Башмачки".
Соч.: Пьесалар, офе, 1960. Д. Хар.
ИБРАГИМОВА, Галима [р. 28.XII.1909 (10.1. 1910)]-татарская советская
актриса. Нар. арт. Тат. АССР. Чл. Коммунистич. партии с 1945. В 1929
окончила тат. театр. техникум в Казани. В 1929-32 училась в Москве в
ЦЕТЕТИСе. С 1933 И.- актриса Т-ра им. Камала. Тонкой лирикой,
поэтичностью отмечены лучшие образы И.
Роли: Луиза Миллер (1933), Валентина ("Страх", 1933), Дездемона
(1936), Полина ("Доходное место", 1938), Амина ("Тукай" Файзи, 1938),
Сальви ("Хужа Насретдин" Исан-бета, 1940), Фатима ("Песня жизни" Амира,
1943), Катерина ("Гроза", 1945), Ширин ("Легенда о любви" Хикмета,
1955), Галин ("Утраченная красота" Такташа, 1956), Корделия ("Король
Лир", 1956). . X. К.
ИБСЕН (Ibsen), Генрик [20.III.1828, Шиен,- 23.V.1906, Христианин
(ныне Осло)] -норвежский драматург, театральный деятель. Творчество И.
явилось высшим достижением реалистич. зап.-европ. драматургии 19 в. и во
многом определило расцвет критич. реализма в норв. лит-ре, на к-рый
указывал Ф. Энгельс: "...Норвегия пережила такой подъем в области
литературы, каким не может похвалиться за этот период ни одна страна,
кроме России" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 418).
И. рос в семье разорившегося купца. Рано познал материальные лишения
и горечь обществ, неравенства. Работая учеником аптекаря в г. Гримстаде,
он написал свою первую, юношескую драму "Катилина" (1849),
примечательную ти-раноборч. мотивами, навеянными событиями 1848. В
1850-51 И. жил в Христианин, занимался журналистикой. К активной театр.
и драматургич. деятельности И. обратился в 1852, когда он был приглашён
на пост художеств. руководителя, режиссёра и драматурга "Норвежского
театра" в Бергене. Общественно-политические и эсте-тич. принципы
И.сформировались под влиянием идей норв. крестьянской демократии, борьбы
за нац. независимость и нац. культуру. В романтич. драмах "Ночь на св.
Ханса" (1852), "Фру Ингер из Эстрота"
(1855), "Пир в Сульхауге" (1855), "Улаф Лильекранс"
(1856) (все пост. И. в бергенском "Норвежском т-ре"), "Воители в
Хельгеланде" (1857, "Норвежский т-р" в Христианин-1878), в к-рых
используется материал норв. истории, нар. творчества, выражены идеи
свободолюбия и патриотизма, мир гордых и благородных героев прошлого
противопоставляется мелочному корыстолюбию представителей бурж.
общества.
Возглавляя в 1857-62 "Норвежский т-р" в Христианин, И., как и в
период работы в Бергенском т-ре, своей режиссёрской деятельностью и
критич. статьями борется за подлинно нац. иск-во, насыщенное обществ.
содержанием, за иск-во, идеи, темы и стиль к-рого заложены "...в народе
как неосознанное требование и как совершенно исчерпывающее выражение для
свойственного нашей эпохе восприятия национального начала" (цит. по кн.:
Ибсен Г., Собр. соч., т. 4, 1958, с. 737). Эстетич. взгляды И. в это
время не свободны от отвлечённо-романтич. представлений о "нар. духе", о
существенном в иск-ве, лишённом конкретных взаимосвязей с реальностью, в
них сказывается влияние эстетизма. И. преодолевает эти тенденции в пьесе
"Комедия любви" (1862, Христианийский т-р-1878), в к-рой он впервые
создал сатирич. образ чиновничье-филистерской Норвегии, высмеял
претенциозные мещанские идеалы. В драме "Борьба за престол" (1863,
"Норвежский т-р" в Христианин) И. вновь обратился к национально-историч.
тематике. Зрелость и демократизм политич. концепции этой пьесы
подчёркиваются точным и широким изображением картин нар. жизни, глубоким
раскрытием идейно-нравственного содержания центр, образов. В 1864 И.
уехал из Норвегии и до 1891 жил за границей, преимущественно в Италии и
Германии. Новый этап творчества И. определяется разочарованием
драматурга в норв. крестьянской демократии, его окончательным разрывом с
буржуазно-либеральными деятелями. Гневная критика гос. и этич. норм
совр. бурж. общества, присущего ему меркантилизма, духовного бессилия
составляет пафос драматич. поэм "Бранд" (1865, "Новый т-р" в
Стокгольме-1885) и "Пер Гюнт" (1866, Христианийский т-р-1876). В "Бранд
е" получает развитие гл. тема И.- свобода личности и, в частности,
человеч. призвания. Трагич. конфликт этой философской драмы определяется
индивидуалистич. бунтом героя, лишённым конкретного социального
содержания. Противопоставляя духовный максимализм Бран-да антигуманности
бурж. мира, И. вместе с тем сознаёт противоречивость своих