<< Пред. стр. 314 (из 913) След. >>
1923 начал выступать как балетный критик в газетах "Правда", "Известия","Советское иск-во" и др., в журн. "Театр и музыка", "Зрелища", "Рампа",
"Жизнь иск-ва" и др. Автор монографий, статей. Вёл педагогич.
деятельность в Моск. хореографич. уч-ще (1943-47), ГИТИСе (1940-41,
1946-52).
С о ч.: А. И. Абрамова, М., 1928; Викторина Кригер, М., 1928; Путь
театра, "Новый мир", М., 1936, .ј 4, с. 280-87;
Танцы Бурят-Монголии, "Театр", 1941, ј 5, с. 45-51;
О русской школе классического танца, в сб.: Театральный альманах, кн.
6, М., 1947, с. 256-83; Е. В. Гельцер, в сб.:
Театральный альманах, т. 29, кн. 7, М., 1948, с. 141-63 (совм. с А.
Комнен); О русской пляске, в кн.: Русские пляски для детей, М., 1953, с.
4-15; Содержание постановочной работы по танцу со школьниками, в кн.:
Хореографическая работа со школьниками, ч. 1, М., 1956, с. 39-52.
ИГЛЕСИАС (Iglesias), Игнасио (19.VIII.1871- 9. X А 928) - испанский
каталонский поэт, драматург, театральный художник. Вместе с Э. Морера
руководил т-ром "Лирик" (Барселона). Драматургич. деятельность начал в
1866 ("Сила гордости", пост. любителями в Лериде). В 1893 драма И.
"Ангел грязи" была пост. труппой Аролас-Хоани в Барселоне, где позднее
ставились все его пьесы, в т. ч.: "Блуждающий огонь" (1899), "Плотина"
(1901), "Сердце народа" (1902), "Старики" (1905; об увольнении старых
работников), "Цапли" (1905), "Эмигранты" (1916). В пьесах И.,
посвящённых разл. моральным (вопросы семьи, любви, долга) и социальным
проблемам, проявилась реалистич. направленность его творчества, но
вместе с тем утверждаются натуралистич, концепции. Общий демократизм
воззрений И. сочетается с пессимизмом в оценке силы народа. Люди из
народа в его пьесахобычно жертвы. Пьесы И. шли в Испании и в Лат.
Америке; в них играли известные актёры - Боррас, М. Ксиргу.
С о ч.: Obras completas, v. 1-8, Barcelona, 1929-32. Лит.: Curet F.,
El arte dramatico en el resurgir de Cataluna, Barcelona, [s. a. ]; В e r
n a t Duran J., Historia del teatro en Cataluna y Valencia, Barcelona,
1924.
ИГЛЕСИАС ПАС (Iglesias Paz), Cecap (l.X. 1881-18.VIII.1922) -
аргентинский драматург. По профессии адвокат. Драматургия, деятельность
начал в 1912. Автор пьес: "Больше, чем наука" (1911, Буэное-Айрес),
"Завоевание" (1912, Буэнос-Айрес), "Враг" (1913), "Заговор молчания"
(1917) и др. Основная тема их - положение женщины в семье и в обществе.
И. П. славится как создатель психологически тонких женских образов.
С о ч.: Obras teatrales completas, v. 1-4, В. Aires, 1925. Лит.:
Morales E., Historia del teatro argentino, B. Aires, 1944; Jones W. К n
a p p, Breve historia del teatro latinoamericano, Mexico, 1956.
ИГЛС (Eagles), Джин (26.1.1894-З.Х.1929)-американская актриса.
Сценич. деятельность начала в труппе бродячих актёров, с к-рыми
разъезжала по провинции. Прославилась своим уменьем копировать известных
актёров. Гастролируя по стране с актёрами Дж. Арлиссом и Дж. Элтиндж,
играла много ролей, гл. обр. в пьесах Беласко. Создала трагич. образ
Сэди Томпсон в пьесе "Дождь" Колтона и Рендольфа (по одноимённому
рассказу С. Моэма). И. обладала не только трагедийным, но и комедийным
дарованием. С 1928 И. выступала только в водевилях. С 1917 снималась в
кино. К. Б.
ИГНАТЙЕВА, Вера (р. 7.V.1877) - болгарская актриса. Нар. арт. НРБ.
театр. иск-во изучала , в Пражской консерватории (1895) и в Вене
(1896-98). Партнёрша К. Сарафова и Г. Кирова, И. способствовала развитию
болг. реалистич.т-ра. В 1898 дебютировала на сцене т-ра "Слеза и смех"
(София). С 1905 - актриса софийского Нар. т-ра. Изящная, подвижная,
актриса играла роли жизнерадостных и трогательно наивных молодых
девушек, создавала грациозные пленительные образы.
В 1923 под влиянием реакц. кругов И. была уволена из софийского Нар.
т-ра. После освобождения страны И. вернулась в Народный театр. Лауреат
Димитр. пр.
Роли: Дездемона; Дорина ("Тартюф"), Розина ("Севиль-скпй цирюльник"
Бомарше), Луиза ("Коварство и любовь"), Полина ("Доходное место"), Поля
("Мещане"): Аннушка ("Молодость" Халбе) и пр. Особым успехом
пользовалась в роли Любы ("Сорванец" Крылова). Ст. К
ИГНАТОВ, Сергей Сергеевич [19.VI(1.VII).1887- 7.III. 1959]-русский
советский театровед, литературовед, критик и педагог. Окончил Моск. ун-т
(1913, ро-мано-герм. отделение историко-филологич. ф-та). Лит.
деятельность начал в 1913. В 1921-25 - был зав. лит. частью моек.
Камерного т-ра. Писал статьи об актёрах и спектаклях этого т-ра. С 1921
И. вёл педагогич. работу (курс истории зап.-ев pon. лит-ры и т-ра).
Преподавал в т-рах (им. Вс. Мейерхольда и др.),
Ин-те философии, истории и лит-ры (ИФЛИ). С 1934 - в ГИТИСе.
Профессор (1939). Мн. труды И. посв. истории зап.-ев pon., в т. ч.
испанского и славянских, т-ров. Один из первых сов. исследователей
истории театра стран нар. демократии. И. принадлежит большое количество
статей в периодич. печати.
Соч.: История западноевроп. театра нового времени, М.-Л., 1940;
Испанский театр XVI-XVII вв., М.-Л., 1939; Зарождение славянского театра
на Балканах, в кн.:
Исгория западноевроп. театра, под общей ред. С. С. Мокуль-ского, т.
1, М., 1956, с. 691-720; Польский театр. там же, т. 2, М., 1957, с.
717-88; Начало русского театра и театр Петровской эпохи, М., 1918, 3
изд., М., 19-20; Лопе де Вега и его театр. "Театр и драматургия", М.,
1935, .ј 8, с. 26-34;
Вклад славян в театральную культуру Европы, "Театр", 1947, .ј 6, с.
38-47; Принципы построения истории театра западных и южных славян, в
кн.: Ежегодник Института истории искусств. II. театр. музыка, [М.],
1948, с. 105-118;
Висенте Жиль, Лопе де Вега и др.ст. в БСЭ, 1 изд., Венгрия, театр.
Румыния, театр. ст. в БСЭ, 2 изд.
Переводы Э. Т. А. Гофмана, "Дон Жуан", "Кавалер Глюк", М." 1918"
"Принцесса Бландина", М., 1925; Лопе де Руэда, "Оливы", П., 1919; К.
Гольдони, "Памела в девушках", в кн.: Гольдени К., Комедии, т. 2, Л.,
1936; С о л ь-ский Л., Воспоминания, М., 1961 (совм. с В. Борисовым). с.
г.
ИГРА - создание при помощи средств актёрской выразительности (речь,
жест, движение, мимика) художественного образа на сцене, эстраде,
цирковой арене, в кино.
ИГРЫ И ОБРЯДЫ. В процессе возникновения и развития театрального
искусства некоторые игры и обрядовые действия способствовали его
зарождению и формированию. К ним относятся игры, в к-рых име-лись
элементы подражания поступкам людей, поводе-нию животных, зачатки
диалога; обряды, в к-рых применялось преображение участников в иное
существо (см. театр. Происхождение).
Игры - особый вид деятельности человека, они воспроизводят явления
действительности и трудовой деятельности людей, развивают
психо-физические качества участников (силу, ловкость, находчивость и т.
д.).
Игра - свободная, непринужденная деятельность. Как правило, к ней
обращаются для развлечения и отдыха, в то же время многие игры имеют
учебно-познавательное, воспитательное (игры детей) и
спортивно-тренировочное значение. Участники игры переживают особое
чувство удовольствия, побуждающее их вновь обращаться к этой форме
деятельности. Различаются игры детские и игры взрослых, а по количест'
ву участников - игры индивидуальные, парные и коллективные.
Игра возникла в глубокой древности, еще в доклассовом родовом
обществе. При первобытнообщинном строе игры имели целью воспитание детей
и юношества или тренировку членов общества для их трудовой деятельности.
Участники игры упражнялись в стрельбе из лука, в метании копья, в
выслеживании дичи, развивали силу, мужество, ловкость и находчивость,
необходимые для хорошего охотника. Иногда игра приобретала характер
состязания между двумя большими группами людей, между родовыми общинами
или между мужчинами и женщинами. Воспроизводя процесс охоты, участники
игры изображали охотников и зверей, подражали их поведению, передавали
их повадки. На ранних ступенях развития человеческого общества подобное
изображение охоты на зверя носило, как правило, обрядовый характер.
Вследствие низкого уровня развития производительных сил первобытного
общества заботы о пропитании и поддержании существования требовали такой
затраты сил и времени, что человек мог пользоваться только
кратковременным отдыхом. Когда развитие производительных сил дало
возможность накопить излишки жизненно-необходимых продуктов, люди стали
использовать образовавшееся благодаря этому свободное время для
развлечения, для игр. В этот историч. период игры становятся необходимой
частью общественных, массовых празднеств и приобретают характер
коллективных "игрищ". Наиболее способные участники этих "игрищ",
выделяющиеся из общей массы, несомненно подготовляли появление
исполнителей нар. театр. представлений.
Каждая историч. эпоха накладывала свой отпечаток и на игры. В Др.
Греции коллективные игры приобретают характер состязаний (агонов)
(театр. представления также представляют собой состязания прежде всего
между драматургами). Для эпохи средневековья характерны массовые
театрализованные процессии ремесленников и массовые празднества,
приуроченные к тому или иному времени года, включавшие игры,
персонифицирующие силы природы (борьба Зимы и Лета, выборы "майских
королей" и т. д.).
В конце 19 - нач. 20 вв. широкое распространение получила теория
немецких учёных К. Бюхера и К. Гро-оса. Основываясь на формальном
рассмотрении детских игр, они доказывали, что "игра старше труда, а
искусство старше производства полезных предметов". Г. В. Плеханов,
разоблачая несостоятельность этой теории, выразил материалистич. точку
зрения на соотношение между трудом и игрой в своих "Письмах без адреса";
он доказал утилитарное значение игры, её зависимость от трудовой
деятельности человека.
Количество игр -велико и принципы научной классификации их
неопределённы. В. Н. Всеволодский-Гернгросс в сборнике "Игры народов
СССР" (М.- Л., 1933) предлагает различать три типологические группы игр
народов СССР: драматические, спортивные и орнаментальные. Некоторые виды
игр, по мнению автора, являются промежуточными между этими основными
группами. По мнению В. Н. Всеволодского, игры драматические
характеризуются "наличием художественного образа и драматического
действия", игры спортивные - "наличием соревнования и тренажа
физического или умственного". Игры орнаментальные включают хореографич.
элементы и развитие их приводит к танцу.
Широкое распространение получила теория генетической связи между
игрой и т-ром. Основываясь на том, что игры воспроизводят явления
действительности и что в некоторых играх наличествуют художественный
образ, драматич. действие, диалог, сторонники этой теории утверждают,
что театр. представления развиваются из игр.
Несомненно, что некоторые игры оказали своё влияние на процесс
формирования театр. иск-ва. Они использовались в представлениях нар.
т-ра и стали одним из истоков творчества, особенно у народов, лишь
недавно создавших проф. театр. иск-во (т-ры республик Ср. Азии и др.).
Но социальное назначение игр существенным образом отличается от
общественной роли театр. представлений, призванных прежде всего
воздействовать на зрителей; театр существует для зрителя, играют прежде
всего "для себя".
В процессе возникновения и развития театр. иск-ва важнейшее значение
имели некоторые обряды. Социальное назначение обряда было вызвано
бессилием человека перед силами природы, его стремлением воздействовать
на неё; в этих целях участники обряда маскировались животными, своими
предками или каким-либо фантастич. существом (духом), к-рое или
покровительствует людям и якобы может оказать им помощь или, наоборот,
вредит им. Участники обряда свершали обряд ради воздействия на природу.
Если для участия в игре достаточно было внешнего подражания тому или
иному объекту изображения, то при совершении обрядового действия от
исполнителей требовалось более полное преображение в исполняемый образ.
Участники обряда стремятся передавать поведение изображаемого персонажа,
отходя от своей индивидуальности, изменяя облик (применяют маскировку).
Исполнение обрядов регламентируется традицией, обычаем, в то время как в
игре участник традиционной формой не связан. В то же время игры в
течение длительного времени сохраняют однажды найденные участниками
приёмы, а обрядовые действия, несмотря на стойкость обрядовых традиций,
претерпевают в процессе историч. развития общества существенные
изменения, усложняются.
На определенном историч. этапе появляется возможность перехода
некоторых обрядов в театр. представление, что особенно убедительно
прослеживается в театр. иск-ве стран Востока. Под влиянием развития
производительных сил меняется отношение человека к природе, а вместе с
тем изменяется его отношение к обряду как к мистич. церемонии, он
начинает воспринимать обрядовое действие в качестве торжественного
зрелища, близкого театр. представлению. Так, напр., зрелища "медвежьего
праздника" у хан-тов и манси, обязаны своим возникновением древним
обрядам почитания "священного животного" - медведя, святочные и
масленичные ряжения у русских связаны с религиозными обрядами,
происхождение др.-греч. трагедии было связано с почитанием козла. Связь
между игрой и обрядом столь велика, что часто бывает трудно определить
их границы, указать период, когда обряд перешёл в игру, а игра в театр.
зрелище. В эпоху средневековья (5-17 вв.) получают широкое
распространение обрядовые игры, особенно среди крестьянства. Постепенно
они теряют своё первоначальное ритуальное содержание и превращаются в
род "игрищ" - своеобразных "театрализованных" нар. зрелищ,
жизнерадостных и остроумных. Поэтому христианство-господствующая
идеология средневековья- преследовала игры, объявляя их "бесовскими".
Это затрудняло развитие игр, но не привело к их исчезновению.
Среди множества игр и обрядов, включающих элементы театр.
иск-ва,др.-греч. агоны и римские "игры", пляски в масках у многих
народов земного шара, театрализованные процессии, "майские" и
"масленичные" игрища европ. средневековья, "масленичные" и "святочные"
игрища русских, театрализованные процессии у многих народов стран
Востока (Бирма, Индия, Китай, Корея, Япония), процессия маскированных
животными "баронган" в Индонезии, "покойницкие" игры у русских,
молдаван, марийцев и мордвы, в Зап. Украине, игры с изображением
"священного животного" ("медвежьи праздники") у народов Севера, шествие
с "дракономи танцы "львов" в Китае, "баронг" на Бали в Индонезии,
"кееноба" в Грузии, игры в животных и птиц (в козу, кобылку, медведя,
коршуна и т. д.), земледельческие игры ("ленок", "маки-маковочки",
"капустка" и т. д.), бытовые и детские игры ("казаки-разбойники", в
"школу" и т. д.) (см. сб. "Игры народов СССР", М.-Л., 1933).
Игры продолжают жить и в настоящее время - их питает богатейший
фольклор народов СССР, они вбирают в себя многообразные явления
действительности. В Советском Союзе групповые и массовые И. являются
одним из разделов художественной самодеятельности.
Лит.: Плеханов Г. В., Письма без адреса. Письмо третье, М., 1956, с.
65-68; Авдеев А. Д., Происхождение театра. Л., 1959;
Всеволодский-Герн-гросс В. Н., Русский театр от истоков до середины
XVIII в., М., 1957; Чичеров В. И., Зимний период русского народного
земледельческого календаря, "Тр. Ин-та этнографии им. Н. Н.
Миклухо-Маклая", новая серия, т. 40, М., 1957; Харузина В. Н.,
Этнография, М., 1909; её же. Игрушки у малокультурных народов, в сб.:
Игрушка. Ее история и значение, М., 1912, с. о5-139; Материалы чисто
фактологического характера можно найти во многих работах по истории
культуры и этнографии, как, напр., Тейлор Э. Б., Первобытная культура,
т. 1-2, СПБ. 1896-97; Харузин Н. Н., Этнография, вып. 4, СПБ. 1905; Игры
народов СССР. Сборник, М.-Л., 1УЗЗ; Покровский Е. А., Детские игры
преимущественно русские, 2 изд., М., 1895. Аре А
ИДАЛЬГО (Hidalgo), Хуан (ок. 1600-ЗО.Ш.1685)-испанский композитор. В
1631-85-арфист Королевской капеллы в Мадриде. Автор первой исп. оперы
"Одним лишь взором ревность убивает" на текст Кальдеро-на (1660). Опера
была исполнена в королевском дворце "Буэн Ретиро" в Мадриде. В отрывках
сохранились оперы "Пурпур розы" (1660), "И амур не свободен от любви"
(1662; обе на текст Кальдерона) и др. Творчество И. высоко ценилось
современниками, ему был присвоен титул "единственного в иск-ве музыки".
Лит.: Subira J., El operista espanol D. Juan Hidal-po, Madrid, 1934;
UrsprungO., "Celos aun del Aire matan". Text v. Calderon. Musik, v.
Hidalgo, die alteste erhaltenespanische Oper, в кн.: Festschrift A.
Schering zum 60.... В., 1957. м. Лиц.
ИДАЛЬГО (Hidalgo), Эльвира де (р. 1892) - испанская артистка оперы
(колоратурное сопрано). Пению обучалась у К. Бордальба и М. Видаля. В
1908 успешно дебютировала на сцене т-ра "Сан-Карло" (Неаполь) и Т-ра
Сары Бернар (Париж) в опере "Севильский цирюльник". В 1909-33 выступала
в оперных т-рах мн. городов мира, в т. ч. Нью-Йорка
("Метрополитен-опера", 1910, 1924-26), Рима ("Ко-станци", 1910-11,
1915-19), Барселоны ("Лисео", 1911-12, 1912-13, 1916-17, 1922-23),
Парижа ("Гранд-Опера", 1912, 1916, 1923, 1924), Буэнос-Айреса ("Колон",
1914, 1922), Милана ("Ла Скала", 1916, 1922), Мадрида ("Реаль", 1916-17,
1922-23), Лондона ("Ковент-Гарден", 1924). В 1913 пела в Петербурге. С
1933, оставив сцену, преподавала пение в Афинах. С 1959 И.-профессор
консерватории в Анкаре. Среди учеников И.- М. Каллас.
Наряду с Р. Барръентос И. принадлежит к выдающимся исп. вокалистам
1-й пол. 20 в. Обладала очень подвижным голосом хрупкого, серебряного
тембра, виртуозной техникой. Мягкая, тонкая игра, прихотливые вок.
краски, лиризм отличали исполнение И. Лучшая партия И.- Розина.
Партии: Линда, Лючия. Норина, Адина ("Линда ди Ша-муни", "Лючия ди
Ламмермур", "Любовный напиток", "Дон Паскуале" Доницетти), Амина,
Эльвира {"Сомнамбула", "Пуритане" Беллини), Церлина ("Дон Жуан"), Лакме
(о. п. Делиба), Динора (о. п. Мейсрбера), Офелия, Миньон ("Гамлет",
"Миньон" 'Тома),Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Мюзетта
("Богема"), Виолетта, Джильда и др.
Лит.: L a u r j-V о 1 р i G., Voci parallele, [Mil., 1955]; Cederna
С., I capricci (Tarte di E. de Hidalgo. "L'Europeo", Mil., 1955, 4
sett., Л 36. Ал. М.
ИДАЯТЗАДЕ, Исмаил Гусейн оглы (19.VIII.1901-11.XI.1951) -
азербайджанский советский актёр, режиссёр, театральный деятель. Нар.
арт. Азерб. ССР (1938). Был деп. Верх. Совета Азерб. ССР. Сценич.
деятельность начал в 1917, будучи учеником участвовал в спектаклях проф.
нац. коллективов. С 1920 - актёр Азерб. гос. т-ра (нынеТ-р им.
Азизбекова). Первые значит, работы-Абдулалибек ("Се-виль" Джабарлы,
1928), Швандя {"Любовь Яровая", 1929). Уже в ранний период деятельности
И. определились две тенденции его творчества: он с успехом исполнял роли
героев и характерные роли. К концу 20-х гг. главным в творчестве И.
становится стремление придать своим сценич. образам яркую реалистич.
характерность. В 30-х гг. И. создал образы, отмеченные неповторимым
индивидуальным своеобразием, мастерством сценич. перевоплощения - Шариф
и Саламов ("Алмас", 1931, "В 1905 году", 1931, Дж. Джабарлы), Селестен
("Интервенция" Славина, 1932), Шейх Насрулла ("Мертвецы" Дж.
Мамедкулизаде, 1933), Шмага ("Без вины виноватые", 1935), Гаджи Кара
("Приключение скряги" Ахундова, 1937) и др.
С 1934 И. занимался и режиссёрской деятельностью. Первая самостоят,
работа - героико-роман-тич. спектакль "Сиявуш"Джавида (1934, Т-р им.
Азизбекова). Затем последовали "Шах-наме" Джанана I1936 там же), опера