<< Пред. стр. 318 (из 913) След. >>
массовых сцен (известность получила сцена сражения во 2-м акте"Разбойников").
И. привлёк к работе т-ра драматурга X. Граббе, композитора Ф.
Мсндельсона-Бартольди, живописцев "дюссельдорфской школы" - И. В.
Ширмера, Т. Хильдебрандта. В отдельных спектаклях т-ра принимали участие
известные нем. актёры - К. Зейдельман (Натан - "Натан Мудрый" Лессинга),
Каролина Линднер (леди Мпльфорд)-осознавшие ценность его театральных
реформ. И. выработал "Правила", определявшие обязанности актёров,
заботился об их материальной обеспеченности. Т-р И. был в 1837 закрыт
из-за недостатка средств. И. принадлежит ряд исследоват. работ по т-ру.
Соч.: Samtliche Werke. Hrsg. v. R. Boxberger, Bd l-20, В., 1883; то
же, Hrsg. v. H. Mayne, Bd l-5, Lpz." [1906].
Лит.: Энгельс Ф., Воспоминания Иммермана, в кн. :
МарксК.иЭнгельсФ., Соч., т. 2, M.-Л., 1931; Fe l 1-n e r R.,
Geschichte einer deutschen Musterbuhne, Stuttg., 1888; Wi ttsack R., K.
L. Immermann als Dramaturg, B., 1914; L i n z er M., "Die Dusseldorfer
Musterbuhne" Karl Immermanns. Theatralische Sendung, [В.], 195P. Ц. H.
ИМПЕРАТОРСКИЕ ТЕАТРЫ (Казённые театры) в России - театры,
находившиеся в ведении царского двора.
Придворные т-ры в России появились в 1672 при царе Алексее
Михайловиче (этот т-р существовал до 1676). В 1702 Пётр I построил в
Москве на Красной площади публичный т-р ("Комедиальная храмина"), к-рый
просуществовал до 1706. В нём выступали нем. и рус. труппы И. Кун ста и
его преемника О. Фюрста. Кун-стом была создана первая в России драм.
школа. В последующие годы на придворной сцене в Петербурге и в Москве
выступали исключительно иностранцы: итал. опера с балетом Арайи, нем.
труппы Манна, К. Аккермана, К. Нейбер, французская - Сериньи и др. В
сер. 18 в. возрос интерес к рус. т-ру. В 1752 в Петербург была вызвана
ярославская труппа во главе с Ф. Волковым. Часть актёров труппы Волкова
была определена для обучения в кадетский Шляхетный корпус. 30 авг. 1756
императрицей Елизаветой был дан указ Сенату "учредить Русский для
представления трагедий и комедий театр". Директором т-ра был назначен А.
П. Сумароков. С этой даты начинается история публичных рус.
императорских (казённых) т-ров. Ядро т-ра, созданного в 1756, составили
выученики кадетского корпуса из разночинцев и актёры ярославской труппы
- Ф. и Г. Волковы, И. Дмитревский, Я. Шумский и др. Ассигнования на рус.
труппу были ничтожны - 5 тыс. руб. в год, в то время как содержание
франц. труппы составляло 20 тыс. руб. в год. Первыми рус. актрисами были
А. М. Дмитровская, выдающаяся трагич. актриса Т. М. Троепольская и др.
Труппа И. т. состояла преим из крепостных. Русский т-р помещался в
Головкинском доме (ныне на этом месте - здание Академии художеств) на
Васильевском острове. В 1759 управление рус. т-ром перешло в ведение
придворной конторы, и он был включён в число придворных трупп, дававших
представления преим. для придворной и дворянской публики. В 1766
Екатерина II учредила Дирекцию Императорских театров. Первый директор И.
т.- И. П. Елагин составил "Стат всем к театрам и к камер и к бальной
музыке принадлежащим людям". В этот первый театр. штат, утверждённый
Екатериной II, вошли: 1) итальянская опера и камер-музыка, 2) балет, 3)
бальная музыка, 4) французский т-р, 5) российский театр. 6)
принадлежащие к театру люди и мастеровые. Тем же "Статом" была основана
театр. школа и установлены пенсии артистам. Специальным указом был
создан Комитет для управления зрелищами и музыкой. Этот указ определил
организационные формы деятельности И. т. Рус. драм. труппа сохраняла
наименование придворной и продолжала давать спектакли на придворной
сцене в очередь с другими придворными труппами. Наряду с этим рус.
актёры должны были давать и публичные представления "за деньги на
городских театрах". Спектакли происходили в т.н. Каменном, или Большом,
т-ре, в т-ре на Царицыном лугу, или Деревянном т-ре, и на сцене
придворного Эрмитажного т-ра. В 1784 Комитет издал "Узаконения Комитета
для принадлежащих к придворному театру", представляющие собой свод
правил, определяющий поведение всех "принадлежащих к придворному т-ру".
В 1806 были созданы моек. И. т. Спектакли давались в доме Пашкова, с
1808-в Новом Императорском т-ре (Арбатском), затем с 1814 -в т-ре
Апраксина на Знаменке. В октябре 1824 был открыт Императорский Малый
т-р, а в январе 1825 состоялся первый спектакль в Императорском Большом
т-ре. В 1823 моек. т-ры были выделены из общей Дирекции и отданы в
ведение моек. генерал-губернатора, назначавшего моек. директоров И. т. В
1826 учреждается министерство императорского двора, в ведение к-рого
переходят все И. т. В 1829 упраздняется театр. Комитет, управляющий
петерб. И. т., и взамен коллегиального руководства устанавливается
единовластие директора. В 1842 под властью директора И. т. объединяются
петерб. (Ма-риинский, Александрийский и Михайловский т-ры) и моек.
(Большой и Малый т-ры) сцены. Дирекция И. т. ведала репертуарной и
административно-хозяйств. жизнью И. т., регламентировала материальные,
бытовые и творческие условия работы артистов, взаимоотношениями т-ров с
драматургами. При И. т. существовали театр. школы, готовившие артистов
балета, оперы и драмы. В 1839 вышло "Положение об артистах императорских
театров", согласно к-рому утверждалось деление артистов по занимаемому
ими амплуа на 3 разряда: 1) главные исполнители ролей (1-е амплуа) всех
родов драматич. иск-ва, режиссёры, капельмейстеры, декораторы, солисты
оркестра, солисты балета, главный костюмер и дирижёры оркестра, 2)
исполнители 2-х и 3-х ролей (2-е амплуа), суфлёры, "гардеробмейстеры,
музыканты, "театрмейсте-ры", скульпторы", фехтмейстеры, 3) хористы,
актёры для выходов (3-е амплуа), фигуранты, парикмахеры, нотные писцы,
певчие, надзиратели нотной конторы и др.
Благодаря сосредоточению в составе трупп большого числа талантливых
актёров И. т. были значительным явлением в культурной жизни России.
Однако положение актёров было крайне тяжёлым. Дирекция практиковала
аресты "при театре" и "при конторе" как меру административного
воздействия на провинившегося актёра. Распоряжением от 1827 чиновники,
поступающие на сцену, лишались чинов, и только в 1831 было разрешено
возвращать чины актёрам при увольнении. Дирекция проводила
консервативную, реакционную политику руководства т-ром, отрицательно
относилась к произведениям рус. нац. реалистич. драматургии,
препятствовала появлению на сцене прогрессивных произв. рус. писателей и
композиторов, поощряла и материально поддерживала иностр. труппы в ущерб
интересам рус. т-ра. В 1827 публикуются "Положения об управлении
императорскими театрами", к-рые официально предоставляют право Дирекции
регулировать театр. жизнь столиц. Монополия Дирекции И. т. (см.
Монополия Императорских театров) была отменена только в 1882. Во 2-й
пол. 19 - нач. 20 вв. контора И. т. представляла своеобразный
департамент с огромным количеством чиновников. Прогрессивные актёры,
режиссёры, драматурги вели постоянную борьбу с Дирекцией И. т. В конце
19 в. в И. т. были проведены преобразования, поднявшие их худож.
уровень. В 1881 комиссия "по искусственной части", в состав к-рой
входили А. Н. Островский, Д. В. Аверкиев, А. А. Потехин, Э. Ф. Направник
и др., выработала цикл театр. реформ; в 1882 была упразднена бенефисная
система, изданы новые "Правила для внутр. управления И. т.". В 1885
заведующим репертуаром моек. И. т. назначается А. Н. Островский, к-рый
стремился осуществить театр. реформы. Он выступал в печати со статьями,
писал докладные записки в Дирекцию И. т. и министерство двора о
положении т-ра в России, о причинах упадка драматич. иск-ва, об
обстоятельствах, препятствующих развитию драматич. иск-ва в России,
устройстве рус. нац. т-ра в Москве, о пренебрежительном отношении
Дирекции И. т. к рус. нац. реалистич. драматургии. Но Островскому не
удалось преодолеть сопротивление чиновников двора, царской цензуры. В
1898 в Москве был создан Новый И. т., просуществовавший 9 лет.
Молодёжной группой этого т-ра руководил А. П. Ленский, пытавшийся
осуществить здесь свои творч. замыслы, освободить И. т. от шаблона,
рутины, казёнщины, мешавших плодотворному развитию рус. сце-нич. иск-ва.
Однако чиновники министерства и Дирекция И. т. не дали Ленскому
возможности провести эти реформы в жизнь. В 20 в. театр. реформы
осуществили частные т-ры (МХТ, Моск. частная опера Мамонтова и др.).
Октябрьская революция, сделав бывшие И. т. (Большой, Малый,
Александрийский, Мариин-ский) достоянием народа, сохранила накопленные
ими культурные ценности и создала благоприятные условия для их развития.
Лит.: Погожев В. П., Столетие организации императорских Московских
т-ров, т. 1-3, СПБ, 1906-1908; Т а-н e ев С. В., Из прошлого
императорских т-ров, вып.1,СПБ, 1885; Д р и з e н H. В.,
Стопятидесятилетие императорских т-ров, [СПБ, 1906]; Теляковский В. А.,
Воспоминания, П., 1924; e г о же. Императорские т-ры и 1905 год. Л.,
(926; Борисоглебский M. [сост. ], Материалы по истории русского балета,
т. 2, Л., 1939, с. 127-308; В а л ь ц К. Ф., Шестьдесят пять лет в
театре, Л., 1928; Данилов С. С., Очерки по истории русского драматич.
т-ра, М.-Л., 1948; Архив дирекции императорских т-ров, СПБ, 1892;
Ежегодник императорских т-ров. Сезон 1891-1892, СПБ, 1893. С. Г., А
Д.
ИМПРЕСАРИО (итал. impresario, от impresa - предприятие) - в
буржуазных странах частный предприниматель, организатор зрелищных
предприятий, устроитель концертов, а также агент, действующий от имени
крупного артиста-гастролёра, заключающий для него контракты и т. п. В
Италии 16-18 вв. И.- организатор, владелец частной оперной труппы,
директор т-ра, определявший его репертуар. См. также Антрепренёра
Антреприза.
ИМПРЕССИОНИЗМ (франц. impressionismo, от impression - впечатление) -
художественное течение, провозгласившее основной целью иск-ва передачу
мимолётных впечатлений, чувственных, субъективных ощущений и настроений
художника. И. связан с отходом от больших идейно-обществ. задач иск-ва.
Муз. И. сложился во Франции на рубеже 80-90-х гг. 19 в. и затем
распространился в др. странах. И. в муз. т-ре представлен сочинениями
К.Дебюсси (опера "Пел-леас и Мелизанда"), М. Равеля (опера "Испанский
час"), М. де Фальи (балет "Любовь и колдовство"), П. Дюка (опера "Ариана
и Синяя Борода"). Наиболее известным образцом И. в опере является
"Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси на либр. по пьесе Метерлинка. Муз. стиль
оперы отличается камерностью, тонкостью деталей, изысканностью. В рус.
музыке И. не получил широкого распространения. Влиянию И. подверглись
лишь нек-рые второстепенные композиторы, напр. Ребиков (оперы "‚лка",
"Бездна"), Черепнин (балет "Павильон Армиды").
Чертами И. отмечено творчество ряда крупных режиссёров и актёров
конца 19 и нач. 20 вв. (во Франции - режиссёр А. Антуан в своих поздних
постановках в Свободном т-ре, актриса Г. Режан,в Италии - актёр Э.
Цаккони, в Германии - режиссёр О. Брам, актёры С. Моисеи, Г. Эйзольдт).
Импрессионистич. характер носили нек-рые спектакли М. Рейнхардта (напр.,
"Сон в летнюю ночь" и "Укрощение строптивой" Шекспира). В России
тенденции И. проявились в иск-ве МХТ (1907-09), в деятельности режиссёра
Ф. Ф. Комиссаржевского, актёра П. Н. Орле-нева и др.
ИМПРОВИЗАЦИЯ (франц. improvisation, от лат. improvisus - неожиданный)
(в театре) - сценическая игра, не обусловленная твёрдым драматургическим
текстом и не подготовленная на репетициях. С древних времён в нар.
обрядовых и бытовых играх возникали несложные драматич. тексты на злобу
дня, к-рые создавали участники этих игр и тут же их исполняли. В
дальнейшем из среды нар. лицедеев-импровизаторов стали выделяться проф.
актёры (мимы, гистрионы, скоморохи, жонглёры и пр.). С И. были связаны
проф. формы нар. т-ра: др.-греч. мим, др.-рим. фесценнины, др.-рус. т-р
скоморохов, итал. комедия дель арте, франц. ярмарочный театр и др. В
т-рах, пользовавшихся И., представление создавалось на основе сюжетной
схемы-сценария. По ходу действия актёры сочиняли текст, прибегали к
сатирич. шуткам и комич. выходкам, обращались с репликами к толпившимся
вокруг подмостков зрителям. Актёры-импровизаторы широко использовали
богатый опыт нар. театр. иск-ва. И. пользовались нар. актёры,
выступавшие в ролях постоянных персонажей-масок и сохранявшие из
спектакля в спектакль свои сценнч. функции - имена, черты характера,
внешности (костюм, грим). Среди выдающихся актёров-импровизаторов -
Пилад и Бафилл (др.-рим. т-р), знаменитое франц. фарсовое трио -
Гро-Гильом, Тюрлюпен, Го-тъе-Гаргилъ (17 в.) и особенно актёры итал.
комедии дель арте - Д. и Т. Мартинелли, И. и Ф. Андреини, Д.
Бьянколелли, А. Сакки и др. (16-18 вв.). Аристо-кратизация комедии дель
арте привела к упадку иск-ва И.: импровизированные представления
вырождаются в пустое, чисто внешнее зрелище, приобретают формалистич.
характер. Иск-во И. было воспринято и переработано в 18-19 вв. мн.
виднейшими драматургами (Мольер, Гоцци, Гольдони) и актёрами (Шредер,
Фредерик-Леметр, Живокини). Реалп-стич. сатирич. тенденции т-ра И.
плодотворно осваивались в процессе дальнейшего развития театр. иск-ва. В
1919-37 в Москве существовал т-р И.- "Семпе-ранте".
К И. обращались мн. крупные художники сцены. Свидетельством этого
является анализ игры П. С. Мо-чалова, сделанный В. Г. Белинским в его
статье "Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (Собр. соч., т.
1, 1948). Деятели передового рус. и сов. т-ра- К. С. Станиславский, Е.
Б. Вахтангов, а также М. Горький, утверждали ценность И. в процессе
создания спектакля. И. может присутствовать в игре актёра в большей или
в меньшей степени. Если действия актёра в роли (словесные и
бессловесные) "подлинны, продуктивны и целесообразны" (С т а н и с л а
в-с к и и), если они совершенно искренни и выполняются с полной
непосредственностью, то они не могут быть точно повторяемы при каждом
показе спектакля и, следовательно, содержат в себе И. Много раз исполняя
одну и ту же роль, актёр действует на каждом спектакле так, как это
представляется ему целесообразным, логичным в данном случае. Присутствие
И. в игре актёра может служить показателем того, насколько он овладел
логикой действия образа, насколько полно и искренне его переживание
роли. Характер и объём И. в каждом конкретном случае определяются
характером данной роли, жанром пьесы, её режиссёрским истолкованием.
В совр. театр. педагогике работа над этюдами построена на И.: перед
учащимся выдвигаются "предлагаемые обстоятельства" с тем, чтобы он,
учитывая их, действовал так, как ему это свойственно "сегодня, здесь,
сейчас". При выполнении этюда импровизируются действия, а иногда в
зависимости от "предлагаемых обстоятельств" импровизируется и речь. И.
применяется и в репетиционной работе над ролью, поскольку в этой работе
используются этюды (напр., когда актёры и режиссёр ищут такую логику
поведения героя, к-рая не только вытекала бы из пьесы и режиссёрского
замысла, но и была бы органична самому актёру, соответствовала его
индивидуальности). Лучшее из того, что удалось найти на репетициях при
помощи И., включается в установленный рисунок роли. Так создаётся логика
действий образа, к-рую актёр выполняет на каждом спектакле с полной
непосредственностью, прибегая к И. П. Е.
ИМС (Eames), Клэр (5.VIII.1896-18.XI.1930) - американская актриса.
Получила образование в Кливленде и Париже. В 1918 начала сценич.
деятельность, дебютировала в нью-йоркском т-ре "Гринуич виллидж" в роли
Софьи ("Большая сцена" Шницлера). В 1919 - актриса т-ра "Эмпайр"
(Нью-Йорк). В 1927-28 И. выступала в Лондоне в т-ре "Сент-Мартин". В
своём творчестве И. стремилась утверждать положительные нравств. идеалы.
Её героини - обычно женщины, обладающие тонким интеллектом, отстаивающие
человеческое достоинство и независимость.
Роли: Мария Стюарт (о. п. Дринкуотера), леди Макбет;
Гедда Габлер и Рита (о. п. и "Маленький Эйольф" Ибсена), Лавинпя
("Андрокол и лев" Шоу), леди Тиффани ("Мода" Мауэтт), Карлотта Эш,
Керри, Христина ("Счастливчик Сэм Маккарвер", "Дочь Нэда Маккоба",
"Серебряная струна" Хоуарда). К. Б.
ИМС. (Eames), Эмма (13.VIII.1865-13.VI.1952) - американская артистка
оперы (драматическое сопрано). Пением занималась в Бостоне с 1882,
совершенствовалась с 1886 в Париже у М. Маркези. После восторженного
отзыва Ш. Гуно И. дебютировала на сцене "Гранд-Опера" (1889). С 1891
пела в т-рах "Метрополитен-опера" и "Ковент-Гарден". С 1909 выступала
эпизодически. В 1916 И. оставила сцену. Голос И. славился редкой
красотой тембра и чистотой звучания. Исполнение певицы отличалось
виртуозной техникой у большой выразительностью, глубокой драматич.
осмысленностью.
Партии: Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно)" Эльза, Елизавета,
Зиглинда, Ева ("Лоэнгрин", "Тангейзер"," Валькирия", "Нюрнбергские
мейстерзингеры" Вагнера), Дездемона, Алиса ("Отелло", "Фальстаф" Верди),
Донна Анна, Пакина ("Дон Жуан", "Волшебная флейта"), Микаэла, Аида,
Чио-Чио-сан и др.
Соч.: Some memories and reflections, N. Y.-L." 19'27. Лит.: Shaw e-T
a v l o r D., Emma Eames, "Opera", IL.], 1957, .ј l. Pc. T.
ИНАСАРЙДЗЕ (И H а с а р и), Шалва Трофимович [p. 17(30).IX. 1900] -
грузинский советский режиссёру засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943). С
юношеских лет работал актёром и режиссёром на самодеят. и проф. груз.
сцене. В 1934 окончил режиссёрский ф-т ГИТИСа и с этого времени работает
режиссёром-постановщиком в Батумском т-ре. Пост. много совр. и классяч.
спектаклей.
Лит.- на груз. яз.- Герсамия С., Батумекий театр. Батуми, 1949. Г. ?.
ИНАШВЙЛИ, Александр (Сандро) Иович [11(23). VI II. 1887-4. VI. 1958]
- грузинский советский артист оперы (лирико-драматический баритон) и
педагог. Нар. арт. СССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Пению
обучался в студии проф. Е. К. Рядно-ва в Тифлисе; брал уроки у Э.
Джиральдони в Италии (1923). С 1912 выступал в спектаклях Нар. т-ра в
Тифлисе и передвижной оперной труппы С. Евла-хова. С 1916 - солист, с
1933 - зав. худ. частью Тбилисского т-ра оперы и балета. Гастролировал в
Москве (1926), Ленинграде (1932-33), др. городах СССР, а также в Италии
и Испании (1923-25). Голос И., ровно звучавший во всех регистрах,
отличался подвижностью и красотой тембра. Исполнит. манере И. были
присущи тонкая фразировка, артистизм и благородство. И.-один из
основоположников груз. вок. иск-ва, первый исполнитель гл. партий в нац.
операх: "Абе-салом и Этери" и "Даиси" Палиашвили (Мурман, Киазо),
"Дареджан Коварная" Балан-нивадзе (Гоча), "Лейла" До-лидзе (Феваз),
"Сказание о Шота Руставели" Араки-швили (Абдул Араб).
Др. партии: Борис Годунов, князь Игорь,Грязной, I Евгений Онегин,
Елецкий, Демон, Эскамильо, Фигаре; 1 Мефистофель, Валентин ("Фауст"),
Альфио ("Сельская честь" 1 Масканьи), Атанаэль ("Таис" Массне) и др.
Выступал в концертах. С 1928 вёл педагогич. работу 1 в Тбилисской
консерватории (с 1942-профессор).! Среди учеников И.-М. Амиранашвили, Н.
Джапа-1 ридзе, Ш. Кикнадзе, П. Томадзе, И. Шушания, П. Заамешвили и др.
Л. Ц.
"ИНГА" - драма в 4 д. А. Г. Глебова (о борьбе за равноправие женщины
в хозяйственной и культурной жизни). Соч. 1929. Пост. 14 марта 1929 в
Моск. т-ре Революции (реж. Терешкович, худ. Родченко, комн. Н. Попов,
Инга - Ворон, Лабунская, Гречанников - Лишин, Соловьёв, Глафира -
Глизер, Волгина, Мэра - Богданова, Страхова, Сомов - Дм. Орлов, Рыжев -
Белокуров, Немцевич - Зубов, Латышевский, Вероника - Пыжова, Болтиков -
Бахарев, Милляр, Настя - Н. Иванова, Шурупова). "И." ставили в 1929-30:
Большой Драматич. т-р, Ленинград (реж. Дмохов-ский, худ. Снопков, комп.
Дешевов, Инга - Комаровская, Гречанников - Лариков, Рыжев - Мичурин,
Болтиков - Лаврентьев), Т-р им. Я. Купалы, Бакинский рус. т-р,
Горь-ковский т-р (реж. Соболыциков-Самарин, худ. Кигель, Инга - Зорич,
Куприянова, Глафира - Врублевская, Ры-жёв - Муратов), Смоленский т-р.
Воронежский т-р. Ярославский т-р. Саратовский т-р. Кременчугский т-ру
Свердловский т-р. Владимирский и мн. др. т-ры. Пьеса переводилась на
арм., белорус., азерб. яя. "И." ставили за рубежом: т-р Пискатора,
Берлин (191; перев. Гоца, реж. Нейбауер;
Инга - Лёбингер, Гречаннетков - Фенор, Глафира - Стобрава);
Норвежский т-р, Осло (1953, перев. Л. Шена, Инга - Мюрвольд, Гречанников