<< Пред.           стр. 331 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 постигать "душу роли", влезать "так сказать, в кожу действующего лица",
 "не подделаться, а сделаться" тем лицом, к-рое он изображает, "ходить,
 говорить, мыслить, чувствовать, как хочет автор". Для каждого типа
 Щепкин искал законченную, художественно обобщённую форму выражения, не
 допуская излишней бытовой детализации игры и последовательно искореняя
 всякую внешнюю эффектность, готовые решения, штампы. Метод Щепкина
 требовал от актёра постоянного внутреннего "вынашивания" роли, её
 непрерывного обдумывания. Творчество становилось делом величайшего
 значения и ответственности. Отсюда возникла и высокая этика актёрского
 труда: "Театр для актера - храм,-говорил Щепкин,- священнодействуй или
 убирайся вон".
  Традиции Щепкина легли в основу всего последующего развития И. а. в
 России. Новую фазу развития рус. художеств. культуры отразил А. Е.
 Мартынов, продолжавший поиски социальной и психологич. правды актёрского
 творчества. В своих сценич. образах Мартынов достиг величайшей остроты
 выражения трагических сторон действительности. Он приходит к этому через
 раскрытие психологии своего героя, внутр. конфликтов его сознания, через
 гуманистич. трактовку характера, объясняющую неизбежность сознательного
 и бессознательного бунта личности против общественного угнетения.
 Мартынов и его последователи утверждают на русской сцене манеру игры,
 лишённую театр. приподнятости, основанную на естественности, простоте,
 глубокой сдержанной эмоциональности, тонкой передаче душевных
 переживаний персонажа. Свои лучшие образы Мартынов создаёт в пьесах И.
 С. Тургенева и А. Н. Островского.
  Приход в театр Островского открыл новый этап в развитии реалистич.
 рус. И. а. Т-р начал отражать процесс социального развития рус. общества
 в эпоху интенсивного формирования в России капиталистич. отношений,
 кризиса и распада крепостнич. форм жизни, неудержимого роста молодых
 свободолюбивых сил. В И. а. усиливается тенденция к социально-бытовой
 обрисовке характера, раскрытию его нац. специфики, выявлению огромной
 роли народного начала в духовно-нравственной жизни рус. общества. Эти
 устремления особенно ярко выражаются в творчестве П. М. Садовского и
 актёров его школы. Наследуя щепкинский гуманизм, психологичность,
 принцип слияния актёра с изображаемым лицом и ряд других важнейших
 традиций реализма 30-40-х гг., школа Садовского вместе с тем имеет свою
 творч. программу. Не боясь неприглядных сторон жизни, актёры этой школы
 ищут свой идеал в образе человека из народа, в среде купцов, мещан,
 трудовой интеллигенции, открывают нравств. красоту в обездоленных,
 униженных жизнью людях (П. Садовский - Любим Торцов). П. М. Садовский,
 Л. П. Никулина-Косицкая (1829-68), О. О. Садовская (1850-1919) и др.
 достигали огромного мастерства в иск-ве создания нац. колорита,
 придавали особую выразительность речи, насыщая её яркими красками нар.
 говора, усиливая значение интонации, мелодики речи, превращая слово в
 средство обрисовки характера. Вначале Садовский не принимал сознательной
 идейности Щепкина, противопоставляя его требованиям бестенденциозное
 "органическое" И. а. Однако со временем творчество Садовского всё более
 насыщается социально-обличительным содержанием, приобретает силу
 глубокого обобщения (Дикой - "Гроза", Юсов - "Доходное место" и др.).
 Реализм в И. а. развивается и в формах, выходящих за пределы этих школ,
 но их принципы развивают так или иначе все крупные рус. актёры 2-й
 половины 19 в.: разнообразный и глубокий художник А. П. Ленский
 (1847-1908), темпераментная, тяготеющая к яркой эмоциональной игре Г. Н.
 Федотова (1846-1925), близкая народническим настроениям, трагическая,
 порывистая П. А. Стрепе-това (1850-1903), ироническая, безошибочная в
 своём остро-характерном рисунке М. Г. Савина (1854- 1915), блестящий
 сценич. импровизатор, актёр огромного творч. диапазона К. А. Варламов
 (1848- 1915) и др. Стремление к реалистич. многосторонности, глубине
 сценич. перевоплощения объединяет этих художников, столь различных по
 творч. индивидуальности.
  Усиление революционно-освободит. тенденций в рус. обществ, жизни
 60-70-х гг. создаёт предпосылку возрождения в И. а. реалистич. и
 романтич. традиций. Но романтизм в это время сильно обогащается
 воздействием реализма и во многом приобретает новые качества. Примером
 этого является творчество великой рус. трагич. актрисы М. Н. Ермоловой
 (1853-1928). В её иск-ве произошло глубокое слияние принципов щепкинской
 школы (простота, полнота внутр. перевоплощения в образ, многосторонность
 в разработке характера, его жизненная определённость) с романтич.
 вдохновенностью творчества, проникнутого идеями жертвенности,
 гражданского подвига, страстной борьбы, исполненного героики,
 эмоциональности, высокой патетики. Близки Ермоловой по творч.
 устремлению А. И. Южин (1857-1927), Ф. Д. Горев (1850-1910), Ю. М. Юрьев
 (1872-1948), груз. актёр В. С. Алекси-Месхишвили (1857-1920), арм. актёр
 П. Адамян (1849-96), укр. актриса М.К. Заньковецкая (1860- 1934) и др.
  19 в. отмечен формированием актёрских нац. школ у других народов,
 населявших Россию. Органически вобрав в себя лучшие традиции нац.
 художеств. творчества и опыт передового реалистич. рус. т-ра, эти школы
 выдвинули выдающихся представителей И. а.: К. Т. Соленик (1811-51), И.
 X. Дрейсиг (1791-1888), Н. К.Садовский (1856- 1933), П. К. Саксаганский
 (1859-1940) - на Украине, Г. Чмшкян (1837-1916), О. А. Абелян
 (18651936)-в Армении, В. А. Абашидзе (1854-1926), Н. М. Габуния
 (1859-1910), М. М. Сапарова-Абашидзе (1860-1940) - в Грузии, Д. Зейналов
 (1865-1918), Г. Араблинский (1881-1919) - в Азербайджане, А. Алунан
 (1848-1912) - в Латвии, и др. сочетали в своём творчестве стремление
 создавать жизненно-правдивые образы, верно отражать жизнь народа с
 героико-романтич. устремлённостью. Публицистически страстное,
 исполненное гражданского пафоса, иск-во груз., арм., укр. и др. актёров
 способствовало развитию передовой демократич. нац. культуры, выражало
 идеи освободительного движения народов России.
  Развитие т-ра и И. а. в России на рубеже 19-20 вв. определялось в
 своих лучших образцах обстановкой обществ, подъёма периода нарастания
 рус. революц. движения. Ожидание глубоких социальных перемен, к-рое
 испытывали передовые круги рус. общества в канун революции 1905-07,
 острая неудовлетворённость существующей действительностью, нравственное
 беспокойство, жажда общественного служения - всё это находило яркое
 отражение в И. а. Крупнейшие рус. актёры стремились откликнуться своим
 творчеством на важные общественные проблемы современности, призывали к
 моральной ответственности, подвергали критике и отрицанию старые,
 обветшалые устои жизни. Одновременно они искали новые выразительные
 средства, новые приёмы создания сценич. образа. Таково было иск-во П. Н.
 Орленева (1869- 1932) и В. Ф. Комиссаржевской (1864-1910), с огромной
 остротой выразившее бунт против пошлой бурж. морали, страстные поиски
 путей социального и морального обновления. Но создавая образы большой
 эмоциональной силы, насыщая свою игру подлинным гуманизмом, Орленев не
 избежал вместе с тем и болезненных натуралистич. крайностей, глубокого
 пессимизма. Комиссаржевская, актриса тончайшего пси-хологич. реализма,
 большой общественной темы, мечется в поисках нового репертуара, новых
 средств сценич. выразительности, с тем чтобы полнее раскрыть душу
 современного человека. Она связывает судьбу созданного ею т-ра с
 символизмом - направлением, объявившим войну старому бытовому иск-ву, но
 убеждается в непримиримости символистских экспериментов с близкими ей
 реалистич. психологич. принципами. Напряжёнными исканиями психологич.
 глубины и правды при создании сложных болезненно-противоречивых
 характеров отмечено творчество И. Н. Певцова (1879-1934). Но исполняемый
 им репертуар вносит в его игру черты декадентской неврастеничности,
 сужает возможности проявления выдающегося таланта актёра. В условиях
 обострившегося кризиса бурж. культуры развитие реалистич. традиций И. а.
 тормозилось, в нём всё больше проявлялись черты эпигонства, болезненного
 психологизма.
  В нач. 20 в. в России создаётся ряд экспериментальных т-ров, в к-рых
 ведутся поиски новых 'форм синтетич. И. а. (Свободный т-р, Московский
 Камерный т-р, руководимый А. Я. Таировым, и др.). Здесь воспитываются
 актёры, легко переходящие из одного жанра в другой, возрождается иск-во
 пантомимы.
  Прогрессивные устремления в рус. т-ре конца 19 - нач. 20 вв. были
 выражены коллективом Моск. Художеств. т-ра, нашедшим идейно-эстетич.
 опору для своих исканий в драматургии А. П. Чехова и М. Горького. Под
 рук. К. С. Станиславского (1863-1938) и В. И. Немировича-Данчен-ко
 (1858-1943) в МХТ воспитывалась плеяда крупнейших актёров: И. М. Москвин
 (1874-1946), В. И. Качалов (1875-1948), Л. М. Леонидов (1873-1941), О.
 Л. Книппер-Чехова (1868-1959), М. П. Лилина (1866-1943) и др. Всё это -
 яркие и своеобразные творч. индивидуальности, художники различных
 творческих судеб. Однако, как представителей определённой школы, их
 отличают общие качества: глубочайшее чувство ансамбля, восприимчивость к
 режиссёрскому замыслу, умение раскрывать образ через психологию, через
 правду актёрского самочувствия во всей тонкости и сложности реального
 человеческого поведения. Опираясь на опыт великих актёров рус. и
 мирового т-ра, на достижения актёрской школы МХТ, гениальный режиссёр и
 актёр Станиславский приступает к проверке и систематизации своих
 размышлений над природой актёрского творчества. Реализм И. а.,
 способность актёра правдиво показывать на сцене "жизнь человеческого
 духа" являются для Станиславского осн. ценностью театр. иск-ва (см.
 Станиславского система). Свои искания в этой области Станиславский
 продолжает с молодёжью МХТ, в Студии, созданной им вместе с Л. А.
 Сулер-жицким в 1913 (1-я студия МХТ). Эти студийные опыты вносят в
 развитие предреволюц. И. а. много ценного. В то время как
 распространение декад ент-ско-формалистич. течений и кризис старых
 традиций тяжело сказываются на состоянии И. а. и т-ра в целом, в МХТ и
 его студиях идёт работа по обновлению художеств. и этич. основ И. а. В
 студиях МХТ формируется творчество Е. Б. Вахтангова (1883 -1922), в
 постановках и актёрских работах к-рого новаторские искания привели к
 блистательным победам. Но подлинное обновление т-ра могло наступить лишь
 в результате изменения его общественных задач, изменения его идеологии,
 к-рые принесла с собой социалистич. революция.
  Советское И. а. Октябрьская революция восстановила лучшие реалистич.
 традиции рус. до-революц. т-ра, освободила его от идейной ограниченности
 и угрозы бурж. вырождения. Под воздействием социалистич.
 действительности, в результате мудрой ленинской политики партии и
 требований широких масс революц. зрителя театр. иск-во обрело
 социалистич. содержание, реалистич. направленность, по-литич.
 темперамент и обличительную силу.
  Сов. правительство сразу же призвало актёров к активному участию в
 строительстве нового социалистич. общества, к созданию революц. иск-ва.
 И. а. впервые стало открыто выражать нар. воззрения на жизнь, вошло в
 самую гущу народа, превратилось в подлинно нар. иск-во. Поэтому первым и
 высшим званием, к-рым награждались деятели сцены, было звание Нар.
 артиста. Событием большого общественного значения явилось празднование
 50-летнего юбилея творч. деятельности М. Н. Ермоловой, получившей первой
 в стране звание нар. арт. Республики.
  Революц. действительность, задачи, выдвинутые партией перед иск-вом,
 изменили психологию актёров, их обществ енно-политич. мировоззрение,
 подняли общественную активность, проф. культуру актёров, создав
 возможность для расцвета И. а. Сохраняя традиции рус. и мирового т-ра,
 сов. И. а. в то же время стало иск-вом качественно новым. Воинствующий
 гуманизм, социальное осмысление образов определили ту открытую
 общественную' направленность, ту социальную правду, к-рая стала основой
 сов. И. а. Борьба за социалистич. мировоззрение связана с борьбой за
 правду и простоту в иск-ве, за познание и воплощение на сцене жизни,
 против рутины, за повышение мастерства, с борьбой за иск-во
 гражданственное" реалистич., социалистич. Революционная действительность
 требовала от иск-ва чёткости, определённости классовых позиций, политич.
 страстности. Познание актёрами жизни и участие в ней приводило И. а. к
 партийности, к восприятию и выражению идеологии Коммунистич. партии.
  Формирование сов. И. а. связано с приходом в т-р нового, нар.
 зрителя, к-рому нужно было иск-во, созвучное революции. Иск-во
 демократич., реалистич. противостояло вычурному, изысканному
 декадентскому т-ру. Новому зрителю близким и необходимым оказалось
 творчество крупнейших актёров рус. т-ра:
  М. Н. Ермоловой, В. Н. Давыдова, К. С. Станиславского, С. Л.
 Кузнецова, И. М. Москвина, О. О. Садовской и др.
  20-е годы - период борьбы и соревнования различных течений в т-ре,
 время формирования творч. облика сов. И. а. На первых порах требование
 открытого выражения отношения актёра к создаваемому им образу порой
 порождало схематизм, односторонность исполнения ("игру отношения"). В
 последующие годы принципы реализма, обогащённые новыми средствами
 сценич. выражения, помогли отчётливо определить черты, рождённые новым,
 социалистич. миропониманием. Стремление к социальному раскрытию
 характеров приводило актёров к укрупнению и типизированию образа,
 выражению наиболее существенных черт персонажа, его общественной и
 моральной сущности. Реализм 20-х гг.- это крупный реализм больших,
 типич. характеров, отображения главного в жизни.
  И. а. старшего поколения тесно переплетается В 20-х гг. с творч.
 деятельностью молодых актёров, пришедших в т-р в это время. Обучаясь у
 своих старших учителей высокому мастерству реалистич. игры, они
 обогатили И. а. новым мировоззрением, знанием революц.
 действительности,той жизни, к-рую предстояло им воплотить на сцене,
 глубоким проникновением во внутренний мир нового человека.
  Творческая манера актёров Малого т-ра - А. И. Южина, А. А.
 Яблочкиной, А. А. Остужева, П. М. Садовского, М. М. Климова, В. О.
 Массалитиновой, В. Н. Рыжовой, Е. Д. Турчаниновой и др.,- отмеченная
 романтич. тональностью и сочным бытовым колоритом, достигла в сов. время
 большой масштабности и социальной целеустремлённости. Система
 психологич. реализма МХАТ обрела в творчестве таких выдающихся мастеров,
 как К. С. Станиславский, И. М. Москвин, В. И. Качалов, О. Л.
 Книппер-Чехова, Л. М. Леонидов, М. М. Тарханов и др., особую силу
 социального обобщения, активно выраженную идейность, сохраняя при этом
 присущую иск-ву этих актёров глубину психологич. раскрытия. К. С.
 Станиславский и В. И. Немирович-Данченко требовали от актёров чистоты
 мастерства, подчинения всех деталей исполнения единому идейному замыслу,
 концентрации образа, освобождения от лишних мелочей. Их ученики, второе
 поколение Художественного т-ра, Н. П. Хмелёв у Б. Г. Добронравов, Н. П.
 Баталов, М. И. Прудкин, А. К. Тарасова, К. Н. Еланская, О. Н.
 Андровская" А. И. Степанова, М. Н. Кедров, М. Н. Яншин,.
  А. Н. Грибов, Б. Н. Ливанов, считая основой актёрского творчества
 психологич., внутреннее раскрытие образов, в то же время стремились к
 точному социальному видению, определению общественной позиции
 действующего лица, его места в ходе истории, в жизни народа.
  Эстетические принципы школы Е. Б. Вахтангова нашли выражение в
 творчестве Б. В. Щукина, Р. Н. Симонова, Ю. А. Завадского, Ц. Л.
 Мансуровой, В. П. Марецкой и др. Их иск-во, пронизанное
 жизнеутверждающим чувством современности, характеризовалось в тот период
 поисками ярко театральной формы выражения предельно наполненных чувств.
  По-своему претворяло принципы Станиславского и Вахтангова
 заострённое, гротесковое и трагедийное иск-во актёров МХАТ 2-го- М. А.
 Чехова, С. Г. Бирман, А. Д. Дикого, И. Н. Берсенева, С. В. Гиацинтовой.
  Развитие сов. И. а. с самого начала шло в упорной борьбе реалистич.
 направления с натуралистич. и формалистич. системами, унаследованными от
 бурж. т-ра, и с ремесленным подходом к искусству. Натуралистич. формы
 лишали советское И. а. его идейного значения, социального обобщения.
 Формалистич. тенденции, претендующие на новизну, подменяли И. а.
 эксцентрикой, акробатикой и по существу убивали его основу - способность
 сценич. воссоздания полноценного всестороннего образа живого человека, а
 ремесленные штампы лишали И. а. жизненной правды.
  В противоречие с революц. театр. эстетикой вступила и манера игры,
 преследующая отвлечённую "красивость", односторонне развивающая внешнюю,
 формальную сторону за счёт психологич. глубины. Так было в ранний период
 в Камерном т-ре. Вместе с тем иск-во лучших актёров этого т-ра (А. Г.
 Коонен, Н. М. Церетелли) не оставалось неизменным. Изысканные,
 формальные приёмы игры, тщательность отделки движения, речи постепенно
 подчинялись внутр. задачам, становились всё более чёткими, сдержанными.
  В эти годы В. Э. Мейерхольд, борясь с натурализмом в т-ре,
 полемически призывает актёров к открытой тенденциозности, заострению
 образа. Он использует приёмы площадного т-ра, вырабатывает систему
 биомеханики, добиваясь особой точности движений. Постепенно обнажение
 приёма становится в игре актёров т-ра Мейерхольда менее доминирующим
 (биомеханика осложняется в социо-механику, по определению А. В.
 Луначарского). Актёры т-ра Мейерхольда всегда стремились к гиперболизму
 образа, плакатной яркости, но крупнейшие актёры этого т-ра- И. В.
 Ильинский, М. М. Штраух, М. И. Бабанова и др.- главное содержание своего
 иск-ва видели в реальной обрисовке характера, точном раскрытии идеи
 образа, в создании чёткого пластич. рисунка роли.
  Развитие сов. И. а. в 20-е гг. определялось и поисками
 "эксцентрических актёров", стремившихся к заострению, сгущающих черты
 образа, использующих приёмы гротеска. Среди них были в 20-е гг. С. А.
 Мартинсон, Э. П. Гарин, Ю. С. Глизер.
  В процессе эволюции И. а. происходило углубление его идейно-творч.
 задач, обогащение приёмов. Иск-во сов. актёра, развивавшееся в
 неразрывной связи с жизнью, формировалось под воздействием молодой
 новаторской драматургии, родившейся после революции. В пьесах К. А.
 Тренёва, Вс. Иванова, В. Н. Билль-Белоцерковского, Б. А. Лавренёва были
 впервые созданы реальные, психологически достоверные и в то же время
 социально типич. образы творцов революции. Уже на рубеже 30-х гг. образ
 сов. человека был раскрыт на сцене со всем его огромным духовным
 богатством, целенаправленностью мысли, воли: Ванин - Братишка ("Шторм"),
 Пашенная -
  Любовь Яровая; Щукин - Павел Суслов ("Виринея" Сейфуллиной) и др.
 Народность сов. иск-ва получила выражение в эпич. образе Вершинина
 ("Бронепоезд 14-69"), созданном Качаловым. Играя роль Пеклеванова (там
 же), Хмелёв запечатлел силу большевистской воли и разума. В ярких,
 динамич. образах Васьки Окорока ("Бронепоезд 14-69") и Шванди ("Любовь
 Яровая"), созданных Н. Баталовым и С. Кузнецовым, выражалась
 жизнерадостная стихия революции, бурная энергия и пламенная вера
 революц. масс.
  В этих актёрских образах, как бы завершивших процесс формирования
 сов. И. а. в первое послеоктябрьское десятилетие, сконцентрировались
 характернейшие черты нового иск-ва; типичность, обобщённость сочетались
 в них с яркой индивидуализацией.
  Идейная целеустремлённость нар. характера, с особенной отчётливостью
 выявилась в образах строителей социализма. Актёры передавали пафос
 борьбы за новую жизнь, насыщали образы современников творч.
 воодушевлённостью и оптимизмом, образ рядового сов. человека приобретал
 героич. тональность и социалистич. масштаб.
  Развитию и углублению актёрского мастерства способствовало очищение
 репертуара от мещанских и развлекательных пьес, широкое использование
 мировой классики (Юренева - Лауренсия,. "Фуэнтеовехуна", Монахов-Филипп,
 "Дон Карлос"). Особое внимание было обращено на сатирич. истолкование
 образов прошлого. Показывая внутр. опустошённость людей крепостнич. и
 капиталистич. мира, их грубые и низменные страсти, исполнители
 передавали погружённость этих персонажей в мир собственнического быта.
 Великолепные сатирич. портреты, созданные актёрами сов. т-ра, отмечены
 сочно стью красок, скульптурной выразительностью: Качалов - Николай I

<< Пред.           стр. 331 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу