<< Пред. стр. 335 (из 913) След. >>
периодически ставятся оперы ("Травиата", "Риголетто"), оперетты("Летучая мышь" И. Штрауса, "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу) и балетные
дивертисменты. Пост. муз. спектаклей осуществляют гл. обр. специально
приглашаемые иностр. режиссёры. При т-ре работает драм. школа. Ядро
труппы составляют режиссёры и актёры И. Воге, Л. Пальсон, X. Б ьёрнсон,
актрисы X. Торвадьдсдоут-тир, К. Кьельд, актёры Б. Йуханнесон, В.
Гисласон, X. Скуласон. В 50-е гг. распространение космопо-литич.
тенденций "американизации" духовной жизни страны, отсутствие новых исл.
драматургов и пьес отрицательно сказываются на репертуаре Нац. театра.
Наряду с пьесами отечеств. авторов большое место занимают произв. совр.
зап.-европ. писателей - А. Миллера, Т. Реттигена, Т. Уильямса, Э.
Ионеско, Ж. Ануя и др. Важным событием в культурной жизни страны явилась
пост. пьес X. К. Лакснесса "Снайфридюр - Солнце Исландии" (1950, по его
историч. роману "Исландский колокол"), "Серебряная луна" (1954,
ставилась в СССР под назв. "Проданная колыбельная"), "Пьеса о трубе"
(1961), гневно протестующих против посягательств американского
империализма на независимость Исландии, разоблачающих космополитизм
буржуазии, забвение традиций народной культуры, морали. В Рейкьявике, а
также в Эскифьордуре, Акурейри, Сиг-дуфьордуре работает ряд
полупрофессиональных трупп.
Лит.: Андрессон К., Современная исландская литература 1918-1948, М.,
1957; Р о es t ion С., Zur Ge-schichte des islandischen Dramas und
Theaterwesens, Lpz., 1903; Leikfelag Reykjavikur 50 ara. 1897-1947,
Reykjavik, 1947; Sigurbjornsson L., Reykjavik Teater, в кн.:
Det moderne Island, Kbh., 1948. Вл. М.
ИСМАГИЛОВ, Гумар Гимранович (р. 15.VI.1907)- узбекский и татарский
советский режиссёр. В 1928 окончил Казанский татар, театр. техникум и
был назначен режиссёром Т-ра им. Камала. В 1935 окончил ГИТИС.
Пост. в Т-ре им. Камала: "Квадратура круга" Катаева (1930), "Город
ветров" Киршона (1931), "За туманом" Камала (1935), "Искры" Гиззатова
(1935), "Профессор Мамлок" Вольфа (1936), "Галиябану" Файзи (1936),
"Враги" (1936) и др.
В 1938-43 - режиссёр Симферопольского татарского т-ра. С
1944режиссёр, затем гл. режиссёр Андижанского узб. муз .-драм. т-ра.
Пост.: "Женитьба" (1947), "Ромео и Джульетта" (1947), "Русский
вопрос" (1948); "Белый лотос" по поэме Шудрака
(1957), "Хуррият" Уйгуна (1959), "Семья" Попова (1960), "Разбойники"
(1959); "Блудный сын" Раннета (1960), "Лес"-(1960); "Во имя жизни"
Сагдулла и Фатхуллина (1961). p Д
ИСМАГИЛОВ, Загир Гарипович [р. 26.XII.19la (8.1.1917)]-башкирский
советский композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955). Чл. Коммунистнч.
партии с 1943. Деп. Верх. Совета Башк. АССР с 1959. В 1954 окончил Моск.
консерваторию по классу композиции В. Г. Фере. В юности был нар.
кураи-стом Башкирии; в 1934-37 работал в оркестре Башк. т-ра драмы.
Совм. с Л. Б. Степановым участвовал в создании первого варианта балета
"Журавлиная песнь" (1944, Башк. т-р оперы и балета). Написал
историко-героич. оперу "Салават Юлаев" о нар. герое Салавате Юлаеве, о
дружбе рус. и башк. народов (1955, Башк. т-р оперы и балета). И.- автор
первой башк. муз. комедии "Кодаса" ("Свояченица") о башк. деревне 30-х
гг. (1959, там же), вок.-хореографич. сюиты "Нефтяники" (1953), кантаты
о Ленине и др. муз. произв. Гл. достоинство музыки И.- мелодич.
богатство, тесная связь с башк. муз. фольклором.
Лит.: Шумская Н., Загир Исмагилов, в кн.: Советская музыка. Статьи и
материалы, вып. 1, М., 1956, с. 318- 322; её же, Первая башкирская
музыкальная комедия" "Советская музыка", 1960, ј 2, с. 115-19. А. Ив.
ИСМАЙЛОВ, Умарджан (р. 1906) - узбекский советский драматург. Первая
пьеса И. "Вредители хлопка" (1929) была одним из первых произв. узб.
драматургии, посв. колхозной тематике. Пьеса отразила раскол в семье в
период ликвидации кулачества; была пост. Т-ромим. Хамзы в 1930 и
показана в Москве на Всесоюзной олимпиаде т-ров народов СССР. И.
принадлежат пьеса "Рустам" (1933) о росте самосознания узбеков в годы
1-й мировой войны и муз. драма "Зафар" (1953) о судьбе укр. мальчика,
потерявшего родителей в годы Отечеств, войны и воспитанного в узб.
колхозной семье (поставлена в муз.-драм. т-рах Узбекистана). Т. Г.
ИСПАНО-КУБИНСКАЯ ТРУППА НАЦИОНАЛЬНЫХ АВТОРОВ - основана в 1927 С.
Галаррага" Лекуоном и X. Сидом. В труппу входили исп. актёры,
проживающие на Кубе. Здесь ставились пьесы С. Барона, Инсуа и Эрнандеса
Ката, Ичасо, Л. де ла Пенья и др. Л. X.
ИСПАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. В 12 в. в Испании появляются образцы
литургической драмы на нар. диалектах. Постепенно в религиозную драму
всё более широко проникают бытовые и сатирич. мотивы (духовное действо
конца 14 в. "Маскарон", шутливо-пародийное представление "Фарс о
епископчике"" 1360J.
С сер. 13 в. появляются диалогизированные "Прения" (Disputas) и
"Споры" (Debates) религиозно-светского содержания. Постепенно эти
диалоги всё более насыщаются драматич. действием ("Диалог между Амуром и
Стариком" Р. Коты, 1490). В 15 в. в народные празднества начинают
включаться драматические сценки аллегорического характера - момо.
Религиозные и религиозно-светские пьески ставились в конце 15 в. не
только в монастырях, но и при дворах грандов.
В 16 в. религиозные представления всё более насыщаются светскими
мотивами ("Житие святой Орозпи" Б. Палау). Постепенно формируются и
развиваются жанры "священного действа" (auto sacramental) и "пьесы о
святых" (comedia de santos) - характерные формы религиозной драматургии
Испании 16- 17 вв.
Наряду с этим на основе синтеза нар. традиции средневековья и
учёно-гуманистич. веяний, шедших из Италии и из античности, формируется
нац. исп. драма. В творчестве драматургов Раннего Возрождения
сосуществуют нар. и учёно-гуманистич. традиции. Х,-дель Энсина,
испано-португальский драматург Ж.
Висенте, Л. Фернандес и др. пишут грубоватые нар. сценки фарсового
характера ("Потасовка" Энсины) и изысканно-аристократич. драматич.
эклоги. Б. Торрес Наарро в предисловии к сборнику своих пьес
"Пропалладия" (1517) делит пьесы на "комедии вымысла" (comedias a
fantasia) и "бытовые комедии" (comedias a noticia). Образцы этих комедий
он даёт в своих 8 пьесах, напечатанных в этом же сборнике.
В сер. 16 в. известный актёр и драматург Лопеде Руэда объединяет в
своих произв. обе традиции, но делает это ещё механически; в
ренессансные комедии он включает самостоят, бытовые фарсовые сцены, т.н.
"пасос". То же делают и ученики Руэды-актёр и драматург А. де ла Вега,
X. Тимонеда (ок. 1490-1583) и др. Попытки нек-рых драматургов-X.
Бермудеса, К. Ви-руэса Л. Леонардо де Архенсола (1559-1613) и
др.утвердить на исп. сцене учёную классицистскую трагедию успеха не
имели. Их теоретич. воззрения на т-р разделял в начальный период своего
творчества и М. Сервантес, создавший народно-героич. трагедию "Нумансия"
(соч. ок. 1588; изд. 1786). Позднее он писал комедии и интермедии (изд.
1615), опираясь на традиции сформировавшейся к этому времени нац.
драматургии. Нек-рые существенные черты исп. нац. драмы эпохи
Возрождения намечаются уже в пьесах X. де ла Куэва, к-рый в своих
историч. драмах одним из первых обратился к нар. преданиям и романсам.
Подлинный расцвет нац. драмы, её короткий, но блистательный "золотой
век" начинает своим творчеством крупнейший представитель исп.
ренессансной драматургии, поэт-гуманист Лопе Феликс де Вега Карпъо. В
многочисл. пьесах Лопе де Вега отчётливо выявились характерные
особенности исп. классич. драматургии: внимание к нац.-историч. сюжетам,
к-рые черпались преим. из нар. преданий и романсов, к темам любви и
чести (в пьесах из совр. жизни); отказ от строгого жанрового деления;
свободное перемещение действия пьесы во времени и пространстве;
соединение в пределах одной пьесы трагич. и комич. элементов;
преобладание динамично развивающейся интриги над разработкой характеров;
наличие устойчивых сценич. типов; разнообразие метрич. форм и т. д.
Наиболее значит, пьесы Лопе де Вега - его народно-героич. драма "Фуэнте
овехуна" (изд. 1613?), любовные комедии "Собака на сене" (изд. 1618),
"Учитель танцев" (1594), "Мадридские воды" (соч. 1594), "Валенсианская
вдова" (1621) и др.- пользуются до сих пор широкой популярностью на
сценах всех стран.
Вокруг Лопе де Вега группировались многочисл. ученики и
последователи. Среди них драматурги "валенсианской школы" Ф. Таррега
(1554-1602), Г. Агилар и в особенности Г. де Кастро-и-Бельвис,
прославившийся историч. драмой "Юность Сида" (1618). К школе Лопе де
Вега примыкали также Л. Белее де Гевард,А.МирадеАмескуа (1575-1644), X.
Перес де Монтальван (1602-38), А. Уртадо де Мендоса (1586-1644) и мн.
др. Среди авторов интермедий к традициям школы Лопе де Вега был близок
Л. Киньонес де Бенавенте. Несколько особняком стояла драматургия X. Руис
де Аларкон-и-Мендосы, создавшего бытовые комедии и историч. пьесы, в т.
ч. драму "Се-говийский ткач", бичующую феод. произвол. Аларкон-и-Мендоса
способствовал развитию жанра "комедии характеров" ("Сомнительная
правда", "И стены имеют уши"). Традициям Лопе де Вега следует в своих
бытовых комедиях Тирсо де Молина, но в его творчестве уже ощущается
ослабление гуманистич. веры в силы и благородство человека. Тирсо де
Молина создаёт жанр религиозно-философской пьесы, к к-рому примыкает его
известная драма "Севильский озорник или
Каменный гость" (изд. 1630)-первая драматич. обработка легенды о Дон
Жуане.
Под воздействием Лопе де Вега начинает творч. путь П. Кальдерой де ла
Варка, сохранявший в ранних пьесах связи с гуманистич. культурой
Возрождения. Но гуманистич. критика действительности, пронизывающая
драму "Саламейский алькальд" (1642?)" в творчестве Кальдерона ослаблена.
Кризис гуманистических идеалов особенно отчётливо обнаруживается в его
попытках переосмыслить светские" историч. и новеллистич. сюжеты в
религиозно-философских пьесах: "Стойкий принц" (1628-29), "Жизнь есть
сон" (1632-35) и др. Творчество драматургов школы Кальдерона
свидетельствовало о начинающемся глубоком упадке И. д. Эти тенденции
сказались в творчестве Ф. де Рохас Соррилья, А. Морето, Кубилъо де
Арагона, X. де Матос Фрагосо (1600-89), А. де Солис (1610-86) и др. В
творчестве этих драматургов торжествуют идеи феодально-католич. реакции.
Кризис исп. абсолютизма, экономич. застой и разорение страны,
торжество феодально-католич. реакции надолго прервали бурно начавшееся
развитие драматургии. Лишь с сер. 18 в. появляются
драматурги-просветители, к-рые ставят перед собой задачу создания нового
т-ра, являющегося школой прогресса и добродетели. Но большинство
просветителей отвергало нац. традиции, ориентируясь на франц.
классицизм. К числу этих драматургов принадлежали:
А. Монтиано-и-Луяндо (1697-1764), Н. Фернандес де Моратин (1737-80),
X. Кадальсо (1741-82), Н. де Сьенфуэгос (1764-1809). Успех имели
трагедия В. Гарсиа де ла Уэрта (1734-87) "Рахиль" (1778), в к-рой
драматург сочетал соблюдение правил классицизма с динамизмом нац. драмы,
и пьеса Г. М. де Хо-вельяноса (1744-1811) "Честный преступник" (1774),
написанная в духе мещанской драмы. Большое значение для исп. т-ра имели
комедии драматурга младшего поколения просветителей-Л. Фернандеса де
Мо-ратина. Строго следуя законам классицизма, драматург придал классич.
комедии нац. характер. Его пьесы "Святоша" (1790, пост. 1804, рус. пер.
1960), "Когда девушки говорят "да"" (1806) и др. положили начало
реалистич. семейно-бытовой комедии в Испании.
Демократич. традиции нац. т-ра эпохи Возрождения развиваются в малых
жанрах- сарсуэлы, то нади-лъи и в особенности сайнете (Рамонадела К
рус). В годы войны за независимость (1808-14) в драматургии Испании
утверждается революционно-патриотич. классицизм, крупнейшим
представителем к-рого был М. X. Кинтана. В его трагедии "Пелайо" (1805)
нацио-нально-патриотич. тема сочетается с просветительскими идеями.
В 20-30-х гг. 19 в., в обстановке поражения бурж.-революц. движения
Испании, формируется роман-тич. драма, она носит глубоко нац. характер,
хотя и усваивает опыт передовой европ. драматургии романтизма.
Драматурги-романтики обращаются к нац.-историч. преданиям, хроникам и
романсам, как к источнику сюжетов, и к классич. драме 16-17 вв., как к
образцу художеств. формы. Первые образцы роман-тич. драмы-пьесы М. Х.де
Ларра ("Масиас", 1834) и А. Сааведры (герцога де Ривас) ("Дон Альваро,
или Сила судьбы", 1835). П регрессивно-романтич. идеи развивали в своих
драмах А. Гутъеррес Гарсиа - автор драм "Трубадур" (1836), "Симон
Бокканегра" (1843), "Каталонская месть" (1864), и X. Э. Артсенбуч
(1806-80) - автор популярной пьесы "Теруэльские любовники" (пост. в
1837), драмы "Донья Менсия" (1838), обличающей инквизицию, и др.;
широкую известность получило творчество А. Хиль-и-Сарате (1796-1861) -
автора антиабсолютистской и антиклерикальной драмы "Карл II
Околдованный" (1837) и героико-патрио-тич. пьесы "Гусман Доблестный"
(1847) и др.
X. С'оррилья-и- Мораль в своей драматургии следует традициям
Кальдерона. Ему принадлежит несколько "комедий плаща и шпаги", а также
историко-романтич. драм, среди к-рых наиболее известны пьеса "Король и
сапожник" (1 ч.- 1840, 2 ч.-1841), в к-рой драматург утверждает идею
верности народа монархич. принципу, и драма "Дон Хуан Тенорио" (2 чч.,
1844) - одна из наиболее оригинальных дра-матич. разработок легенды о
Дон Жуане.
Пережив пору расцвета в 1830-40-х гг., романтич. драма продолжает
господствовать на исп. сцене еще несколько десятилетий, хотя её
представляют гл. обр. эпигонские произв. Одновременно развивается
традиция семейно-бытовой комедии, идущая от Моратина и представленная
многочисл. пьесами М. Бретона де лос Эррерос, В. дела Веги, М. Э. де
Горостисы. Творчество этих драматургов, примыкавших к
"костумб-ристскому" (бытописательному) направлению, знаменовало собой
первый этап становления реалистич. драмы в Испании.
В 1860-70-х гг. реалистич. драма постепенно занимает господствующие
позиции на исп. сцене. В ней получили отражение социальные сдвиги,
происшедшие в стране, в частности компромисс исп. буржуазии с
феодально-дворянской верхушкой после революции 1868-73. С этим связано
усиление консервативно-охранительных тенденций и дидактизма в творчестве
бурж. драматурга А. Лопеса де Аяла (1828-79), к-рый в своих
морально-бытовых комедиях, критически рисуя нравы бурж. общества, не
выходит, однако, за пределы прописной бурж. морали. Ещё более отчётливо
эти тенденции обнаруживаются в комедиях Т. Родригеса Руби (1817-90).
Крупнейший драматург этого времени М. Тамайо-и-Баус прошёл путь от
романтич. трагедии в раннем творчестве к реалистич. психологич. драме
("Безумие любви", 1855, "Новая драма, или Йорик", 1867), сохраняющей,
однако, некоторые романтические черты. Консерватизм воззрений драматурга
(монархизм и др.) особенно ярко раскрылся в созданном им жанре
"тенденциозной пьесы", освещавшей злободневные вопросы обществ, жизни и
бурж. морали ("Дело чести", 1863).
Жанр "тенденциозной пьесы" получает дальнейшее развитие в драмах X.
Эчегарая-и-Эйсагирре, в к-рых драматург, обнажая противоречия и фальшь
бурж. морали, приходит к пессимистич. выводам. Анархич. нигилизм,
присущий мировоззрению Эчегарая, особенно отчётливо выступает в его
психологических драмах ("Марианна", 1892, "Безумный бог", 1900), в
которых выражены также натуралистич. тенденции.
Крупнейший представитель критич. реализма в исп. лит-ре - Б. Перес
Галъдос. Его пьесы отличаются психологич. правдой, написаны в реалистич.
манере. В своих пьесах, так же как и в романах, писатель подвергал
резкой критике совр. ему бурж. действительность. Особенно значительны
авторские переделки для сцены романов "Действительность" (1892, т-р
Комедии), "Донья Перфекта" (1896) и др., а также его
социально-проблемные драмы - "Электра" (1901), "Дед" (1904) и др.
Образ рабочего впервые вывел драматург X. Ди-сента-и-Бенедикто в
драме "Хуан Хосе" (1895). Однако в этой пьесе, как и в более поздних
социальных драмах Дисенты "Даниэль" (1907) и "Волк" (1913), сильны
натуралистич. тенденции.
В конце 19 - нач. 20 вв. Испания вступает в эпоху империализма. Бурж.
культура, в т. ч. и драматургия, испытывает глубокий кризис,
распространяются философия, лит-ра и иск-во декаданса. Это ярко
обнаруживается в деятельности драматургов т. н. "поколения 1898 года"
(год поражения Испании в войне с США, утраты ею своих колоний).
Крупнейшие писатели этого направления - М. де Унамуно, Асорин (р. 1874)
и др. - создавали гл. обр. книжные драмы. Наибольшей известностью у
бурж. зрителя первых десятилетий 20 в. пользовались произв. драматурга
X. Бенавенте-и-Мартинеса, сочетавшего в своих пьесах критику пороков
бурж. общества с презрением к народу, отказом от активного действия. С
конца 19 в. в исп. драматургии широкую популярность приобрели
поверхностные пьесы "малых жанров". Такие пьесы писали Р. де ла Вега
(1839-1910), Т. Лусеньо (1844-1931), К. Арничес-и-Баррера и бр. С. и X.
Альварес Кинтеро. Против засилья развлекательной "коммерческой"
драматургии в 1920-30-х гг. выступают лучшие представители "поколения
1898 года" - бр. А. и М. Мачадо, создавшие социальные драмы "Кузина
Фернанда", "Превратности судьбы" (1926) и др., Р. дель Валъе Инклан,
написавший несколько гротескных сатирич. пьес, критикующих бурж. строй в
созданном им жанре "эсперпенто", а также передовые писатели молодого
поколения.
Особенно острая идеологич. борьба в области драматургии и т-ра
развернулась в Испании в годы бурж. республики (1931-36). В это время
появляются пьесы революц. писателей - сатирич. фарсы Р. Алъберти, С.
Муньоса Арконады (р. 1898), М. Эрнандеса, трагедия П. Пла-и-Бельтрана
(р. 1908) "Шестипалый" (1934) и пьесы др. авторов, в к-рых ставились
острые социальные проблемы действительности. С другой стороны,
усиливается пропаганда реакционно-мистич. и фашистских ид ей в пьесах X.
М. Пемана (р. 1897), П. Муньоса Секи (1881-1936) и др. Крупнейшими
драматургами этого времени стали Ф. Гарсиа Лорка и А. Ка-сона. Гарсиа
Лорка создаёт трагедии, полные гумани-стич. сочувствия к простым
людям,"Кровавая свадьба" (1933), "Йерма" (1934), "Дом Бернарды Альбы"
(1936, пост. 1945) и др. Новаторские по форме пьесы Гарсиа Лорки
положили начало новому поэтич. направлению в театр. иск-ве.
В годы национально-революц. войны 1936-39 на республиканской
территории широко ставились произведения классич. драматургии, а также
современные пьесы Р. Альберти, М. Эрнандеса, X. Бер-гамина и др.
Победа фашизма в марте 1939 привела к воцарению в Испании режима
террора и реакции. Широкое распространение получили снова
развлекательные пьесы, наводнявшие репертуар т-ров (пьесы Э. Хар-дьель
Понселы, А. Торрадо и др.). Большое распространение получили
псевдоисторич. пьесы X. М. Пемана, Л. Фернандеса Ардавина и др., с
реакц. позиций толкующие события прошлого. Только 'в 50-х гг. в пьесах
А. Састре, А. Буэро Вальехо появились социально-критич. тенденции, за
что драматурги подвергались преследованиям со стороны франкистских
властей. Антифашистские, патриотич. и гуманистич. пьесы создают Р.
Альберти, А. Касона, X. Бергамин и др. передовые писатели, находящиеся в
эмиграции в странах Латинской Америки. 3. П.
В годы франкистской диктатуры правительство поставило перед т-ром
задачи: развлекать публику, фальсифицировать историю, пропагандировать
пьесы религиозной тематики и снова вернуться к "вечным" темам буржуазной
семьи и общества: любовь и измена, ревность, беспочвенность мечтаний,
разлад между стремлениями и действительностью и т. д.
Было учреждено большое число литературных и театр. премий (ежегодные
Нац. пр. за лучшие пьесы, национальная пр. им. Кальдерона де ла Барка;
муниципальные пр. им. Ло-пе де Вега-учреждена Мадридом, пр. Барселоны,
Валенсии, Аликанте и др.). Регулярно устраиваются конкурсы по