<< Пред. стр. 344 (из 913) След. >>
1934 создала обаятельный, романтич. образ Герцога Рейхштадтского("Орлёнок" Ростана).
Особенного расцвета иск-во И. достигает в годы, когда актриса
переходит на роли драматич. героинь:
Клавдия Петровна ("Великая сила" Ромашова, 1949), Татьяна ("Разлом",
1951), Мария Львовна ("Дачники" Горького, 1952), Ольга ("Три сестры",
1954), Елизавета ("Дон Карлос", 1955), Филумена Мартурано (о. п. Д е
Филиппо, 1957), Надежда ("Совесть" Э. Манова, 1959) и др.
Лит.: Каракостов С., Очерци за наши артисти. Лириката на Зорка
Йорданова, в кн.: Годишник на ВИТИЗ, т. 5, София, 1960-61, с. 43-73; П е
н е в TL, Лекции по история на болгарския драматически театър, ч. 4,
София, 1958, с. 163. Cm. K.
ЙОРИШ, Владимир Яковлевич [13(25).XI.1899- 21.VI.1945] - украинский
советский дирижёр и ком' позитор. Засл. арт. Укр. ССР (1933). Музыке
обучался в муз. уч-ще и муз. техникуме в Екатеринославе. Дирижёрскую
деятельность начал в 1920. Был зав. муз. частью и дирижёром драм. и
оперных т-ров Украины (Днепропетровск, Харьков и др.). С 1934 Й.дирижёр,
с 1943 - гл. дирижёр Т-ра оперы и балета им. Шевченко. И. принадлежат
новые редакции опер "Запорожец за Дунаем" и "Наталка-Полтавка", к к-рым
он сочинил ряд сцен.
Автор опер: "Кармелюк", о нар. герое Украины (1929, Днепропетровск),
"Поэма про сталь" по пьесе Погодина "Поэма о топоре" (1932, там we),
"Богунпы" ("Щорс") (соч. 1936), "Поэтова доля" ("Шевченко"; 1940, Т-р
оперы и балета им. Шевченко), балет "Чертова ночь" (1944, Иркутск) и мн.
др. произв.
ЙОСС (Jooss), Курт (р. 12.1.1901) -немецкий балетмейстер, педагог.
Учился в Высшей муз. школе в Вюртемберге и в драм. школе в Штутгарте. В
1920-23 работал в Мангейме и Гамбурге танцовщиком и ассистентом у
педагога Р. фон Лабана. В 1924 создал группу "Нёйе танпбюне", где пост.
свои первые экспрессио-нистич. балеты. В 1927 организовал в Эссене школу
"Фольванг", при к-рой с 1928 существовала танцевальная студия. В 30-х
гг. организовал труппу "Балле Йосс", где пост. антивоенный балет
"Зелёный стол" Коэна (1932, 1-я пр. на междунар. конкурсе в Париже). ) С
приходом к власти фашизма И. уехал из Германии. "''Гастролируя по Европе
и США, труппа И. просуществовала до 1947. После возвращения в Германию
И. работал в Эссене в школе "Фольванг", со своей труппой. В 1951-53
выезжал на гастроли (Европа и США). В 1953 труппа распалась. В
последующие годы И. продолжал деятельность педагога и балетмейстера (в
1954-56 - в Дюссельдорфе, в 1958 - в Риме, в 1959 - в Эссене).
Художеств. интерес представляет пост. балета "Большой город" (1932,
Кёльн). Большинство балетов И. сочетают элементы классич. танца и "танца
модерн", а также драматич. пантомимы. В своих пост. И. использует
экспрессионистские приёмы.
Лит.: BeaumontC., Complete book of ballets, N. Y., 1939. E. C.
ЙОТ‚ЙКО (Joteyko), Тадеуш (1.IV.1872-19.VIII. 1932) - польский
композитор, музыкально-общественный деятель, педагог. В 1895 окончил
консерваторию в Варшаве по классу 3. Носковского; в 1889 учился в
Брюсселе у Ф. Геварта. Первая опера И.- "Музыкант" на собств. либретто
по повести Г. Сенкевича "Органист из Пониклы" (1919, Варшавская опера).
После пост. этой оперы И. стал одним из популярных композиторов Польши.
Его опера "Зигмунт Август" на собств. либр. по трилогии Л. Рыделя (1925,
Варшавская опера) долго сохранялась в репертуаре польских т-ров. На
историч. сюжет написана опера "Королева Ядвига" (1928, Варшавская
опера). И. принадлежит также музыка к драме "Волшебное озеро", "Татрский
балет" и др. Муз. язык композитора отличается выразительностью, ярким
нац. колоритом, глубоким лиризмом. Вёл педагогич. работу (с 1914 - проф.
Варшавской консерватории).
Лит.: Niewiadomski St., Pamieci Т. Joteyki, "Muzyka", Warsz., 1932
(10-11). Л. Коз.
ЙОТУНИ (Jotuni), Мария (9.IV.1880 - 30.IX. 1943) - финская
писательница и драматург. Лит. деятельность начала в 1905. Первая пьеса
"Старый дом" (1910) не имела успеха. Затем И. написала пять комедий:
"Ребро мужчины" (1914, Фин. нац. т-р), "Верховный жрец" (1915), "Золотой
телец" (1918), "Под каблучком у жены" (1914) и "Курдский принц" (1932).
Особой популярностью пользовалась социально-бытовая комедия "Ребро
мужчины". И. написала также трагедию на библейский сюжет ("Я виновен",
1929) и трагедию, основанную на нар. балладе, "Клаус, господин Лоухикко"
(1946). Первые пост. этих трагедий осуществлены Фин. нац. т-ром в
Хельсинки. В своей драматургии И. следует реалистич. традициям
драматургов А. Киви и М. Кант. Большое влияние на творчество И. оказала
также драматургия Г. Ибсена. Её комедии насыщены сочным юмором. Пьесам
И. присуща глубокая разработка психологии героев. В характерах
персонажей её пьес комическое часто переплетается с трагическим.
Трагедии И. отмечены глубоким гуманизмом. Произв. И. ставятся во мн.
т-рах Европы.
Соч.: Избранное, Хельсинки, 1954 (на финск. яз.); Под каблучком у
жены. Пьеса, пер. А. Мантере и О. Терентьевой, в кн.: Финская
драматургия XIX - XX в., Л. - М., 1960, с. 351 - 448 (см. также с. 16
-20).
Лит. на финском яз.: Таркиайнен В., Мария Йотуни, в кн.; Собр. соч.,
I, [б.м.], 1930; Коскимиес Р., Мария Йотуни, в кн.: Финская национальная
литература, II, [б.м.], 1956, с. 263-85. М. Сав.
ЙОХУМСОН (Jochumsson), Маттиас (11.XI.1835- 18. II. 1920) -
исландский поэт, драматург и переводчик. В 1861 начал лит. деятельность,
написав первую исланд. романтич. пьесу "Отверженные" (перераб. в 1898
под назв. "Скюггасвейдн"). Среди др. пьес И.- "Истинное мнение общества"
(1875), комедия "Эмигранты" (1875) о трудной жизни исландцев, уехавших в
США и Канаду, историч. драмы "Хельги Тощий" (1890), "Йоун Арасон" (1900)
о нац. герое Исландии епископе Арасоне, боровшемся против реформации, за
католич. веру, в к-рой видел возможность политич. освобождения Исландии.
Пьесы И. ставились любительскими кружками. И. перевёл на исл. яз.
несколько пьес Шекспира.
Лит.: Einarsson S.. History of Icelandic prose writers. 1800-1940,
N.Y., 4948, с. 57-60. И Д
ЙОШКАР-ОЛИНСКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР (Р е спубликанский русский
драматический театр Марийской АССР). Организован в 1937. Т-ром
руководили Б. С. Володарский, Е. Р. Амонтов, И. С. Бабенко и др. В
труппе (1962): засл. артист РСФСР А. Н. Шарский, засл. артисты МАССР В.
Н. Привалихина, Б. Я. Раздольев, засл. арт. С.-О. АССР 3. И. Вишневская,
арт. А. В. Сорокко, Л. Г. Филатова, Ф. С. Быстров, Н. И. Булкин, Н. В.
Канашенок, А. Н. Капустин н др. Гл. реж. - засл. деят. иск-в Коми АССР
И. М. Гайсинский, реж. Н. И. Баль, гл. худ. - засл. деят. иск-в МАССР В.
Я. Скляр.
Спектакли: "Враги" (1941); "Вечный источник" Д. Зорина (1957),
"Блудный сын" Раннета (1958), "Именем революции" Шатрова, "Чёрный волк"
Арбана, "Братья Ершовы" по Ко-четову (1959), "Над Днепром" Корнейчука
(1960), "Три сестры"; "Иркутская история" и "Потерянный сын" Арбузова
(1961), "Проводы белых ночей" Пановой, "Ленинградский проспект" Штока,
"Овод" по роману Войнич (1962), "Кремлёвские куранты" (1946, 1961) и др.
А, Ив.
КАБАЛЕВСКИЙ, Дмитрий Борисович [р. 17(30). XII. 1904] - русский
советский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Нар.
арт. РСФСР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Окончил Моск.
консерваторию по классам композиции - у Н. Я. Мясковского (1929), фп.-у
А. Б. Гольденвейзера (1930). С 1939 К.- профессор Моск. консерватории по
классу композиции. В 30-е гг. наряду с симф. творчеством и музыкой для
детей К. много внимания уделял театр. музыке.
Музыка к спектаклям: M ХАТ
2-го - "Земля и небо" бр. Тур (1932); Центр, т-ра Красной Армии -
"Мстислав Удалой" Прута (1932), "Шутники" Островского (1933), "Гибель
эскадры"
Корнейчука (1934), "Восточный батальон" бр. Тур и Прута (1935); Т-ра
им. Вахтангова - "Дорога цветов" Катаева (1934); Центр, детского
т-ра-"Изобретатель и комедиант" Даниэля (1938, отсюда сюита
"Комедианты", 1940);
Моск. т-ра Сатиры - "Чёртов мост" А. Толстого (1938);
МХАТ-"Школа злословия" Шеридана (1940), "Домби и сын" по Диккенсу
(1949); Камерного т-ра-"Мадам Бовари" по Флоберу (1939); Моск. т-ра им.
Ленсовета - "Севильский цирюльник" Бомарше (1940) и др.
Как оперный композитор К. выступил впервые в 1938 ("Кола Брюньон", по
о. п. Р. Роллана, другое назв. - "Мастер из Кламси", либр. В. Г.
Брагина, Ленингр. Малый оперный т-р). В этом произв. выявились
характерные особенности таланта К.-задушевный лиризм, светлое
жизнеощущение, тонкое понимание стиля произведения, психологии,
насыщенность и симф. обобщённость художеств. образов (увертюра и
антракты вошли в концертную сюиту "Кола Брюньон"). В этой опере
определилась и гл. тема муз .-драматургия, творчества К.-борьба за
свободу и счастье человечества; черты гл. героя-простого и мужественного
человека, выразителя дум и интересов трудового народа - Кола Брюньона,
развивались в последующих операх К., героями к-рых стали сов. люди,
участники всенародной борьбы против фашистских захватчиков, партизаны
гражданской войны. После оперы "В огне" ("Под Москвой", либр. Ц. С.
Солодаря, 1943, филиал Большого т-ра) К. написал оперу "Семья Тараса"
(либр. С. А. Ценина по повести Горбатова "Непокорённые" , 1947, 2-я ред.
и пост. 1950, Т-р оперы и балета им. Кирова, Гос. пр. СССР, 1951), к-рая
явилась значит. достижением сов. оперного иск-ва. Эта опера отличается
реалистич. образностью характеристики, напряжённостью драм. ситуаций,
психологич. конфликтов. Эти же черты характеризуют оперу "Никита
Вершинин" (либр. Ценина по повести и пьесе Вс. Иванова "Бронепоезд
14-69", 1955, Большой т-р), хотя ей недостаёт героико-эпич. широты.
Юношеская жизнерадостность и обаятельный лиризм, присущий мн. вок. и
инструмент, произведениям К., отличают и его оперетту "Весна поёт"
(либр. Солодаря, 1957, Моск. т-р оперетты). Из музыки незаконченного
балета К. "Золотые колосья" (1940) автором составлена сюита. К.- автор
музыки к фильмам и многочисл. соч. в разл. жанрах. К.-член Советского
комитета (защиты мира (с 1953) и Всемирного Совета Мира с 1955). Гос.
пр. СССР (1946, 1949).
Соч.: Римский-Корсаков и модернизм, в кн.: Р и м-ский-Корсаков,
Исследования. Материалы. Письма. т. 1, M., 1953; Б. В. Асайьев (Игорь
Глебов), М., 1954. Лит.: Грошева Е., Д. Кабалевский, М., 1956;
А б р а м о в с к и и Г., Д. Кабалевский, М., 1960; Д а н и-л e в и
Чл., Д. Кабалевский, М., 1954; его же, "Мастер из Кламси". Опера Д.
Кабалевского, "Советская музыка", 1937, JsTe 12; Кола Брюньон (Мастер из
Кламси). Сб. статей к пост. в Гос. акад. Малом оперном театре, [Л.],
1938;
Полякова Л., Опера Д. Кабалевского "Семья Тараса", М., 1953; её же.
Воплощение драматического конфликта в операх "Семья Тараса" и "Молодая
гвардия", в кн.: Советская музыка. Теоретические и критические статьи,
М., 1954; История русской советской музыки, т. 2-3, М., 1959. Б. Ш.
КАБАЛЕТТА(итал. cabaletta, от cavatinetta, уменып. от cavatina) -
вокальная пьеса типа ариозо или каватины с чёткой, постоянно
возвращающейся рит-мич. фигурой (ранний образец - в опере "Парис и
Елена" Глюка, 1770). Отличит, черты К.: небольшие размеры, замкнутая
структура, волевой, героич. характер. Широкое развитие К. получили в
итал. опере 1-й пол. 19 в.; исполнялись в финалах опер, где мотив К.
подхватывал хор (К. в партии Манрико в финале 3-го акта оперы
"Трубадур"). К. часто встречаются в операх Россини.
КАБАРДИНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки театр. иск-ва кабард. народа
восходят к те-атрализов. бытовым обрядам. Большое место в обществ. жизни
кабард. народа занимали джегуако - певцы-импровизаторы. Политика колон,
угнетения, проводившаяся царизмом, делала невозможным развитие нац.
театр. культуры. Победа Октябрьской революции создала все условия для
расцвета кабард. театр.иск-ва. В 1924-30 в Нальчике и в др. населённых
пунктах республики возникли любительские кружки (в 1936 количество их
дошло до 100). В 1927 в Нальчике были пост. "Мещане". Авторами первых
кабард. пьес были участники любительских драматич. кружков, учителя и
др. В конце 20-х - нач. 30-х гг. были пост. пьесы о борьбе с невежеством
и религ. предрассудками- "Неграмотный, что слепой" С. Гонова (сел.
Псы-гансу), "Старики" А. БерезговаиТ. Кимова. Трагич. судьбе кабард.
женщины в эпоху феодализма была посвящена пьеса Болаева "Зули" (селение
Муртазово).
В годы коллективизации выступил с первыми пьесами А. Шортанов; его
пьесы "Кулак Абазов" и "Борьба за хлеб" отображали классовую борьбу в
кабард. деревне того периода. Событиям гражданской войны были посв.
пьесы "У кого лучше?" Прохорова и Киярова (сел. Ниж. Черек), "Люди леса"
Шортанова (1933). Пьесы эти были пост" драмколлективом Ленинского
учебного городка в Нальчике.
В нач. 30-х гг. были предприняты попытки создания постоянных проф.
т-ров. В 1932 в Нальчике был создан Т РАМ, к-рый вскоре закрылся, и
открыта драм. студия. В 1935 создана кабард. студия ГИТИСа. Из
выпускников драматической студии (в Нальчике) в 1937 создан кабард.
колх.-совх. т-р. В 1936 в Нальчике открылся рус. драм. т-р,
способствовавший развитию нац. искусства. В 1938 создан балкарский
колх.-совх. т-р.
В 1940 группа кабард. молодёжи, окончившая ГИТИС в Москве (рук.
студии А. Ефремов), стала ядром кабард. драм. т-ра, в состав к-рого
вошли также артисты расформированного в этом году колх.-совх. т-ра.
Первые спектакли "Как закалялась сталь";
"Аул Батыр" Шортанова (1938) и др.
Годы 1936-41 характеризуются обращением драматургов к богатейшему
кабард. фольклору. В 1936 в колх.-совх. т-ре была пост. пьеса "Коригот"
П.Шекиха-чева (1934) о восстании народа против князей в начале 19 в. В
1938 актёр колх.-совх. т-ра М. Туба ев написал свою первую пьесу "Мажид
и Марьят" о трагич. борьбе влюблённых за своё счастье. В основу сходной
по сюжету пьесы 3. Кардангушева "Каншаубий и Гоаша-гаг" положены нар.
песни и сказания о моральной чистоте преданного народу героя-патриота и
его верной подруги (1940, кабард. студия ГИТИСа, показана на открытии
кабард. т-ра в Нальчике; позднейшие пост. в 1944, 1952). На материале
древнего нартовского эпоса 3. Аксиррв создал пьесу-сказку "Даханаго" о
"деве мудрости и света" Даханаго и храбром пастухе Джа-римесе,
завоевавшем народу счастье знания и свободы (пост. 1941, 1954, 1957).
В годы Великой Отечеств. войны многие актёры т-ра ушли на фронт. Для
пополнения труппы была создана студия при т-ре. Окончившие её в 1944
студенты вошли в состав т-ра. Героич. защита родины в дни Великой
Отечеств, войны нашла отображение в пьесах "С восходом солнца" 3.
Аксирова и "Испытание" X. Теунова (1945), "Парень из Кабарды" М.
Туба-ева (1949).
В последующие годы т-р продолжал работу по творч. переработке нац.
фольклора. Были созданы спектакли "Камбот и Ляца" А. Шортанова (1950) по
поэме А. Шогенцукова, "Андемиркан" М. Диденко (1951), "Кыз-бурун" 3.
Аксирова (1956), "Сын медведя - Батыр" М. Шхагапсоева (1957), "Канамат и
Касбулат" А. Ше-риева (1959).
В конце 40-х ив 50-х гг. были созданы значительные спектакли на совр.
темы. Преобразования жизни и быта кабардинцев в послевоенные годы
показаны в пьесе
"Когда загорается свет" А. Шортанова (1947). Радостью творч. труда по
социалистич. переустройству жизни пронизана пьеса "Утро радости" Т.
Шогенова (1953).
Первая кабард. комедия "Семья Тамаши" М. Шха-гапсоева (1949)
отличается сочностью и яркостью зарисовок быта совр. кабард. деревни. В
жанре комедии-водевиля написана пьеса "На чужого коня не садись" А.
Яралова и М. Тубаева о животноводах Кабарды (1960). Жанр
социально-психологич. драмы разработан в пьесах на темы социалистич.
морали: "В одной семье" А. Шортанова ("Хакокуна", соч. 1954, пост. 1958)
и "Счастье надо беречь" М. Тубаева (1960).
В 50-х гг. кабард. драматурги создали также пьесы, посв. истории
своего народа, его тесной связи с рус. народом: "Навечно" А. Шортанова
(1957) - о присоединении Кабарды к России, и "Посланец партии" А.
Шортанова - о событиях гражданской войны на Сев. Кавказе.
Большое значение для повышения актёрского мастерства, создания
сценич. ансамбля имели пост. сов. и классич. драматургии. В годы войны
пост. "Bacca Железнова" и "Слуга двух господ"; в 40-50-х гг. пост.:
"Любовь Яровая" (1946), "Молодая гвардия" (1947), "Укрощение строптивой"
(1949), "Ромео и Джульетта", "Без вины виноватые" (1952); "С любовью не
шутят" Кальдерона (1953), "Легенда о любви" Хикмета (1954), "Ревизор"
(1956), "Кремлёвские куранты" (1958), "Лекарь поневоле" (1960); "Мать
своих детей" Афиногенова (1960).
В 1957 состоялся показ кабард. иск-ва и лит-ры в Москве. Т-р выступил
со спектаклями "Ревизор";
"Даханаго" Аксирова, "Навечно" Шортанова, "Семья Тамаша" Шхагапсоева.
В показе участвовала кабард. студия ГИТИСа (рук. И. М. Раевский) со
своими выпускными спектаклями "Жорж Данден" Мольера и "В добрый час!" В.
Розова. В 1958 выпускники студии вошли в состав т-ра.
В 1948 т-р объединился с балкарской (см. Балкарский театр и
драматургия) и русской труппой, получив наименование
Кабардино-Балкарский объединённый драм. т-р. В 1961 т-ру присвоено имя
основоположника кабард. сов. литературы А. Шогенцу-кова. Т-р ознаменовал
это событие пост. инсценировки поэмы А. Шогенцукова "Мадина". В кабард.
труппе т-ра (1962): нар. арт. РСФСР М. К. Сонов, К. X. Дышекова; нар.
арт. Каб.-Балк. АССР Б. Н. Сибеко-ва, X. X. Кумахова, М. М. Тубаев, А.
М. Туху-шев; режиссёр засл. деят. иск-в РСФСР и Каб.-Балк. АССР Л. X.
Эркенов; засл. арт. РСФСР и Каб.-Балк. АССР: Т. Т. Жигунов, X. X.
Товкуев, А. М. Шериев.
Лит.: Шортанов А., Театральное искусство Каб. Балкарии, Нальчик,
1961. E. Ж.
КАБАРЕ (франц. cabaret, букв.- кабачок) - первоначально
импровизированное представление, к-рое устраивали в
литературно-художественных кафе поэты, музыканты, актёры. Получили
распространение во Франции, гл. обр. в Париже, с 80-х гг. 19 в. В кафе
поэты читали стихи, актёры распевали злободневные песенки, разыгрывали
сатирич. сценки. Программу вёл конферансье, объявлявший фамилии
выступавших, шутивший со зрителями и поддерживающий атмосферу
непосредственности и веселья. После того как К. начала посещать бурж.
публика, они всё более теряли свой первоначальный импровизированный
характер. На подмостках начинают выступать проф. артисты эстрады. Первое
коммерч. К.- "Ша нуар" ("Чёрная кошка") - открыл в Париже Салис. В
Берлине в нач. 20 в. успех имело кабаре Воль-цогена, в к-ром большое
внимание уделялось политич. злободневным номерам. В 1907 в Будапеште
были организованы К. "Бонбоньер" (здесь выступал актёр и
поэт-импровизатор Э. Надь, номера к-рого носили характер политич.
обозрения) и "Модерн". Первые К. в России созданы в 1908 - "Летучая
мышь" (Москва), "Лукоморье" (организовано в Петербурге при Театр.
клубе), "Кривое зеркало". В 1912 Б. К. Пронин создаёт в Петербурге
литературно-художеств. К. "Бродячая собака", преемником к-рого'
становится "Привал комедиантов". Со временем лучшие К. ("Летучая мышь",
"Кривое зеркало") превращаются в т-ры миниатюр, другие в рестораны, где
даются эстрадные представления. В нач. 20-х гг. делались попытки
возродить К. ("Не рыдай" в Москве, "Хромой Джо" в Петрограде). В
капиталистич. странах Зап. Европы К. существуют в виде ресторанов с
эстрадной программой.