<< Пред. стр. 35 (из 913) След. >>
Европе и Америке. В 1953 организовал балетную труппу. А. ставитхореографич. номера и сцены, в к-рых сочетает элементы нар. исп. танца с
классич. балетом. В 1958 пост. балет "Треуголка" де Фальи и эстрадное
представление "Таверна быков".
Лит.: Beaumont С. W., Antonio..., L., 1952; В г u n е 1-I е sc h i
Е., Antonio and Spanish dancing. L., 1958. Ham. P.
АНТОНИО И ШЛИСКЕВИЧ - советские цир-ковые артисты; ковёрные клоуны:
1) Антонио (даст. фам. и имя - Маркунас, Антонас Игносович) (р. 18. V.
1915) - по национальности литовец. Работу в цирке начал с 1938. Засл.
арт. Латв. ССР (1954). 2) Шлискевич, Алексей Карлович (р. 11. I. 1904) -
по национальности латыш. Работу I цирке начале 1916. Засл. арт. Латв.
ССР (1954). В Й950 А. и Ш. создали клоунский дуэт, развивающий Цэканр
буффонады. Комедийное дарование артистов выявилось в их совм. работе.
Они исполняют живые, Политически острые сценки и пародии. М. 3.
АНТбНИУ(Апи)???и), Костаке (р. 1900) - румын-Едкий актёр. Нар. арт. РНР.
Сценич. деятельность начал в 1920 в т-ре в Яссах. С 1935 - актёр Нац.
т-ра им. ?Караджале в Бухаресте. Среди ролей раннего периода:
Думитраке, Подвыпивший гражданин ("Бурная ночь", Потерянное письмо"
Караджале), Хлестаков, Осип ("Ревизор"), Подколёсин ("Женитьба"),
Скапен; Сга-нарель ("Дон Жуан" Мольера). Позднее А. расширяет свой
репертуар, включая в него ряд драматич. ролей: Войницкий; Прозоров ("Три
сестры"), Микола ("Украденное счастье" Франко), Муромский ("Свадьба
Кречинского"). С большой драматич. силой играл А. в произв. совр.
драматургии: профессор Андроник ("Последняя сенсация" Себастьяна),
Спиридон Хампу ("Великий день" Банущ), Черногубов ("Персональное дело"
Штейна). А. Гер. АНТОНЙУ (Antoniu), Кристать (р. 1917) - албанский
артист оперы (баритон). Пению обучался в Бухарестской консерватории. С
1954 А.- один из ведущих певцов Т-ра оперы и балета в Тиране. Партии:
Жермон; Альфио ("Сельская честь" Масканьи) и др. Выступает в концертах.
Д. А г. АНТОНОВ, Зураб Назарович [9 (21). IX. 1820, Гори (Грузия), - 13
(25). XII. 1854, Тифлис] - грузинский драматург, актёр. По
национальности армянин. Род. в купеческой семье. Учился в Горийском
уездном уч-ще, затем служил Писцом в уездном управлении в Гори. В 1851
начал актёрскую деятельность, вступив в труппу груз. проф. т-ра в
Тифлисе. Работал также режиссёром (в 1854 руководил т-ром). Как
драматург А. принадлежал к реалистич. школе Г. Эристави. Написал пьесы:
"Затмение солнца в Грузии", "Свадьба хевсуров" (1852), "Хочу быть
княгиней", "Муж пяти жен" (1851), "Белый медведь паши" (пер. 1851),
"Разве дядюшка женился?"
(1852), "Кер-оглы" (1853), "Путешествие литераторов на плоту", "Два
постояльца" (1854) и др., пост. в т-ре, созданном Г. Эристави, а
впоследствии и в др. т-рах. Был первым груз. драматургом, отразившим в
своих пьесах жизнь демократич. слоев населения и создавшим образы людей
из народа.
С О Ч.: о б (в) п б п з о Ъ., ЭЪоЬ гообппо Ьооотдпс'Зо (БоЭод. JSoo
ЬоЭ ЭспЭдорд(т). ооооЬо, 1955.
Лит.: Б у х н и к а ш в и л и Г., Театр Георгия Эристави, Тб., 1948.
БАРТЕНЕВ - советские цирковые артисты; клоуны: 1) Антонов, Николай
Александрович (р. 3. VII. 1906)-работает в цирке с 1924 сначала как
акробат, затем как клоун. 2) Бартенев, Василий Михайлович (р.20. I.
1900) - работает в цирке с 1922. Яркий комедийный актёр. С 1924 А. и Б.
выступают как клоунская пара (ковёрные). Первое время использовали в
своих антре образы популярных артистов датского кино Пата (Антонов) и
Паташона (Бартенев). Были среди первых клоунов, утверждавших на манеже
сов. цирка политическую сатиру. В репертуаре А. и Б.-ряд злободневных
интермедий.
Лит.: Дмитриев Ю., Очень смешные клоуны, "Советский цирк", I960, ј з.
М. 3.
АНТОНОВА, Елизавета Ивановна [р. 24. IV (7.V).1904] - русская
советская артистка оперы (контральто). Нар. арт. РСФСР (1951). Пению
обучалась у М. А. Дейши-Сионицкой и К. Г. Держинской. В 1928-29
А.-солистка Ленингр. Малого оперного театра, с 1933 - Большого т-ра.
Партии: Соло-ха ("Черевички" Чайковского, Ст. пр. 1942), Княгиня
("Русалка"), Ратмир ("Руслан и Людмила"), Ваня("Иван Сусанин"), Фрика
("Валькирия" Вагнера) и др. Выступала во многих оперных театрах страны.
АНТОНОВИЧ, Даниил Исидорович (наст. фам.- А н т о н о в и ч-Б у д ь к
о) [р. 10 (22). XII. 1889] - украинский советский актёр. Нар. арт. СССР
(1954). Член КПСС с 1944. В 1919 окончил Киевский муз.-драм. ин-т им.
Лысенко и вступил в труппу Киевского т-ра им. Шевченко. С 1920 работал в
Киевском драм. т-ре, с 1922-в т-ре" Берез?ль", в 1923-26-в 1-м рус.
рабочем т-ре в Москве, с 1926- актёр т-ра "Берез?ль" (ныне Харьковский
т-р им. Шевченко). А.- один из первых актёров, создавших на укр. сцене
образы большевиков, раскрывавшие передовую идейность, высокие моральные
качества сов. людей. Образы А. монолитны и целостны, исполнены оптимизма
и высокого советского гуманизма. Актёр чётко определяет сущность
мировоззрения своих героев, выражает глубокую человечность, душевное
богатство, поэтичность.
Среди ролей А.: Железняк ("Гайдамаки" Шевченко), Гнат и Михайло
("Савва Чалый" и "Суета" Карпенко-Карого), Шельменко ("Шельменко-денщик"
Квитко-Основьяненко), Ярослав ("Ярослав Мудрый" Кочерги), Швиденко
("Генерал Ватутин" Дмитерко, Ст. пр. 1948). Большое место в творчестве
А.' занимают роли в пьесах Корнейчука: Гайдай ("Гибель эскадры"), Тарас
Голота ("Правда"), Берест ("Платон Кречет"), Мирон ("Фронт"), Макар
("Макар Дубрава"), Дремлюга ("Крылья") и др. Лучшие роли в рус.
советской и классич. драматургии: Кошкин ("Любовь Яровая"), Листрат
("Земля" Вирты), Хлебников и Добротворский ("Персональное дело" и "Закон
чести" Штейна), Тихон, Несчастливцев ("Гроза", "Лес"), в мировой
классике - Отелло; Веррина
("Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера), Монтанеллп ("Овод" по Войнич).
Снимался в кино ("Броненосец Потёмкин", "Стачка"). С 1949 ведёт
педагогическую работу в Харьковском театральном институте (с1957проф.).
АНТОНОВСКИЙ, Александр Петрович (р. 1864) - 'русский артист оперы
(бас-профундо). В 1882-85 обучался пению в Моск. консерватории у Д.
Гальвани. Впервые выступил на оперной сцене в 1885 в Москве. В 1885-90
пел в Большом т-ре, в 1890-1900-в частных оперных т-рах Москвы, Киева,
Одессы, Харькова и др. городов. В 1900-02 работал в Мариинском т-ре в
Петербурге. Обладал голосом исключительно мощного звучания. Партии:
Сусанин; Кончак ("Князь Игорь"), Мельник и др. В Мариинском т-ре был
первым исполнителем партий Малюты Скуратова и Варяжского гостя ("Царская
невеста", "Садко"). В 1904 А. оставил сцену. Я. Каз. AHTOIUEHKOB,
Григорий Иванович [р. 12 (24). III.1898]-русский советский актёр. Нар.
арт. РСФСР (1954). Член КПСС с 1945. Сценич. деятельность начал в 1920 в
подупроф. коллективе. В 1923-31 играл в т-рах Днепропетровска (т-р под
рук. Л. К. Люд-вигова, Т-р им. Шевченко). С 1931 учился в ГИТПСе на
режиссерском ф-те (окончил в 1934). В 1934-39 работал в т-рах Оренбурга,
Ульяновска, Ейска, Кимр, с 1939- во Владивостокском т-ре. А. создал ряд
ярких образов в пьесах Горького: Бессеменов, Бубнов, Яковлев ("Мещане",
"На дне" и "Фальшивая монета"). Среди его лучших ролей также Галушка,
Романюк ("В степях Украины" и "Калиновая роща" Корнейчука), Черняк
("Сергей Лазо" Бондаревой) и др. А.- остро-характерный актёр. Иск-во его
отмечено психологич. глубиной, стремлением к обобщениям, тонкой отделкой
деталей. Создал образ В. И. Ленина в спектаклях "Человек с ружьём"
(1939), "Кремлёвские куранты" (1941);
"Незабываемый 1919-й" Вишневского (1950). Ведёт педагогич. и
режиссёрскую работу. И. С.
АНТРАКТ (франц. entracte, от entre - между и acte - действие) - 1)
Перерыв между актами спектакля или отделениями концерта, циркового
представления. Служит для отдыха исполнителей и зрителей, а также для
перемены декораций. 2) Муз. пьеса, являющаяся вступлением к одному из
действий (кроме 1-го) оперного или драм. спектакля
(А. в опере "Кармен", А. из музыки Чайковского к пьесе "Снегурочка" и
т. п.). Исполняется обычно после перерыва, непосредственно перед
поднятием занавеса.
"АНТРАКТ" - русская еженедельная газета. Предназначалась для чтения
во время антрактов. Выходила в Москве сначала вместе с ежедневной
газетой "Театральные афиши и Антракт" (1864 - 65), потом - самостоят.
изданием (1866-68). Редактор - А. Н. Баженов, в 1868-В. II.
Родиславский. В "А." печатались рецензии об отдельных спектаклях и
концертах Москвы, Петербурга и провинции, театр. фельетоны и др. А. Шн.
АНТРАКТНАЯ МУЗЫКА - музыка, исполнявшаяся в 18-19 вв. в зале или фойе
театра в перерывах между актами для развлечения публики.
АНТРАША (франц. entrechat, от итал. intrecciato- сплетённый) - в
классич. танце род скачкообразного прыжка, во время к-рого ноги
скрещиваются в воздухе (заноска), ударяя икрой об икру. А. делятся на
чётные (royal, quatre, six, huit) - прыжок с двух ног на две, и нечётные
(trois, cinq, sept) - прыжок с двух ног на одну.
Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического танца, 3 изд., М., 1948; M
ори ц В., Тарасов Н., Чекры-г и н А., Методика классического тренажа,
M.-Л., 1940;
Blasts G., Traite elementaire, theorique et pratique de la danse,
Milan, 1820; e г о ж e, The code of Terpsichore, L., 1830.
AHTPE [франц. entree - вход, вступление, выход (на сцену)] - 1) В
ср.-век. Европе - торжеств. вступление, выход в пиршественный или
бальный зал костюмированных персонажей. Участники А. обычно отплясывали
мореску, выход сопровождался песнями, игрой на муз. инструментах. А. во
Франции, Италии, Испании явились прообразами балета, а также интрады в
'инструментальной танц. сюите. 2) В 17-18 вв.- выход одной или неск.
групп танцовщиков (с чётным числом участников), представлявших
посредством танца и пантомимы часть действия балета, комедии-балета,
оперы-балета. С конца 17 в. А. наз. также самостоят, часть балета или
оперы-балета, имеющая собств. наименование (напр., "Празднества Гебы"
Рамо, 1739, состоит из пролога и трёх самостоятельных А.).3) В балете
19-20 вв.-вступительная часть развёрнутого па-де-де (па-де-труа, па
д'аксъон), общий выход танцовщицы и танцовщика (напр., в па-де-де в 3-м
и па д'аксьон в 1-м актах балета "Спящая красавица", в па-де-труа в 1-м
акте балета "Лебединое озеро"). 4) Клоунский номер, обычно комич.
разговорная сценка или пантомима. Первое время А. называли всякое
появление клоунов на манеже. А. связано с выступлениями клоунов амплуа
Августа.
АНТРЕПРЕН‚Р (франц. entrepreneur - предприниматель) - владелец,
арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия: театра, цирка и
пр. За рубежом А. именуется: менеджером (в Англии), импрессарио (в
Италии), продюсером (в Америке).
А. существуют с момента возникновения профессиональных трупп.
Известен, напр., контракт, заключённый А. французом Л'Эпероньеромс
актрисой М. Фере еще в 1545. Наряду с А., для к-рых театр был только
источником дохода (напр., Ф. Хенсло - крупнейший театр. предприниматель
Лондона времён Шекспира, владелец т-ров "Роза", "Фортуна", "Надежда"),
всегда были и А., творчески связанные с т-ром. В конце 16-нач. 17 вв.
это были-Дж. Бёрбедж и егосын, знаменитый англ. актёр Р. Бёрбедж
(возглавляли лондонские т-ры-"Театр", "Блэкфрайерс", "Гло-М)ус"), во 2-й
пол. 17 в.-великий франц. драматург, ре- жиссёр и актёр Мольер, в 18 в.-
выдающийся англ. актёр Д. Гаррик, возглавлявший совм. с антрепренёром
Лейси т-р "Друри-Лейн" в Лондоне, нем. актёры в режиссёры К. Нейбер, И.
Ф. Шёнеман, К. Аккер-ман; в 19 и 20 вв.- Ч. Кин, Г. Ирвинг, Ф. Бенсон,
супруги Банкрофт и С. Фелпс в Англии; Э. Росси, Т. Сальвини, Э. Дузе, Э.
Де Филиппе - в Италии;
М. Рейнхардт, Э. Пискатор - в Германии; А. АН-туан, Ф. Жемье, Ж. Л
Барро, Питоевы - во Франции; Д. Беласко - в США и т. д.
В 19 и 20 вв. широкое развитие получает также деятельность А.,
творчески не связанных с т-ром и являющихся лишь владельцами или
арендаторами театр. зданий, организаторами гастрольных турне трупп и
отдельных актёров-гастролёров (в США - бр. Фро-ман, глава крупнейшей
театр. фирмы "Шуберт"; во Франции - М. Карсенти, Ломброзо, Жанвье и
др.). В наст. время в зарубежных странах антрепризы всё более
вытесняются различными компаниями, трестами и т. д.
В России появление профессиональных А. относится к 18 в. и связано с
зарубежными предпринимателями: Я. Кунст, О. Фюрст-в Москве (10-е гг.),
Манн (20-е гг.)-в Петербурге. В последующие периоды оперные, балетные,
драм. труппы возглавляли: Фу-зань (30-е гг.), Сериньи (40-е гг.) - в
Петербурге;
Локателли (50-60-е гг.) - в Москве. В 1779-83 в Петербурге
антрепренёр К. Книпер соорудил т. н. Деревянный т-р на Царицыном лугу, в
к-ром играла драм. труппа под рук. И. А. Дмитревского. В 1782 здесь
впервые был пост. "Недоросль". В Москве после Локателли в 1765-69
антрепризу держал рус. офицер Титов, с 1772-итальянец Гроти; в 1776
начал своё существование т-р Медокса.
В Москве и Петербурге, в силу монополии императорских т-ров
(установлена официально в 1854, но фактически проявлялась значительно
раньше), деятельность А. проходила гл. обр. в загородных дачных т-рах,
клубах; А. выступали также организаторами цирковых зрелищ и эстрадных
представлений. Но в провинции, свободной от монополии казённых т-ров,
появилось огромное число театр. предпринимателей. Среди А. были и
помещики, превратившие свои крепостные т-ры в коммерч. предприятия (граф
Каменский в Орле, Есипов в Казани, кн. Шаховской в Нижнем Новгороде и
др.). С 70-х гг. возникают попытки организации актёрских товариществ без
А.
К 1-й пол. 19 в. относится деятельность А., сыгравших заметную роль в
истории рус. провинциального т-ра: И. Ф. Штейна, О. И. Калиновского, К.
Зелинского и в особенности Л. Ю. Млотковского. Во 2-й пол. 19 в.
появляется несколько выдающихся А., сочетавших организационную и творч.
работу, способствовавших развитию рус. провинциального т-ра. Среди них:
А. А. Рассказов, П. М. Медведев, Н. Н. Соловцов, Н. Н. Синельников, Н.
И. Соболъ-щиков-амарин, П. П. Гайдебуров (и Н. Ф. С карская). В числе
видных А. 2-й пол. 19 в. также И. Я. Сетов, Дюковы, П. П. Струйский, 3.
А. Малиновская, актёр и режиссёр Н. К. Милославский, А. С. Суворин.
Среди виднейших московских А.- А. А. Бренко, К. Н. Незлобии, С. И.
Зимин, С. П. Дягилев, Ф. А. Корт.
Значит, роль в истории театр. культуры сыграли А.-меценаты (напр., в
России С. И. Мамонтов - инициатор и организатор Моск. частной русской
оперы; в Англии Э. Флауэр - инициатор и организатор Мемориального
шекспировского театра, и др.).
Среди выдающихся цирковых А.- англичанин Ф. Астлей, многочисл.
представители потомственных цирковых "династий": Франкони - во Франции,
Ренца - в Германии, Чинизелли - в Италии, бр. Никитины - в России.
В Сов. Союзе частные антрепризы прекратили существование после
издания декрета о национализации т-ров (1919).
Лит.: Островский А. Н., Записка об авторских правах драматических
писателей (1869), в сб.: О театра. Записки, речи, письма, общ. ред. и
вступ. ст. Г. И. Владыкина, Л.-М., 1941, с. 38-49; М о к у л ь с к и и
С. С., История западноевропейского театра, т. 2, М.-Л., 1939, с. 8с,
255, 376, 388, 436 (и ряд других); А н т у а н А., Дневники директора
театра, [пер. с франц.], М.-Л., 1939; Жемье Ф., Театр. Беседы, собранные
II. Гзеллем, [рус.. nep.J, М., 1958;
Данилове. С., Очерки но истории русского драматического театра,
М.-Л., 1948, с. 71-81, 82-89, 143-149, 216- 224, 409-433; Ашукин Н. С.,
В с е в о л о д с к и й-Гернгросс В. Н. и Соболев Ю. В., Хрестоматия но
истории русского театра XVIII-XIX веков, Л.-М., 1940, с. 256-276;
Синельников Н. Н., Шестьдесят лет на сцене. Записки, Харьков, 1935;
Собольщиков-Самарин Н. И., Записки, [Горький], 1940; Кузнецов Е., Цирк,
М.-Л., 1931. А. Шн.
АНТРЕПРИЗА (франц. entreprise, от entreprend-ге - предпринимать) -
театральное предприятие, созданное и возглавляемое частным
предпринимателем- антрепренёром. См. также Товаригцество.
АНТРОПОВ, Лука Николаевич [16(28). X. 1843- 14(26). IX. 1881]-русский
писатель. Окончил юридич. ф-т Петербург, ун-та (1863). Как драматург А.
дебютировал комедией-мелодрамой "Блуждающие огни", пользовавшейся
большим успехом благодаря своей сценичности, "выигрышным" ролям (1873,
Малый т-р - бенефис Федотовой, исполнявшей роль Лидии; в 1874 в этой
пьесе выступила Ермолова, игравшая роль Лели, в Петербурге в этой же
роли дебютировала Савина). А. принадлежат также пьесы "Ванька-ключник"
(по повести Аверкиева, 1880, Малый т-р; Дашутка - Ермолова),
"Очаровательный сон" (по повести Достоевского "Дядюшкин сон", 1878,
Малый т-р). А. был также театр. рецензентом (газеты "Голос", "Московские
ведомости" и др.), автором ряда театр.-критич. статей.
С о ч.: Блуждающие огни, М., 1878, СПБ, 1890. Лит.: Б о б о р ы к и н
П., За полвека, М.-Л., 1929;
Венгеров С., Критико-биографический словарь руссьпх писателей и
учёных, вып. 1, СПБ, 1889, с. 689. А. Шн.
АНТТИ (АпШ), Ауне (р. 23. XII. 1901) - финская артистка оперы
(сопрано). Пению обучалась в консерватории в Хельсинки, а также в
Париже, Вене и Берлине. Впервые выступила на оперной сцене в Хельсинки в
1931. Гастролировала в Скандинавских странах, США и др. Партии:
Елизавета ("Тангейзер"), Маргарита ("Фауст"), Недда ("Паяцы"), Микаэла и
др. Выступает также как камерная певица. Занимается педагогич.
деятельностью. С. Л.
АНТУАН (Antoine), Андре (31. I. 1858, Лимож,- 9. X. 1943, Полигон) -
французский режиссёр, актёр, теоретик театра. Родился в семье мелкого
служащего. С юных лет увлекался театр. иск-вом, и, чтобы иметь
возможность посещать спектакли, работал в т-ре "Комеди Франсез"
клакером, затем - статистом. А. удалось устроиться в частную театр.
школу "Жимназ де ла Пароль", где он дебютировал как актёр в роли Давида
Зихеля ("Друг Фриц" Эрк-мана-Шатриана). А. пытался поступить в класс
декламации Парижской консерватории, но потерпел неудачу на экзамене.
Работая (с 1883) клерком в Газовом об-ве в Париже, сблизился с одним из
любительских театр. кружков - т. н. Гальским кружком. Вскоре А.
становится во главе этого кружка, завязывает знакомство с писателями,
группирующимися вокруг Э. Золя (А. Доде, А. Век, Э. Гонкур и др.), и
делается горячим поклонником и пропагандистом эстетич. принципов школы
натурализма Золя.
В 1887 на основе Гальского кружка А. организовал в Париже Свободный
театр. в к-ром работал до 1894. В 1897 он создал Т-р Антуана (см.
Антуана театр) и руководил им до 1906; в 1906-14 А. был директором т-ра
"Одеон", в эти годы он перестал выступать на сцене и целиком отдался
режиссуре. Во время 1-й мировой войны А. читал лекции о т-ре в различных
странах Европы и в США. После 1914 отошёл от практич. деятельности в
т-ре, работал в области театр. критики и в кино.
Создавая Свободный т-р, А. решительно выступил против мелодрамы,
мещанской драматургии, "ловко ркроенных пьес" В. Сарду и др. Разделяя
позиции Э. Золя, А. считал, что т-р должен правдиво показывать жизнь,
ставил пьесы Э. Бриё, Ж. Ансе, Ж. Куртелина, Ж. де Порто-Риша и др., в
которых вместо трафаретных персонажей "любовников", "героев",
"неврастеников", заполнявших сцены ака-демич. т-ров, действовали живые
люди - простые крестьяне, мелкие буржуа, рабочие. Заслугой А. являлась
также пропаганда передовой иностр. драматургии, доступ к-рой на франц.
сцену был крайне затруднён. А. впервые во Франции поставил "Власть тьмы"
(1888); "Привидения" (1890) и "Дикую утку" (1891) Ибсена, "Нахлебника"
Тургенева (1890), "Ткачей" Гауптмана (1893) и др. В то же время он
провозгласил принцип "либерального эклектизма", допускавший
беспрепятственное введение в репертуар т-ров произведений писателей всех