<< Пред. стр. 353 (из 913) След. >>
традиции рус. классич. оперы. Произв. насыщено монументальными хоровыминар. сценами, песнями, плясками (праздник Лиго). В 1941 "Банюта" была
пост. с новым жизнеутверждающим (вместо первоначального трагического)
финалом; в такой редакции опера была показана на декаде латв. иск-ва в
Москве, 1955). Балет К. "Стабураг", основанный на творческом
использовании композитором лат. муз. фольклора, сыграл важную роль в
становлении нац. лат. балетного иск-ва.
Лит.: V i t о 1 i ? s J., Alfreds Kalnins, "Literature un inaksla".
1951, As 52. Я. В.
КАЛНЫНЬ, Теодор Петрович [11(23).XI.1890- 17. ?. 1962] - латышский
советский хормейстер оперы. Нар. арт. Латв. ССР (1960). Музыке обучался
в Рижском муз. уч-ще и в Петроградской консерватории. Как дирижёр хора
оперы впервые выступил в 1921. В 1921-37 К.- хормейстер, с 1934 - гл.
хормейстер Латв. т-ра оперы и балета. С 1928 был одним из гл. дирижёров
латыш. певч. праздников. С 1948 - работал педагогом консерватории в
Риге. Пр. Латв. ССР (1959) за заслуги в развитии латыш. хорового иск-ва.
Я. В.
КАЛОМЙРИС (??????????), Манолис (р.14.XII. 1883) - греческий
композитор. Основоположник совр. нац. муз. школы Греции. Муз.
образование получил в Афинской консерватории, совершенствовался в
Константинополе, а также в Венской консерватории у Г. Греденера. В
1906-10 К.- преподаватель Харьковской консерватории. С 1911 живёт в
Греции. Создал произв. в разл. жанрах, в т. ч. ряд опер. Муз. драма К.
"Протомасторас" ("Старший мастер") на сюжет старинной нар. легенды
(1915, Афины) положила начало греч. опере. На ранних произв. К.
сказалось влияние Вагнера, ?? к-рого К. впоследствии освобождается и
создаёт оперы, нац. по муз. языку и сюжетам: "Кольцо матери" (1917),
"Анатоли" (1945), "Источник мрака" (1951) (все пост. в Афинах),
"Константин Палеолог" (соч. 1961), балет "Смерть отважного" (1945,
Афины) и др. соч. Основатель (1919) и первый директор (с 1926) Нац.
консерватории в Афинах. Почётный председатель Союза греч. композиторов.
Член Афинской академии наук, профессор. . Л. М.
КАЛУЖСКИЙ ТЕАТР (Калужский областной драматический театр) - русский
советский театр. Первая труппа в Калуге была создана в 1777. В её состав
вошли актёры И. Ермолин, В. Луков, Н. Никитин, Е. Порываев и др. С 1783
во главе т-ра стоял П. С. Батурин. Затем т-ром руководил В. И. Левшин,
поставивший здесь свои комич. оперы "Король на охоте", "Мнимые вдовцы".
В конце 18 в. постоянная труппа в Калуге распадается. Спектакли ставятся
нерегулярно приезжими актёрами (наряду с драмой идёт оперетта и опера).
В Калуге гастролировали П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, М. Т.
Ива-нов-Козельский, Г. Н. Федотова, П. Н. Орленев, М. В. Дальский, В. Н.
Давыдов и др. Работала М. Г. Савина. Постоянная труппа была создана
после 1917. Плодотворно сотрудничая с местными драматургами, т-р пост.
спектакли "Приятный парень" Нарож-нова (1956), "Тайна бессмертия"
Нарожнова и Королевича (1958), "Румяной зарёю" Каменевых (1957),
"Навстречу звёздам" Бедлинского (1961). В труппе (1962): нар. арт. РСФСР
В. И. Никитина, засл. арт. РСФСР С. Н. Сладкий, Т. Б. Валасиади. Гл.
реж.-засл. деят. иск-в Башк. АССР С. А. Крутов.
Спектакли: "Гибель ,.Надежды"" Хейермапса (1918). "Враги" (1919),
"Любовь Яровая" (1927); "Мой друг" Погодина (1933), "Профессор Полежаев"
Рахманова (1938), "Машенька" (1941); "Старые друзья" Малюгина (1946),
"За тех, кто в море!" Лавренёва (1947), "Отелло" (1949); "Семья" Попова
(1951), "Ревизор" (1952), "Король Лир" (1954), "Оптимистическая
трагедия" (1956), "Гамлет" (1957); "Дали неоглядные" Вирты (1958),
"Третья патетическая" Погодина (1959; в роли Ленина - Белов), "Иркутская
история" Арбузова (I960).
Лит.: 175 лет Калужского театра (1777-1952), Калуга, 1952. А. Ив.
КАЛЬВЕ, Кальве де Рокер (Calve de Roquer), Эмма
(15.VIII.1858-6.1.1942) - французская артистка оперы (сопрано). Пению
обучалась у М. Мар-кези в Париже. На оперной сцене впервые выступила в
1882 (т-р "Де ла Монне", Брюссель), после чего пела в т-рах Парижа
(Итальянский т-р - 1884 и 1888-92, "Опера комик" - 1885 и с 1892,
"Гранд-Опера" - 1899), Лондона ("Ковент-Гарден" - 1892), Берлина, Рима.
В 1910 оставила сцену, продолжая выступать в концертах. Первая
исполнительница партий Сафо, Аниты ("Сафо", "Наваррьянка" Массне),
Бьянки ("Абен Хамет" Дюбуа). Обладая голосом красивого тембра, высокой
вок. техникой, К. особенно успешно исполняла партии, требующие большого
темперамента и дра-матич. силы [Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи,
1892, Париж), Кармен].
Партии: Офелия ("Гамлет" Тома). Лейла ("Искатели жемчуга" Визе),
Маргарита ("Фауст") и др.
Соч.: My life, (N. Y.-L.], 1922; Sous tous les ciels j'ai chante, P.,
1940.
Лит.: [W i s ? e г A.], E. Calve. Her artistic life, N. Y., 1902. Л.
М.
КАЛЬВО (Calvo), Альдо (р. 6. X. 1906) - итальянский живописец и
театральный художник. В т-ре работает с 1935. К. принадлежат эскизы
декораций и костюмов к спектаклям: "Золушка" Россини (1937, т-р "Ла
Скала", Милан), "Ромео и Джульетта" (1938, театр. фестиваль в Венеции),
"Отелло", "Аида" Верди (оба в 1938, Гос. опера, Берлин), "Севильский
цирюльник" Россини (1938, Зальцбургский фестиваль), "Бал-маскарад" Верди
(1942, т-р "Опера", Рим); "Купец из Смирны" Гольдони (1947, театр.
фестиваль в Венеции) и др. В 1948 К. участвовал в организации
"Бразильского т-ра комедии" (Сан-Паулу), руководил тех-нич.
оборудованием т-ра. Среди работ в этом т-ре:
"Лгун" Гольдони (1948), "Как важно быть серьёзным" Уайльда (1950),
"Дама с камелиями" Дюма-еы-на (1951).
КАЛЬВО (Calvo), Рафаэль (19.III.1842 - З.Х. 1888) - испанский актёр.
Долгое время выступал в амплуа первого любовника в т-ре "Эспаньоль"
(Мадрид), вёл режиссёрскую работу. Гастролировал во Франции, Италии,
Англии, Америке. Имя К. связывают с возрождением на исп. сцене классич.
драматургии. Играл в пьесах Лопе де Вега, Кальдерона (Сехис-мундо -
"Жизнь есть сон"), Тирсо де Молины (Мирено - "Робкий во дворце"), Морето
(Карлос, "На презренье - презренье"), Алар-кона (Гарсия- "Сомнительная
правда"). Успешно выступал и в совр. ему репертуаре: в романтич. драмах
Соррильи (Дон Хуан в одноим. пьесе) и Сааведры (Дон Альваро в пьесе "Дон
Альваро или власть судьбы"); одна из лучших ролей К.-в пьесе Эчегарая
"Великий Галеотто". К. великолепно владел сценич. речью, считался
непревзойдённым мастером декламации. Вёл режиссёрскую работу.
Лит.: Clarin (Leopoldo Alas), Rafael Calvo y el teatro espanol,
Madrid, 1890;
Diaz de Escovar N.y Lassodela VegaF.de Р., Historia del teatro
espanol, v. 1, Barcelona, 1924. Д. Крас.
КАЛЬДЕРОН, Л а К а л ьд e p о н a (Calderon, La Calderona), Мария -
испанская актриса первой трети 17 в. В 1623 вместе с мужем П. Сармьенто
заключила контракт на выступления в Вальядолиде, в 1624 играла в Мадриде
(корраль де ла Крус), позднее выступала в Севилье (играла ауто),
Валенсии. Пользовалась большим успехом в ролях первой дамы. Талант К.
высоко ценил Лопе де Вега. Любовница короля Филиппа IV, мать его сына
дон Хуана Австрийского, К. по приказу короля (ок. 1633) стала монахиней,
а впоследствии - настоятельницей монастыря. Л. Крас.
КАЛЬДЕРОН (Calderon), Фернандо (20.VII.1809- 18.1.1845) -
мексиканский поэт и драматург. Один из первых представителей романтизма
в Мексике. В драматургии К. сильно влияние исп. (Гутьеррес Гар-сиа) и
франц. романтиков. Его юношеские пьесы (комедия "Рейнальдо и Эльвира",
"Задиг", "Сейла, или Индианка-рабыня", "Армандина", "Политики дня",
"Рамиро, граф Лусенский" и др.) ставились в т-рах Гвадалахары и
Сакатекас (1827-36). Наиболее известные пьесы К.: романтич. мелодрамы
"Турнир" (1839) из истории Англии 11 в. и "Герман, или Возвращение
крестоносца" - на материале немецкой жизни 12 в., историч. драма "Анна
Болейн" (1842). Успехом пользовалась также комедия К. из мекс. жизни:
"Ни одна из трёх".
Соч.: Obras i poesias y teatro, Mexico, 1902. Лит.: Magana Esquivel
A.yLamb Ruth S., Breve historia del teatro mexicano, Mexico, 1958;
Gonzalez Pena C., Historia de la literatura mexicana..., ? ed., Mexico,
1958.
КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА (Calderon de la Barca), Педро Энао де ла
Барреда-и-Р и а н ь о (Henao de la Barreda y Riano) (17.1.1600,
Мадрид, - 25. V/1681, там же)-испанский драматург. С именем К.
связано одно из высших достижений мировой театральной культуры -
испанская нац. драм. школа 17 в. Если творчество Лопе де Вега знаменует
начало исп. драм. школы, то творчество К. завершает её. В театре К.
сконцентрированы все противоречия этой школы, все её слабые и сильные
стороны.
Трагическую антитезу жизни и идеала К. исповедовал в парадоксальной
философской формуле "жизнь есть сон". Оттого (по справедливому замечанию
одного учёного) "сцены кальдероновских пьес постоянно колеблются между
мадоннами Мурильо и шутами Веласкеса". Вслед за Дон Кихотом К. толковал
жизнь как пышную сцену, как "великий театр мира" и вслед за Санчо Панса
уподоблял её простой шахматной доске, с которой сгребают пешки и фигуры,
едва они выполнили своё назначение. Отсюда ещё одно характерное для К.
положение - тождества "гроба и колыбели", "смерти и бессмертия".
К. жил в эпоху, когда исп. земля была терзаема острыми
противоречиями, когда золото из заморских владений притекало рекой, а
народ жил в нищете, когда централизация, казалось, достигла предела, а в
стране царило беззаконие, когда церковь радела о спасении душ и тут же
губила живых людей "своим угнетающим преобладанием над всеми другими
элементами государственной жизни" (В. Белинский).
К. род. в семье секретаря королевского казначейства Диего Кальдерона,
принадлежавшего к старому, но обедневшему дворянскому роду. Восьми лет
К. был отдан в иезуитский колледж. Оттуда перешёл в университет Алькала
де Энарес, а затем в Саламанкский университет, где .изучал гражданское и
канонич. право, готовя себя к духовной карьере. После окончания
университета К. жил в Мадриде (1619-23), ведя рассеянную светскую жизнь.
К этому времени относятся первые лит. опыты. В 1625 он окончательно
посвятил себя т-ру. В 1636 вышла "Первая часть" его комедий. К.
почитался бесспорным преемником Лопе де Вега.
Лит. труды не мешали и светской карьере. В 1637 К. посвящается в
рыцари ордена Сантьяго. В 1638 принимает участие в войне с Францией, а в
1640 - в походе против Каталонии. 40-е гг. ознаменованы рядом горьких
потрясений, обществ, и личных - упадок страны, гонение на т-р, смерть
близких людей. В 1651 К. принимает священнич. сан, но по-прежнему
сохраняет связь с двором. В 1665 после смерти своего покровителя Филиппа
IV К. целиком отдаётся духовной карьере и пишет религиозные пьесы, лишь
изредка обращаясь к пьесам светского содержания. Умер К. в Мадриде,
окружённый всеобщим признанием.
За год до смерти К. по просьбе герцога де Верагуа составил список
своих пьес. В него вошло 111 комедий и 70 ауто. Он послужил основой для
первого посмертного, т. н. "полного" собрания его пьес, изданного в
1682-91. С тех пор список этот продолжает пополняться. Существует ок.
120 комедий, 78 ауто и 20 пьес более мелких жанров, принадлежащих К.
Нек-рые произведения (в т. ч. трактат "Апология комедии") известны
только по названиям (т. о., до нас дошло ок. 220 пьес К.).
Драматургии, наследие К. можно разделить на 4 условных периода.
Примерно до середины 20-х гг., когда К. находится еще под сильным
воздействием тем и стилистики Лопе де Вега,- комедии "Игра любви и
случая" (1625), "Осада Бреды" (1625); период с середины 20-х до конца
30-х гг., к-рый характеризуется стремлением к широким философским
обобщениям, постановке серьезных социальных и морально-этич. проблем,
одновременной разработке нескольких тем в одной и той же пьесе -
"Стойкий принц" (1628-29), "Жизнь есть сон" (1632-35), "Сам у себя под
стражей" (1636) и др. Следующий период может быть назван
"аналитическим". Не теряя общественной значимости, творчество К. в этот
период характеризуется стремлением к углублённому
анализу,концентрированной разработке тем, раскрытию ведущей черты в
характере героев - "Врач своей чести" (1637), "Саламейский алькальд"
[1642(?)]. В последний, четвёртый период "мелодраматических аллегорий"
К. сочиняет пьесы для пышных придворных празднеств, насыщенные танцами,
музыкой, пением. На протяжении всей своей лит. карьеры К. писал
"священные ауто", к-рые также претерпевали изменения.
Драматич. наследие К. подразделяется в основном на комедии и ауто, но
жанровое разнообразие пьес К. не раскрывается за обобщённым
наименованием комедии. К., как и его предшественники, все трёхактные
стихотворные пьесы светского содержания называл комедиями.
Драматургич. творчество К. развивается в жанровых полюсах классицизма
- трагедии и комедии. Теоретики романтизма называли его пьесы,
тяготеющие к трагедии, драмами. К ним относится свыше 50 пьес. Именно
они доставили К. всемирную славу и долгое время побуждали романтическую
критику ставить его выше Лопе де Вега и вровень с Шекспиром. Драмы К.
обычно подразделяют на исто-рич., философские, религиозные, библейские,
мифоло-гич. и "драмы чести". Разделение это условное, и в разных
изданиях одни и те же пьесы К. включаются в разные разделы. Из цикла
морально-философских драм наиболее известна "Жизнь есть сон"- попытка
дать наглядный урок воспитания идеального государя. Из цикла "драм
чести" - "Врач своей чести", "Стойкий принц" и "Саламейский алькальд".
Во всех этих пьесах проблема чести возникает в разных её аспектах -
моральном, философском, социальном. Проблема чести в исп. т-ре 17 в. и
особенно у К. присутствует почти во всех без исключения пьесах.
Чрезвычайно важна для уяснения идейных позиций К. драма "Любовь после
смерти" (1633), проникнутая атмосферой сострадания и живой симпатии к
угнетённым (безвинно пострадавшее арабское население). Кроме "священных"
ауто, где К. выступает сценич. глашатаем исп. контрреформации (местами
даже впадая в богословскую казуистику), он в своих пьесах обращается к
религии для этич. окраски развиваемых в них тем. Даже в пьесах "религ.
цикла" - "Поклонение кресту" или "Чистилище святого Патрика" он не
выступает с чисто теологич. заданиями. К. утверждает во многих драмах
свободу, мыслимую им как самоосвобождение человека через величие духа,
характера. Свобода К. - это свобода стоика, основанная на духовном
преодолении нужды, принуждения, личных влечений.
Вершиной творчества К. считается его замечательная драма "Саламейский
алькальд". В ней он впервые вывел чувство чести за пределы исключительно
дворянской добродетели и дал яркое изображение произвола, царившего в
Испании. Несмотря на умеренность его взглядов (К. был сторонником
абсолютистской системы при условии соблюдения ею интересов всех
сословий, но без смешения их), пьеса была воспринята как револвщ. призыв
и так ставилась в последующие века (с успехом шла в годы Франц. бур/к.
революции 1789-94 и в осаждённом Мадриде во время гражданской войны
1936-39). В один ряд с "Саламейским алькальдом" могут быть поставлены и
нек-рые др. пьесы К., в к-рых также сильны социальные мотивы, в т. ч.
даже нек-рые ауто, напр. "Великий театр мира".
Священные ауто составляют наиболее монолитную в жанровом отношении
часть драматического наследия К. Преимущественно это пьесы с участием
аллегорических персонажей, чаще всего развивающие какой-нибудь
теологический тезис. Утверждение на исп. сцене ауто как полноценного
театр. жанра связано прежде всего с именем К. Ему первому удалось
придать холодным богословским абстракциям сценич. жизнь и вдохнуть в них
подлинную поэзию. Аллегории К. гораздо глубже и философичнее, чем у его
предшественников, а персонажи ауто более человечны. Тематика ауто К.
разнообразна (философские, на ми-фологич. сюжеты с теологич.
истолкованием, на темы Ветхого завета, евангелия, на легендарные и даже
исторические сюжеты). Часто они представляют собой развёрнутую
теологическую расшифровку философских формул, содержащихся в светских
пьесах К. Некоторые ауто К. и поныне ставятся в Испании и странах
Латинской Америки.
Комедии К. более однородны по тематике, чем драмы и ауто. В
большинстве их созданы обобщённые типич. характеристики. Они
подразделяются на несколько групп: 1) комедии "плаща и шпаги", 2)
назидательные ("Чтобы избавиться от любви, надо этого желать"), 3)
новеллистич. Большинство их тяготеет к т. н. "высокой комедии". Отсюда
отсутствие жанризма даже в бытовых комедиях, выбор героев только из
дворянской среды, безукоризненное соблюдение ими кодекса дворянской
чести ("Не всегда верь худшему"), приподнятость, декламационность
стихотворного языка (отличаются изощрённой стихотворной техникой). В
комедии К. наиболее близок к Лопе де Вега. Но комедия К. имеет по
сравнению с Лопе де Вега более обнажённую моральную основу, большую
назидательность. Герои кальдероновских комедий подчинены идее добра и
зла, а не носят, подобно героям Лопе де Вега, эту идею в себе. Тяготение
К. к высокой комедии объясняется не только личным пристрастием автора
или расчётом на дворянского зрителя, но и тем, что высокая комедия,
построенная на патетике чувств и приподнятой стихотворной речи, подходит
для утверждения абстракций и обобщённых взглядов.
По разнообразию идей, виртуозности психологич. мотивировок одной из
лучших комедий К. является "Сам у себя под стражей" (очевидно
перекликающаяся с "Дон-Кихотом" Сервантеса). Одна из характернейших для
К. комедий - "Дама-невидимка", построенная на игре случайностей.
Ограниченная игровая площадка приближает пьесу к принципу единства места
классицистов, персонаж грасьосо используется как средство торможения
основного действия.
Характер творчества К., его эстетич. принципы, его мировоззрение
определяются решающим влиянием на писателя тех ренессансных гуманистич.
идей и принципов, на к-рых он был воспитан, и тех нац. традиций, к-рые
перешли к нему по наследству от предшественников и в первую очередь от
Сервантеса. Время, в к-рое жил К., отложило на всё его драматургическое
наследие отпечаток тревоги, разочарования. Но восприняв от своих
предшественников антитезу жизни и идеала, К. в своей художеств. практике
пытался сгладить эту антитезу на морально-религиозной основе, дать
примирительную концепцию мира, проникнутую одновременно
сословно-абсолютистским духом. Острота реакции К. на факты жизни,
сочетание в его художественном мышлении абстрактной философичности с
обнажённой тезисностью и конкретностью в отражении тех или иных областей
социальной и духовной жизни общества, стремление к идеальному абсолюту
через мучительные сомнения, слияние мотивов утончённого стиля барокко с
традициями демократического гуманизма - отличительные качества поэтики
К.
Пьесы К. имели счастливую сценич. судьбу. Они заполонили исп. сцену
при жизни драматурга. Интерес к ним оставался сравнительно высок в
Испании и др. европ. странах даже в 18 в., когда др. корифеи испанского
нац. театра были почти забыты. С победой романтиков интерес к т-ру К.
(особенно его драмам) вспыхнул вновь: постановка в 1811 "Стойкого
принца" в Веймарском т-ре (по инициативе Гёте); постановка "Жизнь есть
сон" в 1810 там же (тоже по инициативе Гёте), пост. в т-рах Берлина,
Дюссельдорфа, постановка в Мадриде в 1810 "Саламейского алькальда" И.
Майкесом, игравшим заглавную роль. Из более поздних постановок: "Стойкий
принц" и "Врач своей чести" в Дюссельдорфском т-ре (1834) в пост. К.
Им-мермана; "Жизнь есть сон" (1869) с Э. Росси в роли Сехизмундо.
Постановка "Саламейского алькальда" Ж. Виларом в Нар. нац. т-ре на
Авиньонском фестивале (1961). Многочисленные современные постановки в
странах Зап. Европы и Лат. Америки, а также в странах нар. демократии
("Саламейский алькальд" - ГДР, Румыния, Венгрия). В России знакомство с
драматургией К. произошло еще при Петре I, когда на сцене придворного