<< Пред. стр. 375 (из 913) След. >>
Сборник финляндской литературы, П., 1917, с. 166-78; Сапожнигки Нумми, вкн. Финская драматургия XIX-XX вв., Л.- М., 1960, с. 29-135;
Помолвка, там же, с. 135-154; Сапожники Нумми, М., 1957.
Лит.: Tarkiainen V., Aleksis Kivi. Elama ja teokset, Porvoo, 1915, 3
pain., 1916; Lehtonen J. V., Aleksis Kivi aikalaistensa arvastelemana,
Hels., 1931 ; Aleksis Kivien satavuotismuisto, Hels., 1934 (статья V.
Laurila);
Kupiainen U., Huumori suomalaisessa kirjallisuudessa, l osa, Hels.,
1939; Mina elan. Aleksis Kivi ajan kuvastimessa, Hels., 1945; Koskimies
R., Elava kansalliskirjallisuus suomalaisen hengen vaiheita 1860-1940,
l-2 osa, Hels., 1944-46; Elo P. E., Aleksis Kiven persoonallisuus,
Por-vo - Hels., 1950; Koskenniemi V. A., Aleksis Kivi, 3 pain., Porvoo -
Hels., [1954]; Финская драматургия XIX-XX веков, Л.- М., 1960 (Вступ.
статья А. Мантере, с. 8-12). М. С.
КЙВИМА (Kivimaa), Карло Арви (р. 6. IX. 1904)- финский режиссёр,
драматург и театральный деятель. В 1922-34 выступал как театр. критик и
очеркист. В 1937-40-директор т-ра в Тампере; в 1940-49- Нар. т-ра
(Хельсинки); в 1949-50 - зам. директора Фин. нац. т-ра (с 1950 -
генеральный директор). В начале режиссёрской деятельности ставил пьесы
фин. драматургов (М. Валтари, И. Турья, Э. Рис-лакки), позднее Шекспира,
А. Стриндберга, Г. Ибсена, У. Сарояна и др. Автор пьес: "Заключённые"
(1927), "ТСВ" (1931), "Паула Сейес" (1945), "В чужом доме" (1956) и др.
Ведёт педагогич. работу в Фин. театр. школе (с 1958-профессор). Является
председателем правления этой школы, вице-президентом Междунар. театр.
ин-та (с 1955). Автор сб. статей "Очарование сцены" (1952).
Соч.: Teatterivaeltaja, Porvoo, 1937; Nayttamon lumous, Hels., 1952.
Лит.: V e i s t a j а V., Teatterin maailma, Hels., 1950.Л/. С.
КЙГЕЛЬ, Григорий Львович (р. 16.11. 1900) - русский советский
театральный художник. С 1915 учился у декоратора Одесского т-ра А. А.
Дмитриева. Самостоят. работу начал в 1918 в т-ре "Колизей" в Полтаве. С
1920 оформлял спектакли в т-рах Москвы, Одессы, Киева, Хабаровска,
Харькова, Свердловска и др. городов (декорации к спектаклям:
"Снегурочка" Римского-Корсакова, Т-р оперы и балета им. Шевченко, Киев,
1937; "Бал-маскарад" Верди, Муз. т-р им. Станиславского, 1941). С 1948 -
гл. художник Моск.1 т-ра оперетты. К. умеет тонко передать эпоху, стиль,
нац. и жанровое своеобразие произв. Его лучшие работы отмечены
изяществом, лёгкостью, жизнерадостностью, юмором. Работая также как
макетчик и художник-исполнитель, К. добивается точного воплощения своих
замыслов на сцене.
Создал декорации к большинству оперетт сов. авторов, пост. на сцене
Моск. т-ра оперетты: "Вольный ветер" (1947), "Сын клоуна" (1950), "Белая
акация" (1955) Дунаевского, "Самое заветное" Соловьёва-Седого (1952),
"Трембита" (1949), "Цирк зажигает огни" (1960) Милютина,
"Севастопольский вальс" Листова (1961) и др. Среди классич. оперетт,
оформленных К.,- "Летучая мышь" Штрауса (1947), "Фиалка Монмартра"
Кальмана (1954), "Граф Люксембург" Легара (1960) и др. В. Бер.
КИД (Kyd), Томас (1558-94) - английский драматург раннего периода
эпохи Возрождения, предшественник Шекспира, родоначальник жанра
"кровавой драмы". Авторство пьес К. устанавливается предположительно, т.
к. они были опубликованы без упоминания имени автора. "Испанская
трагедия" (ок. 1585, изд. 1594) - наиболее яркий образец жанра "кровавой
драмы", трагедии мести, изобилующей злодействами и ужасами. Позднее была
напечатана 1-я часть этой драмы -"Иеронимо" (1605), вероятно, написанная
другим автором. К. приписывают авторство трагедий "Помпеи Великий" (изд.
1595), "Соли-ман и Персида" (изд. 1599). Принято считать, что не
дошедшая до нашего времени дошекспировская трагедия "Гамлет" (пост.
1587-88) была написана К. Герои К.- сильные люди, одержимые буйными
страстями. Творчество его характеризуется трагич. восприятием
действительности, напряжённым драматизмом. "Испанская трагедия" имела
длительный успех у нар. зрителя.
Лит.: История английской литературы, т. 1, М.-Л., 1943. А. Л.
КИДРАЛИН, Слямбек (р. 1908)- казахский советский актёр. Нар. арт.
Казах. ССР (1955). Чл. Коммунистической партии с 1951. Род. в
крестьянской семье. Занимался (1931-33) на курсах по подготовке
учителей, участвовал в работе драм. кружка. С 1934 работает в труппе
Семипалатинского т-ра. Актёр острой характерности и глубокого
драматизма. К. создаёт реалистически выразительные, национально
своеобразные образы: Кебек, Еспембет ("Енлик и Кебек" Ауэзова, 1935,
1960), Султанбек ("Аршин мал алан", 1941), Мылкау ("Ахан-сере и Актокты"
Мусрепова), Абай (по о. п. Ауэзова и Соболева, 1952), Городничий (1955);
Муса Шор-манов ("Чокан Валиханов" Муканова, 1958). Б. Я.
КИЕВ - столица Украинской ССР (1248 тыс. жит. на 1963).
Со времён объединения древнерус. земель вокруг К., как политич. и
экономия, центра древнерус. гос-ва, театр. зрелища заняли заметное место
в обществ, жизни города. Особое распространение получили скоморошьи игры
и забавы. Ещё большее развитие получили ранние формы лит. драмы и т-ра
во время культурно-просветит. движения на Украине, борьбы против
католицизма и колонизаторских устремлений польской шляхты в 16-17
вв.Освободит, война укр. народа с Польшей и особенно воссоединение с
Россией (1654) оказали влияние на дальнейшее развитие укр. лит-ры и
иск-ва, в т. ч. - т-ра. В сер. 17 в. в основанной Петром Могилой (1615)
Киево-Могилянской коллегии, позднее - Академии (1631) устраивались
школьные спектакли. Наиболее высокого расцвета киевский школьный т-р и
драматургия достигают в конце 17 - нач. 18 вв. В этот период большое
развитие получили интермедии отличавшиеся реалистич. изображением
событий и характеров, живым нар. яз., юмором, представления с вертепом.
В конце 18 - нач. 19 вв. появились разл. бродячие труппы (итал.,
польские, франц., польско-рус.), возникли любит. кружки, к-рые
впоследствии стали основой укр. проф. т-ра. В 1804 началось
строительство первого специального театр. здания (оконч. 1807). В 1806
оно было передано антрепренёру Д. Шираю, труппа к-рого и открыла первый
театр. сезон. В последующие годы здесь играли польские и польско-рус.
труппы Желкавского, Змийовского (1816, 1819), Каменского (1822),
Ленкавского (1811-16, 1823-29), Рыканов-ского (1834-35, 1843-51),
ставившие переводные трагедии, комедии, мелодрамы, оперы, оперетты,
балеты, водевили, интермедии. В 1821 в К. выступала полтавская
русско-малорус. труппа во главе с М.С. Щепкиным,в 1829-34 труппа
И.Штейна, в 1837-38 труппа Л. Млотковского, показавшая спектакли:
"Ревизор"; "Наталка-Полтавка" Котляревского. В спектаклях этой труппы
выступал П. С. Мочалов (1838). В спектаклях труппы Каратеева принимали
участие В. И. Живоки-ни (1842). М. С. Щепкин (1843), А. Е. Мартынов
(1843).
Многолетние попытки общественности создать в К. постоянный т-р не
имели успеха. В 1856 было построено новое каменное здание (на 849 мест),
получившее назв. Городского т-ра. Этот т-р в течение мн. лет сдавался в
аренду драм. и оперным антрепренёрам (Т. Борковскому, Ф. Бергеру, Я.
Сетову, М. Савину, И. Прянишникову, М. Бородаю, С. Брикину, М. Багрову и
др.) и использовался для выступлений иностр. гастролёров: А. Олдриджа
(1861), Э. Росси (1878, 1890, 1896),Э. Дузе (1891). Сары Бернар (1881,
1909), Б. К. Коклена (1882,1889), Л. Барная (1886), Э. Поссарта (1887).
В 1856-63 в помещении т-ра играли драм. рус. и польская труппы, в
1863-66 - итал. оперная труппа. Пост. оперы "Аскольдова могила"
Верстовского (27 окт. 1867) положила начало возникновению в К. рус.
оперного т-ра, на сцене к-рого шли лучшие произв. рус. и иностр.
композиторов. 4 февр. 1896 здание т-ра сгорело. Новое здание для
оперного т-ра было построено'и открыто в 1901.
Во 2-й пол. 19 в. т-р занимал большое место в обществ, и политич.
жизни города, приобретая более чёткие нац. черты и проф. мастерство.
Появились укр. драм. актёры, композиторы, певцы, музыканты. В 1861
открылась первая постоянная муз. школа. В 90-х гг. 19 в. оживлению
театр. жизни К. способствовало Лит.-артистич. об-во (Н. Лысенко, М.
Стариц-кии, Леся Украинка, К. Стеценко, Н. Деонтович, Я. Стеновой и
др.), в 1908-11 - товарищество "Украинский клуб". В 1903 Н. Лысенко
организовал муз.-драм. школу (с 1919- ин-т). В 1913 на базе музыкальной
школы открылась консерватория.
В конце 19 - нач. 20 вв. в К. гастролировали крупнейшие актёры моек.
и петерб. т-ров и театр. коллективы; их выступления были школой для укр.
актёров, укрепляли творч. взаимосвязи укр/ и рус. театр. культуры.
В 1877 в К. открылся частный рус. драм. т-р под назв. т-р "Бергонье"
(в помещении б. цирка "Бергонье"). В 1891 Н. Со-ловцов организовал
"Товарищество драматических артистов", заложившее основы постоянного
рус. т-ра в К. Спектакли т-ра Соловцова характеризовались высокой
сценич. культурой. Укр. труппы в течение мн.,лет в К. не выступали
(специальные указы царского правительства 1863, 1876, 1881, 1884
запрещали книги, ноты и спектакли на "малорусском наречии").
10 янв. 1882 кременчугская труппа Г. Ашкаренко во главе с реж. М.
Кропивницким добилась разрешения и впервые показала в К. спектакль
"Назар Стодоля" Шевченко на укр. яз. В репертуаре этой труппы были пьесы
Котляревского, Квитки-Основьяненко, Кропивницкого.В ноябре 1882 в К.
приехала труппа Кропивницкого, в к-рую входили М. Заньковецкая,
Н.Садовский и др. В последующие годы в К. играли укр. труппы М.
Старицкого, Н. Садовского, П. Саксаганского, О. Суходольского, О.
Суслова, в к-рых выступали М. Кропивницкий, М. Заньковецкая, Н.
Садовский, А. Затыркевич-Карпинская, Ф. Левицкий, Е. Зарницкая, Л.
Линицкая и др. Их выступления имели большое художественное и
общественное значение.
Революция 1905 ослабила цензурные запреты. В 1907 Н. Садовский
основал в К. стационарный укр. т-р в помещении Троицкого нар. дома (ныне
Т-р муз, комедии, просуществовавший до 1918. В труппу входили:
Заньковецкая, Линицкая, Левицкий, И. Марьяненко, М.
Литвиненко-Вольгемут, А. Борисоглебская, В. Василько, худ. В.
Кри-чевский и др. Репертуар состоял из пьес укр. драматургов
(Карпенко-Карый, Кропивницкий, Старицкий, Шевченко, Леся Украинка,
Котляревский, Квитка-Основьяненко). Садовский впервые обращается к рус.
и зап.-европ. классике. Он поставил на укр. яз. "Ревизор", "Женитьба",
"Доходное место". Здесь были осуществлены пост. произв. укр.
композиторов: "Энеида" Лысенко, "Запорожец за Дунаем"
Гулак-Артемовского. В конце 1916 возник т. н. Молодой театр
("Товарищество молодых украинских артистов"), В годы между революциями
1905-17 киевские т-ры переживали глубокий идейный и творч. кризис. Даже
такие т-ры, как Соловцова, "Бергонье", утеряли свою демократич.
направленность, снизился художественный уровень спектаклей, в К.
открылось большое количество кабаре.
После революции 1917 политич. обстановка в К. оставалась сложной.
Молодая Сов. республика боролась с внутр. контрреволюцией и иностр.
интервенцией. Смена властей, продолжавшаяся до 1920, препятствовала
установлению нормальной творч. жизни. В 1918 П. Саксаганский организовал
Нар. т-р, открывшийся 1 сент. пьесой Котляревского "Наталка-Полтавка"
(Терпелыха-Заньковецкая, Воз-ный-Саксаганский). Т-р продолжал реалистич.
традиции нар. укр. т-ра, осуществляя преимущественно пост. пьес
Кропивницкого, Карпенко-Карого, Старицкого, Шевченко,
Квитки-Основьяненко. Но старый бытовой репертуар не отвечал запросам
нового времени. Т-р существовал до 1922.
Сов. власть, установившаяся в К. в 1919, помогла т-рам преодолеть
идейно-художеств. кризис. К строительству новой театр. культуры были
привлечены крупные деятели т-ра. Постановлением Всеукр. совета иск-в 15
марта 1919 проведена национализация т-ров К. Государственными были
объявлены Т-р оперы и балета им. К. Либкнехта (б. Городской), Рус. драм.
т-р им. В. И. Ленина (б. Соловцова), Укр. драм. т-р им. Т. Шевченко.
Возникли новые театральные коллективы. В 1919 была организована "Укр.
муз. драма". В том же году созданы Первый республиканский симфонич.
оркестр под рук. Н. Леонтовича, 6 районных рабочих т-ров (на Лукьяновке,
Димеевке, Куреневке, Подоле, Печерске, станции Киев 1-й). Большую
пропагандистскую работу проводили драм. кружки и т-ры Красной
АрмииБольшой 'и Малый т-ры политуправления Киевского военного округа. В
марте 1922 возник т-р "Берез?ль" во главе с А. Кур-басом (с 1926- в
Харькове). Он привлёк внимание общественности призывом к борьбе против
рутины, штампов, косности. Однако теоретич. платформа и творч. практика
т-ра оказались противоречивыми, деятельность его ограничивали
формально-экспериментаторские поиски. 15 ноября 1922 в помещении
Троицкого нар. дома открылся Укр. драл . т-р им. Заньковецкой (ныне во
Львове) под рук. П. Саксаганского, Б. Романицкого, О. Корольчука, 8
ноября 1924- Гос. т-р для детей (реж. И. Деева), 15 окт. 19 26 в
помещении б. т-ра "Бергонье" - Рус. гос. т-р драмы (ныне Т-р им. Леси
Украинки). В 1926 в К. был переведён из Харькова один из лучших т-ров
республики - Укр. драм. т-р им. Франко. Творч. коллектив т-ра,
воспитанный на классич. репертуаре, развивавший реалистич. традиции нац.
т-ра, стал активным участником строительства новой культуры. В 1926 в К.
открылся Укр. гос. т-р оперы и балета, 29 мая 1926 - Музей театр. иск-ва
УССР, 29 дек. 1951- Всеукр. т-р Красной Армии Киевского военного округа,
в 1934 - Т-р муз. комедии. В 1934 на базе Муз.-драм. ин-та им. Лысенко
основаны Гос. консерватория и Ин-т театр. иск-ва им. Карпенко-Карого. В
1944 организованы Укр. театр. об-во, Ин-т искусствоведения, фольклора и
этнографии АН УССР, в к-ром имеются отделы театра и музыки.
В годы Великой Отечественной войны (1941-45) творческие коллективы К.
были эвакуированы в тыл и не прекращали работы. За годы Советской власти
К. стал крупнейшим культурным центром. Здесь работают художеств.
коллективы, сыгравшие значительную роль в развитии театр. и муз. жизни
Сов. Украины. В 1964 в К. работают: Т-р оперы и балета им. Шевченко,
Укр. драм. т-р им. Франко, рус. драм. Т-р им. Леси Украинки, Т-р юного
зрителя, Т-р муз. комедии, Кукольный т-р; художеств. коллективы: Укр.
нар. хор, Укр. капелла бандуристов, Укр. ансамбль танца, капелла
"Думка", Симфонич. оркестр УССР. В К. находятся Укр. филармония,
Укргосконцерт, Цирк. Имеется 5 нар. т-ров.
Лит.: ?стор?я Киева, т. 1-2, Кив, 1959-60; Николаев Н. И.,
Драматический театр в Киеве (1803-1893), Киев, 1898. Р. Б.
КИЕВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ И. ФРАНКО - см. Украинский
драматический театр имени И. Франко.
КИЕВСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ИМЕНИ И. К.
КАРП‚НКО-КАРОГО-см. Украинский институт театрального искусства имени И.
К. Карпенко-Карого.
КИЕВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Л‚СИ УКРАИНКИ (Киевский государственный ордена
Трудового Красного Знамени русский драматический театр имени Леси
Украинки) - русский советский театр. Один из крупнейших рус. т-ров на
Украине.
Постоянный рус. т-р в Киеве был осн. в 1891 (см. Соловцова театр). В
сов. время после окончательной ликвидации частной антрепризы в 1926 был
создан Рус. гос. драм. т-р (с 1939 - им. Леси Украинки). Во вновь
организованный коллектив наряду с актёрами, приехавшими из др. городов,
вошли также актёры, работавшие ранее в киевских т-рах Н. Н. Соловцова,
Н. Н. Синельникова и др. В состав первой труппы входили: М. П. Болдуман,
Н. Н. Волховская, Р. Г. Данилевская, Г. С. Долгов, В. Ф. Драга, В. Н.
Львович, Э. М. Маркова, Н. А. Светловидов, П. М. Пастушков, Н. А.
Покровский, М. Ф. Чужби-нова, С. В. Юренев, Г. А. Яниковский, А. В.
Ячниц-кий, режиссёр П. А. Рудин, художник Г. П. Руди и др. Т-р открылся
15 окт. 1926 спектаклем "Конец Криворыльска" Ромашова. В последующие
годы в т-ре были поставлены лучшие произв. сов. драматургии:
"Любовь Яровая" (1927), "На берегу Невы" (1937) Тренёва, "Разлом"
(1927), "Бронепоезд 14-69" (1928); "Огненный мост" (1929), "Бойцы"
(1934) Ромашова, "Человек с портфелем" Файко (1928), "Темп" (1930), "Мой
друг" (1932) и "Кремлёвские куранты" (1940) Погодина, "Первая конная"
(1930), "Оптими-стич. трагедия" (1933) Вишневского, "Простые сердца"
Паустовского (1939), "Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва (1940). Наряду с
работой над сов. пьесами т-р обращается к произв. классич. драматургии.
На его сцене были пост. "Горе от ума" (1929, 1945), "Волки и овцы"
(1935), "Женитьба Белугина" Островского и Соловьёва (1945),
"Воскресение" по Л. Н. Толстому (1929), "Плоды просвещения" (1936),
"Егор Булычев и другие" (1933), "Враги" (1951), "Дети солнца" (1937),
"Зыковы" (1940); "Дети Ванюшина" Найдёнова (1939), "Дворянское гнездо"
по Тургеневу (1941), "Свадьба Кречинского" (1943).
Т-ром руководили П. А. Рудин (1926-28), В. Б. Вильнер (1928-31), В.
А. Нелли (1931-34), Л. М. Прозоровский (1934-36), Б. И. Вершилов
(1936-37). В 1938-54 худ. рук. т-ра - К. П. Хохлов. Зрелый мастер,
воспитанный на традициях рус. реалистич. иск-ва, он принёс в т-р высокую
культуру, строгую взыскательность. В 1939 Хохлов впервые на рус. сцене
пост. "Каменный властелин" Леси Украинки (худ. Петрицкий). С того же
года т-р носит имя Леси Украинки. Значит, событием явился спектакль
"Живой труп" (1940, реж. Нелли; Протасов-Романов). Художеств, линию
Хохлова продолжил М. Ф. Романов, возглавлявший т-р в 1953-59.
В период Отечеств, войны т-р работал в Караганде и Грозном. С июля
1944 возобновил работу в Киеве.
В 1946 т-р был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Среди
лучших спектаклей т-ра: "Нашествие" (1943); "Русский вопрос" Симонова
(1947), "Директор" Алёшина (1950), "К новому берегу" по Лацису (1953),
"В добрый час!" (1955), "В поисках радости" (1958) Розова, "Годы
странствий" (1955), "Иркутская история" (1960) Арбузова, "Юность Поли
Вихровой" (1959; по роману Леонова "Русский лес"). Среди пост. произв.
классич. драматургии: "Хождение по мукам" по А. Н. Толстому (1947),
"Враги" (1951);
"Мёртвые души" по Гоголю (1952), "Маскарад" Лермонтова (1953), "На
бойком месте" (1953), "Лес" (1962), "Дядя Ваня" (1960).
Пропагандируя рус. культуру на Украине, т-р постоянно обращается
также к укр. драматургии. На его сцене были поставлены: "Два мира"
Мокреева (1931), "Хвала жизни" Суходольского (1941), "Жизнь начинается
снова" (1950), "Песня под звёздами" (1959) Собко, "Дочь прокурора" Ю.
Яновского (1954), "Миссия мистера Перкинса в страну большевиков" (1944),
"Гибель эскадры" (1953) Корнейчука, "Под золотым орлом" Галана (1952),
"Соло на флейте" Ми-китенко (1959), "Навеки вместе" Дмитерко (1950), "В
пуще" Леси Украинки (1958). Среди лучших постановок зарубежной
драматургии: "Пигмалион" Шоу (1945), "Овод" по Войнич (1948), "Мораль
пани Дульской"3апольской(1956), "Комедия ошибок" Шекспира (1959) и др.
В т-ре работали актёры - В. М. Аристов, М. М. Бе-лоусов, М. К.
Высоцкий, В. Ф. Драга, П. Н. Значков-ский, Л. И. Добржанская, Д. В.
Зеркалова, Л. П. Кар-ташова, Н. В. Комиссаров, В. И. Освецимский, М. Ф.
Романов, С. С. Петров, Е. В. Самойлов, Н. Н. Соснин, М. П. Стрелкова, А.
М. Таршин; режиссёры: Л. В. Вар-паховский, Б. И. Вершилов, В. Б.
Вильнер, Б. Н. Норд, Н. А. Попов, Л. М. Прозоровский, В. Г. Сахновский;
художники: Л. Я. Алыпиц, Н. И. Духновский, В. Г. Меллер, А. Г.
Петрицкий, М. Б. Уманский, И. С. Федотов; композиторы: И. А. Виленский,
М. В. Коваль, Б. Н. Лятошинский, Л. Н. Ревуцкий, О. А. Сандлер, Ю. А.
Шапорин, В. Я. Шебалин.
В труппе т-ра (1964): нар. артист СССР Ю. С. Лавров, нар. артисты
УССР П. И. Киянский, В. М. Халатов, засл. артисты УССР Е. Я. Балиев, К.
И. Богданова, В. С. Дуклер, Г. И. Лазарев, А. В. Литвинова, А. Т.
Николаева, Е. Э. Опалова, А. Ф. Пекарская, А. Г. Решетников, А. Н.
Роговцева, М. Б. Ро-зин, Н. Н. Рушковский, О. В. Смирнова, А. 3.
Смо-лярова, Д. В. Франько, А. Д. Чистяков и др. Режиссёры: нар. арт.
УССР Н. А. Соколов, засл. деятель иск-в УССР В. А. Нелли; гл.
художник-Д. Л. Боровский; зав. муз. частью-Л. М. Соковнин. Зрительный
зал рассчитан на 987 мест.