<< Пред. стр. 378 (из 913) След. >>
(1936). Чл. Ком-мунистич. партии с 1946. В 1907 впервые выступил вХарькове на драм. сцене (труппа О. Суходольско-го). Пению обучался у
проф. С. Лабинского в Москве; совершенствовался в Италии у проф.
Тана-ро. В 1913-38 пел в оперных т-рах Москвы, Саратова, Харькова и др.
городов. С 1938 - солист Т-ра оперы и балета им. Шевченко. Выступал как
концертный певец, в т. ч. с исполнением укр. нар. песен. С 1948 вёл вок.
класс в Киев. консерватории.
Партии: Собинин ("Иван Сусанин"; Гос. пр.. 1949);
Хлопуша ("Орлиный бунт" Пащенко), Матюшенко ("Броненосец Потёмкин"
Чишко), Андрий ("Тарас Бульба" Лысенко), Вакула ("Ночь перед
рождеством"), Герман; Рауль ("Гугеноты"), Зигфрид, Тристан ("Зигфрид",
"Тристан и Изольда" Вагнера), Отел-ло (о. п. Верди), Хозе, Радамес,
Лоэнгрин, Тангейзер, Ка-нио и др. Е. В.
КИРАДЖЙЕВА, Нина (Надежда) Николова (р. 26. XI.1911)-болгарская
артистка балета, балетмейстер. В 1928 поступила в Софийскую народную
оперу, где исполнила партии: Одиллия; Яна ("Змей и Яна" Мано-лова),
Демна ("Нестинарка" Големинова), Сванильда ("Ко.ппелия"), Зарема
(Димитр. пр., 1950), Жизель и др. В 1951-54 училась в ГИТИСе (Москва) на
балетмейстерском ф-те. В 1953 впервые выступила как балетмейстер,
поставив дипломный спектакль в Софийской народной опере - балет
"Лауренсия" (исполнила заглавную партию). Среди др. пост.: "Мирандолина"
Василенко (1953), "Бахчисарайский фонтан" (1954);
"Треуголка" де Фальи (1961). С 1961 - гл. балетмейстер Софийской
народной оперы. С 1958 преподаёт в Высшем ин-те театр. иск-ва, с 1952 -
в Софийском хореографич. уч-ще.
КИРГИЗСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Элементы нар. кирг. драмы заложены в
песнях-состязаниях акынов (айтышах), играх и обрядах. Пьесы на кирг. яз.
появились лишь после Окт. революции. В кирг. театр. студии,
организованной в 1926, были созданы и пост. первые произв. кирг.
драматургии - драмы "Кайгы-луу Какей" ("Несчастная Какей") М. Токобаева,
"Алым и Мария" и "Карачач" К. Джантошева, посвящённые теме бесправного
положения женщины до революции. Уже в первых произв. К. д. заметно
сочетание традиций устно-поэтич. нар. творчества с реалистич. и
социальной направленностью пьес. В конце 20 - нач. 30-х гг. бурж.
националисты сделали попытку использовать К. д. для пропаганды
враждебной народу реакц. идеологии (трилогия "Академические вечера"), но
передовые деятели К. д. и т-ра боролись за утверждение реалистич.
тенденций в нац. иск-ве, изучали передовые традиции рус. драматургии и
т-ра. В нач. 30-х гг. к драматургии привлекаются молодые кирг. писатели
Ю. Турусбеков, К. Маликов, Р. Шу-курбеков, А. Куттубаев и др. В 1934
была создана пьеса Дж. Турусбекова "Аджал ордуна" ("Не смерть, а
жизнь"), посв. событиям 1916, когда киргизам, преследуемым царизмом,
пришлось откочевать в Китай и испытать там лишения и голод. В 30-е гг.
гл. темой К. д. становится коллективизация. Этой теме посв. пьесы "Среди
могил" Шукурбекова, "Враги колхоза" Куттубаева, "В колхозе Бешмойнок"
Турусбекова, "Кулипа" Маликова и др. Широкую популярность приобрела
драма Дж. Боконбаева "Алтын-кыз" ("Золотая девушка"), посв. борьбе кирг.
народа за новую жизнь. Первый опыт в жанре кирг. комедии - пьеса
Шукурбекова "Джапалак Джатпасов" (1935), написанная под влиянием
"Ревизора". Интерес к драматизации нац. эпоса нашёл выражение в одном из
лучших произв. К. д. -"Сарынжи" К. Эшмамбетова (1938) на сюжет эпоса
"Сарынжи и Бокой". В годы Великой Отечеств, войны драматургами Киргизии
написаны пьесы о героич. борьбе с врагом, о самоотверженном труде
советских людей в тылу: "Клятва" То-комбаева, "Месть" Шукурбекова,
"Чёрная туча" Эшмамбетова, "Храбрецы" Джантошева и О. Сарба-гишева,
"Дочь гор" Боконбаева. Патриотич. звучание получили и пьесы, построенные
на фольклорном материале,- "Курманбек" Джантошева, "Джаныл" Куттубаева и
Маликова. В конце 40-х гг. драматурги Киргизии обращаются к созданию
пьес на совр. темы: "Песчаное предгорье" (1947) об освоении природных
богатств Республики и "Современники" (1948) о жизни и труде заводских
рабочих Т. Абдумомуно-ва. Преобразованиям кирг. деревни посв. пьесы "Мой
аил" Шукурбекова (1948), "Мы не те, что были" Маликова и Куттубаева
(1951). В пьесах "Узкое ущелье" Абдумомунова (1953) и "Сердце бьётся"
Маликова (1957) показан самоотверженный труд советских людей, теме
бдительности посв. пьеса А. Токомбаева "Следствие продолжается" (1962),
о сов. молодёжи рассказывают пьесы "Расправляют крылья" Ш. Бей-шеналиева
(1953), "Дочь Атабека" Абдумомунова (1955). Драматурги Киргизии
разрабатывают и исто-рич. темы; события гражданской войны в Киргизии в
первые годы Сов. власти отражают пьесы "На высокой земле" Маликова
(1955), "Каныбек" Джантошева (1956); пьесы "Певец народа" Джантошева
(1950) и "Мечта акына" Шукурбекова (1962) посв. великому кирг. акыну
Токтогулу. В 60-е гг. появляются пьесы молодых драматургов: драма
"Судьба от-ца Б. Джакиева (1960) - о борьбе за мир, муз. комедия
"Холостяки" Ш. Бейшеналиева (1960) - о передовой советской молодёжи, его
же драма "Кычан" (1961) - о кирг. пионере, повторившем подвиг Павлика
Морозова, и др. В 1963 Т. Абдумомунов написал драму "Обжалованию не
подлежит", посв. вопросам морали. К. д. является основой репертуара
кирг. проф. т-ров, а также театр. самодеятельных коллективов республики.
Лит.: Киргизская советская драматургия, М., 1959;
Борбугулов М., Пути развития киргизской советской драматургии,
Фрунзе, 1958. Д. Б р.
КИРГИЗСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. Создан в 1941 в г. Фрунзе.
Возникновению т-ра предшествовало создание в 1926 кирг. театр. студии и
образование на её основе в 1930 кирг. драм. т-ра (реорганизован в 1936 в
муз.-драм. т-р, см. Киргизский театр). Основу творч. коллектива
составили выпускники ГИТИСа; их дипломные спектакли ("Король Лир",
"Бедность не порок") стали первыми спектаклями К. д. т.
В годы Великой Отечеств, войны т-р создал пат-риотич. спектакли:
"Клятва" Токомбаева, "Месть" Шукурбекова. Героико-патриотич. характер
носили постановки пьес на фольклорном материале - "Курманбек" Джантошева
и "Джаныл" Куттубаева и Маликова. В конце 40-х и в 50-х гг. т-р
подготовил ряд постановок пьес кирг. драматургов, посвящённых совр.
жизни кирг. народа: "Песчаное предгорье" (1947), "Узкое ущелье" (1953) и
"Дочь Атабека" (1955) Абдумомунова, "Мой аил" (1948) и "Новый дом"
(1957) Шукурбекова, "Мы не те, что были" Маликова и Куттубаева (1951),
"Сердце бьётся" (1957) и "Девушки с одной улицы" (1960) Маликова,
"Судьба отца" Джакиева (1960), "Лицом к лицу" инсц. повести Айтматова
(1961), "Кычан" Бейшеналиева (1961), "Следствие продолжается" Токомбаева
(1962). Эпизоды истории кирг. народа нашли сценич. воплощение в
спектаклях: "На высокой земле" Маликова (1956), "Каныбек" Джантошева
(1956), "Аширбай" Абдумомунова (1957), "Мечта акына" Шукурбекова (1962).
Т-р ставил рус. и зарубежную драматургию: "Ревизор" (1945), "Любовь
Яровая" (1949), "Отелло" (1950), "Бесприданница" (1951), "Человек с
ружьём" (1952), "Егор Булычев и другие" (1953), "Гроза" (1958), "Дядя
Ваня" (1960), "Король Лир" (1963). В 1958 т-р участвовал в декаде кирг.
лит-ры и иск-ва в Москве, где показал спектакли: "Курманбек" Джантошева,
"Узкое ущелье" Абдумомунова, "Гроза";
"Тайфун" Цао Юя. В 1958 т-р был награждён орденом Трудового Красного
Знамени. В составе т-ра (1963): нар. арт. СССР М. Рыскулов, нар. арт.
Кирг. ССР А. Боталиев, С. Джаманов, Б. Кыдыкеева, А. Куттубаева, Д.
Куюкова, Ш. Тюменбаев; засл. арт. Кирг. ССР А. Айбашев, С. Балкыбекова,
Н. Китаев, А. Кобегенов, С. Кумушалиева и др. Гл. реж.-засл. деят. иск-в
Кирг. ССР Д. Абдыкадыров.
РЕПЕРТУАР КИРГИЗСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА
(в скобках указаны фамилии постановщиков)
1941. "Король Лир" (В. Орлов); "Бедность не порок" Островского (В.
Орлов).
1942. "Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского (Айдаркулов),
"Клятва" Токомбаева (Айдаркулов).
1943. "Двенадцатая ночь" (Сарбагишев), "Алдар Косе" Хусаинова
(Айдаркулов).
1944. "Курманбек" Джантошева (Сарбагишев), "Месть" Шукурбекова
(Джантошев), "Не всё коту масленица" (Ефремов).
1945. "Ревизор" (Свистунов), одноактные пьесы: "В школе" Джантошева,
"Прежде чем сказать, подумай" Шукурбекова, "Нет, не так" Осмонова.
1946. "Два друга" Шукурбекова (Свистунов), "Джаныл" Маликова и
Куттубаева (Свистунов и Джантошев).
1947. "Сотворение мира" Погодина (Ефремов), "Песчаное предгорье"
Абдумомунова (Дрознес), "Русский вопрос" (Дрознес); "Кто что сделал?"
Джантошева (Китаев и Кобегенов), "Бесстрашные герои" Бектурсунова
(Дрознес).
1948. "Молодая гвардия" (Дрознес); "Мой аил" Шукурбекова (Конюкова),
"Слуга двух господ" (Дрознес).
1949. "Тропа героя" Свистунов и Шукурбекова (Конюкова, Дрознес),
"Любовь Яровая" (Дрознес, Саскеев), "Современники" Абдумомунова
(Джантошев, Саскеев), "Зелёный лес" Шукурбекова (Ефремов, Саскеев),
"Особняк в переулке" Бр. Тур (Свистунов), "Несчастная Какей" Токобаева
(Свистунов).
1950. "Отелло" (Свистунов); "Калиновая роща" Корнейчука (Свистунов),
"В одном доме" Джантошева (Саскеев).
1951. "Мы не те, что были" Маликова и Куттубаева (Свистунов),
"Бесприданница" (Свистунов), "Молодая гвардия" (Свистунов); "Курман"
Абдумомунова (Свистунов).
1952. "Человек с ружьём" (Свистунов); "Борбаш" Абдумомунова, "На
Новой земле" Каххара (Китаев).
1953. "Егор Булычев..." (Боров), "Долина изобилия" Бек-тенова и
Казангапова (Ефремов), "Узкое ущелье" Абдумомунова (Рыскулов), "Поэма о
друге" Афанасьева (Рыскулов).
1954. "Расправляют крылья" Бейшеналиева (Джаманов), "На глазах"
Джумабекова (Китаев), "Сердечные тайны" Рахманова (Боров).
1955. "Кто смеётся последним" Крапивы (Боров), "Петля строптивому"
Джантошева (Рыскулов), "Новые радости"
Афанасьева (Ниязалиев), "Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни
(Шабанов), "Дочь Атабека" Абдумомунова (Ры-скулов).
1956. "Случай на курорте" Алыбаева (Рыскулов), "На высокой земле"
Маликова (Шабанов), "Коварство и любовь" (Рыскулов); "Болот и Тынар"
Кобегенова (Боров), "Ка-ныбек" Джантошева (Рыскулов).
1957. "Ноги в обиде на голову" Бектенова (Рыскулов), "Сердце бьётся"
Маликова (Рыскулов), "Хозяйка гостиницы" Гольдони (Тугуженов),
"Близнецы" Эшмамбетова (Боталиев), "Курманбек" Джантошева (Рыскулов),
"Аширбай" Абдумомунова (Боров), "Разлом" Лавренёва (Чефранова), "Без
вины виноватые" (Вронская), "Коварство и любовь" (Чистяков);
"Тайфун" Цао Юя (Лещенко).
1958. "Гроза" (Лещенко); "Чудесный сплав" Киршона (Рыскулов),
"Джапалак Джатпасов" Шукурбекова (Боров), "Узкое ущелье" Абдумомунова
(Рыскулов).
1959. "Свадебное путешествие" Дыховичного (Лещенко), "Достойный
пример" Шукурбекова (Рыскулов), "Карагай булак" Кобегенова (Боров),
"Дочь Ганга" по Тагору (Лещенко), "Джаныл" Маликова и Куттубаева
(Молчанов), "Сомбреро" Михалкова (Крамер, Суморин).
19в0. "Дядя Ваня" (Молчанов); "Чёрный алмаз" Эйронова и Левинского
(Рыскулов), "Когда листья падают" Аксакова (Молчанов), "Судьба отца"
Джакиева (Абдыкадыров), "Анна Каренина" (Молчанов); "Девушки с одной
улицы" Маликова (Рыскулов).
1961. "Кычан" Бейшеналиева (Назаралиев), "Одно дерево - не лес"
Тажибаева (Абдыкадыров), "Лицом к лицу" Айтматова (Абдыкадыров), "Цветы
в горах" Бейшеналиева, "Дело Адыла" Маликова, "Наша матьо Джантошева
(Боталиев).
1962. "Солнечный луч" Волиной (Абдыкадыров), "Седые волосы моей
матери" Мирзагитова (Литвинская), "Следствие продолжается" Токомбаева
(Абдыкадыров), "Мечта акына" ("Токтогул") Шукурбекова, "Стряпуха"
Софронова (Абдыкадыров).
1963. "Назар Стодоля" Шевченко (Кобе генов), "Палата" Алёшина
(Абдыкадыров), "Король Лир" (Абдыкадыров).
Лит.: Львов Н., Киргизский театр. М., 1953; Б р у д-ный Д.,
Театральное искусство Киргизии, М., 1959; Киргизский государственный
драматический театр. Фрунзе, 1958 (Декада кирг. искусства и лит-ры в
Москве) Д. Бр.
КИРГИЗСКИЙ ТЕАТР. Истоки К. т.- в устном нар. творчестве. Элементы
актёрского иск-ва заключены в выступлениях акынов и нар. комиков (эл
куудул-дары), к-рые в своих выступлениях на нар. праздниках сочетали
диалог, пение, владели иск-вом мимики, жеста, достигали сатирич.
заострённости (комики Ш. Термечиков, Куйручук и др.). Состязания акынов
(айтыш), пастушеские и молодёжные игры, спортивные состязания, обряды
зачастую превращались в своеобразные нар. представления; в них
включались сатирич. сценки, диалоги, песни, игра на нац. муз.
инструментах. Проф. К. т. возник после Окт. революции. Появление его
было подготовлено развитием театр. самодеятельности. В 1926 во Фрунзе
была организована театр. студия. Здесь были пост. первые произведения
нац. драматургии - "Несчастная Какой" Токобаева и "Карачач" Джантошева,
пьесы молодых кирг. драматургов - Турусбекова, Шукурбе' кова,
Куттубаева. Формированию сценич. иск-ва в значит, степени способствовало
обращение к рус. драматургии - спектакли "Ревизор" (1929), "Не было ни
гроша, да вдруг алтын" (1930), "Мятеж" (1929). В 1930 студия была
преобразована в проф. драм. т-р. В первый период существования т-ра
центральное место в репертуаре заняли муз. спектакли. В 1936 т-р получил
наименование муз.-драматического. Почти одновременно, в 1935, во Фрунзе
был создан постоянный рус. драм. т-р {Фрунзенский театр имени Н. К.
Крупской), На сцене кирг. муз.-драм. т-ра были пост. "Ал-тын-кыз"
("Золотая девушка", 1937) Боконбаева, "Аджал ордуна" ("Не смерть, а
жизнь", 1938) Турусбекова, создана первая кирг. опера "Айчурек" Власова,
Малдыбаева и Фере (1939), балет "Чолпон" Раухвер-гера (1944) и др. В
1942 т-р пост. оперу "Евгений Онегин". В том же году он был преобразован
в Киргизский театр оперы и балета.
Драматич. т-р создан вновь в 1941 из числа выпускников моек. ГИТИСа и
артистов ТЮЗа, существовавшего в Киргизии в 1936-41. Основой репертуара
т-.ра стали пьесы кирг. драматургов К. Джантошева, К. Маликова, Т.
Абдумомунова, Р. Шукурбекова, Ш. Бейшеналиева, а также переводная совр.
и классич. драматургия.
С 1938 во Фрунзе работает кукольный т-р (в 1947 создана кирг.
группа). Стационарные т-ры имеются и в других городах Киргизии:
Джалал-Абадский кирг. т-р драмы (1937), Пржевальский кирг. драм. т-р
(1937), Узб. муз.-драм. т-р в г. Оше (1930), Кирг. муз.-драм. т-р в
Нарыне (1957). В 1958 во Фрунзе организован ТЮЗ. Всего в Киргизии (в
1963) 21 т-р, в т. ч. 13 народных т-ров, из к-рых крупнейшие: при клубе
завода им. Ленина во Фрунзе (1959), Алайский (Ошская обл., 1960),
Аламединский (1959), Кочкорский (1960), при Джалал-Абадском гор. дворце
культуры (1961) и др. Илл. см. на отдельном листе к стр. 63-64.
Лит.: Искусство Советской Киргизии. Сборник, М., 1939; Л ь в о в Н.,
Киргизский театр. М., 1953; Б р у д н ы и Д., Искусство Советской
Киргизии, Фрунзе, 1958; е г о же, Театральное искусство Киргизии, М.,
1959; его ж е, Из истории русско-киргизских лит. и театр. связей,
Фрунзе, 1960; Искусство Советской Киргизии. Аннотированный указатель
литературы, Фрунзе, 1958. Д. Бр.
КИРГИЗСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА (К и ргизский ордена Ленина
академический театр оперы и балета). Организован в 1936 во Фрунзе как
муз.-драм. т-р, в 1942 преобразован в т-р оперы и балета. Созданию т-ра
предшествовала открытая в 1926 во Фрунзе кирг. театр. студия. В 1939 т-р
был награждён орденом Ленина, в 1959 ему было присвоено звание
академического. Первыми спектаклями т-ра были муз. драмы: "Алтын-кыз"
("Золотая девушка") муз. Власова и Фере (1937) и "Аджал ордуна" ("Не
смерть, а жизнь") Власова, Малдыбаева и Фере (1938). От муз. драмы
коллектив перешёл к созданию крупных произв.
Первая киргизская опера "Айчурек" (по мотивам народного эпоса
"Манас") Власова, Малдыбаева и Фере была пост. в 1939, известный кирг.
балет "Чолпон" Раухвергера - в 1944. Кроме этих спектаклей, т-ром были
пост.: нац. балеты "Анар" (1940), "Селькинчек" ("Качели") Власова и Фере
(1943), "Куйручук" Молдо-басанова и Окунева (1960), оперы "Токтогул"
Веприка
(1940), "Патриоты" Власова, Малдыбаева и Фере
(1941), "Кокуль" (1942) Раухвергера и др. Важную роль в развитии
киргизского театра сыграли постановки классических опер и балетов. Были
поставлены произведения рус. и зарубежных композиторов: "Евгений Онегин"
(1942), "Чио-Чио-сан" (1943), "Бахчисарайский фонтан" (1948), "Кармен"
(1949), "Лебединое озеро" (1949); "Опричник" Чайковского (1957), "Аида"
(1959) и др. В 50-х гг. пост. нац. оперы: "На берегах Иссык-Куля"
Власова, Малдыбаева и Фере (1951), "Айдар и Айша" Аманбаева и Германова
(1952), "Молбдые сердца" Абдраева (1953), "Белый сокол" Руя-зова (1957),
"Токтогул" Власова, Малдыбаева и Фере (1958), "Мурат" Книппера (1959) и
др. Для роста коллектива большое значение имело творчество композиторов
А. Малдыбаева, В. Власова и В. Фере. В труппе т-ра (1963): нар. арт.
СССР балерина Б. Бейшеналиева певица С. Киизбаева; нар. арт. Кирг. СОР
певица М. Махмутова, певцы А. Мырзабаев, А. Джумабаев, С. Токтоналиев,
К. Чодронов, засл. арт. Кирг. ССР С. Бекмурадова, И. Деркемба-ева, Ч.
Джаманова, С. Джакобаева, М. Еркимбаева, Г. Иманкулова, Р. Чокоева, У.
Сарбагишев, Б. Суслов; режиссёры нар. арт. Кирг. ССР А. Куттубаев и В.
Я. Васильев, засл. деят. иск-в Кирг. ССР В. М. Шахрай; дирижёры Н.
Давлесов, К. Молдоба-санов, В. Руттер; балетмейстеры засл. деят. иск-в
Кирг. ССР Н. Тугелов и Э. Мадемилова; хормейстеры засл. деят. иск-в
Кирг. ССР С. Юсупов, Н. Штерн; художники А. Арефьев, А. Мвлдо-хматов и
др. В 1939 и 1958 т-р привял участие в декадах кирг. лит-ры и иск-ва в
Москве.
РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
{в скобках указаны фамилии постановщиков)
1937. "Алтын-кыз" ("Золотая девушка") Власова и Фере (Васильев).
1938. "Аджал ордуна" ("Не смерть, а жизнь") Власова, Малдыбаева и
Фере (Васильев).
1939. "Алтып-кыз" (Джетыкашкаев) Власова и Фере, "Ай-чурек" Власова,
Малдыбаева и Фере (Куттубаев), "Аршин мал алан" Гаджибекова (Васильев).
1940. "Соперницы" Гертеля (Холфин), "Анар" Власова и Фере (Холфин),
"Токтогул" Веприка (Куттубаев и Васильев).
1941. "Коппелия" Делиба (Козлов), "За счастье народа" ("Фрунзе")
Власова и Фере (Алексеев), "Патриоты" Власова, Малдыбаева и Фере
(Васильев), "Лауренсия" Крейна (Козлов).
1942. "Евгений Онегин" (Васильев и Борисович); "Кокуль" Раухвергера
(Куттубаев и Борисович).
1943. "Волшебная флейта" Дриго (Козлов), "Селькинчек" ("Качели")
Власова и Фере (Крамаревский), "Кыз-Жибек" Брусиловского (Васильев),
"Чио-Чио-сан" Пуччини (Борисович), "Ким кантти?" ("Кто что сделал?")
Абдраева, Аман-баева и Малдыбаева (Куттубаев).
1944. "Чолпон" Раухвергера (Крамаревский).
1946. "Манас" Власова, Малдыбаева и Фере (Куттубаев и Васильев).
1947. "Раймонда" Глазунова (Козлов), "Сын народа" Власова и Фере
(Просторов).
. 1948. "Евгений Онегин" (Васильев); "Тщетная предосторожность"
Гертеля (Козлов и Васильев), "Травиата" Верди (Васильев),
"Бахчисарайский фонтан" Асафьева (Жуков).
1949. "Лебединое озеро" (Жуков); "Кармен" (Васильев и Куттубаев),
"Красный цветок" (Жуков); "Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского
(Васильев).