<< Пред. стр. 389 (из 913) След. >>
композитор. Музыке учился у 3. Фибиха. Окончил Пражскую консерваторию. С1886 - дирижёр т-ра в Пльзене, в 1900-20- дирижёр и худ. рук. оперной
труппы пражского Нац. т-ра. К. воспитал здесь выдающихся исполнителей
(Б. Бенони, В. Климент Р. Ма-турови и др.), создал сценич. ансамбль
певцов, замечательный оперный оркестр, популяризировал произв. Сметаны,
Дворжака, Фибиха, Моцарта, Вагнера, Рим-ского-Корсакова и др.
К. является автором опер и одного из первых чеш. нац. балетов "Гашиш"
(1884). Увлечение франц. лирич. оперой сказалось в первых комедийных
операх К. "Женихи" (1884, Пражский Нац. т-р), "Путь через окно" на
франц. текст (1886, там же), "Ночь Шимона и Юды" (1892, там же). В 1900
К. написал оперу Ша старой белильне" (на сюжет повести Б. Немцовой
"Бабушка"), к-рая долгое время сохранялась в репертуаре Нац. т-ра.
Выдающимся явлением чеш. музыки была пост. в 1898 в Нац. т-ре оперы К.
"Псоглавцы" по сюжету одноим. романа классика чеш. лит-ры А. Ирасека. К.
принадлежат также мелодрамы, балетные феерии, снмф., камерно-инструмент.
и др. соч.
Лит.: Nejedly Z., Dejiny opery Narodniho divadla, dl I, II, Praha,
1949 (Sehr. spisy, sv. XXVIII-XXIX);
Vzpominane K. Kovarovice, Praha, 1940; Teichman J.,
Pestavy ceskeho divadla a hudby, 2 wyd., Praha, 1941, с. 205-15.
Л.Ф.Л.
"КОВАРНАЯ ДАРЕДЖАН" - см. "Дареджан Коварная".
КОВАРРУВЬЯС (Covarrubias), Франсиско (5. X. 1775-22.VI.1850) -
кубинский актёр, драматург, певец. С 17 лет участвовал в любит,
спектаклях. В 1801 дебютировал в т-ре "Сирко". Затем работал в т-рах
"Колисео" (с 1803- "Принсипаль"), "Сирко", "Провисьональ де
Экстрамурос", "Диорама", "Такой ле сирко" (Гавана) и др. Выступал в
комич. операх "Калиф Багдадский" Буальдьё, "Счастливая случайность",
"Деревенские часы" Гарсиа и др. В 1847 оставил сцену. С 1810 до конца
жизни писал и ставил сайнете и комедии (ни одна из пьес не сохранилась,
дошли только названия), в к-рых показывал совр. ему жизнь, использовал
популярные нар. песни и романсы.
Лит.: Tolon E. Т., Gonzalez J. A., Historia del teatro en la Habana,
t. 1, Santa Clara, 1961. Л X
"КОВАРСТВО И ЛЮБОВЬ" ("Kabale und Liehe", первоначально - "Luize
Millerin") - мещанская трагедия в 5 д. Ф. Шиллера. Соч. 1784 (на нем.
яз.). Пост. 9 марта 1784 в Мангеймском т-ре (Фердинанд - Век, леди
Миль-форд - Реншюб, Вурм - Иффланд, Миллер - Бейль, Луиза - Бауман). В
1784 пьесу пост.: труппа Дёббелина, Берлин (Фердинанд - Флекк),
Гёттингенский т-р, т-р во Франкфурте-на-Майне и др. "К. и л." ставили в
18-19 вв.: Гдань-ский т-р (конец 80-х гг. 18 в.), "Фрейхаузтеатр", Вена
(1788), "Ландштрастеатр", Вена (1791), Придворный т-р, Дессау (1801),
т-р "Комеди Франсез", Париж (1801, 1826), "Ковент-Гарден" (под назв.
"Дочь арфиста", 1803), "Бург-театр", Вена (1808; 1814; 1847; 1850;
1876), т-ры Польши (1818, 1823, 1875), т-р Стрэнд, Лондон (под назв.
"Власть и принцип", 1850), Мюнхенский т-р (1854), Королевский т-р,
Берлин (1872, 1878, 1883, 1889), Хельсинкский т-р (1874), т-р "Основа",
София (1889, 1890), т-р "Слеза и смех", София (1892, 1901), Нем. т-р,
Берлин (1883; реж. фёрстер) и др. В 20 в.: т-р "Польски", Варшава (1902;
1952), "йозеф-штадттеатр", Вена (1924, реж. Рейнхардт), Нар. т-р, София
(1924, 1940), Т-р им. Богуславского" Варшава (1926), т-р "Комеди
Франсез" (1939; реж. Дюллен), Нем. т-р, Берлин (1946, реж. Вангенхейм,
1955), Потсдамский т-р (1949), нем. Нац. т-р, Веймар (1950), Камерный
т-р, Лейпциг (под назв. "Луиза Миллер", 1951), "Т-р дружбы", Берлин
(1952), т-р в Дес- cay (1953), Т-р молодёжи, Дрезден (1953), "Бургтеатр"
(1955), Нац. т-р, Будапешт (1955) и мн. др. Среди исполнителей "К. и л."
в 19-20 вв.: Л. Барнай, М. Девриент, Л. Лёве, М. Ротт (Президент), Г.
Аншюц, Э. Девриент, А. Зонненталь, И. Кайнц, В. Кирков, А. Матковский
(Фердинанд), Ф. Га-азе, Р. Аслан (фон Кальб), Ш. Вольтер, П. Герганова
(леди Мильфорд), И. Левинский, К. Ларош, Ф. Миттервурцер, С. Огнянов
(Вурм), И. Левинский, К. Сарафов (Миллер), X. Моджеевская, X. Тимиг
(Луиза) и др.
По пьесе Шиллера композитором Верди была написана опера "Луиза
Миллер" (либретто С. Каммарано, пост. в 1849 в т-ре "Сан-Карло",
Неаполь).
В России "К. и л." впервые ставилось (в искажённых переводах и
переделках) в конце 80-х гг. 18 в. крепостными т-рами и Университетским
т-ром в Москве. Первая пост. "К. и л." без искажений состоялась 10 нояб.
1827 в Петерб. Большом т-ре в бенефис Вальберховой (Фердинанд- В.
Каратыгин, фон Кальб - Сосницкий, леди Мильфорд - Семёнова, Вурм -
Хотинцев, Миллер - Брянский, Луиза - Вальберхова). В Малом т-ре в 1829
(Президент - Козловский, Фердинанд - П. Мочалов, леди Мильфорд -
Львова-Синецкая, Вурм - Усачёв, Миллер - Щепкин), 1845 (Фердинанд -
Самарин, Вурм - Щепкин, Миллер - Мочалов, Луиза - Е. Мочалова), 1868
(Президент - Самарин, Фердинанд - Вильде, леди Мильфорд - Медведева,
Вурм - Шумский, Миллер - Дмитревский, Луиза - Федотова), 1874 (леди
Мильфорд - Федотова, Миллер - Самарин, Луиза - Ермолова).
Александрийский т-р (1845, 1869;
1887, Президент -Далматов, Фердинанд - Аполлонский, Луиза -
Мичурина), 1893 (Фердинанд - Дальский), 1897 (леди Мильфорд - Яворская,
Луиза - Комиссаржевская), 1909 (Фердинанд - Юрьев, Миллер - К. Яковлев),
"Ар-тистич. кружок" Москва (1879), Т-р Корша (1882; 1892, Президент -
Киселевский; 1907, Фердинанд - Чарин), Моск. об-во иск-ва и лит-ры
(1889, Фердинанд - Станиславский), Т-р Горевой, Москва (1889),
Василеостровский т-р, Петербург (1898), т-р Шабельской, Петербург
(1901), т-р Нар. дома, Петербург (1914, Фердинанд - Юрьев, Луиза -
Ведринская). В Петербурге и в Москве со спектаклем "К. и л."
неоднократно выступали нем. гастрольные труппы - 1848; 1868; 1882; 1887
(с Поссартом в ролях Вурма и камердинера).
На рус. провинц. сцене "К. и л." ставили: Казанский (1829),
Воронежский (1840, Фердинанд - Мочалов), Новочеркасский (1871),
Харьковский (1874, 1875), Одесский
(1876), Киевский (1878), Ярославский (1882), Екатеринбургский (1890),
Екатеринославский (1897), Омский и Иркутский (1906) т-ры, т-р "Эстония",
Таллин (1908), Ростов-ский-на-Дону (1909), Харьковский (1910), Одесский,
Киевский (1910) т-ры, т-р Артистич. об-ва, Тифлис (1910),
Екате-ринодарский (1912), Псковский (1913) т-ры и др. Среди
исполнителей: Ф. П. Горев, M. E* Дарский, К. А. Зубов, Н. Д. Красов, А.
К. Любский, А. А. Остужев, В. М. Петипа, Н. П. Россов, П. В. Самойлов,
В. В. Чарский (Фердинанд);
С. П. Волгина, М. М. Глебова, В. Н. Ильнарская (леди Миль-форд); Н.
М. Радин, Н. X. Рыбаков (Вурм), А. П. Андросова, М. И. Велизарий
(Луиза).
На сов. сцене "К. и л." ставили: Драматич. т-р Нар. дома, Петроград
(1917), Саратовский (1917, реж. Канин; 1919), Харьковский (1918; реж.
Синельников; Луиза - Тиме), Т-р Корша (1918), воронежский т-р (1918),
Т-р агитпоезда "Трудфронт" (1920), Петроградский академический театр
драмы (1921, Фердинанд - Юрьев, леди Мильфорд - Мичурина-Самойлова,
Миллер - Давыдов, К. Яковлев), Т-р им. Сафонова, Москва (1924), Т-р им.
Вахтангова (1930), Воронежский т-р (1933, 1941, 1959), Крымгостеатр.
Симферополь (1934, 1949), Горьковский т-р (1935; реж.
Соболыци-ков-Самарин), Ленинаканский т-р (1935), Т-р им'. Марджанишвили
(1935), Иркутский (1936, 1950), Калужский (1936, 1950), Куйбышевский
(1936, 1940) т-ры, Т-р им. Хамзм (1936), Т-р им. Лахути (1937), Малый
т-р (1937, Фердинанд - Лепштейн, леди Мильфорд - Гоголева),
Петрозаводский т-р (1937, 1940), Тбилисский т-р им.Грибоедова (1937),
Т-р им. Азизбекова (1938), Т-р им. Сундукяна (1938), Киевский т-р им.
Леси Украинки (1940), Харьковский т-р им. Ленинского комсомола (1940),
Ярославский (1940, 1955), Днепропетровский (1941), Мурманский (1941)
т-ры. Одесский т-р им. Октябрьской революции (1941, 1948), Туркменский
т-р драмы (1943), Т-р им. Я. Купалы (1946, 1953), Бакинский рус. т-р
(1948), Калининский (1948), Тувинский (1949), Фрунзенский (1949) т-ры,
Таллинский рус. т-р (1950), Якутский (1952), Костромской (1954) т-ры.
Корейский т-р, Талды-Курган (1954), Саратовский (1954), Краснодарский
(1955), Марийский русский (1955), Моск. драм. (1955) т-ры, Уфимский
(1955), Киргиз, драм. (1956) т-ры и мн. др.
"К. и л." ставили ТЮЗы: Рязанский (1940), МТЮЗ (1941), Тбилисский
русский (1944), Николаевский (1948), Рижский (1949), ЛенТЮЗ (1952),
Армянский (1956), Казанский (1957), Свердловский (1960), Горьковский
(1962). Пьеса Шиллера шла в районных, передвижных, колхозно-совхозных
театрах.
Издания: Первое нем. изд. "К. и л.", Mannheim, 1784. Первый рус.
пер.- С. Смирнова, М., 1806. Из последующих дореволюц. переводов-Ш и л л
е p Ф., Полн. собр. соч., т. 2, СПБ, 1884. Сов. переводы - А. И.
Тихомировой, [М.], 1930; М. Михайлова, М., 1936; Н. А. Славятинского,
М.-Л., 1937-; Н. Любимова-Шиллер Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1959.
Лит.: Русский театр. Коварство и любовь, "Московский телеграф", 1829,
.Ns 14, июль, с. 233-50; "ЕИТ". Сезон 1893- 1894гг., СПБ, 1895, с.
131-34; "Театр", М., 1940, .ј 12, с. 43- 46; Schiller-Buch, Dresd.,
1860; Re а Т h., Schiller's dramas and poems in England, L., 1906;
Borkowsky Е., Goethes und Schillers Dramen, Breslau, 1926; Fontane Th.,
Plaudereien uber Theater, B., 1926; Peterson О. Р., Schiller in
Russland. 1785-1805, N. Y., 1934; Jacobs M. (сост.). Deutsche
Schauspielkunst, Lpz., 1913, В., 1954;
Samokov К. Н., Schiller auf der bulgarischen Buhne, Munch., 1957, с.
40-51. А. Шн.
КОВАЧ (Kovacs), Дьёрдь (р. 22.II.1910) - румын ский актёр. Нар. арт.
РНР (1957). По национальности венгр. Дебютировал в 1933 в Клужском венг.
т-ре, играл в классич. трагедиях и опереттах. После 1945 работал в
"Театрул Секуйеск" в г. Тыргу-Муреш. Принимал активное участие в
реорганизации венг. т-ра в Румынии. К. играет роли (драматич. и
комедийные) в сдержанной, естеств. манере, усиливает гума-нистич.
содержание образа.
Роли: Драгомиреску ("Разрушенная цитадель" Ловине-ску), Букаш
("Последний час" Себастьяна), Кацавенку ("Потерянное письмо" Караджале),
Тартюф; Тетерев ("Мещане"), Тригорин ("Чайка") и др.
Преподаёт в Театр, ин-те в г. Клуже. Гос. пр. (1952, 1954).
Соч.: Гага sufleur, "Teatrul", 1956, .ј 6. Лит.: Teatrul in Rominia
dupa 23 august 1944, [Вис.], 1959.
KOBE, Михаил Алексеевич (р. 1914) - абхазский советский актёр. Нар.
арт. Абх. АССР (1958). Учился в студии под рук. В. И. Домогарова в
Сухуми в 1930- 1933. По окончании студии вошёл в труппу Абх. т-ра.
Роли: Ахма ("Анзор" Шаншиашвили), Ганди ("Краски мира" Микава и
Абашидзе), Максимов ("За тех, кто в море!" Лавренёва), Кяазим ("Сабыда"
Лакербая), Элизбар ("Дана-кай" Лакербая), Яков ("Последние" Горького),
Ф. Э. Дзержинский ("Кремлёвские куранты"), Стрыжень ("Гибель эскадры"),
Сулейман-хан ("Измена" Сумбатова). М. Л.
"КбВЕНТ-ГАРДЕН" (Covent Garden) - английский оперный театр. Назв.
т-ра происходит от наименования р-на Лондона, в к-ром был построен
"К.-Г.". Открылся 7 дек. 1732 пьесой У. Конгрива "Светские обычаи", в
том же месяце была пост. "Опера нищих" Гея и Пепуша. Т-р получил
монополию на пост. драм. произв., к-рой пользовался до 1843. Основатель
т-ра - англ. актёр и театр. деятель Дж. Рич, руководивший до этого т-ром
"Линкольне Инн Филдс".. Вместе с ним в новый т-р перешли и актёры Дж.
Куин,. Пег Уоффингтон, Дж. Энн Беллами и др. После смерти Рича (1761)
т-р вскоре перешёл к его зятю, певцу Дж. Бэрду, и репертуар стал преим.
оперным. Здесь ставились оперы Генделя, Моцарта, Вебера (опера "Оберон"
была написана специально для "К.-Г.") и др. В 1770-90 на сцене "К.-Г."
играли Ч. Маклин,. Р. Бенсли, Г. Вудворд, Дж. Хентерсон. В нач. 19 в. в
т-ре выступали прославленные англ. актёры Дж. Кембл, С. Сиддонс, Ч.
Кембл (возглавлял т-р в течение неск. лет), Ф. Кембл, Э. и Ч. Кин, У. Ч.
Ма-креди (возглавлял т-р в 1837-39). В 1834-42 руководителем т-ра
"К.-Г." была Э. Вестрис (Л. Э. Мэтыос).
Примочат, событием в истории т-ра были пост. пьесы Голдсмита
"Унижение паче гордости, или Ночь ошибок" (1773), выступление Э. Терри в
роли Дездемоны и'А. Олдриджа в роли Отелло.
В 1847 "К.-Г." окончательно превращается в оперный т-р. На сцене т-ра
пели знаменитые вокалисты:
М. Малибран, Дж. Гризи, М. Альбони, А. Тамбури-ни, Дж.* Марио, П.
Виардо-Гарсиа, А. Патти, К. Ниль-сон, Ж. Фор, П. Лукка, Я. Решке, Н.
Мелба, Л. Нор-дика, Э. Тамберлик, А. Котоньи и др. Прочное место-в
репертуаре занимают оперы итал. и франц. композиторов (Россини,
Леонкавалло, Масканьи, Пуччини,. Визе, Сен-Санса и др.). Здание дважды
отстраивалось заново (после пожаров 1808 и 1856). Спектакли в ныне
существующем здании были открыты 15 мая 1858 оперой Мейербера
"Гугеноты". В 90-х гг. 19 в. т-р получает назв.- "Королевский оперный
театр Ковент-Гар-ден". С конца 19 в. в "К.-Г." вводится в практику
обычай исполнения опер на языке оригинала. Событиями большой художеств.
значимости явились пост. Г. Малером, Ф. Мотлем и Г. Рихтером тетралогии
"Кольцо Нибелунга" Вагнера (1892, 1898, 1903), опер "Электра" Р. Штрауса
(1910), "Деревенские Ромео и Джульетта" Делиуса (1910), "Парсифаль"
Вагнера (1914), "Дон Жуан" Моцарта (1926), "Фиделио" Бетховена (1927),
"Борис Годунов" (с Шаляпиным" 1928). В нач. 20 в. на сцене "К.-Г." пели
Э. Карузо" М. Баттистини, Л. Тетраццини, Дж. Мартинелли.
В 1914-19 "К.-Г." был закрыт. Во время войны Т. Бичем, к-рый с 1910
был муз. руководителем "К.-Г.", организовал "Британскую нац. оперную
труппу", пост. с ней в 1919-20 на сцене "К.-Г." оперы "Золотой петушок",
"Хованщина", "Борис Годунов" и др. В 1924-39 проходили сезоны итал.,
франц., нем. оперной классики под рук. дирижёров В. Фурт-венглера, Ф.
Вейнгартнера, Б. Вальтера, Ф. Рей-нера, Т. Бичема и др. В 1939-43 здание
т-ра использовалось как танц. зал.
12 дек. 1946 вновь открылся оперный т-р "К.-Г.". В 1946-51 муз.
руководителем т-ра был К. Ранкл, с 1956 гл. дирижёр и худ. рук.- Г.
Шолти. Среди пост. т-ра 40-60-х гг.- "Королева фей" Перселла (1946),
"Олимпийцы" Блисса (на либр. Дж. Пристли в пост. П. Брука, 1949), "Троил
и Крессида" Уолтона (1954), "Питер Граймс" (1958, пост. Т. Гатри), "Сон
в летнюю ночь" (1961, пост. Дж. Гилгуда) Бриттена, "Катерина Измайлова"
Шостаковича (1963, 1-я пост. за рубежом). В 1950-60-х гг. в т-ре
проходили гастроли М. Каллас, Т. Гобби, М. Дель Монако, Р. Тебальди, В.
де Лоб Анхелес, Э. Шварцкопф, Д. Ди Стефано, 3. Милановой, Б. Христова и
др. В сезоне 1961-62 на сцене "К.-Г." впервые выступил сов. дирижёр А.
Ш. Мелик-Пашаев, руководивший пост. оперы "Пиковая дама", в 1962 в
"Аиде" выступила Г. П. Вишневская. В труппе т-ра (1963): певицы Дж.
Сатерленд, Э. Шуард, М. Кольер, Э. Морисон, Э. Коутс, У. Гейл, певцы П.
Пирс, Д. Эванс, О. Краус, Д. Шоу, А. Тёрп, Ч. Крэг, Л. Куилико, Д. У
орд, У. Макалпин и др. С 1946 на сцене "К.-Г." выступает также балетная
труппа "Сэдлерс-Уэллс балле" (с 1957 носит назв. Королевский балет).
, Лит.: Northcott R., Covent Garden and the Royal opera, L., 1924;
Shawe-Taylor D., Covent Garden, L., 1948; Rosenthal Н., Two centuries of
opera at Covent Garden, L., 1958. Be. Т., Ф. К.
"КОВ‚РНЫЙ" - цирковой артист, клоун, выступающий в пс.узах между
номерами в то время, когда подготавливается реквизит, аппаратура для
следующего номера, служители (униформисты) раскатывают или убирают
ковёр. Первые "К.", появившиеся в 70-80-х гг. 19 в., играли роли
неловких униформистов, к-рые всё делали невпопад и этим вызывали смех.
Носили криво застёгнутые ливрейные фраки, короткие или преувеличенно
широкие штаны, рыжие парики, делали причудливо-комический грим. Затем
артисты сменили ливреи униформистов на карикатурные костюмы. В Германии
"К." называли Августами, в России - Рыжими. Среди первых "К.":
Т. Беллинг, Чадвиг, Дж. Гюион и др. В дореволюц. рус. цирке в роли
"К." с успехом выступали В. Лаза-ренко, А. Цхомелидзе, итальянец Ч.
Джакомино.
В сов. цирке "К." занимают большое место в программах, они пародируют
номера программы, разыгрывают буффонные и сатирич. сценки. Не
отказываясь от эксцентрики, буффонады, артисты стремятся к реалистич.
трактовке образа-маски. Среди сов. артистов цирка, выступающих в амплуа
"К.",- Павел Алексеевич (Алексеев), Н. Антонов и В. Бартенев, Карандаш,
X. Мусин, А. Сергеев, Н. и К. Берман, Е. Бирюков, А. Юсупов, Р. М. и А.
Ширман, О. Попов, Ю. Никулин и М. Шуйдин, Э. Середа, В. Бай-дин, В.
Мозель и О. Савич, Л. Енгибаров, И. Девяткин и Е. Кружков, Орлов и
Тряпинцын, Ю. Котов, Г. Маковский и Г. Ройтман.
Лит.: Кузнецов Е. М., Цирк, М.-Л.,1931;
Дмитриев Ю. А., Русский цирк, М., 1953; его же, Советский цирк, М.,
1963. 70. Д.
"КОВ‚Р-САМОЛ‚Т" - площадка, подвешенная на тросах в центре сцены и
задрапированная под "ковёр". Служит для горизонтального пролёта одного
или нескольких артистов с одной стороны сцены на другую. Поднятый на
нужную высоту "К.-с." с помощью выкрашенной в чёрный цвет верёвки
отводится в кулису, затем включаются подсветка артистов (смонтированная
для большего эффекта на самом "К.-с."), снизу - вентилятор, ослабляется
отводная верёвка: подчиняясь законам маятника, "К.-с.", устремившись к
центру подвески, пролетает через всю сцену с необходимой скоростью.
Пролёт на "К.-с." применяется обычно в тёмных картинах перед самым
закрытием занавеса. Ген. Ш.
КбВНЕР, Иосиф Наумович [17(29). XII. 1895- 4.1.1959] - русский
советский композитор. В 1914 окончил Вильнюсское муз. уч-ще. Учился в
Петрогр. консерватории у В. П. Калафати, брал уроки композиции у Г. Л.
Катуара. В 1923-42 работал зав. муз. частью, композитором и гл.
дирижёром Гос-центюза (Москва). В 40-е гг. К. обратился к жанру
оперетты. Музыка его лучшей оперетты "Акулина" (либр. Адуева по мотивам
повести Пушкина "Барышня-крестьянка", 1948, Свердловский т-р муз.
комедии) характеризуется жизнерадостностью, напевностью, рус. нар.
колоритом. Среди др. работ К.- оперетты "Бронзовый бюст" (1945,
Свердловский т-р муз. комедии), "Жемчужина" (1954), "Неземное создание"
(1955). К. является также автором ряда ка-мерно-инструмент. и вок.
произв., музыки к фильмам и др. Ю. Быч.
КОВРбВ (наст. фам.- Кувшинов), Георгий Иванович
[3(15).II.1891-8.VII.1961] - русский советский актёр. Нар. арт. РСФСР
(1949). Сценич. деятельность начал в Ярославле в 1907. Затем работал в
Великом Устюге, Ставрополе, Пензе, Кисловодске. С 1919 играл в моек.
т-рах - б. Корш (1919-24), им. МГСПС (1924-29, 1931-34), им. Революции
(1930-31). В 1934-59 - в Малом т-ре. Был одним из первых актёров,
создавших образ героя эпохи гражд. войны: Братишка ("Шторм"
Билль-Белоцерковского, 1925), Караваев ("Мятеж" по Фурманову, 1927),
Вершинин ("Бронепоезд 14-69", 1936).
Среди ролей К.: Никитин ("Жизнь зовёт" Билль-Белоцер-ковского),
Андрей Белугин ("Женитьба Белугина" Островского и Соловьёва), Войницкий;
Пепел ("На дне"), Лука Сан-дуков ("Волк" Леонова), Котов ("На берегу
Невы" Тренёва), Подколзин ("На белом свете" Нилина), Досужев ("Доходное
место"), Бессеменов ("Мещане"), Каркунов ("Деньги" Софро-нова), Кузьма
Дерюков ("Наш современник" Паустовского). В. Мас
КОВРОВАЯ ЩЕЛЬ - узкая щель (не более 50 мм) в планшете Сцены,
расположенная за красной линией параллельно портальной арке и закрытая
деревянной планкой. Служит для закрепления в ней передней кромки т. н.
декоративных "ковров" (расписанных холстов), к-рые благодаря этому
аккуратно растягиваются на сцене и не сбиваются в складки во время
.действия. К. щ. предусматривается при конструировании несущих балок
планшета сцены и при укладке щитов планшета. Ген. Ш.
КОВЬЕЛЛО (Coviello) - маска неаполитанского театра комедии дель арте.
Появилась в конце 16 в. Один из первых исполнителей ролей К.- Яковьелло