<< Пред. стр. 391 (из 913) След. >>
"КОЗЙ ФАН ТУТТЕ" - опера В. А. Моцарта. См."Так поступают все".
, КОЗЛЙНСКИЙ, Владимир Иванович (р. 24. IV. 1891) - русский советский
театральный художник. Засл. арт. Узб. ССР (1943). Занимался у Л. С.
Бакста и М. В. Добужинского, затем у Д. Н. Кардовского 1907-11). В 1917
окончил петерб. Академию художеств. Как театр. художник впервые выступил
в 1928 ("Квадратура круга" Катаева, МХАТ). Pa-Соты К. отмечены тонким
пониманием стиля драм. произв., эпохи; особое внимание уделяет театр.
костюму.
К. занимается педагогич. деятельностью (с 1918). С 1952 - проф. и
зав. кафедрой рисунка в Высшем художественно-промышленном уч-ще.
Спектакли: в Ленин гр. т-ре драмы им. Пушкина-"Фландрия" Сарду
(1937); "Макбет" (1940); в Малом т-ре-"Евгения Гранде" по Бальзаку
(1939), "Пигмалион" Шоу (1943), Рюи Блаз" Гюго (1949); в Моск. т-ре им.
Ленинского комсомола - "Валенсианская вдова" Попе де Вега (1940), "Живой
труп" (1942); "Новые люди" по Чернышевскому (1952); в Большом т-ре -
"Ромео и Джульетта" Гуно (1941), "Фра-Дьяволо" (1955). АН. Ш.
КОЗЛОВСКАЯ, Фанни Фёдоровна [наст. фам.- Петренко, по мужу Лисовская;
1850- 27.11(11.111). 1878, Харьков] - русская актриса. Отец К.- суфлёр
петерб. т-ра, сестра (Ольга Фёдоровна, по сцене также К.) - актриса. В
1863 К. начала выступать на клубной сцене в Кронштадте. В 1864-66
работала в труппе М. И. Огарёва во Владимире, исполняла роли "травести"
и "инженю" в водевилях и комедиях; под наблюдением жены Огарёва -
актрисы А. М. Читау, прошла в этом т-ре хорошую школу. Среди первых
удачных ролей К.- Верочка ("Шутники" Островского). В 1868-78 была
актрисой т-ров в Вильно, Одессе, Харькове, Саратове, Новочеркасске,
Таганроге, Орле, Киеве и др. городах. Много играла на клубных частных
сценах Петербурга и его пригородов. К. обладала хорошими -сценич.
данными (грациозная фигура, подвижное лицо, мелодичный голос), большим
обаянием, много л серьёзно работала над ролями. Её творчество пленяло
одухотворённостью, светлым, жизнеутверждающим началом, человечностью,
психологии. глубиной, тонкостью, чувством меры, изяществом формы.
Лирич., поэтич. дарование актрисы наиболее полно раскрылось в ролях
Катерины ("Гроза"), Нины ("Маскарад"), Дездемоны; Луизы ("Коварство и
любовь"). Искромётным весельем было проникнуто исполнение К. комедийных
ролей.
Роли: Полина ("Доходное место"), Лиза ("Горе от ума");
Марьица ("Каширская старина" Аверкиева), Амалия ("Разбойники"),
Краснова ("Грех да беда на кого не живёт"
Островского), * Елена Васильевна ("Женитьба Белугина" Островского и
Соловьёва, 1878, последняя роль К.) и др.
Лит.: Ленский А. П., Статьи. Письма. Записки, М., 1950; Ш у б е р т
А. И., Моя жизнь. Л., 1929; Синельников Н. Н., 60 лет на сцене. Записки,
Харьков, 1935; Я р о н С., Воспоминания о театре, Киев, 1898;
Николаев Н., Драматический театр в г. Киеве, Киев, 1898. Е. Фил.
КОЗЛОВСКИЙ, Алексей Фёдорович [р.2(15).X. 1905] - советский
композитор, дирижёр и педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1955). В 1931 окончил
Моск. консерваторию по классу Н. Я. Мясковского. В 1931-33 - дирижёр
Оперного т-ра им. Станиславского, в 1938-41 - Т-ра оперы и балета им.
Навои (Ташкент). Основные муз.-сценич. произв. К. были созданы им в
Узбекистане. Среди них - опера "Улуг-бек", посв. великому узб. учёному и
гуманисту 15 в. (1942, Т-р оперы и балета им. Навои, 2-я ред. 1958, там
же), балет "Слава Октябрю" (1947, там же), муз. драмы "Даврон-ота"
(совм. с Садыковым, 1941, там же), "Шерали" (совм. с Василенко и Ашрафи,
1942, там же). К. написал музыку к спектаклям Ташкентского т-ра им.
Горького. Автор вок., симф. и др. соч. В музыке К. ярко претворены
характерные особенности узб. муз. фольклора. В 1949-57 и с 1960 К.-гл.
дирижёр и худ. рук. Узб. филармонии. С 1944 - преподаватель, с 1958 -
проф. Ташкентской консерватории.
Лит.: В ы з г о Т., А. Ф. Козловский, М.,1964 (в печати).
Т. В. КОЗЛОВСКИЙ, Иван Семёнович [р. 11 (24). III. 1900] - русский
советский артист оперы (лирический тенор). Нар. арт. СССР (1940). В 1920
окончил Киев. муз.-драм. ин-т по кл. проф. Е. А. Муравьёвой. Впервые
выступил на сцене в Полтаве в 1918. Пел в оперных т-рах Харькова (1924),
Свердловска (1925). С 1926 - солист Большого т-ра. Голос К.-прозрачного
серебристого тембра со свободным верхним регистром (до ми 2-й октавы).
Творчеству К. присущи эмоциональная теплота, искренность; он превосходно
владеет вок. техникой, с большим вниманием относится к слову, его
исполнение отличается тонкой, филигранной фразировкой. Высоким
мастерством сценич. перевоплощения и поэтичностью отмечены муз.-сценич.
образы, созданные К. в операх рус. классиков: Ленский;
Берендей ("Снегурочка"). По глубине психологического раскрытия образа
и остроте сценического рисунка в репертуаре К. выделяется партия
Юродивого ("Борис Годунов"). К лучшим творч. достижениям К. относятся
также ведущие лирич. партии в операх Гуно, Верди, Вагнера (в т. ч.
Ло-энгрин) и др. композиторов. В 1938-41 К. руководил созданным им
концертным Ансамблем оперы, участвовал в операх "Орфей и Эвридика"
Глюка, "Вер-тер" и др. К. стремился создать оперу-концерт, сохраняя
напряжённость действия и сюжетного ра вития. К. является также
выдающимся камерным певцом, тонким истолкователем романсов рус. и
зап.-европ. композиторов, укр. и рус. нар. песен. Гос. пр. СССР: 1941 -
за достижения в области театр.-вок. иск-ва; 1949 - за исполнение партии
Юродивого.
Др. партии: Левко, Петро ("Утопленница", "Наталка-Полтавка"
Лысенко)., Андрий ("Запорожец за Дунаем"), Моцарт, Звездочёт ("Моцарт и
Сальери", "Золотой петушок" Римского-Корсакова), Синодал; Владимир
("Князь Игорь"), Принц ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева), Ионтек
("Галька" Монюшко), Орфей ("Орфей и Эвридика" Глюка), Альмавива,
Альфред, Герцог, Фауст, Вертер, Хозе.
Лит.: П о л я н о в с к и и Г., Иван Семёнович Козловский, М.-Л.,
1945; Слетов В. С., И. Козловский, М.- Л., 1951.
КОЗЛОВСКИЙ, Осип (Иосиф) Антонович [1757- 27.11(11.111). 1831
]-русский композитор, дирижёр и музыкальный деятель. В 1799-1803 К. был
инспектором придворных т-ров в Петербурге, в 1803- 1819 руководил их
муз. частью.
Осн. место в творчестве К. занимает театр. музыка разл. жанров, в т.
ч. опера, музыка к драм. спектаклям ("трагедия на музыке") и водевиль.
К. написал музыку к трагедиям В. А. Озерова: "Эдип в Афинах" (1804),
"Фингал" (1805); к пьесам "Владисан" Княжнина (1809), "Дебора" (1810),
"Царь Эдип" (1811) Шаховского (все пост. в Петербурге), к пьесе Расина
"Эсфирь" в пер. Катенина (1816).
В музыке К. к трагедиям есть осн. муз. формы будущей рус. классич.
оперы -хор, речитатив, ария, программная увертюра и связанные с
действием оркестровые номера. К. принадлежат оперы "Взятие Измаила, или
Зельмира и Смелой" (1795, Останкинский дворцовый т-р Шереметевых) и
"Новорождённый" (на франц. текст). Писал и в др. жанрах (известный
полонез "Гром победы раздавайся" на стихи Державина, 1791, и др.).
Лит.: Грачев П. В., О. А. Козловский, в кн.:
Очерки по исторр1И русской музыки, 1790-1825, Л., 1956;
Асафьев Б. В., Памятка о Козловском, в кн.: Музыка и музыкальный быт
старой России. Материалы и исследования, т. 1, Л., 1927. Ю.Быч.
КОЗЬМА ПРУТКОВ - литературный персонаж, созданный А. К. Толстым и
братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми (иногда к ним
присоединялись и другие литераторы). Сочинения, подписанные именем К.
П., были созданы как бы от лица тупого бюрократа николаевской эпохи,
вообразившего себя поэтом и философом. Авторы разработали его подробную
биографию и выступали от его имени в разных лит. жанрах. Афоризмы,
стихи, воспоминания, басни, пьесы К. П. (печатались в передовых рус.
журналах "Современник", "Искра" и др.) представляют собой преим. пародии
на пошлые и глупые произведения совр. ему бездарных реакц. писателей.
Среди драм. сочинений К. П.: комедия "Фантазия" (1851, Александрийский
т-р, была снята Николаем I после первого представления) - пародия на
бездумные, тупые водевили, "Блонды" ("пословица в 1 действии", 1854) -
поле-мич. выпад против журнала "Москвитянин", проявлявшего
восторженность перед т. н. высшим обществом, оперетта "Черепос-лов,
сиречь Френолог" (1860, пост. 1909, "Весёлый т-р", Петербург),
осмеивающая сторонников теории "искусства для искусства", драма "Любовь
и Силин" (1861), направленная против увлечения мистицизмом и
таинственностью, "Сродство мировых сил" (изд. 1884) - пародия на
мистерию. Иногда
К. П. нападал и на художников прогрессивного лагеря. Так, напр., в
1913 в т-ре "Кривое зеркало" было пост. его "естественно разговорное
представление" - "Опрометчивый турка, или Приятно ли быть внуком?",
пародирующее творческую манеру А. Н. Островского.
Соч.: Полное собр. соч., M.-Л., 1933 (имеется библиография); Полное
собр. соч., М., 1959. Ю. Д
КОЗЬМЯН (Kozmian), Станислав (7.V.1836, Пёт-ровице, ок. Люблина,-3.VI
1.1922, Краков) - польский театральный деятель, режиссёр, критик. Учился
в Кракове, в 1855-60 - в Париже. С 1866- худ. рук. и директор (1871-85)
Краковского т-ра. Деятельность К. имела прогрессивное значение для
развития польского театр. иск-ва. К. был одним из основоположников совр.
режиссуры. Под его руководством сформировалась передовая реалистич.'
актёрская школа (краковская школа). Стремясь к сце-нич. правде, К.
противопоставлял сдержанную, построенную на разнообразных психологич.
оттенках актёрскую игру рутинным приёмам, эффектной де-кламационности,
процветавшим на польской сцене. К. боролся за актёрский ансамбль, уделял
большое внимание репетиционной работе (вводил ана-литич. репетиции,
связанные с лит. и психологич. разбором произведения, отдельных
образов), выступал за расширение репертуара т-ра. К. придавал большое
значение драматургии А. Фредро, осуществив на сцене Краковского т-ра
постановку основных его комедий. Среди др. пост. К.: "Барские
конфедераты" Мицкевича (1872), "Мария Стюарт", "Мазепа" (1868), '"Лилла
Венеда" (1870) Словацкого, "Венецианский купец" (1866), "Ричард III",
"Гамлет", "Ромео и Джульетта", "Король Лир" (1868), "Макбет" (1869)
Шекспира, "Вильгельм Телль" Шиллера (1868), "Эгмонт" Гёте (1868),
"Женитьба Фигаро" (1870), "Ревизор";
"Смерть Иоанна Грозного", "Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого. В
Краковском т-ре ставились пьесы польских классиков (В. Богуславский, Ф.
Заблоц-кий, И. Красицкий, А. Мицкевич, Ю. Словацкий, А. Фредро) и совр.
драматургов (Ю. Близиньский, М. Балуцкий, Ю. Нажнмский и др.), мировая и
русская классика (Шекспир, Мольер, Шиллер, Гоголь и др.). В 1885 К.
отошёл от т-ра; в 1897 уехал в Вену. Вернулся на родину в конце 1-й
мировой войны.
Соч.: Rzeczy teatralne, Krakow, 1904; Teatr. Wybor pism, t. 1-2,
Krakow, 1959.
Лит.: Сельский Л., Воспоминания, пер. с польского, М., 1961 (см.
указатель имён); Estreicher К. Teatra w Polsce, t. II, Krakow, 1876,
переизд., 1953-56;
Bar A., Teatr krakowski pod dyrekcja Kozmiana, Lwow, [1939т,
Zelazowski R., Piecdziesiat lat teatru polskiego, Lwow, 1921. Б Рос
КОЙДУЛА, Лидия (наст. имя и фам.- Лидия Эмилия Флорентина Я ннсе н)
[12(24).XI 1.1843, Вана-Вяндра,-30. VII (11.VIII). 1886,
Кронштадт]эстонская поэтесса и драматург. Род. в семье учителя.
Занималась в Пярнуской высшей женской школе (1854- 1861), где начала
свою лит. деятельность. Обществ, и лит. взгляды К. формировались в
условиях усиления борьбы против ига нем. помещиков. Была связана с
деятелями эст. нац.-демократич. движения 2-й пол. 19 в. Получила
известность как поэтесса. К. приняла участие в организации (1870) и
стала одним из основоположников эст. нац. т-ра. Написала пьесу
"Двоюродный братец из Са-аремаа", к-рую сама пост. на сцене осн. ею т-ра
"Ванемуй-не" (24 июня 1870). В пьесах "Сваты-берёзки, или Марет и
Мийна" (1870) и "Этакий мульк, или Сто пудов соли" (1871) К.
разоблачает реакц. политику прибалт. баронов, утверждает необходимость
просвещения народа. Пьесы К. положили начало развитию эст. сценич.
иск-ва, придав ему реалистич. и демокра-тич. направленность. Первые
пост. этих пьес в об-ве "Ванемуйне" называют "театром Койдулы". В 1880
написала драму "Сватовство" (пост. в Пярнуском драм. т-ре им. Л.
Койдулы, 1953). В сов. время пост.: "Сваты-берёзки" ("Ванемуйне", 1945),
"Этакий мульк" (т-р "Эстония", 1945, и др.).
Соч.: Teosed, 1-2, Tallinn, 1957 (Пьесы - т. 2); Naidendid, Tallinn,
1946; в рус. пер.-Избранное, Таллин, 1950. Лит.: Театральный альманах,
кн. 7, M., 1948 (ст. 3. Троицкого, с. 251-258); Lydia Koidula. Valimik
L. Koi-dula 100 sunnipaeva ja 60. surmapaeva, Tallinn, 1947; Винкель A.,
O жизненном и творческом пути Лидии Койду-ла, в сб.: Об эстонской
литературе, Таллин, 1956, с. 49-78;
Vinkel A., Koidula Elu - ja luuletajateest, в кн.: Koidula L.,
Teosed, l, Tallinn, 1957, c. 383-409; S o o t B., Lydia Koidula,
Tallinn, 1961. Я. Каск.
КОЙТ, Артур, (р.19.XII.1908) - эстонский советский артист балета.
Засл. арт. Эст. ССР (1957). С 1926- солист т-ра "Эстония". Вначале
выступал в лирич. партиях классич. балетов, впоследствии создал
разнообразные характерные образы.
Партии: Альберт ("Жизель"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Фентон
("Виндзорские проказницы" Оранского), Батрак ("Кратт" Тубина),
Надсмотрщик ("Тийна"Аустер) и др. К. выступает и как балетмейстер; пост.
"Итальянское каприччио" на муз. Чайковского (1948); танцы в опере
"Фауст" (1949) и др. С 1951 ведёт педагогическую работу в Эст.
хореографическом уч-ще. Два Т.
КОЙЧУБАЕВА,
Рахия (1913-26.1. 1963)-казахская советская актриса. Нар. арт. Казах.
ССР (1947). Сценич. деятельность начала в Карагандинском т-ре (1933-37).
С 1938 работала в Казах, т-ре драмы в Алма-Ате. На его сцене К. создала
образы, характеризующиеся нац. своеобразием. Её исполнение драматич.
ролей отличалось яркой эмоциональностью, комедийных ролей -'сочным
юмором, ми-мич. выразительностью.
Особой задушевностью отмечены образы простых женщин из народа,
матерей: Макпал ("Козы-Корпеш и Баян-Слу" Мусрепова), Дамелы ("Ахан-сере
и Актокты", его же), Зере ("Абай" по Ауэзову, Гос. пр., 1952), Улсуйген
("1двети, степь!" Тажибаева). Острые сатирич. характеристики даны в
ролях вздорной ханской дочери Менслу ("Алдар-Косе" Ху-саинова),
разбитной свахи Фрозины ("Скупой"), Играла роли Анны Андреевны
("Ревизор"), Домны Пантелевны ("Таланты и поклонники"). Мавры Тарасовны
("Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского). 77. Л.
КОКА, Евгений Константинович [3(15). IV.1893- 9.1.1954] - молдавский
советский композитор. Засл. деят. иск-в Молд. ССР (1946). Автор первой
молд. муз. комедии "Марийкино счастье" (1951, Кишинев), муз. комедии
"Счастье моё" (1960, там же) (обе - совм. с К. Бенцем), детской оперы
"Жар-птица" ("Принц Ионел и волшебный волк", 1926, там же), балета
"Цветы маленькой Иды" по сказке Андерсена, музыки к пьесе Л. Корняну и
Я. Кутковецкого "В долинах Молдавии" (пост. под назв. "Освобождение идёт
с Востока", 1945, там же), а также симф., камерно-инструмент., вок. и
др. соч. Д. П.
КОКАНДСКИЙ УЗБЕКСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ХАМЗЫ
-создан в конце 1918. Организаторами т-ра были Хам-за и М. Миракилов.
Первыми актёрами - И. Сады-ков, Ш. Карванов и др. Разъезжая по фронтам
Туркестанской республики, т-р показывал красноармейцам и местному
населению спектакли: "Бай и батрак" Хамзы, "Туркестанский лекарь" Уйгура
и концерты. В 1922 на кокандской сцене впервые на узб. яз. была пост.
"Женитьба" Гоголя. В 1927 т-р получил наименование "Ферганская окружная
государственная труппа". Помимо Коканда, он обслуживал население городов
и кишлаков всего Ферганского округа. В труппу т-ра вошли М. Кузнецова,
Б. Бохады-ров, С. Ходжаев, Н. Азимов, У. Абдуллаев, Л. Са-рымсакова.
Здесь ставились драматич. ("Шторм" Билль-Белоцерковского) и
муз.-драматич. спектакли ("Фархад и Ширин" Хуршида, "Аршин Мал Алан" У.
Гаджибекова) и др. В 1930 коллектив был реорганизован в постоянный узб.
муз.-драм. т-р. Были пост. спектакли: "Разгром" (1936), "Честь и любовь"
(1937) Яшена, "Бай и батрак" Хамзы (1939), "Предатели" Фатхуллина
(1938), "Коварство и любовь" (1937). В годы Отечеств, войны т-р пост.
спектакли, посв. борьбе сов. народа с фашистскими захватчиками, -
"Курбан Ума ров" Яшена, "Месть" Туйгуна и У мари и др.
В спектаклях 40-50-х гг. гл. темой стала совр. действительность,
коллектив осуществил пост. пьес "Новбахор" (1949) и "Алтын-куль" (1950)
Уйгуна, "Шёлковое сюзане" (1952) и "Больные зубы" (1955) Каххара,
"Сердечные тайны" Рахманова (1954) и др. Совр. теме были посв. и пьесы,
написанные актёрами т-ра,- "Дочь пастуха" Мирзатова, "Урок жизни"
Арифджанова (1957). Успехом пользуются спектакли о революционном прошлом
узб. народа: "Священная кровь" по роману Айбека (1954), "Абдулла Набиев"
Рахмата (1956). Среди лучших работ т-ра: "Дочь Ганга" по роману Р.
Тагора "Крушение" (1957), "Разбойники" (1956) и др. В составе т-ра
(1963): засл. арт. Узб. ССР А. Хасанов, 3. Мирзатов, П. Рахманова. Гл.
режиссёр -А. Б. Молчанов.
Лит.: Рахманов М., Хамза и узбекский театр. Ташкент, 1960, с. 186-88,
216-18; Уварова Г., Узбекский драматический театр. М., 1959. В. Д.
"КОКЕТ" (франц. coquette) - актёрское амплуа: роли красивых, изящных,
задорных молодых женщин. "Гр анд-кокет"- тот же характер ролей, но
женщин старше по возрасту.
КОККИ (наст. фам.- Яковлев), Михаил Фёдорович (1908-42) - чувашский
советский актёр и режиссёр. Окончил ГИТИС. Работал в Чуваш. гос. т-ре,
позднее - в Чуваш. ТЮЗе. В 30-х гг. лост. спектакли: "Мощь" Агакова,
"После бала", "Аристократы" Погодина, "Волки и овцы", имевшие значение
для становления чуваш, т-ра. Погиб на фронте Великой Отечеств, войны. Ф.
Р.
КОКЛЕН (Coquelin) - семья французских актёров.
1) Бенуа Констан (К.-старший) (23.1.1841, Булонь,-27.1.1909,
Куйи-Сен-Жер-мен). Родился в семье булочника. В юности увлёкся театром,
выступал в любительских кружках. В 1859-60 учился в парижской
Консерватории (драм. класс Ф. Ж. Ренье), по окончании к-рой 7 дек. 1860
дебютировал в т-ре "Комеди Франсез" (роли: Гро-Рене - "Любовная досада"
Мольера, Пти-Жан - "Сутяги" Раси-на). Был принят в труппу на амплуа
"слуги". С 1864 - "сосьетер" т-ра. Получил широкое признание в ролях
Фигаро ("Женитьба Фигаро", 1862, "Севильский цирюльник", 1863, Бомарше).
"Великолепный пыл, искромётное веселье и лёгкость молодости", как писал
о нём Т. Готье (цит. по кн.: Heylli G., Journal intime de la Comedie
Francaise, P., 1879, с. 370), тонкое ощущение авторского стиля дали
возможность К.-старшему создать в первые же годы его сценич.
деятельности блестящие по остроумию, задору, остро найденной
индивидуальной характеристике образы в пьесах Мольера - Любен {"Жорж
Данден"), Пьеро ("Дон Жуан"), Лука ("Лекарь поневоле"), Луайаль
("Тартюф"), Триссотен "Учёные женщины"), Маскариль ("Смешные жеманницы"
и "Сумасброд"); А. Р. Лесажа - Криспен ("Криспен, соперник своего
господина"); Ж. Ф. Рень-яра - Фронтон ("Единственный наследник") и др.
Поэтич. и драматич. черты его таланта проявились в исполнении ролей
принца Мантуанского ("Фан-тазио" Мюссе, 1866), Дон Сезара де Базана
("Рюи-Блаз" Гюго, 1879). Сблизившись с рядом совр. поэтов и драматургов,
он играл в пьесах Т. де Банвиля - Гренгуар (о. п., 1866), Сократ
("Сократ и его жена", 1876); Ф. Konne-Филиппе ("Кре-монский скрипач",
1876); П. Ферье - Табарен (о. п., 1874); Ж. Ришпена - Скапен ("Господин
Скапен", 1886); Э. Пайерона - Жорж ("Ложный рак", 1869) и др. В 1886
оставил "Комеди Франсез", создал собств. труппу и гастролировал по
Европе (в 1882, 1884, 1889, 1892, 1903 - в России) и Америке. С 1895