<< Пред. стр. 419 (из 913) След. >>
маркизы Мансеро, но вскоре ушла в монахини. В монастыре продолжалазаниматься лит. творчеством; в последние годы по настоянию духовников
отказалась от "мирских дел".
Лит.: Nervo (Jose Amado), Juana de Asbaje, Madrid, 1910.
КРУТИ, Исаак Аронович [25.Х(6.XI).1890-22.11. 1955] - русский
советский театральный критик и историк театра. Лит. деятельность начал в
1914 как журналист. В 1920-28 К. сотрудничал в перио-дич. печати Украины
(в журналах "Зритель", "Силуэты","Театр. неделя" и др.). Автор ряда
статей, посв. укр. т-ру - "Украинский краснозаводский т-р", "Украинский
театр" в журн. "Советский театр" (ј 9-10, J\7, M., 1930). Перевёл на
рус. язык пьесы Корнейчука ("Гибель эскадры", 1934, "Платон Кречет",
1934, "Банкир", 1936, "Правда", 1937). Автор инсценировки "Тарас Бульба"
(по Гоголю, 1940).
С 1933 работал в журн. "Театр и драматургия" и др. Писал статьи,
посв. проблемам совр. т-ра и драматургии, цикл статей "Театры народов
СССР" (Са-модеят.- т-р, М., 1932, ј 7, 9, 11-13 и др.).
Соч.: Русский театр в Казани. Материалы к истории провинциального
драматического театра, М., 1958;
Ю. В. Шумский, "Театр", М., 1954, ј 4, с. 133-44; то же, Кив, 1955
(на укр. яз.); В годы Отечественной войны, в сб.: Советский театр...,
М., 1947, с. 189-250; Под польским игом. Очерк истории театра Западной
Украины, "Театр", М., 1939, ј 11-12, с. 197-206; см. Вступительную
статью в кн.: Афиногенов А., Пьесы, М., 1935. С. Г.
КРУТИКОВ, Пётр Сильверстович (р. 1861 - г. смерти неизв.) - русский
цирковой артист. В 1890 выстроил в Киеве цирк, где демонстрировал высшую
школу верховой езды. В 1897 выступал в Париже, в Москве, Петербурге и
др. В 1903 выстроил в Киеве "Гиппо-палас" (конный дворец), имевший два
манежа. Первый из русских дрессировщиков добился, чтобы лошадь
повиновалась ему без кнута. После 1917 уехал в Италию.
Лит.: Дмитриев Ю., Русский цирк, М., 1953;
Романовск?й Д. С., Любительск?й цирк П. С. Кру-тикова, Кив, 1897 (на
рус. и франц. яз.). М'. Зон.
КРУТИКОВА, Александра Павловна (1851- 1919) - русская артистка оперы
(меццо-сопрано). Пению училась первоначально у П. Вартеля в Париже, в
1872 окончила Петерб. консерваторию по кл. Г. Нис-сен-Саломан. В том же
году впервые выступила на оперной сцене в Петербурге, до 1876 пела в
Мариин-ском т-ре.
Партии: Ваня ("Иван Сусанин"), боярыня Морозова ("Опричник"
Чайковского), Гений добра ("Демон"), Фёдор ("Борис Годунов"), Груня (
Вражья сила" Серова) и др.
В 1876-78 совершенствовалась у Муцио в Париже и Гамбоджи в Милане,
сезон 1878-79 пела в Севилье. Возвратившись на родину, выступала в
Харькове, Киеве и Одессе, в 1880-1901-в Большом т-ре. К. обладала
голосом обширного диапазона (исполняла также партии контральто). Певица
виртуозно владела своим голосом, обладала изящной и легкой колоратурой,
пела драм. и лирич. партии.
Партии: Ольга, Любовь, Солоха, Графиня ("Евгений Онегин", "Мазепа",
"Черевички", "Пиковая дама" Чайковского), Церлина ("Дон Жуан"), Ортруда
("Лоэнгрин"), Амнерис и др.
Лит.: Александра Павловна Крутикова, "ЕИТ". Сезон 1901-1902,
приложение 1; А. П. Крутикова, "Русская муз. газета", 1901, "ј5;Антарова
К. Е., Моя работа над ролью графини в "Пиковой даме", в сб.: Чайковский
и театр. М.-Л., 1940.
КРУТИЦКИЙ, Антон Михайлович [1754(?), Москва,-21.VII(2.VIII). 1803,
Ревель] - русский актёр. Сын отставного сержанта, К. был питомцем Моск.
воспитательного дома. Здесь же обучался у П. И. Калиграфа сценич. иск-ву
и участвовал (с 1778) в спектаклях. В 1779 в числе др. воспитанников
определён в труппу петерб. Вольного российского т-ра (антрепренёр К.
Книпер). Вторым учителем К. стал руководивший т-ром И. А. Дмитревский. В
1783, с переходом т-ра в придворное ведомство, К. был зачислен в петерб.
труппу Российского т-ра (в 1793-1800 был также инспектором драм.
труппы).
Играл преим. роли слуг и комич. стариков. Правдиво, со знанием
психологии и быта, воплощал образы людей из народа. С особым успехом
выступал в. сатирич. комедиях и в комич. операх (бас). Невыгодные
внешние данные К. искупались естественной, полной внутр. огня игрой,
неисчерпаемой весёлостью, комизмом, выразительной мимикой, умением
владеть своим телом. Первая крупная роль - Фаддей в комич. опере
"Мельник - колдун, обманщик и сват" Аблесимова, муз. Соколовского
(1781); К. создал яркий образ грубоватого хитреца-мельника, поразив
зрителей знанием быта и характерных черт рус. крестьянина, простым
разговорным тоном. С тем же чувством правды, знанием нар. жизни исполнял
К. роль деревенского старосты Федота ("Лиза, или Торжество
благодарности" Ильина, 1802). К. никогда не переходил на карикатуру,
играл естественно и осмысленно. В 1798 для своего бенефиса он выбрал
сатирич. комедию Капниста "Ябеда", ранее не ставившуюся на сцене, и в
остро обличит, тонах исполнил в ней роль судьи Кривосудова. Играл также
Цыфиркина ("Недоросль"), Лентягина ("Чудаки" Княжнина), Власа ("Бобыль"
Плавилыцикова) и др. Среди лучших ролей К. в переводных пьесах: Журден,
Гарпагон ("Мещанин во дворянстве" и "Скупой" Мольера). Один из
культурнейших людей своего времени, К. выступал также как переводчик
франц. и нем. пьес.
Лит.: Асеев Б. П., Русский драматический театр XVII- XVIII веков, М.,
1958, с. 280, 357, 370-371; Be e-володский-Гернгросс В. П., Русский
театр второй половины XVIII в., М., 1960; Жихарев С. П., Записки
современника, т. 1-2, М.- Л., 1934; "Северный вестник", СПБ, 1804, ч. 1,
с. 216-223; Архив дирекции имп. театров, вып. 1, отд. III, СПБ, 1892, с.
33, 151, 158-160, 166-169, 172, 177, 178. Е. Фил.
КРУТТЕР (Knitter), Франц (псевд.- Валентин Наменлос)
(5.VIII.1807-15.XI.1873)- швейцарский писатель, драматург. Писал на нем.
яз. Изучал право в Мюнхене и Гейдельберге. С 1836 занимался лит.
деятельностью. Свою первую пьесу-сказку "Соломон и Саломея" написал в
1840 для театр. об-ва г. Солотурна. Пост. его пьесы "Староста Венге из
Солотурна" (1845), рассказывающей о героич. прошлом швейц. народа, была
запрещена, т. к. власти опасались, что пьеса может обострить политич.
борьбу в Швейцарии. Самое значит, произв. К.- роман-тич. драма в стихах
"Агнес Бернауэр" (1843, Соло-турн), в к-рой он воспевает любовь и
верность, осуждает жестокость аристократов. Автор драмы "Самуэль Хенци,
или Волнение граждан Берна" (1868). Сюжеты пьес К., построенные на
материале истории Швейцарии, пробуждали у зрителей патриотич. чувства,.
любовь к родине.
Лит.: Ermatinger E., Dichtung und Geistesleben der deutschen Schweiz,
Munch., 1933. Г. Е.
КРУЧЙНИНА, Елизавета Болеславовна (1895- 1963)- русская советская
актриса. Нар. арт. Казах. ССР (1943). Чл. Коммунистич. партии с 1946.
Начала проф. деятельность с 1912 в Екатеринбурге (антреприза П. П.
Медведева). Играла в т-рах Риги, Иркутска, Омска, Нежина, Минска,
Витебска, в 1931-33-во Фрунзенском рус. т-ре, с 1933 - в Алма-Атинском
рус. т-ре драмы.
Роли: Мотылькова ("Слава" Гусева), Кабаниха ("Гроза"), Забелина
("Кремлёвские куранты"), Крупская ("Ленин в 1918" Каплера и
Златогоровой), Энн Кросби ("За вторым фронтом" Сбоко), Чебоксарова
("Бешеные деньги"), Богаев-ская ("Варвары"), Войницкая ("Дядя Ваня"),
Анна Устинова ("Пучина" Островского), Потапова ("Битва в пути"
Николаевой). Э. К.
КРУЧКОВСКИЙ (Kruczkowski), Леон (28.VI.1900, Краков,-1.VIII.1962,
Варшава)-польский писатель, общественный деятель, драматург. Лауреат
Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1953).
Чл. ПОРП с 1945. Лит. деятельность начал в 1918. Ис-торич. роман К.
"Кордиан и хам" (изд. 1932) о судьбе польск. крестьянства накануне
нац.-освободит, восстания 1930-31 был инсценирован им (совм. с реж. Л.
Шиллером) в 1935 и пост. в Т-ре Комедии в Варшаве. В этом же году К.
написал политич. сатирич. обозрение "Герой нашего времени" (1935, Театр
Комедии), высмеивающее гитлеризм. В 1945 К. был интернирован в герм.
лагерь для военнопленных; освобождён сов. войсками. В 1948 в т-ре
"Польски" (Варшава) была пост. драма К. "Возмездие", в к-рой впервые в
польск. послевоенной лит-ре автор обращается к совр. польск.
действительности, показывает трудности строительства нового социалистич.
государства. В драме "Немцы" (1949, т-р "Стары" Краков; новая ред. 1955,
т-р "Народовы", Варшава; Гос. пр., 1950) основная тема - борьба за мир.
К. анализирует причины преступлений фашистов, ставит вопрос об
ответственности нем. народа за судьбу государства. Пьеса ставилась в
т-рах др. стран: Берлин (1949), Париж (1950), Вена (1951), Рим (1951),
Токио (1953) и др., была экранизирована в ГДР студией ДЕФА (под назв.
"Зонненбруки"). Пьеса "Юлиус и Этель" (1954, т-р "Польски") рассказывает
о жестоких пытках, к-рые перенесли в американской тюрьме супруги Ю. и Э.
Ро--зенберг.
В 1955 т-р "Польски" пост. пьесу К. "Посещение", утверждающую
непреодолимость нового. В драме Первый день свободы" (1960, т-р
"Вспулчесны", Варшава; 1961, Драм. т-р им. Станиславского, Москва) К.
ставит проблему свободы и необходимости, возможность проявления
человеком своей воли, определяемой в конечном счёте общественными
интересами. Последнее драматургич. произведение К.- пьеса "Смерть
губернатора", замысел к-рой автор заимствовал из рассказа Л. Андреева
"Губернатор", рассматривает проблему антинародной власти, обречён- ной
на гибель. В основе пьесы лежит не только моральный, но и политич.
конфликт.
Соч.: Dramaty, Warsz., 1962; Kordian i cham, 16 wyd., Warsz., 1962;
Przygoda z Vaterlandern, в ж. "Dialog", 1962, ј 12; в рус. пер.Избранное
[Послеслов. А. Пиотровской], М.,1955; "Юлиус и Этель", М.,ВУОАП,1955;
"Посвещение"..., "Звезда", 1955, ј 11; "Первый день свободы", в альм.
"Современная драматургия", кн. 13, M., 1959, с. 3-63; то же, М-, ВУОАП,
1960.
Лит.: Стефанович В. Н., Леон Кручковский. Биобиблиогр. указатель, М.,
1954; Станюкович, Творческий путь Л. Кручковского, в сб.: Современная
польская литература, М., 1953; Leon Kruczkowski oprac. Macu-zanka,
Warsz., 1962. Юл. О.
КРУШЕЛЫШЦКАЯ, Соломея Амвросьевна [11(23).IX.1873, с. Билявинцы
Тернопольской губ.,- 16.XI.1952, Львов] - украинская артистка оперы
(лирик о-драматическое сопрано). Засл. деят. иск-в УССР (1951). В 1893
окончила Львовскую консерваторию по кл. проф. В. Высоцкого. В том же
году впервые выступила на оперной сцене во Львове. Как певица
совершенствовалась в Милане, где училась у проф. Ф. Креспи.
Гастролировала в т-рах Италии, Франции, Южной Америки, Канады и др.
стран. В те же годы выступала во Львове, Кракове, Одессе, Петербурге и
др. городах. Обладала замечательным по красоте и силе голосом огромного
диапазона (две с половиной октавы), большим актёрским дарованием. В её
репертуаре было св. 60 партий:
Татьяна, Лиза; Аида (о. п. Верди), Кармен, Чио-Чио-сан; Галька (о. п.
Монюшко), Леонора ("Фаворитка" Доницетти), Джоконда (о. п. Понкьелли) и
др. Пользовалась широкой известностью как камерная певица, особенно
успешно исполняя произв. Н. Лысенко и др. укр. композиторов, а также
укр. нар. песни. После воссоединения Украины (1939) К. активно
включилась в сов. муз. жизнь. С 1946 - проф. Львовской консерватории.
Лит.: Славетна сп?вачка. Спогади ? статт? про Солом?ю Крушельницьку,
Льв?в, 1956. С.Г р.
КРУШЕЛЬНЙЦКИЙ, Марьян Михайлович (18. IV. 1897- 5. IV.
1963)украинский советский актёр, режиссёр, театральный деятель. Нар.
арт. СССР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Деп. Верх. Совета УССР
34-го созывов. Род. в семье крестьянина. Сценич. деятельность начал в
укр. труппе "Тернопольские театральные вечера" (1915-17). Был одним из
организаторов "Нового Львовского т-ра" (1918). На базе этого коллектива
и группы актёров "Молодого т-ра" создан в Виннице укр. Т-р им. И. Франко
(1920). Дальнейшая деятельность К. связана с Львовским укр. т-ром об-ва
"Руська бес?да" (1921-23). В эти же годы К. учился на филос. ф-те
Львовского, затем Пражского ун-тов (окончил в 1924). В 1924 переехал в
СССР, в 1924-1933 К.- актёр т-ра "Берез?ль", в 1933-52-актёр и
художеств. руководитель харьковского Т-ра им. Т. Шевченко. С 1952 -
актёр и режиссёр и с 1954 по 1961 гл. режиссёр Т-ра им. И. Франко.
К.- смелый и самобытный мастер сцены, осуществлённые им спектакли
отличались остротой социальной характеристики, оригинальностью
трактовки, эмоциональной насыщенностью, поэтической приподнятостью.
Пост.: "Портрет" Афиногенова (1934), "Дай сердцу волю, заведёт в
неволю" Кропивницкого (1934), "Гроза" Островского (1938), "Правда"
(1937), "Богдан Хмельницкий" (1939), "Фронт" (1942), "Макар Дубрава"
(1948), "Калиновая роща" (1950) Корнейчука, "Евгения Гранде" по Бальзаку
(1940), "Молодая гвардия" по Фадееву (1945), "Ярослав Мудрый" Кочерги
(Гос. пр. СССР, 1947), "Заговор обречённых" Вирты (1949), "Навеки
вместе" Дмитерко (1948), "Мартын Боруля" Карпенко-Карого (1951), "Егор
Булычев и другие" (1952);
"Персональное дело" Штейна (1956), опера "Богдан Хмельницкий"
Данькевича (1953).
Особенностью исполнительского мастерства К. являлась острая внешняя
характерность, внутр. глубина, тонкие психологич. нюансы. Мн. актёрские
образы К. вошли в историю укр. театр. иск-ва.
Роли: аббат Гонорий ("Жакерия" Мериме, 1925), Малоштан ("Диктатура"
Микитенко, 1936), Сержант Бедня ("Плацдарм" Ирчана), Мартын ("Мартын
Боруля" Карпенко-Карого, 1934), Иван Непокрытый ("Дай сердцу волю,
заведёт в неволю" Кропивницкого 1935), .Бухта, Бублик, дьяк Гаврило,
Галушка ("Гибель эскадры", 1933, "Платон Кречет", 1934, "Богдан
Хмельницкий", 1939, "В степях Украины", 1940), Счастливцев, Мурзавецкий
("Лес", 1939, "Волки и овцы", 1939), Тевье ("Тевье-молочник" по Шолому
Алейхему, 1940), Булычев ("Егор Булычев и другие", 1947), Швандя
("Любовь Яровая", 1937), Ватутин ("Генерал Ватутин" Дмитерко, Гос. пр.
СССР, 1948), Полудин ("Персональное дело" А. Штейна, 1956), Гуля
("Арсенал" Суходольского, 1957).
К.- один из первых исполнителей роли В. И. Ленина ("Правда"
Корнейчука, 1937) на укр. сцене. Снимался в кинофильмах (с 1926). С 1932
занимался педагогич. деятельностью; в 1946-52 - в Харьковском театр.
ин-те, с 1952- в Киевском ин-те театр. иск-ва. С 1947 - профессор.
Лит.: Смоляк Я., М. М. Крушельницький, Харьк?в, 1947; Кисельов Й.,
Театральн? портрети, Кив, 1955;
Г а н Я., Марьян Михайлович Крушельницкий, Киев, 1960. р. Б.
КРШЙЧКА (Kricka), Ярослав (p. 27.VIII.1882)- чехословацкий
композитор, дирижёр, педагог. Дей-ствит. чл. Чешской академии наук и
иск-в (с 1923). Засл. арт. ЧССР. В 1905 окончил Пражскую консерваторию,
в 1906-09 жил в России, работал преподавателем музыки в Екатеринославе.
В 1909 - дирижёр и хормейстер хоров "Виноградский Глагол" и "Пражский
Глагол". В 1919-45 - проф. Пражской консерватории. К.- автор комич.
опер: "Ипполита" (1917, Пражский Нац. т-р), "Огаржи" (1918, Нове-Место),
"Белый пан" (1929, Брно) и др. Написал оперу-балет "Король Лир" (1940,
Прага), муз. драму "Колут-ра" по Ирасеку, оперетту "Чешский Паганини",
музыку к спектаклям, фильмам и произв. в др. жанрах. Автор очерков
"Русская музыка" (1922), "Музыка и фильм" и др. Среди его учеников - Я.
Капр, Я. Циккер, К. Габа.В. Сметачек и др.
Лит.: D es tal J., Jaroslav Kricka. Praha, 1944.
Л.Ф. Л.,Т. А.
КРЫЖЙЦКИЙ, Георгий Константинович [р. 20. IV (2.V). 1895] - русский
советский режиссёр, театровед, критик, педагог. Учился на филологич.
ф-те Петербургского, затем Киевского ун-тов (1912-19). В 1919 - зав.
репертуарной частью Всеукраинского театр. комитета в Киеве, в 1920 -
зав. театр. сектором Одесского губнаробраза. Как режиссёр работал с 1920
в т-рах "Красный факел", "Теревсат", Петрогр. т-ре комической оперы под
рук. Марджанова, затем в 1924-28 - в т-ре "Кривое зеркало" и др. В
1938-43 - худ. рук. и гл. реж. т-ра Марийской АССР. В 1949-56 - худ.
рук. и педагог заочных курсов ВДНТ им. Крупской.
Соч.: Экзотический театр. Л., 1927; Режиссерские портреты, М.- Л.,
1928; К. А. Варламов, М.- Л., 1946; Беседы о режиссуре, М.,1953 (совм. с
С. Жмудским); К. А. Мар-джанов, М.- Л., 1946; К. А. Марджанов и русский
театр. М., 1958; Немирович-Данченко о работе над спектаклем, М., 1958.
А. Шн.
КРЫЛОВ, Виктор Александрович (псевд.- Виктор Александров) (1838-1906)
- русский драматург. Окончил военно-инженерную академию; преподавал
начертательную геометрию. Первая пьеса К.- драма из крепостного быта
"Против течения" (1865), показывавшая произвол помещика, была изъята из
репертуара Малого т-ра после первого представления. К. писал пьесы
разных жанров: драмы из совр. драматургу жизни - "В духе времени"
(1877), "Горе-злосчастье", "Надя Муранова" (обе 1883), "Семья" (1886,
совм. с Адашевым), "Отрава жизни" (1891), "В глуши Сибири" (1896) и др.;
историч. драмы и комедии (совм. с П. Н. Полевым)"Правительница Софья"
(1883), "Девичий переполох" (1891); совр. комедии-"В осадном положении"
(1886), "Шалость" (1880),
"Баловень" (1885), "Сорванец" (1888), "Летние грёзы" (1892), "Кому
весело живётся?" (1896); либретто для оперетт. Ранние пьесы К. выражают
либеральные настроения. В них действуют молодые интеллигенты, нападающие
на косность, бюрократизм, ограниченность, тупость чиновничества,
произносящие расплывчатые эффектные фразы о добре, справедливости,
всеобщем равенстве перед законом, свободе совести. Герои эти лишены
характера, индивидуальных черт. Однако впоследствии К. отходит и от
либерального фразёрства. Его пьеса "Сыны Израиля" ["Контрабандисты",
1901, совм. с С. Эфроном (Литвином)] откровенно выражает черносотенную
идеологию.
Пьесы К. строятся на занимательной интриге, внешней злободневности.
Переделывая пьесы иностранных авторов, используя для сюжетов газетные
фельетоны и даже репортёрские заметки, К. создал драматургию мелких,
сенсационных фактов, полную намёков на конкретных лиц. Эта
злободневность и знание законов сцены (эффектные концовки актов,
выигрышные роли и др.) создавали пьесам К. кратковременный, но часто
шумный успех. Пьесы К. ставились в Александрийском, Малом т-pax, широко
шли в провинции. Драматургия К. свидетельствует о кризисе бурж. драмы,
всё дальше отходящей от решения общественно важных вопросов. Среди
представителей демократич. лит-ры пьесы К. получили иронич. определение
"крыловщины". В 1893-98 К. был начальником репертуарной части петерб.
имп. т-ров. Перевёл драму Лессинга "Натан Мудрый" (1874), выступал как
театр. критик.
Соч.: Драматические сочинения, т. I-VII, СПБ, 1877-1894; 3 о г р а ф
Н. Г., Малый театр второй половины XIX века, М., 1960. JQ. Д.
КРЫЛОВ, Иван Андреевич [2(13).II.1769, Москва,- 9(21) XI.1844,
Петербург] - русский писатель-баснописец, драматург. Род. в семье
бедного армейского офицера, система тич. образования не получил и с 10
лет вынужден был работать писцом (в подканцелярии тверского магистрата).
В детстве, живя в Твери, К. был постоянным зрителем любительских
спектаклей, дававшихся студентами-семинаристами. С 1783 жил в
Петербурге, сблизился с театральными кругами. Впоследствии его
ближайшими друзьями и сотрудниками по издательской деятельности
становятся И. А. Дмитревский и П. А. Плавильщиков. Значит, влияние на
театр. взгляды и драматургич. манеру К. оказала его работа в сатирич.
журналах Н. И. Новикова "Трутень" и "Живописец".
Первое лит. произв. К.- либретто комич. оперы "Кофейница" (1784),
сатирически обличающее нравы рус. крепостников-помещиков, было