<< Пред. стр. 42 (из 913) След. >>
композитор. В 1875 окончил Новороссийский ун-т. Музыке обучилсясамостоятельно. Выступал как актёр в Одесском "Новом т-ре". В историю
укр. муз. культуры вошёл как первый интерпретатор образов Т. Г.
Шевченко; написал оперу "Катерина" на сюжет поэмы Шевченко (пост. М.
Кро-пивницким, 1899, Москва). Автор романсов, обработок укр. нар. песен,
лит. и др. соч.
Лит.: Кауфман Л., М.М. Аркас. Нарис життя та творч?сть, Кив, 1958.
С. ? p.
АРЛЕКИН (от итал. Arlecchino) - традиционный персонаж итальянской
комедии дель арте. Создан актёром А. Ганасса во 2-й пол. 16 в. А.
занимал в труппе положение 2-го Дзанни - простака, неотёсанного увальня,
запутывавшего своими глупыми выходками интригу комедии. Носил костюм,
покрытый многочисл. разноцветными заплатами, обозначавшими бедность и
скупость его обладателя. В сер. 17 в. во Франции актёр Д. Бъянколелли
изменил характер и костюм А. В его исполнении А. превратился в 1-го
Дзанни - хитрого, остроумного, злоязычного интригана, активно
участвующего в развитии действия. Заплаты на костюме А. приняли форму
правильных треугольников красного, жёлтого и зелёного цвета, тесно
прилегающих друг к другу. В 18 в. актёр Т. Ви"ентини внёс в трактовку
роли А. патетич. -элемент, заставив зрителей парижских ярмарочных
театров одновременно смеяться и плакать. Дальнейшее развитие маски А.
происходило вне комедии дель арте, во франц. арлекинадах конца 18 - нач.
19 вв., в к-рых А. превратился из слуги в изящного любовника,
счастливого соперника Пьеро.
Лит.: D г lese n O., Der Ursprung des Harlekin, В., 1904; Beaumont C.
W., The history ot Harlequin" L., 1926. , С. Мок.
"АРЛЕКИН" - чилийский театр. Создан в 1951 в Сантьяго. Спектакли "А."
даются (на исп. яз.) в помещениях профсоюзов по доступным для рабочих
ценам. Т-р знакомит зрителей с лучшими образцами чилийской и мировой
драматургии. Среди пост. т-ра:
"Элиса", "Госпожа Земля", "Дьявол из Мачали" Куад-ры, "Чайка" Чехова,
"Эдип" Жида, произв. Гарсиа Лорки, Бенедетти и др. Руководитель труппы -
ф. Куэвас. , Л. X.
"АРЛЕКИН" - часть декоративного оформления сцены: первая, со стороны
зрительного зала, полоса ткани, неподвижно закреплённая в верхней, не
раскрывающейся части портальной арки сцены. Назначение "А." - скрыть от
зрителей конструкции и механизмы верхней сцены. Вместе с передним
занавесом, завершением к-рого он является, "А." входит составной частью
в архитектурный интерьер зрительного зала. Возникновение этого термина
связано с одним из тра-диц. персонажей итал. комедии масок - Арлекином,
к-рый, появляясь перед занавесом, драпировался в его складках., И. Ф.
АРЛЕКИНАДА (франц. arlequinade) - род небольших сценок, в к-рых
главным действующим лицом является Арлекин и другие персонажи итал.
комедии дель арте. А. была популярным жанром франц. ярмарочных т-ров 18
в.; в маленьких, чаще всего одноактных, пьесах-А. преобладали элементы
пантомимы, пения, танца. Традиц. сюжетная схема А.: любовные перипетии,
остро комич. ситуации с отдельными пародийно-сатирич. намеками на
злободневные темы. Жанр А. зародился в сер. 17 в. под влиянием
обосновавшегося в Париже т-ра итал. комедиантов, познакомившего франц.
зрителя с комич. персонажами комедии дель арте и, в частности, с
Арлекином. В числе авторов А.- Лесаж, Ма-риво, Дорневаль, Пирон, Панар,
Флориан и др. Образцы А. можно найти в собрании соч. Лесажа "Ярмарочный
театр. или Комическая опера" ("Le Theatre de la Foire ou
l'Opera-Comique", Париж, 1721-37).
Вариации А. получили распространение и в др. ев-роп. т-рах (см.
Бурлеск, Клоунада). Широкое развитие А. получили также в рус. балаганах
в сер. 19 в. Л. Шн.
АРЛЬЕЕРГ (Arlberg), Георг Эфраим Фриц (21. III. 1830 - 21. II. 1896)
- шведский артист оперы (баритон). Член Швед. муз. академии(с 1868).
Пению обучался в Стокгольме у Ю. Гюнтера и Л. Визера. Впервые выступил
на оперной сцене в 1854 в Стокгольме. В 1858-74 А.- солист Королевского
оперного т-ра в Стокгольме, в 1874-77- оперного т-ра в Осло.
Гастролировал в Неаполе, Париже, Лондоне, Москве и др. городах. Партии:
Альмавива, Дон Жуан ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" Моцарта), Оттокар
("Вольный стрелок" Вебера), Во-тан ("Кольцо Нибелунга" Вагнера),
Вильгельм Телль (о. п. Россини), Дон Карлос (о. п. Верди) и др. В 1883
А. оставил сцену. С 1884 занимался педагогич. деятельностью в
Стокгольме, Копенгагене и Осло; среди учеников А.- С. Арнольд-сон, Ф.
Лундквист, Э. Хольм и др. Перевёл на шведский яз. ряд оперных либретто,
в т. ч. "Орфей и Эвридика" Глюка, "Риенци", "Летучий голландец" Вагнера
и др. Лит.: Hedberg F. F., [Arlberg], Svenska opera sangare, Stokh.,
1885. J] M\
АРМЕНЯН (наст. фам.- И n e к я н), Армен Ну-риджанович [р. 10(22).
IX. 1871] - армянский советский актёр и режиссёр. Нар. арт. Арм. ССР
(1935). Род. в Турции. Сценич. деятельность начал в 1891 в Тифлисе. В
1895-97 учился актёрскому иск-ву в Париже у П. Муни. С 1902 выступал в
арм. т-рах (Тифлиса, Баку). Гастролировал в Турции, Египте, Румынии,
Болгарии и др. С 1935 - актёр Ленинакан-ского театра. А. внёс значит.
вклад в развитие армянского театрального искусства в дореволюционные
годы. Способствовал росту нац.сценич. культуры и в сов. время. Роли:
Франц Моор,
Яго, Шейлок. Автор ряда статей по вопросам театрального иск-ва и
мемуаров "60 дет на армянской сцене".
"АРМИДА" ("Armide") - l) Опера x. глюка, либр. Ф. Кино по поэме Т.
Тассо "Освобождённый Иерусалим". Пост. 23 сент.1777, Париж.В Париже
ставилась до 1837, возобновлена 12 апр. 1905 (до 1913 состоялось 392
представления). В России пост. в переводе на рус. яз. в Т-ре Шереметева,
Кусково, 1786 и 1787. Пост. в Германии - Ганновер, 18 янв. 1782 (на
итал. яз.); Кассель, 4 апр. 1783 (на франц. яз.); Берлин, 20 мая 1805
(на нем. яз.); Дрезден, 5 марта 1843 (под упр. Р. Вагнера); Карлсруэ,
май 1853 (на нем. яз.); Висбаден, 15 мая 1902 (на нем. яз.); в Англии -
Лондон, 6 июля 1906 (на франц. яз., первая постановка в Англии),
возобновлена 1 мая 1928 (на нем. яз.); Фалмут, 24 ноября 1936 (впервые
на англ. яз.); в Италии - Неаполь, 11 марта 1890 (впервые в Италии, пер.
А. Цанардини); Милан, 17 дек. 1911 (нов. итал. пер. А. Лега), Флоренция,
май 1941 (на нем. яз.). В др. странах:
Копенгаген, 1779 (в концертном исполнении), Стокгольм, 1787 (шведск.
пер. А. Ристелла, с прологом Г. Фоглера, текст К. Леопольда, балетная
музыка - И. М. Крауса); Вена, 1808 (на нем. яз.); Брюссель, 1823 (на
франц. яз.) и 1905;
Прага, 1866 (на чешском яз., пер. И. Бёма), 9 марта 1898 (на нем.
яз.); Базель, 1880; Нью-Йорк, 1910; Глазго, 1939.
2) Опера Ж. Б. Люлли, либр. Ф. Кино по поэме Т. Тассо "Освобождённый
Иерусалим". Пост. 15. февр. 1686, Париж. Возобновление (в Париже); 27
ноября 1703, 26 июля 1713, июнь 1714, 9 ноября 1724, 7 янв. 1746, 17
февр. 1747, ноябрь 1761, 4 дек. 1764. В др. городах Франции: Авиньон,
1687, Лион, 1689, там же, 1698 и 1730; Марсель, 1701; в др. странах:
Рим, 1690 (первая франц. опера, исполненная в Италии); Мадрид, 1693;
Брюссель, 1695 (с новым прологом П. А. Фиокко); Гаага, 1701.
Издания.-"А.", партитура, Р., 1686; нов. изд. Lpz., 1885 (Publikation
aelterer praktischer und theoretischer Musikwerke, B. XIV). H. Гр.
АРМИИ (Armin), Роберт (ок. 1568- (к. 1611)-английский актёр. В
1599-1610 играл комич. роли в труппе "Слуги лорда-камергера" (Лондон), в
к-рой постоянным драматургом и актёром был Шекспир. А. был первым
исполнителем ролей в комедиях Шекспира - Кисель, Оселок ("Много шума из
ничего", "Как вам это понравится"). Комедийное мастерство А. было более
тонким, чем у известных актёров-комиков 16 в. -У. Кемпа и Р. Тарлтона.
Для него была написана роль шута в "Короле Лире". А.- автор пьесы "Две
девушки из Морклейка" (1609\ А. А.
АРМСТРОНГ (Armstrong), Луи Даниел (р. 4. VII. 1900) - американский
певец джаза и трубач. Играть на трубе начал с 13 лет. В 1924 впервые
выступил в открытом концерте в Нью-Йорке. С 1927 руководил
организованным им джаз-оркестром и джаз-оркестрами "Первоклассная
пятёрка" "и "Первоклассная семёрка" (Нью-Йорк), созданными для записи
муз. произв. на пластинки. Гастролировал в Лондоне, Париже, Берлине и
др. как дирижёр, певец и трубач. А. часто выступает по радио и
телевидению. Снимался в фильмах. Как трубач-виртуоз удостоен высших
премий на много-числ. конкурсах джаз-оркестров (1944, 1947, 1951, 1953,
1954).
Лит.: S 1 a w e J., L. Armstrong, Basel, 1953. M. Зон.
АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Драматургия в Армении возникла в эпоху
эллинизма (1 в. до н. э.). Первым драматургом был царь Артавазд II. По
свидетельству Плутарха, Артавазд, кроме историч. произведений и речей,
писал также трагедии, к-рые ставились не только в Армении (в т-ре г.
Арташата), но и в Риме. Эти трагедии сохранялись во времена Плутарха
(1-2 вв. н. э.), но не дошли до нас. Нек-рые фрагменты древних драматич.
произведений сохранились в лит. памятниках 5 в. у историков (Павстос
Бу-занд, Мовсес Хоренаци и др.). Циклы сюжетов "О персидской войне" (у
Бузанда) представляют собой изложение в прозе драматургич. произведений,
исполнявшихся рапсодами и гусанами.
M. Хоренаци в книге "Гирк Питоиц" ("Книга Хрия"), а также арм.
переводчики и толкователи грамматики Дионисия Фракийского разрабатывали
вопросы драматургии. Хоренаци упоминает греч. драматургов Ев-рипида и
Менандра и даёт высокую оценку их произведениям. Он же изложил сюжет
несохранившейся трагедии Еврипида "Авга". С 5 века дошла драматургич.
терминология на арм. яз.- трагедия вохбергу-тюн и комедия катакергутюн.
В период раннего средневековья (4-5 вв.) в арм. христианской церкви
возникает литургич. драма с канонич. текстом. Элементы театральности
проникли в вост. церкви (сирийскую, греч., арм. и др.) раньше, чем в
западные. Параллельно с литургич. драмой развивается мистерия, выходящая
за рамки церкви. Наибольшее развитие арм. драма-мистерия получила в
11-12 вв. В средневековой арм. лит-ре (начиная с 5-6 вв.) имеются
многочисленные религиозно-моральные соч. в форме диалога, большей частью
на библейские сюжеты, а также на апокрифич. темы (мученичество святых),
в к-рые проникают реалистич. элементы. (Образцы этих драм-мистерий
хранятся в Матенадаране - хранилище арм. рукописей). Первие дошедшие до
нас произв. арм. средневековой драматургии - драматич. поэма О. Плуза
(1260-1326) о любви арм. юноши, сына христианского священника, и дочери
магометанина (муллы) и мистериальная драма "Адамова книга" А. Сюнеци
(конец 14-нач. 15 вв.).
Со 2-й половины 17 в. зарождается арм. школьная драма; сохранилась
трагедия "Мученичество святой Рипсиме" (пролог, эпилог и интермедии на
польском яз.), пост. в 1668 в арм. школе Львова. В Львовском арм.
школьном т-р ставились: "Смерть Цезаря",
"Притчи Соломона", "Смерть Ирода" и др. (не сохранились).
Ко 2-й половине 18 в. относятся многочисл. класси-цистич. трагедии на
историч. и религиозные темы на древнеарм. яз. (грабаре) (часть этих пьес
напечатана, рукописи остальных пьес хранятся в архиве арм. мхитаристов в
Венеции). А. д. 1-й половины 19 в. следовала традициям классицизма. А.
Багратуни перевёл трагедии Эсхила, Софокла, Расина, Вольтера, Альфье-ри,
а также несколько комедий Мольера, написал оратории в духе Метастазио и
историч. трагедию "Ерванд II" (1815), в к-рой звучит протест против
тирании. П. Минасян создал ряд трагедий и комедий. Из его трагедий
изданы "Хосров великий" и "Смбат I" (1845, Венеция). Появились комедии:
на новом яз. (ашхарабаре) "Тер-Пилос" (1805), "Близнецы" (изд. 1847). В
1821 в Калькутте изд. комедия нравов "Мошенник-физиономист" M. Мкртчяна
(пост. в арм. колониях в Мадрасе и Калькутте). В 1832 - комедия "Лейли"
неизв. автора.
Просветитель-демократ X. Абовян впервые создал драму на новом арм.
яз. (ашхарабаре)-"Феодора, или Дочерняя любовь" (1841). Абовян написал
несколько сценич. произв. ,положивших начало драматургии нового времени.
В 40-х гг. 19 в. появились комедия Г. Шер-мазаняна "Описание некоторых
делишек епископа Карапета", историч. трагедия "Арташир -царь Армении"
неизв. автора (пост. в Елисаветполе, ныне Рировабад, 1846). Сохранилась
неоконченная историч. драма А. Аламдаряна "Радамест и Зенобия" [пост. в
Ново-Нахи-чевани, Карасубазаре в Крыму (ныне Белогорск)]. В 1820-30
развивается драматургия в арм. школьном т-ре. В 1838-40 в
Ново-Нахичевани на Дону Т. Ха-дамян и С. Тигранян написали и пост. драмы
и комедии: "Храбрый Вартан", "Царь Тиридат", "Опекун сирот" и др.
В драматургии нач. 19 в. отразились тираноборческие настроения,
связанные с нац.-освободит, движением армян против угнетения турецкими и
персидскими поработителями. С 50-60-х гг. 19 в. это движение усилилось,
и идея нац. освобождения стала основным содержанием драматургии и
театра.
Борьба народа за социальное и нац. освобождение выдвинула перед А. д.
50-60-х гг. новые проблемы. Получает распространение романтич.
направление, вызванное патриотич. чувствами народа. В этот период
развивается и широко ставится на арм. сцене исто рич. трагедия:
"Корнак", "Аршак", "Ва'ан" M. Пешик-ташляна, "Самэл", "Смбат I" С.
Экимяна, "Арта-шес миродержец", "Чёрные земли" П. Дуряна, "Шуша-ник" M.
Патканяна, "Вартан Мамиконян" А. Кареня-на, "Аршак II" X. Галфаяна,
"Смерть Михрдата" С. Ванандеци и др.
Принципы эстетики реализма развивал выдающийся писатель и мыслитель,
революционный демократ M. Налбандян, утверждавший высокое обществ,
па-значение драматургии и т-ра, способствовавший развитию передовой нац.
драматургии. Новая А. д. зарождается как реалистич. драматургия,
сатирически освещавшая действительность. Н. Аладатян, О. Гур-генбекян,
Н. Пугинян M. Тер-Григорян, M. Патканяп и др. пишут водевили, бытовые
комедии, драмы, отражающие быт широких слоев арм. об-ва, но не
раскрывающие социальные противоречия. Популярность пьес "Гаджи-сулейман"
Гургенбекяна (1858), "Пропали мои пятьдесят червонцев" Аладатяна (1859),
"Сводник" Патканяна (1859), "Скупой" Тер-Григоряна (1863), "Маклер Хахо"
Пугиняна (1863) и др. подготовили развитие высокой комедии и социальной
драмы.
Крупнейшим представителем реалистич. драматургии, реформатором арм.
т-ра явился Г. Сундукян. Пьесы Сундукяна "Хатабала" (1866), "Ещё одна
жертва" (1870), "Пэпо" (1871), "Разорённый очаг" (1873),
"Супруги" (1890) и др. стали основой реалистич. репертуара арм. т-ра.
В них изобличаются купцы и чиновники, власть денег, показаны быт и нравы
господствующих классов. Сундукян отобразил также рост демократич.
тенденций, борьбу людей за свои права, их протест против социальных
условий, трагич. участь женщины в капиталистич. об-ве.
Аналогичный процесс развития драматургии происходит и у зап. армян.
Жизнь народа в Турецкой Армении отразил в своих пьесах другой крупнейший
арм. драматург А. Поронян. Вслед за Налбандяном и Сундукяном Паронян
способствовав утверждению реализма. В пьесах "Восточный дантист" (1868),
"Льстец" (1869), "Комедия в четырёх действиях" (1873) и, наконец, в
нашумевшей комедии "Багдасар ахпар" ("Дядя Багдасар", 1886) Паронян
остро сатирически изобразил господствующие классы, косность
патриархального быта, рабское преклонение перед иностранщиной. Большим
успехом пользовались у зрителя инсценировки повестей Пароняна
"Высокочтимые попрошайки" и "Ущербы вежливости".
В период дальнейшего роста нац. самосознания арм. народа продолжает
развиваться историч. драматургия прогрессивного романтизма, образцом
к-рой была драма "Рузан" Мурацана (1881), где создан героич. образ арм.
девушки-патриотки.
Новая ступень в развитии реализма в арм. драматургии - творчество А.
Ширванзаде, выдающегося прозаика, драматурга, публициста и критика.
Пьесы Шир-ванзаде - образцы критич. реализма в арм. лит-ре- отразили
углубление социальных противоречий в Закавказье. Ширванзаде создал
типич. образы представителей капиталистич. об-ва, запечатлел картины
разложения бурж. семьи, идейную и нравственную опустошённость буржуазии,
пропагандировал гума-нистич. идеалы, выражал глубокое сочувствие жертвам
капитала и эксплуатации. Пьесы Ширванзаде:
"Княгиня" (1891), "Евгене" (1901), "Имела ли право" (1902), "Из-за
чести" (1904), "На развалинах" (1906- 1907), "Погибший" (1907, пост.
1912), "Арменуи" (1909), "Намус" (1912), "Злой дух" (1913) и др.
заложили основу нац. социально-психологич. драмы, критич. реализма.
Современники Ширванзаде, писатели-драматурги Э. Тер-Гри горян Нар-Дос
Вр. Папааян С. Тараян, Л. Манвелян следовали принципам реалистич.
направления в драматургии. Пьесы "Убитый голубь" Нар-Доса (1906), "Утёс"
Папазяна (1905) и др. прочно вошли в репертуар арм. т-ра. В годы первой
рус. революции (1905-07) рабочий-большевик А. Вартпа-нян написал драму
"Забастовка" (1906, пост. 1912), посвящённую борьбе пролетариата.
В период реакции, после поражения революции, в А. д. получили
распространение символизм и декадентство ("Чёрная птица" Агароняна,
"Хохот демонов" Манвеляна и др.). Последовательную борьбу с реакционными
течениями вели большевики С. Шаумян и С. Спандарян, они отстаивали
принципы реализма и народности в драматургии и в т-ре.
После установления Советской власти в Армении расцвет экономики и
культуры народа определил мощный подъём нац. советской драматургии. А.
д. развивается в едином русле многонац. советской лит-ры, она отличается
жанровыми тематич. разнообразием. Большое развитие получила сатирич.
драматургия, направленная против реакционеров, носителей пережитков
прошлого. Один из основоположников арм. советской драматургии - Д.
Демирчян. Его комедия "Храбрый Назар" (1924), написанная по мотивам арм.
нар. сказки, положила начало развитию совр. арм. комедии (до революции
написал пьесы "Васак", 1912, "Суд", 1916, и др.). В 1923 известный поэт
Е.Чаренц пишет острую сатиру-комедию "Капказ-тама-ша" ("Кавказское
зрелище"), разоблачающую контрреволюц. партии Закавказья. А. Вштуни
создаёт драматич. поэму "Парламент" (1923) - сатиру на дашнаков.
Сатирически высмеял эмигрантов-дашнаков и буржуазию А. Ширванзаде в
комедии "Кум Моргана" (1927). К жанру сатирич. драматургии относится
пьеса "Министр финансов" В. Вагаршяна (1935), изобличающая авантюристич.
политику дашнакского эмигрантского правительства.
Жизнь армянской деревни, борьба нового со старым находят отражение в
пьесах "За клочок земли" Л. Сагателяна (1923), "Комсомолка Астхик" А.
Карагюляна (1927). Большое место в А. д. заняла историко-революц. тема.
Драмы Демирчяна "Потрясения" (1923) и "Песнь торжествующей любви"
(1924), Вагаршяна "В кольце" (1930), А. Гулакяна "На заре" (1937) и
"Великая дружба" (1939),Т. Ахумяна "На рассвете" (1932), Г. Саряна "Три
песни" (1935) и др. воспроизводят героич. события борьбы арм. народа за
своё освобождение. В жанре историч. драматургии пишут М. Геворкян, Е.
Багатур ("Вартазар". 1922, "Артавазд", 1925) и др. Социалистич.
преобразования, формирование характера нового человека, борьба с
пережитками капитализма в сознании людей нашли отражение в пьесах Т.
Ахумяна ("Враг", 1931), В. Вагаршяна ("Нефть", 1932) и Демирчяна
("Фосфорическое сияние", 1932, "Наполеон Коркотян", 1934, "Капутан",
1938), к-рые заняли большое место в ре пертуаре т-ров Армении 30-х гг.
Среди драматургов конца 20-нач. 30-х гг.-С. Багдасарян ("Кровавая
пустыня", 1927), М. Джанан ("Шах-наме", 1935).
Во 2-й пол. 30-х гг. в жанре историч. драматургии созданы драмы в
стихах "Давид Сасунский" Ьагар-шяна (на осн. нар. героич. эпоса),
историч. драма "Страна родная" Демирчяна (1940), отобразившая борьбу
Армении против иноземного нашествия в 11 в. В драматургию 2-й половины
30-х гг. приходит новое поколение драматургов: А. Араксманян
(историко-революц. драма "Эммануел", 1938), Л. Микаэлян (историч. драмы
"Гош", 1936, "Вараздат", 1940), М. Кочарян ("Слепой музыкант", 1937), А.
Барсегян (историко-революц. драма "Камо", 1938), 3. Ацагорцян, В.
Худа-вердян (совр. комедии "Свирель радости", 1937, "Пусть цветут розы",