<< Пред.           стр. 42 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 композитор. В 1875 окончил Новороссийский ун-т. Музыке обучился
 самостоятельно. Выступал как актёр в Одесском "Новом т-ре". В историю
 укр. муз. культуры вошёл как первый интерпретатор образов Т. Г.
 Шевченко; написал оперу "Катерина" на сюжет поэмы Шевченко (пост. М.
 Кро-пивницким, 1899, Москва). Автор романсов, обработок укр. нар. песен,
 лит. и др. соч.
  Лит.: Кауфман Л., М.М. Аркас. Нарис життя та творч?сть, Кив, 1958.
 С. ? p.
  АРЛЕКИН (от итал. Arlecchino) - традиционный персонаж итальянской
 комедии дель арте. Создан актёром А. Ганасса во 2-й пол. 16 в. А.
 занимал в труппе положение 2-го Дзанни - простака, неотёсанного увальня,
 запутывавшего своими глупыми выходками интригу комедии. Носил костюм,
 покрытый многочисл. разноцветными заплатами, обозначавшими бедность и
 скупость его обладателя. В сер. 17 в. во Франции актёр Д. Бъянколелли
 изменил характер и костюм А. В его исполнении А. превратился в 1-го
 Дзанни - хитрого, остроумного, злоязычного интригана, активно
 участвующего в развитии действия. Заплаты на костюме А. приняли форму
 правильных треугольников красного, жёлтого и зелёного цвета, тесно
 прилегающих друг к другу. В 18 в. актёр Т. Ви"ентини внёс в трактовку
 роли А. патетич. -элемент, заставив зрителей парижских ярмарочных
 театров одновременно смеяться и плакать. Дальнейшее развитие маски А.
 происходило вне комедии дель арте, во франц. арлекинадах конца 18 - нач.
 19 вв., в к-рых А. превратился из слуги в изящного любовника,
 счастливого соперника Пьеро.
  Лит.: D г lese n O., Der Ursprung des Harlekin, В., 1904; Beaumont C.
 W., The history ot Harlequin" L., 1926. , С. Мок.
  "АРЛЕКИН" - чилийский театр. Создан в 1951 в Сантьяго. Спектакли "А."
 даются (на исп. яз.) в помещениях профсоюзов по доступным для рабочих
 ценам. Т-р знакомит зрителей с лучшими образцами чилийской и мировой
 драматургии. Среди пост. т-ра:
  "Элиса", "Госпожа Земля", "Дьявол из Мачали" Куад-ры, "Чайка" Чехова,
 "Эдип" Жида, произв. Гарсиа Лорки, Бенедетти и др. Руководитель труппы -
 ф. Куэвас. , Л. X.
  "АРЛЕКИН" - часть декоративного оформления сцены: первая, со стороны
 зрительного зала, полоса ткани, неподвижно закреплённая в верхней, не
 раскрывающейся части портальной арки сцены. Назначение "А." - скрыть от
 зрителей конструкции и механизмы верхней сцены. Вместе с передним
 занавесом, завершением к-рого он является, "А." входит составной частью
 в архитектурный интерьер зрительного зала. Возникновение этого термина
 связано с одним из тра-диц. персонажей итал. комедии масок - Арлекином,
 к-рый, появляясь перед занавесом, драпировался в его складках., И. Ф.
  АРЛЕКИНАДА (франц. arlequinade) - род небольших сценок, в к-рых
 главным действующим лицом является Арлекин и другие персонажи итал.
 комедии дель арте. А. была популярным жанром франц. ярмарочных т-ров 18
 в.; в маленьких, чаще всего одноактных, пьесах-А. преобладали элементы
 пантомимы, пения, танца. Традиц. сюжетная схема А.: любовные перипетии,
 остро комич. ситуации с отдельными пародийно-сатирич. намеками на
 злободневные темы. Жанр А. зародился в сер. 17 в. под влиянием
 обосновавшегося в Париже т-ра итал. комедиантов, познакомившего франц.
 зрителя с комич. персонажами комедии дель арте и, в частности, с
 Арлекином. В числе авторов А.- Лесаж, Ма-риво, Дорневаль, Пирон, Панар,
 Флориан и др. Образцы А. можно найти в собрании соч. Лесажа "Ярмарочный
 театр. или Комическая опера" ("Le Theatre de la Foire ou
 l'Opera-Comique", Париж, 1721-37).
  Вариации А. получили распространение и в др. ев-роп. т-рах (см.
 Бурлеск, Клоунада). Широкое развитие А. получили также в рус. балаганах
 в сер. 19 в. Л. Шн.
  АРЛЬЕЕРГ (Arlberg), Георг Эфраим Фриц (21. III. 1830 - 21. II. 1896)
 - шведский артист оперы (баритон). Член Швед. муз. академии(с 1868).
 Пению обучался в Стокгольме у Ю. Гюнтера и Л. Визера. Впервые выступил
 на оперной сцене в 1854 в Стокгольме. В 1858-74 А.- солист Королевского
 оперного т-ра в Стокгольме, в 1874-77- оперного т-ра в Осло.
 Гастролировал в Неаполе, Париже, Лондоне, Москве и др. городах. Партии:
 Альмавива, Дон Жуан ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" Моцарта), Оттокар
 ("Вольный стрелок" Вебера), Во-тан ("Кольцо Нибелунга" Вагнера),
 Вильгельм Телль (о. п. Россини), Дон Карлос (о. п. Верди) и др. В 1883
 А. оставил сцену. С 1884 занимался педагогич. деятельностью в
 Стокгольме, Копенгагене и Осло; среди учеников А.- С. Арнольд-сон, Ф.
 Лундквист, Э. Хольм и др. Перевёл на шведский яз. ряд оперных либретто,
 в т. ч. "Орфей и Эвридика" Глюка, "Риенци", "Летучий голландец" Вагнера
 и др. Лит.: Hedberg F. F., [Arlberg], Svenska opera sangare, Stokh.,
 1885. J] M\
  АРМЕНЯН (наст. фам.- И n e к я н), Армен Ну-риджанович [р. 10(22).
 IX. 1871] - армянский советский актёр и режиссёр. Нар. арт. Арм. ССР
 (1935). Род. в Турции. Сценич. деятельность начал в 1891 в Тифлисе. В
 1895-97 учился актёрскому иск-ву в Париже у П. Муни. С 1902 выступал в
 арм. т-рах (Тифлиса, Баку). Гастролировал в Турции, Египте, Румынии,
 Болгарии и др. С 1935 - актёр Ленинакан-ского театра. А. внёс значит.
 вклад в развитие армянского театрального искусства в дореволюционные
 годы. Способствовал росту нац.сценич. культуры и в сов. время. Роли:
 Франц Моор,
  Яго, Шейлок. Автор ряда статей по вопросам театрального иск-ва и
 мемуаров "60 дет на армянской сцене".
  "АРМИДА" ("Armide") - l) Опера x. глюка, либр. Ф. Кино по поэме Т.
 Тассо "Освобождённый Иерусалим". Пост. 23 сент.1777, Париж.В Париже
 ставилась до 1837, возобновлена 12 апр. 1905 (до 1913 состоялось 392
 представления). В России пост. в переводе на рус. яз. в Т-ре Шереметева,
 Кусково, 1786 и 1787. Пост. в Германии - Ганновер, 18 янв. 1782 (на
 итал. яз.); Кассель, 4 апр. 1783 (на франц. яз.); Берлин, 20 мая 1805
 (на нем. яз.); Дрезден, 5 марта 1843 (под упр. Р. Вагнера); Карлсруэ,
 май 1853 (на нем. яз.); Висбаден, 15 мая 1902 (на нем. яз.); в Англии -
 Лондон, 6 июля 1906 (на франц. яз., первая постановка в Англии),
 возобновлена 1 мая 1928 (на нем. яз.); Фалмут, 24 ноября 1936 (впервые
 на англ. яз.); в Италии - Неаполь, 11 марта 1890 (впервые в Италии, пер.
 А. Цанардини); Милан, 17 дек. 1911 (нов. итал. пер. А. Лега), Флоренция,
 май 1941 (на нем. яз.). В др. странах:
  Копенгаген, 1779 (в концертном исполнении), Стокгольм, 1787 (шведск.
 пер. А. Ристелла, с прологом Г. Фоглера, текст К. Леопольда, балетная
 музыка - И. М. Крауса); Вена, 1808 (на нем. яз.); Брюссель, 1823 (на
 франц. яз.) и 1905;
  Прага, 1866 (на чешском яз., пер. И. Бёма), 9 марта 1898 (на нем.
 яз.); Базель, 1880; Нью-Йорк, 1910; Глазго, 1939.
  2) Опера Ж. Б. Люлли, либр. Ф. Кино по поэме Т. Тассо "Освобождённый
 Иерусалим". Пост. 15. февр. 1686, Париж. Возобновление (в Париже); 27
 ноября 1703, 26 июля 1713, июнь 1714, 9 ноября 1724, 7 янв. 1746, 17
 февр. 1747, ноябрь 1761, 4 дек. 1764. В др. городах Франции: Авиньон,
 1687, Лион, 1689, там же, 1698 и 1730; Марсель, 1701; в др. странах:
 Рим, 1690 (первая франц. опера, исполненная в Италии); Мадрид, 1693;
  Брюссель, 1695 (с новым прологом П. А. Фиокко); Гаага, 1701.
  Издания.-"А.", партитура, Р., 1686; нов. изд. Lpz., 1885 (Publikation
 aelterer praktischer und theoretischer Musikwerke, B. XIV). H. Гр.
  АРМИИ (Armin), Роберт (ок. 1568- (к. 1611)-английский актёр. В
 1599-1610 играл комич. роли в труппе "Слуги лорда-камергера" (Лондон), в
 к-рой постоянным драматургом и актёром был Шекспир. А. был первым
 исполнителем ролей в комедиях Шекспира - Кисель, Оселок ("Много шума из
 ничего", "Как вам это понравится"). Комедийное мастерство А. было более
 тонким, чем у известных актёров-комиков 16 в. -У. Кемпа и Р. Тарлтона.
 Для него была написана роль шута в "Короле Лире". А.- автор пьесы "Две
 девушки из Морклейка" (1609\ А. А.
  АРМСТРОНГ (Armstrong), Луи Даниел (р. 4. VII. 1900) - американский
 певец джаза и трубач. Играть на трубе начал с 13 лет. В 1924 впервые
 выступил в открытом концерте в Нью-Йорке. С 1927 руководил
 организованным им джаз-оркестром и джаз-оркестрами "Первоклассная
 пятёрка" "и "Первоклассная семёрка" (Нью-Йорк), созданными для записи
 муз. произв. на пластинки. Гастролировал в Лондоне, Париже, Берлине и
 др. как дирижёр, певец и трубач. А. часто выступает по радио и
 телевидению. Снимался в фильмах. Как трубач-виртуоз удостоен высших
 премий на много-числ. конкурсах джаз-оркестров (1944, 1947, 1951, 1953,
 1954).
  Лит.: S 1 a w e J., L. Armstrong, Basel, 1953. M. Зон.
  АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Драматургия в Армении возникла в эпоху
 эллинизма (1 в. до н. э.). Первым драматургом был царь Артавазд II. По
 свидетельству Плутарха, Артавазд, кроме историч. произведений и речей,
 писал также трагедии, к-рые ставились не только в Армении (в т-ре г.
 Арташата), но и в Риме. Эти трагедии сохранялись во времена Плутарха
 (1-2 вв. н. э.), но не дошли до нас. Нек-рые фрагменты древних драматич.
 произведений сохранились в лит. памятниках 5 в. у историков (Павстос
 Бу-занд, Мовсес Хоренаци и др.). Циклы сюжетов "О персидской войне" (у
 Бузанда) представляют собой изложение в прозе драматургич. произведений,
 исполнявшихся рапсодами и гусанами.
  M. Хоренаци в книге "Гирк Питоиц" ("Книга Хрия"), а также арм.
 переводчики и толкователи грамматики Дионисия Фракийского разрабатывали
 вопросы драматургии. Хоренаци упоминает греч. драматургов Ев-рипида и
 Менандра и даёт высокую оценку их произведениям. Он же изложил сюжет
 несохранившейся трагедии Еврипида "Авга". С 5 века дошла драматургич.
 терминология на арм. яз.- трагедия вохбергу-тюн и комедия катакергутюн.
  В период раннего средневековья (4-5 вв.) в арм. христианской церкви
 возникает литургич. драма с канонич. текстом. Элементы театральности
 проникли в вост. церкви (сирийскую, греч., арм. и др.) раньше, чем в
 западные. Параллельно с литургич. драмой развивается мистерия, выходящая
 за рамки церкви. Наибольшее развитие арм. драма-мистерия получила в
 11-12 вв. В средневековой арм. лит-ре (начиная с 5-6 вв.) имеются
 многочисленные религиозно-моральные соч. в форме диалога, большей частью
 на библейские сюжеты, а также на апокрифич. темы (мученичество святых),
 в к-рые проникают реалистич. элементы. (Образцы этих драм-мистерий
 хранятся в Матенадаране - хранилище арм. рукописей). Первие дошедшие до
 нас произв. арм. средневековой драматургии - драматич. поэма О. Плуза
 (1260-1326) о любви арм. юноши, сына христианского священника, и дочери
 магометанина (муллы) и мистериальная драма "Адамова книга" А. Сюнеци
 (конец 14-нач. 15 вв.).
  Со 2-й половины 17 в. зарождается арм. школьная драма; сохранилась
 трагедия "Мученичество святой Рипсиме" (пролог, эпилог и интермедии на
 польском яз.), пост. в 1668 в арм. школе Львова. В Львовском арм.
 школьном т-р ставились: "Смерть Цезаря",
  "Притчи Соломона", "Смерть Ирода" и др. (не сохранились).
  Ко 2-й половине 18 в. относятся многочисл. класси-цистич. трагедии на
 историч. и религиозные темы на древнеарм. яз. (грабаре) (часть этих пьес
 напечатана, рукописи остальных пьес хранятся в архиве арм. мхитаристов в
 Венеции). А. д. 1-й половины 19 в. следовала традициям классицизма. А.
 Багратуни перевёл трагедии Эсхила, Софокла, Расина, Вольтера, Альфье-ри,
 а также несколько комедий Мольера, написал оратории в духе Метастазио и
 историч. трагедию "Ерванд II" (1815), в к-рой звучит протест против
 тирании. П. Минасян создал ряд трагедий и комедий. Из его трагедий
 изданы "Хосров великий" и "Смбат I" (1845, Венеция). Появились комедии:
 на новом яз. (ашхарабаре) "Тер-Пилос" (1805), "Близнецы" (изд. 1847). В
 1821 в Калькутте изд. комедия нравов "Мошенник-физиономист" M. Мкртчяна
 (пост. в арм. колониях в Мадрасе и Калькутте). В 1832 - комедия "Лейли"
 неизв. автора.
  Просветитель-демократ X. Абовян впервые создал драму на новом арм.
 яз. (ашхарабаре)-"Феодора, или Дочерняя любовь" (1841). Абовян написал
 несколько сценич. произв. ,положивших начало драматургии нового времени.
 В 40-х гг. 19 в. появились комедия Г. Шер-мазаняна "Описание некоторых
 делишек епископа Карапета", историч. трагедия "Арташир -царь Армении"
 неизв. автора (пост. в Елисаветполе, ныне Рировабад, 1846). Сохранилась
 неоконченная историч. драма А. Аламдаряна "Радамест и Зенобия" [пост. в
 Ново-Нахи-чевани, Карасубазаре в Крыму (ныне Белогорск)]. В 1820-30
 развивается драматургия в арм. школьном т-ре. В 1838-40 в
 Ново-Нахичевани на Дону Т. Ха-дамян и С. Тигранян написали и пост. драмы
 и комедии: "Храбрый Вартан", "Царь Тиридат", "Опекун сирот" и др.
  В драматургии нач. 19 в. отразились тираноборческие настроения,
 связанные с нац.-освободит, движением армян против угнетения турецкими и
 персидскими поработителями. С 50-60-х гг. 19 в. это движение усилилось,
 и идея нац. освобождения стала основным содержанием драматургии и
 театра.
  Борьба народа за социальное и нац. освобождение выдвинула перед А. д.
 50-60-х гг. новые проблемы. Получает распространение романтич.
 направление, вызванное патриотич. чувствами народа. В этот период
 развивается и широко ставится на арм. сцене исто рич. трагедия:
 "Корнак", "Аршак", "Ва'ан" M. Пешик-ташляна, "Самэл", "Смбат I" С.
 Экимяна, "Арта-шес миродержец", "Чёрные земли" П. Дуряна, "Шуша-ник" M.
 Патканяна, "Вартан Мамиконян" А. Кареня-на, "Аршак II" X. Галфаяна,
 "Смерть Михрдата" С. Ванандеци и др.
  Принципы эстетики реализма развивал выдающийся писатель и мыслитель,
 революционный демократ M. Налбандян, утверждавший высокое обществ,
 па-значение драматургии и т-ра, способствовавший развитию передовой нац.
 драматургии. Новая А. д. зарождается как реалистич. драматургия,
 сатирически освещавшая действительность. Н. Аладатян, О. Гур-генбекян,
 Н. Пугинян M. Тер-Григорян, M. Патканяп и др. пишут водевили, бытовые
 комедии, драмы, отражающие быт широких слоев арм. об-ва, но не
 раскрывающие социальные противоречия. Популярность пьес "Гаджи-сулейман"
 Гургенбекяна (1858), "Пропали мои пятьдесят червонцев" Аладатяна (1859),
 "Сводник" Патканяна (1859), "Скупой" Тер-Григоряна (1863), "Маклер Хахо"
 Пугиняна (1863) и др. подготовили развитие высокой комедии и социальной
 драмы.
  Крупнейшим представителем реалистич. драматургии, реформатором арм.
 т-ра явился Г. Сундукян. Пьесы Сундукяна "Хатабала" (1866), "Ещё одна
 жертва" (1870), "Пэпо" (1871), "Разорённый очаг" (1873),
  "Супруги" (1890) и др. стали основой реалистич. репертуара арм. т-ра.
 В них изобличаются купцы и чиновники, власть денег, показаны быт и нравы
 господствующих классов. Сундукян отобразил также рост демократич.
 тенденций, борьбу людей за свои права, их протест против социальных
 условий, трагич. участь женщины в капиталистич. об-ве.
  Аналогичный процесс развития драматургии происходит и у зап. армян.
 Жизнь народа в Турецкой Армении отразил в своих пьесах другой крупнейший
 арм. драматург А. Поронян. Вслед за Налбандяном и Сундукяном Паронян
 способствовав утверждению реализма. В пьесах "Восточный дантист" (1868),
 "Льстец" (1869), "Комедия в четырёх действиях" (1873) и, наконец, в
 нашумевшей комедии "Багдасар ахпар" ("Дядя Багдасар", 1886) Паронян
 остро сатирически изобразил господствующие классы, косность
 патриархального быта, рабское преклонение перед иностранщиной. Большим
 успехом пользовались у зрителя инсценировки повестей Пароняна
 "Высокочтимые попрошайки" и "Ущербы вежливости".
  В период дальнейшего роста нац. самосознания арм. народа продолжает
 развиваться историч. драматургия прогрессивного романтизма, образцом
 к-рой была драма "Рузан" Мурацана (1881), где создан героич. образ арм.
 девушки-патриотки.
  Новая ступень в развитии реализма в арм. драматургии - творчество А.
 Ширванзаде, выдающегося прозаика, драматурга, публициста и критика.
 Пьесы Шир-ванзаде - образцы критич. реализма в арм. лит-ре- отразили
 углубление социальных противоречий в Закавказье. Ширванзаде создал
 типич. образы представителей капиталистич. об-ва, запечатлел картины
 разложения бурж. семьи, идейную и нравственную опустошённость буржуазии,
 пропагандировал гума-нистич. идеалы, выражал глубокое сочувствие жертвам
 капитала и эксплуатации. Пьесы Ширванзаде:
  "Княгиня" (1891), "Евгене" (1901), "Имела ли право" (1902), "Из-за
 чести" (1904), "На развалинах" (1906- 1907), "Погибший" (1907, пост.
 1912), "Арменуи" (1909), "Намус" (1912), "Злой дух" (1913) и др.
 заложили основу нац. социально-психологич. драмы, критич. реализма.
 Современники Ширванзаде, писатели-драматурги Э. Тер-Гри горян Нар-Дос
 Вр. Папааян С. Тараян, Л. Манвелян следовали принципам реалистич.
 направления в драматургии. Пьесы "Убитый голубь" Нар-Доса (1906), "Утёс"
 Папазяна (1905) и др. прочно вошли в репертуар арм. т-ра. В годы первой
 рус. революции (1905-07) рабочий-большевик А. Вартпа-нян написал драму
 "Забастовка" (1906, пост. 1912), посвящённую борьбе пролетариата.
  В период реакции, после поражения революции, в А. д. получили
 распространение символизм и декадентство ("Чёрная птица" Агароняна,
 "Хохот демонов" Манвеляна и др.). Последовательную борьбу с реакционными
 течениями вели большевики С. Шаумян и С. Спандарян, они отстаивали
 принципы реализма и народности в драматургии и в т-ре.
  После установления Советской власти в Армении расцвет экономики и
 культуры народа определил мощный подъём нац. советской драматургии. А.
 д. развивается в едином русле многонац. советской лит-ры, она отличается
 жанровыми тематич. разнообразием. Большое развитие получила сатирич.
 драматургия, направленная против реакционеров, носителей пережитков
 прошлого. Один из основоположников арм. советской драматургии - Д.
 Демирчян. Его комедия "Храбрый Назар" (1924), написанная по мотивам арм.
 нар. сказки, положила начало развитию совр. арм. комедии (до революции
 написал пьесы "Васак", 1912, "Суд", 1916, и др.). В 1923 известный поэт
 Е.Чаренц пишет острую сатиру-комедию "Капказ-тама-ша" ("Кавказское
 зрелище"), разоблачающую контрреволюц. партии Закавказья. А. Вштуни
 создаёт драматич. поэму "Парламент" (1923) - сатиру на дашнаков.
 Сатирически высмеял эмигрантов-дашнаков и буржуазию А. Ширванзаде в
 комедии "Кум Моргана" (1927). К жанру сатирич. драматургии относится
 пьеса "Министр финансов" В. Вагаршяна (1935), изобличающая авантюристич.
 политику дашнакского эмигрантского правительства.
  Жизнь армянской деревни, борьба нового со старым находят отражение в
 пьесах "За клочок земли" Л. Сагателяна (1923), "Комсомолка Астхик" А.
 Карагюляна (1927). Большое место в А. д. заняла историко-революц. тема.
 Драмы Демирчяна "Потрясения" (1923) и "Песнь торжествующей любви"
 (1924), Вагаршяна "В кольце" (1930), А. Гулакяна "На заре" (1937) и
 "Великая дружба" (1939),Т. Ахумяна "На рассвете" (1932), Г. Саряна "Три
 песни" (1935) и др. воспроизводят героич. события борьбы арм. народа за
 своё освобождение. В жанре историч. драматургии пишут М. Геворкян, Е.
 Багатур ("Вартазар". 1922, "Артавазд", 1925) и др. Социалистич.
 преобразования, формирование характера нового человека, борьба с
 пережитками капитализма в сознании людей нашли отражение в пьесах Т.
 Ахумяна ("Враг", 1931), В. Вагаршяна ("Нефть", 1932) и Демирчяна
 ("Фосфорическое сияние", 1932, "Наполеон Коркотян", 1934, "Капутан",
 1938), к-рые заняли большое место в ре пертуаре т-ров Армении 30-х гг.
 Среди драматургов конца 20-нач. 30-х гг.-С. Багдасарян ("Кровавая
 пустыня", 1927), М. Джанан ("Шах-наме", 1935).
  Во 2-й пол. 30-х гг. в жанре историч. драматургии созданы драмы в
 стихах "Давид Сасунский" Ьагар-шяна (на осн. нар. героич. эпоса),
 историч. драма "Страна родная" Демирчяна (1940), отобразившая борьбу
 Армении против иноземного нашествия в 11 в. В драматургию 2-й половины
 30-х гг. приходит новое поколение драматургов: А. Араксманян
 (историко-революц. драма "Эммануел", 1938), Л. Микаэлян (историч. драмы
 "Гош", 1936, "Вараздат", 1940), М. Кочарян ("Слепой музыкант", 1937), А.
 Барсегян (историко-революц. драма "Камо", 1938), 3. Ацагорцян, В.
 Худа-вердян (совр. комедии "Свирель радости", 1937, "Пусть цветут розы",

<< Пред.           стр. 42 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу