<< Пред. стр. 430 (из 913) След. >>
(трёхчастность арий) и распределялись по эмоц. силе и значению вок.номера. Гл. внимание в операх-сериа было сосредоточено на вок. иск-ве
певцов (бель канто), поэтому принцип "К." применялся и к вок. исполнению
сольных партий, отличавшемуся богатством средств выражения,
разнообразием оттенков звучания, противопоставлением кантилены и
колоратуры, частой сменой разл. регистров в пении (носового, горлового,
головного, грудного) и т. д. Принцип "К." нашёл отражение и в декорац.
иск-ве (роскошные залы дворцов сменялись мрачными подземельями), в
мизансценах спектаклей. Сцена для спектаклей, пост. в стиле "К.", была
условно разделена на две части, персонажи располагались соответственно
их значению. Правая сторона сцены считалась "неподвижной", на ней
находились гл. герои оперы (боги, цари и т. д.). Они двигались плавной,
"балетной" поступью, пели арии, стоя в одной из балетных позиций. На
левой, "подвижной", стороне сцены находились второстепенные персонажи,
принадлежавшие к "низкому сословию". По контрасту с гл. героями они
отличались беспокойным поведением: выбегали, искали, просили, добивались
чего-нибудь у "высших персон". Это разделение было одним из проявлений
"К." в пост. оперы-сериа. По этому же принципу сцена делилась на планы.
На первом плане происходили сцены между гл. персонажами, на втором -
между второстепенными, на третьем располагался хор.
Лит.: L e г t E., Mozart auf dem Theater, B.- Stuttg., 1921. Св. Г.
КЭЙ, К e и (Кауе; наст. фам.-К о p e в а). Нора (р. 1920) -
американская артистка балета. Училась в балетной школе при т-ре
"Метрополитен-опера", в Школе американского балета, а также у М. М.
Фокина, А. И. Вильзака, А. Тюдора и др. По окончании школы была принята
в труппу "Метрополитен-опера". В 1940 перешла в труппу "Балле тиэтр",
где успешно исполнила партию Птицы ("Петя и волк" Прокофьева) и Агари
("Огненный столп" на муз. Шёнберга). В 1951 перешла в труппу "Нью-Йорк
сити балле", в 1953-54 выступала в Японии, в 1954-60 вновь в труппе
"Балле тиэтр". Танец К. характеризуется эмоциональностью,
экспрессивностью. В нём сказались влияния психопатологических и эротич.
тенденций совр. амер. балета, в развитии к-рого она принимала
непосредств. участие.
Партии: Русская балерина ("Торжественное представление" на муз.
Прокофьева), Принцесса ("На сцену!" Делло Джойо), Балерина ("Факсимиле"
на муз. Бернстай-на), Жизель, Одетта-Одиллия, Аврора; Лиззи Борден
("Легенда Фолл Ривер" Голда), Булотта ("Синяя борода" Оффенбаха) и др.
Лит.: Amberg G., Ballet in America, N. Y., 1949-Ham. P.
КЭМПБЕЛЛ (Campbell), Бартли (12.VIII. 1843- 30. VII. 1888) -
американский драматург. Один из первых проф. амер. драматургов. Работал
в Чикаго журналистом. В 1871 написал первую пьесу - мелодраму "Сквозь
огонь" (Чикаго), в 1872 - пьесу "Судьба". Лучшая драма К. - "Мой
партнёр" (1879)- посв. жизни амер. пограничников. Последняя пьеса
К."Белый раб" (1882). Пьесы были пост. многими театрами Америки. Э. Г.
КЭМПБЕЛЛ (Camp-bell), миссис Патрик (псевд.; наст. имя и фам. -
Беатрис Стелла Т а н-н е р; Tanner) (9. II. 1865-9. IV. 1940)английская
актриса. Дебютировала в Ливерпуле в 1888. С 1890 выступала в Лондоне.
Завоевала широкую популярность после исполнения роли Паулы в пьесе А.
Пинеро
"Вторая мисс Тэнкверей" (1893, т-р "Сент-Джеймсес"). Среди лучших
ролей К.-Джульетта, Офелия; Агнес ("Знаменитая миссис Эбсмит" Пинеро),
Мелисанда ("Пелеас и Мелисанда" Метерлинка), Магда (о. п. Зуде рмана),
Гедда Габлер (о. п. Ибсена), позже леди Макбет. Неоднократно
гастролировала в США (впервые в 1901). Снималась в кино. Оставила сцену
в 1938. К. обладала красивым голосом, точным жестом. Её игра отличалась
филигранным рисунком, высокой техникой. К. связывала дружба с Б. Шоу,
к-рый написал для неё роль Элизы Дулитл в "Пигмалионе" (1914).
Многолетняя переписка К. с Шоу легла в основу пьесы Дж. Килти "Милый
лжец" (1957, Чикаго; в СССР пост. в 1962 Ленингр. т-ром Комедии и
МХАТом).
Соч.: My life and some letters, N. Y., 1922. Лит.: В. Shaw and Mrs
Patrick Campbell. Their correspondence (1899-1940), ed. by A. Dent, L.,
1952; Dent A., Mrs Patrick Campbell, L., 1961. К. Г., Ф. К.
КЭРАМ, Габдрахман (1878-25. VI. 1947)- татарский театральный критик.
В 1906-13 писал по войррсам т-ра в газете "Иолдыз" ("Звезда"), в журнале
йЛ'нг" ("Сознание"). К. призывал деятелей тат. т-ра использовать опыт
реалистич. рус. иск-ва, включать в репертуар пьесы Островского, Гоголя,
Горького. Перевёл "Мещан" Горького на тат. яз. (1916). После Октябрьской
революции в 20 гг. К. писал рецензий на спектакли тат. т-ра. X. Г.
КЭРИ (Сагу), Анни Луиз (22. X. 1842-3. IV. 1921)- американская
артистка оперы (меццо-сопрано). Пению училась в Бостоне;
совершенствовалась у Дж. Кореи в Милане и П. Виардо-Гарсиа в
Баден-Бадене. Дебютировала на оперной сцене в 1868 в Копенгагене, после
чего гастролировала в Швеции, Норвегии, Бельгии и др. странах.
Участвовала в первых исполнениях оперы "Аида" в США (Нью-Йорк, 1873) и
России (Петербург, 1875), заслужила высокую оценку А. Г. Рубинштейна. К.
была первой амер. оперной певицей, обратившейся к творчеству Вагнера
("Лоэнгрин", Нью-Йорк, 1877). В 1875-77 - солистка Итал. оперы в
Петербурге. Партии: Амнерис; Азучена ("Трубадур"), Ортруда ("Лоэнгрин"),
Маффио Орсини ("Лукреция Борджиа" Доницетти). Вс. Т.
КЮВЕЛЬЕДЕ ТРИ (Cuvelier de Trye), Жан Гильом Антуан (15. I. 1766 -
27. V. 1824) - французский драматург. Юрист по образованию. В 1790
вступил в армию, принимал участие в первых походах Наполеона. Выйдя
вскоре в отставку, занялся лит. деятельностью. Известность К. е Т.
принесли его сце-нич. произведения - пантомимы и мелодрамы,
конкурировавшие с мелодрамами Г. Пиксерекура и Л. Кенье. К. де Т.
получил прозвище "Кребийона бульваров", т. к. пьесы его, подобно
трагедиям Кребийона, были насыщены ужасами, кровавыми преступлениями,
происходившими в таинственной и страшной атмосфере. К. де Т. в течение
первых десятилетий 19 в. заполнял своими пьесами сцены т-ров "Ам-бигю
комик", "Гете" и др. Среди его мелодрам: "Невидимый трибунал, или
Преступный сын" (1801), "Герман и Софи, или Баварский карнавал" (1803),
"Девушка-нищенка" (совм. с Ж. Б. Корсом, 1809), "Жан Сбогар" (по новелле
Ш. Нодье, совм. с Леопольдом, 1818), пантомимы "Дитя несчастья, или
Немые любовники" (1798), "Железная рука, или Виновная супруга" (1810).
К. де Т. был инициатором использования шекспировских сюжетов на сценах
"т-ров бульваров"; в 1818 в Олимпийском цирке была пост. его пантомима
"Венецианский мавр, или Отелло". Он был также одним из создателей
популярного в годы Империи жанра большой постановочной, зрелищной
пантомимы на военные темы.
Лит.: R о у е г A., Histoire du theatre contemporain en France et a
l'etranger depuis 1860 jusqu'en 1875, v. 1, P., 1879 (Histoire
universelle du theatre, v. V); Ginisty P., Le melodrame, P., 1910. Е. Ф.
МОЙ, Цезарь Антонович [6 (18). I. 1835, Вильно,- 26. III. 1918,
Петроград] - русский композитор и музыкальный критик. Участник "Могучей
кучки". Военный инженер. Отец К.-француз, мать-литовка. Образование
получил в Петербурге в Гл. инженерном уч-ще и в Инженерной академии (с
1878 - проф., с 1891 - заслуженный проф.). В 1849 брал уроки гармонии и
полифонии у С. Монюшко. Решающую роль в формировании К. как композитора
и муз. деятеля сыграло его сближение с будущим главой "Могучей кучки" М.
А. Балакиревым (с 1856) и А. С. Даргомыжским (с 1857). К. принадлежат
оперы "Сын мандарина" (1878, Петербург, Клуб художников); "Вильям
Ратклиф" по Гейне (1869, Мариинский т-р), "Анджело" по Гюго (1876, там
же), "Кавказский пленник" по Пушкину (1883, там же), "Флибустьер" ("У
моря", 1894, т-р "Опера комик", Париж); "Сарацин" по Дюма-отцу (1899,
Мариинский т-р), "Пир во время чумы" по Пушкину (1901, Новый т-р,
Москва), "Мадемуазель Фифи" по Мопассану (1903, т-р "Эрмитаж", Москва),
"Маттео Фальконе" по Мериме (1907, Большой т-р), "Капитанская дочка" по
Пушкину (1909, Мариинский т-р), детские оперы "Снежный богатырь" (1906),
"Красная шапочка" (1911), "Кот в сапогах" (1912), "Иванушка-дурачок"
(1913), а также симф., камерно-инструмент., вок. и др. соч.
Прогрессивную роль в утверждении принципов оперной драматургии "Могучей
кучки" имели оперы "Вильям Ратклиф" и "Анджело". Они отличаются острым,
напряжённым драматизмом, реалистичностью, яркостью образов, нац.
колоритом бытовых сцен. Вок. партии произв. К. выдержаны преим. в
ариозно-декламац. манере. Вместе с тем в операх К. сказалась присущая
композитору склонность к камерным лирич. романсовым формам. Условная
романтичность сюжетов и образов опер К. определила их ограниченное,
преходящее значение в развитии рус. муз. иск-ва. По завещанию
Даргомыжского К. дописал его неоконч. оперу "Каменный гость" (изд.
1871); в 1916 дописал и отредактировал оперу Мусоргского "Сорочинская
ярмарка" (пост. 1917), совм. с А. П. Бородиным, M. П.Мусоргскими Н. А.
Римским-Корсаковым принимал участие в создании оперы-балета "Млада"
(1871-72). В 1864 началась интенсивная муз.-критич. деятельность К. Он
сотрудничал во мн. петерб. газетах и журналах. Важное значение имели
критич. выступления К. в 60-х -нач. 70-х гг., он горячо отстаивал
передовые идеи "Могучей кучки", пропагандировал творчество Глинки,
Даргомыжского, Берлиоза и др. Осн. тема статей К. - борьба за реализм,
за утверждение рус. композиторской школы.
Соч.: Избранные статьи, Л., 1952; Избранные письма, Л." 1955;
Избранные статьи об исполнителях, М., 1957.
Лит.: Стасов В., Цезарь Антонович Кюи, "Артист", 1894, ј 34 (см.
также приложение к ј 34 и 35); А. Е. М., Историческая справка об операх
Ц. А. Кюи, поставленных на сцене Императорских театров, "ЕИТ". Сезон
1892-1893, СПБ, 1894.
КЮЛЯВКОВ, Крум (25. II. 1893-18. XII. 1955)- болгарский писатель,
драматург, художник, театральный деятель. Чл. Болг. коммунистич. партии
с 1919. Автор пьес о совр. Болгарии: "Борьба продолжается" (1945,
софийский Нар. т-р) - посвящена борьбе с последствиями фашизма, "Марта"
(1946), "Борса-новы" (1948, софийский Нар. т-р) - высмеивает
приспособленчество буржуазии после установления Нар. Республики,
"Дорогие гости" (1948), "Дом отдыха" (1954);- "Первый удар" (1951,
софийский Нар. т-р)- посвящена Г. Димитрову. Пьесы К. ставятся также в
Чехословакии и Венгрии. Н. Инд.
КЮРЕЛЬ (Curel), Франсуа де (10. VI. 1854 - 26. IV. 1928) -
французский писатель, драматург. Чл. Франц. академии (с 1918). Лит.
деятельность начал как романист. Первые пьесы К. - "Изнанка святой",
"Ископаемые" (обе 1892, Свободный т-р, под рук. А. Антуана). В
большинстве своих пьес К. анализирует природу человека, в к-ром, по его
мнению, борются звериные инстинкты и разум. С позиций реакц. идеологии
социального дарвинизма он оправдывает эксплуатацию рабочих в пьесе "Пир
льва" (1897, Т-р Антуана). Признавая официальную церковь, К. в то же
время ищет новую религию в жертвенной любви, героизме, науке - "Новый
идол" (1899, Т-р Антуана), "Дикарка" (1902, там же). Теме эго-истич.
любви и разрушения человеческой морали посв. пьесы: "Любовь лжёт" (1893,
"Комеди Франсез"), "Танец перед зеркалом" (1914, т-р "Нувель амбигю").
Успех имела пьеса К. о войне "Бесчеловечная земля" (1922, "Т-р дез ар"),
в к-рой естественные чувства героев торжествуют над сословными и нац.
предрассудками. Автор пьесы "Живая и мёртвый" (1925, Монте Карло) о
поисках путей возрождения человека, духовно искалеченного войной. А. В.
Луначарский писал: "Де Кюрель, принадлежа к реакционному крылу общества,
тем не менее был отчаянным парадоксалистом, заставлял серьезно думать
над странной и волнующей постановкой больших проблем".
С о ч.: Theatre complet, t. 1-5, P.- Vienne, 1918-1931.
Лит.: Н о р д а у М., Современные французы, Собр. соч., т. 6, пер. с
нем., Киев, 1902; Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 2, М.,
1958; Antoine A., Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P.,1921;Marsan J.,
Theatre d'hier et d'aujourd'hui, P., 1926. Я. Пол.
КЮХЕЛЬБЕКЕР, Вильгельм Карлович [10(21). VI. 1797 - 11(23). VIII.
1846] - русский поэт и драматург; декабрист. В 1811-17 учился в
Царскосельском лицее; друг Пушкина и Дельвига. Лит. деятельность начал в
1815. Большое значение для творческого развития К. имела его дружба с А.
С. Грибоедовым, начавшаяся на Кавказе. Участник восстания 14 декабря
1825, К. после разгрома восстания был приговорён к смертной казни,
заменённой заключением в крепость и ссылкой. Один из наиболее ярких
выразителей декабристского романтизма в лит-ре и критике, К. был
активным борцом за нац. самобытность рус. культуры, её народность;
выступал против влияний "мистического" нем. романтизма, утверждая иск-во
большой мысли, высокой гражданской направленности. Подчёркивал роль
воображения, поэтического чувства, фантазии, конкретного историзма, нац.
особенностей характеров героев.
В 1824-25 (вместе с В. Ф. Одоевским) издавал альманах "Мнемозина",
где дал блестящий анализ драматургии Шиллера и Байрона в сравнении с
Гёте и Шекспиром, к-рого считал истинно народным гением.
В своей первой трагедии "Аргивяне" (1822-24) К. стремился претворить
принципы Шекспира, разрабатывая тему освободит, борьбы и революции на
материале др.-рим. истории. Трагедия, призывающая к уничтожению
самодержца, не была пост. в т-ре и в печати появилась только в отрывках
(впервые опубл. в советское время Ю. Н. Тыняновым). В традициях
прогрессивного романтизма выдержана историч. трагедия К. из эпохи
"смутного времени" - "Прокофий Ляпунов" (1834, изд. 1938).
Трагедия-мистерия "Ижор-ский" (I и II чч.,соч. в 1829-33, изд. в 1835
благо даря Пушкину; ч. III, соч. в 1840-41, изд. в 1939) рисует судьбу
совр. героя, "русского Фауста", за к-рого борются злые и добрые силы.
Герой обретает смысл жизни в революц. борьбе, в гибели за свободу
народа. Антибурж. сатирич. характер имеет драма К. "Иван -купецкий сын"
(начата в 1832, окончена в 40-х гг.), написанная в такой же, как и
трагедия "Ижорский", причудливо-романтической манере, соединяющей
фантастику и политический памфлет, философскую лирику и приёмы
сценической условности.
К. принадлежат переводы трагедий Шекспира - "Макбет", "Генрих IV",
"Ричард II", "Ричард III". Написал статью "Рассуждение о восьми
исторических драмах Шекспира и, в особенности, о "Ричарде IIIм".
Соч.: Драматические произведения. Ред. и прим. Ю. Тынянова, т. 1-2,
Л., 1939.
Лит.: Мордовченко Н. И., Кюхельбекер, в кн.:
История русской литературы, т. 6, M.- Л., 19.53; База-нов В., Очерки
декабристской литературы, М., 1953;
Гуковский Г. А., Очерки по истории русского реализма, ч. 1 - Пушкин и
русские романтики, Саратов, 1946;
Родина Т., Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961.
Т. Р.
КЯЗЙМ-ЗАДЕ, Кязим Мамедали оглы (р. 10.VIII. 1913) - азербайджанский
советский художник. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1943). Чл.
Коммунистич. партии с 1952. В 1936 окончил Азерб. художеств. техникум, в
1960-ин-т им. Репина в Ленинграде. Работает гл. обр. в области книжной и
журнальной графики. Создал ряд эскизов костюмов для спектаклей:
Т-р им. Азизбекова - "Фархад и Ширин" Вургуна (1941), "Низами"
Гусейна (1942), "Вэфа" Р. Рзы (1943), "Утро Востока" Мамедханлы (1947),
в Т-ре оперы и балета им. Ахундова - "Азад" Джангирова (1957),
"Кёр-оглы" Гаджибекова (1954). Эскизы К.-З. отличаются историч.
точностью, реалистич. выразительностью, правдиво передают детали азерб.
быта, в них проявляется глубокое знание жизни и культуры азерб. народа,
тонкое чувство нац. колорита. Гос. пр, СССР (1950).' К. Кае.
КЯЗЙМ ЗЙЯ (наст. фам.- Кязимзаде), Джафар оглы (21. III. 1896-30.
XII. 1956)- азербайджанский советский актёр. Нар. арт. Азерб. ССР
(1943). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Сценич. деятельность начал в
1916 и вскоре стал одним из ведущих азерб. актёров. Создавал крупные
спенич. образы, отмеченные яркостью реалистич. характеристик, лишённые
внешней патетики, декламации.
Роли: Ариф, Дели-дервиш ("Сатана", "ШейхЧанан", Джавида, 1920, 1925),
Томсон ("Утро Востока" Мамедханлы, Гос. пр. СССР, 1948). В пьесах Д.
Джабарлы играл роли:
Имамяр ("Яшар"), Гаджи Ахмед ("Алмас"), Генерал-губернатор ("В 1905
году"),
Крупнейшие спенич. создания К.- Уста Сейгах ("Счастливцы" Рахмана),
шейх Насрулла ("Мертвецы" Мамед-кулизаде).
К. снимался в кино. Перевёл на азерб. яз. "Живой труп", "Ревизор" и
др. Вёл педагогич. работу в театр. уч-ще, театр. ин-те, Азерб. ун-те. Я.
Кае,
КЯЗИМОВСКИЙ, Мир Махмуд Алекпер оглы (1882-1. XII. 1940) -
азербайджанский актёр, театральный деятель, драматург. Засл. арт. Азерб.
ССР. Участник кружка Г. Махмудбекова. Спенич. деятельность начал в 1898;
играл роль слуги в пьесе "Везир Ленкоранского ханства" Ахундова. Был
одним из организаторов и членов "Бакинского мусульманского драматич.
общества" (1906). В годы, когда в Азербайджане не было актрис, К. часто
выступал в женских ролях. Автор одноактных пьес, водевилей и муз.
комедий, высмеивающих патриархально-феодальные порядки, быт дореволюц.
бурж. общества: "Да-шым-дашым" (1905), "Молла Джаби" (1908), "Как
понимает, так и разумеет" (1915), "Суд справедливости" (1919) и др. К.
Кае.
КЯКШТ, Георгий Георгиевич [26. I (7. II). 1873- год смерти неизв. ] -
русский артист балета. Сын крестьянина. В 1891, по окончании Петерб.
театр. уч-ща, был принят в балетную траппу Мариинского т-ра. К. был
одним из лучших классич. танцовщиков конца 19-нач. 20 вв. Партии:
Голубая птица ("Спящая красавица"), Арлекин ("Арлекинада" Дриго).
Актёрское дарование К. раскрылось в комедийных танце-вально-мимич.
партиях: Иванушка ("Конёк-Горбунок" Пуни), Пьер ("Привал кавалерии"
Армсгей-мера), Франц ("Коппелия"). Лучшая партия К.- Альберт ("Жизель"),
в к-рой танцовщик психологически тонко передал переживания героя. К. был
противником реформы M. M. Фокина. В 1910 вышел на пенсию и уехал за
границу.
Лит.: Борисоглебский M. (сост.). Материалы по истории русского
балета, т. 2, Л., 1939, с. 66-67. В. Кр.
КЯКШТ, Лидия Георгиевна [13 (25). III. 1885, Петербург,- 11. I. 1959,
Лондон ] - русская артистка балета. Дочь крестьянина. Сестра Г. Г.
Кякшта. Окончила Петерб. театр. уч-ще (ученица П. А. Гердта, Э. Чекетти,
Е. Соколовой). В 1902 была принята в балетную труппу Мариинского т-ра.
Высокий рост, сильно развитая мускулатура, жизнерадостность,
темперамент, артистич. мягкость определили творч. облик К. Исполняла
бравурные и лирико-комедийные партии: Тереза ("Привал кавалерии"
Армсгеймера), Лиза ("Тщетная предосторожность"), Сванильда ("Коппелия").
В 1908 была партнёршей В. Нижинского в дуэте Флорины и Голубой птицы
("Спящая красавица"). С 1908 жила за границей. В 1908-12 выступала в
Лондоне, в т-ре "Эмпайр", в 1912-13 - участница "Русских сезонов". В
1939 организовала балетную труппу, в репертуаре к-рой был балет "Катюша"
(1943), пост. по мотивам сов. песен. Соч.: Romantic recollections, L.,
1929. Лит.: Борисоглебский M. (сост.). Материалы по истории русского
балета, т. 2, Л., 1939, с. 159; "Рампа", 1908, .Ne 18, 25 декабря, с.
289; Левинсон А., Балет в Малом театре. Гастроли г-жи Л. Г. Кякшт, ж.
"Аполлон", 1911, Приложение "Русская художественная летопись", .ј12, с.
190-191; Beaumont С. W., The Diaghilev ballet in London, L., [1940],
Guest I., Adeline Genee, L., 1958. В Кр
ЛАБАН (Laban), Рудольф фон (наст. фам.-де Варальяш; De Varaljas) (15.
XII. 1879-1. VII. 1958)-балетмейстер, танцовщик, педагог и теоретик
танца. По национальности венгр. Выступал как танцовщик вначале в
балетных труппах оперных т-ров Лейпцига, Вены, Дрездена и др., позднее в
собственных постановках. В 1910 организовал школу "свободного танца" в
Мюнхене и руководил ею, а затем - танцевальными школами в Цюрихе,
Нюрнберге, Мангейме, Гамбурге и др. городах; в 1927-32- Институтом