<< Пред. стр. 435 (из 913) След. >>
ЛАПАЧИ, Нина Иосифовна (р. 1908) - грузинская советская актриса. Нар.арт. Груз. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1942. После окончания
Тбилисской театр. студии (1930) зачислена в труппу Т-ра им. Руставели.
Играла драматич. и трагедийные роли:
Татьяна ("Разлом"), Нено ("Арсен" Шаншиашвили), Рукайя ("Измена"
Сумбатова-Южина), Саломея ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), Долорес
("Фландрия" Сарду), Кетеван ("Родина" Эристави), Комиссар
("Оптимистическая трагедия"), Иокаста ("Царь Эдип" Софокла), Гертруда
("Гамлет"). С характерной остротой играла роли: Бьянки ("Отелло"),
Коринкиной ("Без вины виноватые"), Пации ("Вчерашние" Дадиани), Беатриче
("Слуга двух господ"). Я. Ш.
ЛАПИАШВЙЛИ, Парнаоз Георгиевич (p.9.V. 1917) - грузинский советский
художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1950). В 1935-41 занимался в
тбилисской Академии художеств на живописном ф-те. С 1940 работает в
области театрально-декорационной живописи в разных т-рах Грузии. В
1944-46 - художник Т-ра им. Марджанишвили, где пост. "Дочь Жамтабера"
Джапаридзе (1944), "Давид-Строитель" Готуа (1946). С 1948 работает
художником Т-ра им. Руставели.
Спектакли: "Николоз Бараташвили" Мревлишвили (1949), "Голос Америки"
Лавренёва (1950), "Семья" Попова (1950), "Враги" Горького (1951), "Люди,
будьте бдительны" по Фучику (1951), "Пэпо" Сундукяна (1951), "Молодая
учительница" Келбакиани (1953), "Доктор философии" Нушича (1956),
"Гамлет" Шекспира (1960), "Бахтриони" по Важа Пшавела (1960),
"Пиросмани" Нахуцришвили (1961), "Амирани" Гаче-чиладзе (1963) и др.
В Т-ре оперы и балета им. Палиашвили оформил балеты: "Горда" (Гос.
пр. СССР, 1951), "За мир" (1953) Торадзе. Работы Л. характеризуются
умелым сочетанием живописного решения с конструктивными требованиями
сцены. Н. Э.
ЛАПИН, Иван Фёдорович (1743-95)-русский актёр. Ученик и последователь
И. А. Дмитревского. Учился с 1761 в петерб. Академии художеств. где
руководил драм. кружком; пост. "Синав и Трувор" Сумарокова, "Амфитрион"
и "Школа жён" Мольера;
В 1765-66 перешёл в Петерб. придворный т-р. Л. "соединял в себе все
качества, составляющие отличного трагика: счастливую наружность, звучный
и гибкий орган, чистую и правильную дикцию... Одного недоставало в нем:
увлечения, что французы называют entrailles... Он преимущественно хорош
был в таких ролях, которые этого увлечения не требовали, как-то: в Тите,
в Росславе" (С. Жихарев). Осн. роли Л.: Га-лицкий ("Димитрий Самозванец"
Сумарокова, 1771), Левзон ("Беверлей"Сорена, 1772), Пренест ("Борислав"
Хераскова, 1772), Росслав (о. п. Княжнина, 1784). В сер. 80-х гг. Л.
переехал в Москву. Роли: принц ("Эмилия Галотти" Лессинга, 1786), Калиф
(комич. опера "Калиф на час" Горчакова, 1786), Чадолюбов ("Отец
семейства" Сандунова, 1794), граф Альмавива ["Женитьба Фигаро" (шла под
назв. "Фигарова женитьба", 1787)] и др. Л.- автор известного портрета
актёра Я. Д. Шумского.
Лит.: Жихарев С. П., Записки современника, М. -Л., 1955, с. 172. В.
Вир.
ЛАПЙНЬ, Артур Янович [р. 29.1 (11.11). 1911]- латвийский советский
художник. Нар. худ. Латв. ССР (1951). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В
1929-32 учился в Академии художеств в Риге. Оформлял спектакли в Т-ре
драмы Латв. ССР и в Т-ре оперы и балета Латв. ССР. Творчество Л.
способствовало росту нац. сценич. культуры.
Спектакли: "Мой сын" Гергея и Литовского (1940), "Разлом"(1941),
"Свои люди-сочтёмся" (1941); "Сын рыбака" по Лацису (1949)-в Т-ре драмы
Латв. ССР; "Кармен" (1945), "Риголетто" (1946), "Бахчисарайский фонтан"
(1946); "Лайма" Лепина (1947), "Сказка о царе Салтане" (1947), "Сказание
о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова (1949),
"Сакта свободы" Скулте (1950), "Лебединое озеро" (1951), "Иван Сусанин"
(1951); "Семья Тараса" Кабалевского
(1952), "Князь Игорь" (1952), "Русалка" (1952), "Аида"
(1953); "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1954), "К новому берегу" Зариня
(1955), "Тангейзер" (1956); "Ста-бурадзе" Калныня (1957), "Овод"
Спадавеккиа (1959), "Война и мир" Прокофьева (1961), "Судьба человека"
Дзержинского (1962), "Валькирия" Вагнера (1963) - в Т-ре оперы и балета
Латв. ССР. Автор ряда монографий и статей по латыш. и рус. изобразит,
иск-ву.
ЛАПЙЦКИЙ (Михайлов), Иосиф Михайлович [16(28).1.1876-5.XI.1944]
-русский советский режиссёр оперы. Засл. арт. РСФСР (1936). В 1897-1900
работал в труппе Саблиной-Дольской как артист и режиссёр, в 1900-01 - в
труппе Э. Поссарта в Мюнхене. В 1903-06 Л. - реж. оперного т-ра
Солодовникова (Москва). Под фам. Михайлов выступил в театр. отделе
"Биржевых ведомостей" с рядом статей о реформе оперного т-ра.
Новаторские идеи Л. встретили поддержку К. С. Станиславского. В 1906-08,
будучи режиссёром Большого т-ра, Л. пытался осуществить свои творч.
замыслы на казённой сцене, но не смог и уехал в провинцию. В 1908-11
работал в т-рах Перми, Самары, Иркутска. В 1912 основал в Петербурге Т-р
муз. драмы (см. Музыкальной драмы театр), деятельность к-рого имела
большое значение, для развития рус. оперного иск-ва. Руководил этим
т-ром до 1919, проявляя большую творч. инициативу и организаторский
талант. Стремясь к утверждению в муз. спектакле правдивого и активного
сценич. действия в противовес излишней условности, Л. в этот период
пренебрегал иногда муз. спецификой оперы и оперетты. С 1919 Л.- реж.
Малой гос. оперы, в 1920-22 - Моск. т-ра муз. драмы. В 1921, 1924- 1925,
1928 Л.- директор и реж. Большого т-ра. В 1923-24- управляющий оперной
труппой ле-нингр. оперных т-ров. Л. помогал становлению сов. муз. т-ра
на Украине; был одним из организаторов Киевской гос. оперы (1926) и
Донецкого т-ра оперы и балета (1941). Лучшие спектакли Л. отмечены
высокой сценич. культурой, реалистич. направленностью. Среди лучших
пост.: Т-р муз. драмы - "Евгений Онегин" (1912, на открытии т-ра),
"Кармен" (1913), "Пиковая дама", "Снегурочка" (1914), "Аида" (1915);
"Парсифаль" Вагнера (1916); Большой т-р - "Сказание о невидимом граде
Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова (1908), "Король забавляется"
("Риголетто", 1925), "Хованщина" (1928); "Нюрнбергские мастера пения"
("Нюрнбергские мейстерзингеры") Вагнера (1929); Т-р оперы и балета им.
Шевченко - "Тихий Дон" (1936); "Щорс" Лятошинского (1938); Т-р оперы и
балета им. Кирова -"Саломея" Р. Штрауса (1924); Ленингр. Малый оперный
т-р - "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1924);
Моск. т-р муз. драмы-"Долина" д'Альбера (1920), "Сильва" Кальмана
(1921); Моск. т-р оперетты - "Чёрный амулет" Стрельникова (1928);
Харьковский т-р оперы и балета -"Поднятая целина" (1938) и др.
Лит.: Л е в и к С., Записки оперного певца. Из истории русской
оперной сцены, М , 1955; Марков П., Немиро-вич-Данченко и музыкальный
театр его имени, Л., 1937;
Крыжицкий Г., Режиссерские портреты, М.-Л., 1928; Коломийцов В.,
Лапицкий, "Театр", 1923, ј 9;
М о з.ж у х и н А., Лапицкий как режиссер, там же.
ЛАППА-СТАРЖЕН‚ЦКИЙ, Юрий Георгиевич [р. 5(18). II. 1904] - русский
советский актёр и режиссёр. Засл. деят. иск-в Коми АССР (1957). Чл.
Коммунистич. партии с 1946. В 1931 окончил Театр, уч-ще им. Вахтангова.
С 1933- актёр Моск. драм. т-ра под рук. Смышляева. С 1936 работал в
т-рах Калуги, Липецка, Курска, Читы. В 1940-47 - режиссёр (с 1944 гл.
реж.) Читинского т-ра. Пост. спектакли:
"Сирано де Бержерак" Ростана (1943, играл роль Си-рано), "Дядя Ваня"
(1946); "Пигмалион" Шоу (1946, играл роль Хиггинса) и др. В Читинском
т-ре играл Яго; Каренина ("Анна Каренина"). В 1947-50 и в 1954 - 58
Л.-С. -гл. реж. т-ра Коми АССР. Здесь он пост. спектакли "Ревизор"
(1950); "Персональное дело" Штейна (1954), "Мария Стюарт"; "Человек с
портфелем" Файко (оба в 1955), "Бронепоезд 14-69";
"Изваильская крепость" Потолицина (оба в 1957) и др. В 1958 - гл.
реж. Рыбинского т-ра; пост.: "Третья патетическая" Погодина (1959),
"Ленинградский проспект" Штока, "День рождения Терезы" Мдивани (оба в
1962), "Украли консула" Мдивани (1963). Одна из лучших актёрских работ
последних лет - Косогоров ("Побег из ночи" бр. Тур). С 1963-гл. реж.
Шахтин-ского т-ра. Л. Ним.
ЛАПТЕВ, Константин Антонович (р. 21.X.1904)- советский артист оперы
(баритон). Нар. арт. СССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1931. В 1929
окончил Киев. консерваторию по кл. проф. М. Энгелькрона. Впервые
выступил в 1930 в Одесском театре оперы и балета. В 1941-52 Л.-солист
Театра оперы и балета им. Шевченко, с 1952-Т-ра оперы и балета им.
Кирова. Иск-во Л. характеризуется врождённой музыкальностью, высоким
вок.-сценич. мастерством, большой внутр. теплотой и лиризмом. Исполнял
мн. партии в сов. операх: Павел Власов ("Мать" Хренникова), Олег Кошевой
("Молодая гвардия" Мейтуса), Рылеев ("Декабристы" Ша' порина),
Листницкий ("Тихий Дон"), Нагульнов ("Поднятая целина"), Щорс (о. п.
Лятошинского) и др. В классич. репертуаре певца: Демон, Онегин, Елецкий,
Мазепа; Роберт ("Иоланта"), Грязной; Шак-ловитый ("Хованщина"), князь
Игорь; Остап, Мико-ла ("Тарас Бульба", "Наталка-Полтавка" Лысенко),
Султан ("Запорожец за Дунаем"), Эскамильо; Амо-насро ("Аида"), Сильвио
("Паяцы"), Жермон ("Травиата"), Риголетто, Фигаро; граф де Невер
("Гугеноты"), Валентин ("Фауст") и др. А. Ив. ЛАРЙВ (Larive; наст. имя и
фам.-Жан M о д ю и;
Mauduit) (6.VIII.1747-30.IV.1827) - французский актёр. Ученик актрисы
Клерон. Сценич. деятельность начал в провинции. В 1770 дебютировал в
т-ре "Коме-ди Франсез", но не имел успеха; После работы в Брюсселе в
1775 вновь дебютировал в "Комеди Франсез" и был принят в труппу. С
1776-"сосъетер" т-ра. После смерти А. Лекена стал ведущим актёром.
Выступал в трагедиях Вольтера (Брут, Магомет, Танкред во. п., Чингисхан
- "Китайский сирота", Замор - "Альзи-ра" и др.), Ж. Сорена (Спартак в о.
п.), А. Лемьера (Монтальбан - "Малабарская вдова", Вильгельм Телль в о.
п.), Ж. Ф. Лагарпа (Филоктет, Корио-лан в о. п.) и др. Л. обладал бурным
темпераментом, звучным, гибким голосом. Современники отмечали, что Л.
злоупотребляет внешними приёмами ("цветистая и гулкая" декламация,
нарочитые жесты). Продолжатель Лекеиа в реформе костюма, Л., преодолевая
сопротивление рутинёров, стремился ввести историч. и этнографич.
точность в театр. костюм, подготавливая, т. о., реформу Ф. Ж. Тальма. Во
время франц. бурж. революции конца 18 в. примкнул к контрреволюц. группе
актёров, в 1793 был арестован якобинскими властями. Работал в "Комеди
Франсез" с перерывами до 1800. Автор "Курса театральной декламации".
Соч.: Les reflexions sur l'art theatral, P., An IX (1801);
Cours de declamation, divise en 12 seances. P., 1804; Cours de
declamation, prononce a l'Athenee de Paris, v. 1-2, P., 1810.
Лит.: Manne E. de, Galerie historique des comediens francais de la
troupe de Voltaire, Lyon, 1877; 0 l i v e r J. J., Voltaire et les
comediens interpretes de son theatre. P., 1900. E. Ф.
ЛАРИКОВ, Александр Иосифович [29.VIII (10.IX). 1890 - 13.V.1960] -
русский советский актёр. Нар. арт. СССР (1956). Чл. Коммунистич. партии
с 1943. Сценич. деятельность начал в 1910 как сотрудник Александрийского
т-ра; выступал в летних т-рах Петербурга. В 1919 поступил в
Петроградский драм. т-р Нар. дома, где быстро занял ведущее положение.
Играл Нила ("Мещане"), Бубнова ("На дне"), Курослепова ("Горячее
сердце"). С 1925 Л.- актёр Ленингр. Большого драм. т-ра.
Яркий характерный актёр, Л. играл в сочной бытовой манере, создавая
цельные, волевые характеры. Творч. путь актёра связан с сов.
драматургией и особенно с драматургией Горького. Играя роль Тетерева
("Мещане") в продолжение 20 лет, актёр совершенствовал этот образ, тонко
раскрывая напряжённую внутр. жизнь своего героя, подчёркивая
незаурядность натуры, душевное беспокойство, мучающее этого человека. В
своих этапных ролях-Левшин ("Враги"); Маккавеев ("Половчанские сады"
Леонова), Глоба ("Русские люди")-актёр раскрывал черты народной
мудрости, большого гуманизма. В острой характерной манере сыграл роли
Потёмкина ("Флаг адмирала" Штейна) и Швача ("Разлом"). Гос. пр. СССР
(1951). Снимался в кино.
Роли: Блек Стебс ("Улица радости" Зархи), Кнуров ("Бесприданница"),
Чугунов ("Волки и овцы"); Очерет ("Слава" Гусева), Нил Андреевич
("Обрыв" по Гончарову), Лутц ("Метелица" Пановой), Белобров ("Офицер
флота" Крона), Отрицатель ("Дали неоглядные" Вирты) и др.
Лит.: Цимбал С. Л., Александр Иосифович Лариков, Л., 1951. Нин. П.
ЛАРОШ, Герман Августович [13(25).V.1845- 5(18). X. 1904] - русский
музыкальный критик. В 1866 окончил Петерб. консерваторию. Сотрудничал во
мн. журналах и газетах.
Деятельность Л., одного из наиболее видных муз. критиков последней
трети 19 в., была во многом противоречивой. Первая его большая работа -
"Глинка и его значение в истории музыки" (1867) - обнаружила глубокую
эрудицию автора и явилась крупным вкладом в изучение оперного творчества
великого рус. композитора. Во мн. статьях Л. выступал как поборник муз.
просвещения. Заслугой его была последовательная пропаганда творчества (в
частности, оперного и балетного) П. И. Чайковского. Но иногда в оценках
Л. проявлялись узость взглядов, ошибочные историч. и эстетич. воззрения,
к-рые приводили его к пропаганде формалистич. эстетики.
Соч.: Музыкально-критические статьи, СПБ, 1894;
Собрание музыкально-критических статей, т. l. M., 1913, т. 2, ч. 1-2,
M.-П., 1922-24; Избранные статьи о Глинке, М., 1953.
Лит.:' Кремлёв Ю., Русская мысль о музыке, т. 2-3, Л., 1958-1960.
ЛАРРА, Л а р p а-и-С анчес де Кастро (Larra у Sanchez de Castro),
Марьяно Хосе де (24. III. 1809-13.II.1837) - испанский
писатель-драматург. журналист. Драматургич. деятельность начал в 183I
пьесой "Больше не за прилавком". Лучшая пьеса Л.- "Масиас" (1834, т-р
"Принсипе", Мадрид; в гл. роли К. Латорре) - драма в стихах, выражает
протест против социальных и семейных оков. Эта пьеса - одно из первых
произв. романтич. направления. В пьесе использованы мотивы драматургии
"золотого века" и романсной лирики. В дальнейшем Л. написал 8 пьес, в т.
ч. "Искусство заговора" (1835), "Фелиппе" (1835), "Твоя любовь или
смерть" (1835), являющихся в значит. мере переработками произв. франц.
драматургов.
Лит.: A z о r i n, Rivas y Larra, Madrid, 1916; Moreno R. В., Larra,
Madrid, 1951. В С
ЛАРРОНЖ (L'Arronge). Адольф (8.IIL1838-25.V.* 1903) - немецкий
драматург, театральный деятель и режиссёр. В 1860 окончил Лейпцигскую
консерваторию. С 1866 работал в Берлине в т-ре Кролля, здесь была пост.
его первая пьеса "Большая удача" (1866). Наибольшую популярность
получили драмы Л'А., написанные в жанре т. н. "народной пьесы" -
фолькс-штюк. Действие их развивалось в мещанской гор. среде и
ограничивалось семейно-бытовыми конфликтами (эти пьесы предвосхитили
драматургию Г. Зудерма-на). В своих пьесах Л'А. в
сентиментально-слащавом тоне описывал добродетели простых, незнатных
людей. Верно схваченные детали быта и характеров определили популярность
его пьес у актёров и публики. Наибольший успех имели пьесы "Мой
Леопольд" (1873), "Дочери Газеманна" (1877), "Доктор Клаус" 1878),
"Домик" (1879), "Путь к сердцу" (1884) и др. В 1883 Л'А. основал в
Берлине драматич. Немецкий театр. Эклектические творческие позиции Л'А.
и конкуренция с новыми т-рами (Лессинг-театр. Берлинский театр)
послужили причиной ухода Л'А.; в 1894 руководство Нем. т-ром перешло к
О. Браму.
Соч.: Deutsches Theater und deutsche Schauspielkunst, В., 1896;
Gesamtausgabe der dramatischen Werke, Bd 1-4, В., 1908; рус. пер.-Л ' A
p p о н ж А., Яблочко от яблони "Lolo's Vater). Комедия, пер. Ф. А.
Куманина, М., 1895.
Лит.: Alberti К., Herr L'Arronge und das Deutsche Theater, Lpz.,
1884; R а ее k K., Das Deutsche Theater zu Berlin unter der Direktion A.
L'Arronge, B., 1928; B r a h m 0., Theater. Dramatiker. Schauspieler,
B., 1961. ff, ff,
ЛАРСЕН-ТОДСЕН (Larsen-Todsen), Нанни (р. 2. VI 11.1884) - шведская
артистка оперы (сопрано). Чл. Швед. муз. академии (с 1924). Училась в
Стокгольмской консерватории, совершенствовалась в Германии и Италии.
Впервые выступила на сцене Королевской оперы в Стокгольме в 1906. До
1922 пела в этом т-ре партии лирич. и драм. сопрано (гл. обр. в операх
Вагнера). В 1923-24 выступала в т-ре "Ла Скала" (под рук. А. Тосканини),
в 1925-27-в т-ре "Метрополитен-опора", в 1927-31 - на вагнеровских
фестивалях в Байрёйте (Изольда - "Тристан и Изоль-да", Кундри -
"Парсифаль", Брунгильда - "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов", и
др.). Др. партии Л.-Т.: Агата ("Вольный стрелок"), Донна Анна ("Дон
Жуан"), княгиня Верденберг ("Кавалер роз" Р. Штрауса), Аида, Тоска. В
1922 Л.-Т. было присвоено звание "придворной певицы".
"ЛА СКАЛА" (La Scala, полное название - Teatro alla Scala) - оперный
театр в Милане. Крупнейший центр итал. оперной культуры. Здание "ЛаС."
было построено в 1776-78 арх. Дж. Пьермарини на месте церкви
"Санта-Мария делла Скала", откуда т-р и получил своё название. Т-р был
открыт 15 июля 1776. В 1838, 1938 и 1948 здание подвергалось
реконструкции, но в осн. сохранило свой первонач. архитектурный облик.
Оперные спектакли ставились в течение "весеннего", "летнего", "осеннего"
(оперы-буффа) и "карнавального" сезонов (оперы-сериа и балеты). В конце
18 - начале 19 вв. здесь исполнялись произв. П. Гульельми, Д. Чимарозы,
Дж. Паизиелло, Л. Керубини и др. В 1812 в "Ла С." была пост. опера
Россини "Пробный камень", положившая начало т. н. "россиниевскому"
периоду, во время к-poro впервые были пост. оперы "Турок в Италии"
(1814), "Сорока-воровка" (1817), "Бьян-ка и Фальеро" (1819) и др. На
сцене "Ла С." были осуществлены первые пост. опер и др. итал.
композиторов, в т. ч. "Элиза и Клаудио" (1821). "Клятва" (1831)
Мер-каданте, "Пират" (1827), "Чужестранка" (1829), "Норма" (1831)
Беллини, "Лукреция Борджиа" (1833), "Джемма ди Вержи" (1834), "Мария
Падилла" (1841) Доницетти. Период 1830-40-х гг. был связан с именем Дж.
Верди. Здесь состоялись премьеры его опер: "Оберто" (1839), "Набукко"
("Навуходоносор") (1842), "Ломбардцы"
(1843) и др. Впоследствии в "Ла С." с большим успехом шли оперы
Верди: "Сила судьбы" (1869), "Аида" (1872), "Симон Бокканегра" (1881),
"Дон Карлос" (1884), "Отелло" (1887, первая пост.), "Фальстаф" (1893,
первая пост.) и др. Наряду с операми и балетами в т-ре исполнялись также
драм. спектакли, давались марионеточные и акробатич. представления (до
1800). Во 2-й пол. 19 в. на сцене "ЛаС." впервые были пост. оперы А.
Бойто ("Мефистофель", 1868), А. Понкьелли ("Джоконда", 1876), А.
Каталани; в конце 19 -начале 20 вв. - оперы Пуччини ("Эдгар", 1889,
"Чио-Чио-сан", 1904, "Турандот", 1926), У. Джордано ("Андре Шенье",
1896), Р. Леонкавалло, П. Масканьи; в 20 в.- оперы Ф. Чилеа, Ф. Альфано,
О. Респиги, А. Казелла, Э. Вольф-Феррари, Ф. Малипьеро и др. В "Ла С."
были пост. также оперы П. И. Чайковского ("Евгений Онегин", 1900,
"Пиковая дама", 1906), M. П. Мусоргского ("Борис Годунов", 1909,
"Хованщина", 1926), С. С. Прокофьева ("Любовь к трём апельсинам", 1947),
3. Кодая, К. Орфа, Л. Яначека, Д. Мийо, Ф. Пуленка, А. Онеггера, Б.
Бриттена, Дж. К. Менотти и др.
В труппе "Ла С." пели выдающиеся итал. и иностр. исполнители: в 18
в.- певицы Б. Б анти-Джорджи, Дж. Грассини, А. Каталани, певцы Дж.
Крешентини, Джакомо Давид, А. Ноццари и др.; в 19 в.- певицы И.
Кольбран, Джулия и Джудитта Гризи, Дж. Паста, М. Малибран, Э.
Фреццолини, М. Альбони, А. Пат-ти, Н. Мелба и др.; певцы Ф. Галли, Д.
Донцелли, Дж. Б. Рубини, А. Тамбурини, Л. Лаблаш, Дж. Рон-кони, А.
Котоньи, X. Гаярре, Ф. Таманьо, В. Морель, Я. Решке, М. Баттистини и
др.; в 20 в.- певицы Э. Карелли, М. Гай, Т. Даль Монте, Э. Стиньяни, М.
Канилья, Р. Тебальди, Дж. Симионато, М. Каллас, К. Флагстад, Э.
Шварцкопф; певцы Э. Карузо, Дж. Де Лука, А. Пертиле, Дж. Лаури-Вольпи,
Т. Скипа,