<< Пред. стр. 454 (из 913) След. >>
Летом 1879 совм. с М. П. Мусоргским совершила концертное турне по югуРоссии. Была замечат. интерпретатором рус. нар. песен, произв. совр.
рус. композиторов, особенно Мусоргского, имя к-рого в то время было мало
известно. Л. вела также педагогич. работу; преподавала в муз. школе,
организованной ею в 1880 совм. с Мусоргским в Петербурге, и в театр.
уч-ще в Москве (1888-92). Среди её учеников - А. М. Додонов, В. П.
Шкафер и др. Л.- автор "Воспоминаний" ("Исторический вестник", 1891,
янв.-апр.).
Лит.: Я к о в л е в В. В., Д. М. Леонова, М.- Л., 1950;
М. П. Мусоргский. К 50-летию со дня смерти. 1881-1931. Статьи и
материалы, М., 1932; Финдейзен Н. Ф. [собрал и изд. 1, Полное собрание
писем Михаила Ивановича Глинки, [т.1-2], СПБ, 1907; Модзалевский В., К
биографии Глинки (Несколько неизданных писем), в кн.:
Музыкальная летопись. Статьи и материалы. Сб. 3, Л.- М., 1925; Шкафер
В. П., Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1890-1930, Л.,
1936, с. 14-38. О. В.
ЛЕОНОВА (Л е о н о в а 1-я) (наст. фам.- Э й-з е р и х, по мужу -
Шарпантье), Мария Карловна [23.VIII(4.IX).1818-22.VI.1912] - русская
артистка оперы (сопрано) и педагог. По национальности немка. Муз.
образование получила в Риге - у отца, капельмейстера и композитора К.
Эйзериха, и в Петербурге - у К. А. Кавоса. Впервые выступила на оперной
сцене в 1835 в Петербурге, после чего была принята в Мариинский т-р. До
1842 выступала в операх гл. обр. зарубежных композиторов. Партии:
Алиса ("Роберт-Дьявол" Мейербера), Адель ("Семирамида" Россини) и др.
С 1842 Л. пела в моек. Большом т-ре, где дебютировала в партии Антониды
("Иван Сусанин"), была первой исполнительницей этой роли в Москве. Здесь
же исполнила партии Зори, Надежды ("Сон наяву, или Чурова долина".
"Аскольдова могила" Верстовского), Нормы (о. п. Беллини), Розины и др. С
1847 гастролировала в Европе, с 1866 занималась педагогич.
деятельностью, гл. обр. в России.
Лит.: Яковлев В., Московская оперная сцена в сороковых годах, в сб.:
"Временник Русского театрального об-ва", 1924, ј l; M. К. Леонова -
первая "Антонида" в Москве, "Русская муз. газета", 1904, ј 19-20, 9 мая.
А. Ив. ЛЕОНТЬЕВ, Леонид Сергеевич [28.111(9.IV). 1885-6. VI. 19421 -
русский советский артист балета и балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1932).
В 1894- 1903 учился в Петерб. театр. уч-ще (педагоги П. К. Карсавин и Н.
Г. Легат). После окончания уч-ща в 1903 успешно дебютировал в Мариинском
т-ре. В 1909-10 принимал участие в "Русских сезонах за границей".
Л.первый исполнитель партии Арлекина в балете M. M. Фокина "Карнавал".
Среди др. партий: Петрушка ("Петрушка"), Иванушка ("Конёк-Горбунок"
Пуни), Гаспар ("Пламя Парижа"), Эстеван ("Лауренсия") и др. Л. был
виртуозным танцовщиком и талантливым пантомимистом. Выступал и в драм.
спектаклях Ленингр. т-ра им. Пушкина-играл Счастливцева;
Расплюева ("Свадьба Кречинского") и др. Ставил танцы в операх и
драматич. спектаклях. С 1911 преподавал в Балетном уч-ще. Среди учеников
Л.- Б. В. Шавров, M. А. Дудко, В. И. Вайнонен, А. В. Лопухов,А. Я.
Шелест и др. Деятельность Л. способствовала воспитанию нового поколения
советских танцовщиков, становлению советского исполнительского стиля.
Лит.: Борисоглебский M. В. [сост. ], Материалы по истории русского
балета, т. 2, M.- Л., 1939. Л. И.
ЛЕОНТЬЕВ, Пётр Иванович [23.VI(5.VII). 1883- 22.X.1951] -русский
советский актёр. Нар. арт. РСФСР (1949). В 1905 окончил школу-студию МХТ
и стал актёром т-ра Студии МХТ под рук. Станиславского. После закрытия
этой Студии уехал в провинцию, работал в Киеве в Т-ре Соловцова,
Екате-ринодаре и др. Исполнял преим. характерные роли, придавая им
драматич. окраску. В Москве Л. играл в Т-ре Незлобина, Т-ре Корша. В
1935-37 Л.- актёр Ростовского-на-Дону т-ра, с 1938- Малого т-ра.
Творчество Л. отличалось остротой и обобщённостью формы, силой чувств.
Образы отрицат. персонажей, созданных Л., были исполнены сарказма,
беспощадной обличительности.
Роли: Театр Корша - Робеспьер ("Смерть Дантона" Бюхнера), Дон-Кихот
("Освобождённый Дон Кихот" Луначарского), Александр I (о. п.
Чижевского), Т-р им. МОСПС- Байкалов ("Гордость" Гладкова); Ростовский
т-р - профессор Черных ("Слава" Гусева), Сиплый ("Оптимистическая
трагедия"), Барон ("Скупой рыцарь" Пушкина), Келлер ("Очная ставка" бр.
Тур и Шейнина); Малый т-р-Кривонос ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука),
Рощин ("Волк" Леонова), Монахов ("Варвары"), Гайдар ("Фронт"
Корнейчука), Шпур-ре ("Нашествие"), Коршунов ("Бедность не порок"),
Гринёв ("Московский характер" Софронова, Гос. пр. СССР, 1949), кардинал
Бирич ("Заговор обречённых" Вирты, 1949) " ДР. Бал.
ЛЕбНТЬЕВ, Яков Леонтьевич [25.XII.1889 (6.1. 1890) -14.1.1948] -
русский советский театральный деятель, администратор. В 1907 учился в
драм. школе M. И. Морской (Одесса). С 1908- актёр и администратор в
т-рах Кишинёва и Киева. В 1913 окончил Коммерческий ин-т в Киеве. С
первых лет Сов. власти Л. принимал активное участие в организации новых
сов. театр. коллективов на периферии. В 1922-26 был директором Рус. и
Тат. т-ров в Симферополе. В 1926-32 - директор Студии Малого т-ра, в
1933-34-пом. директора МХАТа, с 1934 Л.- зам. директора Большого т-ра и
директор его филиала. С. Г.
ЛЕОНХАРД (Leonhard), Рудольф (27.X.1889- 19.Х1Г.1953) - немецкий
поэт, писатель и драматург. Представитель левого крыла экспрессионизма,
Л. впоследствии, борясь за гуманизм и социализм, пришёл к реализму. В
20-е гг. сотрудничал в левых экспрессионистских журналах. В 1919
участвовал в основании 1-го Пролетарского т-ра в Берлине. В 1927
переселился во Францию. В 1939 был интернирован, бежал из лагеря и
участвовал во франц. Движении Сопротивления. В 1950 вернулся в Берлин.
Л.-автор ряда антимилитаристских и антифашистских пьес: "Преддверие
ада" (1916), "Парус на горизонте" (1925) - посв. Сов. Союзу,
"Современная трагедия" (1926), "Плот Медузы" (1929), "Анонимные письма"
(1931), "Сновидение" (1933), "Фюрер и К " (1936). Пьесы Л. почти не
ставились; исключение составляют "Заложники" (1941) - пьеса о франц
Сопротивлении, пост. в 1945 во Франции, затем в 1947 в "Хеббель-театре"
и др.
Лит.: R. Leonhard erzahlt, Lpz , 1955, К о se h W Deutsches
Theater-Lexikon, Bd 2. Es. l ], 1960, с. 1216.
Зин. П.
"ЛЕОПОЛЬДШТАДТТЕАТР" (Leopoldstadttheater) - австрийский театр.
Старейший демократич. т-р Вены. Был открыт в 1781 в предместье
Леопольда, когда привилегию на постоянные спектакли получила одна из
странствующих трупп под руководством К. Мари-нелли. Премьером т-ра в эти
годы был актёр К. Ла-рош - создатель образа Кашперля (муз. комедии с
участием Кашперля шли в "Л." в конце 18 - начале 19 вв.). В "Л."
ставились оперы Моцарта и Гайдна, балетные спектакли. Разнообразие
репертуара "Л." в значит, мере определялось особенностями развития
австр. театр. культуры, в к-рой драм. и муз. иск-ва были тесно
взаимосвязаны. В нач. 19 в. т-р ставит пьесы А. Бейерле, А. Глейха и К.
Мейсля, развивавшие традиции нар. комедии и бытового фарса, ? 1817-36 в
"Л." работал крупнейший драматург и актёр Ф. Раймунд, с 1831 - И.
Нестрой. В эти годы "Л." был наиболее популярным т-ром Вены. Здесь
выразились демократические тенденции т-ра Австрии 18-нач. 19 вв. В
труппе работали актёры И. Шустер, В. Шольц, Т. Кронес. В 1847 здание
т-ра было перестроено и он получил наименование "Карлстеатр" по имени
антрепренёра К. Карла. Л. Лоб.
ЛЕОТАР (Leotard), Жан Мари Жюли (1830-70) - французский цирковой
артист; воздушный гимнаст. Создатель номера "Полёт с трапеции на
трапецию". В 1859 дебютировал в цирке Наполеона в Париже. Приобрёл
широкую известность в Европе, гастролировал в разных странах, в 1861 - в
Петербурге. Л. работал на трёх трапециях, подвешенных в один ряд на
большом расстоянии одна от другой. Делал восемь перелётов и в финале -
сальто с трапеции на трапецию.
Лит.: А. Т., Первый "Летун", "Цирк", 1926, 5; К у з-н е ц о в Е.,
Цирк. Происхождение, развитие, перспективы" M.- Л., 1931. M, Зон.
ЛЕПЕШЙНСЕАЯ, Ольга Васильевна [р. 15(28). IX. 1916] - русская
советская артистка балета. Нар. арт. СССР (1951). Чл. Коммунистич.
партии с 1943. В 1933 окончила Моск. хореографич. уч-ще (педагоги Е.А.
Шарпантье, Е,М. Адамович, В. А. Семёнов). По окончании уч-ща была
принята в Большой т-р и дебютировала в том же году в партии Лизы
("Тщетная предосторожность") .
Л.- танцовщица высокой техники, танец её отличается виртуозной
завершённостью и лёгкостью. Иск-во Л. характеризуется стремлением
отыскать в каждом создаваемом ею сценич. образе черты, близкие
психологии советского человека, сделать этот образ более современным по
звучанию. Отсюда неиссякаемая молодость, жизнеутверждающий характер её
героинь: Жанна ("Пламя Парижа", Гос. пр. СССР, 1947), Лауренсия; Асоль
("Алые паруса" Юровского) и др. В партии с установившимися
исполнительскими традициями Л. всегда вносит свою индивидуальную спенич.
трактовку: Золушка (Гос. пр. СССР, 1946), Аврора и др. Л.- одна из
лучших исполнительниц партии Китри ("Дон Кихот").
Среди др. партий: Суок ("Три толстяка" Оранского), Параша ("Медный
всадник"), Лиза ("Барышня-крестьянка" Асафьева), Тао Хоа ("Красный мак".
Гос. пр. СССР, 1950), Сари ("Тропою грома" Караева) и др. Лауреат Гос.
пр. СССР (1941).
Лит.: Ольга Васильевна Лепешинская, М., 1953; "Театр"" 1960, ј 5, с.
91.
ЛЕ ПИК (Le Picq), Шарль (1749, Страсбург,- 1806, Петербург) -
французский артист балета и балетмейстер. Ученик Ж. Ж. Новера. В 1776
дебютировал в Парижской Опере в партии Пастуха ("Капризы Галатеи").
Новер отзывался о Л. П. как о танцовщике, к-рый "довёл своё искусство до
совершенства". В 1783 с большим успехом исполнил заглавную партию в
балете "Дезертир" (Лондон). В 1783-85 - балетмейстер Королевского т-ра в
Лондоне. Среди пост. Л. П. "Обманутый учитель" Мартини, "Похищение
сабинянок" Винчентио, "Жеманница" Борги, "Любовь Александра и Роксаны" и
"Охота Генриха IV" Бартелемрна, "Каменный гость" Глюка, "Макбет" Лока и
др. В 1786-94 работал в Петербурге как балетмейстер и танцовщик. Л. был
пропагандистом идей Новера, он впервые осуществил пост. балетов Новера
на рус. сцене и способствовал изданию трудов Новера в России (в
1803-04). Среди балетов, пост. Л. П. в Петербурге: русские пляски в
"Начальном управлении Олега" Сарти (1790), танцы в опере "Февей"
Пашкевича (1791), "Амур и Психея" Мартин-и-Солера (1796), "Два маленьких
савояра" Каноббио и Далейрака (1795), "Дидона", Мартин-и-Солера (1795) и
др.
Лит.: Классики хореографии, Л.- М., 1937, с. 66-67;
H о в е р р Ж. Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927, с. 74; N
о v е г г е J.-G., Lettres sur la danse, sur les ballets et les arts, v.
1-4, St. Petersburg, 1803-1804; De-ryck Lynham, The father of modem
ballet. The chevalier Noverre. A biography, L., 1950, с. 89-90; Guest
I-, The romantic ballet in England, L., 1954. Ham. P.
ЛЕПИН (Л и е п и н ь), Анатолий Яковлевич [р.4(17).XII.1907
]-советский композитор. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1945). Чл.
Коммунистич. партии с 1949. В 1936 окончил Моск. консерваторию по классу
композиции проф. А. Н. Александрова, а также по историко-теоретич.
отделению. Л. принадлежат балеты "Лайма" (1947, Латв. т-р оперы и
балета), "Джунгли большого города" (1960, Харьковский т-р оперы и
балета), опера "Рассвет" (1950, Латв. т-р оперы и балета), оперетты
"Лучший день её жизни" ("Есть на Волге городок") (1948, Ленингр. т-р
муз. комедии), "У голубого Дуная" (1950, Воронежский муз. т-р), "Однажды
весной" (1954, Кемеровский т-р муз. комедии), "После свадьбы" (1957,
Одесский т-р муз. комедии), музыка к спектаклям, фильмам и др.
ЛЕПКО, Владимир Алексеевич [13(25).XII.1898- 19.X.1963] - русский
советский актёр. Нар. арт. РСФСР (1954). Начал спенич. деятельность как
актёр и декоратор в т-рах Самары, Вятки, Воронежа (роли:
Робинзон, Карандышев - "Бесприданница" и др.). В 1923-28 был актёром,
режиссёром и декоратором т-ра "Кривое зеркало", с 1929 работал в
ленингр. Мюзик-холле, в 1930-35-в моек. Мюзик-холле. Роли:
1-й эфиоп ("Вампука, невеста африканская..." Эренбер-га), Баранов
("Юбилей вахтёра Баранова" Урванце-ва), Сироткин и Семечкин ("Под
куполом цирка" Ильфа. Петрова и Катаева). С 1936 - в труппе Моск. т-ра
Сатиры. Актёр, владеющий иск-вом реалистич. гротевка, Л. создал образы,
отличающиеся остротой сценич. формы, проникнутые сочным нар. юмором:
Макаров ("Простая девушка" Шкваркина), Панталоне ("Слуга двух
господ"), Бабурин ("Вас вызывает Таймыр" Галича и Исаева), Фарфуриди
("Потерянное письмо" Караджале), Комиссионер ("Дамоклов меч"
Хикмета), Фунт ("Золотой телёнок" по Ильфу и Петрову), Вечеринкин
("Памятник себе" Михалкова), Иван Климович Помазан ("Яблоко раздора"
Бирюкова). Лучшие работы Л.- сатирически заострённые, отмеченные
глубиной социальной типизации образы в пьесах Маяковского -
Оптимистенко, При-сыпкин, Поп ("Баня", "Клоп", "Мистерия-Буфф").
Снимался в кино. В 1963 на Междунар. театр. фестивале в Париже за
исполнение ролей Присыпкина и Помазана был удостоен 1-й премии.
Лит.: Ростоцкий Б., Второе рождение (Заметки о постановке "Бани"),
"Сообщения института истории искусств", сб. 6, M., 1955, с. 32-34;
Калитин H., Вместе с Маяковским, в сб.: Спектакли этих лет, М., 1957, с.
118-119 и 138-140. М. Лифш.
ЛЕПКбВСКИЙ, E вгений А ркадьевич (1863 - 17.IV.1939) - русский
советский актёр, режиссёр, педагог. Нар. арт. РСФСР (1934). Сценич.
деятельность начал в 1884 в Вологодском т-ре. До 1901 играл в провинции
- в Витебске, Самаре, Саратове, Астрахани, Харькове и др. В 1901-02
-актёр МХТ, сыграл роли Вершинина ("Три сестры"), Бориса Годунова ("Царь
Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого) п др. В 1902-05 работал в киевском Т-ре
Соловцова, затем в Одессе в антрепризе В. И. Никулина и др. Лучшие роли
этих лет: Вильгельм Телль (о. п. Шиллера), роли в пьесах Ибсена -
Орнульф ("Северные богатыри"), консул Берник ("Столпы общества"), Йун
Габриэль Боркман (о. п.), Рогожин ("Идиот" по Достоевскому).
В 1909-17 Л. играл в моек. Малом т-ре. Роли:
Герцог, лорд Чилтерн ("Герцогиня Падуанская", "Идеальный муж"
Уайльда), Пастор Мандерс ("Привидения") и др. Одновременно был и
режиссёром. Пост. "Горе от ума" (1911); "Профессор Сторицин" Андреева
(1912, играл Телемакова), "Правда хорошо, а счастье лучше" (1913),
"Бешеные деньги" Островского (1917). В нач. 20-х гг. работал в Абхазии.
В 1924 вернулся в Москву и поступил в Т-р им. МОСПС как актёр и
режиссёр. Роли: Клейст ("Цемент" по Гладкову), генерал Марев ("Чапаев"
по Фурманову), Захар Бардин ("Враги"), пост. "Предательство Дегаева"
Шкваркина (1925).
Лит.: Е. А. Лепковский. 45 лет в театре. Юбилейный сборник, М., 1930.
Е. Ген.
ЛЕРБ‚РГ, правильнее -Ван Лерберг (Van Lerberghe), Шарль
(21.IX.1861-27.X.1907) -бельгийский поэт, драматург. Писал на франц. яз.
Окончил Брюссельский ун-т. Творчество Л. близко к парнасцам и
символистам. Первая одноактная драма Л. "Они почуяли" (1889, 1892, "Т-р
д'ар") предвосхитила символистские драмы М. Метерлинка. Однако
драматургом-символистом Л. не стал и лишь пьеса "Мадемуазель Коси-Сено,
или Синяя паучиха" проникнута мистикой. Крупнейшее драм. произв. Л.
"Пан" (1906, т-р"Эвр"), в к-ром он сатирически изображает представителей
господствующих классов в деревне, реалистически воссоздаёт жизнь
крестьян. Л. утверждает гармонич. единство человека и природы,
естественные человеч. отношения, противопоставляя их мертвящей власти
религии. Антиклерикальная и антибурж. направленность, живой язык,
остроумные диалоги определили интерес т-ров к этой пьесе.
На рус. сцене пост.: "Синяя паучиха" (1915, Передвижной т-р под рук.
П. П. Гайдебурова), "Пан" (1917, Т-р им. В. Ф. Комисса ржевской).
Соч. в рус. пер.-Пан. Они почуяли. М.-Пе Коси-Сено..., М., 1908. Я.
П.
ЛЕРМОНТОВ, Михаил Юрьевич [3(15). X. 1814, Москва,-15(27). VI 1.1841,
Пятигорск; похоронен в имении Тарханы Пензенской губ., ныне - с.
Лермонтове] - русский поэт. В 1828 поступил в 4-й класс Благородного
пансиона (при Моск. ун-те). В том же году начал писать стихи, поэмы. В
1830-32 учился сначала на нравственно-политич., а затем на словесном
отделении Моск. ун-та. После столкновения с реакц. профессурой оставил
ун-т и поступил в юнкерскую школу (окончил в 1834). В 1837 за ре-волюц.
стихотворение на смерть Пушкина был выслан в действующую армию на
Кавказ. В 1841 убит на дуэли, организованной реакц. аристократией.
Л.- один из крупнейших представителей революционно-романтич. поэзии.
Его творчество, развивающееся в годы николаевской реакции, последовавшей
за разгромом восстания декабристов, было проникнуто свободолюбивым,
мятежным духом. Оно оказало огромное влияние на развитие рус.
общественной и эстетич. мысли, было высоко оценено рус.
революционно-демократич. критикой. Художеств. достижения Л. в раскрытии
внутр. мира человека были усвоены рус. реалистич. лит-рой.
Увлекаясь т-ром, Л., подобно Герцену, Огареву, Белинскому,
взволнованно воспринимал драматургию Шиллера и Шекспира; нек-рые его
суждения о драматургии и т-ре совпадают со взглядами Белинского
(восприятие образа Гамлета как человека сильной воли; любимым актёром Л.
был П. С. Мо-чалов). Однако условия жизни поэта не способствовали
развитию его связей с т-ром: оторванность от т-ра в годы ссылки,
цензурные гонения, не позволившие Л. увидеть на сцене своё лучшее
создание для т-ра - "Маскарад", объясняют его отход от драматургии и
обращение к др. жанрам. Его первое драм. произв. - трагедия "Испанцы"
(1830, изд. 1857) - направлена против социального неравенства и нац.
предрассудков. Обличая тщеславие и продажность исп. вельмож, жадность и
жестокость церковников, неправду суда, Л. иносказательно рисует в этой
трагедии пороки своей страны. Миру лжи и злобы противопоставлен чистый
духом юноша Фернандо, осуждённый и отправленный на казнь несправедливой
властью. При создании трагедии юный поэт отбросил классицистские правила
("три единства", традиционное распределение ролей). Страсти бушуют в
сердцах персонажей, сцены полны потрясающих эффектов - убийств, пыток,
безумия, неожиданных открытий сокровенных тайн и т. п. Язык действующих
лиц пронизан метафорич. выражениями, резкими антитезами, настойчивыми
анафорами, подымающими интонацию стиха.
В двух следующих пьесах, написанных прозой,- "Menschen und
Leidenschaften" ("Люди и страсти", 1830, изд. 1880) и "Странный человек"
(1831, изд.1860)- Л. обращается к рус. действительности. Продолжая
традиции прогрессивной драматургии 18 в., он выступает в них против
ужасов крепостного права. Пьесы имеют и автобиографич. значение, они
раскрывают отношение поэта к событиям собственной жизни. Как и в
"Испанцах", Л. противопоставляет развращённому обществу образ романтич.
героя, возмущённого жестокостью, наделённого пламенными чувствами,
говорящего языком метафор. На автобиографическом материале основана и
пьеса Л. "Два брата" (1836, также написана прозой), отличающаяся большой
композиционной слаженностью, углублённой разработкой психологии
персонажей.
В 1835-36 Л. написал драму в стихах "Маскарад"- величайшее произв.
рус. прогрессивной романтич. драматургии. В сатирич. замысле драмы ещё
совреценники Л. усматривали связь с "Горем от ума". Пьеса показывает
среду и нравы светского общества после разгрома восстания декабристов,
среду, в к-рой гл. роль играла "дрянь александровского поколения"
(Герцен). Название драмы характеризовало бессодержательную, лживую,
прикрытую лицемерием жизнь аристократии, с к-рой поэт срывает личину
добродетели, чести, ума. Игорный дом и маскарадный зал - "духовные
центры" интересов светского общества. На общем фоне Л. рисует отдельные
образы "маскарадного" мира: князя, к-рого даже влюблённая в него женщина