<< Пред.           стр. 46 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Вирты (Гулакян); "Маскарад" Лермонтова (Гулакян); "Чужая тень" Симонова
 (Аджемян).
  1950: "Семья" Попова (Гулакян); "Дерзание" Овчинникова (Вагаршян);
 "Илья Головин" Михалкова (Вартанян); "Чудесный клад" Боряна и Капланяна
 (Аджемян).
  1951: "Вишнёвый сад" Чехова (Аджемян); "Рассвет над Москвой" Сурова
 (Мариносян); "Живой труп" Толстого (Гулакян); "Машенька" Афиногенова
 (Гулакян).
  1952: "Егор Булычев и другие" Горького (Захава); "Микаел Налбандян"
 Араксманяна и Вартаняна (Аджемян).
  1953: "Король Лир" Шекспира (Аджемян); "Дети солнца" Горького
 (Аксёнов); "Опытное поле" Заряна (Аджемян).
  1954: "Любовь на рассвете" Галана (Аджемян); "Не называя фамилий"
 Минко (Мариносян); "Дядя Багдасар" ("Багдасар ахпар") Пароняна
 (Аджемян).
  1955: "Утёс" Папазяна (возобновление Аджемяна); "Хачатур Абовян"
 Мурадяна (Калантар); "Собака на сене" Лопе де Вега (Мариносян); "Намус"
 Ширванзаде (Аджемян); "Ещё одна жертва" Сундукяна.
  1956: "Одна" Алёшина (Капланян).
  1957: "В тихом переулке" Мовзона (Арзуманян); "Доктор философии"
 Нушича (Джанибекян); "Под одной крышей" Боряна (Аджемян); "Деревья
 умирают стоя" Касоны (Мкртчян).
  1958: "Розы и кровь" Араксманяна (Капланян); "Последние гвоздики"
 Тер-Григоряна (Мкртчян); "Порок сердца" Арутю-няна (Аджемян); "Уриэль
 Акоста" Гуцкова (Папазян).
  1959: "Огонь твоей души" Араксманяна (Капланян); "Хаос", инсц. по
 роману Ширванзаде (автор инсц. и пост. Аджемян).
  1960: "Весенний дождь" Тер-Григоряна (Аджемян); "Третья патетическая"
 Погодина (Аджемян).
  Лит.: Меликсетян С., Путь нашего театра, Ереван, 1941. С.Р.
  АРМЯНСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ. Основан в 1942 в Ереване.
 Активное участие в создании и организации т-ра приняли певец Ш. Таль-ян,
 композитор А. Айвазян, дирижёр А. Тер-Огане-сян, артисты и режиссёры Т.
 Сарян и Г. Данзас. В труппу вошли И. и Г. Данзасы,А. Тер-Абрамян, Э.
 Ам-барцумян, Т. Айвазян, В. Шахсуварян и др. Среди первых постановок
 т-ра были: произв. арм. и мировой классики ("Карине" Чухаджяна, комедии
 с музыкой - "Кум Моргана" Ширванзаде, "Учитель танцев" Лоне де Вега, и
 др.) и венские оперетты ("Сильва", "Марица", "Баядера" Кальмана). В
 дальнейшем над созданием арм. муз. комедий работали: А. Айвазян, В.
 Тигранян, В. Котоян, М. Кочарян, Н. Зарян, А. Барсегян, Г. Тер-Григорян
 и др. Среди лучших постановок т-ра в 40-50-х гг.: "Кадж Назар" Айвазяна
 и Демирчяна (1948), "Восточный дантист" Айвазяна, "Большая свадьба"
 Тиграняна и Папаяна (1954), "Долина любви" Котояна и Барсегяна (1956),
 "Золотой браслет" Кото-яна и Аджемяна (1960), а также "Вольный ветер"
 Дунаевского (1948), "Трембита" Милютина (1952), "Цыганский барон"
 Штрауса, и др. Т-р вырастил большую группу деятелей арм. муз. комедии:
 артисты Н. Алиханян, А. Андриасян, А. Аревшатян, В. Шахсуварян, Е.
 Шахназарян, С. Эйрамджян, А. Самуэлян, К. Ханчванкян, гл. режиссёр Т.
 Варта-зарян, реж. О. Карапетян, художник Г. Геворкян, дирижёр Г.
 Варжапетян. Б. А.
  АРМЯНСКИЙ ТЕАТР бПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. А. А. СПЕНДИАРОВА [Армянский
 Государственный ордена Ленина театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова
 (Спендиа-р я н а)] - крупнейший музыкальный театр Армении. Организован в
 Ереване в 1932. Открыт 20 янв. 1933. Здание т-ра построено в 1940 (арх.
 А. И. Таманян). Основателями т-ра были крупнейшие деятели арм. иск-ва:
 певцы - А. Даниэлян, Ш. Тальян, Л. Исецкий-Иоаннисян, А. Каратов;
 дирижёры - К. Сараджев, Г. Будагян, С. Чарекян; художники - М. Сарьян,
 А. Арутюнян; режиссёр А. Бурджалян. В 1933-36 в т-ре работали: дирижёры
 В. Пирадов, С. Шатирян, М. Тавризиан, режиссёры А. Гулакян, Л. Калантар,
 В. Аджемян, балетмейстер И. Арбатов и др. В 1938 т-ру было присвоено имя
 А. А. Спендиарова. В т-ре выступали: певцы П. Лисициан, Т. Сазандарян,
 Г. Габриелян, Д. Погосян, Т. Шахназарян, М. Седмар, Т. Хачатурян и др.;
 работали: режиссёр Г. Ованесян, дирижёр Р. Степанян, художники П.
 Ананян, М. Арут-чьян, С. Аладжалов. Вскоре после создания т-ра была
 организована балетная труппа, к-рая с 1935 стала давать самостоят,
 спектакли (первый спектакль-"Лебединое озеро"). Среди артистов балета:
 Л. Воинова-Ши-канян, Р. Тавризян, П. Бурназян, 3. Мурадян, Г. Ге-оргиан,
 С. Саркисян и др. С 1935 т-р получил настоящее наименование. Борьбе за
 развитие реалистич. направления в муз.-сценич. иск-ве, за воспитание
 нац. арти-стич. кадров способствовали пост. опер "Алмаст" Спендиарова
 (1933), "Ануш" Тиграняна (1935), "На рассвете" ("Лусабацин", 1938) и
 "Героиня" Степаняна (Ст. пр. 1951), "Аршак II" Чухаджяна (Ст. пр. 1946),
 "Евгений Онегин" (1933),"Пиковая дама" (1940), "Кармен" (1934), "Фауст"
 (1933), "Риголетто" (1934), "Травиата" (1936), "Богема" (1936); "Тихий
 Дон" Дзержинского (1937); балетов "Гаянэ" Хачатуряна (1947), "Раймонда"
 (1941), "Бахчисарайский фонтан" (1939) и др. Т-р работает и над
 произведениями арм. (А. Степанян, К. Зака-рян, А. Айвазян и Др.), рус.,
 груз., азерб. и др. сов. композиторов. Спектакли в т-ре идут на арм. и
 рус. языках. В труппе т-ра работают (1960): нар. арт. СССР-Г. Гаспарян,
 Т. Сазандарян, нар. арт. Арм. ССР - Д. Погосян, Н. Ованесян, А.
 Петросян, засл. арт. Арм. ССР - М. Еркат, Э. Багдасарян, К. Мапкосян, А.
 Думанян, А. Тутунчян, гл. дирижёр С. Чарекян, режиссёры-А. Ананян, Р.
 Джер-башян, гл. художник А. Мирзоян.
  Лит.: Театр оперы и балета Армении. Сб. статей, М., 1939;
  Шавердян А., Очерки по истории армянской музыки XIX и XX вв., М.,
 1959; Т и г р а- н о в Г., Армянский музыкальный театр. Ер., т. 1, 1956,
 т. II, 1960; БарсамянА., "Алмаст" А. Спендиарова, М., 1959; Тигранов Г.,
 Бале-ты А. Хачатуряна, М., 1960.
  РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
  (в скобках указаны фамилии постановщиков)
  1933: "Алмаст" Спендиарова, "Севильский цирюльник" Россини, "Евгений
 Онегин"; "Фауст" Гуно (Бурджалян).
  1934: "Риголетто", "Кармен", "Чио-Чио-сан", "Паяцы" (Бурлжалян).
  1935: "Лебединое озеро" (Рейнке); "Ануш" Тиграняна (Гулакян);
 "Храбрый Назар" ("Кадж Назар") Степаняна (Бурджалян).
  1936: "Богема" Пуччини; "Травиата" (Калантар); "Проказницы" ("Тщетная
 предосторожность") Гертеля (Пресняков).
  1937: "Тоска", "Лакме", "Тихий Дон" (Бурджалян).
  18 ЗН: "Русалка" (Раппопорт); "Типарникос" Айвазяна (Ад-жемяь); "На
 рассвете" ("Лусабацин") Степаняна (Калантар).
  1й39: "Бахчисарайский фонтан" Асафьева (Арбатов); "Арлекинада" Дриго
 (Арбатов); "Счастье" Хачатуряна (Арбатов и Ованесян).
  1940: "Алмаст" Спендиарова (Ованесян); "Ануш" Тиграня" на (Гулакян);
 "На рассвете" ("Лусабацин") Степаняна (Ка- лантар); "Бахчисарайский
 фонтан" Асафьева (Арбатов); "Ру- салка"; "Царская невеста" (Бурджалян);
 "Лебединое озеро (Литвиненко и Лавровский); "Пиковая дама"; "Риголетто
 (Волчек); "Анаит" Тер-Гевондяна (Моисеев).
  1941: "Кармен" (Гулакян); "Кот в сапогах" (Волчек); "Раймонда"
 Глазунова (Моисеев); "Аида" (Гулакян); "Волк и семеро козлят" Коваля
 (Волчек); "Марджан" Закаряна (Мел-кумян); "Конёк-горбунок" Пуни
 (Моисеев).
  1942: "Фауст" Гуно (Волчек); "Отелло" (Гулакян); "Кёр-оглы" У.
 Гаджибекова (Аджемян); "Иван Сусанин" (Гулакян);
  "Кавказский пленник" Асафьева (Лавровский).
  1943: "Севильский цирюльник" Россини (Тигранов); "Даи-си" Палиашвили
 (Мелкумян); "Евгений Онегин" (Волчек);
  "Гугеноты" Мейербера (Гулакян).
  1944: "Паяцы" (Волчек); "Чио-Чио-сан" (Мелкумян).
  1945: "Намус" Ходжи-Эйнатова (Аджемян); "Хандут" на музыку
 Спендиарова, муз. ред. и композиция Будагяна (Арбатов); "Аршак II"
 Чухаджяна (Гулакян).
  1946: "Богема" Пуччини (Мелкумян); "Демон" (Волчек).
  1947: "Гаянэ" Хачатуряна (Анисимова); "Шехеразада"
 Рнм-СКОго-Корсакова (Бурмейстер); "Иоланта" (Гулакян).
  1948: "Травиата" (Волчек); "Коппелия"; "Кето и Котэ" Долидзе
 (Цуцунава); "Флория Тоска" Пуччинп (Мелкумян).
  1949: "Доктор Айболит" Морозова (Арбатов); "В лучах солнца"
 Тер-Гевондяна (Аджемян); "Медный всадник" Глнэра (Арбатов); "Лакме"
 Делиба (Мелкумян).
  1950: "Мазепа" Чайковского (Смолич); "Героиня" Степаняна (Аджемян);
 "Давид бек" Тиграняна (Мелкумян).
  1951: "Дубровский" Направника (Мелкумян); "Красный цветок" Глиэра
 (Язвинский).
  1953: "Севильский цирюльник" Россини (Мелкумян); "Алмаст" Спендиарова
 (Ованесян); "Хандут" на муз. Спендиарова (Варковицкий и Мурадян).
  1954 "Дон Кихот" Минкуса (Мурадян); "Дон Паскуале" Доницетти
 (Мелкумян).
  1955: "Евгений Онегин" (Мелкумян); "Ромео и Джульетта" Гуно
 (Вартанян).
  1956: "Севан" Егиазаряна (Арбатов); "Аршак II" Чухаджяна (Вартанян);
 "Давид бек" Тиграняна (Аджемян и Мелкумян).
  1957: "Мармар" Оганесяна (Арбатов и Мурадян); "Трубадур" Верди
 (Мелкумян); "Сое и Вардитер" Тиграняна (Вартанян);
  "Арцваберд" Бабаева (Вартанян, Ананян и Джербашян).
  1958: "Сона" Арамяна (Габриян и Мурадян); "Фауста Гуно (Гулакян);
 "Травиата" (Мелкумян).
  1959: "Отелло" (Гулакян); "Костёр" Геворкяна (Мелкумян);
  "Сельская честь" Масканьи (Джербашян).
  1960: "Вечер балета"; "Бал-маскарад" Верди (Гулакян);
  "Хачатур Абовян" Арменяна (Капланян); "Лусабацин" Степаняна
 (Гулакян).
  Лит.: Мурадян М., Армянская советская музыкальная культура, Ереван,
 1958; Ш а г и н я н М., Культура советской Армении, Ереван, 1956.
  АРМЯНСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ - открылся в Ереване 29 ноября 1929
 спектаклем "Взрыв" Смирнова. В труппу т-ра вошли В. Мирзоян, Н.
 Ману-чарян, П. Сантросян, А. Агасян, С. Микаэлян"
  М. Кочарян, В. Мурадбекян, С. Кочарян и др. Т-р провел большую работу
 по созданию арм. детской драматургии. На его сцене были пост.: "Соловей
 Азаран" ("Азаран бульбуль") Бейлеряна (1943), "Хачатур Або-вян" Газазяна
 (1948), "Когда в доме нет глаз" Араксма-няна (1956), "Музыкантская
 команда" Шатиряна(1957), "Золотой город" (1954) и "Ночное чудо" (1960)
 Ягджя-на и др. Среди лучших спектаклей т-ра: "Храбрый Назар" Демирчяна
 (1939), "Гикор" (по Туманяну, 1940), "Ещё одна жертва" Сундукяна (1954);
 "Ревизор" (1957), "Недоросль" (1946), "Сон в летнюю ночь" (1944),
 "Молодая гвардия" (1947), "Как закалялась сталь" (1938), "Разбойники"
 (1939); "Снежок" Любимовой (1949), "Павлик Морозов" Губарева (1953). В
 т-ре работали режиссёры Т. Шамирханян, С. Кочарян, 3. Татинцян, художник
 С. Арутчян. Театр гастролировал в Москве в 1940 и 1958. В труппе т-ра
 (I960):
  П. Сантросян, Ж. Геворкян, Э. Вартанян, Г. Бабаджанян, Э. Касумян, Э.
 Элбакян, Н. Далакян, М. Тамра-зян, 3. Тер-Карапетян и др. Гл. реж. Г.
 Капланян. Режиссер А. Агасян, художник Г. Вартанян. Б. А.
  АРМЯНСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (Ереванский художественно-театральный
 институт). Создан в Ереване в 1944 на базе Театр. училища им.
 Немировича-Данченко. До 1953 ин-том руководил В. Вартанян. В 1953 ин-т
 был объединён с художеств. ин-том и получил наименование
 Художеств.-театр. ин-та. Имеет актёрский, режиссёрский и театроведческий
 ф-ты. Среди выпускников ин-та актрисы- Н. Даллакян, М. Мурадян, Е.
 Ованесян, М. Симонян, актёры-X. Абрамян, А. Кости-кян, Ф. Мкртчян, Э.
 Элбакян, режиссёры - О. Авети-сян, Г. Мкртчян, 3. Татинцян, А. Торосян,
 Р. Хара-зян, театроведы- Б. Арутюнян, Л. Ахвердян, С. Ри-заев, Л.
 Самвелян, Л. Халатян и др. В ин-те работали педагоги: А. Дживилегов, Г.
 Габриэлян, Т. Шамирханян, Л. Калантар, В. Вагаршян, А. Гулакян. Среди
 педагогов ин-та (I960): В. Аджемян, В. Вартанян, Р. Зарян. Директор (с
 1953) А. Саркисян. В 1956/57 учебном году в ин-те открылась Даргинская
 студия под руководством В. Вартаняна. Б. А.
  АРМЯНСКИЙ ЦИРКОВОЙ КОЛЛЕКТИВ - см. Цирковые коллективы.
  АРМЯНСКОЕ ДРАМАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - театральная общественная
 организация, существовавшая в Тифлисе в 1902-21. Осн. по инициативе
 драматурга Г. Сундукяна и театр. деятеля М. Туманяна. Возглавляла
 деятельность арм. трупп в Тифлисе. С. Мел.
  АРН (Ame), Майкл (1741-14.1. 1786)-английский композитор. Музыке
 обучался у своего отца Т. А. Арна. В 1750 дебютировал в качестве певца в
 Малом т-ре (Лондон). С 1756 работал как театр. и оперный композитор. А.
 принадлежат оперы "Эдгар и Эммелина" (1761), "Гименей" (1764), "Альмена"
 (совм. с Дж. Бэттишилл, 1764), "Симон" (1767) (поставлены в т-ре
 "Друри-Лейн", Лондон), музыка к драм. спектаклям ("Сон в летнюю ночь"
 Шекспира, 1763, "Отцы" Филдинга, 1778, и Др.). Первое исполнение спенич.
 произведений А. состоялось в Лондоне. Благодаря простоте и доступности
 музыкального языка, оперы А. пользовались в своё время большой
 популярностью. Вс. Т.
  АРН (Arne), Томас Августин (12. III. 1710, Лондон, -5.111.17 78, там
 же) - английский композитор. Доктор музыки Оксфордского ун-та (с 1759).
 В 1733 была пост. первая опера А. "Розамонд" (Лондон, т-р "Линкольне Инн
 Филдс"), принесшая ему широкую популярность. В дальнейшем А. писал
 музыку к "маскам" (в т. ч. к "Комусу" Мильтона, 1738, Лондон,
 "Друри-Лейн"). Известность приобрела песня "Правь, Британия!" из "маски"
 А. "Альфред" (1740, Кливден), ставшая англ. национальным гимном.
  А. принадлежит музыка к драм. спектаклям, в т. ч. к произв. Шекспира
 "Как вам это понравится" (1740), "Двенадцатая ночь" (1741),
 "Венецианский купец" (1741), "Буря" (1746) (поставлены в т-ре
 "Друри-Лейн", Лондон). А. написал также оперы "Дидона и Эней" (1733,
 Лондон, "Хеймаркет"), "Любовь в деревне" (1762), "Артаксеркс" (1762)
 (поставлены в "Ковент-Гарден", Лондон) и др. Муз. стилю А. свойственны
 простота, свежесть и яркость мелодич. рисунка. Вс. Т. Лит.: Langleу Н.,
 Doctor Arn, Cambr., 1938. АРНАУДОВ, Илия (7. VI. 1889-25. IV. 1946) -
 болгарский режиссёр и муз. критик. С 1929 - реж. Софийской нар. оперы.
 Пост. на сцене этого театра спектакли: "Бал-маскарад" (1941), "Сила
 судьбы" (1934), "Симон Боккапегра" (1943) Верди, "Гергана", Г. Атанасова
 (1945) и др. А.- автор статей по вопросам истории болг. муз. т-ра. В
 своей режиссёрской работе был последователем творческих принципов М.
 Рейнхардта. Аг. М.
  АРНИЧЕС-И-БАРРЕРА (Arniches y Barrera), Kap-лос (11. X. 1866-15. IV.
 1943) - испанский драматург. В 1898 написал два сайнете -"Именины
 Исидры" и "Праздник св. Антония" (муз. Т. Торрегроса; пост. в том же
 году, т-р "Аполо"). В дальнейшем А.-и-Б. создал ок. 300 произв. для
 т-ра, большинство к-рых было пост. в т-рах Мадрида. В их числе: сайнете
 "Арбузы и дыни" (муз. Э. Монтеро; 1900, т-р "Эслава"), "Друг Мелькиад,
 или Что имеем - не храним, потерявши - плачем" (муз. Вальверде и
 Серрано; 1914, "Аполо"), "Сливки квартала" (муз. Кальехи и Фолье-ти;
 1919, там же), комедия "Это мой муж" (1921, т-р "Комедия"), фарсы
 "Синьорита де Тревелес" (1916, т-р "Лара"), "Только для тебя весь мир!"
 (1929, там же), "Трагедия простофили" (1935, т-р "Сервантес"). А.-и-Б.
 принадлежат либретто мн. сарсуэл, написанных в соавторстве с другими
 драматургами. Наибольшей популярностью пользовалась сарсуэла "Охапка
 роз" (муз. Р. Чапи; 1902, "Аполо"), ставившаяся в т-рах Испании и Лат.
 Америки. В своих пьесах А.-и-Б. дал яркие зарисовки жизни окраин
 Мадрида, использовал живой и образный нар. мадридский говор. С большой
 теплотой описывал А.-п-Б. жизнь бедняков, их мужество и бескорыстие в
 комедии "Маленькие люди" (муз. X. Феррано; 1913, т-р "Комико").
 Характерными чертами произв. А.-и-Б. являются демо-кратич.
 направленность, контрасты комического и драматического, введение шуток,
 каламбуров в диалоги. Соч.: Teatro completo, v. 1-4, Madrid, 1948. Лит.:
 Perez de Ayala R., Las mascaras, v. 1-2, Madrid, 1917-19; Valbuena A.,
 Historia del teatro espanol, Barcelona, 1956. Л. Крас.
  АРНОЛДИ (Arnoldi), Хейко (Ко) (р. 1883, Гронин-ген) - голландский
 актёр и режиссёр. Сценич. деятельность начал в 1902 в Амстердаме, в
 Нидерландском спенич. об-ве под руководством ван дер Хорста и Терноя
 Апела. Исполнял роли Хаффе ("Возчик Геншель" Гауптмана), Ланселота
 ("Венецианский купец" Шекспира). С 1916 работал в различных
 амстердамских труппах, возглавлявшихся Э. Феркаде, В. Ройярдсом, Г.
 Хейермансом и др; в 1924-33 играл в т-ре Амстердама. В 1933 организовал
 (вместе с актёрами Э. Маусом и Я. Мюсом) театр. труппу "Маска"
 (существовала до 1942). Роли: Яспер и Мельхиор ("Ева Бонар" и "Летучий
 голландец" Хейер-манса), Френк ("Профессия миссис Уоррен" Шоу), Жан
 ("Жан с Луны" Ашара), Писатель ("Обнажённые одеваются" Пиранделло). В
 1945-55 был актёром и режиссёром Роттердамского т-ра. Роли: Гарпагон
 ("Скупой"), Гремио ("Укрощение строптивой"), Эр-харт ("Джон Габриэль
 Боркман" Ибсена), Бубнов ("На дне"), Джемс ("Комната для живых" Грина).
 В 1950 А. поставил в этом т-ре спектакль "Мамаша Кураж и её дети"
 Брехта. С 1955 гастролирует, выступает по телевидению. А. Вис"
  АРНОЛЬД (наст. фам. - Барский), Арнольд Григорьевич [р. 1(13). IX.
 1897] - советский режиссёр. Сценич. деятельность начал как актёр в 1908
 в Киевском т-ре "Соловцов". Работал в драм. т-рах как актёр и режиссёр.
 С 1921 - режиссёр цирка, эстрады и кино. В 1943-55 - гл. режиссёр Моск.
 цирка, с 1956 - худ. рук. Центр, студии циркового иск-ва. Осуществил
 пост. в Моск., Ленингр. и др. цирках: "Год четырнадцатый" (1931),
 пантомима "Чёрный пират" (1928), "Эпрон" (1933), четыре программы
 иллюзионного аттракциона под руководством Кио, программы смотров новых
 номеров (сезоны 1945/46, 1954/55), программы прибалтийского цирка и др.
 М. 3.
  АРНОЛЬД (Arnold), Ирмгард (р. 1920) - немецкая артистка оперы
 (сопрано). С 1951 - солистка берлинского т-ра "Комише опер". Партии:
 Лисичка ("Лисичка-плутовка" Яначка), Аминта ("Молчаливая жена" Р.
 Штрауса), Никлаус ("Сказки Гофмана" Оффенбаха) и др. Выступает также в
 концертах. Нац. пр. ГДР (1957). Л. М.
  АРНОЛЬДСОН (Arnoldson), Оскар (4. VII. 1830- 8. VII. 1881) - шведский
 артист оперы (лирич. тенор). Отец С. Арнолъдсон. Пению учился в
 Стокгольме у Ю. Гюнтера. Впервые выступил на сцене в 1855 в Малом
 оперном т-ре (Стокгольм), с 1858 пел в Королевской опере (в Стокгольме).
 В 1870 гастролировал в Придворной .опере в Берлине. А. обладал высокой
 вокальной техникой и подвижным голосом ("колоратурный тенор"). Партии:
 Горный король ("В плену у горного короля" Хальстрёма), Рольф ("Викерцы"
 Аава), Тамино ("Волшебная флейта"), Рауль ("Гугеноты"), Фауст и др. Н.
 Г.
  АРНОЛЬДСОН (Arnoldson), Сигрид (20. III. 1861-7.11.1943) - шведская
 артистка оперы (ли-рико-колоратурное сопрано). Член Швед. муз. академии
 (с 1910). Пению обучалась в Стокгольме у своего отца О. Арнольдсона, в
 Берлине - у Д. Арто и Ф. Арльберга; у М. Стракоша -в Париже. Впервые
 выступила в концерте в 1882, на сцене оперного т-ра- в 1885 в Праге.
 Гастролировала в 1880-90; пела в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), в
 Королевской опере в Стокгольме (1882, 1897, 1902 и др. гг.), в Англии,
 Норвегии и др. странах. Партии: Розина;
  Церлина, Керубино ("Дон Жуан", "Свадьба Фигаро"), Мими, Татьяна и др.
 В нач. 1900-х гг. А. покинула сцену. В 1922-38 преподавала пение в Вене.
  Лит.: Josephson M., S[igridj A[rnoldson], "Ord осп Bild", Stockh.,
 1897. H. Г., Be. Т.
  АРНУ (Arnould), Мадлен Софи (13.11.1740, Париж,- 22. X.I 802, там же)
 - французская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в городской
 капелле в Париже, брала уроки у М. Фель, драматич. иск-ву училась у И.

<< Пред.           стр. 46 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу